Как развить у ребенка 6 лет память?

17 ответов на вопрос “Как развить у ребенка 6 лет память?”

  1. NOKAH Ответить

    Хорошая память — важная составляющая успеха в любом деле. От того, как много и какая именно информация хранится в сознании человека, зависит уровень его эрудиции, его способность быстро реагировать на изменившиеся обстоятельства и оперативно находить эффектные решения нестандартных задач.
    Память бывает разная:
    образная;
    семантическая;
    двигательная;
    эмоциональная.
    Образная же, в свою очередь, тоже подлежит классификации согласно тому, какие сенсорные органы участвуют в восприятии информационного сигнала. Если информация воспринимается на слух, задействуется слуховая память, важность которой сложно переоценить.
    Вы хотите, чтобы ваши дети легко запоминали ваши слова, а в школьные годы демонстрировали отличные успехи в учёбе? Тогда советуем вам взять на заметку 5 несложных упражнений на развитие слуховой памяти ребёнка.
    Упражнение 1: «Стоп-слова»
    Это игровое упражнение прекрасно развивает слуховое внимание и память.
    Назовите ребёнку стоп-слово. Попросите его повторить. А теперь вы перечисляете последовательность любых слов, а малыш, услышав сигнальное слово, должен крикнуть «стоп» или хлопнуть в ладоши.
    На базе этого упражнения можно предложить несколько вариаций.
    Вариант 1. Объявите тематику, которой будет посвящена последовательность слов, и попросите малыша хлопать каждый раз, когда он услышит неподходящее слово.
    Например, тема — цветы:
    мак;
    роза;
    тюльпан;
    гвоздика;
    зебра (хлопок);
    ромашка;
    васильки;
    лютики;
    тыква (хлопок)…
    Меняйте темы, отрабатывая тренировку слуховой памяти и знания об окружающем мире одновременно.
    Вариант 2. Пусть малыш выберет книжку, которую хочет послушать в вашем исполнении. Откройте рассказ, сказку или стихотворение, которое будете читать, и несколько раз вслух прочитайте небольшое предложение ближе к концу произведения. Ребёнок должен запомнить эту фразу, а во время прослушивания обратить на неё внимание, хлопнув в ладоши или крикнув слово «стоп».
    При чтении никак не акцентируйте внимание на заветной фразе. Если малыш заслушался и забыл подать оговорённый сигнал, дочитайте текст до конца, а потом напомните и обсудите задание.
    Упражнение 2: «Великолепная десятка»
    Назовите 10 произвольных слов. Произносите их чётко, медленно, делая между ними небольшие паузы. Попросите ребёнка повторить всё, что ему удалось запомнить с первого раза.
    Повторите «великолепную десятку» ещё раз, а ребёнок должен называть те слова, которые забыл в первый раз.
    Ещё раз произнесите «десятку», а через час малыш должен вспомнить всё, что удалось удержать в памяти за этот период.
    Это упражнение для развития слуховой памяти у дошкольников тоже можно разнообразить:
    можно повторять слова за взрослым в любом порядке (что удалось вспомнить);
    все слова надо называть строго в том порядке, в котором их произносит взрослый;
    взрослый называет слова произвольно, а ребёнок должен упорядочить их в алфавитном порядке;
    слова для «великолепной десятки» можно выбирать произвольно или по одной тематике (цвета, фигуры, столицы, посуда и т.п.);
    прочитайте «великолепную десятку» один раз, а затем повторите её, но добавьте лишнее слово (конечно, добавлять его лучше в середине последовательности), а малыш пусть ищет затесавшегося новичка;
    прочитайте «десятку», а затем повторите последовательность, «забыв» назвать одно слово. Сможет ли ребёнок вспомнить «пропажу»?
    Упражнение 3: «Цифровая цепочка»
    Игра-упражнение отлично развивает слуховую память, хотя на первый взгляд может показаться очень простой для ребёнка 6–7 лет. Но не торопитесь сразу усложнять правила. Любая тренировка, будь то тренировка мускулатуры, интеллекта, внимания или памяти, должна проходить от малого к большему.
    Итак, назовите произвольно 3 числа. Ребёнок должен их повторить. Это легко, если называть числа в пределах первой десятки. Если малыш отлично справляется с заданием, давайте повышать уровень сложности:
    Называйте двузначные и трехзначные числа, а если и так справляться с заданием очень легко, увеличьте количество разрядов.
    Постепенно увеличивайте количество чисел в цепочке.
    Пусть малыш слушает цепочку в прямом порядке, а называет в обратном. Это уже более серьёзное упражнение. Его можно предложить не только дошкольникам и младшеклассникам, но и взрослым, которые хотят тренировать свои способности к запоминанию информации на слух.
    Упражнение 4: «Цветные истории»
    Чтобы включить это упражнение в развивающие занятия с ребёнком 6–7 лет, придётся немного подготовиться. Найдите подходящую по возрасту картинку-раскраску и составьте по ней небольшой рассказ, в котором упоминаются цвета нарисованных предметов. Положите перед ребёнком раскраску и цветные карандаши. Предупредите, что сейчас надо будет внимательно послушать историю и разукрасить рисунок так, как описано.
    Чтобы проверить, насколько внимателен малыш и как хорошо у него получается запоминать аудио информацию, придумайте рассказ, в котором цвета использованы неожиданно.
    Например:
    В зелёном небе из-за красной тучи выглянуло весёлое синее солнышко. Оно послало свои лучики на землю, согрев синие листики старого дуба, лепестки цветика-семицветика и молодую красную травку. Все радуются солнышку. Рад ему и розовый котёнок, и салатовый щенок, и даже маленький фиолетовый кролик прыгает от радости, что увидел тёплое весеннее солнышко.
    Упражнение 5: «Графический диктант»
    Мы уже писали о том, что собой представляют графические диктант и в чём их польза для развития дошкольника. Почитать наши материалы на эту тему можно тут и тут. В рамках сегодняшней темы нас интересует возможность использования занимательного рисования для развития слуховой памяти. Для этого выбирайте достаточно простые узоры, но диктуйте ребёнку схему не поэтапно, а сразу небольшим алгоритмом.
    Например:
    2 клетки вверх;
    1 клетка вправо;
    2 клетки вниз;
    1 клетка влево.
    Что получилось? Обсудите с ребёнком результат. Не забудьте похвалить за старание, а если что-то не удалось, объясните, в чём ошибка, и помогите её исправить.

    Как ещё можно развивать слуховую память ребёнка:

    учите с ребёнком стихи;
    читайте вслух интересные сказки и просите малыша пересказать, что он запомнил;
    чаще играйте в полезные и увлекательные словесные игры;
    слушайте детские песенки, а в свободное время пойте их весёлым семейным ансамблем;
    предложите ребёнку дома или на улице прислушаться к миру звуков, определяя, какие источники вносят свой вклад в общий звуковой фон.
    Пусть ваши занятия с маленьким непоседой приносят и пользу, и удовольствие. Счастливого вам родительства, друзья!

  2. Banditus Ответить

    Игры для развития памяти дома:
    Играйте в повторения цифр (номера телефонов или просто произвольный набор цифр) — как в прямом, так и в обратном порядке.
    Играйте в пары слов. Придумайте 10 пар слов, Затем медленно повторите их вслух. После этого называйте первое слово, а ребёнок должен повторить второе. Сначала называйте связанные ассоциативно слова, а затем усложняя задачу — не связанные.
    Играйте в поход в магазин. Напишите список покупок и распределите роли. Покупатель должен купить всё строго по списку, а продавец проверить правильность покупки.
    Угадай, что это? Завязываем ребенку глаза и даём в руки небольшие предметы. Ребенок наощупь должен узнать предмет. После узнавания 5-7 предметов просим назвать их в первоначальном порядке.
    Играйте в карточки — найди пару. Игра хороша известна, но от этого не становится менее эффективной. Переверните рисунком вниз несколько пар одинаковых карточек, и затем, переворачивая попарно, находите одинаковые. Если перевернуты непарные карточки, то они вновь переворачиваются картинкой к столу. Если открыта верная пара, то она или убирается или остаётся лежать открытой на столе.
    Что изменилось, или кто лишний? На столе располагается 5-7-9 предметов/игрушек. Ребёнку предлагается запомнить, что именно находится на столе. После этого ребёнок отворачивается, а взрослый изменяет местоположение предметов и меняет часть из них на новые или добавляет/ убирает имеющиеся. Задача ребёнка — обнаружить изменения. Чем больше изменений будет найдено — тем лучше. Можно просить назвать изменение местоположения, что именно изменилось — добавилось, убавилось или повернулось другой стороной.
    Сравни списки. Разновидность игры «поход в магазин». Родитель пишет ребёнку список слов (примерно 10 шт). Задача ребёнка — за 1 минуту запомнить этот список. После этого родитель даёт ребенку другой список, в котором 7 слов заменены. Задача ребёнка — найти те слова, которые были в первоначальном списке (то что он уже «купил»).
    Нарисуй по памяти. Родитель показывает ребёнку картинку на несколько секунд. После этого ребёнок должен зарисовать картинку по памяти. Картинка необязательно должна быть полноценным изображением, как мы привыкли ее понимать, это может быть набор геометрических фигур так или иначе наложенных друг на друга, т.е. любое изображение, которое может повторить ребенок. Также вы можете использовать техники дудлинг и зентангл.
    Поиграйте в поход в «темноте». Завяжите ребенку глаза и попросите пройти аккуратно по квартире в нужном направлении. Например, дойти до кухни или принести со стола книгу. Чем меньше предметов будет при этом задето, тем лучше выполнено задание. Естественно, при этом обеспечьте безопасность прохода ребенка.
    Рассказывайте детям придуманные истории, где герой использует некоторые предметы или проходит какие-то знаковые места. После рассказа просите ребенка назвать все места, где побывал герой, или все предметы, которыми он пользовался. Это тренирует одновременно память и внимание.
    Таким образом, если вы будет соблюдать режим дня, снизите уровень стресса (потеря памяти при стрессе — довольно часто явление) и будете регулярно выполнять игры упражнения для развития памяти, то результат не заставит себя ждать.
    Спасибо, что прочитали эту статью. Как обычно, будем признательны за вопросы и комментарии.

  3. Laril Ответить

    Наталья Могылдан
    Консультация для родителей «Развитие памяти и внимания у детей 5–6 лет»
    Многие родители, сталкиваясь с проблемой концентрации внимания у детей дошкольного возраста, не знают, как её решить.
    Данная статья призвана помочь родителям в развитии внимания и памяти у детей 5-6 лет. Ведь достаточная концентрация внимания и устойчивая память обеспечивают не только успешное обучение, но и легкую социализацию ребенка.
    Для начала необходимо определиться с понятиями внимание и
    концентрация внимания. Внимание – это психический процесс, посредством которого человек концентрируется на некоторых особенностях окружающей среды относительно других объектов и событий. При этом концентрация внимания – это продолжительность времени, когда ребенок может сосредотачиваться на какой-то идее или деятельности.
    К 5-6 годам внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (например, отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом). Развивать и совершенствовать внимание так же важно, как и обучать чтению, счету, письму. Развитие внимания находится в неразрывной связи с развитием памяти.
    Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Память дошкольника в этом возрасте носит непроизвольный характер – ребенок чаще всего не ставит перед собой осознанных целей что-либо запомнить, запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания, но в то же время определяется, скорее всего, интересом, деятельностью и желаниями ребенка. Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает, ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной и речевая деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочи нении сказок, т. е. ставит цель: «Вспомни!» Напомним, что очень важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включается дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.
    Совершенствование памяти и внимания предполагает развитие мыслительной деятельности, так как научить детей думать – значит научить их анализировать, сравнивать предметы и явления между собой, находя в них сходство и различие, осуществлять обобщение, классифицировать предметы и явления. Именно мыслительные операции становятся при определенных условиях способами логического запоминания. Гораздо быстрее осваивается материал в игре, чем при простом объяснении. Эмоциональное переживание способствует оживлению непроизвольного запоминания, так как в памяти откладывается масса деталей второстепенных по существу, но помогающих удерживать главное. Дети запоминают лучше то, что привлекло их своей яркостью, необычностью; запоминают лучше то, с чем они активно действовали. Именно дидактическая игра способствует развитию внимания и произвольной памяти.
    Вот некоторые примеры игр и игровых упражнений, направленных на развитие памяти и внимания:
    • Сравни картинки и найди отличия
    • Найди пары предметов
    • Найди лишний предмет в ряду
    • Соотнеси предмет и тень
    • Раскрась по цифрам
    • Шахматы
    Эта игра помогает значительно увеличить концентрацию внимания и память. А также помогает детям развивать интеллект и познавательные способности.
    • Повтори ритм
    Отхлопайте ребенку простой ритм ладошками и попросите его повторить. Когда малыш справится, усложняйте ритм, подключая хлопки по ногам, хлопки по мебели, притопывание, щелчки пальцами.
    • Соблюдай правила
    Вы озвучиваете ребенку определенное правило. Например, когда я барабаню быстро – нужно ходить быстро, когда барабаню медленно – ходи медленно. Если ребенок справился, усложняем задание: когда барабаню быстро – ходи медленно, когда медленно – ходи быстро.
    Другим вариантом может быть ходить или прыгать в ритм музыки. По мере усвоения навыка, давайте задание ходить/прыгать, не попадая в такт.
    • Три задания
    Эта игра помогает расширить объем внимания. Вы даете ребенку подряд три инструкции, которые он должен выполнить в той последовательности, которую вы ему задали. Например:
    1. Подпрыгни два раза
    2. Назови какой-нибудь цветок
    3. Подойти к деревянному предмету
    Когда ребенок справится, давайте задания посложнее:
    1. Хлопай столько раз, сколько тебе лет
    2. Назови дикое животное
    3. Дотронься до предмета на букву К
    Количество заданий можно увеличивать до 4-5 и усложнять их в зависимости от возраста и развития ребенка.
    • Разучи стихотворение
    Для развития памяти ребенка 5—б лет, особенно слуховой, можно рекомендовать заучивание стихотворений о временах года, их признаках, это будет способствовать развитию восприятия и мышления у ребенка, умения сравнивать.
    • Опиши игрушку
    В течение 1-2 минут ребенок рассматривает незнакомую игрушку, а затем описывает её. Далее игрушку следует убрать. Через 30 минут предложите ребёнку по памяти описать игрушку и её свойства.
    • Какой игрушки не хватает?
    Поставьте перед ребёнком 5-6 игрушек на 15-20 секунд. Затем попросите ребёнка отвернуться и уберите одну игрушку. После чего, повернувшись, ребёнок отвечает на вопрос:какой игрушки не хватает?
    • Разрезные картинки
    Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая — разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, открытки. Предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
    • Запомни слова и воспроизведи
    Эту игру необходимо начать с трех-четырех слов и по мере того как ребенок справляется с этими словами, необходимо увеличить их количество до десяти и более. Если ребенок не запомнил трех-четырех слов, необходимо еще раз их прочитать и затем повторить задание.
    • Продолжай
    Это совместное упражнение. Вы произносите фразу, например: «У нас в огороде растёт картошка». Ребёнок должен повторить вашу фразу и добавить слово, подходящее в данной ситуации: «У нас в огороде растёт картошка и репа». Постепенно фраза становится длиннее, приходится вспоминать новые и новые слова
    Надеемся, что наши советы помогут Вам весело, интересно и с пользой проводить время с Вашими детьми, а так же наметить верный путь к развитию их произвольного внимания и памяти.

  4. Максим Березников Ответить

    Еще одним наглядным фактом того, что наши мыслительные способности максимально активны в детском периоде, служит факт того, что активный лексический словарь, то есть слова, которыми мы пользуемся, формируется именно в первые десять лет жизни. За всю остальную жизнь, учась в средней школе, институте, читая и изучая новое, мы можем обогатить наш словарь только в два раза, но не более!
    Но зачастую родители и педагоги стремятся вложить в детей побольше информации, обучая его математике, чтению и заставляя запоминать точные факты. При этом очень мало внимания уделяется тому, как развить у ребёнка память и внимание, а ведь навыки скоростного мышления – это основная база, на которой должно строиться успешное обучение.
    Кроме того, на взрослого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, и, чтобы в ней ориентироваться, у нас в голове складывается чёткое её разделение на главную, необходимую для нашего будущего, и второстепенную. Для детей же почти вся информация оказывается главной, поэтому малыш без труда может назвать услышанные однажды названия всех двенадцати спутников Юпитера, в то время как взрослый может и не вспомнить, что у Юпитера они вообще есть, даже если прочитает несколько книг по астрономии. Но невнимательность и неспособность долго концентрироваться на одном и том же могут стать причиной плохой памяти ребёнка. Как её развить? Несложными упражнениями и заданиями, о которых будет сказано ниже.

    Другая причина, по которой важно начинать занятия для лучшего усвоения именно в раннем возрасте – это свободное сознание. Для маленького человека ещё не существует никаких табу, в его голове не возникает сковывающая сознание взрослого мысль «Этого не может быть!». Малыш с готовностью готов поверить и в Деда Мороза, и в невидимых существ и с такой же лёгкостью он готов представить абстрактные понятия. Так для детей представить объёмную геометрическую фигуру не составляет труда, тогда как для многих взрослых даже наглядный рисунок может не помочь.

    Что мы запоминаем?

    Память построена, прежде всего, на образах и ассоциациях, на логических цепочках, которые образуются у нас в голове и прочно сплетаются друг с другом. И чем ярче эмоции, которые мы испытывали, узнавая о чем-то, тем крепче будут наши воспоминания. Человек сохраняет на всю жизнь впечатления о походе в горы всей семьёй, вкус похлёбки, приготовленной на костре, или неожиданно выскочившего зайца, принёсшего бурю эмоций. А математические формулы или формулы химических соединений запоминаются с огромным трудом и очень легко выветриваются из нашей головы, поскольку они не вызывают у нас никаких ассоциаций и эмоций.
    По этой причине практически все методики развития памяти строятся на углублении ассоциативных и образных связей.

    Виды мозговой деятельности у ребёнка

    Существует множество классификаций, позволяющих разделить виды мозговой деятельности ребёнка по тому или иному признаку:
    по времени хранения информации: кратковременная и долговременная;
    по способу запоминания: механическая, логическая, оперативная;
    по типу запоминаемой информации: двигательная, зрительная, слуховая.
    Но для любого вида существует единое правило развития памяти дошкольников: запоминаемое должно вызвать яркие ассоциации. Чтобы запомнить абстрактную информацию, ребёнок должен её «раскрасить» – то есть представить в виде слуховых, зрительных или тактильных образов и постараться прочувствовать то, что необходимо запомнить. Малыша нужно учить слушать свои эмоции, размышлять о них. Такое «прислушивание к себе» поможет ему не только хорошо и надолго усвоить материал, но ещё и обогатит его внутренний мир, научит понимать свои чувства и переживания.

    Как развивается мыслительная деятельность в раннем возрасте?


    Первое, чем овладевает новорождённый – это двигательная деятельность. В первые месяцы своей жизни карапуз пробует выполнять различные действия – переворачиваться, держать игрушку, сидеть. И если что-то получается однажды, он стремится сделать это ещё и ещё, стараясь повторять те же действия, которые раньше приводили к желаемому результату: чтобы перевернуться, малыш сначала закидывает ногу, потом старается ручкой и плечом помочь себе выполнить переворот. Тем самым происходит запоминание. Многие мамы, уделяющие внимание вопросу «как развить память у ребёнка», с удивлением замечают, что если их юный исследователь изначально научился ползать или садиться нестандартным способом (например, ползать только назад или отталкиваясь пятками, сидя на попе), то впоследствии он будет повторять именно эту манеру выполнения действия.
    Детское запоминание в первые месяцы жизни носит, скорее, рефлекторный характер: спокойствие при ощущении маминых рук, испуг от резких движений или громкой музыки. Более или менее осознанно грудничок начинает усваивать свои эмоции в возрасте полугода: он начинает воспринимать лица близких людей, настороженно относиться к незнакомым и непривычным звукам.
    Ближе к году карапуз начинает овладевать образной деятельностью. Он запоминает вкус продуктов, структуру игрушек, расположение предметов, но в его голове сохраняется, прежде всего, не сама информация, а ощущения и ассоциации, связанные с тем или иным предметом. С формированием словарного запаса для него открывается возможность воспринимать мир с помощью слов и логики.

    Зрительная

    Как показывает практика, основной объем информации мы получаем с помощью зрения. Поэтому развитие детской памяти не может обойтись без активизации зрительного восприятия. Проверить, насколько учащийся владеет способностью воспринимать зрительные образы можно с помощью всем знакомых картинок «найди отличия». Если данное задание вызывает у него затруднения, значит, со зрительным вниманием необходимо серьёзно работать.
    Существует огромное количество упражнений на улучшение зрительного восприятия, их очень любят печатать в детских журналах и пособиях для занятий родителей с детьми. Один из работающих методов – давать ученику картинку. Он должен смотреть на неё в течение какого-то времени, а потом, закрыв изображение, попытаться описать то, что он увидел. С каждым разом можно уменьшать время, а также выбирать более сложные картинки – сюжетные, с мелкими деталями, более прорисованные. Вы будете удивлены, насколько ваше чадо станет наблюдательнее и внимательнее. Как вариант, можно предложить нарисовать то, что он запомнил.

    Двигательная


    Развитие памяти у детей школьного возраста невозможно без совершенствования двигательной активности. Её формированию способствуют трудовые навыки. Помимо уроков труда, детей можно отдать в различные секции, где они будут учиться создавать что-нибудь своими руками, а также в спортивные кружки. При запоминании, сохранении и воспроизведении определенного порядка движений дети совершенствуют также внимательность, концентрацию и усидчивость.

    Тактильная

    Мелкой моторике, то есть ощущению и прикосновению, сегодня посвящено очень много внимания как в рамках дошкольной программы и образования младших школьников, так и в методиках работы родителей с малышами. И не зря, ведь тактильная деятельность напрямую связана с работой мыслительных процессов. Развитие памяти у детей дошкольного возраста всегда начинается с умения писать, рисовать, лепить и вырезать. Для дошкольников очень полезно перебирать маленькие предметы – пересыпать или разбирать крупы, играть с мелкими игрушками.
    Для улучшения тактильного восприятия эффективно использовать следующее упражнение: на доску наклеить разные по своей структуре и форме материалы (ткань, дерево, бумагу). Учащийся с закрытыми глазами должен на ощупь понять, что перед ним. Как разновидность можно вылепить из пластилина объемную аппликацию или же слова и даже целые фразы для детей постарше.
    Другой способ активизации тактильных ощущений – игра «Пощупай меня». Ученику с завязанными глазами предлагается потрогать любой предмет. После чего объект детского исследования необходимо спрятать, глаза развязать, а малышу предложить нарисовать то, что он держал в руках. Кроме моторных навыков, данное задание поможет развить воображение ребёнка.

    Когда начинать проводить занятия?


    Если Вы задаетесь вопросом «Как помочь ребёнку развить память и внимание?», всегда помните, что разные виды восприятия развиваются постепенно и слишком ранние или же наоборот, запоздалые занятия не принесут ожидаемого эффекта.

  5. SuperGirl Ответить

    РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ.
    Без памяти невозможно нормальное функционирование личности и ее развитие. Память есть у всех живых организмов, но наиболее высоко развита  у человека. Кроме генетической и механической памяти, присущей животным, он обладает другими более продуктивными видами памяти, связанными с использованием различных мнемонических средств. Так, например, у человека есть такие виды памяти, как произвольная, логическая и опосредствованная. В целом, память человека можно представить как своеобразный инструмент, служащий для накопления и использования жизненного опыт.
    Различные процессы памяти развиваются с возрастом у детей неодинаково, причем одни из них могут опережать другие. Например, произвольное воспроизведение возникает раньше, чем произвольное запоминание, и в своем развитии как бы обгоняет его.
    Качественные изменения работы памяти могут происходить в сравнительно раннем периоде развития ребенка (в среднем дошкольном возрасте).
    Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Таким образом, объем фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному предмету или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6 – 7 лет несколько снижается, вместе с тем прочность запоминания возрастает. В старшем дошкольном возрасте ребенок в состоянии воспроизвести полученные впечатления через достаточно длительный срок. Одним из основных достижений данного возраста является развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого запоминания можно отметить у детей в возрасте 4 – 5 лет, однако значительного развития оно достигает к 6 – 7 годам. Во многом этому способствует игровая деятельность, в которой умение запоминать и вовремя воспроизводить необходимые сведения является одним из условий достижения успеха. Например, в процессе коллективной игры ребенок, исполняя роль связного, должен передавать в штаб сообщения, состоящие из всегда одинаковой начальной фразы и нескольких надлежащим образом подобранных наименований отдельных предметов. Ребенок заинтересован в хорошем запоминании и дальнейшем воспроизведении полученного текста.
    Важной особенностью этого возраста является то обстоятельство, что перед ребенком 6 – 7 лет может быть поставлена цель, направленная на запоминание определенного материала. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально предназначенные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Таким образом, к 6 – 7 годам структура памяти претерпевает существенные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом она сохраняет господствующее  положение.
    Развитие памяти в дошкольном возрасте также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредствованному запоминанию и припоминанию.
    3. М. Истомина проанализировала, как идет процесс становления произвольного и опосредствованного запоминания у дошкольников, и пришла к следующим выводам. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей трех-четырех лет запоминание и воспроизведение в естественных условиях развития памяти, т. е. без специального обучения мнемическим операциям, являются непроизвольными. В старшем дошкольном возрасте при тех же условиях происходит постепенный переход от непроизвольного к произвольному запоминанию и воспроизведению материала. При этом в соответствующих процессах выделяются и начинают относительно самостоятельно развиваться специальные перцептивные действия, опосредствующие мнемические процессы и направленные на то, чтобы лучше запомнить, полнее и точнее воспроизвести удержанный в памяти материал. [5:38]
    Только развивая мышление ребенка и обучая его различным мнемотехническим приемам, можно значительно улучшить продуктивность памяти. Переход от непроизвольной к произвольной памяти включает в себя два этапа. На первом этапе формируется необходимая мотивация, т. е. желание что-либо запомнить или вспомнить. На втором этапе возникают и совершенствуются необходимые для    этого мнемические действия и операции. Считается, что с возрастом увеличивается скорость, с какой информация извлекается из долговременной памяти и переводится в оперативную, а также объем и время действия оперативной памяти. Установлено, что трехлетний ребенок может оперировать только одной единицей информации, находящейся в настоящий момент времени в оперативной памяти, а пятнадцатилетний — семью такими единицами. С возрастом развивается способность ребенка оценивать возможности собственной памяти, причем, чем старше дети, тем лучше они могут это делать. Со временем становятся более разнообразными и гибкими стратегии запоминания и воспроизведения материала, которые применяет ребенок. Было показано, что развитие памяти тесно соотносится с развитием мышления у детей. Установлено, например, что прогресс операциональных структур интеллекта оказывает положительное воздействие на мнемические процессы ребенка. В одном из экспериментов детям в возрасте от 3 до 8 лет показывали 10 различных деревянных брусков, выложенных в один ряд по длине, и просили просто посмотреть на этот ряд. Неделю, а затем и месяц спустя им предлагали выложить этот же ряд по памяти. Первым интересным’ результатом этого эксперимента было то, что уже через неделю младшие дошкольники фактически не могли вспомнить последовательность брусков, но тем не менее пытались восстановить ее, выбирая один из следующих вариантов расположения элементов ряда: а) выбор нескольких равных между собой брусков, б) выбор длинных и коротких брусков, в) составление групп из коротких, средних и длинных брусков, г) воспроизводство логически правильной, но чересчур короткой последовательности, д) составление полной исходной упорядоченной серии. При помощи механических повторений информации дети в старшем дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. У них появляются первые признаки смыслового запоминания. При активной умственной работе дети запоминают материал лучше, чем без такой работы. Развитие пространственных представлений ребенка к 6 – 7 годам достигает высокого уровня. Для детей этого возраста характерны попытки провести анализ пространственных ситуаций. Например, игра на развитие памяти «Вспомни не глядя», каждый из нас хорошо представляет то, что у него всегда перед глазами в комнате, где он живёт, где играет. Внезапно, не предупредив ребёнка, предлагаете ему сказать, каким цветом занавески на окне, где стоит стол, что лежит на столе, сколько полок в книжном шкафу. Хотя результаты не всегда хорошие, анализ деятельности детей указывает на расчлененность образа пространства с отражением не только предметов, но и их взаимного расположения.
    Продуктивность запоминания в игре у детей намного выше, чем вне ее. Однако у самых маленьких, трехлетних детей и в игре продуктивность запоминания сравнительно низкая. Первые специальные перцептивные действия, направленные на то, чтобы что-то сознательно запомнить или припомнить, отчетливо выделяются в деятельности ребенка 5—6 лет, причем чаще всего ими для запоминания используется простое повторение.
    От интереса ребенка к выполняемой им деятельности и мотивации этой деятельности  зависит развитие у него процессов памяти. Этому способствуют различного рода театральные действия. Но при этом следует помнить, что острота детской памяти значительно зависит от того, понимает ли ребенок смысл того, что запоминает. Монотонное зазубривание, заучивание по принципу «надо!» не поможет глубоко усвоить материал, не вызовет в сознании ребенка ярких образов, представлений, ассоциаций.
    Развивать память помогают заучивание стихов или сказок, рассказы об увиденном во время прогулки. Качество запоминания предметов, картинок, слов, зависит от того, насколько активно ребенок действует по отношению к ним, в какой мере происходит их детальное восприятие, обдумывание, группировка в процессе действия.
    К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, процесс произвольного запоминания можно считать сформированным. Его внутренним, психологическим признаком является стремление ребенка обнаружить и использовать для запоминания    логические связи в материале.
    Запоминание, как и припоминание, зависит не от случайных ситуативных моментов, а от наличия специального намерения, специальной цели и способов запоминания. Развитие памяти предполагает в первую очередь развитие мыслительной деятельности детей – развитие умения анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать; осуществлять обобщение, объединяя объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения; устанавливать смысловые связи.
    Список литературы.
    1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб.заведений/ Сост. И.В. Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368с.
    2. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А. А. Смирнова. ? М.: Просвещение, 1967. ? 300 с.
    3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка.\\ Вопросы психологии. 1996. №6.
    4. Дьяченко О. , Лаврентьева Т.В. Психологические особенности развития дошкольников.- М.: «Эксмо» 2009г.
    5. Истомина З.М. Учеб. – метод. Пособие для студентов – заочников 1 и 2 курсов пед. Ин – ов. – М.: Просвещение, 1978. – 120с.
    6.http://www.detsad108.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=100:2011-12-28-07-43-56&catid=1:2010-02-23-15-02-57&Itemid=8- Психологические особенности детей дошкольного возраста.

  6. Saijurus Ответить

    Произвольность

    Это самое важное новообразование рассматриваемого нами периода. Ребенок длительное время запоминал неосознанно или автоматически. Вернее сказать, у него запоминалось само собой, без всяческих усилий с его стороны или влияния окружающих.
    Постепенно, как правило, к 4–5 годам, дети научаются регулировать процесс запоминания: подчинять его своей воле (запоминать то, что ему интересно, значимо) или воле окружающих (запоминать то, что просили запомнить). Это управление процессом и есть произвольность.
    Первыми формируются навыки произвольного припоминания, одного из наиважнейших составляющих процесса памяти: ребенок 4 или 5 лет может целенаправленно, в общих чертах, припомнить картину произошедшего события.
    У ребенка 4 лет уже досточный запас знаний и воспоминаний
    Вслед за формированием этой способности развивается возможность преднамеренного или целенаправленного запоминания. Ребенок в первую очередь запоминает то, что ему интересно и понятно, ярко эмоционально окрашено. Например, он легко и быстро способен запомнить набор необходимых для интересной игры фигурок или выучить стихотворения в подарок на день рождения мамы.

    Прочность, длительность и объем запоминания

    Рост произвольности активизирует развитие таких показателей процесса запоминания, как его прочность и длительность. Недаром некоторые люди помнят очень важные или эмоционально окрашенные события, произошедшие в 4-5 лет, долгие годы, а порой и всю жизнь.
    К 4-5 годам существенно возрастает объем памяти, позволяя ребенку запоминать и хранить в памяти большое количество информации.

    Эмоциональность и образность памяти

    Кроме всего перечисленного выше, память детей четырех, пяти лет становится эмоциональной и образной. Это означает, что ребенок не механически воспроизводит информацию, а способен это сделать эмоционально, используя образы: прочитать стих с выражением, припомнить и рассказать о событии, сравнивая его с предыдущим, провести аналогии.
    Лучше всего занятия проводить в игровой форме
    Конечно, на этом процессы формирования и развития памяти не останавливается. Однако его дальнейшее развитие зависит от своевременности формирования произвольности и наращивания объема памяти. От развития памяти зависят все дальнейшие достижения ребенка в обучении и жизни.

    Рекомендации по развитию памяти детей

    Развиваем, играя: для детей 4-5 лет основным видом деятельности все еще остается игра, ее и используем как основной метод развития.
    Ребенок быстрее и лучше запоминает значимую (интересную) и понятную для него информацию, поэтому тренируйте память с учетом интересов и знаний ваших воспитанников.
    Старайтесь создать сильную мотивацию (стимул) для запоминания: соревнование, поощрение с учетом интересов и ценностей ребенка.
    Помните, чем ярче впечатление от информации или события, тем сильнее оно запоминается.
    Информация, используемая ребенком в деятельности, запомниться продуктивнее. Поэтому предлагайте ему сравнивать, сопоставлять и просто использовать полученную информацию в своей деятельности: играх, рисовании.
    Один из законов памяти гласит: средина всегда запоминается хуже, чем начало и концовка, поэтому уделите ее запоминанию больше времени и сил.
    И еще один важный нюанс: память является продуктом работы мозга. Мозгу для активной деятельности нужно питание: кислород, глюкоза, витамины и другие важные вещества. Поэтому для ребенка так важны прогулки на свежем воздухе, стабильный показатель уровня сахара в крови и хорошее питание, содержащее растительные масла, твердые сыры, цельнозерновые продукты, жирные сорта рыбы, бобовые, фрукты и овощи.
    Настольные игры — развитие зрительной памяти
    В настоящее время существует множество игр и упражнений на развитие памяти. Их вы легко найдете в специализированном магазине или просто на просторах интернета. Ниже вы ознакомитесь с примерами некоторых из них.

    Примеры игр, развивающих память

    Развитие слуховой памяти

    «В магазин за покупками»
    Инструкция: взрослый просит ребенка сходить в магазин за покупками и называет список товаров, состоящий из нескольких наименований, которые нужно купить. После этого очень просит купить все названное и ничего не забыть.
    Для детей, достигших 4–5 лет, игру можно начать со списка в 5–6 слов. В дальнейшем стоит увеличить и разнообразить перечень, включая в него не только названия продуктов, но и других видов товаров.
    Игры на развитие памяти можно проводить с самыми разными предметами
    Если в игре принимает участие несколько детей, целесообразно включить соревновательный элемент: кто запомнил больше.
    «Подарки друзьям»
    Инструкция: взрослый предлагает ребенку отправиться в путешествие и привезти своим друзьям подарки. Он перечисляет имена друзей и потенциальный подарок каждому.
    Через некоторое время путешественник «возвращается» из путешествия и навещает своих друзей. «Кого ты навестишь в первую очередь?», — спрашивает взрослый. «Какой подарок ты приготовил ему?»
    Ребенок вспоминает очередность посещения друзей и называет презент для каждого.
    Игра 10 предметов для детей 4-5 лет
    Условия игры можно менять, предлагая ребенку запомнить не «подарок», а название страны (города), где он «покупал» подарки.
    Начальный список для детей 5 лет должен содержать не менее 4-5 пунктов.

  7. Охранник Ответить

    В первый период развития у малыша создается двигательные и эмоциональные воспоминания. Умение сидеть, ползать, ходить, пользоваться столовыми приборами, кататься на роликовых коньках и велосипеде – все это примеры применения моторной памяти.
    Эмоциональные воспоминания в младенчестве имеют форму рефлексов. Ребенок просто реагирует на положительные и отрицательные импульсы. К полугоду процесс становится более осознанным. Начинают выстраиваться ассоциации – ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбку, и может заплакать при виде игрушки, которой вчера поранился.
    К году ассоциации становятся более сложными. Формируются образы. В дальнейшем, с развитием речи создаются словесно-логические воспоминания, ваш сын или дочь организуют в головном мозгу связи между словом и действием или предметом, учится формировать и выражать свои желания и мысли.

    Виды памяти

    Начнем с того, что существуют несколько видов памяти и их можно тренировать.
    В зависимости от срока запоминания материала память бывает долговременная, то есть даже если человек не использует данные, он в любой момент воспроизведет информацию, и кратковременная, когда информация запоминается быстро, но также быстро и забывается.
    Память бывает зрительная – это все, что мы видим: картинки, люди, пейзажи. За все, что мы слышим, отвечает слуховая память. Движения в танце запоминаются с помощью моторной памяти. Ощущения и настроения помнит эмоциональная память.
    Если процесс запоминания требует усилия воли, в работу включается произвольная память. За неосознанное запоминание информации отвечает непроизвольная память.

    Особенности развития памяти у детей

    Ученые утверждают, что улучшить и натренировать можно все виды памяти. Если речь идет о физиологии детей, то необходимо учитывать возраст ребенка: чем младше, тем сложнее малышу приложить усилия для запоминания чего-либо. Дети до шести лет непроизвольно запоминают только то, что им пришлось по душе. Однако не стоит игнорировать развитие произвольной памяти, не все хотят прилагать усилия для запоминания стихотворения, но придется найти аргументы – в школе этот навык очень пригодится.
    Как развить память у ребенка? Процесс обучения в игровой форме лучше воспринимается детьми. Например, в процессе прогулки устройте соревнование: кто лучше запомнит, во что одет проходящий мимо человек. По очереди перечисляйте детали одежды и цвета. Еще одно упражнение: в течение нескольких секунд попросите ребенка запомнить и перечислить количество машин на парковке, их цвета и модели. Если у малыша не будет получаться, приободрите: «Вот увидишь, в следующий раз ты запомнишь больше. Это просто тренировка!»
    Заучивайте с ребенком важную информацию: адрес своего места жительства, номера телефонов мамы, папы, бабушки, дни рождения близких родственников.

    Развитие памяти с 3 до 6 лет

    Родителям нужно знать, как развить память у детей. В данный периол времени идет продуктивное развитие внимания. Малыш эффективно и легко усваивает важный для него материал, маленькие стихотворения. Он старается сам поставить задачу и достигает ее. Это отличный возраст для того, чтобы улучшить тактильную память и начать изучение иностранных языков. Так как же улучшить работу памяти у малыша 6 лет?
    Предложите игры, развивающие память. Например, положите на столешнице различные предметы, скажите сыну или дочери, что он должен запомнить порядок их расположения и количество, а затем переставьте их местами и что-то совсем уберите. В это время ребенок закрывает глаза, а после ваших перемещений открывает и пытается отгадать, что же изменилось. Начните учить слова иностранного языка, сопоставляя им различные образы и слова родного языка.

    Развитие памяти с 6 до 10 лет

    В возрасте 6–10 лет особенно развивается внимание, происходят первые испытания памяти и внимания в учебных заведениях. У ребенка 9 лет эрудиция расширяется, растет интеллект. Если у малыша 7 лет присутствует недостаток внимания или не выходит сделать уроки, не следует ругаться. Необходимо узнать причину провала и попытаться всем вместе исправить положение.

    Развитие памяти с 10 до 14 лет

    У ребенка 10 лет начинается период наивысшего развития логики и памяти. Стоит делать упор на задания, которые направлены на еще большее улучшение внимания и интеллектуальных способностей. Ребенку 12 лет стоит читать большое количество книг, играть с одноклассниками, рисовать. А вот время, проведенное за ноутбуком и телефоном, следует уменьшить.
    Занятия спортом способствуют улучшению и развитию памяти. Если ребенок упражняется физически, организм быстрее поглощает кислород, что приводит возможности мозга к быстрой работе.
    Старайтесь всячески разнообразить нагрузку. Если у сына или дочери нет охоты заниматься спортом, отправьте его в музыкальную школу или запишите на интеллектуальные дополнительные занятия. Например, на ментальную арифметику. Это уникальная методика, основанная на работе с древними счетами — абакусом. Ментальная арифметика, в первую очередь, улучшает и тренирует память, в том числе — фотографическую. Не надо думать, что малыш научится только быстрому устному счету. Хоть программа и носит слово «арифметика» в названии, навыки, полученные вашим сыном или дочерью, пригодятся в любой школьной специальности.

    Меморика от Smartum : ваш ребенок сможет всё

    Имея хорошую память, ребенку будет легко учиться в школе. Подготовить малыша к учебе лучше заранее. «Академия развития интеллекта SMARTUM» разработала целую методику, благодаря которой дети запоминают и обрабатывают информацию гораздо лучше. Методика называется «Меморика». Обучение происходит на уникальной онлайн-платформе SMARTUM в игровой форме. Красочные герои сопровождают малыша на протяжении всего обучения, рассказывают интересные истории. Веселые игры мотивируют ребенка узнавать и запоминать все больше новой информации, тем самым тренируя все виды памяти. Даже если ваше чадо превосходно все запоминает, методика поможет грамотно пользоваться памятью, ребенок будет креативно мыслить и научится нестандартными способами запоминать нужную информацию.

  8. Ферлис Ответить

    Внимание малыша необходимо привлекать собственной вовлеченностью и ярким эмоциональным настроем, при этом несколько раз повторяя призыв к игре. Лучше всего в процессе игры находиться на одном визуальном уровне с ребенком, присев на корточки или повторив позу малыша.

    Развитие внимания через просмотр ярких картинок

    Для этой игры лучше всего подходят яркие детские рисунки, которые можно купить в магазине детских товаров или просто использовать картинки с книжек малыша. Цель игры заключается в том, чтобы ребенок на названные мамой или папой части тела самостоятельно постарался показать их на картинке, например: глазки, ушки, лапки и хвост. Если у малыша возникают затруднения с указанием того, что вы называете, то стоит подобрать картинку с явно выделенными и заметными частями. После чего усложнять игру, показывая картинку с элементами, которые не бросаются в глаза сразу, а требуют более внимательного поиска.

    Развиваем слуховую память

    Для этих целей подойдут любые музыкальные детские игрушки, например: попросите малыша отвернуться, а сами постучите по барабану или подудите в дудочку. Ребенок по этим звуком должен правильно определить, на чем вы играли. Если в ходе игры у ребенка возникают сложности, то необходимо предварительно несколько раз продемонстрировать, как звучит барабан или флейта, параллельно имитируя полученные звуки ртом.
    Далее задание усложняется и добавляются предметы, которые не имеют явных контрастных отличий по звучанию, например: кружка и тарелка.

    Чем предметы схожи?

    Для этого упражнения нужны предметы разных групп, например, игрушечные машинки, овощи, предметы одежды. Объясняйте малышу, почему одни вещи вы считаете похожими, а другие – нет. Попросите его разложить предметы по парам: игрушку с игрушкой, овощ с овощем. Эту игру можно развивать и усложнять почти до бесконечности. Например, можно выбирать пары по цвету, по размеру – подходят любые критерии. Главное даже не их «достоверность», а попытка ребенка рассуждать. Например: «Похожи машинка и мамины сережки – они мне нравятся, я хотел бы ими поиграть». Поняв принцип таких игр, вы сможете постоянно находить поводы для развития внимания и памяти. Любая прогулка, поход в магазин, время приготовления обеда – доставят вам массу удовольствия и будут полезны. Главное, помните: малыш не может долго концентрировать внимание! Занимайтесь не долее 10 минут – потом позвольте ему переключиться и поиграть. Спустя минут 40 можете снова предложить ему упражнение.

    Развитие памяти у детей 5ти лет

    Многие родители скажут, зачем вообще заниматься с ребенком по специальным методикам, если он и без них хорошо запоминает стихотворения, детские песенки и прочее. Однако психологи и педагоги утверждают, что заниматься развитием памяти не бывает слишком много, так как в дальнейшем ребенку будет легко усваивать новую информацию, хорошо и бегло читать и успешно учиться в школе, сможет нестандартно мыслить и будет неординарной личностью. К сожалению, школьная программа и программа обучения дошкольников не предусматривает того, чтобы научить детей правильно запоминать материал и тренировать при этом память. А, занимаясь с малышом дома, многие родители жалуются на то, что очень сложно увлечь его выполнением упражнений и заданий. Современные методики развития памяти хороши тем, что процесс обучения строиться в форме игры, развлечения, времени тратиться не много, что опять же хорошо для родителей, которые испытывают дефицит времени на занятия с ребенком, а эффективность таких занятий очень высока.

    Методы развития памяти у детей

    Прежде чем выбирать методику для развития памяти, следует сказать, что различают кратковременную, долговременную и мгновенную память, и каждого вида существуют свои задания, упражнения, развивающие игры.
    Для развития концентрации, внимания и памяти существует множество методик.

    Методика Домана.

    Методика развития малышей и подростков Гленна Домана направлена на развитие как физического тела, так и интеллекта. Она включает в себя множество развивающих упражнений, которые для достижения результатов рекомендуется выполнять систематически. Занятия проводятся в игровой форме и имеют возрастные отличия: есть комплекс для новорожденных, есть для младенцев постарше, а так же для дошкольников и школьников.

    Упражнения для регулярного выполнения:

    Серия интеллектуальных тренажеров:
    Как научить вашего ребенка читать.
    Ребенку демонстрируются карточки со словами. Первые дни занятий включают 3 сеанса показа по 15 слов — существительных. Затем количество сеансов наращивается до 9.
    На следующих этапах занятий также наращивается количество слов и добавляется показ нескольких слов (словосочетаний, предложений) одновременно. Используются карточки 50 на 10 см, на которых красными крупными буквами написаны слова.
    Бит интеллекта.
    Ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями, при этом необходимо произносить факты о изображенных объектах. Время показа 1 карточки — 1-2 секунды! Используются карточки 28 на 28 см, на которых на белом фоне изображены объекты. Первые дни занятий включают 3 сеанса по 10 карточек, затем количество карточек в 1 сеанс плавно увеличивается до 120! Карточки, которые демонстрировались 30 раз убираются из показов, регулярно добавляются новые. Таким образом за год возможно изучить более 1000 карточек и фактов о изображенных объектах.
    Как научить вашего ребенка считать.
    Для обучения счету до 20 ребенку быстро демонстрируются карточки с изображениями точек по количеству изучаемых цифр. Занятия включают 3 сеанса по 5 карточек. Ежедневно добавляются 2 новые карточки и удаляются из показов две карточки с уже изученными цифрами. Далее вводятся дополнительные карточки с большим количеством точек и увеличивается их число. Доман полагает, что, если регулярно и с достаточной интенсивностью показывать карточки, на которых будут нарисованы точки от одной до бесконечности, они научатся с ходу определять количество предметов, не пересчитывая их, и это поможет им выполнять в уме арифметические действия с большими числами.

    Метод Шичида

    Развитие памяти по методу Шичида направлено на развитие творческих навыков у малышей, эффективное запоминание материала, и стимуляцию креативного мышления. Упражнения и игры разработаны таким образом, чтобы можно было заинтересовать в занятии и дошкольников, и грудничков, поскольку комплексы разработаны для отдельных возрастных групп детей. По этой методике работают многие детские сады и школы, а также она рекомендуется для занятий ребенка с родителями. Важным требованием для достижения хороших результатов обучения является системность и регулярность занятий.

    Методика эйдетики

    Эйдетика представляет собой одну из современных методик развития речи, памяти ребенку, обучения его чтению и скорочтению, развития образного мышления у ребенка. С ее помощью, занимаясь по несколько минут в день, можно достичь потрясающих результатов. Те педагоги, которые обучали детей в школьных и дошкольных заведениях по упражнениям данной методики пришли к выводу, что с ее помощью даже самого слабого ученика можно вырастить развитой и неординарной личностью. Суть метода состоит в том, чтобы подключить к процессу запоминания все органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, тактильные ощущения.

  9. Mardred Ответить

    Память, мышление, интеллектуальные способности детей совершенствуйте с рождения. Об этом уже много лет говорят мировые психологи и педагоги. Детские методики раннего развития рассчитаны на возраст от нуля и выше. И это неспроста. Учеными доказано, что усиленная мозговая деятельность приходится на возраст до трех лет, потом идет некоторое замедление. Именно поэтому карапузы так легко схватывают часто повторяемую информацию, обрабатывают ее в значительных объемах. Чем больше новых знаний получает малыш в это время, тем продуктивнее работают его самостоятельное мышление, способность к запоминанию, логика. Почему же не все детки охотно идут навстречу новым знаниям? Как привлечь непоседу к нужному, полезному чтению, счету, алфавиту?

    Память ребенка и взрослого: в чем отличие?

    Замечали ли вы, как кроха с легкостью поет понравившуюся песенку, но категорически отказывается запомнить первые буквы алфавита? Изо дня в день вы стараетесь научить его счету, но все попытки разбиваются вдребезги. Почему же так? Ответ прост: малышу не хватает мотивации, интереса к предложенному родителями занятию.
    Принципы работы детского мозга существенно отличаются от устоявшегося мышления. Память взрослого опирается на ассоциативный метод фиксирования информации, т.е. делает определенные заметки (механизм опосредованной памяти). Память же маленького человечка не использует вышеуказанный метод. Ее восприимчивость прямо зависит от образности, эмоциональности, красочности события — «картинки», которая оставляет след в детской головке.
    Чем интереснее, ярче новая информация (ее преподнесение), тем быстрее она находит свою «полочку» в голове. Главное — не усложняйте ее подачу.
    Ниже я собрала самые простые, интересные идеи, благодаря которым любимый шалун с легкостью запомнит нужную и важную информацию.

    Полезные советы для родителей: как развить детскую память играя

    1. Развитие с рождения. Общайтесь с грудничком все время его бодрствования. Рассказывайте потешки для самых маленьких, пойте простые песенки, показывайте крупные, несложные картинки, поясняйте особенности окружающего мира. Со временем вы убедитесь, что реакция на уже знакомые стихи, изображения проявляется осознанно. На новые же прибаутки кроха реагирует сдержанно.
    2. Чего не хватает? В эту игру играют уже с годовалым карапузом. Положите перед любимым непоседой несколько игрушек. Попросите закрыть глазки или отвлеките шалуна, при этом быстро один из предметов спрячьте. Проверьте, угадает ли он, чего не хватает.
    3. Карточки Гленна Домана. Начиная с рождения, показывайте грудничку несколько карточек в день. Растущий мозг младенца нацелен на познание, не требует мотивации, как губка впитывает большие объемы незнакомой информации. Не поясняйте, что изображено на картинках, не заостряйте на них внимание. Для просмотра каждой иллюстрации достаточно 1-2 секунд.
    Я на собственном опыте убедилась в уникальности метода Домана. Правда, начали мы заниматься с сынулей, когда ему исполнилось 9 месяцев. Мой карапуз запоминал в день 20-25 названий. Видя, что я только присела отдохнуть, он сразу приносил мне стопку карточек, которые я раскладывала на полу. Начинали с 4 штук, постепенно увеличивая количество. Я по очереди произносила написанное под картинкой, потом просила показать нужную карточку. В пользе занятий я убедилась очень скоро. Большие стихотворения сыночку давались без затруднений. В два года он с легкостью декламировал Пушкина после нескольких прочтений, поражая гостей и родственников. Сейчас школьные стихотворения он учит за 5 минут, получая при этом высший балл.
    4. Аудиосказки. Пользу чтения книг мы не будем затрагивать — это неоспоримый факт! К сожалению, не все родители уделяют достаточное количество времени деткам. Да и не каждый озорник любит сидеть спокойно, слушая детскую поэзию. Для таких шалунов и очень занятых взрослых удобным вариантом будут аудиосказки, ставшие идеальной заменой телевизору, планшету, другим новомодным гаджетам. Их преимущества:
    заставляют работать мозг, вырисовывают картинку сюжета в голове — просыпаются воображение, смекалка, логическое мышление. При просмотре мультфильмов образ героя задан мультипликаторами. При прослушивании аудиосюжета малыш вносит собственную индивидуальность в историю;
    исключают чувство вины у родителей (ведь непоседа занят мегаполезным делом, а не предоставлен сам себе);
    не вредят зрению;
    развивают словесно-смысловую память, если попросить слушателя пересказать аудиосказку.
    Конечно, аудиосказку не сравнишь с книгой, прочитанной на коленях у папы (мамы). Но благодаря аудиоматериалам малыш познает больше историй, чем ему расскажут родители в свободное время. Не заставляйте кроху слушать! Включайте сказку фоном для игры, совместной деятельности с ребенком, во время творческих занятий, еды, перед сном.
    5. Прошедший день. Полезная зарядка для памяти — рассказ ребенка о прошедшем дне. 50% деток не могут сразу структурированно построить рассказ, вспомнить суть конфликта. Иногда они утверждают, что забыли, чем их кормили в саду, какие уроки заданы или почему ругал учитель (воспитатель). Подобные «отмазки» не значат, что отпрыск лжет. Возможно, он устал, перевозбужден и не способен в данную минуту восстановить цепочку событий, негативные воспоминания. Что делать в этом случае? Не ругайте, накормите, дайте ему отдохнуть, расслабиться в стенах дома. Потом снова ненавязчиво расспросите, задавайте наводящие вопросы, и ребенок вспомнит мельчайшие детали.
    Подобная родительская практика благотворно действует на память, закладывает основу крепких доверительных отношений в семье. Так выходят на поверхность запугивания в саду (школе), конфликты с одноклассниками. Выявляется причина слез, нервозности, агрессии в поведении маленького человека. Малыш привыкает делиться наболевшим с родными. Не ругайте, если кроха действительно виноват! Будьте благодарны за откровенность. Тогда и с первыми подростковыми проблемами сын или дочь придут в семью, домой.
    6. Пересказ увиденного (услышанного) — зарядка для зрительной (слуховой) памяти. Предложите ребенку посмотреть, а после описать витрину, рекламный биллборд, свою комнату, игровую в саду, класс. По дороге домой выучите с ним новое произведение, иностранные слова. Игра «Фотограф» — попросите малыша заглянуть в шкаф, на полку и «сфотографировать» увиденное. Потом рассказать, что и где лежит. Мозг — орган, нуждающийся в ежедневных регулярных тренировках, новых познаниях. Рассказывая об увиденном своими словами, малыш развивает память, речь, художественное восприятие, логическое мышление.
    Общаясь с детьми, не делайте акцент на одном виде памяти (например, заучивание стихов). Старайтесь гармонично развивать подрастающее поколение. Используйте упражнения, вовлекающие в игру двигательные, зрительные, тактильные и слуховые функции детского организма.
    7. Умные сказки, развивающая литература. Старые добрые «Репка», «Теремок», «Колобок» помогают крохе логически восстановить, выстроить сюжет правильно. При запоминании последовательности действий героев тренируется слуховая память.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *