Что такое восприятие как оно связано с ощущениями?

16 ответов на вопрос “Что такое восприятие как оно связано с ощущениями?”

  1. mayvaldovyra Ответить

    Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные органы чувств.
    Поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия раскрыл И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира. При этом последние выступают в качестве комплексных раздражителей, так как при обработке вызванного ими ощущения возбуждения в ядрах корковых отделов анализаторов протекают сложные процессы анализа и синтеза. И. П. Павлов писал: «В гармонии с беспрерывно и многообразно колеблющейся природой, агенты в качестве условных раздражителей то выделялись полушариями для организма в виде крайне мелких элементов (анализировались) , то сливались в многообразные комплексы (синтезировались)» . Анализ и синтез обеспечивают выделение объекта восприятия из окружающей среды, и на этой основе все его свойства объединяются в целостный образ.

  2. smoki-42 Ответить

    Периферические рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини.
    Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Всю группу экстероцептивных ощущений принято условно разделять на две подгруппы:
    контактные и дистантные ощущения.
    Контактные ощущения вызываются непосредственным воздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантныеощущения отражают качества объектов, находящихся на некотором расстоянии от органов чувств, К таким ощущениям относятся слух и зрение. Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, поскольку формально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но ‘ в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом и заключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификации ощущений.
    22) Определение ощущения. Количественные характеристики ощущений. Закон Вебера-Фехнера. Адаптация и сенсибилизация.
    Ощущение — это отражение определенных свойств окружающего реального мира, которое возникает путем воздействия на органы чувств и возбуждения в головном мозге нервных центров. Так же как и некоторые другие психические процессы, такие как воображение и внимание, восприятие и память, ощущение относится к их познавательному виду.
    Количественное измерение ощущений представляет важный аспект для многих сфер науки и практики, где успех обусловлен качеством деятельности человека. Измерить ощущение – значит найти числовое соотношение между параметрами раздражителя, воздействующего на рецептор, и свойствами возникающих при этом ощущений. Основными количественно измеряемыми характеристиками ощущений являются их пороги и чувствительность.
    Нижний абсолютный порог ощущений – это минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение. Сигналы, величина которых меньше нижнего порога, не воспринимаются человеком. Примеры величин нижних абсолютных порогов:
    – зрительные ощущения света от пламени свечи, горящей в темноте в ясную погоду, возникают у человека на расстоянии примерно 48 м;
    – слуховые ощущения звука от тиканья ручных механических часов в полной тишине возникают на расстоянии 6 м;
    – ощущение сахара в воде появляется, когда одну чайную ложку сахара растворить в 8 л воды.
    Верхний абсолютный порог ощущений – это максимально допустимая величина раздражителя, при которой еще сохраняется ощущение. При сигналах, превышающих верхний порог, ощущения либо исчезают, либо возникают болевые ощущения (например, НВ расстоянии 100 м от воздушного лайнера звук турбин, работающих на полную мощность, воспринимается как боль в ушах).
    Относительный порог ощущений (другие названия: порог различения, разностный порог) – это ветчина, на которую нужно изменить уже действующий и вызывающий ощущение раздражитель для того, чтобы изменилась интенсивность вызываемого им ощущения. Если увеличить комнатную температуру с 18 до 18,5° С, то находящийся в ней человек не заметит этого. У него не возникнет ощущения, что температура повысилась на 0,5°. Если же изменить температуру на 5% от исходной величины (в данном примере на Г), то ощущения, что температура изменилась, появятся. Следовательно, можно говорить о том, что относительный порог ощущения температуры равен 5% от исходной величины (для данного наблюдаемого температурного диапазона).
    Примеры относительных порогов ощущений:
    – изменение ощущения веса происходит при величине относительного порога, равного 0,02 = 1/50 (это значит, что для появления ощущения изменения веса необходимо исходный вес уменьшить или увеличить на 1/50 часть);
    – изменение ощущения высоты звука происходит при пороге 0,003.
    Величина порогов обусловлена рядом факторов:
    – характером деятельности человека (дегустатору подвластна значительно ббльшая гамма запахов и вкусов, чем остальным людям);
    – мотивами и интересами человека (заинтересованность в объекте повышает способность ощущать более слабые входные раздражители);
    – возрастом (зрелые годы ухудшают возможности вкусового анализатора);
    – уровнем гуманитарного образования и общей культуры (глаз «среднестатистического» японца различает больше оттенков цвета, чем глаз среднего человека мира).
    С понятием порога тесно связано понятие «чувствительность». Если у какого-то человека при воздействии слабого раздражителя ощущение появляется раньше, чем у других, то говорят, что он обладает более высокой чувствительностью к раздражителям данной модальности. Различают абсолютную и относительную (разностную) чувствительность.
    Абсолютная чувствительность АЧ вводится как величина, обратно пропорциональная абсолютному порогу АП ощущений: АЧ = 1/АП.
    Относительная (разностная) чувствительность ОЧ – это чувствительность к изменению раздражителя R, действующего в данный момент на органы чувств человека. В математической форме это выражается следующим образом: ОЧ = AR/R, где AR – величина, на которую должен измениться раздражитель R, чтобы у человека появилось ощущение такого изменения.
    Закон Вебера — Фехнера — эмпирический психофизиологический закон, заключающийся в том, что интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула.
    В ряде экспериментов, начиная с 1834 года, Э. Вебер показал, что новый раздражитель, чтобы отличаться по ощущениям от предыдущего, должен отличаться от исходного на величину, пропорциональную исходному раздражителю. Так, чтобы два предмета воспринимались как различные по весу, их вес должен различаться на 1/30, для различения яркости двух источников света необходимо, чтобы их яркость отличалась на 1/100 и т. д.
    На основе этих наблюдений Г. Фехнер в 1860 году сформулировал «основной психофизический закон», по которому сила ощущения p пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя S:
    p=k*log{S}\{S_0}
    где S_0 — граничное значение интенсивности раздражителя: если SОщущение и восприятие, их взаимосвязь, различие. Основные свойства образа восприятия.
    Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.
    Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение. Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений, дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием. А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.
    Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.
    Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой. Причем чтобы этот образ сложился в наиболее полном ключе, требуется взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального объекта, находящегося перед нами. В итоге мы комбинируем отдельные воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии, наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений.
    Выводы:
    1. Ощущение – составная часть восприятия, в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений. Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение.
    2. Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.
    3. Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.
    4. Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.
    Свойства:
    1. Предметность – акт объективации, т.е. соотношение сведений внешнего мира к этому миру. Решающую роль играют осязание и движение. Объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко это свойство проявляется во взаимообособлении фигуры и фона.
    2. Целостность – ощущения отражают отдельные свойства предметов, восприятие лишь целостный образ, складывающийся на основе обобщения знаний об отдельных свойствах, качествах, получаемых в виде отдельных ощущений. Внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Следует рассматривать два аспекта этого свойства:
    § объединение разных элементов в целом;
    § независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.
    3. Структурность (обобщенность) – не является суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени (слушая музыку, мы слышим ноты одну за другой).
    4. Константность – относительно воспринимающего субъекта объекты непрерывно меняются. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях порождает константность этого образа. Обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предметов его существования.
    5. Осмысленность – хотя восприятие возникает в результате непосредственного воздействия раздражителя на рецепторы, перцептивные образы имеют определенное смысловое значение. Восприятие тесно связано с мышлением, понимаем сущности предмета, что позволяет мысленно назвать его, т.е. отнести его к определенной группе предметов, классу, обобщить его. Основана на связи восприятия с мышлением, с пониманием сущности предмета. Связана с работой вторичных корковых полей анализаторов.
    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

  3. piligrim1995 Ответить

    Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
    Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
    Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
    Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

    Ошибки в восприятии

    Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.
    Иллюзия
    Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:
    Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
    Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.
    Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

  4. Sidyyy Ответить

    Зрительные ощущения

    это ощущения света и цвета. Зрительные ощущения возникают в результате
    воздействия световых лучей (электромагнитных волн диапазоне от 380 до 770
    миллимикрон) на чувствительную часть нашего глаза (световые волны преломляются
    в хрусталике и отражаются в сетчатке глаза).
    Все, что мы видим, имеет
    какой-нибудь цвет. Ахроматические ощущения – отражение оттенков черного
    цвета (белый, черный и серый). Хроматические ощущения – отражение
    цветовой гаммы со всеми оттенками. Цветовым ощущениям может соответствовать
    определенный эмоциональный тон: зеленый – успокаивает; красный – возбуждает,
    вызывает тревогу; черный – угнетает.
    Слуховые
    ощущения
    возникают
    при помощи органа слуха. Слуховые ощущения – результат воздействия на рецепторы
    звуковых волн, которые имеют частоту колебаний (от 16 до 20000 Гц), амплитуду
    (размах) и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука
    (определяется частотой колебаний), громкость (определяется амплитудой) и тембр
    (определяется формой звуковых колебаний), длительность (время звучания) и
    темпоритмический узор воспроизводимых звуков.
    Различают три вида слуховых
    ощущений: речевые, музыкальные и шумы.
    Речевые
    способность различать звуки речи, фонетический слух, эмоциональный настрой.
    Музыкальные
    – способность различать качество звука. В этих видах ощущений звуковой
    анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту
    (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального
    инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические
    особенности
    последовательно воспринимаемых звуков.
    Музыкальный слух воспитывается
    и формируется, как и речевой слух.
    Шумы
    (шорох,
    стук, скрип и т.д.) могут вызывать у человека определенный эмоциональный
    настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом
    приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего
    поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого
    человека, гром салюта).
    Обонятельные
    ощущения
    . Способность
    чувствовать запахи называется обонянием. Обонятельные ощущения возникают в
    результате попадания частиц пахучих веществ на обонятельные рецепторы,
    расположенные в носовой полости, вместе с воздухом, который мы вдыхаем.
    Обонятельные ощущения возникают
    из комбинации шести основных запахов: фруктовый, цветочный, смолистый, пряный,
    гнилостный, горелый.
    У современного человека
    обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди
    слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие – зрением со слухом: определяют
    по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности
    и пр.
    Обонятельные ощущения помогают
    распознать качество пищи, предупреждают человека об опасной для организма
    воздушной среде (запах газа, гари), благовоние предметов оказывает большое
    влияние на эмоциональное состояние человека.
    Вкусовые ощущения
    возникают
    при попадании растворенных в воде или слюне веществ на рецепторы (вкусовые
    почки языка). Различают четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое,
    горькое, кислое, соленое.
    Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний
    этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Участки языка по-разному чувствительны:
    кончик языка лучше всего чувствует сладкое, края языка чувствительны к кислому,
    а его основание – к горькому.
    Вкусовые ощущения связаны с
    потребностью в пище. При голоде – повышается чувствительность (даже невкусная
    пища кажется вкуснее в состоянии голода); при насыщении – понижается.
    Вкусовые ощущения тесно связаны
    с обонятельными. Если исключить обоняние, то вкус чая, кофе и хинина кажется
    одинаковым.
    Тактильные ощущения

    (ощущения прикосновения, давления, фактурности, вибрации). Они охватывают все
    человеческое тело. На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний,
    каждый из которых дает ощущение прикосновения. Чувствительность разных участков
    кожи к каждому виду раздражений различна. Наибольшие скопления тактильных
    клеток наблюдаются на ладони, кончиках пальцев и губах.
    Температурные
    ощущения
    (ощущение тепла или холода) связаны
    с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой.
    Распределение рецепторов тепла и холода на теле неравномерно. Наиболее
    чувствительна к холоду спина, наименее – грудь.
    Двигательные (или
    кинестезические) ощущения

    это ощущения движения и положения частей тела в пространстве. Благодаря
    деятельности двигательного анализатора человек получает возможность
    координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных ощущений
    расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так
    как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые
    движения.
    Без двигательных ощущений мы не
    могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к
    внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности
    акта движения.
    Осязательные
    ощущения
    – это
    сочетания тактильных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то
    есть при прикосновении к ним движущейся руки. Благодаря осязанию отражается
    форма и пространственное расположение предметов. Осязание имеет большое
    значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных
    операций, требующих точности.
    У людей, лишенных зрения,
    осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате
    упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку
    в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем,
    приготовлением пищи.
    Ощущения равновесия
    (статические ощущения)
    отражают
    положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на
    двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое
    трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган,
    расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом.
    При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в
    лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы
    равновесия тесно связаны с другими внутренними органами.
    Вестибулярный аппарат дает
    сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не
    может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.
    Органические
    ощущения (интероцептивные)
    возникают
    от рецепторов, расположенных во внутренних органах, и сигнализируют о
    функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство
    (самочувствие) человека. К органическим ощущениям относят чувство голода,
    жажды, насыщения, а также комплексы болевых и половых ощущений. Как правило,
    они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного нарушения
    нормального состояния организма.
    Если бы их не было, мы не могли
    бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться
    с ней.
    Болевые ощущения
    (ощущение
    боли) имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии,
    возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не
    чувствовал бы даже серьезных ранений.
    Болевые ощущения имеют различную природу.
    Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на
    поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение
    кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых,
    ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой
    анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое
    излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.[6]
    Генетическая классификация ощущений,
    предложенная английским неврологом Х.Хэдом, позволяет выделить два вида
    чувствительности: 1) протопатическую (более примитивную), к которой
    относятся органические чувства (жажда, голод и т.д.) и 2) эпикретическую
    (высшую, более дифференцированную и локализованную), к которой относятся
    основные виды ощущений человека.[2]
    .2 Виды восприятия
    Восприятия, как и ощущения можно
    классифицировать по самым разным основаниям.
    Так, по преобладающей роли той или иной
    модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и
    вкусовое восприятие
    .
    Существует классификация видов восприятия по
    формам существования материи. Выделяются: восприятие времени,
    пространства, движения
    , которые считаются особо сложными формами
    восприятия.[6].
    Классификация основных видов восприятия
    представлена на рис.3 [2].

    Рис.3. Классификация основных видов
    восприятия
    Кроме этого, в зависимости от особенностей
    объекта восприятия выделяют восприятие предметов, восприятие речи
    (письменной и устной) или музыки и восприятие человека
    человеком
    (этот вид восприятия имеет название «социальная перцепция»).
    Рассмотрим сложные виды восприятия.
    Восприятие
    пространства
    существует и функционирует у
    человека практически всегда, т.к. сами образы восприятия ориентированы в
    пространстве.
    Восприятие пространства включает
    в качестве точки отсчета оценку положения собственного тела. Зрительное
    восприятие пространственных свойств предметов включает такие пространственные
    характеристики, как направление, удаленность, величина, глубина, форма и объем.
    При удаленности предметов большое значение имеет взаиморасположение
    светотеней, которые зависят от расположения предметов. Пользуясь светотенями,
    человек определяет положение предмета в пространстве. При восприятии объемности
    или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение
    (зрительное восприятие двумя глазами). Наиболее устойчивым и информативным
    является форма предмета. Восприятие формы требует выделение предмета из
    фона, для этого необходимо выделение контура (границы пространственных
    элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре).
    В целостном восприятии
    пространства помимо зрительной участвуют также слуховая, вестибулярная,
    обонятельная и другие сенсорные системы.
    Восприятие времени
    является чрезвычайно сложным и постоянно действующим видом восприятия, т.к.
    выступает в качестве одного из измерений всякого психического образа. Сложность
    изучения восприятия времени заключается в том, что время не воспринимается нами
    как явление материального мира, оно не имеет очевидного физического стимула
    (такого, как свет для зрительного восприятия, звук для слухового). О его
    течении мы судим лишь по определенным признакам.
    Наиболее элементарными формами
    являются процессы восприятия длительности и последовательности, в основе
    которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием
    «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в
    нейронах коры и подкорковых образований. Например, чередование сна и отдыха. С
    другой стороны, мы воспринимаем время при выполнении какой-либо работы, т.е.
    когда происходят определенные нервные процессы, обеспечивающие нашу работу. В
    зависимости от длительности этих процессов, чередования возбуждения и
    торможения, мы получаем определенную информацию о времени.
    Из этого можно сделать вывод,
    что в исследовании восприятия времени необходимо учитывать два основных
    аспекта: восприятие временной длительности и восприятие временной
    последовательности.
    Оценка длительности временного
    отрезка во многом зависит от того, какими событиями он был заполнен. Если
    событий много и они интересны, время шло быстро. И, наоборот, если событий мало
    и они не интересны, то время тянулось медленно. Оценка длительности времени
    зависит и от эмоциональных переживаний. Если события вызывают положительное
    отношение к себе, то время кажется быстро идущим. И, наоборот, негативные
    переживания удлиняют временной отрезок.
    Характерной особенностью
    времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту
    пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, которое прошло.
    Помимо установленного порядка
    или последовательности предшествующего и последующего событий, мы пользуемся
    временной локализацией, т.е. мы знаем, что такое-то событие должно произойти в
    данное время. Локализация времени возможна потому, что мы пользуемся
    определенными величинами временных интервалов (день, неделя, месяц, год).
    Существование этих интервалов возможно, потому, что в них чередуется
    определенная смена событий, например, заход и восход солнца.
    Поскольку время направленная
    величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему
    единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную
    отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от
    пространства. В пространстве все точки равноправны, во времени должна быть одна
    привилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени является
    настоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее
    будущее. Точкой же отсчета для конкретного человека является его рождение, а
    для человечества – определенная общепринятая точка, например, рождение Иисуса
    Христа [2].
    Восприятие движения

    это отражение изменений положения предмета в пространстве и во времени, при
    этом воспринимается направление и скорость движения. При восприятии движения
    можно выделить восприятие формы движения (прямолинейная, круговая, дугообразная
    и т.д.), амплитуду (малая, средняя, большая), направление (вверх, вниз, вперед,
    назад, вправо, влево), продолжительность (кратковременное, длительное),
    скорость и ускорение (быстрое, медленное, плавное, прерывистое и т.д.),
    характер движения (поворот, сгибание, разгибание и т.д.).
    Восприятие движение возможно
    только при взаимодействии комплекса анализаторов – зрительного, слухового,
    вестибулярного, двигательного и т.д.
    Однако не всякое реальное
    движение воспринимается, и наоборот, человек видит движение там, где его нет в
    реальности (иллюзии движения). Примером является стробоскопическое движение, на
    принципе которого основано впечатление движения в кино, когда при быстрой смене
    неподвижных картин, отражающих фазы движений объекта, возникает иллюзия
    движения объекта.[6]


    3. Основные свойства ощущений и
    восприятия

    3.1 Свойства ощущений
    Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки
    зрения их свойств. К основным свойствам относятся: качество, интенсивность,
    продолжительность, пространственная локализация, абсолютный
    и
    относительный порог ощущений.

    Качество
    – это свойство, характеризующее основную информацию, отражаемую данным
    ощущением, отличающую его от других видов ощущений и варьирующуюся в пределах
    данного вида ощущений. Например, вкусовые ощущения предоставляют информацию о
    некоторых химических характеристиках предмета: сладкий или кислый, горький или
    соленый; обоняние тоже предоставляет нам информацию о химических
    характеристиках объекта, но другого рода: цветочный запах, запах миндаля, запах
    сероводорода и др.; слуховые ощущения дают информацию о высоте, тембре и
    громкости звука и т.д.
    Интенсивность ощущения
    является его количественной характеристикой и зависит от силы действующего
    раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень
    готовности рецептора выполнять свои функции. Например, если у вас насморк, то
    интенсивность воспринимаемых запахов может быть искажена.
    Длительность ощущения
    есть его временная характеристика ощущения. Она также определяется
    функциональным состоянием органа чувств, но главным образом – временем действия
    раздражителя и его интенсивностью.
    Следует отметить, что у ощущений существует так
    называемый латентный (скрытый) период, т.е. при воздействии раздражителя на
    орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время. Латентный
    период различных видов ощущений неодинаков, так для тактильных ощущений от
    составляет 130мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых – всего 50 мс.
    Пространственная локализация
    раздражителя. Анализ, осуществляемый рецепторами, дает нам сведения о
    локализации раздражителя в пространстве, т.е. мы можем сказать, откуда падает
    свет, идет тепло или на какой участок тела действует раздражитель.
    Эти описанные свойства ощущений в той или иной
    степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако, не менее
    важное значение имеют количественные параметры основных характеристик
    ощущений, иначе говоря, степень чувствительности.
    Различают два вида чувствительности: абсолютную
    чувствительность
    и чувствительность к различию.
    Под абсолютной чувствительностью
    подразумевают способность ощущать слабые раздражители, а под чувствительностью
    к различию
    – способность ощущать различия между раздражителями [2].
    Пороги чувствительности
    – это ее предельные возможности. Диапазон нашей чувствительности ограничен
    нижним и верхним абсолютными порогами.
    Минимальная величина раздражителя, при котором
    впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения.
    Раздражители, сила действия которых лежит ниже
    абсолютного порога ощущения, не дают ощущений, но это не значит, что они не
    оказывают никакого воздействия на организм. Так звуковые раздражения, лежащие
    ниже абсолютного порога ощущения, могут вызвать изменение электрической
    активности мозга и расширение зрачка.
    Наряду с нижним существует и верхний
    абсолютный порог
    , т.е. максимальная интенсивность раздражителя, при которой
    ощущение еще возможно. Выше верхнего порога возникают болевые ощущения или
    исчезновение ощущения.
    Абсолютный нижний порог ощущения характеризует уровень
    абсолютной чувствительности данного анализатора
    .
    Различные анализаторы обладают различной
    чувствительностью.
    Между абсолютной чувствительностью и величиной
    порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше
    чувствительность данного анализатора [8].
    Другая характеристика чувствительности – это
    чувствительность к различению. Ее еще называют относительной или разностной,
    т.к. это чувствительность к изменению раздражителя.
    Минимальное различие между двумя раздражителями,
    вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения
    или разностным порогом.

  5. versipellis Ответить

    Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые и кинестетические ощущения. Основным источником информации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человек получает до 80 % от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз. На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемые человеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические.
    К первым относятся цвета, составляющие спектр радуги (т. е. расщепления света – всем известные «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый и серый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одного в другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны. Следующим по своей важности в получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принято делить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальные звуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы – неритмичными и нерегулярными колебаниями.
    У многих людей существует интересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в одно общее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивые ассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, например мелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета» данная мелодия или слово. Несколько реже встречается синестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям с развитым обонянием.
    Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмерной продукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но и синестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в более универсальный язык цвета. Большое значение в жизни людей имеет развитие кинестетического (двигательного) анализатора. Кинестетические ощущения не имеют специального органа чувств. Они вызываются раздражением нервных окончаний, находящихся в мышцах, суставах, связках, костях.
    Эти раздражения происходят при перемещении тела в пространстве, при физических нагрузках, при выполнении движений, связанных с тонкой моторикой (рисовании, письме, вышивании и т. п.). Развитый кинестетический анализатор важен, безусловно, для всех людей. Но особенно он необходим для тех, чья профессия или хобби связаны с выполнением сложных движений, когда очень важно не ошибиться. Далее следуют кожные ощущения, иногда их разделяют на два вида: тактильные (осязательные) и температурные. Тактильные ощущения позволяют различать рельеф и структуру поверхности предметов, с которыми входит в соприкосновение наша кожа, температурные – ощущать тепло или холод.
    В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. При удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимоположение светотеней, которые зависят от расположения предметов. Человек подмечает эти особенности и научается, пользуясь светотенями, правильно определять положение предметов в пространстве.Форма – один из более информативных и устойчивых признаков предметного мира. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т. е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.
    В ряде случаев, наоборот, контур выявляется лишь как элемент данной фигуры. При восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами). Восприятие времени – это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. Время, заполненное значимыми для человека событиями, течет быстро. Если же событий мало или они малосущественны, время тянется медленно. При воспоминании о событиях прошлого, наоборот, отрезки времени, наполненные в прошлом событиями, вспоминаются как длительные, не наполненные событиями – как короткие.
    На оценке времени сказывается установка личности. Ожидание приятных событий вызывает восприятие быстро текущего времени. При ожидании приятного, кажется, что желанное долго не наступает. Восприятие движений – это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде. Восприятие предметов может быть ошибочным. Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей мере известны зрительные иллюзии. Иллюзии имеют самые различные причины: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.
    Приспособление органов ощущений к действующим на них раздражителям называется адаптацией. Увеличение чувствительности при слабом действии раздражителя называется положительной адаптацией. Соответственно, отрицательной адаптацией называется уменьшение чувствительности при действии сильных раздражителей. Легче всего происходит зрительная адаптация (например, при переходе от света к темноте и наоборот). Значительно сложнее человек адаптируется к слуховым и болевым раздражителям. Величина раздражителя, вызывающая минимальное поддающееся анализу изменение ощущения, называется дифференциальной. Зависимость силы ощущения от величины раздражителя описана в законе Вебера—Фехнера.
    В контексте представлений об ощущениях и восприятии образ можно определить как продукт функционирования человеческого мозга, составляющего субъективную картину о том, или ином объекте окружающего мира на основе объективных ощущений. Иными словами, ощущение есть объективная реакция организма, представляющая собой базовый элемент отражения. Восприятие не механическая сумма ощущений, но их совокупность, где целое больше, чем сумма составляющих.
    Ведь мы воспринимаем объект целиком, не препарируя его на отдельные свойства. Образ же – еще более сложный и субъективный. Он включает в себя не только целостное представление об объекте, но и всевозможные характеристики, которые зависят от индивидуального опыта каждого человека. Способность создания образов обусловливает тот факт, что процесс восприятия лежит в основе формирования основных психических функций человека: мышления, памяти, внимания, эмоциональной сферы.

  6. mik18 Ответить

    Мышление, его основные виды, мыслительные операции.
    3. Память и способы её совершенствования.
    Внимание, его виды и свойства.
    Воображение и творчество.
    Познавательные процессы.
    Ощущение.
    Ощущение – отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.
    Ощущение – простейшее из всех психических явлений, которое представляет собой осознаваемый или неосознаваемый, но действующий на поведение человека, продукт переработки его центральной нервной системой значимых раздражителей, возникающих во внешней или внутренней среде.
    Сущность процесса.
    Ощущения являются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные.
    Ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы сведения о состоянии внешней и внутренней окружающей среды наличие в ней значимых биологических факторов.
    Этот процесс осуществляется посредством органов чувств, или анализаторов человека, которые с рождения приспособлены для восприятия и переработки разных видов энергии в форме стимулов-раздражителей. Между началом действия раздражителя и появлением ощущения проходит некоторое время или латентный период, во время которого происходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по структурам нервной системы и ее уровневое переключение. Итогом возникновения ощущения является чувство.
    Классификация.
    В зависимости от видов стимулов-раздражителей ощущения делят на:
    проприорецептивные (расположены в мышцах и сухожилиях; с
    их помощью мозг получает информацию о движении и положении
    различных частей тела).
    интерорецептивные (сигнализируют о том, что происходит в организме (ощущение голода, жажды, боли и т. п.))
    эстерорецептивные (возникают при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, несут информацию о времени, ускорении, вибрации и т. д.).
    Общую массу экстерорецептивных ощущений схема разделяют на дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают в этом случае промежуточное положение.
    В зависимости от вида раздражителя:
    – зрительные
    – слуховые
    – вкусовые
    – обонятельные
    – тактильные
    – статические
    – кинестезические
    – температурные
    – болевые
    – ощущения жажды и голода.
    Нижний порог ощущений — минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J0). Сигналы, интенсивность которых меньше J0 человеком не ощущаются. Верхний порог – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор Jmax.
    Интервал между J0 и Jmax носит название «диапазон чувствительности». Дифференциальный, разностный порог – наименьшая величина различий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные (*J).
    Развитие процесса.
    Ощущенияподдаются тренировке. Двигательные ощущения развиваются с помощью физкультуры и спорта.Различие близких звуков может улучшить слуховые ощущения.
    Важновладеть приемами временной активизации работы органов чувств (разминка, глубокое дыхание, обтирание при высокой температуре, массаж биологически активных точек).
    Восприятие.
    Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности иориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.
    Восприятие – осмысленный (включающий принятие решений) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемый от целостных предметов и явлений, который выступает в виде образа данного предмета или явления и складывается в ходе активного их отражения.
    Сущность процесса.
    Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие и скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Анализатор – совокупность нервных структур, участвующих в восприятии иреагировании на раздражители
    Классификация.
    В зависимости от активности работы анализатора:
    Анализаторы:
    Тип восприятия:
    Зрительный
    Зрительное
    Слуховой
    Слуховое
    Мышечный кожный
    Осязательное
    Основой другого типа классификации типов восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.
    Свойства восприятия:
    Предметность– способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.
    Целостность– выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полном готовом виде со всеми необходимыми элементами.
    Константностьопределяется, как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине ряду других параметров независимо от применяющихся физических условий восприятия.
    Категориальность каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом – понятием, относим к определенному классу.
    Развитие процесса.
    Развитиевосприятия обуславливается совершенствованием работы органов чувств, расширением опыта, знаний, усилением его связей с памятью, воображением, мышлением, вниманием, чувствами и волей.
    Представление.
    Представление– это образ предмета или явления, которые не воздействуют в данный момент на наши органы чувств (извлекается из памяти).
    Представление – образ ранее воспринятого предмета или явления (представление памяти, воспоминание), а также образ, созданный продуктивным воображением.

  7. Nafanya64 Ответить

    Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
    В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней — психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, — от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной.
    В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет — в совокупности его инвариантных свойств. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо от нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Причем это происходит даже в том случае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и восприятие вызывает простое ощущение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним). Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия его в отличие от ощущений, называется объективацией. Отличие восприятия в его развитых формах от ощущений и в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение, уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
    Ощущение – это первичное, базовое звено цепочки познания, изначальный, первоосновный источник абсолютно всех наших знаний об окружающем мире и нашем собственном организме. Пять основных видов данных нам от природы ощущений – вкус, обоняние, осязание, слух и зрение – позволяют быстро получить информацию о проявлениях внешней среды. Без этого никакая активная, сознательная жизнь не была бы возможной, и субъект, вероятнее всего, погрузился бы в сонное состояние. Ощущение возникает, когда нервная система реагирует на тот или иной раздражитель, то есть это явление рефлекторное. Стоит отметить, что ощущение при этом – не пассивный процесс: оно связано с двигательными реакциями. Иначе говоря, в ответ на какой-либо раздражитель внешнего мира у нас, к примеру, сужаются сосуды, напрягаются мышцы, двигаются глаза – таким образом мы активно реагируем на происходящее вокруг. Это своеобразный чувственный опыт, благодаря которому мы получаем знания об окружающем нас мире.
    Восприятие – процесс составной, более сложный, чем ощущение . Оно включает в себя обычно сразу несколько ощущений , дающих в конкретный момент наиболее объемное представление об исследуемом объекте. Если мы, к примеру, держим в руке цветок и любуемся им, вдыхая его аромат, то такое целостное впечатление от растения будет называться восприятием . А ощущениями в данном случае будут являться впечатление от внешнего вида цветка, его запах, осязательное чувство пальцев, держащихся за стебель.
    Способность ощущать дается нам, как и всяким живым существам, имеющим развитую нервную систему, от рождения. А вот способность воспринимать окружающее в виде образов имеется только у человека и высших животных, причем она способна совершенствоваться с течением времени, в процессе жизненного опыта. Ощущения находятся лишь в нас самих, это только наше переживание. Восприятие же тесно связано с процессом объективации, когда некие внутренние ощущения проецируются вовне.
    Результатом возникновения ощущения становится какое-то чувство, например, ощущение равновесия, яркости, громкости, сладости. Восприятие же формирует определенный образ, состоящий из комплекса различных ощущений, тесно переплетенных между собой. Причем чтобы этот образ сложился в наиболее полном ключе, требуется взаимодействие с ним, его изучение, исследование. Восприятие связано с осмыслением, обдумыванием, осознанием, синтезом и анализом признаков материального объекта, находящегося перед нами. В итоге мы комбинируем отдельные воспринимаемые детали в одно целое, что в итоге служит источником нашего личного жизненного опыта. Участвуя в восприятии , наше сознание на основе памяти и мышления приписывает некому образу целый комплекс ощущений .
    Таким образом, отличие ощущения от восприятия заключается в следующем:
    1) Ощущение – составная часть восприятия , в то время как восприятие всегда представляет собой комплекс ощущений . Восприятие – более сложный процесс, чем ощущение .
    2) Способность ощущать дана с рождения всем живым существам, имеющим развитую нервную систему. Способность воспринимать присуща только человеку и высшим животным, причем она трансформируется в процессе жизненного опыта.
    3) Ощущение провоцирует возникновение чувства, восприятие формирует образ. Ощущение – исключительно внутренний процесс, восприятие тесно связано с процессом объективации, когда личные переживания мы проецируем на объект.
    4) Ощущение – процесс отражения отдельного свойства объекта. Восприятие основано на комплексе ощущений и формируется вследствие мышления, осознания, синтеза и анализа.

  8. Ibragim... Ответить

    Выделяют четыре операции, или четыре уровняперцептивного действия: обнаружение, различение, индентификация и опознание. Первые два относятся к перцептивным, последние – к опознавательным действиям.
    Обнаружение – исходная фаза развития любого сенсорного процесса. На этой стадии субъект может ответить лишь на простой вопрос, есть ли стимул.
    Следующая операция восприятия – различение, или собственно восприятие. Конечный результат ее – формирование перцептивного образа эталона. При этом развитие перцептивного действия идет по линии выделения специфического сенсорного содержания в соответствии с особенностями предъявляемого материала и стоящей перед субъектом задачи. Когда перцептивный образ сформирован, возможно осуществление опознавательного действия. Для опознания обязательны сличение и идентификация. Идентификация есть отождествление непосредственно воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти, или отождествление двух одновременно воспринимаемых объектов. Опознание включает также категоризацию (отнесение объекта к определенному классу объектов, воспринимавшихся ранее) и извлечение соответствующего эталона из памяти.
    На природу восприятия в психологии существуют разные взгляды. Проблема восприятия была в центре внимания различных психологических школ и теорий (гештальттеории, теории отражения, когнитивных теорий). Например, в рамках гештальтпсихологии были обоснованы следующие принципы организации восприятия: 1) любой образ или предмет воспринимается нами как фигура, выделяющаяся на каком-то фоне; 2) наш мозг всегда старается свести фрагментарное изображение в фигуру с простым или полным контуром. Таким образом, данные принципы связаны с главной посылкой гештальттеории – психика должна изучаться с точки зрения целостных структур – гештальтов.
    Физиологической основой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнах и ЦНС. Так, под действием раздражителей в окончаниях нервов, имеющихся в органах чувств, возникает нервное возбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и в конечном итоге в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные (сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекцию нервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с каким органом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорная информация.
    Следует отметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновения ощущений. А поскольку восприятие тесно связано с ощущением, можно предположить, что оно, как и ощущение, является рефлекторным процессом. Рефлекторную основу восприятия доказывал И. П. Павлов. Он показал, что в основе восприятия лежат условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений окружающего мира.
    Временные нервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов: образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеет место при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Например, музыкальная мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Весь этот комплекс действует как один сложный раздражитель. В результате в коре больших полушарий происходит процесс интегрирования, сложный синтез.
    Второй вид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, это связи в переделах разных анализаторов, возникновение которых И. М. Сеченов объяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных). Временные нервные связи, лежащие в основе восприятия, складываются на основе объективных связей свойств предметов или явлений внешнего мира. Благодаря связям, образуемым между анализатором, мы отражаем в восприятии и такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (величина предмета, удельный вес).
    Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях. По сравнению с ощущениями восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности головного мозга. В основе восприятия лежат два вида нервных связей: образуемые в пределах донного анализатора и межанализаторные связи.

  9. Martochka_sun Ответить

    дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии (обоняние, слух, зрение).
    2. Свойства и закономерности ощущений. Выделяют следующие свойства ощущений:
    · Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его о других видов ощущений.
    · Интенсивность – количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизический закон Г.Т. Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.
    · Длительность определяется временем действия раздражителя. Ощущение возникает не сразу, а через некоторое время (латентный период ощущения). Ощущение не исчезает сразу после прекращения действия раздражителя (последействие).
    Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определённой величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Верхний абсолютный порог ощущения – максимальная сила раздражителя, при которой ещё возникает ощущение, адекватное действующему раздражителю. Нижний и верхний абсолютный пороги ощущений характеризуют абсолютную чувствительность.
    Разностная чувствительность – чувствительность к изменению раздражителя. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется разностным порогом, или порогом различения.
    Абсолютная и относительная чувствительность наших органов чувств не остаётся неизменной, она может меняться в довольно больших пределах. Изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего носят название адаптации. Выделяют три разновидности адаптации: как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя; как притупление ощущения под воздействием сильного раздражителя (это две разновидности негативной адаптации); как повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя (позитивная адаптация).
    Разные анализаторы имеют различную скорость и диапазон адаптации. Достаточно быстро адаптируются к изменению условий среды обонятельный и тактильный анализаторы.
    Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Выделяют три вида взаимодействия ощущений: сенсибилизация, синестезия и контраст.
    Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.
    Синестезия – это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.
    Контраст – изменение интенсивности или качества ощущений под влиянием предшествующего или сопутствующего раздражителя. Суть контрастасостоит в том, что слабые раздражители увеличивают чувствительность к другим одновременно действующим раздражителям, а сильные уменьшают эту чувствительность.
    Для ощущений характерна компенсация. Нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств.
    3. Восприятие, его виды.Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Результатом этого процесса является так называемый перцептивный образ.
    Понятия «ощущения» и «восприятие» тесно связаны между собой, однако между ними существуют и коренные отличия. Основным отличием восприятия от ощущений является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реального мира во всей совокупности его свойств.
    Восприятие включает в себя ощущения и основывается на них. Однако было бы ошибкой считать сводить восприятие к простой сумме отдельных ощущений. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психические процессы более высокого уровня, такие как память и мышление. Восприятие является очень сложным процессом, требующим аналитико-синтетической деятельности.
    Основные виды восприятия:
    · По модальности (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое).
    · По форме существования материи:
    восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяжённости), глубины, удалённости от субъекта, направления, в котором находится объект восприятия;
    восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности;
    восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и времени, т.е. направления и скорости.
    · В зависимости от цели восприятия:
    – преднамеренное (в его основе лежит сознательно поставленная цель). Преднамеренное восприятие может быть включено в трудовую деятельность, а может выступать как самостоятельная деятельность – наблюдение. Наблюдение – это произвольное целенаправленное восприятие какого-либо объекта, проводимое по определённому плану с последующим анализом и обобщением полученных данных;
    – непреднамеренное (без специально поставленной задачи).
    · По степени организованности: организованное и неорганизованное.
    · По направленности восприятия:
    – внешненаправленное (восприятие предметов и явлений внешнего мира);
    – внутренненаправленное (восприятие собственных мыслей и чувств).
    4. Свойства восприятия.
    1) Предметность проявляется в том, что объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело. Наиболее ярко это проявляется при выделении фигуры из фона. Данное свойство означает адекватность, т.е. соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.
    2) Целостность – свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое. В процессе восприятия данное свойство проявляется в двух аспектах: в объединении разных элементов в целом и в независимости образованного целого в совокупности составляющих его элементов.
    3) Структурность– свойство восприятия человека объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры. Так, восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную от этих ощущений обобщённую структуру, которая формируется в течение некоторого времени.
    4) Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий. Восприятие человека в определённых пределах сохраняет за предметами их размеры, форму и цвет независимо от условий восприятия.
    5) Осмысленность (категориальность) означает, что перцептивные образы (образы восприятия) всегда имеют для человека определённое смысловое значение. Восприятие у человека тесно связано с мышлением. Сознательно воспринять объект – значит мысленно отнести его к определённой группе, классу, обобщить в слово.
    6) Активность (избирательность) заключается в том, что в любой момент мы воспринимаем только один предмет или группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном для нашего восприятия, т.е. не отражаются в сознании.
    7) Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности (от прошлого опыта субъекта, от мотивов и задач деятельности, от установок, мировоззрения, интересов и убеждений). Перцептивные образы одних и тех же явлений, возникающие у разных людей, могут существенно отличаться друг от друга. Чем богаче прошлый опыт человека, тем больше он видит в предмете.
    Различают личностную апперцепцию (зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности) и ситуативную апперцепцию, которая является временной и в которой проявляются временно возникающие психические состояния, например, эмоции, установки.
    5. Иллюзии восприятия. Явления ошибочного (ложного) восприятия называют иллюзией восприятия. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов, но наиболее известны зрительные иллюзии. Их можно классифицировать следующим образом:
    · иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;
    · соотношение «части» и «целого»;
    · иллюзии, обусловленные контрастом;
    · переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве
    · кажущееся искажение направления линий за счёт штриховки, пересечения с другими линиями;
    · переоценка величин острых углов.
    Причины, вызывающие иллюзии, недостаточно ясны. Это могут быть условия наблюдения, оптика глаза, соотношение возбуждения и торможения в коре головного мозга и т.д.
    Иллюзии можно наблюдать и в других областях восприятия. Так, в области осязания известна иллюзия Аристотеля: если скрестить указательный и средний пальцы и одновременно прикоснуться ими к шарику, покатав его, то будет восприниматься не один шарик, а два.
    Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно в реальности такое, а потому, что оно, по нашему мнению, должно быть таким. Почему так происходит? Ощущения и восприятия представляют собой только более или менее точные копии, отражения реальной действительности. Кроме того, не следует забывать, что наши восприятия являются только первой ступенью познания, углубляемого мышлением и проверяемого практикой.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *