Что такое орфограмма в русском языке 3?

11 ответов на вопрос “Что такое орфограмма в русском языке 3?”

  1. Windgrove Ответить

    При изучении русского языка в школе или институте приходится сталкиваться с огромным количеством норм, правил и исключений из них. По каждому слову могут возникнуть вопросы. Как его правильно написать? Ставить ли дефис или мягкий знак?

    Понять значение данного термина весьма просто, достаточно обратиться к его этимологии, то есть истории появления. Это слово можно перевести с греческого языка, тогда получится правильная запись или письмо. Таким образом, орфограмма – это правильное написание какого-либо слова.
    Понятие орфограмма в чем-то тождественно понятию правило. Практически на каждую орфограмму имеется своё правило русского языка. В самых редких случаях написание будет основываться на простых традициях. Все эти правила и общепринятые нормы изучает одна большая наука – орфография.
    Обычно правила возникают там, где кажется, что слово может иметь несколько вариантов написания. Это связано с теми ситуациями, когда звучание не дает четкого представления о том, какие буквы или знаки должны быть в слове.

    Особенности орфограмм

    Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
    Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
    Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
    Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
    Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

    Как найти орфограмму?

    Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
    Основные виды орфограмм:
    Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
    Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
    Мягкий знак после шипящих,
    Глухие согласные на конце слова,
    Частица «не».
    На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
    Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
    Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

    Орфографический разбор

    Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
    Орфографический разбор включает в себя
    выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
    простановку ударения,
    определение частей слова,
    подбор проверочного слова,
    выбор правила.
    Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
    Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
    Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

  2. Digami Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету?т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВEТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы?стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи?т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю?чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКOЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищaт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы?ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови?л – улoв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
    С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

  3. Magami Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  4. money Ответить

    Программа русского языка 5 класса
    1. Лингвистика –это наука о языке, языкознании, языковедении.
    Лингвистический –это языковедческий, связанный с языком.
    2. Морфема –это значимая часть слова.
    Морфемный разбор слова – это разбор слова по составу, то есть выделение частей, из которых состоит слово.
    Морфемика – это раздел науки о языке, в котором изучается состав слова.
    Корень слова – это главная морфема в слове, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
    Бегать, звонок, отвар, просмотр.
    Приставка – это морфема, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
    Суффикс – это морфема в слове, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
    Окончание – это изменяемая морфема слова, которая служит для связи слов в предложении и образует форму слова.
    Нулевое окончание – это такое окончание, которое не обозначено звуками речи.
    Дом, лес, перелет.
    Однокоренные слова – это слова с одним и тем же корнем, но с разным лексическим значением.
    Лес, лесной, лесник; роса, росинка, росистый.
    Бегать, побег, подбегать; звонок, перезвон, зазвонить.
    Отвар, варить, сварить; просмотр, смотреть, засмотреться.
    Формы одного и того же слова – это слова с одним и тем же корнем, у которых одинаковое лексическое значение.
    Вода, воде, воды.
    Вывод: при образовании слова появляются однокоренные слова, а при изменении слова появляются формы слова.
    Основа слова – это часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово.
    Старик, рыбачил, рыбка, золотую.
    Состав слова – это соединение морфем в единое целое, в слово с определенным значением.
    По – ы – ход > походы
    3. Орфография –это раздел науки о языке, в котором изучается правильное написание слов.
    Орфограмма – это трудная для написания буква в слове, требующая применения определённого орфографического правила.
    Есть ещё орфограммы:
    Орфограмма-пробел (раздельное написание): к реке.
    Орфограмма-дефис (чёрточка): кто-то, жёлто-зелёный.
    Орфограмма – слитное написание: небольшой домик.
    Орфограмма №1.
    Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором проверяемая гласная была бы под ударением.
    Деревья (дерево), косить (косит), лесной (лес), колосок (колос).
    Порядок ответа по орфограмме №1.
    В корне слова «река» (рек) пишу безударную гласную е, так как она проверяемая ударением в слове реки.
    Орфограмма №2
    Правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова нужно запомнить.
    Велосипед, гимнаст, маршрут, кочевник.

  5. Zalore Ответить

    3) суффикса -ше: раньше, тоньше.
    Простая сравнительная степень – неизменяемая форма прилагательного и в предложении обычно бывает сказуемым.
    Составная форма сравнительной степени образуется прибавлением к начальной форме слова более или менее: более быстрый, менее прохладный. У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по падежам, числам и родам: более интересной, более смелому, более решительными.
    Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку: самые отчётливые, наилучших.Простая форма превосходной степени образуется прибавлением к основе начальной формы прилагательного суффикса -ейш-, -айш-: ближайший, быстрейший. Прилагательные в форме превосходной степени изменяются по родам, падежам и числам: самым удивительным. Составная форма превосходной степени образуется прибавлением к начальной форме слов самый, наиболее, наименее или прибавлением к форме сравнительной степени слов всего, всех: самый сложный, наиболее известный, добрее всех, выше всего.
    · Относительные прилагательные
    Относительные прилагательные обозначают такой признак предмета, который не может быть в большей или в меньшей степени. Относительные прилагательные не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречием очень, не имеют антонимов. Относительные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам (в единственном числе).
    · Притяжательные прилагательные
    Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу (отцов дом, дядин совет, рыбачий посёлок) или животному (медвежья берлога, кошкин дом) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? Притяжательные прилагательные изменяются по падежам, числам и родам. Притяжательные прилагательные имеют суффиксы
    -ов (-ев), -ин (-ын), -ий.
    Морфологический разбор имени прилагательного.
    План разбора
    I. Часть речи. Общее значение вопрос.
    II. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). Морфологические признаки.
    Постоянные признаки: качественное, относительное или притяжательное.
    Непостоянные признаки:
    1) у качественных:
    а) степень сравнения;
    б) краткая или полная форма;
    2) у всех прилагательных:
    а) падеж;
    б) число;
    в) род.
    III. Синтаксическая роль.
    Имя числительное.
    Имя числительное-это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счёте и отвечает на вопросы сколько? какой по счёту?
    Разряды числительных
    количественные порядковые


    По структуре количественные числительные бывают простые, сложные и составные.
    Морфологический разбор имени числительного.
    План разбора
    I. Часть речи. Общее значение. Вопрос.
    II. Начальная форма (именительный падеж).
    Морфологические признаки:
    1.Постоянные признаки:
    а) простое или составное;
    б) количественное или порядковое;
    в) разряд (для количественных)
    2. Непостоянные признаки:
    а) падеж;
    б) число (если есть);
    в) род (если есть).
    III. Синтаксическая роль.
    Орфограммы русского языка.
    Орфограмма – это такое написание в слове, при котором нужно применить определённое орфографическое правило.
    Морфемный разбор– разбор слова по составу.
    Орфограмма №1 Безударные проверяемые гласные в корне слова.
    Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить слова так, чтобы на гласный падало ударение.
    Орфограмма №2 Непроверяемые гласные и согласные в корне.
    Нужно запомнить или обратиться к орфографическому словарю.
    Орфограмма №3 Проверяемые согласные в корне слова.
    Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить слово так, чтобы согласный слышался чётко.
    Орфограмма №4 Непроизносимые согласные в корне слова.
    Чтобы проверить, нужно подобрать однокоренное слово, или изменить слово так, чтобы согласный слышался чётко или доказать что его нет.
    Орфограмма №5 Буквы и, у, а после шипящих.
    После шипящих пиши буквы и, у, а. Исключение жюри, брошюра, парашют.
    Орфограмма №6 Разделительные Ъ и Ь знаки.
    Разделительный Ъ знак пишется только после приставок на согласный перед буквами е, ю, я. В остальных случаях пишется Ь знак перед буквами е, ю, я, и.
    Орфограмма №7 Раздельное написание предлогов с другими словами.
    Предлоги со словами пишутся раздельно, перед глаголами предлогов не бывает.
    Орфограмма №8 Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
    Только у существительных 3-го склонения на конце после шипящих пишется Ь знак.
    Орфограмма №9 Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
    Для обозначения мягкости согласных употребляется Ь знак. В сочетаниях согласных с ч и щ мягкий знак не пишется. искл. Л
    Орфограмма №10 Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на з и с).
    Гласные и согласные в приставках кроме приставок на з и с пишутся одинаково
    Орфограмма №11 Буквы з и с на конце приставок.
    Перед звонкими пиши з, перед глухими с.
    Орфограмма №12 Буквы а, о в корне -лаг- -лож-.
    Перед г пиши а, перед ж пиши о.
    Орфограмма №13 Буквы а, о в корне -раст-, -ращ-, -рос-.
    Перед ст и щ пиши а, перед с пиши о (исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль)
    Орфограмма №14 Буквы ё, о после шипящих в корне слова.
    После шипящих в корне слова под ударением пиши ё, если есть однокоренное слово с буквой е.
    Орфограмма №15 Буквы и-ы после ц.
    В корне слова и в словах на -ция- пиши и, в суффиксах и окончаниях пиши ы. (искл. цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул цыц).
    Орфограмма №16 Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
    Собственные наименования пишутся с большой буквы, а некоторые ещё заключаются в кавычки (ОАО “ СинТЗ”).
    Орфограмма №17 Буквы е-и в падежных окончаниях имён существительных.
    1 скл. Существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я
    2 скл. Существительные среднего рода с окончанием о, е и мужского рода с нулевым окончанием.
    3 скл. Существительные женского рода с нулевым окончанием.
    1 скл. 2 скл. 3 скл. Сущ. на -ия, -ие, -ий.
    Р.п. и и
    Д.п. е и
    П.п. е е и и
    Орфограмма №18 Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных.
    После шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных под ударением пиши о, без ударения пиши е.
    Орфограмма №19 Безударные гласные в окончаниях имён прилагательных и причастий.
    Задай вопрос, какое окончание в вопросе, такое же в прилагательных и причастиях.
    Орфограмма №20 Краткие прилагательные с основой на шипящую.
    Краткие прилагательные с основой на шипящую пишутся без мягкого знака.
    Орфограмма №21 Не с глаголами.
    Не с глаголами пишутся раздельно.
    Орфограмма №22 Мягкий знак после шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-ом лице единственного числа.
    После шипящих в неопределённой форме глаголов и во 2-ом лице единственного числа пишется мягкий знак.
    Орфограмма №23 -тся и -ться- в глаголах.
    Задай вопрос, если в вопросе есть мягкий знак то -ться- пишется с мягким знаком.
    Орфограмма №24 Буквы е-и в корнях с чередованием
    Если после корня стоит суффикс а, то пишется и.
    Орфограмма №25 Буквы е-и в окончаниях глаголов е-и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
    Поставь в неопределённую форму и посмотри, на что оканчивается.
    Ко II спряжению относятся все глаголы на -ить- (кроме брить, стелить).
    7 глаголов на -еть- :терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.
    4 глагола на -ать- : держать, слышать, дышать, гнать.
    Все остальные (кроме разноспрягаемых) относятся к I спряжению.
    В окончаниях глаголов I спряжения пишется буква е, в окончаниях II спряжения буква и.
    Орфограмма №26 Буквы о-а в корне -кос-, -кас-.
    Если после корня стоит суффикс а то пиши а ( в словах со значением дотрагиваться до чего-либо).
    Орфограмма №27 Буквы о-а в коне -гор-, -гар-.
    В безударном положении пиши о
    Орфограмма №27а Буквы а-о в корне -твар-, -твор-.
    В безударном положении пиши о.
    Орфограмма №27б Буквы а-о в корне -клан-, -клон-.
    В безударном положении пиши о
    Орфограмма №27в Буквы а-о в корне -зар-, -зор-.
    Без ударения пиши а
    Орфограмма №27г Буквы а-о в корне -скак-, -скоч-.
    Перед к пиши а, перед ч пиши о.
    Орфограмма №27д Буквы а-о в корне -мак-, -мок-.
    Пишется а, если слово имеет значение “ погрузить в жидкость”, пишется о, если слово имеет значение “ пропускать жидкость”.
    Орфограмма №27 е Буквы а-о в корне -равн-, -ровн-.
    В корнях -равн-, -ровн- пишется а, если слово имеет значение “ровный”,”гладкий”.
    Орфограмма №28 Буквы и-ы после приставок.
    После приставок, оканчивающихся на согласный, начальная буква и в корне переходит в ы.
    Орфограмма №29 Гласные в приставках пре- и при-
    Зависит от значения. Приставка пре- близка по значению к приставке пере- или слову очень.
    Приставка при- обозначает приближение, присоединение, не полное действие и нахождение вблизи.
    Орфограмма №30 Соединительные о-е в сложных словах.
    Для соединения частей сложных слов используются буквы -о-, -е-.

  6. Адвокат Канала Ответить

    Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.
    Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:
    Безударные проверяемые гласные в корне слова
    Непроверяемые гласные и согласные
    Проверяемые согласные в корне в корне слова
    Непроизносимые согласные в корне слова
    Буквы и, у, а после шипящих
    Разделительные ъ и ь
    Раздельное написание предлогов с другими словами
    Употребление ь на конце существительных после шипящих
    Употребление ь для обозначения мягкости согласных
    Гласные и согласные в приставках
    Буквы з и с на конце приставок
    Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
    Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
    Буквы ё и о после шипящих в корне слова
    Буквы и и ы после ц
    Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
    Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
    Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
    Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
    Краткие прилагательные с основой на шипящую
    Не с глаголами
    Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
    -тся и -ться в глаголах
    Буквы е и и в корнях с чередованием
    Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
    Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
    Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
    Буквы ы и и после приставок
    Гласные в приставках пре- и при-
    Соединительные о и е в сложных словах
    Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
    Слитное и раздельное написание не с существительными
    Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
    Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
    Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
    Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
    Слитное и раздельное написание не с прилагательными
    Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
    Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
    Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
    Дефис в сложных прилагательных
    Мягкий знак в середине числительных
    Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
    Не в неопределенных местоимениях
    Дефис в неопределенных местоимениях
    Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
    Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
    Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
    Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
    Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
    Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    Слитное и раздельное написание не с причастиями
    Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
    Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
    Раздельное написание не с деепричастиями
    Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
    Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
    Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
    Буквы о и е после шипящих на конце наречий
    Буквы о и а на конце наречий
    Дефис между частями слова в наречиях
    Мягкий знак после шипящих на конце наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
    Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
    Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
    Дефисное написание частицы –то со словами
    Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
    Дефис в междометиях

  7. Landardred Ответить

    Дословный перевод термина «орфограмма» с греческого языка означает правильную запись или правильное письмо. Соответствующий раздел русского языка отвечает за правописание, с чем нас знакомят уже в начальной школе. Умение грамотно писать является основой для получения высшего образования и выстраивания успешной карьеры, даже в современных условиях компьютеризации и преобладания печатного текста.
    Разберемся подробнее в вопросе, что такое орфограмма, опираясь на формулировки из школьной учебной программы.

    Понятие орфограммы

    Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел — орфографию русского языка.
    Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.
    Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент — это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент — это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.
    Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.
    В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.

    Как найти орфограмму в слове и верно ее обозначить

    Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).
    Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.
    Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».
    Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.

    Виды орфограмм и их примеры

    Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.
    Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:
    наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
    наличие гласных после шипящих и «ц»;
    «ь» в конце слова после шипящих;
    присутствие «не» в разных частях слова.
    Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.
    Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.
    Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).
    Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).

    Наиболее распространенные ошибки и как их избежать

    Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.
    В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг — друзья — дружить).
    Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять — развеять; красить — раскрасить).
    Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк — шелка; жёны — жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».
    С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании — «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».
    Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать — бро?сить).

    Орфографический разбор слова

    Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:
    проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
    обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
    определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
    подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
    обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.
    Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).
    Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.

    Видео про то что такое орфограмма

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *