Что такое финансовый фейр плей в футболе?

12 ответов на вопрос “Что такое финансовый фейр плей в футболе?”

  1. Не перибевай меня Ответить

    В сентябре 2009 года Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил концепцию финансового “фэйр-плей”, направленную на долгосрочное развитие европейского футбола. Спортивное сообщество целиком поддержало концепцию, основные задачи которой:
    • сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
    • снизить инфляционный эффект и давление на зарплаты и трансферные расходы;
    • поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
    • способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
    • сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
    • содействовать своевременному погашению задолженностей клубами.
    Данные цели отражают позицию УЕФА, который должен учитывать условия рабочей среды европейского клубного футбола и, в частности, чрезмерное инфляционное давление на зарплаты и трансферные расходы.
    В последние сезоны многие клубы неоднократно сообщали о финансовых потерях и их усугублении. Положение дел в глобальной экономике негативно повлияло на рыночную позицию европейских клубов, что отрицательно сказывается на уровне их доходности и создает дополнительные проблемы по привлечению финансирования и ведению ежедневной деятельности. Многие клубы столкнулись со снижением ликвидности, что в ряде случаев привело к задержке выплат другим клубам, работникам, а также общественным и налоговым органам.
    Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства. Клубы из зоны повышенного риска, чьи показатели не будут соответствовать определенным стандартам, будут обязаны предоставить детальный бюджет по стратегическим планам.
    Меры финансового “фэйр-плей” подразумевают многолетнее применение в масштабе широкого европейского клубного футбола при учете долгосрочной перспективы. Они выходят за рамки существующей системы клубного лицензирования, которая создана для оценки финансовой ситуации в клубах в краткосрочной перспективе и курируется соответствующим административным органом в каждой национальной ассоциации УЕФА.
    Для отслеживания строгого соблюдения Правил УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму “фэйр-плей” в июне 2012 года Исполнительным комитетом УЕФА было утверждено создание двухпалатной Инстанции по финансовому контролю клубов (ИФКК).
    ИФКК пришла на смену рабочей группе по финансовому контролю клубов, которая следила за клубами с момента изначального введения правил в 2010 году. Главным нововведением стало то, что ИФКК является органом правосудия УЕФА. В его компетенцию входит наложение дисциплинарных мер в случае невыполнения требований, а также вынесение решений по делам, которые относятся к праву участия команд в клубных турнирах УЕФА.
    Согласно процедурному регламенту ИФКК, члены ИФКК устраняются от дела по собственной инициативе или по просьбе, если это дело затрагивает напрямую их самих, их ассоциацию, принадлежащий к ней клуб или другой клуб, с которым они так или иначе связаны, либо если появляются сомнения в их независимости и беспристрастности.
    Дисциплинарные решения в соответствии с регламентом по лицензированию клубов и финансовому “фэйр-плей” принимаются Инстанцией УЕФА по финансовому контролю через Следственную и Арбитражную палаты. Все решения публикуются на английском языке.
    После периода широких консультаций утвержденные в мае 2010 года правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму “фэйр-плей” были обновлены и вышли в новом издании 2012 года. Их введение рассчитано на трехлетний период, тогда как проверка всех трансферов и выплат сотрудникам в клубах, принимающих участие в турнирах УЕФА, впервые велась летом 2011 года. По ходу же сезона 2013/14 была дана первая оценка тому, сумели ли клубы выйти на уровень безубыточности.
    Уже на начальных стадиях новые меры принесли внушительный успех – просроченные платежи сократились на 80%, а финансовые потери европейских клубов уменьшились с 1,7 миллиарда евро в 2011-м до 286 миллионов евро в 2016-м. Так был дан ответ многим критикам, которые считали проект слишком амбициозным и трудным для реализации. Почти все основные действующие лица в футбольном мире выразили свою абсолютную поддержку данным начинаниям.

  2. Shaktill Ответить

    В сентябре 2009 года Исполнительный комитет УЕФА единогласно утвердил концепцию финансового “фэйр-плей”, направленную на долгосрочное развитие европейского футбола. Спортивное сообщество целиком поддержало концепцию, основные задачи которой:
    • сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
    • снизить инфляционный эффект и давление на зарплаты и трансферные расходы;
    • поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
    • способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
    • сделать европейские клубы стабильнее в долгосрочной перспективе;
    • содействовать своевременному погашению задолженностей клубами.
    Данные цели отражают позицию УЕФА, который должен учитывать условия рабочей среды европейского клубного футбола и, в частности, чрезмерное инфляционное давление на зарплаты и трансферные расходы.
    В последние сезоны многие клубы неоднократно сообщали о финансовых потерях и их усугублении. Положение дел в глобальной экономике негативно повлияло на рыночную позицию европейских клубов, что отрицательно сказывается на уровне их доходности и создает дополнительные проблемы по привлечению финансирования и ведению ежедневной деятельности. Многие клубы столкнулись со снижением ликвидности, что в ряде случаев привело к задержке выплат другим клубам, работникам, а также общественным и налоговым органам.
    Следуя требованиям европейского футбольного сообщества, УЕФА вводит перечень конкретных и осуществимых мер для реализации поставленных задач. В их число входит наложение на клубы обязательств по урегулированию в перспективе своих затрат до уровня доходов. Таким образом, клубы не смогут на постоянной основе тратить больше, чем зарабатывают, а также будут обязаны выполнять все взятые на себя финансовые обязательства. Клубы из зоны повышенного риска, чьи показатели не будут соответствовать определенным стандартам, будут обязаны предоставить детальный бюджет по стратегическим планам.
    Меры финансового “фэйр-плей” подразумевают многолетнее применение в масштабе широкого европейского клубного футбола при учете долгосрочной перспективы. Они выходят за рамки существующей системы клубного лицензирования, которая создана для оценки финансовой ситуации в клубах в краткосрочной перспективе и курируется соответствующим административным органом в каждой национальной ассоциации УЕФА.
    Для отслеживания строгого соблюдения Правил УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму “фэйр-плей” в июне 2012 года Исполнительным комитетом УЕФА было утверждено создание двухпалатной Инстанции по финансовому контролю клубов (ИФКК).
    ИФКК пришла на смену рабочей группе по финансовому контролю клубов, которая следила за клубами с момента изначального введения правил в 2010 году. Главным нововведением стало то, что ИФКК является органом правосудия УЕФА. В его компетенцию входит наложение дисциплинарных мер в случае невыполнения требований, а также вынесение решений по делам, которые относятся к праву участия команд в клубных турнирах УЕФА.
    Согласно процедурному регламенту ИФКК, члены ИФКК устраняются от дела по собственной инициативе или по просьбе, если это дело затрагивает напрямую их самих, их ассоциацию, принадлежащий к ней клуб или другой клуб, с которым они так или иначе связаны, либо если появляются сомнения в их независимости и беспристрастности.
    Дисциплинарные решения в соответствии с регламентом по лицензированию клубов и финансовому “фэйр-плей” принимаются Инстанцией УЕФА по финансовому контролю через Следственную и Арбитражную палаты. Все решения публикуются на английском языке.
    После периода широких консультаций утвержденные в мае 2010 года правила УЕФА по лицензированию клубов и финансовoму “фэйр-плей” были обновлены и вышли в новом издании 2012 года. Их введение рассчитано на трехлетний период, тогда как проверка всех трансферов и выплат сотрудникам в клубах, принимающих участие в турнирах УЕФА, впервые велась летом 2011 года. По ходу же сезона 2013/14 была дана первая оценка тому, сумели ли клубы выйти на уровень безубыточности.
    Уже на начальных стадиях новые меры принесли внушительный успех – просроченные платежи сократились на 80%, а финансовые потери европейских клубов уменьшились с 1,7 миллиарда евро в 2011-м до 286 миллионов евро в 2016-м. Так был дан ответ многим критикам, которые считали проект слишком амбициозным и трудным для реализации. Почти все основные действующие лица в футбольном мире выразили свою абсолютную поддержку данным начинаниям.

  3. BlackLife Ответить

    НА СЛУХУ
    Борис ЛЕВИН
    Правило финансового fair play определяет сейчас многие футбольные решения. Да и такая глобальная идея, как Объединенный чемпионат, возникла во многом из-за введения УЕФА в 2011-м данной нормы. Пока, правда, длится так называемый переходный период, предусматривающий смягчение до 2015 года всех вводимых правил. Но в чем их суть на самом деле, знают немногие. Попробуем разобраться – хотя бы в общих чертах.
    Идея родилась у руководителей УЕФА из-за постоянного роста расходов клубов. Так, в 2009 году они составили 13,3 миллиарда евро, а в 2010-м – уже 14,4. При этом даже в условиях экономического кризиса доходы тоже росли (12,8 против 12), но за расходами явно не успевали.
    Финансовый fair play не стал отдельной системой, а включен в качестве дополнительного требования в систему лицензирования клубов – участников еврокубков. То есть главное наказание за его нарушение – как раз отлучение от главных клубных турниров Старого света.
    Основное требование новых правил – безубыточность клуба, причем “футбольная”, которая рассчитывается путем вычитания так называемых релевантных (то есть футбольных) расходов из релевантных (футбольных) доходов. Положительную разность команды должны продемонстрировать по итогам трех предыдущих сезонов.
    Финансовый fair play, скорее всего, положит конец эре гигантских трансферов – таких, как переходы Торреса в “Челси” за 50 миллионов фунтов, Это’О в “Анжи” за 20 миллионов евро или Халка и Витселя в “Зенит” – 100 миллионов евро на двоих. После 2015 года лишь немногие клубы, получающие сверхприбыль от коммерческой деятельности, смогут позволить себе подобные покупки.
    Согласно статье 58 “Руководства по лицензированию УЕФА”, к релевантным доходам относятся поступления от следующих операций:
    – продажа билетов;
    – продажа прав на трансляции;
    – реклама и средства спонсоров;
    – коммерческая деятельность;
    – прибыль от трансферов футболистов;
    – прибыль от выбытия (продажи) основных средств (к примеру, баз или стадионов. – Прим. “СЭ”);
    – финансовый доход.
    Релевантные доходы не включают неденежные статьи или поступления от деятельности, не связанной с футболом.
    Релевантные расходы определяются как:
    – производственные затраты;
    – расходы на оплату труда;
    – затраты на приобретение футболистов либо продление их контрактов;
    – дивиденды.
    Релевантные расходы не включают в себя:
    – износ основных средств;
    – затраты на развитие молодежного футбола;
    – затраты на социальные программы;
    – неденежные статьи;
    – расходы на уплату налогов или определенные виды расходов на деятельность, не связанную с футболом.
    Примечательно, что УЕФА не разрешает вычитать из релевантных расходов затраты клуба на поиск игроков и на оплату услуг агентов.
    Обсуждение этой темы в России, где самостоятельные заработки клубов стремятся к нулю, а бюджетное финансирование профессионального спорта – обыденное явление, часто сводится к поиску путей, которые позволят финансовые законы обходить. Но УЕФА тоже держит ухо востро и пытается все такие возможности предусмотреть. В частности, в его “Положении о лицензировании” есть понятие “связанная сторона”.
    Физическое лицо может быть связано с клубом в случае, если:
    – осуществляет над ним контроль или совместный контроль;
    – оказывает существенное влияние на клуб;
    – входит в состав основного управленческого персонала клуба или его головного предприятия.
    Юридическое лицо считается связанным с клубом, если:
    – организация и клуб являются собственностью одной и той же группы лиц;
    – одна из организаций является ассоциированной компанией или совместным предприятием другой организации;
    – обе организации являются совместными или ассоциированными предприятиями одного и того же третьего лица;
    – организация представляет собой пенсионный фонд, созданный в интересах сотрудников клуба;
    – организация контролируется связанным с клубом физическим лицом или находится под совместным контролем с участием такого лица, или физическое лицо, осуществляющее контроль над клубом, оказывает существенное влияние на эту организацию.
    Более того, как следует из документов УЕФА, при определении того, являются ли стороны связанными, основное внимание будет уделяться существу дела, а не только правовой форме. То есть в случае, если отношения клуба и какого-то лица не укладываются в перечисленные выше примеры связанности, эксперты все равно могут признать их таковыми по сути.
    Особому контролю будут подвергаться следующие сделки между связанными лицами:
    – продажа клубом спонсорских прав;
    – продажа билетов, относящихся к корпоративным представительским расходам или предоставление VIP-ложи.
    Есть в положении о лицензировании и пункт о том, что если сделки окажутся совершены не по “справедливой стоимости”, размер полученных доходов будет скорректирован экспертами в сторону уменьшения до рыночных, а все средства, полученные свыше, не попадут в релевантные доходы.
    В качестве примера можно привести такой случай. В июле 2011 года “Манчестер Сити”, владельцем которого является холдинг из ОАЭ во главе с шейхом Мансуром бен Хайедом аль-Нахьяном, заключил спонсорский контракт с авиакомпанией Etihad (входящей в холдинг и, соответственно, связанной с клубом), по условиям которого за 10 лет клуб получит около 400 миллионов фунтов. Никогда прежде компании не платили столь большую сумму за размещение рекламы. По предварительному мнению УЕФА, соглашение было заключено не по справедливой цене и преследовало цель обеспечить клуб “футбольными” деньгами в преддверии введения финансового fair play. Если к такому выводу комиссия союза придет и официально, то доходная часть контракта, учитываемая в релевантных доходах “Сити”, будет сокращена.
    Также в состав релевантных доходов не включаются денежные средства связанной стороны, полученные клубом в качестве безвозмездного пожертвования или направленные на исполнение обязательств команды.
    Резюмируя, можно сделать вывод, что обойти установленные жесткие ограничения будет значительно сложнее, чем это кажется критикам системы fair play. И думать о своем будущем сейчас надо многим.

  4. Писающий мальчик Ответить

    Говорят, бреши в правилах ФФП настолько очевидны, что вокруг изобретается куча путей обхода.
    Если у клуба богатый владелец, он может частично покрывать расходы сам. В 2011-м такая сумма равнялась 45 миллионам евро, в течение следующих пяти лет сократилась до 30. К концу 2020-го этот момент должны полностью устранить.
    Еще одна возможность ? УЕФА не учитывает расходы на инфраструктуру. Если у команды будет отрицательный баланс, но не из-за трансферов, а из-за строительства стадиона или вложений в академию, никаких санкций не последует.
    Отрицательный баланс клуба еще не повод для жестких мер. Если комиссия УЕФА возьмется за команду с большими долгами, но при этом увидит у них положительную финансовую динамику, то суровых решений точно не будет. Чиновники скорее всего ограничатся предупреждением или небольшим штрафом.
    Забавно, но доступными хитростями клубы почти не пользуются. Чтобы понять, как богачи издеваются над ФФП, разберем кейсы двух самых популярных нарушителей ? «Манчестер Сити» и «ПСЖ».
    Когда правила финансового фэйр-плей были утверждены, руководство «Ман Сити» искало те клубы, которые вместе с ними выступят против нового закона. Добровольцев не нашлось: даже если команды не устраивал ФФП, то они элементарно боялись об этом заявить.
    Расследование Football Leaks выявило сразу несколько схем, благодаря которым «Ман Сити» обходит правила. Например, клуб продал маркетинговые права на своих звезд подставной компании. Потому что за использование футболистов в рекламе и продвижении клуб обязан выплачивать им дополнительные суммы. Учитывая масштабы бренда «Манчестер Сити», затраты подпрыгивают до десятков миллионов евро.
    Чтобы освободить финансовую ведомость, «Ман Сити» продал маркетинговые права компании Fordham Sports Management. Номинально она принадлежит бывшему британскому чиновнику Дэвиду Роуленду, но благодаря найденным документам стало известно, что Роуленд ? посредник, получающий 11 миллионов фунтов в год от компании Шейха Мансура (Abu Dhabi United Group).
    Еще один хитрый способ повысить доходы ? огромные вложения от якобы спонсоров. В 2011-м «Сити» подписал десятилетний контракт с авиакомпанией Etihad (титульный спонсор на майках). Сумма выплат по многолетнему соглашению превышает 400 миллионов евро.
    Разумеется, большая часть денег поступает не от Etihad. В 2013-м году авиакомпания перевела на счета клуба всего 8 миллионов евро (из заявленных 35). В 2015-м инвестиции остались прежними (опять 8 миллионов). Более 70% расходов вновь покрыла Abu Dhabi United Group.
    Когда в «Сити» рулил Роберто Манчини, ему выплачивали лишь часть годового оклада ? примерно полтора миллиона евро. Еще 1,8 миллиона он получал от клуба из ОАЭ «Аль-Джазира». Там Манчини числился как «главный консультант». Владелец «Аль-Джазиры» ? шейх Мансур.

  5. Pegucka Ответить

    Если вы следите за футболом, то вам приходилось часто слышать о понятии «Fair Play». Дословно с английского языка этот термин означает «честная игра». Когда имеется ввиду фэйр-плей на футбольном поле, понятно всем. Однако, когда речь идет о финансовом фэйр-плей, то у многих людей возникает немало вопросов. Например, вашей любимой команде запретили регистрировать новых игроков, из-за несоблюдения правил «честной игры». Редакция Readfootball попытается максимально просто и доступно объяснить суть понятия финансовый фэйр-плей, как с ним бороться и как он влияет на европейский футбол.

    Сегодня чуть ли не каждое футбольное решение сопровождается правилом финансового фэйр-плей. Само понятие существует только 7 лет. Осенью 2009 года исполнительный комитет УЕФА утвердил концепцию финансового фэйр-плей, которая была создана для того, чтобы обеспечить долгосрочное развитие футбола Старого Света. Основной мотивацией этого решения стали чрезмерные расходы клубов. В 2009 году все европейские клубы потратили € 13,3 млрд., в 2010 году €14,4 млрд., В 2011 году €16,6 млрд. При этом доходы клубов с каждым годом снижались. Еще одна проблема – тратя немалые суммы, клубы быстро превращались в грандов. Однако если руководство, люди, финансирующие команду, имели какие-то проблемы в бизнесе или в них просто исчезло желание, то клуб меньше чем за год снова превращался в аутсайдера, а то вообще исчезал с футбольной карты. Яркими примерами этого стали российский «Анжи» и украинский «Металлист», после того как харьковский клуб приобрел Курченко. УЕФА, конечно, такое не устраивало, поэтому нужно было регулировать расходы команд.

    Среди других целей создания финансового фэйр-плей стоит выделить:

    сделать финансовую политику клубов более дисциплинированной и рациональной;
    поощрить здоровую конкуренцию между клубами в финансовой области;
    способствовать долгосрочным инвестициям в детско-юношеский футбол и развитие спортивной инфраструктуры;
    После внедрения в действия финансового фэйр-плей, который действовал даже на детско-юношеский футбол, клубы должны были соблюдать определенные правила и следить за всеми расходами. Существуют также клубы из зоны с повышенным риском, то есть те, которые уже имели проблемы с финансовым фэйр-плей. Так вот, если в этих клубах уровень дохода и прибыли не совпадает, то они обязаны предъявить подробный отчет, где прописаны стратегические планы и сроки, когда доходы нормируются с затратами. В противном случае такие клубы ждет наказание от УЕФА, в основном это отстранение от еврокубков или запрет на трансферы. Объясняем еще проще, учитывая весь футбольный год, по деньгах клубы должны выйти, по крайней мере, в ноль.
    Для того чтобы следить за соблюдением правил финансового фэйр-плей была создана Инстанция по финансовому контролю клубов. Уже в 2013 году такие мероприятия проявили себя – на 80% уменьшились просроченные платежи, а потери команд уменьшились почти на €1 млрд. После этого практически все клубы высказались за поддержку существования правила финансового фэйр-плей.
    Таким образом мегатрансфер могут себе позволить лишь те клубы, доходы которых значительно превышают расходы. В то время, когда команды, которые разбогатели за сезон, громких трансферов не смогут проводить, пока не настроят механизм прибыли. Пути получения прибыли:
    Продажа билетов;
    Продажа прав на трансляции матчей;
    Реклама и поступления от спонсоров;
    Коммерческая деятельность;
    Прибыль от трансферов;
    Однако, очень часто команды умудряются всякими путями обойти финансовые правила и законы. Особенно это проявляется в России и Украине, где в лучшем случае финансовая деятельность клуба сводится к нулю. Но и здесь УЕФА поработали и могут определить, когда клубы пытаются их обмануть. В правилах по лицензированию есть пункт о «справедливой стоимости». Суть его в том, что стоимость игрока, размер спонсорской помощи не должен быть скорректирован, преувеличен. Чтобы понять доступнее приведем пример.

    В 2011 году «Манчестер Сити» заключил спонсорское соглашение с авиакомпанией «Etihad», владельцем которой был новый владелец МС. По условиям соглашения «горожане» на протяжении 4 лет должны были получить от спонсора ?400 млн. фунтов. Это был первый случай, когда спонсор платил столь большую сумму за размещение рекламы. В УЕФА взялись за это дело и пришли к выводу, что спонсорский контракт был заключен по несправедливой цене, а его целью было обеспечить «Манчестер Сити» «футбольными» деньгами (для трансферов и т.д.). Следственная комиссия пришла к этому выводу официально, в результате сумма дохода от «Etihad» была значительно сокращена.

    «Честная игра» вознаграждается

    С целью поощрить клубы играть честно, с уважением к сопернику с 1994 года функционирует Рейтинг «Fair Play» УЕФА. Суть такого рейтинга в следующем – лучшие ассоциации, которые по итогам года в УЕФА признали наиболее дисциплинированными получают дополнительные путевки в еврокубки. Таким образом, даже новичок элитного дивизиона своей страны имеет шанс попасть на евроарену.

    После каждого матча делегат УЕФА, согласовав свои действия с главным арбитром, составляет отчет о матче. Однако здесь есть важный момент, в рейтинг входят только команды из тех ассоциаций, клубы из которых провели не менее 30 матчей в турнирах УЕФА. То есть, выходит в элиту давно забыта команда, но которая в свое время наделала шума в Европе, ну или хотя бы сыграла 30 матчей, и имеет возможность за честную игру получить право играть в еврокубках. По результатам подсчета за весь сезон три ассоциации с самым высоким рейтингом получают по одному дополнительному месту в первом квалификационном раунде Лиги Европы. Эти места зарезервированы за наиболее дисциплинированной командой чемпионата, если она уже завоевала право играть в еврокубках, путевка переходит ко второй по рейтингу.

    Делегат УЕФА оценивает следующие критерии:

    Желтые и красные карточки;
    «Хорошая игра» (без драк, симуляций, затягивания времени, со зрелищной игрой, атакующим футболом);
    Уважение к сопернику;
    Уважение к арбитру;
    Поведение представителей клуба;
    Умение общаться со СМИ;
    Поведение болельщиков;

    Победители премии фэйр-плей за последние годы:

    2015 – «Гоу Эхед Иглс», «Вест Хэм», ЮСД.
    2014 – «Тромсе», «Броммапойкарна», МюПа.
    2013 – «Ефле», «Тромсе», «Мариехамн».
    В 2008-м по такому принципу в Кубок УЕФА попал «Манчестер Сити», в 2004-м украинский «Ильичевец», в 2001 белорусский «Шахтер С», в 1996-м российский ЦСКА.

    Лучшие достижения клубов, попавших в еврокубки благодаря рейтинге фэйр-плей:

    2008/09 «Манчестер Сити» – ? финала.
    2000/01 «Райо Вальекано» – ? финала.
    1997/98 «Астон Вилла» – ? финала.

  6. Плюшевый Ответить

    Правило финансового fair play определяет сейчас многие футбольные решения. Да и такая глобальная идея, как Объединенный чемпионат, возникла во многом из-за введения УЕФА в 2011-м данной нормы. Пока, правда, длится так называемый переходный период, предусматривающий смягчение до 2015 года всех вводимых правил. Но в чем их суть на самом деле, знают немногие. Попробуем разобраться – хотя бы в общих чертах.
    Идея родилась у руководителей УЕФА из-за постоянного роста расходов клубов. Так, в 2009 году они составили 13,3 миллиарда евро, а в 2010-м – уже 14,4. При этом даже в условиях экономического кризиса доходы тоже росли (12,8 против 12), но за расходами явно не успевали.
    Финансовый fair play не стал отдельной системой, а включен в качестве дополнительного требования в систему лицензирования клубов – участников еврокубков. То есть главное наказание за его нарушение – как раз отлучение от главных клубных турниров Старого света.
    Основное требование новых правил – безубыточность клуба, причем “футбольная”, которая рассчитывается путем вычитания так называемых релевантных (то есть футбольных) расходов из релевантных (футбольных) доходов. Положительную разность команды должны продемонстрировать по итогам трех предыдущих сезонов.
    Финансовый fair play , скорее всего, положит конец эре гигантских трансферов – таких, как переходы Торреса в “Челси” за 50 миллионов фунтов, Это’О в “Анжи” за 20 миллионов евро или Халка и Витселя в “Зенит” – 100 миллионов евро на двоих. После 2015 года лишь немногие клубы, получающие сверхприбыль от коммерческой деятельности, смогут позволить себе подобные покупки.
    Согласно статье 58 “Руководства по лицензированию УЕФА”, к релевантным доходам относятся поступления от следующих операций:
    – продажа билетов;
    – продажа прав на трансляции;
    – реклама и средства спонсоров;
    – коммерческая деятельность;
    – прибыль от трансферов футболистов;
    – прибыль от выбытия (продажи) основных средств (к примеру, баз или стадионов);
    – финансовый доход.
    Релевантные доходы не включают неденежные статьи или поступления от деятельности, не связанной с футболом.
    Релевантные расходы определяются как:
    – производственные затраты;
    – расходы на оплату труда;
    – затраты на приобретение футболистов либо продление их контрактов;
    – дивиденды.
    Релевантные расходы не включают в себя:
    – износ основных средств;
    – затраты на развитие молодежного футбола;
    – затраты на социальные программы;
    – неденежные статьи;
    – расходы на уплату налогов или определенные виды расходов на деятельность, не связанную с футболом.
    Примечательно, что УЕФА не разрешает вычитать из релевантных расходов затраты клуба на поиск игроков и на оплату услуг агентов.
    Обсуждение этой темы в России, где самостоятельные заработки клубов стремятся к нулю, а бюджетное финансирование профессионального спорта – обыденное явление, часто сводится к поиску путей, которые позволят финансовые законы обходить. Но УЕФА тоже держит ухо востро и пытается все такие возможности предусмотреть. В частности, в его “Положении о лицензировании” есть понятие “связанная сторона”.
    Физическое лицо может быть связано с клубом в случае, если:
    – осуществляет над ним контроль или совместный контроль;
    – оказывает существенное влияние на клуб;
    – входит в состав основного управленческого персонала клуба или его головного предприятия.
    Юридическое лицо считается связанным с клубом, если:
    – организация и клуб являются собственностью одной и той же группы лиц;
    – одна из организаций является ассоциированной компанией или совместным предприятием другой организации;
    – обе организации являются совместными или ассоциированными предприятиями одного и того же третьего лица;
    – организация представляет собой пенсионный фонд, созданный в интересах сотрудников клуба;
    – организация контролируется связанным с клубом физическим лицом или находится под совместным контролем с участием такого лица, или физическое лицо, осуществляющее контроль над клубом, оказывает существенное влияние на эту организацию.
    Более того, как следует из документов УЕФА, при определении того, являются ли стороны связанными, основное внимание будет уделяться существу дела, а не только правовой форме. То есть в случае, если отношения клуба и какого-то лица не укладываются в перечисленные выше примеры связанности, эксперты все равно могут признать их таковыми по сути.
    Особому контролю будут подвергаться следующие сделки между связанными лицами:
    – продажа клубом спонсорских прав;
    – продажа билетов, относящихся к корпоративным представительским расходам или предоставление VIP -ложи.
    Есть в положении о лицензировании и пункт о том, что если сделки окажутся совершены не по “справедливой стоимости”, размер полученных доходов будет скорректирован экспертами в сторону уменьшения до рыночных, а все средства, полученные свыше, не попадут в релевантные доходы.
    В качестве примера можно привести такой случай. В июле 2011 года “Манчестер Сити”, владельцем которого является холдинг из ОАЭ во главе с шейхом Мансуром бен Хайедом аль-Нахьяном, заключил спонсорский контракт с авиакомпанией Etihad (входящей в холдинг и, соответственно, связанной с клубом), по условиям которого за 10 лет клуб получит около 400 миллионов фунтов. Никогда прежде компании не платили столь большую сумму за размещение рекламы. По предварительному мнению УЕФА, соглашение было заключено не по справедливой цене и преследовало цель обеспечить клуб “футбольными” деньгами в преддверии введения финансового fair play . Если к такому выводу комиссия союза придет и официально, то доходная часть контракта, учитываемая в релевантных доходах “Сити”, будет сокращена.
    Также в состав релевантных доходов не включаются денежные средства связанной стороны, полученные клубом в качестве безвозмездного пожертвования или направленные на исполнение обязательств команды.
    Резюмируя, можно сделать вывод, что обойти установленные жесткие ограничения будет значительно сложнее, чем это кажется критикам системы fair play. И думать о своем будущем сейчас надо многим.
    Борис Левин
    sport-express.ru

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *