Что такое монолог и что такое диалог?

11 ответов на вопрос “Что такое монолог и что такое диалог?”

  1. Paingrove Ответить

    Диалог по русскому языку всегда имеет определенную структуру, в большинстве типов остающуюся одинаковой: сначала идет зачин, затем – основная часть, и в заключение – концовка. Зачином может являться одна из многочисленных формул речевого этикета (Здравствуйте, Василий Владимирович!) или первая вопросительная реплика (Который час?), а также реплика-суждение (Замечательная погода сегодня!).
    Необходимо заметить, что длина диалога теоретически может быть бесконечной, потому что открытой может оставаться его нижняя граница. Практически каждый диалог по русскому языку можно продолжить за счет увеличения диалогических единств, из которых он состоит. Однако на практике речь диалогическая имеет концовку (фразу речевого этикета (До свидания!), реплику-согласие (Несомненно!) или же реплику-ответ).

    Особенности диалога

    Диалог – это естественная форма коммуникации, являющаяся первичной. Поэтому в разговорной речи эта форма получила наибольшее распространение. Но диалог (определение которого было дано выше) присутствует также в публицистической, научной и официально-деловой речи.
    В качестве первичной формы общения, он является спонтанной, неподготовленной формой речевого взаимодействия. Это относится в первую очередь к разговорной речи, в которой тематика диалога в ходе его развития может меняться под действием произвольных факторов. Однако и в публицистической, научной и официально-деловой речи при некоторой предварительной подготовке реплик (прежде всего, вопросов) развитие и построение диалога (русский язык и другие языки мира в этом схожи) будет спонтанным, так как в огромном большинстве случаев реакционные реплики собеседника будут непредсказуемыми и неизвестными.
    Наиболее ярко в этой форме речи проявляется принцип, именуемый “универсальным принципом экономии средств словесного выражения”. Это означает, что его участники в той или иной ситуации пользуются самым минимумом вербальных, то есть словесных, средств, заполняя за счет различных невербальных средств общения недостаток словесного выражения. К таким невербальным формам относится мимика, интонация, жесты, телодвижения.

    Условия возникновения диалога

    Для возникновения диалога, с одной стороны, нужна исходная общая база информации, которой будут делиться участники, а с другой, необходимо, чтобы существовала минимальная разница в знаниях участников данного речевого взаимодействия. Иначе они не смогут передать друг другу информацию о соответствующем предмете речи, а значит, диалог будет непродуктивным. То есть неинформативность негативно отражается на продуктивности данной формы речи. Подобный фактор может появляться не только при низкой речевой компетентности участников беседы, но и при отсутствии у них желания начать диалог или развивать его.
    Диалог, в котором присутствует лишь одна из форм этикета речи, называемых этикетными формами, обладает формальным смыслом, другими словами, он неинформативен. При этом у участников отсутствует потребность или желание получить информацию, однако сам диалог является формально общепринятым в некоторых ситуациях (например, при встрече в местах общественного пользования):
    – Здравствуй!
    – Привет!
    – Как твои дела?
    – Хорошо, спасибо. А у тебя?
    – Все нормально, работаю потихоньку.
    – Ну пока, счастливо!
    – Пока!
    Непременным условием возникновения диалога, направленного на то, чтобы получить новую информацию, является потребность в общении. Этот фактор возникает в результате потенциального разрыва в обладании информацией и знаниях между его участниками.

    Типы диалогов

    По задачам и целям, ролям собеседников и ситуации общения выделяются следующие типы диалогов: деловая беседа, бытовой диалог и интервью.
    Отличительные черты бытового диалога – возможное отклонение от темы, незапланированность, отсутствие целей и необходимости в каком-либо решении, разнообразие тем обсуждения, личностное выражение, широкое применение невербальных (несловесных) средств и приемов общения, разговорный стиль.
    Деловая беседа – это общение в основном между двумя участниками разговора, носящее поэтому во многом межличностный характер. При этом применяются различные приемы и способы вербального и невербального воздействия участников друг на друга. Деловая беседа, хотя и имеет всегда определенный предмет, более личностно ориентирована (в отличие, например, от деловых переговоров) и происходит в основном между представителями одной и той же фирмы.
    Интервью – общение представителя прессы с кем-то, чья личность имеет общественный интерес. Его отличительная черта – двуадресность, то есть интервьюер (тот, кто проводит интервью) при непосредственном обращении к адресату выстраивает особую драматургию беседы, рассчитывая прежде всего на особенности ее восприятия будущими читателями.

    Знаки препинания при диалоге

    Правописание диалогов в русском языке – совсем несложная тема. Если реплики говорящих начинаются с нового абзаца, перед каждой из них пишется тире, например:
    – Что такое диалог и монолог?
    – Это две формы речи.
    – А чем они отличаются друг от друга?
    – Количеством участников.
    Если же реплики идут подбором без указания на принадлежность тому или иному лицу, каждая из них оформляется в кавычки и отделяется от следующей с помощью тире. Например: “Что такое диалог и монолог?” – “Формы речи”. – “Спасибо за подсказку!”.
    В случае если после высказывания следуют слова автора, перед следующим из них тире опускается: “Как живете?” – спросила Мария Петровна. “Ничего, потихоньку”, – ответил Игорь Олегович.
    Зная эти нехитрые правила и применяя их на практике, можно всегда грамотно составить диалог.

    Монолог: определение


    Монолог имеет относительную протяженность во времени (он состоит из разных по объему частей, представляющих собой связанные по смыслу и структуре высказывания), а также отличается разнообразием и богатством словарного состава. Весьма различны темы монолога, которые могут спонтанно меняться во время его развития.

    Виды монолога

    Принято выделять два основных вида монолога.
    1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример – доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.
    2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется “внутренним монологом”. Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

    Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

    Виды монолога по целям

    По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.
    Главная цель информационной – передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.
    Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.
    Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

    Побуждающий монолог (примеры которого – весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

    Композиционная форма монолога
    Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.
    Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь – это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.
    В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

    Заключение

    Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог – это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог – это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит речь монологическая, а диалогическая – в основе устной формы.
    Источник: fb.ru

  2. лизушник Ответить

    Виды речи: монолог и диалог (полилог).
    Монолог и диалог – две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.
    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство – тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.
    Любой диалог имеет свою структуру: зачин – основная часть – концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.
    Диалог рассматривается как первичная форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.
    Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики – реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
    Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой – исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.
    В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
    Монолог можно определить как развёрнутое высказывание одного лица. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.
    Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой. Монолог не направлен непосредственному слушателю и соответственно не расчитан на ответную реакцию собеседника.
    Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.
    По цели высказывания монологическую речь делят на три основные типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
    Информационная речь служит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен учитывать интеллектуальные способности восприятия информации и познавательные возможности слушателей. Разновидности информационной речи – лекции, отчёты, сообщения, доклады.
    Убеждающая речь обращена к эмоциям слушателей, в этом случае говорящий должен учитывать его восприимчевост. Разновидности убеждающей речи: поздравительная, торжественная, напутственная.
    Побуждающая речь направленна на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
    Монологическую речь различают по степени подготовленности и официальности. Ораторская речь всегда представлят собой заранее подготовленный монолог, произносимый в официальной обстановке. Однако в определённой степени монолог – это искусственная форма речи, всегда стремящаяся к диалогу.В связи с этим любой монолог может иметь средства его диалогизации.

  3. Дискон Ответить

    Диалог – это разговор двух или нескольких лиц, форма речи, состоящая из обмена репликами. Основной единицей диалога является диалогическое единство – смысловое (тематическое) объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, высказываниями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего.
    Любой диалог имеет свою структуру, которая в большинстве типов диалога, как в принципе и в любом тексте, остается стабильной: зачин – основная часть – концовка.
    Зачином может быть формула речевого этикета (Добрый вечер, Николай Иванович!), или первая реплика-вопрос (Сколько сейчас времени?), или реплика-суждение (Сегодня хорошая погода). Следует отметить, что размеры диалога теоретически безграничны. На практике же любой диалог имеет свою концовку (реплику речевого этикета (Пока!), реплику-согласие (Да, конечно!) или реплику-ответ).
    Диалог рассматривается как первичная, естественная форма речевой коммуникации, поэтому как форма речи он получил свое наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен также и в научной, и публицистической, и официально-деловой речи.
    Будучи первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Это утверждение касается в первую очередь сферы разговорной речи, где тематика диалога может произвольно меняться в ходе его развертывания. Но даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке (прежде всего вопросных) реплик развертывание диалога будет спонтанным, поскольку в абсолютном большинстве случаев реплики-реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.
    В диалогической речи наиболее ярко проявляется так называемый универсальный принцип экономии средств словесного выражения. Например, идя на прием к руководителю и находясь в приемной, сотрудник может ограничиться кивком головы по направлению к двери кабинета и репликой «У себя?».
    В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.
    Полилог – это разговор многих, разговор между несколькими лицами. Специфические признаки полилога: не менее трех участников, единая тема, ситуативная связанность, нелинейность. Полилог часто приобретает формы группового общения (беседа, дискуссия, собрание, игра и др.).
    Монологможно определить как развернутое высказывание одного лица. Монолог характеризуется относительной протяженностью (он может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания.
    Монолог может быть как неподготовленным, спонтанным, что характерно прежде всего для сферы разговорной речи, так и подготовленным, заранее продуманным.
    По цели высказывания монологическую речь делят на три основных типа: информационная, убеждающая и побуждающая.
    Информационная речьслужит для передачи знаний. В этом случае говорящий должен прежде всего учитывать как интеллектуальные способности восприятия информации слушателями, так и познавательные возможности. К разновидностям информационной речи относят различного рода выступления, лекции, отчеты, сообщения, доклады.
    Убеждающая речьобращена прежде всего к эмоциям слушателя. В этом случае говорящий должен учитывать его восприимчивость. К убеждающей разновидности речи относят: поздравительные, торжественные, напутственные.
    Побуждающая речьнаправлена на то, чтобы побудить слушателей к различного рода действиям. Здесь выделяют политическую речь, речь-призыв к действиям, речь-протест.
    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    1. Что такое язык?
    2. Чем естественный язык отличается от искусственных?
    3. Назовите основные функции языка.
    4. Что такое речь? Язык и речь – это одно и то же?
    5. Расскажите о влиянии речи на язык.
    6. Укажите особенности устной речи.
    7. Чем подготовленная устная речь отличается от неподготовленной?
    8. Расскажите о письменной речи.
    9. Дайте определения диалога, полилога и монолога как форм устной речи.
    10. Какую структуру имеет любой диалог?
    11. Почему для диалогической речи характерны неполные структуры (неполные предложения)?
    12. Укажите три основных типа монологической речи и дайте их краткую характеристику.
    Темы эссе

  4. lonely coon Ответить

    Монолог,
    диалог, полилог.

    С точки
    зрения участия в речи одного, двух и
    более людей выделяют монолог, диалог и
    полилог. Монологической
    является научная, деловая, во многом
    публицистическая речь.
    Однако чаще
    термин монолог
    применяют к художественной речи.
    Монолог
    можно определить как компонент
    художественного произведения,
    представляющий собой речь, обращенную
    к самому себе или к другим. Монолог —
    это обычно речь от 1-го лица, не рассчитанная
    на ответную реакцию другого лица (или
    лиц), обладающая определенной композиционной
    организованностью и смысловой
    завершенностью.
    Классический пример
    — монолог Чацкого из комедии Грибоедова
    “Горе от ума”:
    Не
    образумлюсь… виноват,
    И слушаю, не
    понимаю,
    Как будто все еще мне объяснить
    хотят.
    Растерян мыслями … чего-то
    ожидаю.
    В
    монологе героя не только передаются
    его собственные размышления, переживания,
    но и нередко в нем заключены важные,
    ключевые для произведения идеи. (Гамлет)
    С
    точки зрения языка монолог характеризуется
    такими признаками, как наличие в нем
    обращений, местоимений и глаголов 2-го
    лица, например: А
    вы! о Боже мой! Довольно…
    Особая
    разновидность монолога — внутренний
    монолог, цель которого — выразить,
    имитировать процесс эмоционально-мыслительной
    деятельности человека, “поток
    сознания”. Для такого монолога типичны
    прерывистость речи, незаконченные
    фразы. Таков, например, поток внутренней
    речи Анны Карениной перед самоубийством.
    Отличительная
    черта монолога
    в разговорной речи – его диалогичность,
    т.е. обращенность к слушателю, который
    может перебить рассказчика, задать ему
    вопрос, согласиться с ним или возразить
    ему в любую минуту. В монологических
    видах речи книжного литературного языка
    говорящего (докладчика, лектора, оратора
    на митинге) не принято перебивать.
    Для
    монолога-рассуждения типичны синтаксические
    построения, содержащие умозаключения,
    многочисленные вопросительные
    предложения, констатацию фактов,
    разнообразные конструкции, передающие
    логическую связь явлений:
    причинно-следственные, условные,
    уступительные, изъяснительные.
    Диалог –
    основной жанр разговорной речи двух
    говорящих. Каждое
    высказывание, называемое репликой,
    обращено к собеседнику. Для
    диалога характерна частая смена ролей
    “говорящий –
    слушающий”, так что собеседники
    поочередно выступают то в одной, то в
    другой роли. Реплики
    могут также выражать добавление,
    пояснение, распространение, согласие,
    возражение, побуждение и т. д.
    Обычно
    обмен репликами опирается на известную
    собеседникам ситуацию и общие знания.
    Поэтому диалогическая речь часто
    неполна, эллиптична.
    Форма
    диалогической речи (чередование реплик)
    издавна использовалась в
    философско-публицистическом жанре,
    например диалоги Платона, Галилея и
    других. Современные дискуссии, интервью,
    “беседы за круглым столом” и другие
    жанры также используют форму диалогов,
    правда не всегда удачно: часто в них не
    звучит подлинно живая диалогическая
    речь.
    В
    реальной разговорной речи монолог и
    диалог представлены обычно не в чистом
    виде, а в пересекаю­щихся формах:
    диалог может содержать элементы монолога
    (микрорассказы, минимонологи), а монолог –
    перебиваться репликами собеседников.
    Полилог –
    разговор между несколькими лицами. Для
    полилога
    разговорной речи характерно смешение
    разных тем (разнотемье), так как нередко
    каждый из собеседников говорит о своем,
    “ведет свою партию”. В полилоге
    возможны разные формы взаимодействия
    говорящих. Например, собеседник может
    прервать одну тему разговора (оставить
    своего партнера) и вклиниться в реплики
    других участников полилога, может вести
    разговор, участвуя в двух и более темах
    сразу, и т.п.
    Полилог широко используется в
    художественной литературе. Это, прежде
    всего массовые сцены, позволяющие
    представить масштабные события, показать
    народ не как безликую массу, толпу, а
    как собрание характеров, типов.

  5. Dyorgаный Ответить

    Принято выделять два основных вида монолога.
    1. Монологическая речь, которая является процессом целенаправленного, сознательного сообщения и обращения к слушателю, в основном используется в устной форме книжной речи: научная устная (пример – доклад или учебная лекция), устная публичная и судебная речь. Наибольшее развитие получил монолог в художественной речи.
    2. Монолог как речь наедине с собой, то есть направленный не к непосредственному слушателю, а к себе. Такой вид речи называется “внутренним монологом”. Он не рассчитан на то, чтобы вызвать ответную реакцию того или иного лица.

    Монолог, примеры которого многочисленны, может являться как спонтанным, неподготовленным (чаще всего он используется в разговорной речи), так и заранее спланированным, подготовленным.

    Виды монолога по целям

    По цели, которую преследует высказывание, выделяют три основных вида: информационная речь, убеждающая и побуждающая.
    Главная цель информационной – передача знаний. Говорящий в этом случае учитывает в первую очередь интеллектуальные и познавательные способности восприятия текста слушателями.
    Разновидностью информационного монолога являются различные выступления, отчеты, лекции, доклады, сообщения.
    Убеждающий монолог направлен в первую очередь к эмоциям и чувствам слушателя. Говорящий прежде всего учитывает восприимчивость последнего. К данной разновидности речи принадлежат: торжественные, поздравительные, напутственные.

    Побуждающий монолог (примеры которого – весьма популярные в наше время политические выступления) преследует прежде всего цель побудить слушателей к разным действиям. К нему относятся: речь-протест, политическая речь, речь-призыв к действиям.

    Композиционная форма монолога
    Монолог человека по своей структуре представляет композиционную форму, зависящую либо от функционально-смысловой либо от жанрово-стилистической принадлежности. Разновидности жанрово-стилистического монолога выделяют следующие: ораторская речь, официально-деловой и художественный монолог по русскому языку, а также другие типы. К функционально-смысловому относят повествование, описание, рассуждение.
    Монологи бывают разными по степени официальности и подготовленности. Так, например, ораторская речь – это всегда заранее запланированный и подготовленный монолог, который непременно произносится в официальной обстановке. Но в некоторой степени он представляет собой искусственную форму речи, стремящуюся всегда стать диалогом. Поэтому любой монолог имеет различные средства диалогизации. К ним относятся, например, риторические вопросы, обращения, вопросно-ответная форма речи и др. Другими словами, это все, что говорит о желании произносящего речь увеличить речевую активность своего адресата-собеседника, вызвать его реакцию.
    В монологе различаются вступление (в котором определяется предмет выступления говорящим), основная часть и заключение (в котором говорящий подводит итоги своей речи).

    Заключение

    Таким образом, можно отметить, что монолог и диалог – это две главные формы речи, отличающиеся между собой по числу участвующих в общении субъектов. Диалог является первичной и естественной формой, как способ обмена мнениями и мыслями между его участниками, а монолог – это развернутое высказывание, при котором рассказчиком является только одно лицо. Как монологическая, так и диалогическая речь существуют и в устной, и в письменной форме, хотя в основе последней всегда лежит речь монологическая, а диалогическая – в основе устной формы.

  6. ridd1ck Ответить

    Герοй Шекспира не хοчет жить пο принципу, кοтοрοму следует бοльшинствο οбывателей, — «для дοстижения цели все средства хοрοши». Пοэтοму решает «заснуть и умереть — и все…» Смерть — οднο из вοзмοжных пοследствий внутренней бοрьбы, кοтοрая выражена в этοм экспрессивнοм мοнοлοге.
    Каждый актер мечтает сыграть Гамлета. Монолог этого героя неизменно читают талантливые и бездарные абитуриенты на вступительных экзаменах в театральные вузы. В списке лучших исполнителей роли знаменитого шекспировского персонажа одно из первых мест занимает советский актёр Иннокентий Смоктуновский. Для того чтобы понять, что такое монолог, оценить его роль в раскрытии художественного образа, стоит посмотреть киноленту 1964 года.

    Речь Мармеладова

    Достоевский – мастер создания ярких монологов и диалогов. Неповторимые, чрезвычайно глубокие по содержанию речи произносят в его книгах герои как главные, так и второстепенные. Один из примеров – монолог чиновника Мармеладова – человека несчастного, ничтожного, опустившегося. В словах, которые произносит персонаж, обращаясь к Раскольникову, безграничная боль, самобичевание, странное желание принизить тебя. Ключевые слова в монологе Мармеладова: «Бедность не порок, нищета порок».
    Стоит сказать, что отрывок из «Преступления и наказания», в котором показана встреча главного героя с отцом Сони, можно назвать и диалогом. Раскольников беседует с Мармеладовым, узнаёт о подробностях его жизни. Однако именно спившийся чиновник произносится здесь речь, которая раскрывает не только его личную трагедию, но и трагедию целого социального слоя Петербурга XIX века.

    Беседа убийцы и следователя

    Интересный диалог присутствует в одной из сцен с участием Родиона Романовича и пристава следственных дел. Раскольников с Порфирием Петровичем беседует трижды. Последняя встреча происходит в квартире студента. В этой сцене следователь проявляет тонкие психологические способности. Он знает, кто совершил убийство. Но улик у него нет.
    Порфирий Петрович психологически давит на Раскольникова, принуждая его сознаться. В сюжете этот диалог играет важную роль. Однако ключевой фразой в романе Достоевского являются слова Раскольникова, которые он произносит в беседе с Соней Мармеладовой. А именно «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

    «Идиот»

    Анастасия Филипповна – одна из знаменитейших героинь в русской литературе. Монолог, который она произносит при последней встрече с Меньшиковым, неизменно пользуется популярностью у абитуриенток театральных вузов. Речь Настасьи Филипповны пронизана болью, отчаянием. Главный герой делает ей предложение. Она отказывает ему. Слова, которые произносит Настасья Филипповна, обращены к князю. Вместе с тем эту речь можно назвать монологом в одиночестве. Настасья Филипповна приняла решение уехать с Рогожиным, понимает, что обречена, и произносит прощальную речь.

    «Гранатовый браслет»

    В повести Куприна имеется немало интересных диалогов. Например, беседа Генерала Аносова с главной героиней. В одной из сцен, после празднования именин Веры, между ними состоялась беседа, которая неким образом повлияла на ее отношение к Желткову. Самым же ярким монологом в «Гранатовом браслете» является, конечно же, предсмертное письмо телеграфиста.

    «Мастер и Маргарита»

    В книге Булгакова огромное количество неповторимых диалогов, монологов. Высказывания героев давно превратились в афоризмы. Первая глава называется «Никогда не разговаривайте с неизвестными». Берлиоз и Бездомный, ничего не зная о предостережениях автора, вступают в беседу с иностранцем. Здесь раскрываются характеры героев. Бездомный демонстрирует невежество. Берлиоз – широкий кругозор, высокий интеллект, но вместе с тем хитрость, осторожность.

    Монолог Мастера

    Самые яркие, интересные диалоги в романе Булгакова – диалоги с участием помощников Воланда. Наиболее глубокий монолог принадлежит главному герою – Мастеру. В клинике он знакомится с бывшим поэтом Бездомным, рассказывает ему о своей прежней жизни. Диалог плавно переходит в монолог одиночества. А быть может, это авторское слово, то есть обращение самого Булгакова к читателю через своего героя? Автор «Мастер и Маргарита» – один из самых спорных писателей XX века. Литературоведы не одно десятилетие анализируют монологи, диалоги и описания, созданные им.

    «Собачье сердце»

    В этом произведении есть довольно интересные внутренние монологи. Они принадлежат главному герою. Но, что примечательно, читает он их до и после операции. То есть мысленно рассуждает, размышляет о жизни он, лишь будучи собакой. После превращения Шарика в Полиграфа Полиграфовича перед читателем открываются остроумные диалоги, вызывающие одновременно и улыбку, и грустные мысли. Речь идёт о беседах Шарикова с профессором Преображенским и Борменталем.

    «Пролетая над гнездом кукушки»

    В книге Кена Кизи повествование построено на монологе. Хотя имеется и несколько запоминающихся диалогов с участием Макмёрфи. Все же главным героем является вождь Бромден, который выдает себя за глухонемого. Однако он прекрасно слышит и понимает всё, что происходит вокруг. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, рассказчика.

  7. TheDzhoniPlay Ответить

    е. не всегда есть обратная связь). Монолог — развернутый вид речи, он подчинен одной теме, имеет определенный замысел и композицию, обладает относительной законченностью (доклад, лекция, статья, рассказ и пр.). Монолог подготавливается заблаговременно: составляется его план (если не письменный, то хотя бы мысленный), подбирается материал и располагается в определенной последовательности в соответствии с за-
    мыслом и планом, нередко текст составляется начерно и редактируется, совершенствуется. Монолог мало зависит от ситуации, от условий, обычно он не поддерживается и не направляется вопросами и ответами собеседников. Поэтому он требует определенного речевого опыта, а также значительных волевых усилий говорящего или пишущего. Предметом школьного обучения является по преимуществу монолог: школьников учат пересказывать прочитанный текст, рассказывать связно и последовательно, они пишут сочинения, готовят доклады. Монолог используется также как средство развития логического мышления и проверки знаний на экзаменах по разным предметам: даже решение экзаменационной математической задачи является, в сущности, монологом-рассуждением, например исследование уравнений или доказательство геометрической теоремы. Диалог — это разговор двух или нескольких человек (разговор нескольких лиц иногда называют полилогом). Диалог, как правило, ситуативен, т. е. связан с обстановкой, в которой протекает речь. Каждая новая реплика в диалоге опирается на предыдущие, и элементы предыдущих реплик способствуют пониманию последующих; важную роль играют невербальные средства: жесты, мимика, умолчания, указания на окружающие предметы, интонация и пр.; часто используются обращения, междометия, звукоподражания и т. п. Отдельные реплики в диалоге чаще всего не могут быть поняты посторонним человеком, поэтому диалог при записи нуждается в комментариях, что и делается обычно в художественных произведениях. В школе обучению диалогу отводится мало места, он развивается главным образом в бытовых условиях. Беседа учителя с учащимися на уроках как форма диалога обычно носит искусственный характер. Естественные условия для диалога возникают на обсуждениях, конференциях, диспутах, а также на занятиях малыми группами, в ролевых играх, т. е. сравнительно редко. Поэтому развитие диалога в. школе отстает от развития монологической речи.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *