Что такое гробница в древнем египте определение?

20 ответов на вопрос “Что такое гробница в древнем египте определение?”

  1. Голосуй_За_Меня Ответить

    Гробница — форма захоронения, при которой останки покойного хранятся внутри сооружения, а не под ним, как в случае надгробия. Этот термин соответствует латинскому «sepulcrum», греческому «крипта», английскому «tomb».
    Камерная гробница — погребальное сооружение из камня, часто мегалитическое по конструкции, длительное время служившее склепом для последовательных захоронений.
    Коридорные гробницы — тип гробницы эпохи неолита или бронзового века, найденные на территории Европы.
    Шахтовая гробница — тип погребального сооружения в виде узкой и глубокой шахты из каменной породы. Найдены Микенские шахтовые гробницы, шахтовые гробницы в Месопотамии и у народов доколумбовой Америки.
    Толосы, называемые также купольными гробницами, были распространены в Греции, исторически пришли на смену Микенским шахтовым гробницам.
    Тумулусы, мегалитические купольные гробницы в виде курганов.
    В Египте гробницы назывались мастабами. Гробницами также были египетские пирамиды. Тела помещались в саркофаги.
    Крипта — одно или несколько подземных сводчатых помещений, служащее для погребения и экспонирования мощей святых и мучеников.
    Склеп — название гробницы в виде отдельно стоящего здания или подземного помещения, в котором устанавливаются гробы.
    Усыпальница — склеп для захоронения членов одного рода, одной семьи или выдающегося деятеля.
    Мавзолей — монументальный вид гробницы.
    Гробницами также являются многие древние курганы.
    Источник: Википедия

  2. Slime Ответить

    архитектурное сооружение, Саркофаг, вмещающее тело умершего (в отличие от надгробия (См. Надгробие), возводимого над могилами). Монументальные погребальные сооружения такого рода носят название Мавзолей. Г. увековечивают в монументальных архитектурных формах и долговечных строительных материалах память об усопшем (первоначально главным образом правителе) и прославляют художественными средствами его деятельность. Таковы грандиозные древнеегипетские пирамиды, несущие идеи величия и бессмертия обожествленного фараона, и мастабы (См.
    Мастаба) для погребения знати, а также микенские купольные Г., скальные Г. Индии, Передней Азии и Этрурии. У многих народов распространены Кенотафы. С 4 в. до н.э. тенденция к увековечению отдельной личности проявилась в монументальных архитектурных сооружениях в эллинистическом мире (мавзолей, т. е. гробница Мавсола, царя Карий, в Галикарнасе). Большой художественный интерес представляют разнообразные по формам и размерам Г. Древнего Рима (например, мавзолеи в г. Риме: Цецилии Метеллы, Еврисака — оба 1 в. до н. э.; императора Августа, 28 н. э.; императора Адриана, 135—140 н. э.). Умелым синтезом архитектурных форм и богатого скульптурного декора отличаются монументальные Г. Китая и Кореи; яркая декоративность, многоцветная инкрустация самоцветами и поливными изразцами характерны для купольных Г. Индии (Тадж-Махал в Агре) и Средней Азии (Гур-Эмир в Самарканде). В Зап. Европе Г. помещались внутри церквей. Обычный атрибут европ. Г. — лежащая на саркофаге скульптурная фигура умершего. Для Г. раннего средневековья характерны скупость декоративной отделки и условность трактовки фигуры усопшего. В дальнейшем постепенно усложняются формы и декор (над саркофагами возводятся пышные балдахины, иногда в виде арок; вводятся многочисленные статуи — богоматери, ангелов, плакальщиков, многофигурные рельефы), проявляется стремление к портретному сходству, сначала чисто внешнему, позже островыразительному, передающему неповторимые особенности определенной человеческой личности (гробницы Медичи работы Микеланджело в капелле Медичи церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1520—34). В Г. 17 в. противоречивое смешение фантастических и реальных образов, манерная экспрессия, виртуозность обработки материалов вытесняют силу и искренность чувств (Г. работы Л. Бернини в соборе св. Петра в Риме). В 18—19 вв. Г. становятся более строгими по формам и декору (мавзолей в Берлине — Шарлоттенбурге; гробница М. И. Кутузова в Казанском соборе в Ленинграде). Образец архитектуры нашего времени — Мавзолей В. И. Ленина в Москве.

  3. В Объятиях Тьмы Ответить

    Гробницы древности.
    В религиях древних цивилизаций заупокойный культ имел широкое развитие. В основе его лежало верование в то, что умерший после своего погребения продолжает жизнь, подобную земной, но уже в окружении богов. Для сохранения тела умершего строилась гробница . Она служила ему зуапокойным жилищем. Поскольку строительство гробниц в древности было делом дорогостоящим, то возводились они только для правителей и придворной знати.
    Наибольший расцвет строительство гробниц имело место в Древнем Египте во времена правления фараонов. Гробницы фараонов различаются по своей архитектуре. Есть простые, состоящие из шахты и погребальной камеры фараона. Большинство гробниц для фараонов представляют из себя сложные сети подземных ходов со множеством помещений и погребальных камер.
    Поскольку знать хотела оставаться со своим правителем поблизости и после смерти, то стремилась возвести свои погребальные покои рядом с гробницей фараона. Так образовывались некрополи – кладбища со множеством погребений вельмож и сановников.
    Внутреннее убранство гробниц различается от времени возведения и от религиозных воззрений, преобладавших в местах строительства. Сначала это были простые помещения, затем стены и потолки погребальных камер стали покрываться штукатуркой, которая расписывалась превосходными по качеству фресками, вырезались барельефы с изображениями сцен из земной жизни покойного. Затем на стенах гробницы фараона стали появляться тексты заупокойного характера, так называемые “тексты пирамид”, которые служили путеводителем покойному правителю по загробному миру и помогали преодолеть встречающиеся препятствия.
    За гробницами фараонов постоянно следили, ухаживали, проводили специальные религиозные обряды. Это было связано с верованиями в то, что умерший не оставался нейтральным по отношению к живым. Он способен был заступиться за живущего перед богами, но при непочтительном отношении к нему мог и навлечь несчастья.
    Гробницы фараонов Египта представляют из себя прекрасные творения строителей прошлого. Например, историк Диодор Сицилийский, который побывал в Египте в 57 г. до н.э., написал: “Они говорят, что это гробницы древних царей, – они поистине величественны, и вряд ли потомки будут иметь возможность создать что-либо столь прекрасное”.

  4. Zular Ответить

    ГРОБНИЦЫ

    У древних народов, не предававших своих трупов сожжению, гробница всегда воспроизводит форму жилища. Так же, как и храмы, гробницы бывают надземными и подземными. И те и другие строятся по одному плану и состоят из одинаковых частей: погребальной камеры и помещения для погребальных обрядов — склепа и святилища.
    Надземные гробницы и древнейшие гробницы, расположенные в скалах (как в Бени-Гассане), состоят из двух частей: погребальной камеры и расположенного перед ней помещения для религиозных обрядов. В пещерах и гробницах фиванских династий помещение для религиозных обрядов представляет собой отдельный храм. Рамессеум и Мединет-Абу и были подобными поминальными храмами Рамсеса II и Рамсеса III. Храм Сфинкса нес те же функции при пирамиде Хеопса.
    Примечание: Гробница со времени фараона Тутмоса I (XVI в. до н. э.) была отделена от храма. Тутмос I перенес свою гробницу в Бибан-эль-Молук, в «долину царей», ставшую с этого времени царским некрополем.

    Гробница в форме жилища

    Гробницы первых династий напоминают хижину феллаха с покатыми стенами и плоской крышей. «Мастабы», несомненно, являются подобием дома: снаружи легко различается обработка двери. Внутренний план и украшения подражают жилому помещению. Потолок из пальмовых стволов, отверстия, проделанные для освещения, и даже циновки. Роспись стен воспроизводит сцены из повседневной жизни. На рисунке 8 воспроизведены декоративные мотивы одной из таких гробниц, где мертвый окружается той же обстановкой, в которой протекала вся его земная жизнь.
    В массивах некоторых мастаб (рисунок 55, В) имеется замурованный колодец Р, заканчивающийся погребальной камерой. В других мастабах (А) вместо зал имеются узкие галереи с портретными статуями покойника.

    Рис. 55

    Рис. 56

    Пирамиды

    В нижнем Египте стоят пирамиды, окруженные мастабами (рисунок 56). Они сводятся к следующим типам:
    А — собственно пирамида (Гизех);
    D — пирамида с ломаным профилем (Дашур);
    S — ступенчатая пирамида (Саккара).
    Так же, как и в мастабах, наружные плоскости пирамид ориентированы по странам света. На рисунке 56, А на разрезе пирамиды показаны погребальные камеры, ведущие к ним шахты и вентиляционные каналы V.
    Погребальная камера представляет собой помещение со строго отвесными каменными стенами, иногда с плоским плафоном, а иногда со сводчатым перекрытием. Камеры, а иногда и ведущие к ним шахты, защищены от давящей на них массы пирамиды особой разгрузочной системой (рисунок 57). Входы в галереи заделаны каменной кладкой и совершенно замаскированы. В некоторых местах галереи облицованы гранитом и перегорожены опускными гранитными плитами, скользящими в продольных пазах.
    Рисунок 57, А изображает одну из таких плит в полуприподнятом положении. Вероятно, она держалась на мешках с песком; достаточно было их опорожнить, чтобы плита плавно опустилась. Рисунок 57, В изображает вариант, при котором плита поддерживалась деревянной опорой: опору сжигали, и плита, упав, загораживала проход.
    Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной — синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.


    Рис. 57
    Рис. 58
    Методы стройки. Последовательная кладка. — Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.
    Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58.
    1.      Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.
    2.      Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.
    3.      Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.
    4.       Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.
    Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это — тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.
    Различное назначение пирамид. — Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.
    Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.
    Предположение Жомара о метрологическом характере пира­мид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.
    Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер — с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений — с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.
    Подземные гробницы
    Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб — около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.
    Примечание: Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.
    Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.
    Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.

    Рис. 59
    Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.
    Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.
    Примечание: Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.
    Постепенное расширение подземных гробниц. — Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.
    Огюст Шуази. История архитектуры. Auguste Choisy. Histoire De L’Architecture

  5. Клястиц Ответить

    Современные мастабам пирамиды также украшены стенной росписью, но обычно более скупой и отвлеченной — синее небо со звездами на плафоне и вместо фигурных композиций иероглифические надписи.
    Методы стройки.
    Последовательная кладка. — Структура большей части пирамид показывает, что они строились по методу последовательной кладки. С первых же лет своего правления фараон приступал к сооружению подземелья и ядра пирамиды. И далее, на протяжении всей своей жизни, он продолжал стройку пирамиды и сооружал вторую, более пышную погребальную камеру, которая заменяла первую. В течение всей жизни фараона возникали все новые слои кладки и новые помещения.
    Добавления производились тем или иным способом, указанным на рисунках 15 и 58.
    1. Вариант А: утолщение стен ядра новой кладкой.
    2. Вариант S: к наружным плоскостям ступенчатого ядра добавляют последовательно новые ряды кладки, которым придают некоторый наклон. Так объясняется происхождение ступенчатых пирамид.
    3. Вариант D, в сущности, представляет разновидность предыдущего способа и, по-видимому, объясняет происхождение пирамиды с ломаным профилем.
    4. Наконец, применялся упрощенный способ, указанный на рисунке Т. Вместо того, чтобы создавать массу пирамиды из правильных рядов каменной кладки, делали кладку с забутовкой, ставили стенки и заполняли пустоты между ними.
    Каков бы ни был способ кладки массы пирамиды, облицовка всегда давалась в правильных рядах. По указанию Геродота, окончательная обработка велась с вершины и постепенно доводилась до основания (рисунок 58, R); это — тот метод, который впоследствии ввели у себя греки.
    Различное назначение пирамид.
    Пирамида является символом долговечности и абсолютного покоя; форма ее отвечала идее гробницы, но едва ли пирамиды служили только усыпальницами.
    Жомар, пораженный необычайной точностью ориентации Большой пирамиды и тем, что направление ее главной галереи совпадает с земной осью, считает эту пирамиду одним из астрономических памятников.
    Предположение Жомара о метрологическом характере пирамид уточнено М. Мауссом. Измерения и пропорции всех законченных пирамид непосредственно связаны с египетской системой мер. Для доказательства достаточно упомянуть, что сторона Большой пирамиды равна 600 локтям, или 1 стадию. Большая пирамида является как бы каноном мер.
    Впрочем, эти разнообразные функции не противоречат друг другу и ничем не нарушают основной идеи пирамиды как погребального сооружения. Тесная связь пирамиды с египетской системой мер — с одной стороны, и с областью изучения астрономических явлений — с другой, как бы подчеркивает культовый характер этого памятника.
    Подземные гробницы
    Эпоха пирамид заканчивается в Нижнем Египте около VI династии, период мастаб — около XI. Позднее пирамида встречается лишь как исключение. Существует вид пирамиды, поставленной на мастабу: в развалинах Абидоса есть такие гробницы, представляющие собой цоколь с пологими плоскостями, на котором, в свою очередь, возвышается небольшая пирамида. Образцами позднего вида пирамиды являются вытянутые пирамиды Эфиопии.
    Композиция небольшой пирамиды на мастабообразной базе характерна для периода Среднего царства. Прототипом ее являются уже храмы солнца V династии, где ставился обелиск на подобной базе.
    Эпоха XII династии характеризуется сооружением подземных гробниц с наружным портиком; начиная с XVIII династии, портик исчезает, и вход в подземелье маскируется.
    Мы уже говорили выше о высеченных в скалах гробницах с портиками Бени-Гассана; рисунок 59 воспроизводит внутренний план одной из фиванских гробниц, в которой вход совершенно замаскирован земляной насыпью, похожей на естественный холмик.
    Эти гробницы представляют собой несколько видоизмененный и расширенный план галерей в пирамидах; единственное отличие состоит в отсутствии опускных плит, которые перегораживают галереи пирамид. Здесь такие плиты явились бы плохой защитой, так как при рыхлости скалы их легко было бы отбить; чтобы отвлечь внимание грабителей, воздвигались стенки, маскирующие продолжение галерей, или даже ставились ложные саркофаги.
    Настенная роспись гробниц носит тот же характер, что и в пирамидах и мастабах, изменяется только сюжет: вместо все реже встречающихся бытовых сцен начинают преобладать мифологические мотивы.
    Не только сюжеты, но и стиль росписей периода Среднего и особенно Нового царства отличаются от Древнего царства.
    Постепенное расширение подземных гробниц.
    Та же мысль, которая руководила зодчим при сооружении пирамиды, была положена в основу создания длинных галерей подземных гробниц: усыпальница для фараона должна была быть закончена, когда бы ни наступил час его смерти. Сначала строили первую подземную камеру, затем проводили галерею ко второй камере, обычно более обширной и богаче обставленной, и т. д. Слишком рыхлые слои скалы обходили, проводя шахту в другом направлении; на рисунке 59, А дан пример таких обходов. Иногда на пути прокладываемой шахты встречалась уже ранее сооруженная гробница, и тогда снова приходилось уклоняться в сторону (гробница Рамсеса III). Часто шахта оставалась незаконченной: это означало, что ко дню смерти фараона последние камеры еще не были готовы.

    Вывод по третьей главе

    В этой главе мы узнаем про гробницы и про одну из разновидностей гробниц – это пирамиды. Также о методах постройки этих самых пирамид, о подземных пирамидах и расширялись подземные пирамиды.

  6. Nuardin Ответить

    Архитектура Древнего мира
    / Древний Египет
    Гробницы и пирамиды Древнего Египта

    Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.
    Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.
    Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.
    Мастаба (по-арабски — скамья) была простейшим монументальным погребальным сооружением и имела, как правило, форму усеченной пирамиды, и состояла из двух частей: надземной, где располагались одно или два помещения культового назначения, и подземной, где находился склеп. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».
    Посредством увеличения и усложнения формы мастаба появилась форма ступенчатой пирамиды. Сооружением этого типа является ступенчатая пирамида Джосера в Саккара (около 2800-2780 г. до н. э.) одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня высотой 60 м, а основание – прямоугольник со сторонами 107 X 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.
    Предполагают, что руководил постройкой пирамиды Имхотеп, жлец и канцлер.
    В основании пирамиды Джосера лежит монолитная скала. Неизвестно, какими инструментами пользовались строители, чтобы выровнять поверхность скалы более плутора гектаров площадью. При ее создании практически не использовали подсыпку, подкладку камней, а срезали все скальные выступы. Для обеспечения защиты от грабителей, погребальный колодец располагался глубоко под подошвой пирамиды. Впервые его измерения провел Джон Перринг в 1837 г. , установив, что погребальный колодец пирамиды Джосера практически правильной циллиндрической формы диаметром 9 м и глубиной 23,5 м. Под днищем колодца располагалась погребальная капера, доступ к которой перекрывал блок гранита весом 4 тонны.
    Пирамида состоит из 6 ступеней. Это число в Древнем Египте не имела такого значения, как, например, 4 (4 стороны света, 4 стихии) или 7 (7 планет), предполагают, что изначально ступеней было 7, но известняк не выдерживал такой нагрузки, потому последнюю ступень разобрали
    (7).
    Пирамиды фараонов — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык.
    Конструкция и пропорциональные соотношения всех частей пирамид основаны на пропорциях золотого сечения — деления отрезка на две неравные части, из которых меньшая относится к большей так, как большая к сумме этих частей. Формы и пропорции пирамид отработанны, четки и лаконичны, они выражают идею величия и мощи грандиозных царских усыпальниц.
    К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в период Древнего царства в третьем тысячелетии до н. э. в некрополе в Гизе, близ Мемфиса, основу которого составляют три пирамиды фараонов Хеопса (зодчий Хемиун, XXII в. до н. э.), Хефрена и Микерина (около 2900—2700 гг. до н. э.).
    Кроме того, в ансамбль входили три малые ступенчатые пирамиды, ряд связанных с пирамидами заупокойных храмов, многочисленные мастаба, колоссальный сфинкс высотой 20 м, длиной около 40 м и ряд других памятников и сооружений. .
    Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — около 150 м, со стороной квадрата основания — 233 м, площадью 52900 кв. м. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Сложена она без связующего материала, насухо, из плотно пригнанных блоков желтого известняка (по 2,5 тонны каждый), причем размеры блоков уменьшаются кверху пирамиды (высота блоков в основании – 1,5 м, у вершины — 55 см). Изначально наружная поверхность пирамиды Хеопса была облицована белым камнем, а основание — гранитом. Наклонный ход, перекрытый блоками напуском, ведет в небольшую центральную погребальную камеру фараона.
    Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун, стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его могущества, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.
    Хемиун, прекрасно знавший математику, астрономию и другие точные науки, нашел единственно верные пропорции пирамиды. Представьте себе ее более узкой у основания — она станет казаться выше, но потеряет устойчивость; при более широком основании пропадет ощущение величия, устремленности вверх. Таким образом, геометрия оказалась совсем не чуждой искусству.
    Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена,
    которая была всего на 8 м ниже пирамиды Хеопса, значительно ниже (почти вдвое) — пирамида Микерина, наиболее поздняя из комплекса пирамид в Гизе, когда-то облицованная полированным гранитом. Огромные пирамидальные сооружения — не здания, а монументы с погребальными склепами и давно разграбленными сокровищницами внутри
    (3, стр. 7-9; 4, стр. 6-7; 5, 195-219; 6, том 1, стр. 49-61, 144-147; 8, стр. 11-13; 11, стр. 7-10; 12, 9-11).

    Схематический разрез пирамид: а) Саккара, б) Дашур,
    в) пирамида Снофру в Дашуре, д) пирамида Хеопса в Гизе
    Список использованной литературы
    на главную

  7. Люфтер Ответить

    Многие другие выдающиеся люди в аналогичных выражениях отразили свои впечатления от пирамид. Обратимся, однако, к конкретным научным фактам.
    В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. Невозможно, да и не нужно, останавливаться здесь на архитектурном аспекте внутренних помещений пирамид, следует лишь подчеркнуть, что это – высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри «больших пирамид» в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги. Геродот (II, 124) сообщает, что «большая пирамида» Хеопса строилась беспрерывно в течение 20 лет и что на строительстве работало 100 тысяч человек, сменявшихся каждые три месяца. Современные подсчеты в какой-то степени подтверждают данные Геродота.
    В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид – так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя – пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств и были расположены либо в Нижнем Египте, либо в Среднем – в той его части, которая примыкает к Нижнему Египту. Это территории более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).
    Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные для этой цели жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса. (собственно пирамида как гробница и принадлежащий ей заупокойный храм) было свое название.
    Более подробные сведения по истории строительства пирамид содержатся в серии статей Л. Борхардта и К. Зете. До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить. что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, «можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы – кенотафы. Этот малопонятный обычай Н.М. Постовская объясняет связью с праздником хеб-сед, т.е. с царским 30-летним юбилеем. Эта точка зрения не получила всеобщего признания, но ряд моментов в ее мотивировке свидетельствует в ее пользу:
    1) на основании – некоторых фактических данных можно допустить в принципе связь кенотафов и хеб-седа;
    2) возведение царских кенотафов имело целью фиктивное погребение фиктивно убитого царя.
    Независимо от проблемы кенотафов возникает вопрос о причинах столь грандиозных размеров пирамид именно во времена IV династии. Этот вопрос, конечно, тесно связан с внутриполитическими факторами, с максимальной централизацией государственного аппарата, с расцветом неограниченной власти фараона – без этого непременного условия повелители Египта того времени не были бы в состоянии поставить на службу интересам собственного заупокойного культа /столь большие материальные и людские ресурсы. Несомненно также, что и личное тщеславие фараона играло в этом, не последнюю роль. Фараоны имели привилегированное право выбирать форму и устанавливать размеры своих гробниц. Начиная с эпохи Нового царства пирамиды выходят из моды и заменяются грандиозными скальными гробницами, о которых речь пойдет ниже.
    Знать во времена Древнего царства строила себе гробницы вблизи усыпальницы своего повелителя – окружая его при жизни, эта знать стремилась к близости к нему и после смерти. Таким образом, вблизи пирамид в Гизе образовались большие некрополи – кладбища сановников и вельмож. В науке эти гробницы известны под названием мастаба (араб. слово, означающее «скамья»). Эта «скамья» была кирпичной надстройкой над скрытым под поверхностью земли захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка и имела форму прямоугольника, стены которого в верхней своей части были наклонены внутрь. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Именно его и назвали арабы Египта «скамьей». Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров – вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нише сооружалась «ложная дверь» – якобы вход в мастаба. В этой нише был специальный плоский жертвенник, на который родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот «вечный дом» умершего мог иметь разные размеры – в зависимости от социального положения умерших и расположения к ним и их близким царя. В сердабе (специальном помещении) хранились скульптурные портреты умершего. т.е. заместители мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. Именно из этих сердабов происходят замечательные скульптурные портреты, являющиеся одним из сокровищ Каирского музея. Сердаб соединялся с другими помещениями гробницы лишь небольшим оконцем.

  8. Voodoonos Ответить

    Первую настоящую пирамиду построил в начале III тысячелетия до н. э. архитектор Имхотеп, министр основателя Третьей династии фараона Джосера. Эта пирамида не имела гладких стен, а была ступенчатой. Она представляла собой пять мастабов разного размера, поставленных друг на друга. Пирамида Джосера имела высоту 30 м, и, видимо, ее считали бы очень величественным сооружением, если бы ее славу не омрачили следующие.
    Пирамиды с гладкими стенами появились в Египте во время правления фараонов четвертой династии. Сначала их размеры были сравнительно невелики. Но впоследствии были построены три Великие пирамиды, принадлежавших фараонам Хеопсу, Хефрену и Микерину. Высота самой большой из них — пирамиды Хеопса — достигает почти 147 м.
    Пирамида Хефрена

    Скальные гробницы древнего египта

    Во времена Среднего царства обладатели Египта отказались от сооружения пирамид. В настоящее время для фараонов и номархов (правителей областей) строили скальные гробницы.
    Гробница Хнумхотепа II в Бени-Хасане
    Погребальные помещения выдалбливали в толще скалы. Снаружи было видно только вход, украшенный двумя приземистыми колоннами, которые носят название протодоричных. Иногда вход украшали монументальные барельефы. Зайдя внутрь, попадаешь в длинный узкий зал, разделенный протодоричными колоннами на три части. Такое помещение, разделенное опорами на параллельные галереии, которые носит в архитектуре название гипостильный зал. Стены зала покрывали разноцветными фресками разнообразного содержания. Здесь можно видеть не только величественные изображения покойника в окружении богов, но и удивительно живые, несмотря на определенную условность, жанровые сцены. Далее находились погребальные камеры, вход в которые был плотно закрыт большими обтесанными глыбами.
    Выдающимся памятником такого типа является некрополь в поселке Бени Хасан.
    Во времена Нового царства скальные захоронения не имели внешних украшений. Вход в гробницу был замаскирован, и чтобы попасть в камеру с телом фараона, нужно было долго бродить узкими каменными коридорами. Такие тайные захоронения делали потому, что боялись грабителей, ведь вместе с царем хоронили несметные сокровища, которые должны были украсить его существование в потустороннем мире. К таким тайным захоронениям принадлежала гробница фараона Тутанхамона, известная тем, что археологи нашли ее раньше, чем древние грабители.

  9. Maladal Ответить

    Древние египтяне полагали, что человека после смерти ждет загробная жизнь. Для того чтобы она была благополучной, следовало неукоснительно соблюдать ряд условий. Древние египтяне верили, что душа человека (ка) после смерти продолжает жить только в том случае, если тело (ба) останется в сохранности. Поэтому так важно было обязательно сохранить мумию. Для простых людей строят простые гробницы, для знати — мастабы, а для фараонов даже еще при их жизни — огромные пирамиды с маленькими труднодоступными камерами, куда помещался саркофаг с мумией и все, что нужно для «вечной» жизни.
    Для «ба» необходимо жилище — гробница. Она неприкосновенна: каждого, кто причинит ей вред, ждет проклятие умершего и кара богов. Чтобы умерший ни в чем не нуждался в загробной жизни, стены гробницы покрывались многочисленными рельефами и росписями. Их задача — заменить для «ка» то, что окружало человека на земле.
    Иногда сооружались вырубленные в скале гробницы с фасадом в виде рельефа на поверхности скалы, напоминающие своим внутренним убранством жилые помещения, в других случаях — мастабы и пирамиды, которые возводились в виде каменной гробницы над подземными глубиной до 30 м погребальными помещениями.
    Мастаба (по-арабски — скамья) имела, как правило, форму усеченной пирамиды. Мастабы, возводимые чаще всего недалеко от пирамид, располагались правильными рядами и были ориентированы, подобно самим пирамидам, по странам света, образуя «города мертвых».
    Первоначально пирамиды, возникали в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло около 2800 г. до н. э. одно из древнейших на свете монументальных сооружений из камня– ступенчатая пирамида Джосера в Саккара высотой 60 м. В плане это прямоугольник со сторонами 107 и 116 м. Позднее пирамиды имели в основании квадрат.
    Пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерина — жилища, предназначенные для посмертной жизни владык. К наиболее известным из нескольких десятков сохранившихся до настоящего времени пирамид, расположенных между Каиром и Фаюмом в полосе длиной около 60 км, относятся пирамиды, построенные в третьем тысячелетии до н. э. в Гизе.
    Самая большая (площадью 52900 кв. м) и наиболее старая из них пирамида Хеопса в 1,5 раза выше, чем, например, собор св. Вита в Праге. Она возведена из множества каменных блоков весом до 2,5 т. Всего для ее строительства потребовалось более 2,5 млн. куб. м камня. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно обработанными каменными плитами, которые в незначительном количестве сохранились на вершине пирамиды Хефрена. Гробницу Хеопса построил архитектор Хемиун в XXVII в. до н. э. близ Мемфиса, первой столицы Древнего Египта. Стремясь выразить идею исключительности фараона, незыблемости его власти, принадлежности к рангу богов, безусловных и абсолютных повелителей человека, Хемиун выбрал такое место для постройки, чтобы она была заметна отовсюду. Сто тысяч человек строили ее в течение 20 лет: выламывали каменные глыбы, обтесывали их, с помощью канатов тащили к месту строительства.

  10. $herik Ответить

    Для того, чтобы продлить жизнь после смерти, важно было позаботиться о строительстве специальной усыпальницы для тела: египтяне полагали, что бессмертной, но хрупкой душе удобнее всего вернуться в свое прежнее и отныне тоже вечное тело внутри мощной и защищенной от посторонних взглядов гробницы, которые видоизменялись в зависимости от времени, отчасти места и главным образом в зависимости от общественного положения умершего.
    Для времени Раннего и Древнего царств установлено высокое развитие культа умерших, но далеко не всех умерших – в основном царей и придворной знати (сначала в Тинисе, потом в Мемфисе), а иногда и местной знати (далеко от Мемфиса). Гробницами фараонов были египетские пирамиды. Воздвигались они исключительно для того, чтобы служить последним убежищем для усопшего фараона.

    Архитектура гробниц

    Египетские пирамиды (имеются в виду так называемые большие пирамиды в Гизе) в древности вполне заслуженно считаются одним из семи чудес света. Следует подчеркнуть, что «большие пирамиды» в Гизе – далеко не единственные пирамиды Египта, их намного больше.
    «Большие пирамиды» в Гизе – их три – построены фараонами IV династии. Самая большая пирамида – Хуфу (греч. Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греч. Хефрен), затем пирамида Менкаура (греч. Микерин).
    В каждой из «больших пирамид» есть ходы, ведущие снизу в камеру, где покоился саркофаг с мумией царя. Расположение этих ходов и погребальных камер различное. С архитектурной точки зрения пирамиды – это высшее проявление мастерства в каменотесном искусстве. Внутри «больших пирамид» в Гизе не обнаружено никаких надписей, скульптур и изображений. Во всех трех пирамидах были найдены пустые каменные саркофаги.
    В ряде других пирамид также были найдены саркофаги. Древнейшая из известных нам пирамид – так называемая ступенчатая пирамида основателя III династии Джосера (первая половина III тысячелетия до н.э.), самая поздняя – пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII в. до н.э.). Таким образом, царские гробницы в форме пирамид строились во времена Древнего и Среднего царств на территориях более или менее равнинного характера. Особо следует остановиться на пирамидах V и VI династий. Они замечательны тем, что на стенах их внутренних помещений начертаны заупокойные магические тексты, основной и единственной целью которых было обеспечение вечной, счастливой жизни фараону после его земной смерти. Это и есть так называемые «Тексты пирамид» (начертанные иероглифами, выкрашенными в зеленый цвет).
    Каждая пирамида обязательно имела свой храм, в котором специально предназначенные жрецы служили заупокойную службу по фараону, погребенному в пирамиде. У каждого пирамидного заупокойного комплекса было свое название.
    До сих пор не разрешен вопрос о так называемых царских кенотафах времени Древнего царства. Чем объяснить, что основатель IV династии фараон Снофру построил себе целых три пирамиды? Основываясь на некоторых данных, можно считать твердо установленным тот факт, что для ряда царей Древнего царства были возведены сооружения, на первый взгляд, ничем не отличающиеся от гробниц, но предназначавшиеся не для фактического захоронения, а лишь для выполнения неких ритуальных действий, то есть ложные гробницы – кенотафы. Н.М. Постовская объясняет это связью с праздником хеб-сед, т.е. с царским 30-летним юбилеем.

  11. Visar Ответить

    Усерхет (TT56 Userhat)

    Царский писец, надзиратель за поставками хлеба и «стадами Амона»
    XVIII династия, правление Аменхотепа II


    План гробницы Усерхета.
    Подробное описание см. на сайте osirisnet.net

    Гробница имеет привычную Т-образную форму с вестибюлем и святилищем,
    в конце которого размещалась поминальная статуя усопшего.

    Вестибюль


    Центральным элементом восточной стены является изображение ложной двери, имитирующее красный асуанский гранит. Над дверью – Усерхет с женой Мутнеферет сидят перед столами с приношениями, по бокам изображены сцены ритуала «отверзания уст» (слева – очищение, справа – использование традиционных инструментов).

    «Прекрасный праздник Долины» – ежегодный ритуал поминовения усопших.
    Усерхет сидит перед столом с подношениями, лицом на восток, его обнимает Мутнеферет.
    Перед ними две дочери, протягивающие вино и ожерелье-воротник, и сын со сложным букетом.

    Южная стена вестибюля, справа от входа.
    Росписи на первых двух третях стены посвящены заботам Усерхета, связанным с армией.
    Сцена разделена на две части дверьми – в правой находится обнесенный забором склад.
    Ближе к западной стене – Усерхет перед Аменхотепом II.

    В трех верхних регистрах левой части изображены рекруты с пустыми мешками в руках, ожидающие выдачи пищевого довольствия. Порядок обеспечивают должностные лица с палками.

    Снизу очень редкий сюжет – стрижка солдат.
    Обратите внимание на ноги фигуры слева: парикмахер опирается одной ногой на всю ступню, а другая едва касается земли кончиками пальцев. Вероятно, здесь изображен человек, конечности которого изувечены перенесенным полиомиелитом.

    Росписи западной стены заметно пострадали от позднейших переделок. В верхней части изображено поклонение Осирису. Слева снизу – фигуры, относящиеся к сцене южной стены, на которой Усерхет изображен перед сидящим на троне Аменхотепом II.

    Усерхет с женой перед горой подношений Осирису.
    В двух руках Усерхет держит жаровни, в голубоватом пламени которых изображены утки и хлеба.
    Слуга перед ним держит подставку, на которой, вероятно, горка ладана.

    Святилище


    Деталь росписи, изображающей похоронную процессию.
    На папирусной лодке установлен саркофаг, поддерживаемый фигурками Исиды и Нефтиды.
    Ниже пять человек тянут на салазках саркофаг с канопами.

    Сцены охоты ритуально изображали борьбу с силами хаоса, с которыми покойному придется столкнуться в потустороннем мире. Роспись, изображающая охоту на колеснице в пустыне выполнена мастерски: газели, зайцы, гиены – все фигуры изображены очень динамично (ср. с изображением в гробнице Рехмира). Сюжет, популярный еще в мастабах Древнего царства, исчезает из гробниц после правления Аменхотепа II.

    Сюжет охоты на болотных птиц и рыбной ловли гарпуном также традиционен. Обычно эти сцены обращены друг к другу и разделены водяной «горкой» (ср. с гробницами Нахта и Менны). Здесь же вода горизонтальна, и две сцены следуют друг за другом, разделяясь зарослями папируса. Сюжет охоты на болотах продержится в росписи гробниц до конца XVIII династии.

    Птичий кошмар: три птицы схвачены могучей рукой охотника (возможно они выступают в качестве приманки), правее – одна из уток падает, сраженная брошенным египетским «бумерангом», внизу справа какой-то мелкий хищник типа мангуста подбирается к птичьему гнезду, накренив стебель папируса (любимый сюжет еще с гробниц Древнего царства).

    В левой части, относящейся к сцене охоты на колеснице, привлекает внимание фигура лисы, ищущей спасения в ветвях кустарника. Демонические фигуры собакоподобных существ рядом с папирусными лодками были добавлены, вероятно, уже коптами.

    От парной статуи Усерхета с женой, располагавшейся в нише святилища,
    осталась лишь обезглавленная фигура Мутнеферет.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *