Что такое министерская чехарда с чем связано это явление?

6 ответов на вопрос “Что такое министерская чехарда с чем связано это явление?”

  1. Direbrand Ответить

    В Первую мировую войну империя вступила, находясь в состоянии глубокого политического и социального кризиса. Россию терзали внутренние противоречия. Царская власть пыталась осуществить давно назревшие реформы, но не доводила их до конца. Был создан парламент, но он не был наделён реальными полномочиями. Правительство не желало прислушиваться к голосу оппозиции, но и не подавляло полностью её деятельность.
    Нерешительность и непоследовательность царского режима неуклонно разрушали авторитет власти. Особые сомнения порождала близость к дому Романовых такой подозрительной личности, как Григорий Распутин. Многие задавались вопросом о том, каким образом явный авантюрист, претендовавший на статус чудотворца, сумел завоевать доверие царской семьи.

    Влияние Распутина

    Мнения о роли, которую сыграл в российской истории так называемый духовный наставник императорской четы, сильно расходятся. В биографии Григория Распутина трудно разделить мифы и реальность. Но не вызывает сомнений тот факт, что Николай Второй и царица Александра Фёдоровна в определённой степени прислушивались к его советам. Естественным образом многие влиятельные и высокопоставленные лица стремились использовать в своих интересах доверие, которое питала к Распутину царская семья. Во все времена фавориты монархов оказывали посреднические услуги, как правило, небескорыстные, людям, желавшим добиться принятия верховной властью выгодных им решений. Сложно поверить, что в дореволюционной России отсутствовала такая тенденция. Часть историков считает источником “министерской чехарды” Григория Распутина, который по просьбам богатых и влиятельных лиц склонял Николая Второго к назначению на высокие государственные посты определённых кандидатов.

  2. RORYGYBU Ответить

    «Министе?рская чехарда?» — период в истории Российской Империи, когда с сентября 1915 по февраль 1917 года произошло 24 назначения на посты министров.
    Долгое время считалось, что причиной столь частой смены министров были «безответственные влияния» императрицы Александры Фёдоровны и Г. Е. Распутина на императора Николая II. Однако анализ показывает, что к двум третям назначений царица и крестьянин относились либо отрицательно, либо не имели никакого отношения. «Причастность» же Александры Фёдоровны и Распутина к остальным восьми назначениям состояла в том, что оба они вторили сделанному ранее и независимо от них личному выбору царя, в случае, если кто-либо оспаривал этот выбор.
    Историк Ф. А. Гайда констатировал, что «в научной литературе пока не было доказано, что Распутин являлся инициатором состоявшейся замены хотя бы одного министра или равнозначной фигуры».
    Подлинная же причина «министерской чехарды» — влияние не каких-то «тёмных сил», а вполне конкретного «народного представительства». Не случайно, что из 24 назначений на министерские посты, совершённых после образования Прогрессивного блока, 15 связаны с появлением у власти законодателей.

  3. YAS Ответить

    Последние два года существования Российской империи царское правительство было подвержено постоянной кадровой ротации, которую современники метко окрестили «министерской чехардой».
    Еще бы! За два года – с начала 1915-го по февраль 1917 года – сменилось четыре премьер-министра, шесть министров внутренних дел, четыре военных министра и четыре министра юстиции. Чем не чехарда?
    В чем же причина такой кадровой нестабильности? Первая мировая война резко обострила социальные и политические противоречия в стране. На волне недовольства военными неудачами окрепла и консолидировалась либеральная думская оппозиция. Возник Прогрессивный блок, объединивший большинство депутатов, среди которых были и те, кто придерживался правомонархических взглядов. При содействии недовольной общественности новая коалиция развернула мощное наступление на царское правительство. Поддержку ей оказал и Верховный главнокомандующий, дядя царя великий князь Николай Николаевич.
    Иван Горемыкин
    Находясь в крайне тяжелом положении, власть решила уступить оппозиции и пойти на некоторую жертву. Так, в отставку были отправлены четыре «самых правых» министра, входивших в состав правительства Ивана Горемыкина (1839–1917), – Николай Маклаков, Владимир Сухомлинов, Владимир Саблер и Иван Щегловитов. Однако проблем эти уступки не решили: думское большинство мечтало установить контроль над всем кабинетом и такие полумеры депутатов не устраивали. Более того, теперь в оппозиции к царю оказалось и большинство членов самого правительства (первую скрипку здесь играл министр землеустройства и земледелия Александр Кривошеин). Монарху было написано коллективное письмо, в котором министры-фрондеры заявили о своем «разномыслии» с премьером Горемыкиным.
    Но тут колесо фортуны повернулось в сторону власти. В августе 1915 года ситуация на фронте стабилизировалась, и царь решил, что может позволить себе радикальные меры. Он отправил правительственных «смутьянов» в отставку, а «заодно» снял с должности Верховного главнокомандующего – своего амбициозного дядю, самолично возглавив Русскую армию. Оппозиция стала зализывать раны и готовиться к новому штурму. Власть отлично понимала его неизбежность, что диктовало необходимость новых кадровых подвижек. Горемыкин был надежным проводником воли царя, поддерживал тесные связи с монархическими организациями и пользовался уважением выдающихся деятелей монархического движения. Но возраст брал свое, тогда как на этом посту требовался человек более энергичный, ведь от премьера ждали новых подходов – при безусловной лояльности государю.
    Николай Маклаков
    Таковым человеком сочли Бориса Штюрмера (1848–1917), которому доверили возглавить не только правительство, но и два важнейших министерства – иностранных и внутренних дел. Штюрмер стал во главе кабинета 20 января 1916 года и пребывал в этой должности до ноября того же года. Он был энергичным и одновременно уравновешенным политиком, отлично знавшим, как работают все механизмы борьбы за власть. Штюрмер организовал консервативно-монархический кружок, включавший членов Государственного совета, сенаторов и чиновников. Это собрание, насчитывавшее 30–40 человек, представляло собой великолепно функционирующий политический клуб. Каждую неделю проходили заседания кружка, где обсуждались специально подготовленные доклады, по которым выносились резолюции. На базе данного клуба возникли правая группа Госсовета и Постоянный совет объединенных дворянских обществ. Это были очень солидные элитные объединения, уровень которых был выше, чем уровень массовых монархических организаций (Союза русского народа и других).
    Владимир Сухомлинов
    Штюрмер предложил правительству, Думе и общественности «новый курс», основанный на конструктивном сотрудничестве. Однако оппозиционно настроенная общественность этого курса не приняла. Встретив примирительные жесты Штюрмера с холодным равнодушием, позже она стала относиться к премьеру уже с откровенной враждой. Оппозиции нужно было правительство, подчиненное Думе, ее либеральному большинству. Она предпочла конфронтацию, а Штюрмер оказался фигурой, удобной для нападок. Свою роль сыграло и то, что он был выходцем из семьи обрусевших немцев. Дело в том, что оппозиция любила поэксплуатировать «немецкую тему», обвиняя власть в потворстве Германии. Вот и на Штюрмера навесили ярлык «соглашателя» и даже говорили о его стремлении заключить с немцами сепаратный мир. Конечно, ничего подобного он не желал – просто занимал твердую позицию в отношении союзников, считая, что они должны выполнить требования России, касающиеся послевоенного будущего. Поэтому сами союзники относились к нему не лучшим образом.
    Владимир Саблер
    Во время премьерства Штюрмера произошли две важнейшие отставки. Своих постов лишились министр внутренних дел Алексей Хвостов и министр иностранных дел Сергей Сазонов. Надо сказать, что Хвостов был человеком идейным: он принимал активное участие в деятельности монархических организаций и даже в какой-то момент стал главой фракции правых в Четвертой Государственной Думе. И вместе с тем он признавал возможность некоторого компромисса с оппозицией и призывал идти навстречу общественности там, где это допустимо (без сдачи позиций). На этом Хвостов стоял и будучи министром внутренних дел. Тогда он часто посещал Думу, общался с депутатами. Предпринимал попытки (и не без успеха) примирить разные враждующие друг с другом направления правых. Был у него и некий «социальный» уклон: так, Хвостов готовил всероссийский рабочий съезд, а также поддержал создание потребительских лавок, призванных бороться с дороговизной. Сгубило его политическое интриганство: он попытался составить тайный заговор против Григория Распутина.
    Борис Штюрмер
    Сергей Сазонов противился тому, чтобы Николай II стал Верховным главнокомандующим, да еще и вынашивал планы образования «правительства народного доверия». Он уверял, что такое правительство только укрепит власть царя, но больно уж это попахивало «ответственным министерством», о котором мечтали либералы. К слову, сами либералы постоянно критиковали сазоновское министерство.
    Штюрмер занял посты отставленных министров, сосредоточив в своих руках солидный властный ресурс. Начали даже поговаривать о его «диктатуре». И оппозиция, конечно, не преминула обыграть эту тему. На Штюрмера была организована мощная атака. Неожиданно в ней приняли участие великие князья, которые находились во взаимодействии с либеральной оппозицией. Этот странный альянс был основан на общем стремлении ограничить власть монарха – каждая из сторон, разумеется, преследовала свои интересы. Великие князья Николай Михайлович, Георгий Михайлович и Михаил Александрович направили в адрес царя письма, в которых пытались внушить ему мысль о необходимости создания «ответственного министерства».
    Сергей Сазонов
    Тут следует подчеркнуть, что каждая из элитных группировок имела свои виды на власть, отыскивая к ней собственные заветные тропки. Так, начальник штаба Ставки Верховного главнокомандующего Михаил Алексеев предлагал ввести должность «верховного министра обороны», который руководил бы всеми другими министерствами. По сути, речь шла об армейской диктатуре, которую, по замыслу Алексеева, нужно было замаскировать карманным «правительством доверия», включающим в свой состав популярных общественных деятелей. Председатель Центрального военно-промышленного комитета октябрист Александр Гучков вынашивал совершенно авантюристические планы захвата царского поезда. Были и замыслы осуществить верхушечный переворот, сделав монархом великого князя Николая Николаевича. Заговорщики намеревались с этой целью организовать армейский мятеж на Кавказе.
    Алексей Хвостов
    В условиях столь мощного давления с разных сторон Николай II отправил Штюрмера в отставку. Правительство возглавил Александр Трепов (1862–1928), который премьерствовал чуть больше месяца. Сменил его Николай Голицын (1850–1925): ему довелось стать последним премьером империи. Он был склонен к компромиссу с думской оппозицией и выступал против роспуска Думы.
    Михаил Алексеев
    Но куда большую роль в деятельности последнего царского правительства сыграл Александр Протопопов, назначение которого министром внутренних дел стало неожиданным кадровым шагом государя. Председатель Союза суконных фабрикантов, октябрист, он был активным участником либеральной оппозиции. Широко распространено мнение, согласно которому царь назначил его министром в надежде как-то задобрить оппозицию. Однако сами оппозиционеры сочли Протопопова презренным ренегатом и постоянно подвергали его нападкам. Впрочем, есть и другая точка зрения, согласно которой император специально определил на такой важный пост человека, знавшего оппозицию изнутри и потому способного свести на нет ее активность. И действительно, кое-чего Протопопов добился. В частности, он арестовал рабочую группу Центрального военно-промышленного комитета, игравшую значительную роль в организации массовых протестов. Вместе с тем в дни февральских потрясений министр фактически лишил царя, находившегося в Ставке, информации о происходившем, чем предопределил в том числе и свою собственную судьбу.
    Александр Гучков
    «Министерская чехарда» стала зримым воплощением глубочайшего кризиса русской монархии, которая в условиях кровопролитной войны и жесточайшей критики со стороны думской оппозиции лихорадочно стремилась нащупать опору в лице преданных и исполнительных бюрократов. В итоге ей так и не удалось найти тех, на кого можно было бы опереться…
    Александр Трепов
    Александр Протопопов
    Александр Елисеев,
    кандидат исторических наук

  4. MaGNuS_TV Ответить

    После убийства Петра Столыпина политический горизонт Российской империи лишился ярких и харизматичных фигур. Период 1915-1917 гг. получил среди историков и современников определение «министерской чехарды». Обычно он характеризуется как время беспрецедентного хаоса на самом высоком уровне управления Российской империи, когда министры и даже председатели правительства лишались своих должностей по прихоти всесильного Григория Распутина и других «темных сил», окруживших монархию. В конце концов, неспособность государственного аппарата функционировать в нормальном рабочем режиме и сделала Февральскую революцию возможной.
    В самом деле, период 1915-1917 гг. не стал для России временем творчества гениев от управления. Зачастую назначенные чиновники не успевали вникнуть в суть проблем своего ведомства до своей отставки или изначально были слабо подготовлены для государственной работы в не самое простое для страны время. Однако справедливо и то, что многие представления об этом периоде сложились под влиянием советской исторической школы, по понятным причинам склонной демонстрировать несостоятельность «царизма». В результате, сформировался ряд мифов, которые дают во многом искаженное представление о политической жизни последних лет правления Николая II.
    Попробуем разобраться в наиболее характерных из них.

    1. «Министерская чехарда» — явление, характерное для Российской империи.

    Первая мировая война стала тяжким бременем для всех основных её участников по обе стороны фронта. Огромные государственные машины оказались вовлечены в глобальное противостояние, не имевшее аналогов в истории. Новые вызовы требовали новых решений в экономике, финансах, управлении, военном деле. Очень часто даже подающие большие надежды в довоенное время чиновники оказывались неспособны совладать с грузом задач, которые предстояло решать быстро и эффективно.

    Кадровую нестабильность испытывали, в частности, союзники России по Антанте.
    В Британской империи за период 1915-1917 гг. на своих постах побывало 2 премьера, 4 министра внутренних дел, 2 министра иностранных дел, 4 военных министра, 3 морских министра, 3 министра финансов. Во Франции сменилось 2 премьера, 1 министр внутренних дел, 5 министров иностранных дел, 5 военных министров, 3 морских министра, 2 министра финансов.
    Российская империя в целом не выделялась из этой тенденции. Несколько чаще менялись только председатели правительства и министры внутренних дел.

    2. За годы войны управленческая система России полностью обновилась.

    Масштаб обновления государственного аппарата в России в годы войны был значителен. Произошло около 300 крупных кадровых перемен. Но говорить о полной перетряске бюрократии, тем не менее, не представляется возможным.
    Так, ни одной крупной перемены не претерпели следующие ведомства: Государственная канцелярия, Статс-секретариат великого княжества Финляндского, Министерство императорского двора, Ведомство учреждений императрицы Марии, Собственная его величества канцелярия и Главное управление государственного здравоохранения.
    Некоторые другие министерства и ведомства были затронуты кадровыми перестановками в незначительной степени. Они практически не задели столь важные для военного времени ведомства, как министерства финансов, торговли и промышленности, путей сообщения, военное и морское, государственный контроль.
    Самые значительные изменения произошли в годы войны в Министерстве Внутренних Дел.  Аппарат этого министерства претерпел около 90 персональных перемен и оставил далеко позади все остальные министерства. Кроме 6-ти министров за два с половиной года войны в МВД сменилось 15 товарищей министров, 4 директора Департамента полиции, 4 директора Департамента общих дел, 4 начальника Главного управления по делам печати, 3 председателя ветеринарного комитета, 3 управляющих земским отделом, 3 директора Департамента духовных дел иностранных исповеданий, 2 председателя медицинского совета, 2 начальника управления по делам местного хозяйства, 2 начальника управления воинской повинности и т.д.
    Хронологически «министерская чехарда» также неравномерна. Около половины всех крупных перемен относятся к 1916 году. В ноябре этого года произошли 23 перемены, 12 назначений. При этом 8 значительных кадровых перемен произошло в первый день месяца – 1 ноября 1916 г.

    3. Все назначения происходили по указанию Распутина и императрицы Александры Федоровны

    И современники, и советские историки были склонны абсолютизировать влияние «старца» Григория Распутина и императрицы Александры Федоровны на политику назначений на государственные посты. Это подтверждало тезис о «прогнившей» системе управления Российской империи, где личностный фактор оказывал решающие значение в вопросах государственной важности.

    Однако современные историки, внимательно проанализировав причины кадровых перетасовок «министерской чехарды», пришли к выводу, что Александра Федоровна в основном лишь одобряла уже предложенные варианты и её позиция не имела решающего значения в подавляющем большинстве кадровых назначений.

    Так, по словам российского историка Ф. Гайды, судя по личной переписке императора и императрицы в июне 1915-ноябре 1916 гг. она настаивала на отставке 12 членов Совета министров, однако с учетом контекста событий нет оснований считать, что её голос был решающим. В то же время в августе 1915-декабре 1916 гг. императрица выступала за назначение 14 кандидатов на различные правительственные посты, 8 из которых были назначены. Во всех случаях назначений Александра Федоровна выступала за кандидатуры, ранее уже инициированные иными лицами.
    Кадровая политика «министерской чехарды» действовала, опираясь на две стратегии:
    1. Решение о кадровом назначении исходило от премьера-министра или стоящего за его спиной неформального правительственного лидера. В случае с военным министерством кадровые инициативы исходили от самого Николая II.
    2. Уходящие министры выдвигали себе на замену собственного кандидата. При этом сами отставки, как правило, происходили по желанию самого чиновника (хотя и здесь есть весьма яркие исключения)
    Таким образом, весь кадровый хаос провоцировался общей логикой функционирования государственного аппарата в экстремальных условиях войны.
    «Министерская чехарда», безусловно, усложняла жизнь российского общества в годы Первой мировой войны. Многочисленные кадровые перестановки не смогли сформировать эффективную команду в правительстве, которая смогла бы справиться с многообразием задач. Никто из высших чиновников не соответствовал в полной мере духу времени, требовавшему решительных действий. Это делало революционные перемены практически неизбежными.
    Что почитать по теме:
    Куликов С.В. «Министерская чехарда» в России периода Первой мировой войны. Хроника событий. (июль 1914 – февраль 1917) // Из глубины времен. 1994. Вып. 3.
    Гайда Ф.А. «Министерская чехарда»: к вопросу о причинах и характере явления // Первая мировая война. Взгляд их XXI века. Россия и Нижегородская губерния в 1914-1918 гг. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2014.
    Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М.: Наука, 1989.
    Автор статьи:
    к.и.н. Артём Соколов

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *