Что такое искусство какое место оно занимает в культуре?

4 ответов на вопрос “Что такое искусство какое место оно занимает в культуре?”

  1. Darkfang Ответить

    Петя ходит в бассейн раз в 3 дня Вася- раз в 4 дня а Коля- раз в 5 дней.В понедельник они встретились в бассейне.Через сколько дней они встретятся снова ? Какой это будет день недели? (Бассейн работает все дни недели) Решение и Ответ
    Які нові риси будови з’являються в кісткових риб порівняно з хрящовими?
    РЕШИТЕ ЗАДАЧУ ПЖ.
    Масса луковицы 67,9г,масса огурца на 15,7 г больше массы луковицы и на 38,7 г меньше помидора.Найдите массу помидора.
    Помогите срочно. Если правельно, отмечу как лучший ответ
    Переведите с русского на казахский язык не копируйте на переводчик !
    На завтрак: ??аша
    Рецепт: готовим с вечера: промываем гречку, 1 стакан гречки заливаем 2-умя стаканами воды и оставляем на ночь , на утро подогреваем кашу,добавляем соль,мед по вкусу.
    На обед: бутерброды с чаем
    Рецепт: бутерброд на хлеб положить сыр и колбасу. ЧАЙ:Поставить на газ чайник и ждать закипания,в кружку положить заварку и залить кипятком.
    Ужин: Салат
    Рецепт; Нарезать помидоры огурцы лук положить это все в тарелку и добавить соль с оливковым маслом
    Решите задачу пожалуйста: веревку длиной 256 метров разрезали на две части, одна из которых в 7 раз длиннее второй. На сколько метров одна часть веревки длинне второй?
    1)Видеопамять делится на 4 страницы разрешающая способность дисплея 640×200.
    Каков о??ъём видеопамяти если битовая глубина – 16 бит.
    2)Объём видеопамяти составляет 125 кбит. Графический дисплей работает в режиме 640×200 пикселей. Какое максимальное количество цветов может содержать палитра.
    Выполнить действия;1) (2,6+3,7).5 = 2)(18,07+6,03).8= 3)3(24,95+17,8).9= 4)(48,316-19,83).20= 5)15,07-8,9)30= 6)(2-0,7).50=
    Установи последовательность событий поставь цифры по порядку Расположите события на ленте времени укажи века когда они произошли
    F(x)=(x^2+1)-2(x^2+1)+1

  2. Ironfont Ответить

    ?
    Вопросы и задания.
    1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию – широкому или узкому – они относятся?

    Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
    Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.
    Альбом с картинами Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянский художник, 1571 – 1610) и его последователей. Данный альбом будет относится к искусству в узком смысле, т. к. в нем содержатся произведения изобразительного искусства. Но его можно отнести и к искусству в широком смысле, т. к. данный альбом относится к живописи.
    2. * Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?
    Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура – это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве – эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.
    Различие заключается в следующем. Искусство – всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий для художественной культуры – это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
    Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им (мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.).
    Таким образом, понятие художественная культура более широкое, чем искусство. Последнее включает только профессиональную деятельность и подготовленных людей в данной области. Искусство – это только или преимущественно элитарная культура, художественная культура включает народную и элитарную культуру.
    3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?
    Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.
    Понятие художественное творчество более широкое. Оно включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художественное творчество – это синоним понятия «художественная культура».
    Их различие состоит в том, что изобразительное искусство это вид художественного творчества.
    Художественная самодеятельность — одна из форм народного творчества. Включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей — любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры).
    4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка, театр?
    Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п., включая продукт и процесс этой деятельности: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
    Литература, музыка, театр – это элементы художественной культура.
    5. Опишите основные субъекты художественной культуры.
    Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:
    • Создает новые произведения и идеи;
    • Распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;
    • Финансирует новые произведения и идеи;
    • Знакомит с новыми произведениями и идеями;
    • Обучает новым произведениям и идеям;
    • Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;
    • Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;
    • Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;
    • Осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;
    • Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;
    • Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.
    6. * Какую роль в культуре играют Красота, Добро, Истина?
    Истина, Красота, Добро – это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы – научную теорию, педагогический прием или религиозное учение – они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в сфере образования – то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.
    7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств?
    Да, живопись, скульптуру и архитектуру можно отнести к изящным искусствам, потому что они соответствуют критериям Истина, Добро, Красота.
    Литература, театр, танец – примеры изящных искусств.
    ?Проблема. Подумайте над проблемой – существуют ли общие критерии красоты?
    Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
    Общих критериев красоты не существует. В разные периоды времени красота понималась по-разному: «В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). Даже в рамках одной эпохи представления о красоте отличались у разных людей. Критерии красоты более или менее общими были характерны для отдельных обществ.
    Например, в Древней Греции был культ спортивного телосложения, у индейцев майя красивым считалось тело, расписанное татуировками. В Древнем Китае ценилась хрупкость и миниатюрность женщины. В возрасте пяти лет ножки девочки туго перебинтовывали, и они прекращали свой рост. По канонам красоты женщины белили лица, наращивали ресницы, вместо сбритых бровей рисовали тоненькие черточки. В Древнем Египте в женщинах ценилась грациозность. Женщина должна была быть стройной. Красивой считалась обладательница узких бедер, небольшой груди. Из всех цветов Египтяне предпочитали изумрудный. Самой прекрасной считалась девушка с зеленым цветом глаз. Стрелки на глазах подводились зеленой краской. Точно та же и сегодня красота в Африканских странах, Индии, Японии, США будут отличаться.
    Не следует забывать и о красоте души. Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна.
    Можно услышать о красоте музыки, красоте здания, красоте города, красоте парка, красоте картины, красоте вазы. На Востоке в XI веке при дворе некоторых правителей было популярным воспевать красоту обычных вещей в стихах. Это могли быть и столовые приборы, и оружие, обувь, одежда, да все что угодно.
    Однако, понятие красоты у разных людей будет зависеть от их предпочтений, сформировавшихся у них в процессе социализации. Что красиво для одного, может быть безобразно для другого.
    Практикум. Объясните, почему к искусству можно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.
    Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз – «искусство для искусства». В любом сообществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шенберга, трудна для понимания (например, в отличие от граффити) неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

  3. IceBaby Ответить

    Вар. 1:
    Искусство обладает множеством пониманий и определений. Это своего рода особый вид духовного отражения и понимания действительности.Искусство можно понимать как высокое достижение степени определенных умений в различных сферах, так и можно трактовать как художественное творчество в целом.Но скорее под искусством можно понимать широту и многообразие души человеческой(ее многогранность). Это просто богатый мир , наполненный прекрасными образами , фантазиями и желаниями понять смысл происходящего в жизни.Но искусство это элемент культуры.Другими словами искусство это часть культуры при чем оно является одной из самых демократичных частей культуры, потому что не признает разделения между людьми.
    Вар. 2:
    Культура — сфера духовной жизни людей. Она включает в себя то, что создаёт человек ( произведения искусства, изобретения, какие- то нормы и правила и т.д.). Кроме того к культуре относятся возможности, способности человека (интеллект, знания, уровень нравственного и эстетического развития и т.д.).
    Искусство -это прежде всего художественное творчество: литература, все виды изобразительного искусства, театр и т.д. Кроме того есть просто понятие — изобразительное искусство и также искусством называют ту степень мастерства, когда человек достиг очень высоких результатов.
    Искусство в культуре занимает первостепенную роль, во- первых, потому, что без наличия высокого искусства человек вряд ли создаст шедевры мировой культуры; во вторых культура без произведений искусства обеднеет; уровень культуры определяется вкладом тех людей, которые обладают высокой степень мастерства, достигают наивысших результатов (т.е. искусства) в своей профессиональной деятельности.
    ?

  4. Хитман Ответить

    Искусство в системе культуры
    «Искусство
    – форма культуры, связанная со способностью
    субъекта к эстетическому освоению
    жизненного мира, его воспроизведению
    в образно-символическом ключе при опоре
    на ресурсы творческого воображения» .
    Но можно
    ли сказать, что этого определения
    достаточно, чтобы представить все
    многообразие смыслов, содержащихся в
    искусстве, чтобы уловить неповторимую
    специфику этого явления… Безусловно,
    ответ будет отрицательным. Никакое
    определение не сможет всех удовлетворить,
    в принципе, так как каждый человек имеет
    собственное представление об искусстве,
    его ценности и назначении. Любая попытка
    рассказать о том, что есть искусство,
    будет выражением предельно субъективной
    точки зрения. И в этом одно из самых
    существенных отличий искусства от
    других феноменов культуры. Искусство,
    несмотря на кажущуюся неопределенность
    и субъективность восприятия, однажды
    вошло в жизнь человека и уже не покидает
    его. Из века в век, несмотря на возрастающий
    прагматизм человека, все еще волнует
    бескорыстная красота живописи или
    музыки.
    Сегодня
    невозможно однозначно ответить на
    вопрос, для чего человеку нужно искусство.
    Одни утверждают, что искусство существует
    для украшения жизни – эти люди упорно
    стремятся к открытию Красоты как вечного
    закона бытия. Действительно, Красота
    волновала человека: он пытался уловить
    ее в природе, в окружающих людях, выявить
    какие-либо критерии, а затем зафиксировать
    ее. В истории искусства можно найти
    миллиарды «свидетелей» (картин, скульптур,
    миниатюр, стихотворений, песен) таких
    встреч с Красотой. Другие считают, что
    искусство должно воспитывать человека
    – они ищут в произведениях Добро, Пользу,
    Справедливость. А третьи убеждены, что
    искусство является способом познания
    мира, поэтому их цель в искусстве –
    открытие и фиксация Истины. Так получается,
    что искусство способно удовлетворить
    весьма разнообразные интересы.
    В чем же
    отличие искусства от других феноменов
    культуры, которые также предоставляют
    человеку возможность реализовать свои
    потребности? Ответ на этот вопрос следует
    искать в неразрывной связи искусства
    с реальностью. Жизнь человека полна
    изменчивости: человек оказывается
    втянутым в это вечное изменение внешней
    действительности и внутреннего мира.
    Человек может искать способы приспособления
    или преодоления этой изменчивости:
    накапливая и применяя знания, он
    выстраивает вокруг себя мир культуры,
    защищающий его от непредсказуемости
    природы. Так деятельность человека
    превращается в борьбу за выживание. Но
    человек открыл для себя иной способ
    существования – не приспосабливаться
    и бороться с окружающей реальностью,
    но играть с ней. Умение играть, присущее
    даже животным, человек начинает
    использовать не только как способ
    научения чему-то или передачи знания и
    т.д., но как универсальный способ
    сосуществования человека с миром и
    другими людьми.
    Искусство
    является универсальной формой
    мировосприятия, которая присуща только
    человеку. Поэтому, можно сказать, что
    искусство является уникальным способом
    выражения именно человеческого бытия.
    В чем специфика такого способа реализации
    человека мы и попытаемся выяснить.
    Критерии
    определения искусства различны: они
    зависят от специфики культуры, в рамках
    которой творит художник, от места и
    времени создания и восприятия произведения.
    В самом
    широком смысле понятие «искусство»
    употребляется в двух значениях:
    1. Искусство
    – это искусность, мастерство, умение,
    ловкость, высокая оценка способности
    выполнять какую-либо работу. Часто так
    оценивают человека, который не просто
    профессионально выполняет свою работу,
    но делает это красиво, легко или как-то
    особенно вдохновенно. Поэтому и дворник,
    разметающий листья, может сам себя
    чувствовать или восприниматься другими
    как поэт.
    2. Искусство
    – это творческая деятельность,
    направленная на создание художественных
    произведений, эстетически выразительных
    форм.
    Если
    соединить эти два значения, то получится
    следующее определение:
    Искусство
    – это художественная деятельность,
    основанная на мастерстве и умении.
    Традиция
    понимания искусства как мастерства и
    умения сложилась уже в Античности, когда
    были сформулированы такие фундаментальные
    понятия как Poesis, Mimesis, Techne.
    Первое
    понятие, Poesis, означает акт творческого
    действия, основанный на вдохновении.
    Важнейшим условием создания или
    восприятия произведения искусства
    является особое состояние. Не случайно
    в мировой художественной культуре так
    распространен сюжет посещения поэта
    или художника Музой, символическим
    образом вдохновения:
    Прилежно
    я внимал урокам девы тайной;
    И, радуя
    меня наградою случайной,
    Откинув
    локоны от милого чела,
    Сама из
    рук моих свирель она брала:
    Тростник
    был оживлен божественным дыханьем
    И сердце
    наполнял святым очарованьем.
    А. С. Пушкин
    «Муза» Таким образом, состояние
    вдохновения, переживаемое как появление
    «из ниоткуда» чего-то нового, характеризуется
    особой открытостью по отношению к миру
    и готовностью к творческому диалогу,
    как с реальностью, так и со своим ощущением
    этой реальности.
    Диалогичность
    искусства нашла выражение и во втором
    понятии. Mimesis означает «подражание
    природе». По мнению древних греков,
    человек не может придумать ничего, чего
    не было бы в природе, поэтому в искусстве
    он только и может подражать ей.
    Третье
    понятие, Techne – это ремесло, наука,
    ловкость, сделанность, завершенность.
    Идея находит выраженность, воплощенность,
    только когда мастер воплотил ее в
    материале, приложил к созданию произведения
    искусства физические усилия.
    Таким
    образом, искусство воспринимается как
    постоянный возврат к природе, диалог с
    миром, в котором живет художник:
    Позднее
    под искусством стали понимать творческую
    деятельность, направленную на постижение
    и преобразование окружающего мира по
    законам красоты. Вот слова «по законам
    красоты», казалось бы, и отличает
    искусство от других видов творчества:
    например, в науке творчество происходит
    по законам логики и разума. Но в различных
    культурных традициях понятие красоты
    определяется по-разному: то что казалось
    красивым человеку 17 века, современному
    человеку кажется уродливым. К тому же
    все чаще художники намеренно обращаются
    не к чему-то «прекрасному», но выражают
    свое отношение к миру через «безобразное».
    Поэтому, если воспринимать искусство
    как средство фиксации именно красоты,
    искусство лишается какого-либо смысла.
    Невозможно
    также определить искусство только как
    выражение индивидуально-личностного
    отношения художника. Ведь были эпохи,
    когда художник был выразителем не
    личного, но общественного миропонимания:
    достаточно вспомнить прекрасные,
    построенные по определенным канонам
    средневековые храмы, иконы, которые
    писались и пишутся до сих пор по
    иконографическим канонам, или типичные
    древнеегипетские «портреты» фараонов.
    Такое искусство – это в первую очередь
    искусство традиции, а во вторую очередь,
    искусство индивидуальной творческой
    инициативы. Все методы и приемы
    древнерусского или древнеегипетского
    искусства призваны выражать вечность
    и неизменность происходящего и
    изображаемого. Это были эпохи великих
    канонов! Эпохи, которые не донесли до
    нас практически ни одного имени художника
    или архитектора. Архитектор, размещающий
    свое имя где-нибудь на крыше собора,
    рисковал оказаться на инквизиционном
    костре. Времена изменились, сегодня за
    подпись никто не отправит художника на
    костер. Однако и сегодня сохраняется
    эта традиция: мы не сможем узнать на
    имя, ни время создания иконы, вышедшей
    из иконописной мастерской Новотихвинского
    монастыря в Екатеринбурге или любого
    другого монастыря России – ведь икону
    создает не человек, но Бог руками
    человеческими. Каноны, пропущенные
    через индивидуальное осмысление, не
    сдерживают, но направляют художника по
    пути выражения всеобщего идеала или
    вечного знания, представления о мире и
    человеке.
    Вследствие
    эффективности такого способа трансляции
    идей как искусство в разное время
    кто-нибудь да стремился поставить
    искусство на службу себе, использовать
    его. Очень долго искусство доказывало
    свое право на самостоятельность от
    политики, морали, литературы и так далее.
    Однако полностью подчинить искусство
    себе не могла ни одно из перечисленных
    явлений культуры: сама природа искусства
    не позволяет использовать его язык для
    передачи уже готовых философских,
    религиозных или политических идей. Эти
    идеи все равно, так или иначе, преобразуются
    в сфере искусства, проходят интерпретацию,
    эмоционально окрашиваются в зависимости
    от художника.
    Итак,
    единственным всеобщим критерием,
    определяющим специфику искусство как
    формы культуры, является то, что любая
    идея вне зависимости от своего содержания
    выражается через художественный образ
    и посредством художественных средств.
    Именно за счет этого искусство оказывается
    специфической деятельностью, отличной
    от других форм культурной деятельности.
    Искусство,
    кем и где бы оно ни создавалось или
    воспринималось, создает особое
    пространство. Действительно, одной из
    самых распространенных версий появления
    и существования искусства является
    версия искусства как украшения жизни:
    серая обыденная реальность меняется
    как только мы слышим любимую песню, а
    не менее серый бетонный забор радует
    глаз, когда вместо мата на нем появляется
    настоящая живопись граффити. Книга
    Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в
    стране чудес» является своеобразным
    подтверждением этой версии: в чудесный
    мир, где предметы меняют свои обычные
    размеры и функции, героиня попадает
    через кроличью нору, преодолев какую-то
    границу, разделяющую две реальности.
    Художественное
    пространство пронизано различными
    границами: это может быть театральная
    рампа, рама картины, телевизионный
    экран, первая страница книги и так далее
    – все это разные варианты границы
    вымышленного и реального мира. Поэтому
    можно говорить о наличии нескольких
    значений понятия «отграничения» места,
    в котором существует искусство. Рассмотрим
    эти границы на примере театра как особого
    пространства, в котором переплетается
    максимально возможное количество
    границ.
    Первое –
    «отграничение» реальное: театр как
    здание, как совокупность сценографических
    объектов, служебных помещений и зала,
    является местом, имеющим реальные
    границы, отделяющие это место от других.
    Второе –
    «отграничение» культурное: человек
    приходит в театр, воспринимая его как
    культурное учреждение, в котором
    действуют определенные законы, стереотипы
    поведения, традиции. Все эти нормы и
    стереотипы поведения призваны защитить
    художественную реальность от реальности
    «невоспитанного» зрительного зала, от
    зрителя, разговаривающего по телефону,
    шуршащего фантиками от конфет,
    комментирующего происходящее и так
    далее. Театр в данном случае выступает
    как особое замкнутое культурное
    пространство с действующей в нем системой
    правил поведения. В процессе воспитания
    человек научается корректировать свое
    поведение в зависимости от того, где он
    находится на рок концерте или эстрадном
    шоу, в цирке или в театре.
    Третье –
    «отграничение» художественное: театр
    как место, в котором «зарождается жизнь»
    в виде спектакля, на время спектакля
    оказывается «отграниченным от остального
    мира» за счет переживания зрителями и
    актерами художественных образов в
    художественном пространстве. Таким
    образом, отграничение в театре позволяет
    ему функционировать одновременно и как
    реальное архитектурное пространство,
    и как иерархически выстроенное
    пространство культуры, и как художественное
    пространство – а в целом как пространство,
    структурирующее человеческое бытие в
    культуре.
    Все
    существующие границы, которые преодолевает
    человек до встречи с произведением
    искусства (будь то спектакль, картина,
    архитектурное сооружение или книга),
    призваны не только выделить художественную
    практику человека как отдельную от его
    повседневной деятельности, но и
    подготовить его к этому особому виду
    деятельности. Но если прийти в театр и
    соблюдать все правила нахождения в нем
    не так уж и трудно для человека с
    достаточным опытом посещения театра,
    то проникновение в «реальность»
    спектакля, да и вообще любого произведения
    искусства – самое сложное для человека
    вне зависимости от его возраста или
    опытности. Зачастую многолетний опыт
    может даже мешать, когда человек не
    способен непосредственно, как ребенок,
    воспринимать то или иное произведение
    искусства, что влияет на объем получаемого
    удовольствия.
    Способность
    преодолеть эту границу между своим
    восприятием мира и восприятием художника
    напрямую связана с подвижностью
    внутреннего мира человека, с его
    способностью реагировать на внешние
    воздействия и меняться. Меняться не
    только по отношению к какому-либо
    произведению, автору или стилю, но и по
    отношению к культуре в целом. Поэтому
    «отграничение» тесно связано с процессом
    преодоления границ: человек, попадая в
    пространство существования искусства,
    вносит изменения в свои повседневные
    духовные и физические практики, что
    совершенно необходимо для освоения
    новых областей и уровней культуры, а,
    следовательно, для совершенствования
    личности.
    Однако,
    граница, разделяющая вымышленный и
    реальный мир, не может преодолеваться
    полностью, иначе это приводит к нарушению
    художественного пространства и
    исчезновению искусства. Очень важно
    для потребителя продукта художественной
    культуры понимать, что этот продукт –
    не реальность, а лишь авторское видение
    реальности. Зритель, не умеющий работать
    с этой границей, может принимать игру
    за реальность и неадекватно реагировать
    на искусство: например, кинуть чем-нибудь
    в актера, играющего отрицательного
    персонажа или плеснуть в картину
    кислотой.
    Способность
    грамотной работы со всеми типами
    описанных границ является показателем
    уровня художественной культуры личности,
    ее способности вступать в художественный
    диалог. А это очень важный аспект данной
    темы, так как искусство коммуникативно
    по своей природе; созданные произведения
    всегда адресованы человеку, зрителю. И
    хотя художник могут намеренно встать
    в позу «мне публика не нужна, я творю
    для себя» надежда на то, что их произведения
    увидят свет, есть всегда. Поэтому такая
    поза – ни что иное, как лукавство.
    Произведение искусства, которое не
    видит человек – мертвое.
    Восприятие
    произведения искусства – это всегда
    диалог, а не коммуникация. Если в процессе
    коммуникации информация движется
    однонаправлено от автора к зрителю, а
    в диалоге обе стороны участвуют в обмене
    идеями.
    Художественный
    диалог – отношения, возникающие между
    участниками в процессе художественного
    сотворчества и художественного
    восприятия, своеобразный диалог, в
    котором передается художественная
    информация. При этом произведение
    искусства становится посредником между
    автором и зрителем, одновременно
    являющимся соавтором.
    Художественное
    общение может быть «непосредственным»:
    когда автор и зритель «общаются»
    напрямую, а время создания и восприятия
    произведения совпадают. Например, театр
    является искусством, которое творится
    только на глазах зрителя, которое
    ежесекундно зависит от настроения
    актеров и сиюминутной реакции зрителей,
    что и обеспечивает «непосредственность»
    художественного общения. Между актером
    и зрителем может быть только рампа и
    несколько рядов впереди сидящих людей;
    а в условиях театра на малой сцене рампа
    уничтожается, и зритель получает
    возможность максимально приблизиться
    к художественной реальности спектакля
    и даже оказаться внутри нее. Время
    создания и восприятия произведения
    объединены также в цирке, на концерте,
    на различного рода перформансах, когда
    зрители непосредственно присутствуют
    в момент рождения чего-то нового и могут
    повлиять на процесс.
    Но также
    художественное общение может быть более
    опосредованно: автора и зрителя разделяет
    время и пространство. Например, как бы
    нам, живущим в XXI веке, ни хотелось
    пообщаться с великим безумцем Винсентом
    Ван Гогом – это невозможно!
    Как можно
    заметить, художественное общение
    определяется не только временем и
    пространством, но и спецификой различных
    видов искусства, каждый из которых
    подразумевает свой язык, свой способ
    организации диалога и пространства.
    В рамках
    таких видов искусства как архитектура,
    скульптура, кинематограф, живопись
    художественный образ жестко фиксируется
    в материале. И здесь можно наблюдать
    как плюсы, так и минусы такой привязанности
    к материалу. С одной стороны, чем более
    произведение искусства зависит от
    материала, тем менее оно изменяется.
    Невозможно предложить режиссеру Андрею
    Тарковскому изменить что-то в его фильме,
    поспорить с ним не только потому, что
    этого режиссера уже нет в живых, но и
    потому, что фильм уже был смонтирован
    и озвучен. Также мы не можем потребовать
    изменить пропорции фигуры Венеры
    Милосской «в связи с изменившимися
    эталонами красоты женского тела» – это
    было бы абсурдно. Но с другой стороны,
    разрушение материала приводит к гибели
    и самого художественного образа. Сколько
    мировая культура насчитывает невозвратных
    потерь: картин, погибших в военных
    конфликтах и от рук психически ненормальных
    людей, разрушенных храмов, уничтоженных
    скульптур. В этом смысле фраза «Рукописи
    не горят!» становится очень условной.
    Есть
    произведения искусства, у которых
    привязанность к конкретному материалу
    практически сведена до минимума, они
    могут меняться в зависимости от зрителя.
    Но и они оказываются беззащитными перед
    временем. Так, например, вложить новый
    смысл в пьесу «Гамлета» Шекспира
    возможно: и, как правило, каждый режиссер,
    когда-либо бравшийся за постановку этой
    пьесы, выражал современные и актуальные
    для него, его времени и страны идеи. Он
    мог переодевать Гамлета в джинсы,
    заставлять его играть на саксофоне, но
    при этом ни одна строчка шекспировского
    текста им не менялась. Как пьеса «Гамлет»
    может существовать в виде письменного
    или устного текста, который может быть
    воплощенным в спектакле или фильме.
    Одним из
    самых «нематериальных» видов искусств
    является музыка. Звук – прозвучал, и
    его уже нет! Поэтому музыка, не переложенная
    на ноты, может и не сохраняться во
    времени. Но у музыки есть и преимущества
    по сравнению с той же скульптурой. Так
    скульптор в материале «раз и навсегда»
    фиксирует собственную трактовку образа.
    Зритель, созерцающий эту скульптуру,
    сталкивается с готовым зримым образом
    и его фантазия оказывается подчиненной
    видению скульптора. В одном и том же
    музыкальном произведении два слушателя
    могут услышать совершенно разные идеи
    или настроения, их фантазия ограничивается
    только их же личностью. Поэтому абстрактная
    музыка зачастую более трогает человека,
    чем готовый зримый скульптурный образ.
    Можно привести и такой пример: человек
    отправляется в кинотеатр на экранизацию
    прочитанной недавно книги и понимает,
    что он совершенно все не так представлял.
    Дело в том, что чем больше произведение
    искусства дает возможность додумать
    зрителю, тем большее удовольствие
    зритель получит.
    Однако
    вернемся к рассмотрению специфики
    художественного диалога. Схематично
    его можно представить следующим образом:
    Художественный
    образ, запечатленный в произведении,
    является как бы авторским высказыванием,
    предназначенным для зрителя. Поэтому
    проблема понимания языка является одной
    из самых важных. В межличностном общении
    зачастую возникает проблема непонимания
    Другого: хотя люди находятся рядом и
    имеют благоприятные условия для того,
    чтобы понять друг друга понимание все
    таки может и не возникнуть. В условиях
    художественного диалога Зритель может
    попробовать понять Автора только через
    оставленное им произведение, поэтому
    путь к пониманию усложняется. Человек,
    обладающий небольшим опытом общения с
    искусством, при столкновении с каким-то
    новым художественным языком начинает
    воспринимать произведение как своего
    противника. Неприятие чего-то неизвестного
    – естественная психологическая реакция.
    «Защищаясь» человек начинает «бороться»
    с произведением, занимая позицию
    «непонимания и нежелания понять». Кроме
    фактора неопытности зрителя есть еще
    и фактор привыкания к определенному
    художественному языку. Так, например,
    в 60-70-е гг. XIX века появляются художники,
    которых уже не устраивает реалистический
    язык, они вырабатывают свою манеру и
    получают название «импрессионисты» –
    К. Моне, П. Ренуар, П. Синьяк, Э. Дега и
    другие. Однако, публика еще не привыкла
    к их живописи, критика обрушивается на
    их выставки. Пройдет несколько лет, и
    импрессионисты будут успешно продавать
    свои работы, а место «отверженных»
    займут новые художники: В. Ван Гог, Ж.
    Сёра, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек и другие.
    Итак,
    индивидуальное авторское видение может
    не совпадать с нашим видением мира, тем
    привлекательнее для нас искусство. В
    свою очередь художественная культура
    как раз и помогает человеку научится
    понимать различные языки искусства.
    Накапливая опыт общения с искусством,
    человек постепенно овладевает языком
    цвета, линий, музыки, жестов и так далее,
    что помогает ему глубже воспринимать
    новые произведения искусства. Поэтому
    можно научится музыкальному языку и
    языку абстрактной живописи, можно
    научиться процессу восприятия любого
    авторского языка. Овладевая художественными
    языками, человек выходит на путь
    взаимопонимания, а не отгораживания от
    других людей, а, следовательно, его бытие
    в культуре становится разнообразнее,
    а самореализация многограннее.
    В рамках
    художественной культуры человек
    овладевает различными приемами
    художественного общения. И одновременно
    у него формируются:
    1. Потребность
    в художественном общении, своеобразная
    привычка, которая формирует мотив
    общения. Мотивом может быть желание
    пережить какие-либо эмоции: в результате
    реализации этого желания у человека
    появляются «привязанности», предпочтения
    в искусстве, человек собирает в домашнюю
    видеотеку любимые фильмы или коллекционирует
    музыкальные записи любимой группы и
    отправляется на каждый новый концерт
    этой группы. Мотивом может быть не только
    желание получить что-то (эмоции, новые
    идеи), но и желание выразить себя, создав
    какой-либо художественный объект с
    воплощенным в нем идеи или чувства, и
    таким образом зафиксировать себя в
    культуре. Оба описанных мотива являются
    актуализирующими творческий потенциал,
    заложенный в каждой личности;
    2. Установку
    на общение, которая складывается до
    начала художественного контакта. В
    процессе художественного диалога
    установка может сыграть положительную
    роль, настроив зрителя на определенный
    художественный язык и способ общения,
    но может и помешать. Достаточно представить
    такую условную ситуацию: пожилая
    любительница классической музыки
    отправляется на концерт, в программе
    которого обещано исполнение сочинений
    Вагнера. Но случайно она попадает на
    концерт группы «Неприкасаемые». Возможно,
    если бы она была подготовлена к такому
    изменению, то смогла бы воспринять и
    эту музыку, но из-за определенной
    установки на Вагнера наша героиня,
    скорее всего, будет шокирована;
    3.
    Коммуникативные навыки, которые
    основываются на овладении языками
    искусства: умении использовать язык в
    зависимости от жанра и вида искусства
    + понимание авторской мотивировки;
    4. Гибкость
    сознания и художественная память;
    5. Формирование
    ценностно-смыслового отношения к
    произведению искусства;
    6. Способность
    установить общность своего духовного
    мира и мира автора.
    Таким
    образом, чем выше уровень художественной
    культуры, тем более личность оказывается
    способной к творческой и сотворческой
    деятельности, тем более становится
    открытой для диалогического контакта
    с миром другого человека, выраженного
    в художественном произведении, и тем
    более разнообразной становится жизнь
    человека. На основе вышеизложенного
    необходимо определить функции искусства
    в жизни человека и процессе существования
    культуры в целом.
    Искусство
    на протяжении всей истории мировой
    культуры является специфической системой
    накопления
    и передачи
    опыта в особой языковой системе,
    использующей в качестве инструментов
    цвет, ритм,
    формы,
    объемы, звуки и т.д. Информация хранится
    в образах, знаках, символах, в текстах
    и вещах
    и т.д.
    Существуют институты, занимающиеся
    накоплением и сохранением культурной
    информации:
    музей,
    галерея, театр. То есть художественная
    культура – естественная память общества
    человека,
    коллективная
    память и индивидуальные впечатления.
    Во-первых,
    за счет приобщения человека к этой
    памяти реализуется и воспитательная
    функция. Воспитание в искусстве происходит
    опосредованно, так как воспитание –
    это не цель искусства, оно менее важно,
    чем процесс. Художественное воспитание
    и образование являются подсистемами
    художественной культуры.
    Во-вторых,
    функция накопления и передачи опыта,
    включает в себя и объединяющую функцию,
    которая подразумевает интеграцию
    общества посредством искусства.
    И, в-третьих,
    кроме накопления и передачи опыта
    искусство выполняет и его обновление.
    Это связано с тем, что искусство всегда
    имеет авторскую природу (даже если автор
    намеренно выступает как анонимное
    лицо). Каждый раз художник открывает
    мир заново, постоянно обновляя
    действительность. Новаторство и новизна
    выступают здесь как особый способ
    самоутверждения. За счет использования
    средств искусства предлагаемая художником
    модель реальности оказывается
    представленной в ярких, эмоциональных
    образах, что достаточно сильно воздействует
    на зрителя. Поэтому производитель всегда
    несет ответственность за то, что он
    создал, какие идеи выразил, и как его
    создание повлияло на людей.
    Специфика
    искусства как способа трансляции
    информации заключается в том, что
    искусство
    диалогично.
    Поэтому диалогическая функция является
    одной из центральных. Если рассматривать
    искусство
    как средство
    общения, то можно сказать, что в нем
    закрепляется связь между человеком и
    культурой;
    благодаря
    искусству человек может не только
    вступать в диалог со своими современниками,
    но и переноситься
    в другие
    эпохи и страны, общаться с другими
    поколениями, людьми (даже вымышленными).
    Однако
    диалогическая функция напрямую связана
    с функцией обновления культуры. Искусство
    – есть диалог автора и зрителя как
    соавторов, в результате которого
    появляется нечто новое (эмоция, ценность,
    идея, объект). Таким образом, каждая
    встреча с искусством потенциально
    является своеобразным экспериментом:
    «Эксперимент
    – опыт, попытка осуществить что-нибудь
    каким-либо способом» [3]. Дополнением к
    данному определению должны быть смыслы,
    воспринимаемые как неотъемлемые
    составляющие понятия эксперимента:
    «поиск», «попытка», «открытие», «новизна»,
    «изменение традиций», «ломка стереотипов»
    и так далее.
    «Эксперимент
    предполагает готовность искусства к
    поиску, даже к ошибкам ради того, что
    еще не существует» .
    Именно
    диалог определяет направленность
    эксперимента: для качественного изменения
    художественной культуры (ее содержания
    и функций) эксперимент должен
    распространяться на всех участников,
    а не только на зрителей. Художник, будучи
    инициатором и координатором эксперимента,
    направляет все усилия в первую очередь
    на себя – ставит себя в ситуацию
    постоянного самоопределения – и только
    после этого обращается к зрителям.
    Следовательно, организация ситуации
    диалога – особая задача искусства,
    которую необходимо решить для успешного
    протекания художественного эксперимента.
    Художественный
    эксперимент – опыт создания определенных
    условий обновления приемов искусства,
    изменения участников и системы ценностей
    культуры в целом, что осуществляется
    за счет формирования единого смыслового
    художественного (игрового) пространства.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *