Что такое налог в древнем египте кратко?

17 ответов на вопрос “Что такое налог в древнем египте кратко?”

  1. ilyunchik Ответить

    Основным объектом учета и контроля оставалась земля и ее использование. Зерно было главным предметом экспорта. Земля по-прежнему принадлежала царю, но отдавалась во владение храмам, вельможам и крестьянам, а обрабатывали ее крестьяне и рабы. Все участки ежегодно фиксировались в описях, с указанием их местоположения, размеров, предполагаемого урожая и сумм налогов пропорционально доходу. Некоторые категории населения налогов не платили. Описи пересылались в аппарат диойкета. По пути следования опись проходила через руки огромного числа чиновников, выполняющих учетные функции, — стратегов, эпистатов, экономов, царских писцов, архифилакитов, хрематистов, коммограмматеусов, комархов, топархов, топограмматеусов.
    Папирусы содержат подробную классификацию земель по различным признакам: качеству, степени орошения, владению, расположению, сельскохозяйственным культурам и налогам. Фиксировался перевод участка из одной категории в другую. Общий земельный кадастр Египта отсутствовал или не сохранился.
    Все собранное, как и в доэллинистический период, сдавалось в хранилище, которое возглавляли ситологи. Новшеством была оценка урожая по твердым государственным ценам. Из него удерживались налоги, а остаток по квитанциям на остраках выдавали владельцу урожая. При откупной системе урожай проверяли местные чиновники и откупщики, последние оценивали его. В храмах часть урожая оставляли, а часть сдавали ситологу, оценивая его при этом в денежном выражении.
    Во время сбора урожая и уплаты налогов состояние урожая и его оценку проверяла специальная комиссия по данным измерений участков, что фиксировалось в специальном документе с печатями, который составляли в двух экземплярах. Налоговая отчетность была приоритетной.
    Ниже приводится древнеегипетский текст из “Податного Устава Птолемея Филадельфа”. (Papyrus Revenue Laws, SB, Bh. 1), заимствованный из “Хрестоматии по истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова.— М.: Мысль, 1964)”. К сожалению, папирус, на котором написан Устав, был поврежден. Но и в этом виде его справедливо относят к золотому фонду древних экономических источников.
    ____________________________________
    Раздел 1. СДАЧА НАЛОГОВ НА ОТКУП. Столбец 1. В царствование Птолемея, сына Птолемея Сотера…
    (три строки фрагментированы, остальное утеряно).
    Столбец 2. Если кто-либо из откупщиков… пожелает продать…
    (Речь, по-видимому, о перепродаже откупщиками части откупа. Следует пять фрагментированных строк, остальное утеряно) 40 4 40 5 (Столбец 3.) Доходами откупщиков ведают антиграфеи, назначенные экономом (остальное утеряно).
    Столбец 4. Они (подразумеваются чиновники, ведавшие сбором недоимок) будут взыскивать недоимки, ведя ежедневный счет, в течение тридцати дней… (остальное фрагментировано и утеряно).
    Столбец 5. Если же они окажутся должниками царской казны, то пусть соразмерно будет произведено взыскание и в пользу добившихся их осуждения.
    Поручительство (три строки фрагментированы, остальное утеряно).
    Столбец 6. (Запрещается?) откупщикам получать от сборщиков недоимок, если даже это будет в пределах тридцати дней (остальное утеряно).
    Столбец 7. (Одна копия договора должна быть скреплена печатью и подписями…) и свидетелей, вторая же нескрепленная. И пусть составят список лиц, обслуживающих откуп, с указанием имени отца, родины и чем каждый занимается (остальное утеряно).
    …Если же они не были соучастниками, то пусть взыщут с лиц, обслуживающих откуп, срок которого уже истек. Пусть откупщики, если они обвиняют сборщиков недоимок или их помощников в чем-либо относящемся к откупу, обращаются в суд в том номе, где они получили откуп (остальное утеряно).
    Столбец 9. С того дня, когда откупщики взяли откуп, чиновники, ведающие сдачей на откуп, пусть вывесят в пункте сбора налогов на десять дней условия откупа, записанные на греческом и местном языках, и если окажется какое-либо (новое) распоряжение, касающееся откупа…
    (несколько строк испорчено).
    Столбец 10. Надзор над инспекторами, сборщиками налогов, хранителями (налоговых) расписок и занимающимися чем-либо другим при откупе, а также учет поступающих в откуп доходов (пусть осуществляет) архонт (т.е. глава компании откупщиков) и компания откупщиков, чтобы…
    ничего помимо антиграфеев (несколько строк испорчено). Если же (сборщики налогов), инспектора и прочие лица, обслуживающие откуп, что-либо (из налогов взыщут или) что-либо другое без ведома антиграфея получат, или, изыскав, не внесут.
    Столбец 11. …антиграфею, то пусть уплатят царской казне в пятидесятикратном размере.
    Если антиграфей что-либо как не уплаченные… эконому или антиграфею, то уплатит в царскую казну в пятидесятикратном размере.
    (Должны быть записаны?) у эконома и антиграфея с указанием имен отца и родины и имена архонтов, участников компании откупщиков, поручителей, сборщиков налогов и помощников, внесенных в список.
    Столбец 12. Если эконом и антиграфий обнаружат, что кто-либо обслуживает откуп, не будучи внесенным в список, пусть отведут (его) к царю, прежде чем кто-нибудь (потерпит ущерб?) из-за него. (Несколько строк испорчено.) Пусть будет жалованье сборщикам налогов каждому в месяц 30 драхм, помощникам в месяц (каждому) 20 драхм, хранителям расписок каждому 15 драхм, инспектору… помесячно сто драхм.
    Столбец 13. Сколько следует назначить в каждый откуп сборщиков налогов, помощников и хранителей расписок, пусть распределят эконом и антиграфей вместе с архонтом. (Несколько строк испорчено.) …если же кто сделает что-либо из этого, то уплатит в царскую казну 5талантов и будет находиться под стражей, пока о нем не решит царь.
    Столбец 14. Регистрация архонтов. Все желающие стать архонтами пусть зарегистрируются у чиновника, ведающего продажей откупа (несколько строк испорчено).
    Если кто-нибудь вопреки этому возьмет откуп, или перепродаст его, или войдет в компанию откупщиков, с него будет взыскано 30мин и… и поручитель (две строки испорчены).
    Столбец 15. Не разрешается ни брать откуп, ни участвовать в компании откупщиков, ни быть поручителями таким лицам, как царские чиновники, хрематисты, эйсагогеас (хрематисты и эйсагогеас— чиновники, исполняющие судебные функции). (Несколько строк испорчено.) Взимание налогов. Откупщики должны взимать с лиц, подлежащих обложению, все (налоги) в соответствии с законами. Если же что-нибудь сделают вопреки предписанному, то уплатят в царскую казну 3таланта и налоги, сколько еще (осталось невнесенных)… если не записали в книги в течение тридцати дней.
    Столбец 16. Расчет. Эконом и антиграфей должны производить расчет с откупщиками перед десятым днем каждого месяца относительно доходов, полученных в предыдущее время… (Несколько строк испорчено.) Они не должны ни приписывать полученное в текущем месяце к ранее поступившему, ни переносить из одного (счета) в другой, и если ктонибудь из сборщиков налогов или помощников, взяв что-либо из доходов откупа, возместит, то никоим образом не должны записывать это в его личный счет.
    Всякий раз, когда они будут делать следующий расчет, пусть присоединят к доходам остаток от предыдущего расчета, указав, насколько велик был остаток от предшествующего периода.
    Столбец 17. Если в предыдущее время была недоимка, а в следующем (месяце) — прибыль и эконом удержал полностью необеспеченную порукой часть откупа… (Несколько строк испорчено.) Если впоследствии и в том откупе, в котором есть прибыль, появится недоимка, ему (т.е. эконому) следует взыскать перечисленную прибыль с поручителей, приписанных к откупу, в который был перенесен остаток, прежде же… пусть возвратит перечисленное (туда), откуда перенесено.
    Столбец 18. Копии всех расчетов, которые эконом составил с откупщиками, пусть он тотчас же вручит каждому из членов компании, подписанные всеми рассчитывавшимися (несколько строк испорчено)… пусть отсылает ежемесячно копии расчетов дойкету и эклогисту.
    Когда же истечет время, на которое был продан откуп, пусть все откупщики налогов явятся до 10-го числа следующего месяца и пусть эконом произведет с ними полный расчет, установив стоимость поступлений, что они должны уплатить, что уже уплачено до этого и в какие сроки, нет ли от перекупа или от других (причин) какого-либо долга, который должен изыскать эконом, а также все остальное.
    Столбец 19. …если что-либо еще они должны, и какое количество из этого (долга) приходится на каждого. И пусть под долей каждого должника припишет внизу, сколько следует удержать отдельно с откупщиков или с поручителя и в какое время, и остальное, если он что-либо должен сверх этого. Если же окажется прибыль, то пусть запишет (эконом в пользу откупщиков?)… (Около 7строк утеряно.) (Столбец 20.) Те из откупщиков, которые не рассчитываются с экономом, когда он пожелает и пригласит (их для этого), пусть уплатят в казну 30 мин, и эконом пусть принудит их (произвести расчет). (Утеряно около 7 строк.) Пусть эконом даст каждому из поручителей расчет, в котором укажет, что с него (т.е. с поручителя) взыскано то, что он должен.
    Если же не даст по требованию в тот же день или в следующий, то пусть будет обвинен в несправедливом взыскании.
    Пусть рассчитываются таким же образом все, кто возьмет что-либо на откуп из царской казны.
    О договорах. Поскольку экономы и антиграфеи или находящиеся при них царские чиновники подписывают договор, касающийся откупов, запрещается (всем обслуживающим откуп) чиновникам что бы ни было взыскивать…
    Столбец 21.…помимо договора и без расписок. (Следующие 8строк фрагментированы, смысл неясен.) Сроки для подачи жалоб. Какие бы жалобы ни возникли на основании податного закона, пусть он (по-видимому, подразумевается эконом) вызывает в суд относительно… когда пожелает, по поводу остальных жалоб, какие возникнут на основании податных законов и для которых в каждом из законов установлено разное время для подачи жалоб, пусть он вызывает в суд в тот период, на который….
    Столбец 22. …были проданы доходы, и еще в течение трех месяцев, если после указанного времени кто-либо из участников откупной компании или из обслуживающих откуп не будет схвачен (за злоупотребления).

  2. gunya2006 Ответить

    Кувшин с записью налогов древнего ЕгиптаПрактика сбора налогов с населения была принята исключительно на египетских территориях. Соседи новацию не поддержали. Чтобы поддержать статус фараона как защитника Египта, были созданы легенды о поражении соседних государств, которые пребывали в хаосе. Для придания национального единства, что обнаруживаться на протяжении всей истории цивилизации, все иностранцы были изображены врагами.
    На фрагменте предмета из слоновой кости, обнаруженном в гробницу Нармера, был изображен палестинский сановник, наклонившийся период египетским царем. Реально же это время было ознаменовано расцве торговых отношений между Египтом и Палестиной. Это свидетельствует о том, что все ранее обнаруженные артефакты должны тщательно изучаться и анализироваться на предмет достоверности указанных в них сведений.
    В то время как отношения древнего Египта на Ближнем Востоке были напряженными и противоречивыми, договоренности с Нубией в долине Нила к югу от первой катаракты (порога) были легко достижимы. Международные связи были налажены в период правления додинастических царей Тжени, Нуби и Нехен.
    Это выражалось в том, что цари Нубийского царства заимствовали традицию строительства царских захоронений в виде пирамид (в современном Судане их насчитывается около 300) и ведения торговли с соседними государствами. Ранние правители Египта, в своей решимости установить контроль над торговыми путями, старались наладить отношения с нубийскими соперниками прежде, чем они стали составлять реальную угрозу.
    В ходе археологических исследований была обнаружена надпись на Гебель Шейх Сулейман. На ней изображен гигантский скорпион, который держит в своих клешнях поверженного вождя нубийцев. Эта картина является наглядной иллюстрацией египетской политики в отношении Нубии. На второй картине выгравирована сцена опустошения с мертвыми или умирающими племенами царства Куш. Она содержит иероглифический шифр царя Древнего Египта.
    Преуспевающие империи на Ближнем Востоке становились партнерами Египта и были от него географически удалены. При этом угроза целостности южных границ постоянно волновала правителей. После вмешательства Египта в вопросы управления Нижней Нубией, признаки самостоятельной власти на этой территории не обнаруживались в течение почти тысячи лет.
    Гегемония египетского царства в долине Нила и процветание торговых связях благоприятно сказались на росте общего благосостояния страны и ее народа. Гробницы становились все более богатыми. Заметно увеличился социальный разрыв между богатыми и бедными. Наибольшую выгоду получило, безусловно, само государство.
    После объединения Верхнего и Нижнего Египта все номы стали подчиняться централизованной власти. Отдельные общины продолжали обрабатывать земли. Теперь они были представлены в качестве арендодателей, которые отдавали арендную плату в обмен на использование сельскохозяйственных угодий.

    Как велась запись о налогах в древнем Египте

    Сборщик налогов древнего ЕгиптаСреди всех великих изобретений человечества, письмо занимает особое место. Его сила — в передаче знаний, что дают власть. Записи, повествующие о истории возникновения и развития древних цивилизаций, невозможно переоценить.
    Сегодня практически невозможно представить мир без письменности. Содержание древнеегипетских иероглифических записей было откровением и тайной для непосвященных. До сих пор точно не известно, при каких обстоятельствах они были изобретены. Но их возникновение указывает на возникновение в обществе и государственном строе процессов, которые требовали фиксации.
    Самые ранние записи были обнаружены в гробнице додинастического царя Абджу, жившего около 150 лет до Нармера, объединившего Египет. Короткие надписи сформированы из определенных знаков. Это свидетельствует о сложности иероглифического письма, в древнем Египте оно формироваться на протяжении почти трех с половиной тысяч лет.
    Археологи до сих пор спорят, где возникло письмо: в Древнем Египте или южном городе Урук (современная Варка) в Месопотамии. Вероятно, что оно пришло на египетские земли вместе с влиянием культур общин Месопотамии до объединения государства первым фараоном. Однако древнеегипетский язык так очевидно отражает особенности общества египтян, и логичнее заключить, что представляли собой продукт развития коренных народов.
    Очевидно додинастические правители Египта размышляли над странными знаками, нанесенными на товар, завезенный из земель Месопотамии, и оценивая их в качестве источника информации, и впоследствие дали указание изобрести собственную структуру письма.
    Какими бы не были обстоятельства возникновения египетского алфавита, ранние правители Египта высоко оценили потенциал письменности, и не в последнюю очередь для создания четкой системы экономического администрирования. Конкурирующие государства расширяют сферу своего влияния. А возможность ведения учета собственных товаров и сообщения другим информации по средством знаков казались удивительным новвоведением. Это значительно упрощало обмен продуктами и влияло на улучшение отношений государств.
    Фараон дает указание все налоги Древнего Египта, которые исчислялись, в основном, зерном, фиксировать при помощи царской печати. На ней было изображено имя Гора. При наполнении гробниц сокровищами, которые могли понадобится представителям династии для лучшей жизни в загробном мире, производилось нанесение записей о содержании, количестве, качестве, происхождении товаров и других важных деталей. Идея нашла восторженные отзывы в высших кругах египетского общества.
    На протяжении всей истории древнего Египта, грамотность была привилегией элиты, служившей при дворе фараона. Любой писец, умеющий читать и писать, имел доступ к рычагам власти. Они вели жесткий учет оплаты налогов. С теми, кто не платил дань, безжалостно расправлялись. Во многих гробницах были обнаружены рисунки, изображающие писцов, подводящих финансовые итоги в сезон сбора урожая. Надписи заносились списками с помощью стебля тростника. Сборщики налогов в древнем Египте подвергали неплательщиков поркам и пыткам, которые иногда заканчивались смертельным исходом. Крестьянам связывали руки и ноги и бросали в рвы или топили. Живопись, датируемая периодом ранее 2400 г. до н.э., содержит сцены встречи представителей власти с владельцами хозяйств, с которых не был удержан налог.
    Историк Тоби Уилкинсон пишет в книге “Взлет и падение Древнего Египта”:
    “Правительство первой династии разработало и ввело программу общенародной системы налогообложения. Облагались данью, в первую очередь, сельскохозяйственные угодья. Важную роль в формировании экономики цивилизации сыграло возникновения иероглифического письма. В Древнем Египта, с самого начала его возникновения, канцелярия фараона использует знаки алфавита для составления отчетов о богатствах страны для целей сбора налогов. Самые ранние из них, после объединения страны под руководством Нармера, были начертаны чернилами на гончарных банках. Доходы учитывались как на территории Верхнего, так и Нижнего Египта. Для большей эффективности применения системы, страна была поделена на две половины”.
    Когда дело доходило до сбора налогов в виде доли от собранного урожая с сельскохозяйственных угодий, от лица государства выступали чиновники. Не возникает сомнений в том, что их полномочия были подкреплены силой: принудительными мерами. Они ставили печати в виде оттисков, благодаря которым стало известно, как работала казна с самого начала истории древнего Египта.
    Вырученные средства расходовались по двум направлениям. Одна часть шла непосредственно в государственные мастерские для изготовления продукции: жира и выделки из кожи крупного рогатого скота и свиней; белья из льна; хлеба и пива. Некоторыми из них затем торговали или обменивали с учетом прибыли, которая направлялась обратно государству. Вторая часть распределялась на оплату труда работникам администрации и для реализации строительныз проектов. Оставшаяся часть, в частности в виде зерна, отправлялась на хранение в государственные склады, которые располагалась в важных региональных центрах.
    Они использовались для финансирования деятельности флота, а также оставалась в закромах для создания резервного запаса в случае неурожая, чтобы предотвратить массовый голод. С одной стороны народ страдал от необходимости направления в пользу государства части дохода. С другой — налоги представляли собой своеобразный страховой резерв в случае непредвиденных ситуаций.

    Налоги в древнем Египте и денежные отношения

    Сбор налогов в древнем ЕгиптеНалоги древнего Египта выплачивались не только натуральной продукцией, но и деньгами. В ранние периоды монет и бумажных денег не существовало. Оплата производилась в виде продуктов питания, воды, нефти, товаров и услуг. Обменивались на деньги также животные, чаще всего овцы. Именно они были изображены на первых египетских деньгах.
    В Месопотамии и Египте были найдены серебряные кольца, которые использовались как средство оплаты несколькими веками раннее до того, как были отчеканены первые монеты. На стенах храма древней столицы Египта, Фив, датированного 1300 г. до н.э. изображен мужчина, которые положил золотые кольца на весы.
    Возникновение денежных отношений способствовало развитию торговли между Египтом, Месопотамией и Палестиной. Археологам удалось найти кувшин со слитками серебра и золота в виде палочек. Ими платили при покупке вещей. Единицей измерения служил “дебен”, равный трем унциям. Мешок пшеницы стоил один дебен. На четыре или пять дебенов можно было купить корову.

  3. ImHolic Ответить

    Автор: Евгений Сивков
    Источник: pppnr.ru
    Нам в школе как-то странно преподают историю. Например, что мы знаем о Древнем Египте? Там строили пирамиды, верили в богов с головами животных, торжественно хоронили мумии кошек и крокодилов, плавали по Нилу на каких-то странных баржах, правили тамошним народом фараоны, и на всех фресках люди изображались почему-то исключительно в профиль. Да, ещё там писали при помощи иероглифов. И так – три тысячи лет подряд. А вот как тогда была устроена налоговая система? Каким образом фараоны на протяжении тысячелетий держали в покорности народ, проводили завоевательные походы, строили храмы и пирамиды? Откуда они брали на это деньги? И почему эта система в один прекрасный момент перестала работать? Попробуем разобраться. Может быть, обнаружим полезную для себя информацию.
    Контроль и учёт
    Оказывается, насчёт контроля и учёта первым сказал вовсе не великий Ленин. Это правило придумали в глубокой древности налоговики в Египте. До нас дошло множество записей на листах папируса, на которых проводился учёт земельных участков. На некоторых из них ставились три цифры: площадь участка, норма исчисления налога с единицы площади и общая сумма сбора. Если земля не возделывалась – на папирусе писали две цифры. Таким образом, учитывался фискальный резерв. Для разных форм собственности на землю применялись и разные виды учётных записей. Дело в том, что большая часть земли в Египте находилась в собственности государства (фараона), но до трети земли принадлежала храмам. Большая часть этих земель возделывалась крестьянами-арендаторами. Основным предметом контроля было определение владельца и площадей участков. Для этого была налажена система межевания земель. Раз в два года специальные чиновники проводили межевание, уточнённые данные затем вносились в учётные записи.
    Контролёры – не под контролем
    Интересно, что большую часть своей истории налоговая система Египта опиралась на принципы сбора дани. Размер дани в отличие от более прогрессивных налоговых систем опирался на субъективные критерии, налогооблагаемая база определялась «на глазок». Примерно так же, как это делают современные рэкетиры, абсолютно произвольно устанавливая плату за крышевание бизнеса. Чиновники в Древнем Египте фактически были такими рэкетирами, бандитами на службе государства. Правда, они несли персональную ответственность за выполнение налоговых планов. Но размер дани они устанавливали по собственному усмотрению. Кстати, сами они (как и судьи) от уплаты налогов были освобождены.
    Как проводился сбор налогов с урожая. Чиновник делал соответствующие учётные записи, а затем следил за тем, чтобы налог (он взимался в натуральной форме, то есть зерном) был уплачён в полном объёме. И не важно, какой в этом году был урожай. Ставка налога от этого не менялась. С такой-то площади – столько-то мер зерна, и точка. Сбор урожая проводился под неусыпным наблюдением сборщика налогов. Затем весь собранный урожай перевозился в государственные или храмовые хранилища, там зерно взвешивали, государственную долю оставляли в хранилище, а налогоплательщик получал обратно долю урожая, превышавшую налоговую норму. Если эта доля, конечно, оставалась. Все стадии сбора налогов фиксировались документально.
    Ещё одной важной отраслью экономики Египта издавна было скотоводство. Разведение коров и овец издавна практиковалось в долине Нила. Налоговые чиновники Египта поставили под контроль и этот вид деятельности. Каждые два года в стране проводилась всеобщая перепись скота. По её итогам составлялись учётные документы, а животных клеймили. В Древнем Египте взимался и налог с имущества. Для этих целей проводилась опись буквально всего, что налоговые инспекторы обнаруживали в крестьянских хижинах. Чиновник мог, к примеру, строго наказать семью, если обнаруживал, что хозяйка для приготовления обеда использовала неучтённое растительное масло.
    Переписывалось не только имущество, учёту подлежали не только зерно и скот. В Египте регулярно проводились переписи населения. Отдельно учитывалось население трудоспособное. Для организации общественных работ требовалось точно знать, какова численность рабочей силы может быть предоставлена той или иной территорией (территориальные единицы Древнего Египта назывались номами).
    Упадок и разрушение
    История Древнего Египта знала взлёты и падения. В XVIII веке до н.э. в стране вспыхнуло восстание, вызванное безжалостными действиями налоговых чиновников. Возмущённые крестьяне врывались в государственные учреждения и сжигали учётные записи. В XVI веке до н.э. страну завоевали кочевники-гиксосы, после чего государство на протяжении 150 лет пребывало в хозяйственном и политическом оцепенении. Фараон-реформатор Эхнатон в XV веке до н.э. попытался ввести  монотеизм. Он закрыл храмы многочисленных звероголовых богов и заставил поклоняться египтян солнцу. После его смерти жрецы восстановили поклонение Амону, Осирису и прочим Исидам. А заодно они восстановили отменённые Эхнатоном налоговые льготы. Именно таким льготам посвящена надпись на знаменитом Розеттском камне, который был использован для расшифровки египетских иероглифов.
    Для того чтобы пополнить казну (из-за налоговых льгот для храмов государство недополучало около 1/3 доходов) вXIV – XIII веках до н.э. великие фараоны-полководцы Тутмос III и Рамсес XII провели блестящие завоевательные походы. Были покорены Иудея, Финикия, Сирия, часть Аравии, Ливии и Эфиопии. Но не тут-то было: неэффективная система сбора налогов и чудовищная коррупция налоговиков и судей Древнего Египта привели к тому, что фараоны не смогли удержать завоёванное. Вначале египтянам дали отпор хетты, а затем ассирийцы и вавилоняне совершали завоевательные походы уже непосредственно в дельту Нила. Наконец, Египет был завоёван персами. Напрасно фараоны пытались изменить ситуацию. Все попытки обуздать жадность жрецов успеха не приносили. Фараоны, пытавшиеся отменить налоговые льготы храмам, внезапно умирали при самых загадочных обстоятельствах. Чиновников, которые были уличены в получении взяток, фараоны высылали на Аравийский полуостров (такая египетская Колыма), предварительно отрезав им носы. Количество безносого населения в Аравии не убывало десятилетиями – египетские чиновники готовы были рискнуть самой выдающейся частью тела, но не переставали брать взяток.
    В конечном итоге в IV веке до н.э. Египет попал под власть эллинистической династии Птолемеев, родоначальник которой был полководцем в войске Александра Македонского.
    Новые времена – старые нравы
    Администрация Птолемеев установила в Египте жёсткий экономический режим. Он опирался на труд рабов и свободных арендаторов. Государство облагало население многочисленными налогами и владело различными монополиями. Налогов в эллинистическом Египте было великое множество. Налог с урожая зерна в размере 1/16 его стоимости взимался теперь как в натуральной, так и в денежной форме. Урожай  винограда облагался налогом по ставке 33 %. Акциз с вина, ввозимого в страну, взимался в том же размере. Налог с продаж составлял 10 % от стоимости товара. Оптовые сделки (в том числе по импорту-экспорту) облагались налогом в 2 %. Пятипроцентным налогом облагалась аренда помещения. А ещё чиновники Птолемеев додумались до взимания транспортного налога. Поскольку главным видом транспорта в Египте был речной – специальные чиновники во всех гаванях контролировали пассажирские перевозки и взимали налоги с каждого пассажира. При этом учитывался вид деятельности всех пассажиров речного судна с учётом доходности того или иного ремесла. Так, проститутки платили в 20 раз больше, чем, например, матросы.
    А ещё Птолемеи взимали со своих подданных специальный сбор за пропуск в пустыню. Наверное, попытка человека удалиться за пределы плодородной долины Нила в бесплодную пустыню казалась чиновникам настолько подозрительной, что они на всякий случай решили брать за реализацию столь странных желаний деньги. Перечислить все сборы и налоги, существующие в эллинистическом Египте, практически невозможно. Изобретательность чиновников была воистину безгранична: сборы на содержание общественных бань, на строительство военного флота, на содержание врачей и чиновников – за всё это должен был платить налогоплательщик. Система сбора налогов также претерпела некоторые изменения. Теперь этим ведали не фискальные чиновники, а откупщики. Это были, как правило, богатые частные лица. И государство буквально заставляло их брать на себя функции по сбору налогов. За невыполнение плана откупщик отвечал всем своим имуществом и даже свободой. Такие сборщики старались изо всех сил. Кроме того, в эллинистическую эпоху в Египте была внедрена система доносительства на неуплату налогов. Фискалы следили за своими соседями не бескорыстно. Они получали от государства долю от полученных при их помощи недоимок. Кстати, в современных США эта египетская система работают весьма эффективно. Американским налоговым стукачам государство платит 25 % от суммы взысканных налогов.
    Плюс государственные монополии: на добычу различных полезных ископаемых, на ввоз и вывоз отдельных товаров, на финансовую и кредитную деятельность (банковская сфера). Абсолютный, всеобщий, тотальный контроль.
    Хлеб всему голова
    Но, несмотря на всё разнообразие налогов династии Птолемеев, главным продуктом экономики Египта, как и раньше, оставался хлеб. Производство зерна (пшеницы и ячменя) по-прежнему давало государству основную часть доходов. Система учёта сельхозугодий заботливо сохранялась чиновниками Птолемеев и продолжала совершенствоваться. В учётных записях того времени земли классифицируются по таким параметрам, как их качество, характер орошения, видам возделываемых сельскохозяйственных культур, по виду имущественных прав на участок. Собранный урожай, как и прежде, свозили в государственные хранилища. Но в эпоху Птолемеев была введена одна интересная новинка. Теперь урожай оценивался по твёрдой цене, размер которой устанавливало государство. Так что продразвёрстку тоже придумали задолго до большевиков. Наверное, Ленин и Троцкий хорошо изучили в гимназии историю Древнего Египта.
    Тотальный конец
    Завершая разговор о Древнем Египте, мы не случайно упомянули имена большевистских лидеров. Египет фактически был первым в мире тоталитарным государством. Полный государственный контроль над частной жизнью граждан, вмешательство государство во все без исключения экономические отношения, жесточайшая ответственность за неисполнение государственного задания – Ленин ничего нового не придумал, всё это уже было когда-то в стране фараонов.
    А ещё египетское прошлое и российское настоящее объединяет тотальная, всеобщая и свирепая коррупция.
    Египетская государственность, насчитывающая не одну тысячу лет, потерпела крушение как раз из-за этого социального зла. Взяточничество чиновников привело к тому, что в казне не стало хватать денег на исполнение важнейших государственных функций, а измученное произволом чиновников население не встало на защиту воровского государства, когда заморские завоеватели аннексировали Египет.
    В 31 году до н.э. император Октавиан Август превратил Египет в провинцию Рима. Население не возражало.
    Кстати, у России сегодня тоже имеются заморские противники. И с коррупцией у нас имеются серьёзные проблемы.
    История имела своё продолжение. Римляне тоже не смогли справиться с коррупцией, им тоже не удалось организовать эффективную систему налогообложения. Что в итоге? В VII веке уже нашей эры Египет был завоёван мусульманами. Захватчики повели себя очень умно. Они ввели налоговые льготы для тех жителей Египта, которые отказались от христианства и приняли ислам. В результате буквально за несколько десятков лет подавляющее большинство населения Египта перешло в новую веру.
    В эпоху агрессивной экспансии исламского экстремизма такой исторический пример тоже нельзя считать бесполезным.
    Евгений Сивков

  4. ivzubov Ответить

    Разъясняя, что такое налог в Древнем Египте, нельзя не упомянуть об еще одном важнейшем материальном ресурсе – скоте. Из сохранившихся источников неясно, подвергался ли нормированию приплод, но перепись сельскохозяйственных животных в целом в государстве проводилась раз в 2 года. Скот пригоняли к местам, где производился подсчет. Там с целью налогообложения животных клеймили. В учете было соблюдено разделение скота в зависимости от вида, возраста и производственного назначения. По сведениям описей формировали сводные списки.

    Перепись имущества

    Она проводилась периодически. Перепись имела большое значение в контрольной системе. Так, в некоторых документах, определяя дату, ссылались на нее. К примеру, делалась такая запись: “Год после седьмого счета полей и золота”. Податные списки крестьянского имущества составляли с указанием скота, наделов, посадок, а также налогов с этих объектов. Подати назывались труд. Опись налогов, собранных с имущества, формировалась, по мнению исследователей, по образцу записей по зерну. В этих же документах указывали и задолженность человека, владевшего объектами. Периодически осуществлялся сбор недоимки. Для этого чиновники выезжали с отрядом стражников и беспощадно расправлялись с должниками.

    Перепись населения

    Она велась каждые 15 лет. В описях указывались категории населения, а также их имущество. С особой тщательностью осуществлялся учет рабочей силы. Его начинали с оформления людей по месту их деятельности. Документ о наборе направлялся в бюро управления царскими бумагами. После этого он поступал к надсмотрщикам партий рабочих. В соответствии с этим документом издавался приказ о назначении. Людей учитывали по головам. Опись персонала дополняли записями по учету использования силы. Для этого велись поименные списки. В них вносили неявки по причинам. В качестве уважительных признавались обряды в храмах, болезнь работника либо его близких, а также укус скорпиона.

    Виды податей

    Древнеегипетский фараон приветствовал формирование экономических отношений на базе подневольного труда рабов и свободных землевладельцев. Податей было огромное количество:
    Апомойра – вносилась деньгами и натурой (составляла 1/6 от урожая).
    Налог с винограда.
    5% от дохода с аренды помещений.
    10% от реализационной стоимости продукции.
    2% на рыночные сделки (за вывоз/ввоз товаров в том числе).
    Апостолион – налог за проезд по территории страны.
    Последний взимался с матросов, капитанов, ремесленников и прочих проезжающих людей. Также действовал особый налог за пропуск в пустыню, сбор на содержание флота, врачей, бань, полиции, местной администрации и так далее.

    Монополии

    Они были очень распространены в Древнем Египте. Так, например, действовала монополия на:
    добычу материалов и сырья (на руду, лен);
    производство (выпуск папируса, масла);
    обращение (импорт товаров);
    финансы (банковские организации).

    Действовали и принудительные монополии. Их существование обуславливалось тем, что владельцы капиталов не спешили их вкладывать из-за высокой ставки. В качестве разновидности монополии выступал откуп. Он являлся также принудительным. Его суть заключалась в том, чтобы собранные с плательщиков средства направить в казну. Откупщики принимали продукты, организовывали их переработку, обработку, могли сдать их торговцам и получить за них твердую сумму.

    Земля

    Она выступала во все времена основным объектом обложения. В качестве главного экспортного продукта выступало зерно. Собственником земли был древнеегипетский фараон. Однако наделы могли передаваться во владение крестьянам, вельможам, храмам. Обработку участков осуществляли рабы или те же крестьяне. В папирусах присутствует подробная классификация земли по разным признакам:
    Налогам.
    Сельскохозяйственным культурам.
    Степени орошения.
    Распоряжению.
    Владению.
    Качеству.
    Участки могли переводиться из одних категорий в другие. Этот процесс в обязательном порядке фиксировался в документах. Оценка урожая проверялась специальной комиссией согласно данным измерения участком. Это также заносилось в особые документы с печатями. Их составляли в двух экземплярах. Для некоторых категорий населения налоги не вводились. В частности, от них освобождались судьи и писцы.

  5. marik8610 Ответить

    На одном из древнеегипетских папирусов написано: “Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это”.
    В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
    Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по “левому”, и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.
    Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.
    В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог “дань” был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.
    В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.

  6. petrakovtattoo Ответить

    Юля
    На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это» .
    В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
    Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по «левому» , и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.
    Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.
    В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог «дань» был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.
    В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годо­вых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
    http://taxman.org.ua/news.php?id=104
    http://www.podatinet.net/2011031315536/nalogovye-istorii/istoriya-i-teoriya-nalogov/nalogi-drevnego-egipta.html

  7. Shv3830 Ответить

    Чтобы понять, что такое налог в Древнем Египте, следует ознакомиться с приемами, которые использовались для ведения отчета. Технологии отличались по типам записей – по видам ответственности и землевладения. В последнем случае в папирусе указывалось, что земля, которая возделывается определенным человеком (вписывалось, кем именно), состоит из:
    Размера участка.
    Нормы с единицы площади.
    Общей суммы сбора.
    Все показатели в папирусе указывались красной тушью. Другие записи относятся к иным формам собственности. Они начинались со слов “часть, доля”. Такие записи состояли из 3-х цифр. Первая была черной, остальные – красные:
    Общий размер участка.
    Часть, облагаемая налогом.
    Норма обложения.

    Последняя была постоянной и фиксированной и составляла 12/4 меры зерна. Существовал еще один вариант ведения записей. Они состояли из 2-х черных цифр. В этом случае измерение участков осуществлялось в локтях (для других записей – в арурах). В дошедших до наших дней источниках исследователям сложно понять точно содержание записей. Однако условно они обозначали, что определенная доля земли считается невозделываемой и поэтому обложению не подлежит.

    Специфика описей

    Определяя, что такое налог в Древнем Египте, следует упомянуть, что технология ведения записей и определения показателей зависела от экономической сущности объектов. В связи с тем, что разнородные предметы указывались в одной описи, в папирусе присутствовали все виды учетной регистрации. По мнению современных исследователей, можно было вести регистры раздельно в зависимости от типа записей. Однако, так как данный подход не использовался, ученые делают вывод, что ключевым звеном выступал хозяйственный контроль. Его объектами в первую очередь выступали земля и люди, ответственные за нее.

    Кто в Древнем Египте платил налоги?

  8. alekskeri1 Ответить

    На одном из древнеегипетских папирусов написано: “Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это”.
    В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
    Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по “левому”, и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.
    Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.
    В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог “дань” был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.
    В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.

  9. bossner Ответить

    На одном из древнеегипетских папирусов написано: «Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это» .
    В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
    Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по «левому» , и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.
    Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.
    В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог «дань» был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.
    В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годо­вых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.

  10. flexx78 Ответить

    На одном из древнеегипетских папирусов написано: “Переписчики опережают всех. Тот, кто пишет, не платит налоги. Хорошо запомни это”.
    В Древнем Египте уже во II тыс. до н. э. возник приходно-расходный учет. На папирусах того времени не просто велась опись остатков, а фиксировалось каждое действие. Изобретение учета открыло дорогу к текущему учету фактов хозяйственной деятельности.
    Древние египтяне платили налоги практически со всего: продаж, рабов, иностранцев, импорт, экспорт, бизнес, с/х производство – 20% (налог на урожай) . Чтобы понять тиранию сборщиков налогов достаточно представить себе налог на растительное масло. Они регулярно совершали инспекции кухонь, чтобы убедиться в том, что хозяйки не используют масла, с которого не уплачены налоги. Как это напоминает сегодняшнюю торговлю товарами, которые были ведены по “левому”, и продаются под одну партию товара, которая была легально растаможена.
    Большая часть с/х угодий была государственной. Ее арендовали для крестьян. Налог на урожай взимался не с реального урожая, а с того, каким он должен был быть. Это также определяли налоговики. Нет сомнений, что Евклид придумал геометрию не благодаря уникальному провидению, а просто систематизировав способы исчисления налогов, которые практиковали египетские сборщики налогов.
    В Египте работала достаточно проработанная система сбора дани. Тогда налог “дань” был вполне цивилизованным и не вызывал отторжения. Во время расцвета египетской цивилизации дань была невысокой. Собранные средства шли на оказание людям услуг и поставку того, что мы сегодня называем public goods. Дань собиралась с городов. Взамен они получали подарки в виде парадов и шествий. Дань, как справедливый налог, постепенно трансформировался в невыносимое бремя. Процесс начался примерно в 1000 до н. э. В истории цивилизации случалось часто, что изначально справедливый, экономически не репрессивный налог превращался в удавку экономики. Египетская дань – пример этому.
    В 4 веке до н. э. сборщики налогов, по сути дела, прекратили практику взимания дани и перешли на систему прямой оценки налогооблагаемой базы.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал. Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов) , торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызвали потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение заемщика было устойчиво, он получал ссуду под 20-30% годовых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.

  11. servantes23 Ответить

    Египет слыл страной богатых урожаев, могучего Нила и большого числа сборщиков налогов, которых называли переписчиками. Скрибы умело управляли страной, держали свои суды, в которых налогоплательщики не имели права использовать услуги адвоката.
    Египтяне налоги платили почти со всего: торговли, иностранцев, рабов, импорта, экспорта, сельскохозяйственного производство. Чтобы ощутить тиранию сборщиков платежей достаточно представить налог на растительное масло. Сборщики регулярно проводили инспекции кухонь, чтобы убедиться, что хозяйки не пользуются маслом, с которого не уплачен налог. Налог на урожай удерживался не с фактического урожая, а с должного.
    Фараоны не редко практиковали освобождение от налогов и штрафов по платежам – филантропию. Фараонам слагали оды, так как их фискальная доброта иногда выражалась и в списании налогов. Многие современные системы налогообложения запрещают списание налогового долга, что делает их намного жестче, чем древнеегипетские.
    В Египте работала система сбора дани. Во время расцвета египетского государства дань была невысокой. Дань собиралась с городов. Однако со временем этот справедливый налог трансформировался в невыносимое бремя.
    Позже сборщики налогов прекратили взимать дань и перешли на процедуру прямой оценки базы налогов. Колонии Египта были лишены возможности определять порядок сбора налогов для метрополии самостоятельно, и их экономические возможности резко снизились.
    Налоговая история Египта демонстрирует, что происходит в стране с тоталитарной методикой сбора налогов. Коррупция среди налоговых работников, стукачи, надзор налоговой инквизиции – некоторые черты египетской цивилизации воспроизводятся сегодня.

  12. kaitv Ответить

    Налоги в Древнем Египте платили большинство жителей, но не все. Существовали «избранные», которые были освобождены от налогового бремени. Помимо самого фараона это были жрецы и «миряне» – люди, которые не являлись жрецами, но выполняли в храме какие-нибудь работы. Также от налогов были освобождены писцы – представители одной из самых элитных древнеегипетских профессий.
    Естественно, в те времена уже были и налоговые преступления. Нередко всплывали случаи нецелевого использования налогового зерна или же его похищения прямо-таки из карманов богов – из посвященных им житниц. Но чаще всего в документах упоминается недостача.
    За исключением определенных налогов в Древнем Египте не был введен прямой налог на прибыль и богатство. Каждый гражданин просто был вынужден платить налоги практически за все, чем пользовался и что делал.
    Операции с недвижимостью (продажа, залог земли, домов), торговля внутри страны, и особенно внешняя торговля, вызва­ли потребность создания банков, которые появились во II тысячелетии до нашей эры. Банки давали ссуды. Если материальное положение за­емщика было устойчиво, он получал ссуду под 20—30% годо­вых. Если его положение было сомнительно, то банк брал под свой контроль недвижимость заемщика.
    В каждом городе были рынки. Государство регламентирова­ло торговлю. Государственными актами устанавливались каче­ство и цены товаров. Рынки были строго разделены на кварталы по видам товаров. За организацию и контроль работы рын­ков отвечали особые чиновники. Рыночная торговля облагалась государственными сборами (налогами). В целом, древнеегипетское общество имело достаточно развитую экономику натурального обмена.

    В древнейшие времена в Египте взимался поземельный налог, причем он достиг сложного развития и отличался высокой точностью. Во времена Страбона в Египте существовали два нилометра, посредством которых производились наблюдения за уровнем воды, лежавшие в основе расчета будущего налога2.
    В Древнем Египте все население, от самых высокопоставленных людей до беднейших слоев безжалостно облагалось налогом. Возникает вопрос: как египтяне, не имея монетной системы, собирали эти налоги? С крестьянами и землевладельцами все было просто – они отдавали часть своего урожая, скот и одежду, которую изготовляли их жены и дочери. Но как взимались налоги с многочисленной армии писцов и чиновников? Эти люди обладали богатствами и могуществом благодаря дарам царя, то есть государства. В обмен за свои услуги высокопоставленный чиновник мог получить в знак уважения и почета прекрасную “виллу”, изящную повозку, роскошную лодку, много рабов, не считая скота, продуктов питания, вина и одежды. Неудобства, с точки зрения чиновника, заключалось в том, что все эти подарки были записаны на его имя. Когда сборщик налогов оценивал имущество, он всегда мог подсчитать состояние конкретного человека и взять с него соответствующий налог. Исходя из вышесказанного, нетрудно увидеть, что древнеегипетское общество обладало вполне развитой экономикой натурального обмена, что являлось пусть не совершенной, но, пожалуй, наиболее удобной экономической моделью государства.
    Список использованной литературы
    Налоговое право: Учебник / , , // М.: Юристъ, 2005. — 223 с.
    Налоговое право: Учебник / // М.: ИНФРА-М, 2005. — 304 с.
    Учебник финансового права. – Одесса, 2005.
    и т. д……………..

  13. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *