Что такое эмоциональный интеллект и как развить эмоциональный интеллект?

16 ответов на вопрос “Что такое эмоциональный интеллект и как развить эмоциональный интеллект?”

  1. kaval87 Ответить

    Чарльз Свиндолл, писатель
    Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справиться даже взрослым, не говоря уже о детях. Они не понимают и не знают, какие эмоции испытывают в тот или иной момент, как ими управлять, поэтому искажённо представляют, что происходит. Это приводит к неврозам, апатии и другим депрессивным состояниям.
    Завышенные требования учителей, родительская самореализация через ребёнка, внушение маленькой личности важности победы и превосходства (многие хотят быть родителями победителей) — всё это слишком тяжёлый груз для хрупких детских плеч. Чем тяжелее этот груз, тем важнее разобраться с чувствами и переживаниями ребёнка.
    Уже во взрослой жизни мы видим, что у людей, которые не могут управлять своими эмоциями, возникают неприятности во всех сферах жизни, в том числе и в карьере.
    Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен.
    Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы или свой профессионализм, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?»

    Что такое эмоциональный интеллект?

    Эмоциональный интеллект (EQ) отвечает за распознавание и правильную интерпретацию эмоций. Именно он наделяет человека психологической гибкостью и способностью эффективно взаимодействовать с окружающим миром.
    Именно поэтому понятие «эмоциональный интеллект» впервые было озвучено в отношении построения карьеры и самореализации. Однако психологи сразу уловили в этом младенческий подтекст, ведь фундаментальное развитие личности происходит именно в детском возрасте.
    Для ребёнка развитие EQ — возможность создать налаженную и понятную систему восприятия, которая позволит эффективно взаимодействовать с окружающими людьми, правильно воспринимать критику, распознавать чувства взрослых и ровесников и адекватно отвечать на них.
    Агрессия, апатия, плохой сон, рассеянность, неспособность налаживать контакты с ровесниками и другие тревожные проявления в поведении ребёнка — очевидные сигналы, которые говорят о необходимости развития эмоционального интеллекта.

    Как развивать эмоциональный интеллект с детства?

    Самое важное в жизни любого ребёнка — родительская любовь. Любите своё дитя, проявляйте к нему нежность и заботу. Тактильное общение матери и ребёнка не теряет своей значимости и для детей старше младенческого возраста.
    Любовь позволяет каждому человеку чувствовать себя защищённым и уверенным в себе. Это и есть надёжный фундамент для развития успешной личности.
    Кроме того, очень важно создавать правильные ассоциации с различными эмоциями. Покажите своему ребёнку на реальном примере, что такое радость. Возможно, это запах пирожного? Может быть, звон колокольчика? А дружба? Ассоциируется ли у вас дружба с объятиями? Если нет, тогда как она выглядит в вашем воображении?
    Создавайте вокруг ребёнка красочный и яркий мир, в котором каждое чувство и ощущение имеет свой цвет, аромат и вкус. Так вы не только откроете перед ребёнком двери в мир эмоций, но и сблизитесь с ним, ещё больше укрепите доверие между вами.
    Похожий метод срабатывает и при чтении сказок. Не просто читайте, а играйте в сказки, рассказывайте детям волшебные истории через игру или маленький спектакль. Разыграйте перед ними сценку, используйте тактильные ощущения, аромамасла, соответствующую интонацию — это позволит ребёнку прочувствовать всю гамму искренних эмоций, которые вызывает волшебная история.
    Каждый из этих методов хорошо описан в нашей книге «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Нашей, потому что создавали мы её вместе с моим сыном Глебом, опираясь на собственный опыт. Её можно смело назвать подробным руководством для родителей, где один из самых эффективных методов развития EQ показан через взаимодействие со сказочными героями Монсиками. Каждый из них олицетворяет определённую эмоцию и имеет навыки, которые помогут детям понимать эти эмоции и справляться с их помощью с различными сложностями. Монсики — это добрые сказочные существа, а сказка лучше всего воспринимается ребёнком.
    Работа над эмоциональным интеллектом в детском возрасте — залог успешного развития и благополучия в будущем.
    Скорее всего, такой ребёнок, будучи взрослым, сможет избежать большей части психологических проблем, с которыми сегодня нас сталкивает современное общество.
    Дети более восприимчивы ко всему новому, их психика похожа на пластилин — гибка и бесхитростна. Но вот что будет слеплено из этого пластилина, зачастую зависит только от взрослых. Поэтому давайте начнём с себя.

    Простые упражнения для развития EQ

    Методика развития EQ проста и понятна, но требует внимательности и регулярного выполнения. Вот наиболее простые и эффективные упражнения.

    Упражнения на развитие осознанности

    Эмоциональный дневник

    Чтобы научиться осознавать себя здесь и сейчас, записывайте раз в три часа эмоцию, которую испытываете в данный момент. В конце дня выделите превалирующую эмоцию и подумайте, над чем следует работать.
    Через пару недель вы научитесь ощущать себя в реальном времени без каких-либо сложностей.
    Более эффективным это упражнение сделает своеобразный чекинг — анализ физического состояния при переживании определённой эмоции. Такая практика хороша и для улучшения здоровья.

    Стоп!

    Как часто наши действия сопровождаются необдуманной инерцией? Мы не задумываемся над тем, что делаем, а просто совершаем какие-то привычные, регулярные манипуляции. Упражнение «Стоп!» заключается в резком прерывании какого-либо действия, чтобы избавиться от инерции и позволить себе обдумать ситуацию. Только так можно ощутить себя здесь и сейчас, начать контролировать свою реальность.

    Упражнения для повышения самооценки

    Какая удача!

    Научите себя мыслить позитивно, реагируя даже на неприятные события фразой: «Какая удача!». Такая реакция станет сюрпризом для окружающих, но и этот факт принесёт вам пользу, ведь тогда вы найдёте ещё больше плюсов в ситуации. В качестве усиления эффекта можно пользоваться фразой: «Это же так здорово, потому что…». Почему? Задумайтесь над этим.

    Продай свой недостаток

    Эффективная техника, позволяющая интерпретировать даже негативные стороны личности в положительном ключе. Расскажите аудитории о своём недостатке другими словами, придайте ему другую окраску. Например, можно ли считать осторожность трусостью, а смелость — безрассудством? А ведь всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Синтон-подход опирается на позитивный подход к развитию. Он говорит: у вас нет недостатков, у вас есть особенности.
    Необходимо развивать свои достоинства и работать над недостатками.
    С таким подходом вы сможете продать любой свой недостаток. Например, продайте неуверенность. Расскажите аудитории честно и правдиво, как вы, обладая этим качеством, перед совершением важного шага рассматриваете все варианты событий, присматриваетесь к различным решениям и только после этого совершаете самый выгодный для вас шаг.

    Упражнения для развития мотивации

    Открытость новому

    Чтобы развить в себе это ценное качество, можно воспользоваться простым, но очень эффективным упражнением, которое заключается в том, чтобы найти как можно больше вариантов применения самым обычным вещам. Пусть это будет обычное полотенце, старое ведро или просто кусок картона. Придумайте наибольшее количество вариантов, как можно использовать эти вещи. Это не только интересно, но и весело. Поэтому практикуйте это упражнение вместе с семьёй и детьми. Они отлично проведут время и поработают над своими воображением и смекалкой.

    Два случайных слова

    Откройте любую книгу или журнал, наугад выберите из текста два любых слова и попробуйте найти между ними нечто общее. Сравнивайте их, анализируйте, размышляйте и составляйте взаимосвязи. Это эффективная и весёлая тренировка для мозга.

    Упражнение для повышения адаптивности

    Напоследок — известный метод Elevator Pitch — презентация своего бизнес-проекта за 30–60 секунд. Представьте, что вы — это ваш собственный бизнес-проект. Начните себя презентовать как можно ярче, оставаясь при этом честным с самим собой.
    Для начала воспользуйтесь этим шаблоном:
    Имя.
    Профессия.
    Хобби.
    Как я меняю мир к лучшему?
    Каждое из этих упражнений поможет вам стать лучше в эмоциональном и психологическом смысле. Однако не стоит воспринимать эмоциональный интеллект как универсальный ключ к успеху. Жизнь достаточно многогранна. Поэтому совершенствуйте свой ум, тело, душу и любите себя. Ведь единственное, что нам подвластно в этом мире, — это мы сами.
    «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», Виктория Шиманская

  2. MERCY PWNZ Ответить


    Случалось ли вам задумываться над тем, почему покупая новый телефон, ноутбук или телевизор, человек чаще отдаёт предпочтение товару известного бренда, который стоит дороже, а не гораздо более дешевому аналогу непопулярной марки? При этом технические характеристики, внешний вид, гарантия практически одинаковы, так что оправдать это выгодными условиями или лучшим качеством можно далеко не всегда. А бывало ли такое, что, получив зарплату, вы отправлялись по магазинам, спонтанно покупали себе какую-то вещь, а, спустя время, задумывались о целесообразности данной покупки и винили себя? Не стоило, ведь таких людей очень много. Тех, кто в поступках руководствуется эмоциями и импульсами, а не логикой. Это может звучать немного обидно, но у них недостаточно развит эмоциональный интеллект – способность задействовать и использовать свои эмоции, управлять ими. Но есть и хорошая новость – его можно тренировать. Дальше будет рассказано как.

    Эмоциональный интеллект и крах классической экономики

    Отправной точкой детального изучения проблематики эмоционального интеллекта стал 2002 г. Безусловно, сфера человеческих эмоций интересовала учёных постоянно, но именно в этом году Нобелевская премия по экономике была вручена психологам Д. Канеману и В. Смиту за исследование в области поведенческой экономики. Если говорить о его результатах коротко – было доказано, что чаще всего люди, принимая решения, руководствуются не логическим интеллектом, а эмоциями. В подтверждение данного факта приводился любопытный эксперимент: приобретение и утрата одной и той же суммы денег вызывает у человека разные по силе переживания. Так, при приобретении, к примеру, 100 $, степень удовлетворения в эмоциональном плане меньше, чем от утраты этой же суммы.
    Гораздо детальнее это все описано в монографии Е. Хлевной и Л. Южанинова «Где твоя волшебная кнопка? Как развить эмоциональный интеллект». В ней авторы выказывают убеждение, что описанным выше признанием заслуги психологов «была справлена тризна по классической экономике». Поведенческая же во многом строилась на понимании сущности эмоционального интеллекта, изучением которого Дж. Майер и П. Саловей, профессоры Йельского университета, занимались с 1990 г.
    Под термином «эмоциональный интеллект» (EQ, в отличие от IQ) в их трудах описывается способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают, и, соответственно, управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту. Для чего эта способность нужна человеку? Во-первых, для эффективной коммуникации с людьми. Без неё не обойдётся ни один управленец, HR-менеджер, бизнесмен, пиарщик или рекламист. Зависимость принимаемых решений от эмоционального фона справедлива в любых случаях, именно поэтому сейчас так много миленьких котиков и собачек убеждают нас с экранов телевизоров о необходимости совершения какой-нибудь покупки. Пример немного утрирован, но общую мысль доносит хорошо. «Вирусность», «сарафанное радио», позиционирование товара – всё это построено на понимании механизмов эмоционального интеллекта так, чтобы буквально заставлять человека совершать нужное действие.
    Во-вторых, развитый эмоциональный интеллект как раз таки и даёт возможность не попадаться в коммерческие сети, противостоять манипулированию, правильно расставлять приоритеты и цели.
    Совсем недавно мы публиковали материал об эмпатии и, возможно, вы заметили некоторое сходство между ней и эмоциональным интеллектом. Действительно, эмпатия, как способность понимать и сопереживать эмоциям других, является одной из составляющих EQ. Наряду с самоуправлением, социальными навыками и самосознанием.

    Как развивать эмоциональный интеллект

    Высокий уровень EQ позволяет человеку продуктивнее развиваться как в личном, так и профессиональном планах, управлять стрессом и строить эффективную коммуникацию с другими. Работа над его развитием как минимум научит вас понимать подоплёку некоторых своих бессознательных действий.
    Замечайте свои эмоциональные реакции. Обращайте внимание на то, что происходит с вами и вокруг вас, и старайтесь понять, как вы относитесь к этим явлениям на эмоциональном уровне. Не игнорируйте свои чувства, так вы теряете важную часть входящей информации.
    Прислушивайтесь к языку своего тела. Не подавляйте физические проявления чувств. Наш ум и тело тесно связаны и, научившись понимать эту связь, вы легко сможете «читать» идентичные ощущения и переживания других.
    Наблюдайте как связаны ваши эмоции и поведение. Гнев заставляет нас повышать голос, смущение – невнятно говорить. Это лишь наиболее очевидные примеры, но, поняв связь между переживаниями и поведением, вы научитесь справляться с ними и использовать в своих интересах.
    Не подавляйте свои чувства. Не в том плане, что каждый раз, когда вам кто-то наступает на ногу в общественном транспорте, стоит начинать кричать. Но негативные эмоции являются такой же частью адекватной реакции на происходящее, как и позитивные. Анализируйте свои чувства, ищите выход и никогда не прячьте обиды и горести внутри себя.
    Развивайте эмоциональную память. Заведите специальный дневник и записывайте туда свои эмоциональные реакции. Перечитывая его со временем, вы сможете взглянуть на себя со стороны, понять правильно поступали или нет, скорректировать свое будущее поведение.
    Практикуйте желаемые реакции. Вы не можете заставить себя испытывать или не испытывать какие бы то ни было эмоции, но можете решить как реагировать на них. Сорвались по пустяку? Сделайте вывод, и в следующий раз держите себя в руках, даже если это сложно.
    Будьте открыты и дружелюбны в отношениях. Эти два качества практически идут рука об руку с эмоциональным интеллектом.
    Развивайте навыки эмпатии. Это научит вас понимать чувства других людей и делиться своими эмоциями с ними.
    Учитесь слушать. И в прямом, и в переносном смысле. Значение имеют не только слова, но и тон, выражение, язык тела в момент речи. При определённой доле мастерства по этим параметрам можно даже научиться различать правду и ложь.
    Будьте эмоционально честны. Не стоит отвечать «отлично» на вопрос «как дела?», даже заданный из банальной вежливости, если у вас всё плохо. Тем более не стоит, если с самого утра у вас всё не задалось и вы похожи на живую иллюстрацию к понятию «угрюмость». Делитесь с другими и неприятностями, и радостями.

    Отзывы и комментарии

    А чем вы больше руководствуетесь, принимая решения и действуя, логикой или эмоциями? Пишите в комментариях ниже.

  3. behe_moth Ответить

    Речь идет о развитии навыка, соответственно, применимы те же способы развития, что при формировании других навыков. Но прежде обратите внимание на условия развития:
    ежедневные тренировки;
    терпение и дисциплина;
    высокая мотивация.
    Обрести контроль над своими, а тем более чужими эмоциями не просто. Не ждите легкой и быстрой победы, будьте готовы к трудностям и маленьким шагам назад ради мощного прыжка вперед. Итак, как развить эмоциональный интеллект:
    Изучите свои индивидуально-личностные особенности. Они влияют на то, что, когда и как вы чувствуете. Условия и специфика принятия решений также обусловлена характером, темпераментом и другими психическими особенностями. Например, холерику в силу врожденных причин очень сложно контролировать эмоции, а флегматик испытывает явные трудности с их пониманием. Проведите полноценную личностную диагностику с помощью психологических методик. Помните, что человек меняется ежедневно, даже врожденные особенности корректируются. Наблюдайте за собой, фиксируйте изменения с помощью рефлексии. Нужно узнать, кто вы, а уже затем учиться понимать, что чувствуете.
    Будьте осознанными, расслабленными и открытыми. Познание своих эмоций начинается с медитации и релаксации, то есть обретения максимального единства тела и разума. Освойте эти и другие техники саморегуляции, например, дыхательные. Они позволят сохранять и возвращать рациональность в напряженных ситуациях, ограничат от принятия решений сгоряча.
    Определите, какой именно компонент эмоционального интеллекта требует доработки: выражение и понимание эмоций, рассуждение и сравнение, оценка и поиск причин, управление. Определите актуальный для себя уровень эмоционального интеллекта.
    После того как познаете свои эмоции, переходите к изучению других людей. Начните с попыток поставить себя на место другого человека. Почему человек раздражен? Он устал, обижен, недоволен своей жизнью? Каждый день проводите это упражнение – придумывайте как можно больше причин (источников) той или иной эмоции (чувства).
    Ведите дневник настроения и учитесь дифференцировать эмоции. Учитесь проговаривать свои чувства, отличать тревогу от страха, а злость от обиды. Записывайте динамику чувств. Это позволит определить корни эмоций, процентное соотношение позитива и негатива и преобладающие эмоции.
    Развивайте интеллект, расширяйте кругозор. Ограниченность мышления и восприятия ограничивает и понимание эмоций. Смотрите фильмы, читайте книги, творите, ходите на выставки. Чем в больших сферах будете задействованы вы, тем больше вы узнаете разносторонних и уникальных людей, осознаете невозможность обобщения и многообразие человеческих чувств.
    Разбейте свое окружение на жизненно важных и второстепенных людей. Сконцентрируйте эмоциональный интеллект на первой группе. С близкими людьми эмоциональное общение должно быть особенно интересным и содержательным. Окружайте себя теми, у кого хочется учиться, гармоничными и эмоционально интеллектуальными людьми.
    Учитесь мыслить с перспективами, не давайте обещаний, которые не сможете выполнить. Не обещайте, даже если уверены, что справитесь. Кроме субъективных факторов на жизнь влияют внешние стимулы, которые не всегда можно предугадать.
    Формируйте позитивное мышление и ответственность за собственную жизнь. Вы – источник всех событий в сценарии жизни. Учитесь быть независимым от внешних обстоятельств.
    При осознании глубоких психологических проблем и травм, мешающих самостоятельно работать над развитием эмоционального интеллекта, обратитесь к психотерапевту.
    Здоровым людям кроме названных рекомендаций будет полезен психологический тренинг. Как непосредственно по повышению мастерства общения или эмпатии, так и более узкого профиля: повышение самооценки, личностный рост, управление гневом и т. д.

  4. serezcha Ответить


    Уровень эмоционального интеллекта называют «коэффициентом эмоционального интеллекта» или EQ.
    Человек с низким уровнем EQ:
    не способен к сочувствию, сопереживанию другому человеку. Его не трогает ни чужая печаль, ни чужая радость. Принять чужую помощь и поддержку такой человек тоже не может, ему непонятны мотивы людей;
    близкие отношения по типу любви, дружбы такому человеку недоступны, поскольку дружба требует взаимных уступок, обмена эмоциями, сострадания и эмоциональной поддержки. Даже если такой человек и создает семью, теплой атмосферы любви и внимания там не будет;
    не умеет контролировать свои эмоции. Часто такой человек демонстрирует то безудержную радость, то неконтролируемую ярость, то затяжную печаль. Он не всегда понимает, что с ним происходит и как помочь себе в таких ситуациях. В эмоционально напряженных ситуациях такие люди тоже теряются.
    не понимает, что его собственные неконтролируемые эмоции могут привести к плачевным последствиям; в любой неприятной ситуации винит других людей, но не себя.
    не умеет говорить о чувствах, не может ответить на вопрос «Что ты сейчас чувствуешь?», не прислушивается к собственным ощущениям.

    Диагностика EQ


    В настоящее время существуют 3 группы методик для измерения уровня EQ у подростков и взрослых:
    методики, исследующие отдельные способности, входящие в состав эмоционального интеллекта;
    методики, где человек оценивает себя сам;
    методики, где проводится самооценка и оценка уровня эмоционального интеллекта членами семьи испытуемого, его коллегами, друзьями.
    Для диагностики уровня эмоционального интеллекта дошкольников и школьников используются проективные рисуночные тесты по типу «Дорисовывание: мир вещей – мир людей – мир эмоций», а также опросники разного уровня сложности.
    Если для вас представляет сложность самому диагностировать эмоциональный интеллект ребенка, обратитесь к психологу детского сада или школы.

    Развитие сферы эмоций и чувств у детей


    С какого возраста нужно развивать эмоциональный интеллект? С рождения. С самого первого дня жизни ребенка. Расскажем подробнее, как происходит развитие эмоций и чувств ребенка на каждом этапе взросления.

    Ранний возраст (с рождения до трёх лет)

    Как только ребёнок появляется на свет, начинается развитие его эмоционального интеллекта. Он видит улыбки родных и близких, чувствует их прикосновения, учится принимать и распознавать эмоции счастья, любви, заботы.
    На третьей неделе жизни у младенца появляется комплекс оживления – особая эмоционально-двигательная реакция, обращённая ко взрослому, которая выражается сначала в зрительном сосредоточении на лице мамы и папы, затем появляется улыбка, двигательное оживление и гуление.
    Знакомство ребёнка с эмоциями страха, грусти, боли происходит, когда начинаются колики, режутся зубки или мама долго не подходит к нему.

    Дошкольный возраст (4-7 лет)


    В дошкольном возрасте продолжается развитие эмоционального интеллекта. Ребёнок знакомится с названиями эмоций, учится определять их у себя и других людей, узнает способы преодоления гнева и агрессии.
    Главное в этом возрасте для ребёнка – полноценное проживание всего спектра чувств. Но в этом их не всегда поддерживают родители. Вспомните, как часто Вы слышали от своих мам и пап, а, может, и сами нередко говорили своему ребёнку: «Не плачь!», «Расстроился из-за ерунды», «Распустил нюни», «Не дерись, ты же девочка». Это не что иное, как подавление эмоций ребёнка, их обесценивание, которое не только не способствует развитию эмоционального интеллекта, но и заставляет ребёнка стыдиться себя и собственных чувств.
    Психологи предупреждают, что сдерживание сильных эмоций в дошкольном возрасте может привести к неврозам и психологическим проблемам во взрослой жизни.
    При поступлении в детский сад ребёнок приобретает первые навыки социального взаимодействия, учится заводить друзей, общаться со сверстниками и взрослыми.

    Школьный возраст (7-10 лет)


    В школьном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие эмоционального интеллекта ребёнка. Он приобретает умение признавать и принимать собственные чувства и эмоции, учится контролировать их. Ребёнок начинает понимать чувства других людей, находить с ними общий язык, представлять себя на месте другого человека, сопереживать ему.
    Главными источниками познания мира чувств и эмоций для ребёнка являются семья и школа. В школе ребёнок принимает участие в жизни класса, взаимодействует с одноклассниками и учителями.
    Ребёнок может столкнуться с ситуациями травли, неприятия одноклассниками, предвзятым отношением учителей. Трудные ситуации играют особую роль в жизни ребёнка, давая ему возможность испытывать свои способности, что в одних случаях принесёт радость и гордость за собственные достижения, а в других – послужит причиной для гнева и разочарований. Здесь эмоциональный интеллект становится своеобразным регулятором жизни, закрепляет нужную эмоциональную информацию и отсеивает ненужную.

    Подростковый возраст (10-18 лет)


    Этот возраст характеризуется «бурей» эмоций и чувств, с которой подросток не всегда может совладать. Юноша или девушка начинают осознавать собственную исключительность и неповторимость, вместе с тем противопоставляя себя окружающим, что нередко приводит к конфликтам как со сверстниками, так и со взрослыми.
    Подростку сложно перерабатывать свои эмоции, он часто не понимает, что с ним происходит. Эмоциональные проявления в подростковом возрасте нестабильны: от бурной радости к неконтролируемым вспышкам агрессии.
    Поэтому родителям важно в этот непростой для всех период взросления ребёнка стать для него не строгим диктатором, требующим беспрекословного подчинения и соблюдения всех норм и правил, а понимающим и сопереживающим другом. Мамы и папы не должны отвергать или обесценивать сложные и порой противоречивые эмоции, мысли и поступки своего ребёнка.

    Практические советы родителям


    Родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, испытываемая ребёнком, важна и нужна для полноценного и гармоничного его взаимодействия с окружающим миром. Через понимание и «проживание» своего и чужого эмоционального состояния ребёнок должен прийти к управлению, созиданию и изменению мира вокруг себя в лучшую для него сторону. Именно это и станет залогом его счастливого будущего.
    Развитие эмоционального интеллекта предполагает постепенное освоение ребёнком каждого этапа:

    Понимание собственных чувств

    На этом этапе ребёнок знакомится со всем многообразием эмоционального мира, узнаёт название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину её появления.
    Родителям на этом этапе рекомендуется:
    рассказывать ребёнку о чувствах и эмоциях посредством наглядного материала: картинок, пособий, детской литературы с иллюстрациями;
    читать сказки и смотреть вместе мультфильмы с насыщенным эмоциональным содержанием;
    озвучивать свои чувства и чувства ребёнка в различных ситуациях: «Я сейчас очень зла из-за того, что ты разбил чашку», «Вижу, что ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая машинка», «Бабушка рада, что ты ей подарил такой замечательный рисунок»;
    спрашивать ребёнка каждый день: «Какое у тебя сегодня настроение?», «Что ты сегодня чувствовал?».

    Понимание чувств другого человека


    Ребёнок узнает, что эмоции и чувства есть не только у него, но и у других людей, учится определять, что испытывает другой человек по его мимике, позе, поведению, учится поддерживать и сопереживать.
    Родителям будет полезно:
    не «лепить» из себя идеального, счастливого и довольного жизнью 24 часа в сутки. Ребёнок должен видеть вас настоящими: иногда расстроенными, иногда уставшими, а иногда и разозлёнными. Только тогда он научится понимать чувства других людей и изменять своё поведение в соответствии с ними: «Папа сегодня расстроен, у него неприятности на работе, давай мы с тобой не будем сегодня играть в шумные игры, а посмотрим мультфильм в твоей комнате»;
    обсуждать поведение героев сказок и мультфильмов: «Как ты думаешь, что почувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич сжёг лягушачью кожу без спроса?», «Как ты считаешь, какое настроение было у Колобка, когда он укатился от бабушки и дедушки?»;
    развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа для своих детей являются образцом для подражания. Если в Вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, для ребёнка все эти чувства так и останутся недоступными.

    Управление собственным поведением

    Как только ребёнок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать и управлять своим эмоциональным состоянием.
    Родителям необходимо:
    научить ребёнка приемлемым способам избавления от злости и гнева: побить подушку, разорвать бумагу, потопать ногами;
    научить прислушиваться к телесным ощущениям;
    подобрать вместе с ребёнком способы поднятия настроения: пойти погулять на свежем воздухе, посмотреть мультфильм, послушать весёлую музыку.

    Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей


    Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребёнку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, вовремя оказать помощь и поддержку, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достигнуть, только хорошо ориентируясь в собственных чувствах и чувствах других людей. И – как верхушка пирамиды – использовать свой эмоциональный ресурс для достижения поставленных целей, личностного роста и самореализации.

    Родителям важно:

    развивать у ребёнка коммуникативные навыки посредством совместных игр со взрослыми и сверстниками, просмотра мультфильмов и фильмов, чтения литературы на тему дружбы и друзей;
    развивать адекватную самооценку, самостоятельность, уверенность в собственных силах. Ребёнок должен осознавать ответственность за каждый сделанный им поступок и быть готовым к последствиям.

    Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта ребёнка


    Психологи рекомендуют использовать игры и упражнения для обогащения чувственной сферы и развития эмоционального интеллекта детей разных возрастов. Все они могут быть использованы родителями для того, чтобы помочь своему ребёнку понять себя и других людей.

    Игры с эмоциональными пиктограммами

    Изготовьте картинки с рожицами с эмоциями радости, грусти, гнева, испуга, удивления, спокойствия и др. Можете использовать их отдельно или сделать так называемый «Кубик настроений». Ребёнку задается вопрос «Какое у тебя сегодня настроение?», и он выбирает соответствующую картинку. Впоследствии можно усложнить игру описанием определённых ситуаций, например: «Катя поссорилась со своей лучшей подружкой Машей. Как ты думаешь, что она почувствовала? Какое у неё сейчас настроение?»

    Упражнение «Покажи эмоцию»


    Ребёнок с помощью мимики, жестов и позы передаёт ту или иную эмоцию – мама с папой угадывают и наоборот. Можно устроить соревнование на самое лучшее изображение эмоции.
    Просмотр мультфильмов, фильмов, чтение литературы с последующим обсуждением чувств героев.

    Игра «Я радуюсь, когда….»

    Ребёнок вместе с мамой и папой по очереди рассказывают, в каких ситуациях они радуются, боятся, огорчаются, удивляются и т.д.

    Избавляемся от гнева


    В ситуациях, когда ребёнок злится или сильно огорчен, помогут «мешочек гнева» или «подушка злости», которые можно бить, кидать или топтать. Так ребёнок избавляется от накопившихся у него сильных эмоций без причинения вреда окружающим.

  5. taryginvs Ответить

    Эмоциональный интеллект или EQ — способность распознавать и управлять своими эмоциями, воспринимать чувства, понимать мотивацию и желания окружающих. Психологи заговорили о EQ, когда поняли: тестов на IQ недостаточно, чтобы предсказать успешность человека в жизни и карьере. Чтобы продвигаться по карьерной лестнице, человеку нужно общаться с начальством и подчиненными, чувствовать ответственность за свою часть работы в команде, справляться со стрессами и конфликтами.
    Благодаря IQ Вы устраиваетесь на работу, а благодаря EQ — делаете карьеру.
    Эмоциональный интеллект включает: коммуникативные навыки, мотивацию, эмпатию, социальную ответственность, навыки управления конфликтами.

    Коммуникативные навыки

    Что это:
    умение слушать и слышать собеседника, понимать его позицию;
    аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
    вести переговоры с подчиненными, руководством, поставщиками, партнерам, инвесторами;
    задавать вопросы, просить помощи опытных коллег для решения сложных задач;
    выводить команду на обсуждение проблемы, инициировать и поддерживать обсуждения.
    Зачем нужны
    Чтобы заводить и поддерживать полезные деловые связи, налаживать общение с бизнес-инвесторами, общаться с коллегами и руководством и организовать рабочий процесс в команде. Коммуникативные навыки повышают личную продуктивность работников. Когда специалист умеет просить о помощи и обсуждать проблемы, он решает рабочие задачи быстрее. Руководителям развитая коммуникация позволяет эффективно управлять коллективом.
    Как проверить:
    тест оценки коммуникативных умений собеседника Ильина;
    тест коммуникативных умений Михельсона.
    Как прокачать:
    «Коммуникация. Теория и практики», Эм Гриффин
    Книга описывает базовые уровни коммуникации по группам. Автор описывает 31 теорию групповой, публичной, межличностной, массовой и кросс-культурной коммуникации. Освещает определения, принципы, сильные и слабые стороны всех теорий. Издание для руководителей и специалистов в коммуникациях.
    «Наука общения. Как читать эмоции, понимать намерения и находить общий язык с людьми», Ванесса ван Эдвардс
    Автор описывает ключевые принципы общения, благодаря которым вы будете чувствовать себя уверенно. Книга о правильном поведении, считывании эмоций, общении с собеседником.
    Курс Advanced Management Program, «Нетология» совместно с Rambler Group
    Курс по эмоциональному интеллекту и soft skills. Посвящен управлению командой проекта, контролю бюджета, стратегическим переговорам с партнерами, предотвращению и решению конфликтов. Для команд и руководителей.

    Мотивация

    Что это:
    способность ставить цели, стремиться к их достижению;
    внешнее или внутреннее побуждение к действию ради результата;
    желание преодолевать трудности на пути к цели;
    умение справляться с неудачами, искать другие способы решения задачи;
    заинтересованность в достижении результата.
    Зачем нужна
    Руководители применяют внешнюю мотивацию, чтобы повысить работоспособность коллектива, обеспечить выполнение задачи оптимальным способом в установленный срок. Внутренняя мотивация нужна членам команды, чтобы выполнять работу качественно, нести ответственность за свою часть задачи.
    Как проверить:
    тест мотивации на достижение успеха Элерса;
    тест мотивации успеха и боязни неудач Реана.
    Как прокачать:
    «Эффект плато. Как преодолеть застой и двигаться дальше», Боб Салливан, Хью Томпсон
    Автор рассказывает, что такое эффект плато, когда после каждого успеха приходит застой. Книга посвящена 8 элементам плато и правилам, которые помогут разрушить их и развиваться дальше. Материал для тех, кто переживает застой в работе и других сферах жизни.
    «Закончи то, что начал. Как доводить дела до конца», Джон Эйкафф
    Практическое руководство, как завершать начатое. В книге собраны результаты практического исследования, в котором участвовали люди с проблемами по завершению начатых проектов. Для тех, кто не умеет завершать начатые проекты и хочет решить проблему.
    «Иди туда, где страшно. Именно там ты обретешь силу», Джим Лоулесс
    Автор перечисляет популярные страхи, которые не позволяют двигаться дальше и достигать поставленных целей. Рассказывает о 10 правилах, которые помогут укротить страхи. Издание полезно тем, кто часто думает, что еще не время и у него ничего не выйдет.

    Эмпатия

    Что это:
    способность воспринимать и правильно трактовать эмоции и чувства членов команды;
    учитывать чувства коллег при принятии решений;
    предсказывать реакции окружающих в конфликтных, стрессовых ситуациях.
    Зачем нужна
    Эмпатия — одна из ключевых составляющих положительной дружелюбной атмосферы в команде. Когда каждый работник беспокоится о чувствах коллег, учитывает их желание и интересы, работоспособность коллектива повышается. Все чувствуют поддержку и взаимовыручку. Навык полезен для разрешения конфликтов: стороны с высоким уровнем эмпатии умеют разрешать проблемы так, чтобы прийти к оптимальному решению и не задеть коллег или подчиненных.
    Как проверить:
    опросник эмоциональной эмпатии Мехрабиана;
    тест на эмпатические способности Бойко;
    диагностика уровня эмпатии Юсупова.
    Как прокачать:
    «Резонансное лидерство», Ричард Бояцис, Энни Макки
    Сборник исследований в области психологии лидерства, посвященных способности руководителя вызывать эмоциональный отклик у подчиненных. Авторы рассказывают, как освоить стратегию резонансного лидерства и придерживаться ее.
    «Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия», Евгений Ильин
    Книга о помогающем поведении и личностных особенностях, которые способствуют или препятствуют ему. Автор собрал методики усовершенствования помогающего поведения. Рассказывает, почему стоит помогать окружающим и чем это полезно вам.
    «Сила эмпатии. Ключ к конструктивному общению и успешным переговорам», Дебби Эбенштейн
    Автор рассказывает, как вести переговоры с собеседниками и лучше понять, что ими движет. В издании собраны практические советы, как превращать конфликты в совместный поиск решения, принимать позицию других людей, налаживать диалог.

    Социальная ответственность

    Что это:
    способность воспринимать себя как часть команды;
    взаимодействовать с коллегами и руководителями;
    брать на себя ответственность за общий результат и других сотрудников, например, новичков;
    выполнять свою часть работы качественно, а при необходимости — брать на себя задачи коллег, например, если они заболели или не справляются;
    отслеживать дальнейшее развитие завершенного проекта, анализировать его успешность и учитывать опыт при решении следующих задач;
    не перекладывать ответственность на коллег или руководителей в случае неудачи.
    Зачем нужна
    Команды с социально ответственными работниками лучше справляются с поставленными задачами. Когда каждый специалист чувствует свою личную ответственность за результат работы и готов подстраховать коллег, вероятность успешного завершения проекта выше.
    Как проверить:
    тест на определение командных ролей Белбина;
    тест «Руководитель глазами подчиненных» Подоляк.
    Как прокачать:
    «Серьезный разговор об ответственности», Керри Паттерсон
    Книга о невыполненных обещаниях, несоблюдении сроков и плохо сделанной работе. Авторы перечисляют сложные ситуации и способы их решения. Рассказывают, как избавиться от привычки забывать, сформировать ответственность.
    «Корпоративная социальная ответственность», Александр Крылов
    Обзор глобального и национального опыта корпоративной социальной ответственности. Авторы рассказываю о целесообразности КСО, моделях ответственности в разных странах и компаниях, определяют самые эффективные.

    Навыки управления конфликтами

    Что это:
    способность решать конфликты;
    прогнозировать и предотвращать их развитие, усугубление;
    разрешать последствия конфликтов;
    работать в текущих конфликтных ситуациях, которые нельзя решить прямо сейчас;
    переводить деструктивные конфликты в конструктивные, которые приносят пользу;
    анализировать прошлые конфликты, находить их причины и триггеры, применять опыт, чтобы не допустить повторения в будущем.
    Зачем нужны
    Чтобы предупредить конфликт при его первых признаках и избежать снижения эффективности работы команды. Если конфликт произошел — разрешить его как можно быстрее без потерь для процесса работы, коллектива в целом и по возможности — каждого его участника. Извлечь пользу для рабочего процесса и компании.
    Как проверить:
    тест на конфликтную личность Ильина;
    тест на личностную агрессивность и конфликтность Ильина.
    Как прокачать:
    «Управление конфликтами», Виктор Шейнов
    Книга о механизмах возникновения и развития конфликтов, их типологии. Автор проанализировал конфликты в семьях, учебных и рабочих коллективах и предложил технологию управления ими. Материал полезен для тех, кто хочет научиться предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.
    «Лидерство через конфликт», Марк Герзон
    Книга о бытовых и рабочих конфликтах и поведении людей в них. Автор рассказывает, как слышать оппонентов, учитывать интересы сторон и выступать лидером при решении конфликтов. Издание для директоров организаций и менеджеров всех уровней, которые хотят повысить продуктивность.
    «Конфликт — это подарок. Как править энергию разногласий в мирное русло», Нейт Региер
    Издание о конфликтах и способах их грамотного разрешения для процветания команды. Автор приводит теоретическую информацию и практические примеры из жизненных и рабочих ситуаций. Книга тех, кто хочет работать в эффективных коллективах.
    Читать еще: «Soft Skills: что это такое и зачем они нужны в работе»
    Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

  6. Oleg5533 Ответить

    Познание себя. Именно с познания себя начинается понимание эмоций. Когда человек понимает, что чувствует, чего хочет в данный момент, он может выразить свое мнение и решить свою проблему. Понимание эмоций помогает определить цели в работе, семье. Например, если ребенок устал, он скажет об этом, и родителям будет проще понять его вялость.
    Управление эмоциями. Понимание эмоций еще не дает нужного результата. Это только первый шажок к формированию успешной личности. Управление ими дает возможность направлять энергию в нужное русло. Когда человек нервный, у него многое не получается, все из рук валится. Но когда он уравновешенный, тогда дело спорится.
    Распознавание эмоций других людей. Это дает возможность “тушить пожары” или не попадать “под раздачу”. Чувствительный к эмоциям других людей человек может вовремя среагировать и направить эмоциональную бурю другого мимо себя. Например, если жена видит, что муж пришел с работы раздраженный, она его сначала накормит, а потом уже расскажет о долге за газ.
    Управление эмоциями других людей. Этот уровень важен для менеджеров, руководителей групп и компаний. Когда человек умеет управлять эмоциями других, проявляя эмпатию, сопереживание, понимание, таким образом он завоевывает авторитет. Направление негативных эмоций в рабочую струю – важное качество для эффективного управленца.
    Учет психологических особенностей других. Это максимальный уровень развития эмоционального интеллекта, который позволяет человеку адаптироваться в любой обстановке. Если он “читает” людей, ему не составит труда начать разговор с кем-угодно и о чем-угодно. Также ему будет несложно достигать поставленных целей в коммуникации и общении.
    Это условное разделение, но здесь вы можете провести свой тест на уровень EQ, посмотрев, какие навыки вы уже имеете.

    Признаки высокого уровня EQ

    В психологии определение эмоционального интеллекта появилось сравнительно недавно. Существовало много споров, но все-таки ученые признали EQ научным понятием. Поэтому признаки высокого уровня EQ мы будем рассматривать с точки зрения классической модели Дэниела Гоулмана.
    Для людей с высокоразвитым EQ свойственен высокий уровень самосознания. Они знают свои способности и могут попросить помощи при необходимости. Такому навыку мы учим своего ребенка еще в детстве, когда говорим: “Не можешь застегнуть курточку, попроси маму или папу”, “Не можешь обуться, давай вместе научимся”.
    Самоуправление дает возможность контролировать себя на всяком месте. Способность сдержать шквал эмоций, спокойно обсуждать острые моменты, не допустить действия с плохими последствиями, многого стоит. Такие люди всегда в цене, в нашей культуре самообладание ценится особенно у мужчин.
    Мотивированный человек также обладает высоким уровнем EQ. Когда он самостоятельно находит интерес в скучном деле, это помогает во взрослой жизни. У дошкольников этого навыка нет. В школьном возрасте навык нужно формировать. Но проблема в том, что именно школа этому не учит.
    Эмпатийность, то есть сопереживание и “считывание” эмоций людей, помогает сориентироваться, как себя вести. Учет эмоционального состояния собеседника позволяет правильно вести диалог, достигая необходимых результатов. Например, партнеру с длительной дороги нужно предложить душ и покушать, обязательно поинтересоваться о самочувствии, затем решать вопросы.
    Сформированные социальные навыки также отличают человека с развитым эмоциональным интеллектом. Для лидера эта характеристика особенно важна. Здесь подразумевается применение эмпатии и знаний психологии человека. В результате получаем убедительного и коммуникабельного руководителя в бизнесе или другой работе, за которым хотят следовать подчиненные.
    Также для людей с высоким EQ свойственна ответственность, самодисциплина, умение уверенно себя вести в любой компании.

    Навыки эмоционального интеллекта

    Навыкам EQ обучают даже детей. В детском возрасте прививать их лучше во время занятий для детей в садиках или школах. Во взрослой жизни такие навыки уже отрабатываются с практическими заданиями на работе или в кругу общения на тренинге. Для тех, кто очень хочет развить навыки у себя, но нет возможности ходить на тренинги, есть возможность пройти обучение онлайн или выполнять упражнения для развития самостоятельно.
    Итак, что развивает наш эмоциональный интеллект? Структура таких навыков немного запутанная, поэтому ниже будем разбираться, что к чему.
    Они делятся на две большие группы: личностные и социальные. Первые – это качества личности, вторые – это человек в социуме. В свою очередь эти две группы делятся на важные черты характера, воспитанные у человека.

    Личностные

    Под личностными навыками понимают самосознание и самоконтроль. Рассмотрим их подробнее.
    Самосознание – как я себя представляю. У человека оно выражается тремя характеристиками:

  7. John Lenin Ответить

    Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:
    Умение выражать эмоции и различать их. С взрослением формируется способность отличать искренние эмоции от наигранных (дежурная улыбка).
    Анализ и оценка. Человек не просто распознает эмоции, а сравнивает их друг с другом, дает описание.
    Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими. Например, человек осознает, что радость он испытывает от общения с приятным человеком или игры с домашним животным, а гнев появляется из-за обостренного чувства справедливости.
    Способность управления эмоциями. Человеку доступна саморегуляция, то есть нейтрализация негативных либо слишком острых эмоций, он в состоянии их видоизменить, а также оказать помощь другому человеку, находящемуся в критическом эмоциональном состоянии.
    Несмотря на то, что эмоциям всегда уделялось внимание в психологии, всерьез об эмоциональном интеллекте заговорили только в 90-ые годы ХХ века. Все теоретики согласны с тем, что эмоциональный интеллект нужно в себе развивать, во-первых, для сохранения собственного психического и физического здоровья, а во-вторых, для достижения успеха в жизни.
    Как показывает практика, лидирующие позиции занимают не люди с более высоким уровнем знаний, а те личности, которые умеют «держать лицо», договариваться, выстраивать эффективные коммуникации. Именно поэтому, не всегда бывшие отличники добиваются успеха во взрослой жизни, их опережают посредственные в учебе, но общительные и оптимистичные «троечники».

    Составляющие Emotional Quotient

    Пять компонентов Emotional Quotient были выделены американским психологом Д. Гоулманом в работе «Эмоциональный интеллект», в их числе.

    Самосознание

    Индивид осознает свои сильные и слабые стороны, знает себе цену. Такие люди имеют реальную самооценку, не склонны к самовосхвалению или самобичеванию. Критика воспринимается адекватно: необоснованная – отметается, конструктивная – служит сигналом для внутренних изменений.

    Саморегуляция

    Гоулмэн доказывает, что эмоции – это часть физиологии человека, прожить без них не представляется возможным. В тоже время, собственные переживания нужно уметь подчинять разуму. Любая эмоция должна соответствовать обстоятельствам и ситуации, в которой она возникла. Как нельзя подавлять эмоции, так нельзя и выказывать их во всей красе в неподобающем месте и с неподобающими людьми.

    Мотивация

    Особое эмоциональное состояние, которое помогает целеполаганию и достижению цели. Грамотная самомотивация обуславливает адекватное отношение к трудностям на пути к успеху, позволяет относится к проблемам с оптимизмом.

    Социальные навыки

    Способность выстраивать эффективные коммуникации с другими людьми, умение общаться, вызывать нужные реакции. Человек с развитыми социальными навыками приветлив, желанен в любом обществе, может найти общий язык с людьми различных профессий и социальных слоев.

    Эмпатия

    Умение распознавать чувства других людей и сопереживать. Это врожденное чувство, многие люди не способны на то, чтобы понять другого человека. Они ограничиваются формальными фразами: «Не переживай», «Не обращай внимания». Эмпатичная личность пропускает чужие неприятности и радости через себя.

    Если все перечисленные составляющие развиты в личности, то она обладает высоким эмоциональным интеллектом.

    Уровень эмоционального интеллекта

    Как определить уровень Emotional Quotient у себя и окружающих.

  8. Bita78 Ответить

    Кроме того, достоверный факт, что развитие эмоционального интеллекта влечет за собой повышение креативности. Ваше мышление меняется, вы начинаете видеть ситуацию с разных сторон и находить новые не стандартные решения.
    Еще одним моментом, говорящим в пользу развития своего (и корпоративного) эмоционального интеллекта является факт лучшего усвоения информации и упрощения процессов обучения. Наверняка вы замечали, что в хорошем настроении процесс понимания и запоминания новой информации происходит быстрее и качественнее. Повышение собственного ЭИ и практическое использование техник саморегуляции, а также «правильное» взаимодействие тренера с обучаемыми позволяют качественно изменить результативность любого обучения. Неважно – идет ли речь о вашем MBA или об обучении во внутрикорпоративных институтах для сотрудников.

    В настоящее время бизнес вынужден пересмотреть свои подходы. Самым ценным ресурсом становятся кадры. Умение руководителя «завлечь» нужного специалиста, замотивировать и поддерживать его в эффективном рабочем состоянии напрямую зависит от его уровня развития ЭИ.
    Если пообщаться с «гуру» продаж, то выяснится, что их успех также основан на использовании эмоционального интеллекта. Эти люди создают настоящую команду. Знают все детали жизни своих сотрудников – как зовут жену и детей, когда у них дни рождения, у кого какие проблемы, характер и увлечения… Видят по мельчайшим деталям, кто в каком настроении пришел и как это использовать для работы. Выполнение отделом продаж заданного плана напрямую зависит от того, насколько хорошо руководитель «считывает» и управляет эмоциональным фоном команды.
    Идеальная компания – это второй дом для сотрудников. И не в смысле того, что они там ночуют из-за количества работы…  А в том смысле, что это место, где они чувствуют эмоциональную близость и отдачу, а руководитель  занимает позицию близкую к «отцу семейства». Здесь уместно вспомнить великую итальянскую организацию, слава которой до сих пор гремит – Cosa Nostra. Название переводится как «общее дело», а процессы внутри организации были построены на эмоциональном вовлечении и «семейном» общении.
    Продолжение статьи доступно тут.
    Иллюстратор: Марина Парфёнова.
     
     
    Материалы по теме:
    7 научно доказанных способов стать успешней
    Это заставит поколение Y работать лучше
    Как стать душой офиса
    9 карьерных советов от успешных предпринимателей
    6 необычных областей, где применяют большие данные
    Видео по теме:

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *