Что такое корень в русском языке 3 класс правило?

11 ответов на вопрос “Что такое корень в русском языке 3 класс правило?”

  1. Garan Ответить

    Для того чтобы правильно выделить основные морфемы, недостаточно просто знать, что такое корень слова. Здесь необходимо грамотно уметь подбирать однокоренные, родственные слова.
    Такие слова не обязательно принадлежат к определенной части речи, это могут быть все знаменательные. Так, однокоренными будут лексемы: “свет” – “светлый” – “светить” – “светло”; “зелень” – “зеленый” – “зеленеть” – “зелено”; “мир” – “мировой” – “мирить” – “мирно”.
    Как выделить корень слова? Правило гласит, что следует вникнуть в его лексическое значение, подобрать родственные слова и понаблюдать, какая часть у них повторяется. Таким образом легко можно понять, где находится основная морфема. Иногда помогает изначальное «отсечение» приставки, флексии и суффикса, особенно если они имеют один вариант.
    Например, в слове “подорожник” приставка по- (она не имеет других вариантов и легко визуализируется) и суффикс ник-, который также очень характерен для существительных. Остается корень -дорож-. Докажем это, подобрав однокоренные слова: дорожка, дорожный.

    Последний пример также показывает, что в корнях случается чередование. Это продиктовано историческим изменениями языка. Варьироваться могут как согласные, так и гласные звуки.
    Дорога – дорожка.
    Сухой – сушить.
    Рука – ручка.
    Собирать – собрать – соберу.
    Умереть – умирать.
    Блистательный – блестеть.
    Зная, что такое корень слова и как его правильно искать, можно смело делать морфемный разбор таких слов, не боясь ошибиться.

  2. Doomsinger Ответить

    Предлог и приставка.
    В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от.
    Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос.
    Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.

    Части речи.
    Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.
    Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.
    Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.
    Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
    Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают.Местоимение это часть речи.
    Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.

    Имя существительное.
    Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Это одушевленные.
    Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Это неодушевленные.
    Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.
    Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. – женского рода.
    Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.
    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе.
    Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.
    Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:

    Родительный Кого? Чего?
    Дательный Кому? Чему?
    Винительный Кого? Что?
    Творительного Кем? Чем?
    Предложный О Ком? О чем?
    Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
    Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
    Падеж
    Предлоги
    Вопросы
    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный
    от, до, из, без, у, для, около, с
    к, по
    в, во, на, за, про, через
    с, со, за, под, над, между, перед
    о, об, в, на, при
    Кто? Что?
    Кого? Чего?
    Кому? Чему?
    Кого? Что?
    Кем? Чем?
    О ком? О чем?
    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
    На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется.

    Имя прилагательное
    Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной.
    Один предмет можно противопоставить другому по какому – либо признаку: температуре, цвету, размеру.
    Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.
    Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано.
    Мужской род – какой?
    Женский род – какая?
    Средний род – какое?
    Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.

    Глагол.
    Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов.
    В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым.
    В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях.
    Смысл слова уточняется в предложении и в тексте.
    Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.
    Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.
    Глагол изменяется по временам.
    Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы Что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают?
    Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы Что делал? Что сделал?Что делали? Что сделали?
    Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л-
    Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род – что делал?

    Женский род – что делала?
    Средний род – что делало?
    Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу.
    Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы Что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?
    Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос Что делать? Что сделать?
    Не придает глаголу отрицательный смысл.
    Не с глаголами пишется раздельно.
    Основные правила по русскому языку за 3 класс.

  3. Cordagas Ответить

    Корни, гласная в которых зависит от лексического значения слов

    Корень «Мок» пишем в значении «пропускать жидкость», то есть мокнуть.
    Примеры: Промокашка, непромокаемый плащ.
    Корень «Мак» — в значении» погружать в жидкость, то есть макать.
    Примеры: Обмакнуть кисть в краску
    Корень «Ровн» пишется в значении ровный, гладкий, прямой.
    Примеры: Подровнять чёлку, заровнять канаву.
    Корень «Равн» — в значении равный, одинаковый
    Примеры: Уравнение, подравнять составы команд.

    Корни, гласная в которых зависит от ударения

    Безударные корни – позд, твор, клон, зор, гор.
    Ударные – пазд, клан, зар, гар.

    Корни, гласная в которых зависит от наличия суффикса «а»

    В корнях бер-бир, мер-мир, жег-жиг, блест-блист, чет-чит, пер-пир, дер-дир, сер-тир, стел-стил пишем букву “и”, если следом суффикс “а”.

    Особые случаи написания корней

    Кос-кас — корень «кос» пишется, если за корнем следует согласная буква «н». В остальных случаях пишется корень «кас».
    Примеры: Прикоснуться, Прикасаться.
    Корни полв-плав. Корень «плов» пишется лишь в двух словах- пловец, пловчиха. В остальных случаях пишется «плав».
    Примеры: Поплавок.
    Корень «лож» пишется с согласной «ж». «Лаг» с г.
    Раст-ращ-рос. Корень «рос» пишется с буквой «о». В корне ращ и раст пишем с «щ и ст»
    Примеры: Выращенные растения.

  4. Moriel Ответить

    Речь. Текст. Предложение. Слово.
    Текст состоит из предложений, а предложения- из слов.
    Текст___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Предложение-это слово или несколько слов, выражающих законченную мысль.
    Предложение_________________________________________________________________________________________________________________________
    Каждое предложение произносится с какой-либо целью.
    Предложение в котором о чем- либо сообщают (повествуют), называется повествовательным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    Предложение, в котором о чем то спрашивают, называется вопросительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, в котором советуют что-либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!)__________________________________________________________________________________________________________________________________
    Текст- это связанные по смыслу предложения. Текст можно озаглавить.
    Слово- это название предмета, признака предмета, действия предмета.
    Фамилия, имена, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, сел, улиц, озер, рек, морей пишутся с большой буквы._____________________________________________________________
    Тема текста- это то, о чем говорится в тексте.
    Текст- повествование отвечает на вопросы что случилось? Что произошло? В повествовании три части: начало, основная часть, концовка.
    В тексте- описании дано описание людей, животных, растений, явлений природы, различных предметов.
    Текст- рассуждение объясняет причину явлений, событий. К этому тексту можно поставить вопрос почему?
    Главные члены предложения:
    Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Оно отвечает на вопрос кто? Или что?
    Сказуемое обозначает, что говорится о подлежащем. Оно отвечает на вопросы: что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает?
    __________________________________________________________________
    В предложении есть главные члены и второстепенные. Главные члены- подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены поясняют подлежащее, сказуемое или второстепенный член
    Для того чтобы найти слова, которые связаны между собой по смыслу, ставь вопрос от одного слова к другому._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Однокоренные слова.
    Слова, которые имеют что-то общее по смыслу и одинаковый корень, называются однокоренными.______________________________________________________________________________________________________________________
    Звуки и буквы.
    Звуки мы произносим и слышим. Букву пишем и видим. Звук на письме обозначается буквой. Буквы Ь Ъ звуков не обозначают.
    Гласных звуков шесть: а, и, о, у, ы, э.
    Гласных букв десять: а, и, о, у, ы, э, е, ё, ю, я.
    Гласные буквы е, ё, ю,я обозначают два звука в начале слова, после гласных, после ъ,ь.
    Буквы е,ё,ю,я после согласных обозначают мягкость согласного звука и гласный звук.
    При произношении гласного звука воздух проходит свободно, слышится голос. Гласный звук образует слог. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Перенос слов:
    Слово переноситься по слогам, слова из одного слога не переносятся. Одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить на другую.
    Буквы Ь, Й при переносе слов нельзя отделять от стоящей впереди буквы. При переносе слов с двойными согласными одна согласная остается на строчке, а другая переносится.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Мягкий знак
    В конце слова мягкость согласного звука обозначается Ь.
    Ударные и безударные гласные.
    Безударные гласные в корне слова нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы безударный гласный стал ударным.____________________________________________________________________________________________________________________________
    Словосочетание
    Словосочетание- два слова, связанные между собой по смыслу. В словосочетании одно слово зависит от другого. Подлежащее и сказуемое не образуют словосочетание.______________________________________________________________________________________________________________________
    Состав слова.
    Корень- это общая (одинаковая) часть однокоренных слов. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.___________________________
    Окончание- это изменяемая часть слова. Окончание служит для связи слов в предложении. ____________________________________________________
    Однокоренные слова образуются с помощью приставок и суффиксов. ____________________________________________________________________________________________________________________________________Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.__________________________________________
    Суффикс- это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов._________________________________________
    Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне.
    Парные звонкие: б б’ в в‘ г г‘ д д‘ ж з з’
    Парные глухие: п п‘ ф ф‘ к к‘ т т’ ш с с’
    Непарные звонкие : л л’ м м’ н н’ р р’
    Непарные глухие: х х’ ц ч’ щ’
    Парный звонкий согласный звук на конце слова заменяется при произношении парным глухим. Слова с парными согласными на конце нужно проверять. Для проверки измените слово так, чтобы после согласного стоял гласный.___________________________________________________
    Парные согласные на конце слова или перед другими согласными нужно проверять. В этих случаях звук и буква могут не совпадать. Проверочными словами называют слова, в которых после согласной буквы стоит гласная. Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук, нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный.__________________________________________________
    Правописание безударных гласных в корне слова.
    Проверяемые безударные гласные могут быть в приставке, в корне, в суффиксе, в окончании. Прежде чем написать гласную букву в безударном слоге, нужно узнать, в какой части слова она находится. Если в приставке или суффиксе- запомни, как пишется эта приставка или суффикс : по-, пере-, под-, про-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -оньк-. Если же в корне, то нужно подобрать проверочное слово. Проверочным словом может быть однокоренное слово с ударным гласным в корне. Чтобы найти проверочное слово, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный звук стал ударным или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.
    Слова с двумя безударными гласными в корне проверяют двумя проверочными словами._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Слова с непроизносимыми согласными в корне.
    В корнях некоторых слов звуки в,д,л,т не произносятся, а буквы в,д,л,т пишутся.
    Правописание приставок.
    Приставка- это часть слова, и на письме её нельзя отделять от корня. Приставки о-, об- (обо-), от- (ото-), до-, по-, под- (подо-), про-, за-, на-, над-, в- (во-), с- (со-)
    , вы-, пере- пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Предлог и приставка.
    В русском языке есть одинаковые предлоги и приставки: в, во, за, на, над, по, под, про, с, о, об, от. Между предлогом и словом, перед которым он стоит, можно вставить другое слово или вопрос. Предлоги никогда не стоят перед словами, которые обозначают действие предмета.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Разделительный твердый знак (Ъ)
    Разделительный твердый знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными е,ё,я.____________________________________________________________
    Части речи.
    Слова в нашей речи делятся на большие группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения.
    Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопрос кто? Или что?, называются именами существительными.____________________________
    Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? называются глаголами.__________________________
    Слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? называются именами прилагательными.________________________________________________
    Чтобы узнать, какой частью речи является слово, поставь к нему вопрос и определи, что обозначает слово (предмет, признак предмета, действие предмета).
    Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они – это местоимения. Они не называют предмет, а только на него указывают. Местоимение это часть речи.
    Предлог не бывает членом предложения. Он употребляется в предложении вместе с существительным или местоимением и служит для связи слов в предложении.______________________________________________________
    Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Другие имена существительные отвечают на вопрос что? Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой,- мужского рода.________________________________________________________
    Имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя. -женского рода._________________________________________________
    Имена существительные, к которым можно поставить слова оно, мое,- среднего рода.___________________________________________________
    Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, надо поставить его в единственном числе. Имена существительные изменяются по числам (единственное и множественное). При изменении существительного по числам изменяется его окончание.___________________________________________________________________________________________________________________________
    Изменение окончаний имен существительных по вопросам называется изменением по падежам или склонением:
    Именительный падеж кто? Что?______________________________________________________________
    Родительный кого? Чего?_____________________________________________________________
    Дательный кому? Чему?____________________________________________________________
    Винительный кого? Что?_____________________________________________________________
    Творительного кем? Чем?______________________________________________________________
    Предложный о ком? О чем?______________________________________________________________
    Чтобы определить падеж существительного, найди слово, с которым связано имя существительное, поставь от него вопрос. По вопросу (и по предлогу) определи падеж.
    Имя прилагательное
    Падеж
    Предлоги
    Вопросы
    Именительный
    Родительный
    Дательный
    Винительный
    Творительный
    Предложный
    от, до, из, без, у, для, около, с
    к, по
    в, во, на, за, про, через
    с, со, за, под, над, между, перед
    о, об, в, на, при
    Кто? Что?
    Кого? Чего?
    Кому? Чему?
    Кого? Что?
    Кем? Чем?
    О ком? О чем?
    Существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим.
    На конце существительного женского рода после шипящих пишется мягкий знак. На конце существительных мужского рода после шипящих мягкий знак не пишется__________________________________________________________
    Имена прилагательные обозначают признак предмета. Они делают нашу речь точной и выразительной. Один предмет можно противопоставить другому по какому- либо признаку: температуре, цвету, размеру. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Мужской род- какой? Женский род- какая? Средний род- какое?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Имена прилагательные во множественном числе отвечают на вопросы какие? и имеют окончания –ие, -ые.
    Глагол это часть речи, которая обозначает действие предметов. В предложении глагол чаще всего бывает сказуемым. В русском языке есть глаголы, близкие по смыслу и противоположные. __________________________________________________________________Один и тот же глагол может употребляться в разных значениях. Смысл слова уточняется в предложении и в тексте. __________________________________________________________________Глаголы изменяются по числам. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета. Если глагол обозначает действие двух и более предметов, то он стоит во множественном числе.______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол изменяется по временам.
    Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? Что делаешь? Что делает? Что делаем? Что делаете? Что делают? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    Глаголы в прошедшем времени отвечают на вопросы что делал? Что сделал? Что делали? Что сделали? Глаголы в прошедшем времени можно отличить по суффиксу –л- Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам: мужской род- что делал? Женский род- что делала? Средний род- что делало? Род глагола в предложении зависит от рода имени существительного, с которым он связан по смыслу._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать? Что сделают? Что будут делать?______________________________________________________________________________________________________________________________ Глагол в неопределенной форме отвечает на вопрос что делать? Или что сделать? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
    Не придает глаголу отрицательный смысл. Не с глаголами пишется раздельно_________________________________________________________
    Как изменяются слова
    Имена существительные, имена прилагательные и глаголы изменяются по числам (единственное число, множественное число).
    Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет. Имя прилагательное в единственном числе обозначает признак одного предмета. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета.

  5. sunlightik Ответить

    Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.
    Вспоминаем родственные слова:
    восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).
    Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.
    Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:
    похитить, похищение, хищение.
    Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.
    Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано “на засыпку”, конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:
    у-креп-ление.
    Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:
    крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,
    не учитывая корневого чередования:
    б//бл гребет – гребл-я;
    п//пл сыпать – сыпл-ю;
    в//вл любить – любл-ю;
    м//мл кормить – кормл-ю;
    ф//фл графить – раз-графл-енный.
    В слове “укрепление” – корень крепл-.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *