Что такое писец в древнем египте кратко?

3 ответов на вопрос “Что такое писец в древнем египте кратко?”

  1. merseyside2005 Ответить

    Школы чиновников назывались «домами учения писанию». Попасть туда было заветной мечтой представителей среднего класса. Научиться грамоте означало выбиться в люди. В «Наставлениях Дуау», египетского гражданина, устроившего своего сына Пиопи в придворную школу, говорится: «Нет ничего выше книг. Как в воде плавай в книгах — ты найдешь в них наставление: если писец находится при дворе, он не будет нищим. Я не знаю другой должности, которая могла бы дать повод к подобному изречению, потому внушаю тебе любить книги как родную мать и излагаю перед тобой все преимущества. Они выше всех других должностей: нет на земле ничего выше их».
    Советник фараона пятой династии Птахотеп завещал своему потомству следовать его жизненному примеру и наставлениям, обещая за это спокойную жизнь, блестящую карьеру, добрую славу и память, долголетие, которое для египтянина составляло 110 лет. Он писал:
    Если ты возвысился из ничтожества или разбогател после бедности, не превозносись и не насильничай, полагаясь на свои сокровища. Гни спину перед начальством, тогда твой дом будет в порядке, а твое жалование в исправности. Плохо тому, кто противится начальнику, но легко жить, когда он благоволит. Мудрец сыт тем, что он знает. Хорошая речь выше драгоценных камней. Будь внимателен к тому, что говоришь. Повторяй слово за словом, не пропуская, не заменяя одно слово другим».

    3. Добрые и злые чиновники

    Народ, ремесленники и земледельцы, страшился представителей закона даже самого низкого ранга. Их появление, как правило, возвещало о битье палками и о конфискации скромного имущества. Разумеется, моралисты советовали представителям власти проявлять умеренность и милосердие:
    Не ленись при сборе налогов, но и не будь слишком суров. Если найдешь в списке большую задолженность бедняка, раздели ее на три части. Уступи две, чтобы осталась только одна часть».
    Некоторые чиновники напоминают в надписях на стелах или статуях в храмах или в своих гробницах, что руководствовались не менее гуманными принципами. Везир Птахмес говорит:
    Я делал то, что хвалят люди и что угодно богам. Я давал хлеб голодному. Я кормил того, кто ничего не имел».
    Другой везир, Рехмира, заботливо управлял царскими владениями. Он наполнил храмы статуями и построил себе великолепную гробницу, но он также защищал слабого от сильного, покровительствовал вдове, у которой не было родни, а только дети.
    Подчиненным Бакенхонсу, верховного жреца Амона, тоже не приходилось жаловаться на своего господина, если верить его словам:
    Я был отцом для моих подчиненных, обучал их юношей, подавал руку несчастным, обеспечивал жизнь тех, кто впадал в нужду. Я не угрожал слугам, а был для них отцом… Я обеспечивал похороны тому, кто не имел наследника, давал гроб тому, кто не имел ничего. Я защищал сироту, который взывал ко мне, я отстаивал интересы вдовы. Я не прогонял сына с должности отца. Я не отнимал малых детей у матери… Я открывал свои уши перед всеми, кто говорил правду. Я удалил всех, отягощенных пороками».
    А вот история бывшего царского писца и хранителя амбаров Хаемхата. Он «сошел» в некрополь после того, как был оправдан на земле. Против него не было выдвинуто обвинения… Когда он явился в большой зал суда, находящиеся там боги нашли, что все его поступки не отклоняют стрелки весов. И сам Тот оправдал его на суде всех богов и богинь.
    Все эти рассказы весьма утешительны. Однако один властитель, хорошо знавший людей, предостерегает своего сына от судей:
    Знай, немилостивы они в тот час, когда они выполняют свои обязанности»
    («Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара»)

  2. igrekmsk Ответить

    Писцы Древнего Египта — сословие чиновников, обученных грамоте, владевших искусством иероглифического и иератического письма. Писцами были мужчины, они вели дела при дворе фараона, в армии и храмах. Писцы были заняты во всех отраслях хозяйственной и административной жизни Египта: под их надзором происходило возведение монументов; ими записывались указы фараона; истории, ходившие в устном виде среди низших классов египетского общества, рассказы чужеземцев. Они заведовали зданиями храма (с технической стороны) и управление его земельною собственностью. Этому соответствовали и их специальная подготовка: знание иероглифов и наружных украшений храма, ориентирование частей последнего, черчение, астрономия, геометрия, география Египта, описание Вселенной. Все эти обязательные знания были изложены в десяти книгах, принадлежавших к числу герметических.

    Мудрые писцы
    Не строили себе пирамид
    И надгробий из бронзы…
    Их пирамиды — книги,
    Их дитя — тростниковое перо.
    И память о том, что
    написано в книге, вечна.
    (Из учебника: Коровкин Ф. П. История древнего мира. — М., 1985, с. 57).
    Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку – инструмент для письма. Профессиональные писцы имели каллиграфический почерк и обладали обширными знаниями в самых различных областях.
    Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели. Должность писца не переходила по наследству, им мог стать выходец из социальных низов, овладевший грамотой и доказавший свою пригодность в аппарате государственного управления.
    В Египте не было такого благородного сословия, чтобы попасть в него не мог простой человек. Сын бедного крестьянина мог достигнуть высшего места, стать богатым землевладельцем, вельможей, владеть тысячами крепостных земледельцев — таких же, каким был его отец. Но, конечно, всего этого легче достигнуть сыну не крестьянина, а образованного человека.
    И, как правило, сыновья писцов изначально воспитывались с расчетом на то, что после нескольких лет обучения в школах займут место рядом с отцами. Египетские писцы сохраняли и переписывали древние тексты, работали в библиотеках и архивах, которые находились при храмах. С писцами связана деятельность так называемых «домов жизни», где составлялись тексты религиозного, магического содержания, сонники, медицинские, астрономические тексты, титулатура царей.
    Покровителем знаний и письма был бог луны и мудрости Тот. Писцам также покровительствовала богиня Сешат. В египетском искусстве сложилась устойчивая традиция в изображении писцов: он сидит на полу со скрещенными ногами и с развернутым на коленях папирусом. Инструментом для письма были тростниковые кисточки; использовали не только черную, но и другие краски. Красной краской писали начало новых глав или отдельных фраз. Краски делали из угля, сажи, красной охры, голубых и зеленых минералов, которые растирали и разводили водой.

    Школы писцов действовали при дворе фараона, при государственных учреждениях, при храмах. Обучение заключалось, главным образом, в чтении и переписывании текстов, в решении математических задач, учеников знакомили с географией и музыкой. Содержание переписываемых текстов было разнообразно, но чаще всего это «поучения», в которых доказывалось, как хорошо быть писцом. В школах практиковалась суровая дисциплина, от ученика требовалось отменное трудолюбие. Сохранился ряд пособий для изучения письма, в том числе справочники со списками имен и понятий. Профессия писца пользовалась большим почтением, египетские тексты сохранили имена многих писцов.
    В религиозных процессиях они занимали третье место, имея перья на голове, а в руке книгу, линейку, чернила и палочку для письма. Согласно Клименту Александрийскому писцы Древнего Египта — третий класс египетской жреческой касты.
    Едва ли какой народ больше уважал грамотность, чем египтяне, и вряд ли где-либо уменье читать и писать до такой степени меняло судьбу человека и его семьи, как в Египте. Грамотность из раба делала человека независимого и властного.

    В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».
    Путь к образованию в Египте был нелегкий – учили чрезвычайно сурово. Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Учитель имел над своими учениками неограниченную власть. Прилежание требовалось самое усердное. Учитель не выпускал из рук трости – нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвовали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:
    “Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно, иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя. Мне говорят, что ты забрасываешь ученье, ты предаешься удовольствиям, ты бродишь из улицы в улицу, где пахнет пивом. А пиво совращает душу. Ты похож на молельню без бога, на дом без хлеба. Тебя учат петь под флейту. Ты сидишь перед девушкой, и ты умащен благовониями. Твой венок из цветов висит у тебя на шее. Я свяжу твои ноги, если ты будешь бродить по улицам, и ты будешь избит гиппопотамовой плетью“.
    Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них детей с 5 лет. Вначале школьника учили читать и правильно и красиво писать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для освоения грамоты ученику необходимо было запомнить около 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоге он должен был овладеть деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.
    У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублениями для краски из сажи и охры, а также тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз.
    Писать по-египетски было, действительно, очень трудно. А потом необходимо было освоить несколько почерков, — аналог современного печатного и рукописного, — и все это требовалось писать от руки.
    Будущий писарь набивал руку несколько лет, затем учился слогу, как составлять разные бумаги и письма. Потом сдавались экзамены и школьник превращался в писаря.
    Но для успеха в жизни этого мало – надо получить место, надо чье-нибудь покровительство. И это все приобреталось почти с таким же трудом, как и постижение профессии писаря. Здесь необходимо уметь угодить, кому следует, и отец-египтянин давал сыну такие наставления:
    “Если будешь шествовать по стопам знатного, то и сам приобретешь богатство. Если сановник приедет туда, где ты служишь, не дерзай противоречить ему. Пусть каждое слово его будет для тебя законом. Почтительного писаря всегда отличат пред другими.
    Если он почтителен и деятелен, то скоро выдвинется вперед. Так поступали твои предки, и ты научи тому же самому своих детей”.
    Писаря так и действовали. Один из них, по имени Амтен, сам рассказал, как он из ничтожества стал великим человеком. Его историю, от его лица, написали потомки на его могиле в поучение всем благоразумным людям.
    Начал он очень скромно, состоял при писаре крикуном-счетчиком, — выкрикивал, сколько поселяне принесли хлеба, — а писарь записывал. От крикуна многое зависело: он мог и прижать земледельца и помочь ему.
    Начальство нашло, что Амтен действовал как следует, и его стали повышать. Он получил важную должность — надзирателя за льняным делом в имениях фараона. Это значило наблюдать за тканями на платье самому царю и его семье.
    Скоро Амтен получил право носить трость, т. е. просто палку. У египтян это — знак высшей власти, писарь с палкой — чиновник с большим чином, даже дворянин — недалеко от вельможи.
    И Амтену уже легко было достигнуть высших степеней, стать начальником над обширной областью, царь ему дарил одно поместье за другим, разумеется, — с крестьянами. Амтен успел пристроить ко двору царя своего единственного сына и умер среди почестей, восхваляемый, как замечательный человек. Так много значило звание писаря и умение нравиться начальникам!
    А один отец убеждал своего сына, чтобы тот непременно стал писарем. Отец подробно перечисляет все выгоды этого занятия сыну.
    Во-первых, писаря все уважают. Потом — писарь свободен от черной ручной работы. Кто работает руками, того никто не почитает. Самая работа его крайне неприятная, и сам рабочий похож на осла с ношей на спине.
    Писарь, напротив, белоручка. За него все делают слуги, а он только исполняет поручения начальства и сам является начальником.
    Из писарей выходили не только гражданские чиновники, но и жрецы, — особы еще более важные, чем простые писаря, и даже вельможи.
    Древнегреческие писатели употребляли для их обозначения слово гарпедонапт, что значит «натягивающий веревку». Название произошло, по всей видимости, от употребления размеренных веревок как при измерении земельных участков, так и при построении рационального прямоугольного треугольника со сторонами, пропорциональными числам 3, 4, 5.
    Из Древнеегипетских писцов известен, как составитель папируса Ринда, Агамезу, или Ахмес, живший при царе из второй династии гиксосов Ра-а-усе, другое имя которого было Апепа (Апофис у греков), между 2000 и 1700 годами до н. э.

  3. Sleet1019 Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Писцы в системе организации управления Древнего Египта

    Выполнила: Горбенко Марина
    Группа: Моб/б-12-0
    Преподаватель:
    Каменских Алексей Александрович
    писец профессия древний египет
    2012
    Одним из самых уважаемых названий в Древнем Египте было “Sesh” – “писец”. Слово более правильно переводится как “сделать” или “создать”, а не просто «написать» или «читать». Есть изображения писцов, начиная с уже Древнего царства.
    Древнее общество, как и наше, не могло обойтись без чиновников. Обществу требовался многочисленный класс «грамотеев», который мог вести и содержать в порядке документацию.
    На печатях времени II царского дома «писец» встречается в качестве должностного звания владельца печати (а это – символ власти). Высшие писцовые школы назывались «Дом жизни» (перанх), являясь местом средоточия ученых, жрецов, мудрецов. Тут составлялись «Анналы» фараонов и храмов, фиксировались научные открытия и изобретения (тайнопись и криптография), хранились и переписывались старинные папирусы. В Египте технические и научные знания входили в программу специального образования писца. Писец должен был научиться читать и писать без ошибок, их учили арифметике, геометрии, иностранным языкам, риторике, музыке. Затем он обязан был учить других подростков-учеников.
    Должность писца передавалась по наследству, но ее можно было и заслужить, проявив немалое трудолюбие и обнаружив способности в учебе. Часто хранители традиции брали к себе учеников, становившихся затем их помощниками, а потом и просто сменявших их в должности. Интересно, что этих учеников писцы также называли «сыновьями».
    Среди писцов были одаренные дети из незнатных семей. Образование для бедняка – единственная возможность проникнуть в привилегированные классы египетского общества. Такие социальные подвижки власть порой даже поощряла.
    Похоже, что тогда большой разницы между образованием и воспитанием не видели. С эпохи Древнего царства нет и специальных терминов, различающих оба эти понятия. Воспитание давалось с трудом, и даже обращение к Тоту не всегда помогало. Учителя прибегали к более веским аргументам – для научения уму-разуму не жалели палок. Слово «обучение» нередко было синонимом «человека с палкой» («рука с палкой»). Писец Аменемопе вдалбливает ученикам в голову одну доходчивую мысль: «Не проводи ни одного дня в безделье, иначе буду бить тебя. Уши юноши на спине его, и он внемлет, когда бьют его. Пусть внемлет сердце твое тому, что сказал я, – будет это полезно тебе. Обучают же обезьян танцам, объезжают лошадей, помещают коршуна в гнездо и за крылья ловят сокола».
    Большинство студентов начинали обучение в школе храма в возрасте до пяти лет, но их формальное образование переписчика начиналось, когда им было около девяти. Потом сдавались экзамены, и школьник превращался в писаря. После этого надо было получить место и чье-нибудь покровительство.
    Рабочими инструментами писца были папирус, доска – палетка с кисточками, чернильница, сосуд с водой и ступка.
    Должность писца высоко ценилась в Древнем Египте, о чем свидетельствует тот факт, что это была одна из немногих профессий, которые обозначались особой пиктограммой. Она изображала палетку – инструмент для письма.
    В Древнем Египте писцов ставили практически в один ряд с фараонами. Умение писать считалось божьим даром, а покровительствовал писцам великий Бог Тот.
    Можно предположить, что деятельность писцов была в определенной степени дифференцирована и писцы различались как по социальному статусу, так и по виду выполняемой деятельности.
    Писцы были важными чиновниками, руководившими административно-хозяйственной деятельностью на службе у фараона, у вельможи или при храме. У них было много обязанностей: проверять границы возделанных полей после разлива Нила, определять количество собранного зерна для подсчета налогов с землевладельцев, осуществлять контроль за скотом, вином и другими продуктами, которые поступали на склады фараона. Отчетность в Древнем Египте была на очень высоком уровне.
    Иногда писцам поручали написание контрактов, судебных документов и писем для частных лиц.
    Эта прослойка стала привилегированной группой. В одном из древних папирусов, сохранившихся до наших дней, запечатлены наставления молодому писцу: «Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги… и не будешь ты носить корзину… Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».
    Профессия писца считалась престижной, они были частью двора фараонов и освобождались от уплаты налогов и службы в армии. Вместе с ремесленниками и художниками писцы принимали активное участие в украшении иероглифами усыпальниц, домов, реликвий, статуй, мебели.
    Существовала даже отдельная богиня — Сешат, соответствующая профессии писцов.
    В начале Среднего царства (XXI–XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература, которая принадлежала классу писцов, работавших при архивах, канцеляриях и при дворе правящего фараона.
    Поэтому эта социальная прослойка играла огромную роль в египетском обществе и являлась главной общественной группой, сохранявшей и передававшей египетскую культуру. Следя за тем, чтобы все «винтики» и «колесики» социального механизма «крутились слаженно», всё учитывая, рассчитывая и контролируя, писцы одновременно занимались переписыванием, исправлением и сохранением магических, религиозных, протолитературных текстов.
    Из писарей выходили не только гражданские чиновники, но и жрецы, — особы еще более важные, чем простые писаря, и даже вельможи. Мы уже знаем, как египтяне чтили богов, и простой народ на каждом шагу видел божество или доброе, или страшное. А гнев божества зависел от молитв жрецов. Жрецы были богаче самих фараонов. Храмы — это целые города, почти государства, — с пашнями и ремесленниками, с полным хозяйством и всевозможной промышленностью. А если на престоле сидел царь послабее, — так жрецы становились настоящими правителями государства, — и в Египте даже бывало, что какой-нибудь главный жрец становился царем. И начало всему этому было все то же писарство.
    Позже из профессии писца развились такие сферы деятельности как журналистика, бухгалтерия, юриспруденция и ряд других профессий.
    Размещено на Allbest.ru

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *