Что такое искусство какое оно место занимает в культуре?

14 ответов на вопрос “Что такое искусство какое оно место занимает в культуре?”

  1. Beazelv Ответить

    Искусство в системе культуры
    «Искусство
    – форма культуры, связанная со способностью
    субъекта к эстетическому освоению
    жизненного мира, его воспроизведению
    в образно-символическом ключе при опоре
    на ресурсы творческого воображения» .
    Но можно
    ли сказать, что этого определения
    достаточно, чтобы представить все
    многообразие смыслов, содержащихся в
    искусстве, чтобы уловить неповторимую
    специфику этого явления… Безусловно,
    ответ будет отрицательным. Никакое
    определение не сможет всех удовлетворить,
    в принципе, так как каждый человек имеет
    собственное представление об искусстве,
    его ценности и назначении. Любая попытка
    рассказать о том, что есть искусство,
    будет выражением предельно субъективной
    точки зрения. И в этом одно из самых
    существенных отличий искусства от
    других феноменов культуры. Искусство,
    несмотря на кажущуюся неопределенность
    и субъективность восприятия, однажды
    вошло в жизнь человека и уже не покидает
    его. Из века в век, несмотря на возрастающий
    прагматизм человека, все еще волнует
    бескорыстная красота живописи или
    музыки.
    Сегодня
    невозможно однозначно ответить на
    вопрос, для чего человеку нужно искусство.
    Одни утверждают, что искусство существует
    для украшения жизни – эти люди упорно
    стремятся к открытию Красоты как вечного
    закона бытия. Действительно, Красота
    волновала человека: он пытался уловить
    ее в природе, в окружающих людях, выявить
    какие-либо критерии, а затем зафиксировать
    ее. В истории искусства можно найти
    миллиарды «свидетелей» (картин, скульптур,
    миниатюр, стихотворений, песен) таких
    встреч с Красотой. Другие считают, что
    искусство должно воспитывать человека
    – они ищут в произведениях Добро, Пользу,
    Справедливость. А третьи убеждены, что
    искусство является способом познания
    мира, поэтому их цель в искусстве –
    открытие и фиксация Истины. Так получается,
    что искусство способно удовлетворить
    весьма разнообразные интересы.
    В чем же
    отличие искусства от других феноменов
    культуры, которые также предоставляют
    человеку возможность реализовать свои
    потребности? Ответ на этот вопрос следует
    искать в неразрывной связи искусства
    с реальностью. Жизнь человека полна
    изменчивости: человек оказывается
    втянутым в это вечное изменение внешней
    действительности и внутреннего мира.
    Человек может искать способы приспособления
    или преодоления этой изменчивости:
    накапливая и применяя знания, он
    выстраивает вокруг себя мир культуры,
    защищающий его от непредсказуемости
    природы. Так деятельность человека
    превращается в борьбу за выживание. Но
    человек открыл для себя иной способ
    существования – не приспосабливаться
    и бороться с окружающей реальностью,
    но играть с ней. Умение играть, присущее
    даже животным, человек начинает
    использовать не только как способ
    научения чему-то или передачи знания и
    т.д., но как универсальный способ
    сосуществования человека с миром и
    другими людьми.
    Искусство
    является универсальной формой
    мировосприятия, которая присуща только
    человеку. Поэтому, можно сказать, что
    искусство является уникальным способом
    выражения именно человеческого бытия.
    В чем специфика такого способа реализации
    человека мы и попытаемся выяснить.
    Критерии
    определения искусства различны: они
    зависят от специфики культуры, в рамках
    которой творит художник, от места и
    времени создания и восприятия произведения.
    В самом
    широком смысле понятие «искусство»
    употребляется в двух значениях:
    1. Искусство
    – это искусность, мастерство, умение,
    ловкость, высокая оценка способности
    выполнять какую-либо работу. Часто так
    оценивают человека, который не просто
    профессионально выполняет свою работу,
    но делает это красиво, легко или как-то
    особенно вдохновенно. Поэтому и дворник,
    разметающий листья, может сам себя
    чувствовать или восприниматься другими
    как поэт.
    2. Искусство
    – это творческая деятельность,
    направленная на создание художественных
    произведений, эстетически выразительных
    форм.
    Если
    соединить эти два значения, то получится
    следующее определение:
    Искусство
    – это художественная деятельность,
    основанная на мастерстве и умении.
    Традиция
    понимания искусства как мастерства и
    умения сложилась уже в Античности, когда
    были сформулированы такие фундаментальные
    понятия как Poesis, Mimesis, Techne.
    Первое
    понятие, Poesis, означает акт творческого
    действия, основанный на вдохновении.
    Важнейшим условием создания или
    восприятия произведения искусства
    является особое состояние. Не случайно
    в мировой художественной культуре так
    распространен сюжет посещения поэта
    или художника Музой, символическим
    образом вдохновения:
    Прилежно
    я внимал урокам девы тайной;
    И, радуя
    меня наградою случайной,
    Откинув
    локоны от милого чела,
    Сама из
    рук моих свирель она брала:
    Тростник
    был оживлен божественным дыханьем
    И сердце
    наполнял святым очарованьем.
    А. С. Пушкин
    «Муза» Таким образом, состояние
    вдохновения, переживаемое как появление
    «из ниоткуда» чего-то нового, характеризуется
    особой открытостью по отношению к миру
    и готовностью к творческому диалогу,
    как с реальностью, так и со своим ощущением
    этой реальности.
    Диалогичность
    искусства нашла выражение и во втором
    понятии. Mimesis означает «подражание
    природе». По мнению древних греков,
    человек не может придумать ничего, чего
    не было бы в природе, поэтому в искусстве
    он только и может подражать ей.
    Третье
    понятие, Techne – это ремесло, наука,
    ловкость, сделанность, завершенность.
    Идея находит выраженность, воплощенность,
    только когда мастер воплотил ее в
    материале, приложил к созданию произведения
    искусства физические усилия.
    Таким
    образом, искусство воспринимается как
    постоянный возврат к природе, диалог с
    миром, в котором живет художник:
    Позднее
    под искусством стали понимать творческую
    деятельность, направленную на постижение
    и преобразование окружающего мира по
    законам красоты. Вот слова «по законам
    красоты», казалось бы, и отличает
    искусство от других видов творчества:
    например, в науке творчество происходит
    по законам логики и разума. Но в различных
    культурных традициях понятие красоты
    определяется по-разному: то что казалось
    красивым человеку 17 века, современному
    человеку кажется уродливым. К тому же
    все чаще художники намеренно обращаются
    не к чему-то «прекрасному», но выражают
    свое отношение к миру через «безобразное».
    Поэтому, если воспринимать искусство
    как средство фиксации именно красоты,
    искусство лишается какого-либо смысла.
    Невозможно
    также определить искусство только как
    выражение индивидуально-личностного
    отношения художника. Ведь были эпохи,
    когда художник был выразителем не
    личного, но общественного миропонимания:
    достаточно вспомнить прекрасные,
    построенные по определенным канонам
    средневековые храмы, иконы, которые
    писались и пишутся до сих пор по
    иконографическим канонам, или типичные
    древнеегипетские «портреты» фараонов.
    Такое искусство – это в первую очередь
    искусство традиции, а во вторую очередь,
    искусство индивидуальной творческой
    инициативы. Все методы и приемы
    древнерусского или древнеегипетского
    искусства призваны выражать вечность
    и неизменность происходящего и
    изображаемого. Это были эпохи великих
    канонов! Эпохи, которые не донесли до
    нас практически ни одного имени художника
    или архитектора. Архитектор, размещающий
    свое имя где-нибудь на крыше собора,
    рисковал оказаться на инквизиционном
    костре. Времена изменились, сегодня за
    подпись никто не отправит художника на
    костер. Однако и сегодня сохраняется
    эта традиция: мы не сможем узнать на
    имя, ни время создания иконы, вышедшей
    из иконописной мастерской Новотихвинского
    монастыря в Екатеринбурге или любого
    другого монастыря России – ведь икону
    создает не человек, но Бог руками
    человеческими. Каноны, пропущенные
    через индивидуальное осмысление, не
    сдерживают, но направляют художника по
    пути выражения всеобщего идеала или
    вечного знания, представления о мире и
    человеке.
    Вследствие
    эффективности такого способа трансляции
    идей как искусство в разное время
    кто-нибудь да стремился поставить
    искусство на службу себе, использовать
    его. Очень долго искусство доказывало
    свое право на самостоятельность от
    политики, морали, литературы и так далее.
    Однако полностью подчинить искусство
    себе не могла ни одно из перечисленных
    явлений культуры: сама природа искусства
    не позволяет использовать его язык для
    передачи уже готовых философских,
    религиозных или политических идей. Эти
    идеи все равно, так или иначе, преобразуются
    в сфере искусства, проходят интерпретацию,
    эмоционально окрашиваются в зависимости
    от художника.
    Итак,
    единственным всеобщим критерием,
    определяющим специфику искусство как
    формы культуры, является то, что любая
    идея вне зависимости от своего содержания
    выражается через художественный образ
    и посредством художественных средств.
    Именно за счет этого искусство оказывается
    специфической деятельностью, отличной
    от других форм культурной деятельности.
    Искусство,
    кем и где бы оно ни создавалось или
    воспринималось, создает особое
    пространство. Действительно, одной из
    самых распространенных версий появления
    и существования искусства является
    версия искусства как украшения жизни:
    серая обыденная реальность меняется
    как только мы слышим любимую песню, а
    не менее серый бетонный забор радует
    глаз, когда вместо мата на нем появляется
    настоящая живопись граффити. Книга
    Льюиса Кэрролла «Приключения Алисы в
    стране чудес» является своеобразным
    подтверждением этой версии: в чудесный
    мир, где предметы меняют свои обычные
    размеры и функции, героиня попадает
    через кроличью нору, преодолев какую-то
    границу, разделяющую две реальности.
    Художественное
    пространство пронизано различными
    границами: это может быть театральная
    рампа, рама картины, телевизионный
    экран, первая страница книги и так далее
    – все это разные варианты границы
    вымышленного и реального мира. Поэтому
    можно говорить о наличии нескольких
    значений понятия «отграничения» места,
    в котором существует искусство. Рассмотрим
    эти границы на примере театра как особого
    пространства, в котором переплетается
    максимально возможное количество
    границ.
    Первое –
    «отграничение» реальное: театр как
    здание, как совокупность сценографических
    объектов, служебных помещений и зала,
    является местом, имеющим реальные
    границы, отделяющие это место от других.
    Второе –
    «отграничение» культурное: человек
    приходит в театр, воспринимая его как
    культурное учреждение, в котором
    действуют определенные законы, стереотипы
    поведения, традиции. Все эти нормы и
    стереотипы поведения призваны защитить
    художественную реальность от реальности
    «невоспитанного» зрительного зала, от
    зрителя, разговаривающего по телефону,
    шуршащего фантиками от конфет,
    комментирующего происходящее и так
    далее. Театр в данном случае выступает
    как особое замкнутое культурное
    пространство с действующей в нем системой
    правил поведения. В процессе воспитания
    человек научается корректировать свое
    поведение в зависимости от того, где он
    находится на рок концерте или эстрадном
    шоу, в цирке или в театре.
    Третье –
    «отграничение» художественное: театр
    как место, в котором «зарождается жизнь»
    в виде спектакля, на время спектакля
    оказывается «отграниченным от остального
    мира» за счет переживания зрителями и
    актерами художественных образов в
    художественном пространстве. Таким
    образом, отграничение в театре позволяет
    ему функционировать одновременно и как
    реальное архитектурное пространство,
    и как иерархически выстроенное
    пространство культуры, и как художественное
    пространство – а в целом как пространство,
    структурирующее человеческое бытие в
    культуре.
    Все
    существующие границы, которые преодолевает
    человек до встречи с произведением
    искусства (будь то спектакль, картина,
    архитектурное сооружение или книга),
    призваны не только выделить художественную
    практику человека как отдельную от его
    повседневной деятельности, но и
    подготовить его к этому особому виду
    деятельности. Но если прийти в театр и
    соблюдать все правила нахождения в нем
    не так уж и трудно для человека с
    достаточным опытом посещения театра,
    то проникновение в «реальность»
    спектакля, да и вообще любого произведения
    искусства – самое сложное для человека
    вне зависимости от его возраста или
    опытности. Зачастую многолетний опыт
    может даже мешать, когда человек не
    способен непосредственно, как ребенок,
    воспринимать то или иное произведение
    искусства, что влияет на объем получаемого
    удовольствия.
    Способность
    преодолеть эту границу между своим
    восприятием мира и восприятием художника
    напрямую связана с подвижностью
    внутреннего мира человека, с его
    способностью реагировать на внешние
    воздействия и меняться. Меняться не
    только по отношению к какому-либо
    произведению, автору или стилю, но и по
    отношению к культуре в целом. Поэтому
    «отграничение» тесно связано с процессом
    преодоления границ: человек, попадая в
    пространство существования искусства,
    вносит изменения в свои повседневные
    духовные и физические практики, что
    совершенно необходимо для освоения
    новых областей и уровней культуры, а,
    следовательно, для совершенствования
    личности.
    Однако,
    граница, разделяющая вымышленный и
    реальный мир, не может преодолеваться
    полностью, иначе это приводит к нарушению
    художественного пространства и
    исчезновению искусства. Очень важно
    для потребителя продукта художественной
    культуры понимать, что этот продукт –
    не реальность, а лишь авторское видение
    реальности. Зритель, не умеющий работать
    с этой границей, может принимать игру
    за реальность и неадекватно реагировать
    на искусство: например, кинуть чем-нибудь
    в актера, играющего отрицательного
    персонажа или плеснуть в картину
    кислотой.
    Способность
    грамотной работы со всеми типами
    описанных границ является показателем
    уровня художественной культуры личности,
    ее способности вступать в художественный
    диалог. А это очень важный аспект данной
    темы, так как искусство коммуникативно
    по своей природе; созданные произведения
    всегда адресованы человеку, зрителю. И
    хотя художник могут намеренно встать
    в позу «мне публика не нужна, я творю
    для себя» надежда на то, что их произведения
    увидят свет, есть всегда. Поэтому такая
    поза – ни что иное, как лукавство.
    Произведение искусства, которое не
    видит человек – мертвое.
    Восприятие
    произведения искусства – это всегда
    диалог, а не коммуникация. Если в процессе
    коммуникации информация движется
    однонаправлено от автора к зрителю, а
    в диалоге обе стороны участвуют в обмене
    идеями.
    Художественный
    диалог – отношения, возникающие между
    участниками в процессе художественного
    сотворчества и художественного
    восприятия, своеобразный диалог, в
    котором передается художественная
    информация. При этом произведение
    искусства становится посредником между
    автором и зрителем, одновременно
    являющимся соавтором.
    Художественное
    общение может быть «непосредственным»:
    когда автор и зритель «общаются»
    напрямую, а время создания и восприятия
    произведения совпадают. Например, театр
    является искусством, которое творится
    только на глазах зрителя, которое
    ежесекундно зависит от настроения
    актеров и сиюминутной реакции зрителей,
    что и обеспечивает «непосредственность»
    художественного общения. Между актером
    и зрителем может быть только рампа и
    несколько рядов впереди сидящих людей;
    а в условиях театра на малой сцене рампа
    уничтожается, и зритель получает
    возможность максимально приблизиться
    к художественной реальности спектакля
    и даже оказаться внутри нее. Время
    создания и восприятия произведения
    объединены также в цирке, на концерте,
    на различного рода перформансах, когда
    зрители непосредственно присутствуют
    в момент рождения чего-то нового и могут
    повлиять на процесс.
    Но также
    художественное общение может быть более
    опосредованно: автора и зрителя разделяет
    время и пространство. Например, как бы
    нам, живущим в XXI веке, ни хотелось
    пообщаться с великим безумцем Винсентом
    Ван Гогом – это невозможно!
    Как можно
    заметить, художественное общение
    определяется не только временем и
    пространством, но и спецификой различных
    видов искусства, каждый из которых
    подразумевает свой язык, свой способ
    организации диалога и пространства.
    В рамках
    таких видов искусства как архитектура,
    скульптура, кинематограф, живопись
    художественный образ жестко фиксируется
    в материале. И здесь можно наблюдать
    как плюсы, так и минусы такой привязанности
    к материалу. С одной стороны, чем более
    произведение искусства зависит от
    материала, тем менее оно изменяется.
    Невозможно предложить режиссеру Андрею
    Тарковскому изменить что-то в его фильме,
    поспорить с ним не только потому, что
    этого режиссера уже нет в живых, но и
    потому, что фильм уже был смонтирован
    и озвучен. Также мы не можем потребовать
    изменить пропорции фигуры Венеры
    Милосской «в связи с изменившимися
    эталонами красоты женского тела» – это
    было бы абсурдно. Но с другой стороны,
    разрушение материала приводит к гибели
    и самого художественного образа. Сколько
    мировая культура насчитывает невозвратных
    потерь: картин, погибших в военных
    конфликтах и от рук психически ненормальных
    людей, разрушенных храмов, уничтоженных
    скульптур. В этом смысле фраза «Рукописи
    не горят!» становится очень условной.
    Есть
    произведения искусства, у которых
    привязанность к конкретному материалу
    практически сведена до минимума, они
    могут меняться в зависимости от зрителя.
    Но и они оказываются беззащитными перед
    временем. Так, например, вложить новый
    смысл в пьесу «Гамлета» Шекспира
    возможно: и, как правило, каждый режиссер,
    когда-либо бравшийся за постановку этой
    пьесы, выражал современные и актуальные
    для него, его времени и страны идеи. Он
    мог переодевать Гамлета в джинсы,
    заставлять его играть на саксофоне, но
    при этом ни одна строчка шекспировского
    текста им не менялась. Как пьеса «Гамлет»
    может существовать в виде письменного
    или устного текста, который может быть
    воплощенным в спектакле или фильме.
    Одним из
    самых «нематериальных» видов искусств
    является музыка. Звук – прозвучал, и
    его уже нет! Поэтому музыка, не переложенная
    на ноты, может и не сохраняться во
    времени. Но у музыки есть и преимущества
    по сравнению с той же скульптурой. Так
    скульптор в материале «раз и навсегда»
    фиксирует собственную трактовку образа.
    Зритель, созерцающий эту скульптуру,
    сталкивается с готовым зримым образом
    и его фантазия оказывается подчиненной
    видению скульптора. В одном и том же
    музыкальном произведении два слушателя
    могут услышать совершенно разные идеи
    или настроения, их фантазия ограничивается
    только их же личностью. Поэтому абстрактная
    музыка зачастую более трогает человека,
    чем готовый зримый скульптурный образ.
    Можно привести и такой пример: человек
    отправляется в кинотеатр на экранизацию
    прочитанной недавно книги и понимает,
    что он совершенно все не так представлял.
    Дело в том, что чем больше произведение
    искусства дает возможность додумать
    зрителю, тем большее удовольствие
    зритель получит.
    Однако
    вернемся к рассмотрению специфики
    художественного диалога. Схематично
    его можно представить следующим образом:
    Художественный
    образ, запечатленный в произведении,
    является как бы авторским высказыванием,
    предназначенным для зрителя. Поэтому
    проблема понимания языка является одной
    из самых важных. В межличностном общении
    зачастую возникает проблема непонимания
    Другого: хотя люди находятся рядом и
    имеют благоприятные условия для того,
    чтобы понять друг друга понимание все
    таки может и не возникнуть. В условиях
    художественного диалога Зритель может
    попробовать понять Автора только через
    оставленное им произведение, поэтому
    путь к пониманию усложняется. Человек,
    обладающий небольшим опытом общения с
    искусством, при столкновении с каким-то
    новым художественным языком начинает
    воспринимать произведение как своего
    противника. Неприятие чего-то неизвестного
    – естественная психологическая реакция.
    «Защищаясь» человек начинает «бороться»
    с произведением, занимая позицию
    «непонимания и нежелания понять». Кроме
    фактора неопытности зрителя есть еще
    и фактор привыкания к определенному
    художественному языку. Так, например,
    в 60-70-е гг. XIX века появляются художники,
    которых уже не устраивает реалистический
    язык, они вырабатывают свою манеру и
    получают название «импрессионисты» –
    К. Моне, П. Ренуар, П. Синьяк, Э. Дега и
    другие. Однако, публика еще не привыкла
    к их живописи, критика обрушивается на
    их выставки. Пройдет несколько лет, и
    импрессионисты будут успешно продавать
    свои работы, а место «отверженных»
    займут новые художники: В. Ван Гог, Ж.
    Сёра, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек и другие.
    Итак,
    индивидуальное авторское видение может
    не совпадать с нашим видением мира, тем
    привлекательнее для нас искусство. В
    свою очередь художественная культура
    как раз и помогает человеку научится
    понимать различные языки искусства.
    Накапливая опыт общения с искусством,
    человек постепенно овладевает языком
    цвета, линий, музыки, жестов и так далее,
    что помогает ему глубже воспринимать
    новые произведения искусства. Поэтому
    можно научится музыкальному языку и
    языку абстрактной живописи, можно
    научиться процессу восприятия любого
    авторского языка. Овладевая художественными
    языками, человек выходит на путь
    взаимопонимания, а не отгораживания от
    других людей, а, следовательно, его бытие
    в культуре становится разнообразнее,
    а самореализация многограннее.
    В рамках
    художественной культуры человек
    овладевает различными приемами
    художественного общения. И одновременно
    у него формируются:
    1. Потребность
    в художественном общении, своеобразная
    привычка, которая формирует мотив
    общения. Мотивом может быть желание
    пережить какие-либо эмоции: в результате
    реализации этого желания у человека
    появляются «привязанности», предпочтения
    в искусстве, человек собирает в домашнюю
    видеотеку любимые фильмы или коллекционирует
    музыкальные записи любимой группы и
    отправляется на каждый новый концерт
    этой группы. Мотивом может быть не только
    желание получить что-то (эмоции, новые
    идеи), но и желание выразить себя, создав
    какой-либо художественный объект с
    воплощенным в нем идеи или чувства, и
    таким образом зафиксировать себя в
    культуре. Оба описанных мотива являются
    актуализирующими творческий потенциал,
    заложенный в каждой личности;
    2. Установку
    на общение, которая складывается до
    начала художественного контакта. В
    процессе художественного диалога
    установка может сыграть положительную
    роль, настроив зрителя на определенный
    художественный язык и способ общения,
    но может и помешать. Достаточно представить
    такую условную ситуацию: пожилая
    любительница классической музыки
    отправляется на концерт, в программе
    которого обещано исполнение сочинений
    Вагнера. Но случайно она попадает на
    концерт группы «Неприкасаемые». Возможно,
    если бы она была подготовлена к такому
    изменению, то смогла бы воспринять и
    эту музыку, но из-за определенной
    установки на Вагнера наша героиня,
    скорее всего, будет шокирована;
    3.
    Коммуникативные навыки, которые
    основываются на овладении языками
    искусства: умении использовать язык в
    зависимости от жанра и вида искусства
    + понимание авторской мотивировки;
    4. Гибкость
    сознания и художественная память;
    5. Формирование
    ценностно-смыслового отношения к
    произведению искусства;
    6. Способность
    установить общность своего духовного
    мира и мира автора.
    Таким
    образом, чем выше уровень художественной
    культуры, тем более личность оказывается
    способной к творческой и сотворческой
    деятельности, тем более становится
    открытой для диалогического контакта
    с миром другого человека, выраженного
    в художественном произведении, и тем
    более разнообразной становится жизнь
    человека. На основе вышеизложенного
    необходимо определить функции искусства
    в жизни человека и процессе существования
    культуры в целом.
    Искусство
    на протяжении всей истории мировой
    культуры является специфической системой
    накопления
    и передачи
    опыта в особой языковой системе,
    использующей в качестве инструментов
    цвет, ритм,
    формы,
    объемы, звуки и т.д. Информация хранится
    в образах, знаках, символах, в текстах
    и вещах
    и т.д.
    Существуют институты, занимающиеся
    накоплением и сохранением культурной
    информации:
    музей,
    галерея, театр. То есть художественная
    культура – естественная память общества
    человека,
    коллективная
    память и индивидуальные впечатления.
    Во-первых,
    за счет приобщения человека к этой
    памяти реализуется и воспитательная
    функция. Воспитание в искусстве происходит
    опосредованно, так как воспитание –
    это не цель искусства, оно менее важно,
    чем процесс. Художественное воспитание
    и образование являются подсистемами
    художественной культуры.
    Во-вторых,
    функция накопления и передачи опыта,
    включает в себя и объединяющую функцию,
    которая подразумевает интеграцию
    общества посредством искусства.
    И, в-третьих,
    кроме накопления и передачи опыта
    искусство выполняет и его обновление.
    Это связано с тем, что искусство всегда
    имеет авторскую природу (даже если автор
    намеренно выступает как анонимное
    лицо). Каждый раз художник открывает
    мир заново, постоянно обновляя
    действительность. Новаторство и новизна
    выступают здесь как особый способ
    самоутверждения. За счет использования
    средств искусства предлагаемая художником
    модель реальности оказывается
    представленной в ярких, эмоциональных
    образах, что достаточно сильно воздействует
    на зрителя. Поэтому производитель всегда
    несет ответственность за то, что он
    создал, какие идеи выразил, и как его
    создание повлияло на людей.
    Специфика
    искусства как способа трансляции
    информации заключается в том, что
    искусство
    диалогично.
    Поэтому диалогическая функция является
    одной из центральных. Если рассматривать
    искусство
    как средство
    общения, то можно сказать, что в нем
    закрепляется связь между человеком и
    культурой;
    благодаря
    искусству человек может не только
    вступать в диалог со своими современниками,
    но и переноситься
    в другие
    эпохи и страны, общаться с другими
    поколениями, людьми (даже вымышленными).
    Однако
    диалогическая функция напрямую связана
    с функцией обновления культуры. Искусство
    – есть диалог автора и зрителя как
    соавторов, в результате которого
    появляется нечто новое (эмоция, ценность,
    идея, объект). Таким образом, каждая
    встреча с искусством потенциально
    является своеобразным экспериментом:
    «Эксперимент
    – опыт, попытка осуществить что-нибудь
    каким-либо способом» [3]. Дополнением к
    данному определению должны быть смыслы,
    воспринимаемые как неотъемлемые
    составляющие понятия эксперимента:
    «поиск», «попытка», «открытие», «новизна»,
    «изменение традиций», «ломка стереотипов»
    и так далее.
    «Эксперимент
    предполагает готовность искусства к
    поиску, даже к ошибкам ради того, что
    еще не существует» .
    Именно
    диалог определяет направленность
    эксперимента: для качественного изменения
    художественной культуры (ее содержания
    и функций) эксперимент должен
    распространяться на всех участников,
    а не только на зрителей. Художник, будучи
    инициатором и координатором эксперимента,
    направляет все усилия в первую очередь
    на себя – ставит себя в ситуацию
    постоянного самоопределения – и только
    после этого обращается к зрителям.
    Следовательно, организация ситуации
    диалога – особая задача искусства,
    которую необходимо решить для успешного
    протекания художественного эксперимента.
    Художественный
    эксперимент – опыт создания определенных
    условий обновления приемов искусства,
    изменения участников и системы ценностей
    культуры в целом, что осуществляется
    за счет формирования единого смыслового
    художественного (игрового) пространства.

  2. Darus Ответить

    Значение искусства.

    Искусством называют сложную функционирующую систему, логика развития которой не может быть приведена к отдельным схемам. Искусство изучаться только лишь как единая система, в которой находится несколько вариантов взаимодействия искусства с другими сферами человеческого бытия.
    Конечно определенная зависимость развития искусства от состояния общества, его основных институтов существует. Но несмотря на это логику развития искусства невозможно редуцировать к идее жесткой зависимости искусства от способа общественного производства, от преобладающих в данной культуре духовных ценностей.
    Виды искусства обычно развиваются неравномерно. Для определенной культурной эпохи возможна ситуация, когда одни виды искусства развиваются абсолютно полно и динамично, а другие быстро уходят в тень. Более того, некоторые произведения искусства способны даже оказывать решительное воздействие на духовную жизнь общества. Спектр такого воздействия очень широк – начиная от влияния на модный костюм и тип социального поведения и заканчивая влиянием на политические умонастроения эпохи.
    Искусство – это особый род творческой деятельности, результаты этой деятельности по преобразованию мира по законам красоты, результатом чего является создание художественно-образной системы. Бытие искусства -процесс, конечный итог творческого освоения мира. Центральным понятием в искусстве является категория прекрасного, задающая определенный ход развития искусства, культуры. Каждая культурная эпоха формирует свой идеал прекрасного.
    Основные факторы влияющие на формирования идеала прекрасного:
    – природные условия, характерные для данной конкретной культуры;
    – изначальное представление о биологической целесообразности, о природной ;
    -художественные традиции данного исторического типа культуры,
    -национальное представление об идеале прекрасного;
    -социально-классовое понятие прекрасного;
    -субъективное видение творческой личности;
    Многообразие окружающего мира и общественных потребностей человека вызывает к жизни разнообразие форм общественного сознания. Искусство появилось чтобы решать определенные задачи общественной культуры по освоению и преобразованию мира.
    На протяжении многих столетий искусство впитывает себя элементы культуры человеческого быта, несет в себе неоценимы вклад в историю, в развитие культуры в целом.

    Понятие красоты в различные культурные эпохи.

    Известно, что сущностью, сердцевиной искусства является красота. В различные культурные эпохи в понимание красоты значительную роль играли этнические особенности. Наши представления о красоте обладают европоцентристским характером и основываются на эстетических идеалах античности. Для характеристики прекрасного использовались такие определения, как гармония, симметрия, пропорциональность, целесообразность.
    Во времена античности Платон полагал, что прекрасное – это вечная, божественная идея, а Сократ отождествлял красоту и пользу.
    В эпоху Средневековья Ульрих Страсбургский испытывал “единственный истинный свет” в Боге, который “не только совершенно прекрасен в себе самом как предел красоты, но кроме того, он есть причина действующая, причина-образец и причина конечная всей созданной красоты”.
    Известный в Италии ученый, архитектор, теоретик искусства эпохи Возрождения Л. Б.Альберти говорил, что “красота есть строгая соразмеренная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, -такая, что ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже”.
    И в дальнейшем общественные ценности также отождествлялись с красотой: для Гете красота – это любовь, для Гегеля – “чувственная видимость идей”, Чернышевский считал, что “прекрасное есть жизнь”, у М.Горького прекрасное – это реализованная способность к творчеству. У немецких романтиков (Новалис, Шеллинг) красота и жизнь соединялись в искусстве: вся действительность подвергалась рассмотрению как эстетический феномен, искусство объявлялось первоосновой мира, отражая заветную сущность его и вместе с тем являясь ее самым идеальным и восхитительным воплощением
    От европейских взглядов отличаются представления о красоте, назначении искусства, его эстетических идеалах в культуре народов Азии, Африки, других регионов нашей планеты. Необычность определенного типа искусства не может считаться аргументом в пользу того, чтобы считать будто искусство наше – настоящее, высокое, а искусство народов Африки,Азии будто не развитое. Так начиная с античности, собственно европейское искусство объявлялось “единственным”, “настоящим” искусством. Одно из достижений эпохи Просвещения – исследование Лессинга “Лаокоон. О границах живописи и поэзии” утверждало в качестве цели живописи и скульптуры изображение “прекрасных тел”. Поэтому столь непривычны для европейского взгляда художественные образы прочих культур, например, мусульманской, где изображение воспрещено, а декоративность является главным принципом искусства.
    Любая этническая культура имеет свои традиции и для каждой из них характерны собственные представления о красоте.

    Взаимодействие искусства с другими сферами в системе культуры

    Искусство, как и любой другой культурный феномен, содержит в себе особый вид деятельности, обращенной на окружающий человека мир, познаваемый художником , оценивает, преобразует, также на самого человека и его взаимоотношения с миром. Окружающий мир может выступать в искусстве как источник самого искусства. Выступает как отражаемое явление и как то, что находится под воздействием искусства. Именно эта сложность и многоплановость искусства позволяет ему быть сразу явлением, познающим мир в особой форме, о которой мы скажем несколько позже, и явлением, преобразовывающим мир, оценивающим его. Искусство влияет на мир, так как оно несет в себе интенсивный воспитательный момент, ведь все идеи искусства проявляются в сильной, эмоциональной форме. Кроме того, искусство определяет “связь времен”, полагает общение во времени и в пространстве между народами, странами и континентами и разными эпохами. Искусство может быть игрой, фантазией, вымыслом и при этом осуществлять в себе задачи познания, утверждения нравственных норм, выражения эстетического начала.
    Особенно близкая связь прослеживается у искусства с такими сферами культуры как религия (иконы, книги, песни), наука (книги, научные труды), философия (искусство красноречия, мысли), художественная культура (живопись, скульптура).
    Вся система искусств в целом и каждый его тип по отдельности – это неотъемлемая часть культуры.
    Искусство занимает очень значительное место в современной культуре. В общей системе культуры оно исполняет несколько функций:
    -является одной из распространенных и престижных техник организации пространственно-временного континуума; “в отсутствии Бога” — всеобщего куратора — оно осуществляет “надзор и наказание” (М. Фуко); оттого приобщение к искусству широких масс служит, в том числе и способом их выведения в прозрачное регулируемое пространство;
    -осуществляет немаловажную роль по переработке реальности в виртуальность; осуществляет тотальную коррекцию ментального зрения, в результате которой человек приучает мыслить себя субъектом, ограниченным только уровнями одной и той же реальности ;
    -производит операции по захвату и переработке с последующим включением в законные существующие сегодня культурные пределы нового, ранее вытесненного материала. Тем самым материал одновременно и видоизменяется, и сохраняется;
    -служит лабораторией по конструированию новых дискурсивных и действенных порядков, внедряющихся потом в другие культурные практики.

  3. Kajidal Ответить

    Петя ходит в бассейн раз в 3 дня Вася- раз в 4 дня а Коля- раз в 5 дней.В понедельник они встретились в бассейне.Через сколько дней они встретятся снова ? Какой это будет день недели? (Бассейн работает все дни недели) Решение и…
    Які нові риси будови з’являються в кісткових риб порівняно з хрящовими?
    РЕШИТЕ ЗАДАЧУ ПЖ.
    Масса луковицы 67,9г,масса огурца на 15,7 г больше массы луковицы и на 38,7 г меньше помидора.Найдите массу помидора.
    Помогите срочно. Если правельно, отмечу как лучший ответ
    Переведите с русского на казахский язык не копируйте на переводчик !
    На завтрак: ??аша
    Рецепт: готовим с вечера: промываем гречку, 1 стакан гречки заливаем 2-умя стаканами воды и оставляем на ночь , на утро подогреваем кашу…
    Решите задачу пожалуйста: веревку длиной 256 метров разрезали на две части, одна из которых в 7 раз длиннее второй. На сколько метров одна часть веревки длинне второй?
    1)Видеопамять делится на 4 страницы разрешающая способность дисплея 640×200.
    Каков о??ъём видеопамяти если битовая глубина – 16 бит.
    2)Объём видеопамяти составляет 125 кбит. Графический дисплей работает в режиме 640×200 пик…
    Выполнить действия;1) (2,6+3,7).5 = 2)(18,07+6,03).8= 3)3(24,95+17,8).9= 4)(48,316-19,83).20= 5)15,07-8,9)30= 6)(2-0,7).50=
    Установи последовательность событий поставь цифры по порядку Расположите события на ленте времени укажи века когда они произошли
    F(x)=(x^2+1)-2(x^2+1)+1

  4. Dazer Ответить

    ?
    Вопросы и задания.
    1. Что такое искусство в широком и узком смысле слова? Если у вас дома есть альбомы по искусству, то к какому пониманию – широкому или узкому – они относятся?

    Искусство в широком смысле – это художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
    Искусство в узком смысле – только изобразительное искусство.
    Альбом с картинами Микеланджело Меризи да Караваджо (итальянский художник, 1571 – 1610) и его последователей. Данный альбом будет относится к искусству в узком смысле, т. к. в нем содержатся произведения изобразительного искусства. Но его можно отнести и к искусству в широком смысле, т. к. данный альбом относится к живописи.
    2. * Почему искусство следует сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. В чем их сходные и отличительные черты?
    Искусство мы будем сближать, но полностью не отождествлять с художественной культурой. У них есть сходные и отличительные черты. Сходство состоит в том, что искусство и художественная культура – это сфера образно-выразительного отношения к окружению, способ эстетического выражения своего внутреннего состояния, при котором момент формы выходит даже на первый план по сравнению с содержанием идей и чувств. Главное в искусстве – эстетическое выражение окружающего мира и его высокопрофессиональное, мастерское отображение в камне, театральной постановке, на холсте и т. д.
    Различие заключается в следующем. Искусство – всего лишь вершина художественной культуры. Последняя включает не только профессиональные произведения, представляющие настоящую художественную ценность, но и работы любителей, дилетантов, имеющие ценность только для них самих. Главный критерий для художественной культуры – это образное отражение реальности, переживания и мысли людей. Оно может быть совершенным и несовершенным. К искусству же принадлежит только та часть художественной культуры, которая выполнена на высоком уровне и имеет художественную ценность для других людей.
    Таким образом, критерий выделения художественной культуры – предметный, а искусства – квалификационный. В художественную культуру включены не только результаты деятельности профессионалов, но и вся огромная инфраструктура, которая способствует им (мастерские художников, залы и картинные галереи, консерватории и филармонии, специализированные журналы, газеты, печатная продукция, каналы телевидения, издательства, кафедры и лаборатории вузов, специализированные школы и гимназии, лицеи, ассоциации артистов, художников, писателей и многое другое.).
    Таким образом, понятие художественная культура более широкое, чем искусство. Последнее включает только профессиональную деятельность и подготовленных людей в данной области. Искусство – это только или преимущественно элитарная культура, художественная культура включает народную и элитарную культуру.
    3. Чем различаются изобразительное искусство и художественное творчество? Что такое художественная самодеятельность?
    Изобразительное искусство – раздел пластических искусств, объединяющий живопись, скульптуру и графику. Изобразительные искусства отражают действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.
    Понятие художественное творчество более широкое. Оно включает в себя литературу, архитектуру, скульптуру, живопись, графику, декоративно-прикладное искусство, музыку, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира. Художественное творчество – это синоним понятия «художественная культура».
    Их различие состоит в том, что изобразительное искусство это вид художественного творчества.
    Художественная самодеятельность — одна из форм народного творчества. Включает в себя в том числе создание и исполнение художественных произведений силами исполнителей — любителей индивидуально (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты) или коллективно (кружки, студии, народные театры).
    4. Объясните, что такое художественная культура и что в нее включается. Куда входят литература, музыка, театр?
    Художественная культура – это совокупность всех видов художественной деятельности – словесной, музыкальной, театральной, изобразительной и т. п., включая продукт и процесс этой деятельности: созидание, хранение, распространение, восприятие, оценку, изучение художественных произведений, а также образование художников, воспитание критиков, искусствоведов, публики.
    Литература, музыка, театр – это элементы художественной культура.
    5. Опишите основные субъекты художественной культуры.
    Субъекты художественной культуры подразделяются на тех, кто:
    • Создает новые произведения и идеи;
    • Распространяет новые произведения и идеи на некоммерческой основе;
    • Финансирует новые произведения и идеи;
    • Знакомит с новыми произведениями и идеями;
    • Обучает новым произведениям и идеям;
    • Занимается массовым тиражированием новых произведений и идей;
    • Продает новые произведения и идеи на коммерческой основе и благодаря этому получает прибыль;
    • Оценивает и экспертирует новые произведения и идеи;
    • Осуществляет государственный контроль и управление над созданием, распространением новых произведений и идей;
    • Читает, смотрит и слушает новые произведения и идеи;
    • Становится поклонником, сторонником новых произведений и идей.
    6. * Какую роль в культуре играют Красота, Добро, Истина?
    Истина, Красота, Добро – это три кита, на которые опирается духовная сфера общества. Что бы мы ни взяли из этой сферы – научную теорию, педагогический прием или религиозное учение – они обязательно будут в той или иной мере соответствовать трем главным принципам духовного. В научной теории на первый план выступает Истина, в религиозном учении – Добро, в сфере образования – то и другое понемногу. В художественных произведениях на первый план выступает Красота.
    7. Можно ли к изящным искусствам отнести живопись, скульптуру и архитектуру? Приведите свой пример изящных искусств?
    Да, живопись, скульптуру и архитектуру можно отнести к изящным искусствам, потому что они соответствуют критериям Истина, Добро, Красота.
    Литература, театр, танец – примеры изящных искусств.
    ?Проблема. Подумайте над проблемой – существуют ли общие критерии красоты?
    Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение.
    Общих критериев красоты не существует. В разные периоды времени красота понималась по-разному: «В разнообразии перемен красота остается вечно новой» (Дионисий Галикарнасский). Даже в рамках одной эпохи представления о красоте отличались у разных людей. Критерии красоты более или менее общими были характерны для отдельных обществ.
    Например, в Древней Греции был культ спортивного телосложения, у индейцев майя красивым считалось тело, расписанное татуировками. В Древнем Китае ценилась хрупкость и миниатюрность женщины. В возрасте пяти лет ножки девочки туго перебинтовывали, и они прекращали свой рост. По канонам красоты женщины белили лица, наращивали ресницы, вместо сбритых бровей рисовали тоненькие черточки. В Древнем Египте в женщинах ценилась грациозность. Женщина должна была быть стройной. Красивой считалась обладательница узких бедер, небольшой груди. Из всех цветов Египтяне предпочитали изумрудный. Самой прекрасной считалась девушка с зеленым цветом глаз. Стрелки на глазах подводились зеленой краской. Точно та же и сегодня красота в Африканских странах, Индии, Японии, США будут отличаться.
    Не следует забывать и о красоте души. Красота плоти имеет предел; духовная красота беспредельна.
    Можно услышать о красоте музыки, красоте здания, красоте города, красоте парка, красоте картины, красоте вазы. На Востоке в XI веке при дворе некоторых правителей было популярным воспевать красоту обычных вещей в стихах. Это могли быть и столовые приборы, и оружие, обувь, одежда, да все что угодно.
    Однако, понятие красоты у разных людей будет зависеть от их предпочтений, сформировавшихся у них в процессе социализации. Что красиво для одного, может быть безобразно для другого.
    Практикум. Объясните, почему к искусству можно отнести только произведения элитарной изобразительной культуры.
    Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Ее девиз – «искусство для искусства». В любом сообществе глубокое понимание искусства было присуще только подготовленному меньшинству. Высокая культура, например живопись испанского художника П. Пикассо или музыка австрийского композитора А. Шенберга, трудна для понимания (например, в отличие от граффити) неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека.

  5. Duwert Ответить

    Культура – исторически определенный уровень развития общества, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Духовная и материальная культура – это основа исторического развития человечества. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Изучая различные культуры, мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди жили, чувствовали, творили. Культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие «культура» употребляется для характеристики определенных исторических эпох (античная культура), конкретных обществ, народностей и наций (к-ра майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (к-ра труда, быта, худ-я к-ра). В более узком смысле это сфера духовной жизни людей. Включает в себя результаты их деятельности (машины, сооружения, накопленные знания), нравственное и эстетическое развитие, мировоззрение, способы и формы общения.
    Культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Она всегда связана с историей, всегда подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни общества. Культура вечна и всемирна, но при этом всегда подвижна и изменчива.
    Искусство – это эстетическое отражение действительности. Искусство зародилось в глубокой древности как художественное отображение существенных сторон человеческой жизни (труда, охоты, войны). Оно сопровождало человека на протяжении всей его истории, изменяясь от эпохи к эпохе, принимая разные формы в разных регионах мира (Европа, Восток, Африка и т.д.), но всегда при этом оно запечатлевало окружающий мир, общественную жизнь, особенности сознания и облик самого человека, было средством активного формирования мировоззрения людей.
    Отображая мир, художник одновременно воплощает в произведении искусства свои мысли, чувства, стремления и идеалы. Он воспроизводит явления жизни и одновременно дает им свою оценку, объясняет их сущность и смысл, выражает свое понимание мира. Искусство может создаваться не только на основе точного воспроизведения натуры, но и с помощью воображения, вымысла, фантазии. Эти качества необходимы художнику, без них он не может достичь композиционной целостности и образной выразительности картины или скульптуры.
    Образность достигается в искусстве не простым копированием натуры. Образ – это такое воспроизведение единичного явления, которое содержит в себе обобщение, т.е. выражение общих черт многих подобных явлений. Благодаря обобщающему характеру изображения искусство приобретает идейное значение. Воплощая идеи, оно становится явлением идеологии. Поэтому в искусстве всегда проявляется борьба идей, за которой, в конечном счете, стоит борьба классов. Примером может быть борьба рус. худ-ков – передвижников против мертвых канонов классицизма, за современность, жизненность искусства и его активное участие в общественной жизни.
    Как одна из форм общественного сознания, искусство взаимосвязано с другими его формами: наукой, философией, политикой, моралью и т.д. Как и наука, оно, верно, отражает мир, из искусства мы черпаем сведения о жизни и быте людей различных эпох и стран, оно является своеобразной летописью человеческой истории. Но в отличие от науки искусство познает мир не в форме отвлеченных понятий, а в конкретно-чувственных, непосредственно воспринимаемых, живых образах, подобных явлениям самой реальной действительности. Искусство имеет мировоззренческое значение, ставит философские проблемы (так само название картины И.И.Ге «Что есть истина?» говорит об этом). Подобно политике, искусство связано с общественной и идеологической борьбой. Как и мораль, оно оценивает человеческие поступки, раскрывает проблемы отношений личности и общества.
    Искусство отображает мир целостно. Главным предметом искусства является человек, общественная жизнь. Но оно способно отобразить любые доступные восприятию и интересные для людей явления окружающего мира, всегда воссоздавая их соотносительно с человеком, словно пропуская их через призму его жизни (например, вещи в натюрморте говорят о человеке, пейзаж воплощает его чувства). Круг явлений реальной действительности, который изображает искусство, отражается в содержании. Это содержание воплощено в чувственно воспринимаемой форме, которая создается посредством материалов и приемов, особых в каждом искусстве. Художественная форма представляет собой конкретную, многогранную структуру произведения, созданную при помощи особого изобразительно-выразительного языка и воплощающую его образное содержание. Совершенными художественными произведениями называются такие, где достигнуто полное единство содержания и формы, замысла и воплощения, идейной направленности и мастерства. Это единство является основой красоты искусства. Воплощая идеал художника (его представления о современной жизни), произведения искусства создаются по законам красоты, становятся воплощением и олицетворением прекрасного.
    Виды и жанры искусства. Их характеристика и своеобразие.
    Вид– это исторически устойчивая форма существования и развития искусства. Различают искусства – изобразительные (живопись, скульптура, графика) и неизобразительные (арх-ра, прик. искусство). В свою очередь все виды искусства условно разделяются на станковое, монументальное, декоративное. Неизобразительное искусство разделяется в соответствии с материалом, техникой, назначением.
    Обычно виды искусства подразделяются напространственные и временные.К пространственным видам искусства относятся архитектура, декоративно-прикладное и изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика). К временным, разворачивающимся во времени, относятся музыка, театр, танец, кино и телевидение. В число временных искусств иногда включают и литературу.
    Жанр – внутреннее подразделение во всех видах искусства. В изобразительном искусстве жанр определяется на основе предмета изображения.
    Архитектура– вид искусства, целью которого является создание сооружений, отвечающих утилитарным и духовным потребностям людей, включая их эстетические потребности. Это совокупность характерных признаков сооружений конкретного периода всеобщей истории (арх. античная и др.), или исторической национальной культуры (арх. Индии и т.д.). Архитектура – давнейших и труднейших искусств. Архитектура с одной стороны – это искусство самое материальное, сугубо утилитарное, с другой – абстрактное, рождающееся из чисел и расчетов. Она соединяет в себе черты живописи и графики, оперирует линиями, плоскостями и цветом, и черты скульптуры, оперируя массами и объемами. Но ни живопись, ни графика, ни скульптура не связаны так с социальной средой, не отражают так выпукло эпоху и одновременно не создают ее стиль, как архитектура. Архитектура не изображает натуру. Она выражает идею определенного художественного образа. Функции:утилитарная, экономическая, эстетическая.
    Зародилась в первобытном обществе. Древнейшие поселения – зачатки примитивной архитектуры. Все памятники – на 2 группы: культовая и гражданская. Принцип для всех сооружений одинаков: фундамент; несущие части (стены, колоны, столбы); несомые части (потолок, кровля, свод); венчающие части (шпили, купола).Однако: при одинаковом принципе постройки не выглядят одинаково. 2 причины: духовные (нравы, обычаи, религия); физические (природа, климат, характер строит. материалов, благосостояние).
    В определенную эпоху, в определенной местности – появляются похожие строения. Такое родовое сходство построек, принадлежащее одной местности, одной эпохе – называется – архитектурным стилем. Существует 2 тектонические системы: 1 –сводчато-купольная; 2 – строично-балочная. Последовательное освоение этих систем, их осмысление и представляет собой историю развития архитектуры. Как область искусства архитектура начинается в культуре Месопотамии и Др. Египте.Архитектура высоко ценилась. Главное – пирамиды. Арх-ра была призвана служить культу фараона, культу умерших, культу религии. В последствии стали появляться дворцы. Арх-ра Др. Ег. тесно связана с астрономией, геометрией. Основной строит. материал – камень. Строительный принцип – строично-балочный. Храмы в Др. Ег. – столбы, колоны. Грандиозные размеры. Многоколлоные храмы называлисьгипостийные. С наружи залы и дворцы окружали глухие стены. Достижения – не получили продолжения, но различные композиционные принципы, стилизиция природных форм, зачатки ордерной системы – предопределили многие явления в мировой архитектуре.
    12345678910Следующая ⇒
    Date: 2015-08-24; view: 756; Нарушение авторских прав

  6. DoKGames Ответить


    Эту заметку я посвятил объяснению того, что такое искусство, и какое место оно занимает в культуре? Сразу прошу не воспринимать написанное, как какую-то окончательную  попытку определить, что это такое? Ведь сама постановка такого вопроса крайне сложна в силу того, что у всех людей разное восприятие…
    Для одного искусство — это пожелтевшая от времени фотография, для другого — мазня чернилами по холсту, для третьего  – непристойное слово на заборе ! Ну, да это я забегаю вперед.

    Определение понятия

    Разобраться с тем, что такое искусство, поможет другое понятие — «сознание». Именно благодаря сознанию вообще возможен этот вид познания мира человеком. Всё, что нас окружает — это реальность. С помощью этого вида деятельности другие люди творят новую реальность. И каждый человек обладает сознанием — особым свойством мозга постигать эту окружающую реальность, в том числе, созданную другими людьми.
    Сознание человека отражает реальность в виде образов, мыслей, слов и прочего. Причем каждый человек делает это своеобразно: например представьте себе стол? Какой он? У каждого свой: у одного обычный обеденный, у другого деловой и т.д. Это свойство нашего сознания отражать реальность — крайне полезное умение, поскольку позволяет нам мыслить.
    В древности наряду с рациональным познанием возникает искусство — это, своими словами, познание мира с помощью образов, художественного восприятия. Зачем это нужно было древним людям? Зачем древние люди рисовали животных в пещерах, или свои руки? А вы представьте себя на месте древнего человека. Чтобы выжить, надо охотиться…, надо пойти в лес и завалить кабана, что гораздо сложнее, чем сходить в продовольственный магазин! А если охота неудачная, то будем голодать!
    Поэтому, древний человек, веря в духа животного (тотемизм) как бы задабривает его, нарисовав его на скале. Помещает образ животного (желаемого мяса!) возле себя. Возникает так называемая охотничья магия и искусство!
    Таким образом первоначально оно играло крайне полезную роль: человек осознавал себя в мире, природе, искал своё место в нем и отображал это на камнях, скалах и прочих поверхностях!

    Функции

    В наши дни у него гораздо больше функций: оно позволяет нам познавать мир, в котором живем (познавательная или эвристическая функция), оно может быть средством коммуникации, когда вы общаетесь с человеком, например, показывая ему свой рисунок; футуристическая функция — только с помощью искусства и воображения можно представить себе, что нас ждет в будущем; эстетическая функция  кроется приобщения к прекрасному. Ведь только посредством художественных образов можно понять, что для нас прекрасно, а что безобразно.
    Но главное искусство – средство познания мира, действительности с помощью образов и чувств. Например, произведения современного искусства крайне трудно понять многим людям, так как они смотрят на него с позиции здравого смысла, а не с позиции художественности  прочего.
    Конечно, есть концептуальные произведения, а есть «концептуальный бред», как выражается один знакомый. Но нет «правильного» искусства и «неправильного». Ведь с вашей точки зрения облупленная штукатурка на доме — это облупленная штукатурка, а с моей колокольни — это вовсе не облупленная штукатурка, а живое воплощение времени, которое не загнано под евроремонты… ??

    Виды искусства

    Музыка зародилась давным давно. Вы знаете, что в древнем Китае все государственные чиновники должны были сдавать музыку, чтобы переизбраться на государственную должность. Почему, потому что музыка — наука о гармонии. Сегодня музыка есть разная: попсовая, рок, инструментальная. Каждый жанр музыки соориентирован на ту или иную социальную группу.
    Литература как вид искусства зародилась с появлением письменности. В древности люди умевшие читать, назывались колдунами, владевшие колдовством как из нарисованных каракулей получать нужную информацию. Благодаря литературе мы может узнать, о чем думали люди, жившие столетия, а может и тысячелетия назад!
    Живопись — как вид искусства  – работает с образами. Мы все видим одно и тоже, но по-разному. С помощью живописи вы можете взглянуть не просто на то, что изображено, а на то, как другой человек — художник — видит то же, что и вы.
    Думаю, другие виды вы и сами сможете рассмотреть: архитектура, скульптура, цирк, кино. Напишите в комментариях, какой вид ваш любимый? Мне безумно нравится кино.

    В завершении темы предлагаю ознакомиться с очень хорошим пособием по обществознанию, в котором вы найдете очень хорошие схемы. Очень рекомендую посмотреть схемы по этой теме , в частности какие бывают стили, какие вообще бывают его виды! Книжка, хоть и старого издания, но очень полезная!
    Posobie (файл в формате djvu)
    В следующих постах Вас ждет продолжение темы, новые видеоуроки с решениями тестов по обществознанию, интервью специалистов и многое другое! Не пропустите и оформите подписку на новости сайта!
    С уважением, Андрей  Пучков

  7. Adorargas Ответить

    Сущность искусства и его место в культуре
    Неотъемлемой частью культуры человечества во все времена является искусство. Многообразные формы его реализации вызывают интерес различных научных дисциплин, изучающих конкретные специфические черты искусства, его взаимосвязь с другими сферами человеческого бытия. Предмет искусства – всё однообразие действительности, отражаемое художественными средствами. Искусство – специфический вид деятельности, воплощающий эстетическое отношение к миру. В истории человечества эстетическая деятельность и искусство существуют в единстве с другими видами социальных действий, в первую очередь, с производственными. Так же как в культуре в целом в искусстве ярко выражен игровой элемент (игровые модели культуры). Произведение искусства включает в себя особый вид ценностей – эстетические. Искусство носит надисторический и конкретно – исторический характер, сопряжена с моралью, религией, философией и другими формами духовного освоения действительности. Конкретно исторический характер искусства : преобладание тех или иных стилей и направлений, появление новых видов и жанров(20 век –кино, так как информационные технологии). Появление последних – следствие изменения средств передачи и восприятия художественной культуры.
    Культурология, изучая культуру как целостную систему, рассматривает художественную культуру как специализированную сферу. При этом эстетика предстаёт как метатеория и методология искусства, анализируя его природу, функции и динамику развития. Конкретные стороны искусства как феномена культуры изучают такие дисциплины как искусствоведение(изучает виды , стили, жанры искусства), социология и психология искусства, этнография, археология и др. дисциплины. Эстетика исследует искусство как особую форму эмоционально- образного отношения к действительности , формулирующую и развивающую способность человека преобразовывать мир и самого себя по законам красоты. Как социальное явления, искусство выполняет следующие функции:
    а) познавательную (искусство- это способ познания мира, наряду с наукой, отражающей действительность и отношение человека к ней);
    б) аксеологическая (искусство вырабатывает, хранит и передаёт определённые эстетические ценности и идеалы, тесно взаимосвязаны с моралью);
    в) креативная (искусство само является процессом и результатом творческой деятельности человека, а также побудительной силой проявления творческих начал личности);
    г) воспитательная (в системе эстетического воспитания искусство необходимый компонент формирования эстетических потребностей, взглядов, вкусов и творческих способностей человека);
    д) гедонистическая (отражает неутилитарный характер искусства, его способность дарить людям удовольствие и наслаждение);
    Искусство можно отнести невербальным видам социокультурных коммуникаций. Связей между предметно – чувственным миром и образами, смыслами искусства носят опосредованный характер, поэтому в искусстве всегда присутствуют элементы субъективности, условности, игры.
    В системе культуры искусства предстаёт в единстве с миром(так, античное искусство неразрывно связано с мифологией), с религией, с моралью, наукой, философией. Искусство при этом выражает чувственно-образную сторону трансляции социокультурного опыта, является составной частью традиции. С другой стороны, традиция передаёт, транслирует определённые стереотипы, образцы, “алгоритмы“ творчества в гепозе искусства. Об этом свидетельствует повторяющиеся, сходные темы и сюжеты в искусстве различных народов и исторических эпох (“ кочующие” сюжеты в искусстве). Традиция в искусстве предстаёт как консервирующий, объединяющий элемент, его творческий и развивающий аспект реализуется в инновациях.
    Морфология искусства – учение о типологии и классификации искусства в истории эстетики и культурологии. Типология исторического развития искусства включает направление, течение, школы, стили, жанры. Направление- исторически сложившаяся общность художественных явлений, на основе единства эстетических принципов и ориентации. Отличительной чертой направлений и течений в искусстве является художественный метод.
    Художественный метод- совокупность основных способов и норм создания, распространения и сохранения эстетических ценностей в искусстве. Направление в искусстве различаются также и системами выразительных средств, своеобразием стилевых манер . Стиль- это единство формы и содержания, объективированный художественный метод. В пределах одного и того же направления могут существовать различные стили(например, в модернизме 20 века присутствуют кубизм, абстракционизм, сюрреализм и др. стили.
    Жанр в искусстве – это специфический способ создания художественного образа, отражающий определённые характеристики вида искусства ( в литературе, например, жанрами являются роман, повесть, поэма, стихотворение и др. ).
    При различии подходов и точек зрения в решении проблемы типологизации искусства в современной эстетики выделяют виды искусства(в основе классификации лежит выявление специфики художественных средств).
    Архитектура – вид искусства, основой которого предстаёт архитектурный образ. В ней всегда присутствует единство функциональной, конструктивной и художественных сторон.
    Изобразительное искусство основано на воплощении художественного образа в живописных и пластических произведениях. Особую роль играет сочетание цвета и света. К художественным средствам живописи относят рисунок, колорит, фактуру, цвет, светотень, перспективу. Существуют многообразные жанры живописи ( станковая, миниатюра, рисунок и т.д.).
    Скульптура как вид изобразительного искусства создаёт художественный визуальный образ средствами пластического объёма, силуэта, пропорции. Выделяют станковую, монументальную, декоративную скульптуру.
    Литература – словесный вид искусства, в котором формирование художественного образа осуществляется через вербализацию. Слово здесь несёт определённый смысл, выражающий чувства и эмоции, взгляды и представления, передавая эстетические и художественные ценности через речь (письменную и устную). Жанры литературы: проза и поэзия, подразделяются также на эпос и роман, сказку, повесть, рассказ, драму и т.д.
    Театр – статический вид искусства, художественный образ создаётся посредством использования выразительных средств литературы, изобразительного искусства и игры актёров. Театральное искусство – коллективное творчество, в котором сочетается литературная основа, режиссёрская трактовка, актёрская интерпретация. Театральное искусство включает в себя многообразные жанры (драма, комедия, трагедия и т.д.).
    Кино – синтетический вид искусства, включающий изобразительные и художественные средства литературы, живописи , театра, музыки, танца. В процессе развития киноискусства как коллективного творчества формируются разные жанры и стили, возникают приёмы совершенствования визуальных образов. В современной эстетике выделяют также и телевидение- синтетический вид искусства, в котором видеотекст есть основа формирования художественного образа.
    Музыка – вид искусства, выражающий художественный образ и его интонационную природу аудио средствами. Музыкальное искусство может быть инструментальным и вокальным, воплощаться в таких жанрах как опера, оперетта, оратория, пьеса, симфония и т.д.
    Танец – древнейший из видов искусства, в основе которого лежат движение, жест, ритм. Существует в единстве с музыкой, реализуется в жанрах: балет, характерный танец, народный, бытовой и т.д.
    Все виды и жанры искусства постоянно развиваются и совершенствуются т.к. информационные технологии оказывают прямое воздействие на различные виды художественной культуры, способствуют появлению новых выразительных средств и приёмов художественного творчества( “компьютерная музыка и т.д. ). В условиях информационного общества проблемы развития искусства, творческой деятельности и художественного восприятия произведений искусства приобретают новые аспекты и рождают новые проблемы эстетической теории.
    Вопросы исторического развития художественной культуры, направлений в искусстве будут рассматриваться в русле историко-культурной тематике в последующих темах.

  8. Akira Ответить

    РЕФЕРАТ
    Тема: Искусство в системе культуры
    Содержание
    1. Искусство как специфическая форма отражения действительности
    2. Классификация искусств
    3. Направления, течения и стили в искусстве в историческом развитии
    4. Основные стилевые направления в художественной культуре конца XIX – XX вв
    5. Современные направления и стилевые особенности в художественной культуре
    6. Список литературы
    1.
    Искусство как специфическая форма отражения действительности
    Специфической и достаточно автономной частью культуры является искусство. Оно призвано “раскрывать истину в чувственной форме” (Гегель); “исправлять природу” (Вольтер); “способствовать тому, чтобы люди глубже понимали жизнь и больше ее любили” (Р. Кент); “озарять светом глубины человеческой души” (Р. Шуман); не просто отражать действительность, а “отражать, отрицая или благословляя” (В. Г. Короленко).
    Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому, практически-духовному освоению мира; особая сторона общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; один из важнейших способов эстетического понимания объективной реальности, ее воспроизведение в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостного самоутверждения человеком своей сущности, способ формирования “человеческого” в человеке.
    Искусство – это “образ”, образ мира и человека, сформировавшийся в сознании художника и выражения им в слове, звуках, красках, форме; искусство – художественное творчество в целом.
    Характерные черты искусства: оно служит могучим средством общения между людьми; связано с переживаниями и эмоциями; предполагает преимущественно чувственное восприятие и непременно субъективное восприятие-видение действительности; ему присущи образность и творческий характер.
    Социальные функции искусства.
    Познавательная (гносеологическая) функция. Отражая действительность, искусство является одним из способов познания духовного мира людей, психологии классов, наций, отдельных личностей и общественных отношений. Специфика этой функции искусства – в обращенности к внутреннему миру человека, стремлении проникнуть в сферу сокровенной духовности и нравственных побуждений личности.
    Аксиологическая функция искусства заключается в оценке его воздействия на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм), т. е. обобщенных представлений о совершенстве духовного развития, о той нормативной модели, ориентация на которую и стремление к которой задается художником как представителем социума.
    Коммуникативная функция. Обобщая и концентрируя в себе многообразный опыт жизнедеятельности людей разных эпох, стран и поколений, выражая их чувства, вкус, идеал, взгляды на мир, их мироощущение и мировоззрение, искусство является одним из универсальных средств связи, общения между людьми, обогащения духовного мира отдельного человека опытом всего человечества. Классические произведения объединяют культуры и эпохи, раздвигают горизонты человеческого мировоззрения. “Искусство, всякое искусство, – писал Л. Н. Толстой, – само по себе имеет свойство соединять людей. Всякое искусство делает то, что люди, воспринимающие чувство, переданное художником и, во-вторых, со всеми людьми, получившими то же впечатление”.
    Гедонистическая функция заключается в том, что подлинное искусство несет людям наслаждение, одухотворяет их.
    Эстетическая функция. По своей природе искусство – это высшая форма освоения мира “по законам красоты”. Оно, по сути, возникло как отображение действительности в ее эстетическом своеобразии. Выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формируя эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
    Эвристическая функция. Создание художественного произведения – это опыт творчества – сосредоточение творческих сил человека, его фантазии и воображения, культуры чувств и высоты идеалов, глубины мыслей и мастерства. Освоение художественных ценностей – тоже творческая деятельность. Само искусство несет в себе удивительную способность пробуждать мысли и чувства, заложенные в художественном произведении, и саму способность к творчеству в универсальном проявлении. Воздействие искусства не исчезает с прекращением непосредственного контакта с художественным произведением: продуктивная эмоционально-психическая энергия охраняется как бы “в запасе”, входит в устойчивый базис личности.
    Воспитательная функция. В искусстве выражена вся система человеческих отношений к миру – нормы и идеалы свободы, истин, добра, справедливости и красоты. Целостное, активное восприятие зрителем художественного произведения есть сотворчество, оно выступает способом интеллектуальной и эмоциональной сфер сознания в их гармоническом взаимодействии. В этом состоит предназначение воспитательной и праксиологической (деятельностной) роли искусства.
    К закономерностям функционирования искусства относятся такие особенности: развитие искусства не носит поступательного характера, идет как бы толчками; произведения искусства всегда выражают субъективное видение мира художником и имеют субъективную оценку со стороны читателя, зрителя, слушателя; художественные шедевры неподвластны времени и относительно независимы от меняющихся групповых и национальных вкусов; искусство демократично (оно воздействует на людей независимо от их образования и интеллекта, не признает никаких социальных перегородок); подлинное искусство, как правило, гуманистически ориентировано; взаимодействие традиций и новаторства.
    Таким образом, искусство представляет собой специфический вид духовной деятельности людей, для которой характерно творческое, чувственное восприятие окружающего мира в художественно-образных формах.
    2. Классификация искусств
    Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое выражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых – от наскального рисунка или примитивного танца до грандиозного “шоу” или киносериалов современности – неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на основе эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и законченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.
    Традиционная эстетика делит художественные произведения, прежде всего, по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т. п. Ко второй – музыка, балет, театр, другие виды “зрелищного” искусства. Однако легко заметить, что подобной “жесткой” классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно временными.
    К какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая и переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии на наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др., нередко прибегают к так называемой “визуальной”, или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т. п. и внося во “временное” искусство поэзии выразительный “пространственный элемент.
    Собственно классификация выделяет разновидности искусства – изобразительное, музыкальное, “синтетическое”, “техническое”, декоративно-прикладное и др.
    Изобразительное искусство воздействует на человека визуально, т. е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило. Имеют предметную (материальную) форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключением случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, монументальное искусство, а также в значительной мере декоративно-прикладное искусство относятся к пространственному искусству. Тем не менее, они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жизни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.
    Музыка – вид искусства акустического восприятия, отличается интенсивным действием на эмоциональные сферы людей. В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.
    Синтетические искусства – виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относительно свободную комбинацию разных видов искусств, образующих качественно новое и единое эстетическое целое. Определение относится, прежде всего, к театру (драматический и оперный) в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, декоративно-прикладное искусство и т. п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов искусств, и др.
    “Технические искусства” в развитых формах возникли сравнительно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример – создание “светомузыки”, суть которой заключается в стремлении слить в некий органический синтез “мелодию” меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной стороны, и собственно мелодию – другой. В настоящее время к наиболее распространенным “техническим искусствам” относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с известными оговорками, телевидение.

  9. Cordador Ответить

    Наиболее общее определение культуры сводится к тому, что она представляет собой особый мир создаваемый человеком. Культура есть «возделанная» среда обитания людей, насыщенная продуктами человеческой деятельности, а так же мир «возделанных» личностей, чье сознание и поведение мотивируется и регулируется социальными интересами, общепринятыми нормами и правилами их удовлетворения. Культура составляет область «собственно человеческого», поскольку способность к созиданию культуры, как среды обитания и способа существования – отличительный признак человека. Человек не только создает культуру, но и сам ею формируется – вне контакта с другими людьми, как с носителями культуры ребенок не способен выявить в себе человеческие качества. В культуре человек обнаруживает и проявляет свою специфическую духовную сущность. Прежде всего, она выражается в умение ставить проблемы связанные со смыслом и целью существования и находить пути их решения.
    Культуру традиционно принято разделять на духовную и материальную. Такое деление, в значительной мере, является условным, поскольку согласно данному нами определению всякое проявление культуры имеет духовную основу.
    Если мы обратимся к сферам внутренней культурной жизни человека как мораль и нравственность, то мы можем заметить, что они имеют самое прямое отношение к жизни человеческого духа. Однако, нравственность при этом как бы не имеет отчетливых внешних проявлений – она объективируется либо в индивидуальных каждодневных поступках, которые составляют неуловимую ткань бытия, либо в религиозных текстах или философских сочинениях, то есть в те областях культуры, которые не являются «моралью и нравственностью» в чистом виде. Нравственная, этическая составляющая культуры как бы не имеет отчетливых внешних очертаний, что затрудняет изучение.
    В итоге, рассматривая культуру, как проявление человеческого духа, мы можем заметить, основой ее и «первоначальной ячейкой» является сознание отдельного человека. Важным эстетическим параметром культуры является стиль. Он представляет собой способ организации художественной формы, обусловленный ее внутренним содержанием.
    Виды искусства, их классификация
    Определив искусство как единое явление, следует иметь в виду, что такое искусство вообще является абстракцией, отвлеченностью. В первую очередь искусства традиционно делят по способу их «бытования» и восприятия на временные и пространственные. Временные искусства отличаются тем, что представляющие их произведения разворачиваются и воспринимаются во времени. Произведение искусства в этом случае часто оказывается не отделимым от человека: автора или исполнителя. К временным искусствам относятся искусство слова или поэзия, танец, музыка, кино. К пространственным – живопись, графика, скульптура, архитектура, прикладное искусство, дизайн. Театр занимает промежуточное место – представление располагается в определенном пространстве и, но действие разворачивается во времени. Чаще всего, театр называют синтетическим искусством, так как он (так же как и кино) объединяет, синтезирует достижения различных искусств – поэзии, музыки, живописи.
    К изобразительным искусствам безоговорочно относят живопись, графику, скульптуру. Одним из ключевых принципов создания образов служит здесь принцип подражания – мимесис. Образы строятся как подобия реальных предметов или явлений, они узнаваемы и рассчитаны на зрительное восприятие. Созданный художником образ как бы отсылает зрителя к своему источнику – прообразу или прототипу. Для современного изобразительного искусства (начиная с конца ХIХ века) характерен уклон в сторону выразительности. Крайним проявлением этой тенденции является беспредметное искусство, расцвет которого приходится на двадцатые годы прошлого века. Выразительными искусствами считаются музыка, танец, архитектура. Образы, создаваемые этими искусствами не имеют прямых прообразов среди окружающих предметов или явлений, они могут вызывать лишь некоторые ассоциации. Произведения музыки, архитектуры создаются не на основе наблюдения конкретных явлений, а на основе «суммарных» впечатлений от действительности, которое художник черпает из своего внутреннего мира. Поэзия, театр, кино занимают промежуточное положение – выразительность и изобразительность присущи им в равной степени. Такому соединению способствует соединение на сцене или на экране достижений других искусств. Несколько сложнее обстоит с поэзией или словесным искусством. Главная особенность поэзии заключена в ее особом материале – слове. Слово обладает многоплановостью воздействия: несет в себе идейное содержание – мысль, создает зримые картины – образы, обладает выразительной «телесностью» – фонемой.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *