Что такое фонетика в русском языке определение 5 класс?

14 ответов на вопрос “Что такое фонетика в русском языке определение 5 класс?”

  1. _KoT_B_TaHkE_ Ответить

    ФОНЕТИКА
    6. Фонетика, звук, гласные и согласные (5
    — 6)
    7. Слог (7 — 7)
    8. Ударение (словесное) (7 — 7)
    9. Интонация (7 — 7)
    6. Фонетика, звук, гласные и согласные
    Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуковую сторону языка,
    т.е. способы образования и изменения звуков в речи, а также их акустические
    свойства.
    Звук как единица языка.
    Звук-это минимальная нечленимая единица речи, которая является результатом
    артикуляционной деятельности человека.
    Звуки гласные и согласные.
    Все звуки в русском языке делятся на гласные и согласные. Гласные звуки
    (6 шт.) – это звуки речи, при образовании которых воздушная струя свободно
    проходит через голосовые связки, они состоят в основном из голосового
    тона при полном отсутствии шума.
    Таблица 1.
    Подъем
    Передний
    Средний
    Задний
    ряды
    Верхний
    и
    ы
    У
    Средний
    э
    о
    Нижний
    а
    Примечание: подъём языка к небу – способ образования, ряд –
    место образования (место подъёма языка).
    В зависимости от того, падает на гласную в слове ударение или нет, все
    гласные звуки делятся на ударные (характеризуются полным произношением)
    и безударные (редуцированные) звуки.
    Согласные звуки (37 шт.) – это звуки речи, при произнесении которых
    воздушная струя встречает различные преграды, они состоят из шума или
    из голоса и шума.
    От того, как участвуют в образовании согласных звуков голос и шум, согласные
    звуки делятся на:
    – сонорные (образуются при помощи голоса и незначительного
    шума): [м], [н], [л], [р], [м’], [н’), [л’], [р], [j];
    -шумные, которые в сою очередь делятся на звонкие (образуются шумом при
    помощи голоса): [б], [в], [г] [д] [ж] [з] [б’] [в’] [г’] [д’] [з’]; и
    глухие (образуются только при помощи шума): [п], [ф], [к], [т], [ш],[с],[х],[ц],
    [ч’], [п’], [ф’], [к’], [х’]. [т’],[с’].
    Согласные звуки делятся на твёрдые ([б], [п], [в], [ф], [д], [т], [з],
    [с], [ц], [ж], [ш], [г],[к], [х], [м],[л],[н],[р]) и мягкие ([б’], [п’],
    [в’], [ф’], [д’], [т’],[з’],[с’],[г’],[k’],[x’],[м’][л’],[н’],[р’]).
    Согласные звуки могут составлять между собой пары по ГЛУХОСТИ-ЗВОНКОСТИ
    ([б] – [п], [6′] – [п’], [в] -[ф], [в’] – [ф’], [д] – [т], [д’] – [т’],
    [з] – [с], [з’] – [с’], [ж] -[ш],[г] – [к], [г’] – [к’]) и по ТВЕРДОСТИ-МЯГКОСТИ
    ([б] – [б’], [п] – [п’]. [В] – [В’], [ф] – [ф’], [Д] -[Д’], [т] – [т’],
    [з] – [з’], [с] – [c’], [г] -[г’], [м] – [м’], [л] – [л’], [н] – [н’],
    [р] – [р’]).
    Некоторые согласные не входят в эти пары, они называются непарными:
    звонкие [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’],[j’], глухие звуки
    [х], [ц], [ч’], твердые звуки [ж], [ш], [ц] и мягкие [ч’], [щ’], [j’].
    Из-за своего звучания звуки [ж], [ш], [ч] называются шипящими, а [з],
    [с] – свистящими. Звуки [ц] и [ч] называются аффрикаиами. так как они
    представляют собой слитное сочетание звуков: [тс] и [тш].
    Сильные и слабые позиции звуков.
    В речи все звуки стоят либо в сильной (произносятся более четко), либо
    в слабой позиции. Сильной для гласных звуков является ударная позиция,
    а безударная – слабой (ср. до?м – дома?). Для согласных звуков сильной
    является позиция перед гласными [а], [о], [у], [и], [ы], (грибы), а слабой
    – в конце сова (гриб – [грип], позиция перед звонкими и глухими согласными,
    в которой парные по глухости-звонкости согласные не различаются (проезд
    [проезт]).
    7. Слог – это минимальная единица речевого
    потока, он создается единым дыхательным толчком. Он состоит или из одного
    гласного звука или из сочетания гласного и согласных. В зависимости от
    того, на что заканчиваются слоги, они делятся на открытые (заканчиваются
    на гласный звук: мо-ло-ко) и закрытые (заканчивается на согласный звук
    Мур-зик).
    8. Словесное ударение – это более сильное
    произношение одного слога в слове, служащее для фонетического объединения
    этого слова.
    В русском языке ударение зависит от силы выдоха, поэтому оно силовое
    и динамическое. В русском языке нет определенного зафиксированного места
    ударения, оно может падать на любой слог (разноместное ударение): ма’ма,
    соба’ка. Русское словесное ударение также является подвижным, так как
    при переходе слова из одной формы в другую может меняться и место ударения
    в слове: стена’ – сте’ны.
    Если слово многосложное (состоит из нескольких основ), то оно может
    иметь несколько ударений, при этом одно из них – главное, а остальные
    – второстепенные: ки’нокарти”на.
    Служебные слова и частицы обычно не имеют ударения и примыкают к самостоятельным
    словам (спереди – проклитики, сзади – энклитики): под две’рью.
    Иногда ударение может выполнять смыслораз-личительную функцию, например,
    за’мок- замо’к.
    9. Интонация – это единство взаимосвязанных
    компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа, тембра и пауз.
    Интонация в высказывании выполняет определенные функции:
    различает коммуникативные виды высказывания: побуждение, восклицание,
    вопрос, импликацию, повествование;
    оформляет высказывание в единое целое, выделяет его части в соответствии
    с их важностью;
    выражает конфетные эмоции;
    передает подтекст высказывания;
    характеризует говорящего.

  2. Andro1de79 Ответить

    Лексика русского языка богата и разнообразна, как богат и звуковой состав. Его изучением занимается отдельная наука. Мы говорим сейчас именно о фонетике. Само слово произошло от греческого термина, обозначающего “звуковой”, “звук”. Поможет ответить на вопрос о том, что такое фонетика, определение – это раздел языкознания, в котором изучаются различные звуки речи, а также их соединения в том или ином языке (слоги, закономерности создания речевой цепочки звуков, их сочетания). Возможно, еще не совсем ясно, о чем идет речь. Сейчас главное – лишь отметить, что важнейшим понятием этого раздела является звук.
    Изучает его влияние на объекты и субъекты специальная дисциплина – звуковедение.

    Звук и буква

    Для того, чтобы уяснить себе, что такое фонетика, необходимо сначала четко разграничить термины “звук” и “буква”. Не следует смешивать данные понятия. Слова “кто” и “что” различаются именно звуками ([ш] и [к]), а не буквами. Ведь именно в речи существует русский язык. Что такое фонетика, вы поймете, когда уясните разницу между двумя понятиями, данными в заголовке.

    Звуки слышатся и произносятся, буквы же читаются и пишутся. Другие соотношения невозможны: нельзя произнести букву, проговорить, пропеть, продекламировать, невозможно ее и услышать. Элементы алфавита не бывают ни мягкими, ни твердыми, ни звонкими, ни глухими, не безударными, ни ударными. Все подобные характеристики относятся именно к звукам. Это они являются языковыми единицами, буквы же принадлежат лишь алфавиту и не имеют, чаще всего, отношения к описанию языковых закономерностей. Выбор буквы определяет качество звука, а не наоборот. Следовательно, можно сделать следующий вывод. В любом языке существуют звуки независимо от того, есть в нем письменность или нет.

  3. Shaulynis Ответить

    Фонетика.
    Фонетика – раздел науки о языке, в котором изучаются особенности звуков речи (phon – звук).
    Всегда различается звуковой и буквенный состав слова, так как звук не всегда соответствует букве.
    Звук – это минимальная нечленимая единица речи, являющаяся результатом артикуляционной деятельности человека.
    Все звуки делятся на гласные и согласные. Гласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя проходит без преград через голосовые связки. Всего в русском языке 6 гласных.
    В зависимости от ударения все гласные звуки делятся на ударные или безударные. Характеризуются по ряду и подъему.
    Согласные звуки – это звуки, при произношении которых воздушная струя встречает преграды. Их 37 в русском языке. Эти звуки состоят из голоса и шума.
    Они делятся на:
    сонорные:[м],[н],[л],[р],[м’],[н’],[л’],[j],[р’],
    шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие:[б],[в],[г],[д],[з],[ж],[в’],[г’],[,б’],[д’],[ж’],[з’] и глухие: [п],[ф],[к],[т],[ш],[с],[х],[ц],[ч’],[п’],[ф’],[к’],[т’],[ш’],[с’].
    Так же согласные звуки могут характеризоваться по твердости и мягкости: [б] – [б’],[т’], по глухости – звонкости: [п] – [б],[т] – [д] и таким образом могут образовывать пары. Но сонорные согласные не могут образовывать такие пары и поэтому называются непарными.
    Звуки[ж],[ш],[ч],[ш’] из-за своего звучания называются шипящими, а [з],[с] – свистящими. Аффрикаты – [ц] и [ч], так как представляют собой сочетание звуков [тс] и [тш].
    Для вех звуков речи характерна сильная или слабая позиция. В сильной позиции гласный находится под ударением, а согласный, если находится перед гласным.
    Слог – это минимальная единица речевого потока, создающийся единым дыхательным толчком. Он может состоять из одного гласного звука или из сочетания гласного и согласного. Слоги бывают открытые (заканчивается на гласный: ко – ро – ва) и закрытые (заканчивается на согласный: тур – ник).

  4. SouSep Ответить

    Фонетика (от греч. Phone – звук) изучает звуки речи и все, что с ними связано (сочетаемость, образование, изменение и проч.). Соответственно, объект фонетики – это звук. Сами по себе звуки не имеют значения, но они составляют материальную оболочку слова.
    На письме звуки передаются буквами. Буква – это условный знак, который служит для обозначения на письме звуков речи. Соотношение букв и звуков в русском языке не одинаково: так, 10 букв русского алфавита обозначают гласные звуки (их 6), а 21 буква – согласные (их 36 + 1), причем, буквыьиъзвуков не обозначают вовсе. Например, праздничный – 11 букв и 10 звуков [пра´з’н’ич’ный’], её – 2 буквы и 4 звука [й’ий’о´] и др.
    Фонетика русского языка отличается обилием классификаций звуков: глухие / звонкие, твердые / мягкие, ударные / безударные, парные / непарные и др. Но и среди этих «правил» есть свои исключения: например, непарные твердые ([ж], [ш], [ц]) и непарные мягкие ([ч’], [ш’], [j]), непарные звонкие (сонорные) ([л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [j]) и непарные глухие ([х], [х’], [ц], [ч], [щ]). Их необходимо запомнить, чтобы встреча с ними не казалась грустным и неприятным казусом. Да и запомнить все классификации достаточно сложно, поэтому следует прибегать к помощи фантазии: например, «Лимон – рай» – все сонорные русского языка, «Степка, хочешь щец? – Фи!» – все глухие и др.
    Говорим мы во многом интуитивно, поэтому при произнесении слов не задумываемся о звуках, которые произносим, и о тех процессах, которые со звуками происходят. Вспомним, например, самые простые фонетические процессы – оглушение, озвончение и ассимиляция по мягкости. Посмотрите, как одна и та же буква – в зависимости от условий произнесения – превращается в разные звуки: самый – [са´мый’], сидеть – [c’ид’э´т’], сшить – [шшыть], с другом – [з друга´м], просьба – [про´з’ба] и др.
    Часто незнание фонетики русского языка приводит к ошибкам в речи. Конечно, в первую очередь это касается слов-ловушек типа метр (единица измерения) и мэтр (выдающийся человек) и слов на запоминание типа ши[н’э]ль. Кроме того, и достаточно простые слова при их легкости произношения часто создают проблемы при транскрипции: весна – [в’исна´], часы – [ч’исы´] и др. Не будем забывать также о том, что е, ё, ю, я, и (в некоторых случаях) при определенных условиях дают два звука.
    Иными словами, знание русской фонетики и умение пользоваться ее механизмами – это не только показатель уровня образования и культуры человека, но и весьма полезные знания, которые пригодятся в школе и могут пригодиться во внешкольной жизни.
    Успехов в изучении русской фонетики!
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  5. Priizm Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  6. Sven_71 Ответить

    Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными синтаксическими единицами являются словосочетание, предложение и текст.
    Знание строения и значения синтаксических единиц служит основой для формирования умения логически стройно выражать мысли, а также правильно ставить знаки препинания.
    Пунктуация содержит систему правил знаков препинания, которые помогают членить текст на предложения, устанавливать связи и отношения между словами в предложении. Знаки препинания помогают пишущему ясно и точно передать свои мысли, чувства, а читающему – понять.

    Словосочетание

    Словосочетание – это соединение двух или более знаменательных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Служит для выражения единого, но расчлененного понятия или представления.
    В словосочетании одно слово главное, другое – зависимое. От главного задается вопрос к зависимому: мороз (какой?) сильный.
    Выделяется три типа связи между словами в словосочетании:
    1) Согласование. Зависимое слово согласуется с главным во вех категориях: жаркое лето, на интересном месте.
    2) Управление. Зависимое слово стоит в определенной форме в зависимости от лексико-грамматического значения: любовь к женщине, петь песню.
    3) Примыкание. Зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: Стоять прямо, широко улыбаться.
    Классификация по морфологическим свойствам главного слова
    1) Глагольные: петь громко, мыслить четко.
    2) Именные: цветы в саду, мир на ладони.
    3) Наречные: незадолго до конца, по-прежнему долго.

    Предложение

    Предложение – это основная синтаксическая единица, которое представляет собой грамматически оформленное и интонационно законченное соединение слов.
    Виды предложений по цели высказывания:
    1) Повествовательное. Служат для сообщения или описания, выражают законченную мысль. Интонационная законченность выражается понижением голоса в конце предложения: За окном светит солнце.
    2) Вопросительные. Служат для выражения вопроса. На письме обозначается вопросительным знаком, интонационно передается вопросительной интонацией: Где сегодня идет дождь?
    3) Побудительные. Служат для выражения желания говорящего сделать что-либо. Интонационно передается побудительной интонацией: Свети! И никаких гвоздей! (В. Маяковский.)
    Виды предложений по эмоциональной окраске
    1) Восклицательные. Содержание сопровождается выражением чувств говорящего: Свети! И никаких гвоздей! (В. Маяковский.)
    2) Невосклицательные. Такие предложения не содержат особых эмоций: Солнце должно светить.

    Простое предложение. Главные члены предложения

    Простое предложение – это предложение с одной грамматической основой.
    Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.
    Подлежащее – главный член предложения, который указывает, о чем идет речь в предложении и отвечает на вопросы: кто? что?
    Чаще всего в роли подлежащего выступают существительные и местоимения: Я и Саша ходим в школу вместе. Но подлежащим может быть любая часть речи, употребляемая в значении существительного: Семеро одного не ждут.
    Сказуемое – главный член предложения, который обозначает признак подлежащего и отвечает на вопрос что делает предмет?
    Виды сказуемых:
    1) Простое – глагол в форме любого наклонения: Часы идут очень медленно.
    2) Составное глагольное – вспомогательный глагол + основное действие: я люблю играть на пианино.
    3) Составное именное сказуемое – глагол связка + смысловое слово: Он был болен.
    Тип связи между подлежащим и сказуемым – сочинение. Он объединяет две грамматически равные и не зависимые по смыслу единицы.
    Второстепенные члены предложения – это члены предложения, которые зависят от главных членов предложения, и поясняют, уточняют или дополняют главные члены предложения.

    Определение

    Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, его качество или свойство. Отвечает на вопросы: какой? чей? Входит в состав подлежащего.
    Виды определения:
    1) Согласованные. Согласуются с определяемым словом в роде, числе, падеже. Выражается прилагательным, местоимением, числительным, причастием: Вымытые окна блестели на солнце. Шел восьмой час. Это очень интересная книга. На этой главе закончим.
    2) Несогласованные. Связаны с главным словом способом управления или примыкания. Выражается наречием, существительным в косвенных падежах, личными местоимениями, прилагательными в сравнительной степени, инфинитивами: Все ожидали его приезда. Она выполнила свое обещание сделать.

    Приложение

    Приложение – особая разновидность определения, которое выражено существительным: город – герой.
    Несогласованные приложения:
    Названия произведений литературы, органов печати: Вы прочитали роман «Евгений Онегин».
    Прозвища: о Всеволоде Большое гнездо.
    Они пишутся с определяемым словом:
    Через дефис:
    приложение выражено нарицательным существительным: инженер-конструктор;
    приложение выражено именем собственные и стоит перед определяемым словом: Волга-матушка.Раздельно:
    Приложение выражено именем собственным и стоит после определяемого слова: царевич Иван, река Москва.
    Если приложение можно приравнять к прилагательному и оно стоит перед определяемым словом: хитрюга лиса – хитрая лиса.
    В сочетании двух нарицательных существительных родовое и видовое: дерево береза;
    Первыми элементами в словосочетании являются слова господин, товарищ, наш брат: господа офицеры.

    Дополнение

    Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей. Входит в состав сказуемого.
    Виды дополнений:
    Прямое. выражается формой родительного падежа без предлога при переходных глаголах и словах категории состояния и формой родительного падежа при переходных глаголах с отрицанием: он попросил меня написать письмо.
    Косвенное. Все остальные: сообщение о победе, директор школы.

    Обстоятельства

    Обстоятельство – второстепенный член предложения, обозначает признак действия или обстоятельства действия. Выражается наречием, деепричастием, существительными в косвенных падежах (все кроме именительного).
    Виды обстоятельств
    Времени (когда?): Я приехал вчера.
    Места (где? куда? откуда?): Я приехал в деревню.
    Меры и степени (сколько?): Учитель повторил это дважды.
    Образа действия (как? каким образом?): Валера смеялся так громко.
    Причины (почему?): лицо покраснело от жары.
    Цели (зачем?): Летом поеду отдыхать к морю.
    Условия: Мы не поедем за город в случае снегопада.
    Уступки: Жара стоит ужасная вопреки прогнозам.

    Двусоставные и односоставные предложения

    Предложения в русском языке делятся на двусоставные и односоставные по количеству основ:
    Односоставные, те предложения, где один главный член: Смеркалось.
    Двусоставное предложение, то, в котором два главных члена предложения: Зима холодная.
    Типы односоставных предложений
    Назывные. Предложение с главным членом подлежащим: Улица, фонарь, аптека.
    Предложения с главным членом сказуемым:
    1) Определенно-личные – сказуемое выражено глаголом 1 или 2 лица: Пойду посмотрю.
    2)Неопределенно-личные – сказуемое выражено глаголом 3 лица, множественного числа: За окном шумят.
    3) Обобщенно-личные – сказуемое выражено глаголом во 2 лице единственного числа: Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
    4) Безличные – форма глагола не выражает лица, а выражает явления природы, состояние живого существа: Ему нездоровится.

    Полные и неполные предложения

    В полных предложениях есть все члены предложения, для того, чтобы полностью понимать смысл.
    В неполных некоторые члены опущены, но их можно восстановить из контекста или ситуации.

    Однородные члены предложения

    Однородные члены предложения – это члены предложения, которые выполняют одинаковую синтаксическую функцию, относятся к одному слову. Они соединены сочинительной союзной или бессоюзной связью. В роли однородных могут выступать любые члены предложения:
    Подлежащее: сын и дочь ушли в кино.
    Сказуемые: Фильм был интересным и познавательным.
    Определения: Они рассказали о главных и второстепенных героях.
    Дополнения: Еще будет вторая и третья часть.
    Обстоятельства: На душе у них было легко и радостно.
    Однородные члены предложения могут быть распространенными и нераспространенными, согласованными и несогласованными.

    Однородность и неоднородность

    Определения однородны, если:
    обозначают признаки разных предметов: На нашем флаге синяя, красная и белая полоски.
    обозначают разные признаки одного предмета: Странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг над водой.
    обозначают признаки одного предмета, характеризующиеся с разных сторон, но в условиях текста объединены одним признаком: Крупные, красные бусы обвивали худую, смуглую шею.
    Определения неоднородны, если:
    характеризуют предмет с разных сторон, обычно это сочетание качественных и относительных прилагательных. Относительное прилагательное показывает постоянный признак предмета, качественный же менее существенный: Царственный дубовый лес подступал к самым окнам. (И. Герасимов.)
    слова входят в устойчивые выражения: ни то ни се.

    Обособленные члены предложения. Уточнение и пояснение

    Обособление – один из способов смыслового выделения или уточнения части высказывания: Облака, подобные низкому дыму, быстро неслись со стороны моря. (К. Паустовский)
    Обособленные члены предложения – это второстепенные члены предложения, выделенные по смыслу и интонационно, для того, чтобы придать им на письме самостоятельность. На письме выделяются запятыми.
    Разряды обособленных членов предложения:
    Обособленные определения. Самая большая группа. Обособляются, если стоят после определяемого слова: Усыпанная снегом, дорога бала скользкой; если относятся к личному местоимению: Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
    Обособленные дополнения. Обычно они тесно связаны с теми словами, к которым относятся, поэтому обособляются редко. Как обособленные определения условно рассматриваются обороты со словами кроме, помимо, включая, за исключением, сверх, исключая, наряду с, вместо: Я ничего не слышал, кроме ветра.
    Обособленные обстоятельства. Выражаются деепричастиями, деепричастными оборотами, реже существительными или наречиями: Приехав в город, я сразу забыл о всех своих проблемах.

    Обращение

    Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или чему обращаются с речью: Паша, это ты?
    Строение и значение обращений различаются в зависимости от формы и стиля речи. В разговорной речи чаще встречаются нераспространенные обращения, называющие лицо по имени, по имени отчеству, по фамилии.
    В письменной речи встречаются распространенные обращения. В них названия лица сопровождается определениями, через которые выражается отношение говорящего к названному лицу: Ты не забудешь дружбы нашей, о Пущин, ветреный мудрец! (А. Пушкин.)

    Сложное предложение

    Сложные предложения – это предложения с двумя или более грамматическими основами. Простые предложения в составе сложного образуют смысловое и интонационное целое.
    По способу соединения простых предложений в составе сложного делятся на союзные и бессоюзные. Союзные, в свою очередь, делятся на сложносочиненные предложения и сложноподчиненные. Связь в бессоюзных сложных предложениях называется бессоюзной:
    Я закрыл окно, ветер не успокаивался. ССП
    Ветер не успокаивался, и я закрыл окно. ССП
    Я закрыл окно, так как ветер не успокаивался. СПП
    Основные виды сложных предложений
    Сложносочиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны интонационно или сочинительными союзами:
    Высоко в небе сияло солнце, а горы зноем дышали в небо. (М. Горький.)
    [ – =], а [- =].
    Сложноподчиненные предложения – это предложения, в которых простые предложения связаны интонационно, подчинительными союзами или союзными словами:
    Я уже видел фильм, который показали в кинотеатре.
    [- =], ( который =).
    Бессоюзные предложения – это предложения в которых простые предложения связаны интонационно без союзов.
    Врач запретил мне купаться: вода слишком холодная.
    [- =]: [- =].

    Служебные части речи. Предлоги

    Служебные части речи – это разряды слов, служащие для выражения отношений между понятиями, которые выражают знаменатель слова, и употребляющиеся только в соединении с ними. Они не являются членами предложения.
    К служебным частям речи относятся :
    предлоги (в, на, за, к, над, под)
    союзы (и, а, но, или, если, чтобы, хотя)
    частицы (не, ни, бы, ли, же, разве, неужели)
    Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании и предложении.
    Общее грамматическое значение предлогов – обозначение подчинительной связи между знаменательными словами: выбежать из сарая, въезд в сад, думы о былом.
    Вместе с падежными окончаниями существительных предлоги выражают различные смысловые значения. По значению предлоги делятся на разряды:
    Пространственные (место): в, на, из-за, под, около, вокруг, у, над: отдохнуть на море, работать в поле, сидеть под зонтом.
    Временные (время): через, к, до, с, перед, в течение: отдыхать в ноябре, написать за час, приехать на днях.
    Причинные (причина): от, вследствие, из-за, ввиду: покраснеть от смущения, иметь ввиду.
    Целевые (цель): для, ради: читать для детей, работать ради выгоды.
    Образа действия (указывают на образ действия): с, без, в, от: играть с увлечением, хохотать от души.
    Объектные (предмет, на который направлено действие): о, об, насчет, по, с: говорить о книге, ссориться с другом.
    По происхождению предлоги делятся на производные и непроизводные.
    Непроизводные предлоги состоят из одного звука, одного слога , двух слогов: без, под, для, перед, при, про, по, от, об, за.
    Производные предлоги могут быть образованы от:
    наречий: близ, вблизи, вокруг, вопреки: посмотреть вокруг себя, идти навстречу друг другу;
    существительных: во время, в связи, вследствие, в случае: в течение недели, вследствие мороза;
    деепричастий: благодаря, несмотря на, невзирая на: поехали невзирая на погоду.

    Союз

    Союз – служебная часть речи, которая связывает члены предложения в составе сложного:
    В душе моей, как в океане,
    Надежд разбитых груз лежит.
    (М. Лермонтов.)
    Общее грамматическое значение союзов – обозначение сочинительной и подчинительной связи между словами и предложениями.
    Синтаксические функции: союзы не входят в состав членов предложения.
    По строению союзы бывают простые и составные.
    Простые состоят из одного слова: и, а, но, да, что, если, когда.
    Составные состоят из двух и более слов: но и, в силу того что, с тех пор как, до тех пор пока.
    По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
    Сочинительные союзы
    Сочинительные союзы (и, а, но, да, или, ни – то, то – то ) связывают однородные члены предложения, простые предложения в составе сложного.
    По значению они делятся на:
    соединительные (да, ни – ни, и – не только, но и, тоже, также ): Савельев потерял и тоже упал на колени;
    противительные (а, но, да): Страна огромна, да дороги не столь часты. (Е. Пермяк.);
    разделительные (или, либо, то – то, не то – не то ): То падал как будто туман, то вдруг припускал косой крупный дождь. (Л. Толстой.)
    Подчинительные союзы
    Подчинительные союзы (когда, тогда, чтобы, так что, потому что, как, как будто) связывают простые предложения в сложноподчиненное.
    По значению они делятся на разряды:
    Временные (когда, пока, едва, лишь, лишь только): Когда принесли чай, я уже спал.
    Причинные (потому что, так как, оттого что, ибо): Никогда не отказывайтесь от малого в работе, ибо из малого строится великое. (И. Павлов.)
    Целевые (чтобы, для того чтобы, с тем чтобы): Для того чтобы научиться говорить правду людям, нужно научиться говорить ее самому себе. (Л. Толстой.)
    Условные (если, если – то, если бы): Если исчезнет любовь, то и незачем жить.
    Уступительные (хотя, несмотря на то что, пускай): Мне уже совсем не было страшно, хотя гроза все продолжалась.
    Сравнительные (как, как будто, словно, точно): А сама-то величава, выступает, словно пава. (А. Пушкин.)
    Следственный (что, чтобы): На улице морозит так, что и выйти нельзя.
    Изъяснительные что, чтобы, будто): И послышалось мне, будто снег хрустит. (М. Лермонтов.)

    Частицы

    Частицы – это служебные части речи, которые придают различные дополнительные оттенки словам и предложениям или служат для образования форм слов: Птицы не пели, даже соловьи молчали.
    Общее грамматическое значение частиц – выражение дополнительных оттенков значения, оно отличается большим разнообразием.
    Выделяются формообразовательные и словообразовательные частицы.
    Образуют наклонение глагола: Пусть войдет. Если бы я знал?
    Образуют формы степеней сравнения: Самый красивый, не менее умный.
    Разряды частиц по значению:
    Вопросительные: неужели, ли;
    Восклицательные: что за, как;
    Указательные: вот, вон, это;
    Усилительные: даже, ведь;
    Отрицательные: не, ни;
    Уточнительные: как раз, именно;
    Ограничительные: лишь, только.

    Фонетика

    Фонетика и фонетический разбор слова

    Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.
    Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.
    Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
    Звук – это наименьшая звуковая единица слога.
    Буквы – это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.
    Звук — это то, что мы слышим и произносим.
    Буква — это то, что мы видим и пишем.
    При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма — три буквы, а звуков четыре й-а-м-а). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З], а пишем С) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
    Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

    Гласные звуки

    Гласными называются звуки, в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.
    Гласных звуков шесть — а, о, у, э, ы, и, но на письме они обозначаются десятыо буквами — а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я. Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа — ехать — [j’э]хать, ёжик— [j’о]жик, юла — [j’у]ла, яма—[j’а]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j’].

    Согласные звуки

    Согласными называются звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких” согласных и 10 глухих.
    Звонкие — б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
    Глухие — п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ
    Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.
    Произносим: [сат], [хлеп], [морос], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз’ба], а пишем косьба.
    Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите – б, в, г, д, ж, з.
    Остальные четыре звонких – р, л, н, м и четыре глухих – х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих – ж, ч, ш, щ.
    Все согласные, кроме шипящих и ц могут быть и твердыми, и мягкими.
    Был, бал — согласные б, л в этих словах твердые.
    Били — согласные б, л в этом слове произносятся мягко.
    Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.
    Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией — подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
    стал — сталь, был — быль, стань — cтan, жарь — жар.
    Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие’ ч, щ — всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда’ не пишется (палец, колодец, огурец), а после шипящих ж, ш, а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов – рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож).
    Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
    1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными — сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо;
    2) постановкой после согласного букв и, е, ё, ю, я; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и “ц”) произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком — бил, бюро, дядя, реже, серый.

  7. dimik76 Ответить

    Обобщающий урок
    «Фонетико-орфографическая характеристика слова»
    Цель:  повторение сведений по фонетике, орфографии;
    выявить умение ребят различать «звук – фонетика – буква»;
    способствовать развитию в учащихся логического и образного мышления;
    воспитывать любовь и уважение к слову, к  русскому языку.
    Ход урока.
    I  Организационный момент.
    (Психологический настрой ребят).
    Слово учителя.
    – Ребята, мы с вами накануне большого события: прощание с учебником «Фонетика и письмо», добро пожаловать, «Лексика, словообразование, морфология».
    Поэтому вы должны собраться с мыслями и настроить их на поисково-творческую волну.
    II  Запишите эпиграф урока
    Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой Поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца  и чувствительности (Н.М. Карамзин).
    III  Проблемы работы на урок:
    (записать на доске)
    Что значит слово – единица речи? Почему единица, а не 1/2,   1/3?
    Слово – волны. Докажите.
    Формула слова.
    Основной закон русского письма.
    Что такое звук, фонема, буква?
    Что изучает фонетика? Орфография? Орфоэпия?
    (Ребята рассуждают, дают научные определения слова).
    На доске и в тетради записывают формулу слова:
    Слово =
    На доске записаны слова филология, лингвистика. Ребята объясняют, что это слова-термины, относятся к определению наука о языке. Они графически изображают слова-волны.

    (5 –гласные   4 – сонорные; 3 – парные звонкие; 2 – парные  глухие; 1- глухие)



    Основной закон русского письма – обозначение буквами фонем по их сильной позиции.
    Фонема – это ряд позиционно чередующихся  звуков. На письме этот ряд обозначается одной буквой. Фонемы – не только строительный материал для звуковых оболочек слов и морфем, но и «смыслоразличительные» фонетические единицы языка. Звук – это «представитель» фонемы в слове, наименьшая фонетическая единица языка и речи.
    Замена звуков в одной и той же морфеме, связанная с изменением условий их произношения, т. е. их фонетической позиции, называется позиционным чередованием звуков.
    IV  Практическая работа.
    Ребята, представьте поезд под названием «Языкознание». Три вагона поезда принадлежат учебнику «Фонетика. Письмо».
    Кто пассажиры в этих вагонах?
    (Звуки, буквы, фонемы)
    Кого вы поселите в 1, 2, 3 вагоны в порядке очереди? Почему?
    (1 – звук; 2 – фонема («паспорт» для буквы); 3 – буква)
    2)   Понаблюдайте, как ведут себя эти пассажиры в предложениях:
    В русском языке есть великое множество хороших слов и названий.
    (К. Паустовский)
    Наш язык певуч, богат, прекрасен.
    Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает.
    (Ребята под диктовку записывают предложения. Задания: подчеркните грамматические основы. Определите, чем они выражены. В 1-м предложении подсчитайте количество лексических и фонетических слов).
    I, II варианты. Выписать из 1,2 предложений грамматические основы.
    Запишите   их    фонетической транскрипцией
    [й ,эст ,       множыство      слоф      и      назван ,ий ,]
    [й ,азык      п ,ивуч ,     багат     пр ,икрас , ин]
    (2 ученика работают у доски, остальные в тетради)
    4)    Укажите, какие наблюдаются в словах законы орфоэпии?
    Письмо, снег, рассказать, улыбаешься, синего, подсолнух.
    5) Запишите в столбик слова
    I в       – “-“-“    орфография в корне;
    II в      – “-“-“    в суффиксе;
    III в     -“-“-“     в приставке.
    Приехали, задираешься, росточек, разыграли, беззубый, собачка, инъекция, кемеровский, казацкий, субъект, рыбацкий, сваренный, ветреный, безветренный, сгорел, проложить, учитель, прадедушка, прикоснуться.
    Разминка (устная)
    А)    Назовите   4-е лишнее:
    Коробка, дуб, пруд, молотьба
    Б)     На что заканчивается День и ночь?
    В)     Каких гласных не хватает в современном русском языке?  (Ь – ерь   Ъ –ер)
    Г)     В каком слове есть только твердые согласные звуки?
    Мел, лось, тема, множитель, матч.
    Д)     В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    Восемь, праздный, юла, тень, боюсь
    Е)     Укажите слово, в котором безударный гласный проверяется сильной позицией.
    Распол*гаться, прик*сновение, р*скошный, предпол*жение, проб*раться.
    Ё)название каких двух букв определяет целую эпоху?
    (ЭР-А)
    Ж)Сколько в русском языке гласных:
    -букв;
    -звуков;
    -фонем?
    Сколько в русском языке согласных:
    -букв:
    -звуков;
    -фонем?
    7)    Ребята под музыку (Бетховен, «Лунная соната») письменно отвечают на вопросы.
    Вариант А.
    Язык – всем знаниям и всей природе ключ.
    Укажи:
    А)   количество лексических и фонетических слов;
    Б)   количество шумных глухих;
    В)   количество мягких согласных;
    Д)   количество сонорных звуков;
    Е)    запиши предикат.
    Вариант Б.
    Язык мал, а великим делом ворочает.
    (Задание то же, что и в  варианте А)
    Вариант В.
    Язык – всем знаниям и всей природе ключ.
    (Задание то же,  что для  варианта А)
    Через 5 минут «таможенник» собирает письменные ответы ребят. Вместе со своим помощником он проверяет работы и подводит итоги выполнения заданий.
    Ребята, пользуясь репродукцией картины Грабаря «Февральская лазурь», личными наблюдениями, составляют «календарь» слов февраля.
    С данными словами придумывают и записывают 2 сложных          предложения, используя эпитеты и метафоры.
    V   Определение темы урока.
    Ребята формулируют тему урока, записывая её в тетради. Они «делятся» впечатлениями от урока. Графически изображают своё настроение (в начале и в конце занятия) в тетрадке:  
    VI      Подведение итогов урока.
    VII    Выставление оценок.
    VIII   Домашнее задание. Записать 3-4 пословицы или поговорки на тему «Февраль».
    Подготовить извещения о составителях словарей В. И. Дале, С.И. Ожегове.

  8. rogo Ответить


    Начало

    Поиск по сайту

    ТОПы

    Учебные заведения

    Предметы

    Проверочные работы

    Обновления

    Новости

    Переменка
    Отправить отзыв

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *