Что такое истина обратитесь к словарю чтобы выделить основные признаки понятия истина?

7 ответов на вопрос “Что такое истина обратитесь к словарю чтобы выделить основные признаки понятия истина?”

  1. Dulmaran Ответить

    Смотреть что такое “ИСТИНА” в других словарях:

    ИСТИНА — истина, ы … Русский орфографический словарь
    истина — Истина … Словарь синонимов русского языка
    Истина — Знание * Истина * Заблуждение * Глупость * Мудрость * Образование * Ошибка * Путешествие * Ум * Учение Близкие темы: Вера * Доверие * Истина * Правда * Честность Истина Судьба каждой истин … Сводная энциклопедия афоризмов
    ИСТИНА — гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Мысль называется истинной (или просто И.), если она соответствует своему предмету, т.е. представляет его таким, каков он есть на самом деле. Соответственно, ложной… … Философская энциклопедия
    Истина —  Истина  ¦ Verite    Нечто верное, правдивое, настоящее. Следовательно, истина – это абстракция (истины как таковой не существует, есть истинные факты или суждения). Но только благодаря этой абстракции мы и имеем возможность мыслить. Если бы… … Философский словарь Спонвиля
    ИСТИНА — жен. противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть [все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?]; ныне слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость … Толковый словарь Даля
    истина — Правда, аксиома. Истина азбучная, голая, горькая, непреложная, непререкаемая, святая. Говорит правду, режет правду матку, истина глаголет его устами. Это принято за аксиому. Выбрил ему всю правду матку в глаза. . Прот … Словарь синонимов
    ИСТИНА — ИСТИНА, истины, жен. 1. Идеал познания, заключающийся в совпадении мыслимого с действительностью, в правильном понимании, знании объективной действительности (книжн.). Стремление к истине лежит в основе научных исканий. 2. То, что есть в… … Толковый словарь Ушакова
    ИСТИНА — универсалия культуры субъект объектного ряда (см. УНИВЕРСАЛИИ), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления с другой. 1) В… … История Философии: Энциклопедия
    ИСТИНА — соответствие знания действительности; объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания. В истории философии истина понималась как соответствие знания вещам (Аристотель), как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных… … Большой Энциклопедический словарь
    истина — ’истина в Ветхом Завете определяется как путь Господа (Пс.24:10 ), дело рук Его (Пс.110:7 ), заповедь, откровение и закон Его (Пс.118:86 ,138,142) и сосредотачивается она в Самом Господе Боге (Иер.10:10 ). В Новом Завете нам истину явил Господь… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  2. серебристая девуля Ответить

    Непосредственная цель познания – постижение истины, т. е. действительного знания о мире и человеке. Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Опыт показывает, что человечество редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Процесс познания – нелегкий путь. ЗАБЛУЖДЕНИЕ – это содержание сознания, несоответствующее реальности, но принимаемое за истинное. Человеческий разум, устремленный к истине, неизбежно впадает в разного рода заблуждения, обусловленные как его исторической ограниченностью, так и претензиями, превосходящими его реальные возможности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей познания, сложностью решаемых проблем. ЛОЖЬ – это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман. Ложью может быть как измышление о том, чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было. Источником лжи может также быть и логически неправильное мышление. КРИТЕРИИ ИСТИНЫ. Декарт, Спиноза, Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность и отчетливость мыслимого. Пример- «квадрат имеет 4 стороны». Такое понимание критерия истинности опирается на веру в силу логики своего мышления, достоверность восприятия им реальности. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Со временем оказалось, что ясность и отчетливость – субъективные состояния сознания, они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». Это уверенность в достоверности мыслимого. Но и уверенность в истинности мысли способна ввести в заблуждение. Выдвигался такой критерий истины, как общезначимость. Истинно то, что соответствует мнению большинства. ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА – ограниченно верное знание о чем-либо; форма выражения объективной истины, зависящая от конкретных исторических условий, характеризующая ее степень точности, строгости, полноты, которая достигнута на данном уровне познания. АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – совершенно полное, точное, всестороннее, исчерпывающее знание о каком-либо предмете или явлении, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

  3. Morasida Ответить

    Самая распространённая классификация предполагает деление категории на абсолютную и относительную.
    Абсолютная истина – это полное соответствие знания реальным объектам и явлениям. Её критерий – неизменность. Истинные знания невозможно опровергнуть.
    Многие любят утверждать, что это нечто недостижимое. Мнение спорно. Понятно, что трудно найти ответы на вечные вопросы о мире и обществе, жизни и смерти. Но процесс познания охватывает и маленькие кусочки реальности.
    Примеры абсолютной истины:
    на «0» делить нельзя;
    в 3 часа ночи темнее, чем в 14 часов дня;
    день рождения только раз в году;
    живой пингвин не умеет летать сам (и никогда не научится);
    комары смертны.
    Абсолютных истинных знаний в мире не так много. В основном люди описывают предметы и явления под каким-то одним углом, опуская незнакомые детали.
    Относительная истина – это неполное соответствие знаний реальности. Со временем суждения могут быть откорректированы или заменены на новые. Их подлинность недоказуема на 100%, зависит от временного отрезка и социально-исторических условий.
    Примеры относительно истинных знаний:
    зимой холодно (как правило, да, но иногда в ноябре или марте бывают морозы, а в период с декабря по февраль стоит плюсовая температура, так что при сравнении суждение это будет относительным);
    вещества состоят из молекул (знание не полное, ведь позже оказалось, что молекулы состоят из атомов, а атомы – из электронов);
    Лиза Петрова – девушка (девушки бывают разные: подростки, 18-25 лет и даже старше).
    Также истина бывает объективной и субъективной в зависимости от того, пропущена ли реальность через сознание человека.
    Вот есть Вселенная, а в ней – Солнечная система. Вокруг Солнца вращается Земля. Это объективная истина. Неважно, что думает о ней человек. Земля всё равно будет вращаться вокруг Солнца.
    А теперь ближе к жизни. В школу пришла новая ученица. Большинство мальчиков подумали: «Лена – красивая». Это субъективная истина, потому что прошла через сознание людей. С точки зрения объективной реальности, нет понятия красоты. Одним мальчикам нравятся худенькие девочки, другим – спортивные, третьим – с округлыми формами.

    Частный случай субъективной истины – это правда.
    Она характеризует отношение человека к событиям, которые происходили в действительности. Не зря говорят: «У каждого своя правда».

    Выводы

  4. оливочка65 Ответить

    И?стина — характеристика, обозначающая степень совершенства мысли (представления) либо высказывания, позволяющее считать познание знанием. Истиной, также, может называться и само знание (само содержание знания) или сама познанная действительность. Противоположным истине понятием является понятие «ложь» . Обычно истиной считается соответствие высказывания или представления некоторому критерию проверки на истинность. Истина используется как общая категория, в частности, как религиозное, философское, научное логическое понятие. В науках и философии используются самые разнообразные критерии истины. В логике, для которой истина является одним из преимущественных предметов изучения, таким критерием считается непротиворечивость и логическая правильность. В некоторых религиях таким критерием зачастую является божественное откровение.
    Виды истины
    Относительная истина — философское понятие, отражающее утверждение, что абсолютная истина (или истина в последней инстанции) недостижима (см. агностицизм) . Согласно этой теории, можно только приближаться к абсолютной истине, и по мере этого приближения создаются новые представления, а старые отбрасываются. Теории, утверждающие существование абсолютной истины, часто называют метафизикой, относительной истины — релятивизмом. Понятие относительной истины используется в учении о диалектике. Термин относительная истина неудачен, более точным был бы термин частичная истина.
    Аналитическая истина имеет место тогда, когда приписываемое предмету свойство содержится в самом его понятии. Синтетическая истина — когда приписывание этого свойства требует внесения дополнительной информации.
    Случайная истина и Необходимая истина.
    Разновидностью относительной истины является правда
    [править] Теории истины
    Все теории можно разделить на дающие реальное определение истине и устанавливающие правила употребления слова «истина» .
    Теории истины (концепции истины) , дающие определение истине:
    Корреспондентная (классическая) теория. Истина — это соответствие мысли (высказывания) и действительности (вещи) , представление, предельно адекватное или совпадающее с реальностью (Аристотель, средневековая философия, философия Нового времени в том числе Фома Аквинский, П. Гольбах, Гегель)
    Конвенциональная теория. Истина — это результат соглашения (Пуанкаре, Карнап, К. Поппер)
    Когерентная теория. Истина — это характеристика непротиворечивого сообщения, свойство согласованности знаний (Лейбниц, Авенариус, Мах, неопозитивизм)
    Авторитарная концепция. Истина — это убеждение и/или доверие авторитету (средневековая философия, богословие)
    Прагматическая (праксеологическая) теория. Истина — это полезность знания, его эффективность, то есть истинным является сообщение, позволяющее достичь успеха, (Ф. Бэкон, марксизм)
    Теория истины как очевидности. Истина — это «ясное и отчетливое представление» (Р. Декарт, Ф. Брентано, Э. Гуссерль)
    Теория истины как опытной подтверждаемости. (Шлик, Нейрат)
    Теории истины (концепции истины) , устанавливающие правила употребления термина «истина» при построении теорий:
    Редундантная теория: слова «истина» , «истинный» , «истинно» лишены смысла (П. Ф. Рамсей)
    Перформативная теория: слова «истина» , «истинный» , «истинно» являются перформативами в смысле теории речевых актов (П. Ф. Стросон)
    Семантическая теория истины: поскольку высказывание о высказывании порождает семантические парадоксы, вводится запрет на определение понятия истины (А. Тарский)
    истина это такая штука которую люди придумали что жить было проще и спокойнее, не так ли?
    А означает она слово Идеал, толко в не материальном плане
    «Под истиной следует понимать Божественную, духовную и материальную (физическую) информацию (энергию), критерием которой выступают душа и дух человека. При этом под духом человека понимается эманация Бога,

  5. Stardweller Ответить

    Веками слышится вопрос:
    Скажите, что есть истина?
    Я – Истина, – сказал Христос,
    И это слово истинно!
    Раз шел в претории допрос,
    Народ кричал неистово.
    Глас слышит Мой, – сказал Христос, –
    Тот, кто есть сам от Истины.
    Такой ответ как будто прост,
    Пилат в нем видит искренность,
    И все же задает вопрос:
    А что такое истина?
    Так, глядя Истине в глаза,
    Мы гоним ее истово,
    Забыв, что Сам Христос сказал:
    Я – Путь и Жизнь и Истина!
    Истина – верное отражение объективной действительности в сознании человека, воспроизведение её такой, какой она существует сама по себе, вне и независимо от человека и его сознания. Понимание истины как соответствия знания вещам восходит к мыслителям древности. Так, Аристотель писал: “…прав тот, кто считает разделенное (в действительности. – Ред. ) – разделенным и соединенное – соединенным… “. Эта традиция в понимании истины продолжена в философии нового времени (Ф. Бэкон, Б. Спиноза, К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, М. В. Ломоносов, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Л. Фейербах и др.) .
    Истина совсем не есть соответствие в познании реальности, находящейся вне человека. Познание Истины не тождественно с объективностью. Познание истины не есть объективация, т. е. отчуждение и охлаждение. Истина первична, а не вторична, т. е. не есть соответствие чему-то другому. В последней глубине Истина есть Бог и Бог есть Истина …Истина не есть реальность и не есть соответствие реальности, а есть смысл реальности, есть верховное качество и ценность реальности. Истина динамична …(Н. А. Бердяев)
    ИСТИНА – противоположность лжи (все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть, все что есть, то истина, не одно ль и то же есть и естина, истина?) . В наше врнмя слову этому отвечает и правда, хотя вернее будет понимать под словом правда: правдивость, справедливость, правосудие, правота. Истина от земли, достояние разума человека, а правда с небес, дар благостыни. Истина относится к уму и разуму; а добро или благо к любви, нраву и воле. (Словари)
    Истина – адекватность познания действительности. Истина – точка зрения абсолютного Бога, совокупность известных и неизвестных законов. Воплощение ИСТИНЫ – процесс создания индивидуального истинного тела, следуя законам Бога, и действия, в соответствии с этими законами. (разные мнения)
    В выражении “абсолютная истина ” термин “истина” означает Слово или Логос. Его значение отличается от термина “истина”, употребляемого традиционной аксиологией в контексте ценностей истины, добра и красоты. Чтобы выразить истину в этом значении аксиология Объединения использует термин “истинность”

  6. Kishakar Ответить

    Познание и коммуникативная деятельность

    Коммуникативная деятельность — это деятельность, предметом которой является другой человек — партнёр по общению. Происходит это понятие от термина коммуникация (от лат. communicatio — сообщение, передача) — общение, обмен мыслями, сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания посредством знаков, зафиксированных на материальных носителях. Во-первых, коммуникативная деятельность охватывает передачу информации с помощью различных социальных институтов и структур, в первую очередь СМИ, которые собирают, перерабатывают и распространяют информацию. В результате часто происходит не только прямая передача информации и воздействие на сознание и поведение участника коммуникации, но и возникновение «второй реальности», символической, виртуальной, замещающей нередко саму действительность и выдающей себя за неё. Во-вторых, коммуникативной деятельностью является профессиональное общение внутри наук, в том числе социально-гуманитарных, где главными коммуникационными структурами являются научные сообщества, кафедры, лаборатории, институты, публикации и экспертизы, конференции, симпозиумы, семинары, системы научно-технической информации, а также «невидимые колледжи» — как называют неформальные объединения или личное общение конкретных учёных. Коммуникации реализуются через такие формы общения, как сотрудничество, соавторство, ученичество и принадлежность к научной школе.
    В науке коммуникации предстают как диалог и рациональная критика. Это взаимная деятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждый из которых считается с другим, и в результате которой оба они изменяются. Такой подход предполагает многообразие, плюрализм разных позиций, точек зрения, ценностных и культурных систем, вступающих друг с другом в отношения диалога и меняющихся в результате этого взаимодействия.
    В процессе коммуникативной деятельности особое значение имеют конвенции, соглашения, введение или исключение которых является одной из универсальных процедур познания наряду с отражением, осмыслением и интерпретацией. Познавательная конвенция предполагает введение норм, правил, знаков, символов, языковых и других систем на основе договорённости и соглашения субъектов познания.
    Можно выделить такие функции коммуникативной деятельности, как оформление знания в виде текстов (формальная коммуникация) с применением принятого в данном научном сообществе унифицированного научного языка, стандартов и конвенций. Кроме того, это передача системы мировоззренческих, методологических и иных нормативов, принципов, которые лежат в основе научных выводов. Следствием коммуникации в познавательной деятельности становится также применение таких коммуникативных форм познания, как аргументация, обоснование, объяснение, опровержение и тому подобные формы, направленные лично участнику — партнёру по научной коммуникации.
    Важнейшую роль в научно-познавательной деятельности играют языки (естественные и искусственные) и иные знаковые системы — модели, схемы, таблицы, а также логические правила, эталоны, единицы и приёмы измерения, объяснения и доказательства.

    Словарь

    Коммуникация — общение, передача информации от человека к человеку.
    Познание — процесс обогащения человека новым знанием.

    Практические выводы

    1. В процессе познавательной деятельности не стоит однозначно доверять органам чувств, хотя без них картина мира бедна и невыразительна. Увидеть что-либо не достаточно, нужно ещё и обдумать увиденное.
    2. Стремясь познать истину, помните, что позиция оптимиста поможет вам преодолевать объективные трудности познания мира. Путь к истине может оказаться тяжёлым, подобным восхождению на гору, и, как справедливо говорил немецкий мыслитель К. Маркс, только тот доберётся до её сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам.
    3. Примите к сведению, что современная философия рассматривает истину как сложное явление. Установление истины всегда требует интерпретации. Поэтому важно обращать внимание как на логические доказательства тех или иных утверждений, так и на соответствие между ними и реальной жизнью.
    4. Древние говорили, что многознание уму не учит, однако невежество не стоит оправдывать неверием в разум. Для получения научных истин мало нагружать память, важно организовывать мысль, владеть всем арсеналом методов научного познания.
    5. При всём уважении к науке не стоит умалять значения народной мудрости, здравого смысла и искусства. В них сконцентрирован опыт прежних поколений людей. Многие выдающиеся учёные были знатоками живописи, музыки, театра, черпая в них не только вдохновение, но и великие догадки и озарения. Истинному учёному, чтобы не уподобиться сухарю, важно осознавать специфику художественного познания мира.
    6. Помните, что лёгкое и окончательное знание обычно сулит паранаука, но за подобными обещаниями далеко не всегда кроется истина. Прав А. С. Пушкин, писавший: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, и опыт — сын ошибок трудных, и гений — парадоксов друг». Часто теория отстаёт от практики, сложна для понимания, но именно за ней — основательность и фундаментальность научных истин.

    Документ

    Из книги отечественного философа Э. В. Ильенкова (1924 —1979) «Философия и культура».
    «Ум» («мудрость») — это не «знание» само по себе, не совокупность сведений, заложенных образованием в память, не информация и не совокупность правил сочетания слов со словами, терминов с терминами. Это — умение правильно знаниями распоряжаться, умение соотносить эти знания с фактами и событиями реальной жизни, объективной реальности, и главное — самостоятельно эти знания добывать, пополнять — так издавна определяет «ум» всякая действительно умная философия. И обязательно ведёт к образованию ума, мышления. В состязании на простое заучивание сведений самый умный человек не сможет тягаться с самой глупой и несовершенной электронно-вычислительной машиной. Однако именно в этом его преимущество перед нею — преимущество наличия ума… Умный человек — в отличие от глупого — даже при небольшом запасе усвоенных в школе знаний умеет применять этот запас к решению вопросов, встающих перед каждым из нас ежеминутно и ежечасно в жизни. Пусть даже эти вопросы несложные. И наоборот, глупый человек даже при огромном запасе хранящихся в его памяти знаний то и дело попадает впросак в самых несложных жизненных ситуациях, требующих самостоятельного, заранее (т. е. априори) не предусмотренного, не предписанного решения…
    Вопросы и задания к документу
    1. Как вы понимаете основную идею текста? Можно ли сказать, что знания сами по себе никакой ценности не имеют? 2. Противоречат ли рассуждения Э. В. Ильенкова известному философскому утверждению «знание — сила»? Аргументируйте свой ответ. 3. На основе приведённого текста определите основные признаки понятия «ум». 4. Приведите примеры того, как усвоенные знания помогают решать проблемы, возникающие в жизни.

    Вопросы для самопроверки

    1. Какие значения слова «знание» вам известны? В чём близость этих значений? 2. Кто такие агностики, в чём суть их взглядов на познание? 3. Какое значение в познавательной деятельности имеет чувственное познание? 4. В чём особенности рационального познания? 5. В чём суть разногласий сенсуалистов и рационалистов? 6. Что такое истина? Обратитесь к словарю, чтобы выделить основные признаки понятия «истина». 7. Почему истина чаще всего не является окончательной и абсолютной? 8. В чём состоят особенности научного познания? 9. Чем различаются знания социальные и гуманитарные?

    Задания

    1. К какой точке зрения на познаваемость мира близка позиция французского математика, физика и философа Ж. Пуанкаре: «Основные положения геометрии Евклида суть также не что иное, как соглашение, и было бы настолько же неразумно доискиваться, истинны ли они или ложны, как задавать вопрос, истинна или ложна метрическая система. Эти соглашения только удобны»? Свой ответ аргументируйте.
    2. Философ эпохи Возрождения Николай Кузанский утверждал, что «разумность есть знание истины, чувство красоты и желание блага». Как вы понимаете мысль философа? Согласны ли вы с данным суждением? Свой ответ аргументируйте.
    3. В драме «Борис Годунов» А. С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, всё то, чему свидетель в жизни будешь…» Можно ли ограничиться данным поучением, если речь идёт о познании общества? Свой ответ аргументируйте.
    4. Сформулируйте свою позицию в споре о сущности истины. Чем ваша позиция отличается от позиции сенсуалистов и рационалистов? Чем они близки?
    5. Выполните проектную работу «Соотношение научной и учебной познавательной деятельности». Свой проект сопроводите электронной презентацией.

    Мысли мудрых

    «Истина принадлежит человеку, заблуждение — его эпохе».
    И. В. Гёте (1749—1832), немецкий писатель,
    поэт, мыслитель
    <<< К началу

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *