Что такое научно познавательный текст 3 класс?

6 ответов на вопрос “Что такое научно познавательный текст 3 класс?”

  1. Games Ответить

    Урок литературного чтения в 3 классе
    ( модуль « Волшебный мир литературы»)
    УМК «Школа России»
    Учитель высшей категории Исаева С.В.
    МБОУ « Полесская СОШ
    Тема урока: Творческий подход  в изучении и сравнении научно-познавательного и художественного текстов
    ( Л. Н.Толстой. Рассказ «Зайцы» и басня « Еж и заяц»)
    Тип урока: изучение нового материала с использованием методов и приёмов РКМЧП, ИКТ, коммуникативной технологии
    Цель и задачи урока:
    Предметные:
    ввести понятие научно – познавательного текста
    закреплять понятие художественного текста
    формировать навык сравнительного анализа научно-познавательного и художественного текста
    Работать с книгами – справочниками;
    наблюдать за языковыми средствами, развивать критическое мышление
    развивать навык чтения (понимание, осмысленность, память, внимание, воображение, выразительность)
    создать условия для усвоения нравственных идей (об отношении  к природе)
    учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни; помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
    Метапредметные:
    создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;  создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
    способствовать  развитию навыков исследования, фантазии,  воображения,  наблюдательности,  умения давать полный связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы,  работать над развитием речи,
    воспитывать нравственные ориентиры через  оценочную деятельность, через эмоционально-чувственное восприятие образов и событий;
    воспитывать умение работать в группах, в парах, чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу.
    Планируемый результат:
    Познавательные УУД: знать понятия научно – познавательный и художественный текст, уметь проводить сравнительный анализ литературных произведений, развивать умение сравнивать, анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, формировать умение работать с разными источниками информации
    Коммуникативные УУД: повышать активность учащихся на уроках, уметь  работать в группах, в парах, развивать умение осуществлять совместный поиск решения.
    Регулятивные УУД:  улучшать результат обучения, повышать навыки планирования и самоконтроля, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
    Личностные УУД:  понимать и принимать нравственные ценности и идеи.
    Оборудование:
    компьютер ,мультимедийный проектор, презентация ,таблица для сравнения произведений (общая для групповой работы  и для самопроверки), карточки для работы в паре,  для самопроверки
    Ход урока
    Сегодня у вас необычный урок.  Урок , который проходит в хранилище книг   – библиотеке. Я очень надеюсь на то, что  сегодня вы обретете новых друзей – книги. Первой заповедью нашего урока станут слова: Книга – наш лучший друг.
    Над какой темой мы будем работать и какого автора изучать , сейчас мы с вами выясним.
    1)Перед вами выставка книг, рассмотрите книги, подумайте и разложите  эти книги  на две группы,  но какая тема объединяет произведения . ( Бианки, Сладков, энциклопедии,
    Распределите термины, свойственные А) научному- познавательный  Б) художественному текстам : 1)аргументы ; 2)метафора; 3)эпитет; 4)факты; 5) образы героев, предметов, людей; 6)научная терминология; 7) олицетворение  8)  сообщить информацию, дать знания 9) выразить чувства
    2)Наш урок хочется начать с замечательных  и мудрых слов  писателя. Кто автор этих слов , догадайтесь и соберите пословицу.
    Чтоб поверить в добро, надо начать делать его.
    Человеком может называться тот, кто трудится, кто делает добро людям.
    ( Пусть эти слова будут девизом не только сегодняшнего урока, но и девизом всей  вашей жизни)
    3)  Чтобы узнать героя произведений , надо собрать пословицы:
    а) Лиса живёт хитростью , а заяц прыткостью.
    б) Зайца ноги носят, а волка зубы кормят.
    в) Русак прячется под камнем, а беляк –  под кустом.
    Какие сведения  о зайцах вы получили из пословиц  ?
    На Слайде появляется запись:
    Автор : Лев Николаевич Толстой
    Тема: произведения о животных ( проверка у доски терминов)Наша цель
    Герой : зайцы ( показ книг)
    Какие сведения о зайцах вы узнали из пословиц?
    Жанр : рассказ  басня
    Представляю вам 2 произведения « Зайцы»  « Еж и заяц»   на какую полку поставим данные книги , ваши предположения
    Рассказ « Зайцы»
    1. парная работа (лексическая) по карточкам.
    А) – Найдите соответствие, соедините линиями слова и их лексическое значение.
    (на партах карточки с записанными словами и их лексическими значениями )
    1)Гумно – место, где молотят сжатый хлеб (колосья)
    2)Озими-растения, семена которых вносятся в почву осенью. (С.И.Ожегов)
    3) Гуменники- зайцы, которые живут на гумнах.
    Прочитайте, определите жанр, скажите , вызвал ли текст чувства или дал знания?
    За героя вы переживали, или  получали сведения о нем?
    Чтение с пометками
    Виды зайцев
    Чем кормятся
    Кто их враги
    Как спасаются
    лесные
    Кора деревьев
    люди
    собаки
    лисицы
    вороны
    орлы
    Прямые следы
    полевые
    Озимь, трава
    Двойные следы
    гуменники
    Хлебные зерна
    Далекие прыжки
    Трусость его
    спасает
    Как считаете,  для чего Л. Толстой  писал  такие тексты для крестьянских  детей?( получить знания об окружающем мире)
    Сделайте вывод, почему текст не заставил переживать?
    -Как называется такой текст?( научно – познавательный. )
    -Каковы его особенности? (автор просто сообщает информацию)
    Вывод: художественный или научно – познавательный
    Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни героев.
    Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя чувства . Автор использует средства художественной выразительности( эпитеты, сравнение, метафоры, олицетворение, и т.д.)
    Прослушайте инсценировку « Заяц и еж»
    Определите жанр, заполните таблицу. Скажите , к какому тексту отнесем данное произведение? ( +,-)
    Что это за жанр  ? ( басня) какой урок  вы получили? ( не спорить, быстро и правильно мыслить  в нужные моменты)
    в произведении сообщаются факты о жизни зайцев
    произведение  вызывает чувства и переживания
    в произведении есть диалоги между действующими лицами
    это художественный текст
    олицетворение животных
    Прочитайте определение «художественный текст».
    Сделаем вывод , какие два вида текстов изучили, в чем их особенности?
    Если человек умеет обнаружить и показать смысл и красоту жизни, он – художник, писатель, поэт.
    Если человек умеет что-то научно объяснять, он – учёный.
    В каждом из нас от рождения заложен определенный талант, который мы ещё не знаем.
    Возможно, в ком-то из вас заложен   талант мастера художественного   слова,  поэта, ученого , художника ?
    Я предлагаю попробовать своё перо.
    Творческая работа
    За компьютером
    текст художественный, научно – познавательный
    « Мастер художественного слова »     « Мастер научно – познавательного слова »
    Художники – анималисты ( рисунки )
    Синквейн «Заяц»
    Живет в лесах на севере заяц-беляк. У него широкие, обросшие длинной шерстью лапы,  напоминающие лыжи-снегоступы. Он бегает по глубокому снегу и не проваливается.
    Карточка – подсказка
    Шуба у зайки   теплая, белая – белая. Шуба зайку от мороза спасает и от охотника скрывает. Снег белый, да и зайка белый. Где такого заметишь! А пока разглядываешь да всматриваешься, зайка задаст  стрекача, только его и видели.

  2. Сбежавшая_невеста Ответить

    Если в научно-познавательной статье описывается один факт, явление и
    Необходимо , чтобы учащиеся определили главное, что говорится об этом факте, то ученики должны выполнить ряд последовательных, связанных между собой действий :
    – прочитать заглавие статьи, определить ее тему;
    – прочитать всю статью, определив ее абзацы;
    – найти внешнее описание предмета, факта;
    – определить по тексту, какими признаками обладает предмет;
    – определить, как он связан с окружающими его другими предметами или явлениями;
    – установить причины событий (почему это произошло);
    – определить, какое значение факт, событие имеет для окружающих;
    – дать свою оценку факту, событию ( выразить свое отношение к нему);
    – решить , зачем автор сообщил нам эти сведения, какие выводы из статьи нужно сделать.
    Последовательность действий определяется учащимися под руководством учителя устно, и это повторяется перед каждым занятием, на котором проводится формирование данного умения, до тех пор, пока дети не овладеют последовательностью выполнения действий и их содержательной стороной. Таким образом дети учатся планировать предстоящую деятельность, выполнять задание осознанно и контролировать себя в процессе работы.
    В процессе обучения дети осваивают, как отвечать на вопросы, составлять план текста, вычленять главное, подробно, кратко и выборочно пересказывать текст. Для работы же над художественным текстом формируются умения отбирать яркие слова для описания событий, воссоздавать с помощью «словесной картины» прочитанное, составлять выборочно рассказ о персонаже, событии. В результате фиксируется определенная последовательность действий, приведенная ниже (это необходимо учащемуся для самостоятельной работы).
    К а к о т в е ч а т ь на в о п р о с ы :
    – прочитать вопросы и задания к тексту, чтобы знать их заранее и читать текст целенаправленно;
    – перечитать текст, подмечая те его части, которые понадобятся для ответа на вопросы;
    – еще раз прочитать текст и найти ответы на вопросы, пометив их в тексте;
    – проконтролировать себя: закрыть книгу и ответить на все вопросы своими словами.
    К а к с о с т а в и т ь п л а н т е к с т а :
    – прочитать текст целиком, обращая внимание на то, как он построен: о чем говорится вначале, какие события описаны дальше, чем заканчивается текст;
    – разделить текст на смысловые части (одна часть отличается от другой новым содержанием);
    – определить главное в каждой части , отметив в тексте основные предложения;
    – перечитать их. Выразить своими словами, что является главным в данной части. Подобрать к ней заголовок;
    – записать свой заголовок к каждой части;
    – проверить себя по книге, определить, отражает ли заголовок главное, не повторяются ли названия, не пропущено ли что-либо важное.
    К а к к р а т к о п е р е с к а з ы в а т ь п р о ч и т а н н о е:
    – перечитать текст, выделяя в нем основное содержание и запоминая его последовательность;
    – выделить основные смысловые части текста;
    – отметить в каждой части главное;
    – составить план (каждое предложение-заголовок должно отражать основное содержание части), записать его;
    – перечитать весь текст, держа план перед собой;
    – пересказать текст в закрытой книгой по плану своими словами тек, чтобы на каждый пункт плана ответить одним-тремя предложениями.
    (СТУДЕНТ,внимание!Далее по этой же теме дан материал из другогоисточника, можно его добавить к этому материалу или в переработанном виде использовать всю информацию).
    (Краткий вариант ответа)
    Научно-познавательная литература подразделяется на научно-популярную и научно-художественную, каждая из которых решает свои задачи.
    Научно-популярная литература
    прямо сообщает определенные знания, в ней сильнее логический элемент.
    Н.-п. статьям свойственен свой языковой характер: простота и строгость синтаксических конструкций, точность и однозначность словоупотребления,
    использование специальных терминов.
    В статье обычно излагается новый для учащихся материал, поэтому перед чтением обязательна подготовка учащихся к восприятию.
    На этапе подготовки решаются параллельно две задачи:
    – возбудить интерес к предмету чтения, облегчить первичное восприятие статьи;
    – дать детям значительную часть знаний о предмете чтения до первичного восприятия статьи.
    Основными приемами подготовительной работы являются
    рассказ учителя, беседа, показ кино-, видео- или диафильма, экскурсия.
    Первичное чтение н.-п. статьи обычно проводится самими учащимися. Чтобы дети читали сознательно, им дается несложное задание.
    На этапе анализа используются такие приемы работы:
    – деление текста на части;
    – чтение по частям;
    – выделение основной мысли в каждой части;
    – рассматривание доказательства;
    – сравнение излагаемого материала с тем, что было известно ранее;
    – формулировка вывода, решение проблемы.
    Уроки чтения научно-познавательных статей строятся сообразно познавательной цели, определяемой содержанием статьи, и с учетом особенностей построения и языка данного произведения.
    Научно-художественная литература
    основывается на образно-повествовательном элементе, ей свойственна увлекательность; произведения этого жанра имеют сюжетную линию, конкретных героев. Обычно сюда относят очерки об известном человеке, истории из жизни писателей и поэтов и т.п. Язык лишен специальных терминов, зато используются сравнения, метафоры, средства языковой выразительности, нет строгости синтаксических конструкций.
    Научно-познавательное чтение требует произвольного внимания, сопровождается аналитико-синтетической деятельностью.

  3. Sirallador Ответить

    Художественный текст от научно-познавательного отличается многим, а именно:
    1) сферой применения;
    2) задачей речи;
    3) стилевыми чертами;
    4) жанрами, используемыми в этих таких разных видах речи;
    5) языковыми средствами.
    Научно-познавательный текст используется в научных трудах, в изложении знаний в учебниках, статьях, в выступлениях на научных конференциях и симпозиумах. Его задача – сообщить точные сведения, обобщить, проанализировать, объяснить причины, установить причинно-следственную связь фактов. Для научно-познавательного текста характерны стилевые черты:
    точность,
    доказательность,
    подчеркнутая логичность.
    Научный стиль используется в написании научных статей, докладов, монографий, диссертаций, аннотаций, рефератов и пр. Для него характерны следующие языковые средства:
    обилие терминов, абстрактных существительных, а также усложненный синтаксис предложений.
    Художественный стиль речи используется в художественной литературе.
    Его задача – изобразить предмет, событие, передать чувства и эмоции, впечатления, заставить читателя сопереживать героям произведения.
    Для него характерны стилевые черты:
    образность,
    эмоциональность,
    конкретность,
    выразительность.
    Все это присутствует в романах, рассказах, пьесах, баснях, сказках, стихах и прочих жанрах художественной литературы.
    Чтобы достичь образности и эмоциональности, заставить читателя сопереживать героям, авторы используют в своих произведениях метафоры, олицетворения, сравнения (художественные тропы), антонимы и синонимы и пр. Отмечу также обилие восклицательных и вопросительных предложений.

  4. Dianalore Ответить

    Тема урока: Научный текст.
    Задачи урока.
    Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).
    Уметь распознавать научный и художественный тексты,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.
    Планируемые результаты
    Предметные: различие научного и художественного текста.
    Метапредметные: личностные УУД: формирование ценностно-смысловой ориентации.
    Оборудование.
    Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.
    ХОД  УРОКА
    Организационный момент.
    Учитель. Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.
    ЙЫНЧУАН ТСКЕТ
    Ученики. Научный текст.
    Учитель. Каковы задачи урока.
    Ученики. Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
    Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и  будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.
    Актуализация знаний.
    Учитель. Вспомните, что такое научный текст.  Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
    Ученики. Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
    Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
    Ученики: Повествование и описание.
    Учитель: Какие особенности этих текстов вы знаете?
    Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
    Мы с вами вспомнили, какие  виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.
    Работа по учебнику.
    Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».
    Ученики: Чтение вслух.
    Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.
    Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.
    Учитель: Какой это текст? Почему?
    Ученики высказывают свое мнение. Повествование.
    Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.
    Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.
    Учитель: – Автор – наблюдательный человек? (Да)
    –  Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)
    –  Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).
    Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.
    Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)
    – А теперь прочитайте текст 2 страница 78.
    Ученики читают вслух.
    Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.
    Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.
    Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)
    Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)
    Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)
    Физкультминутка
    Практическая работа по теме.
    1 группа.
    Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
    2 группа.
    Из данных предложений составить научный текст.
    Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
    Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
    3 группа.
    В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
    Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    4 группа.
    Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
    Ежи – ……………………………животные. Они бывают………………………Все они – ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж – он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………
    Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.
    Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.
    Проверка результатов.
    Каждая группа рассказывает о проделанной работе.
    Учитель.  Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.
    6.Итог урока.
    Учитель. Что такое научный текст?
    Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?
    Где можно встретить научный текст?
    Чему учились?
    Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
    Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.
    ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
    1 группа
    Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
    У тушканчика-прыгуна длина тела 13-17см, хвост – 19-22 см. Мех у него желтовато-серый. Чёрная часть на хвосте отделена от основной части хвоста светлым колечком. Тушканчик-прыгун обитает в различных степях. Питается этот зверёк семенами, зелёными частями растений и луковицами растений, а также насекомыми и их личинками. Имеет от одного до семи детёнышей, продолжительность жизни не превышает трех лет.
    2.    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить  по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.
    4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
    2 группа.
    Из данных предложений составить научный текст.
    Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
    3группа.
    В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
    4 группа.
    Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
    Ежи – ……………………………животные. Они бывают………………………Все они – ……………………………Живут они в ………………………………………В России обитают……………………ежи. …………………………… ёж – он всем знаком.  На юге нашей страны живет ………………….ёж. Он от всех ежей отличается……………………………………
    Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.
    Лебедь-кликун – перелетная птица.
    Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.
    Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.
    Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.
    Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.
    А Белопух стал зорко охранять гнездо.
    Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко.
    А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.
    И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.
    Длина хвоста около 10см.
    В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.
    Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
    К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.
    Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.

  5. Ariuhuginn Ответить

    Тема: Развитие учебно-познавательной компетентности в рамках УМК «ПНШ»
    Урок русского языка в 3 классе.
    Тема урока: Научный текст.
    Задачи урока.
    1. Знать понятие «научный текст» как вид текста, особенности научного текста (числа, термины, сухость изложения, похожесть на статью из энциклопедии).
    2.Уметь распознавать научный и художественный тексты,  рассуждать, формулировать выводы, сравнивать; развивать беглое осознанное чтение.
    3. Воспитывать коммуникативную культуру, ценностное отношение к труду, понимание знаний для будущего.
    Оборудование.
    Учебник русского языка 2 часть, дидактические карточки с заданиями для групп, памятки №1и №2, клей, А4 листы.
    ХОД  УРОКА
    Учитель.Посмотрите на доску и расшифруйте тему урока.
    ЙЫНЧУАН ТСКЕТ
    Ученики. Научный текст.
    Учитель. Каковы задачи урока.
    Ученики.Знать, что такое научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
    Учитель. Сегодня на уроке вы не только научитесь распознавать научный текст, но и  будете учиться рассуждать, делать выводы и в конце урока составите из предложенных заготовок свой научный текст.
    Учитель. Вспомните, что такое научный текст.  Кто забыл, воспользуйтесь памяткой №1.
    Ученики.Текст, в котором сообщаются точные сведения о каком-либо явлении или животном.
    Учитель: Какие еще виды текстов вы знаете?
    Ученики: Повествование и описание.
    Учитель:Какие особенности этих текстов вы знаете?
    Ученики: Повествование – автор рассказывает о каких-либо событиях, в этом тексте часто используются глаголы. Описание – описание чего-либо или кого-либо, чтобы читатель смог это представить, часто используются прилагательные и используются приемы сравнения, так как сравнение помогает лучше представить то, что описывается.
    Мы с вами вспомнили, какие  виды текстов нам известны, а сейчас мы применим наши знания на практике и поработаем с разными видами текстов.
    Учитель: Откройте учебники на странице 76 упражнение 32. Прочитайте 1 текст «Тетерева».
    Ученики: Чтение вслух.
    Учитель:Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в левой стороне.
    Ученики: Весёлый, зимний, янтарный, ночной, глубокий, пушистый, березовый, освещенный, украшенный, кружевной, душистый, чистый, красивый, большой, дружный, глубокий, злейший.
    Учитель: Какой это текст? Почему?
    Ученики высказывают свое мнение. Повествование.
    Учитель: Знакомы ли тебе другие тексты этого автора? О чем он обычно писал? Найдите в учебнике.
    Ученики: О природе. Страница учебника 14,17,24.
    Учитель: — Автор – наблюдательный человек? (Да)
    —  Чувствуется ли в его текстах очень точный взгляд ученого? (Да)
    —  Найдите в тексте такие выражения и сравнения, которых не бывает в научном тексте. Зачитайте их (выборочное чтение).
    Ученики: Заиграло, веселое солнышко, зажгло янтарным светом, красавцы тетерева, кружевным инеем, на чистой скатерти снега, крестики своих следов.
    Учитель: А какой абзац можно поместить в научный текст? (Последний)
    — А теперь прочитайте текст 2 страница 78.
    Ученики читают вслух.
    Учитель: Найдите и назовите все прилагательные в начальной форме. Слова на карточках вывешиваются на доске в правой стороне.
    Ученики: Средний, стройный, подвижный, большой, крупный, отличный, черный, металлически-синий, зеленый, нижний, поперечный, рулевой, рыжевато-серый, короткий, молодой.
    Учитель: Сравни оба столбика. В каком из них больше слов, которые передают восприятие и чувства автора? (1)
    Учитель: А в каком столбике слова нужны для того, чтобы точнее рассказать о птицах? (2)
    Учитель: Какой из двух текстов лучше читать на уроке по литературному чтению (1), а какой использовать для сообщения по окружающему миру? (2)
    Физкультминутка
    1 группа.
    Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
    2 группа.
    Из данных предложений составить научный текст.
    Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
    Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см. Длина хвоста около 10см. В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов. Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно. К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны. Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
    3 группа.
    В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
    Лебедь-кликун – перелетная птица. Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки. Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо. Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником. Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    4 группа.
    Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
    Ежи — животные. Они бываютВсе они — Живут они в …В России обитаютежи. ёж — он всем знаком.  На юге нашей страны живет .ёж. Он от всех ежей отличается…
    Слова для справок: разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.
    Ежи – млекопитающие животные. Они бывают разные, не похожие друг на друга. Все они – насекомоядные. Живут они в Европе, в Азии, в Африке. В России обитают разные ежи. Обыкновенный ёж – он всем знаком. На юге нашей страны живет ушастый еж. Он от всех ежей отличается большими ушами.
    Каждая группа рассказывает о проделанной работе.
    Учитель.  Молодцы ребята. Вы замечательно поработали. В жизни нам предстоит работать с разными источниками информации и для того чтобы вы могли использовать полезную информацию, были успешны и уверенны в этой информации вам необходим этот урок. Он поможет вам на уроках окружающего мира, на кружке краеведенья, а так же на других уроках. Мы будем работать дальше над этим.
    6.Итог урока.
    Учитель. Что такое научный текст?
    Может ли научный текст содержать авторское отношение, его чувства?
    Где можно встретить научный текст?
    Чему учились?
    Ученики. Учились распознавать научный текст, его особенности, уметь отличать его от других текстов.
    Учитель. Что показалось сложным? Что понравилось больше всего? Понравился ли урок, отобрази свое настроение на шаблоне с лицом человечка. Поднимите вверх.
    ОЦЕНКИ ЗА УРОК.
    1 группа
    Прочитать тексты и найти только научные. Доказать почему именно эти тексты?
    2.    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов. А Белопух стал зорко охранять гнездо. Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко. А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха. И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    3. Красногрудый нырок – крупная массивная утка, весом от одного до двух килограммов. Самца легко отличить  по большой ярко-рыжей голове, красному клюву и красным лапам, по чёрной груди и чёрному брюху. Самка – однообразной серо-буроватой окраски. Питается нырок исключительно зелёными частями растений и водорослями.
    4. Я пошёл на озеро купаться. Гляжу – нырок учит своих утят уплывать от людей. Нырок плывёт, как лодка, а они ныряют. Они нырнут, а он на то место приплывёт и глядит по сторонам. Наконец они вынырнули около камышей, заплыли в камыши, а я стал купаться.
    2 группа.
    Из данных предложений составить научный текст.
    Деформированный текст. Предложения разрезаны и лежат в конверте.
    3группа.
    В конверте предложения двух текстов художественного и научного. Выбрать предложения для научного текста.
    4 группа.
    Вставить подходящие по смыслу слова так, чтобы получился научный текст (сообщение на окружающий мир).
    Ежи — животные. Они бываютВсе они — Живут они в …В России обитаютежи. ёж — он всем знаком.  На юге нашей страны живет .ёж. Он от всех ежей отличается…
    Слова для справок:разные, насекомоядные, млекопитающие, не похожие друг на друга, обыкновенный, в Европе, в Азии, в Африке,  ушастый, большими ушами.
    Лебедь-кликун – перелетная птица.
    Ранней весной начинается прилет кликунов из мест зимовки.
    Вскоре после прилета каждая пара занимает определенный, довольно обширный участок, на котором устраивает гнездо.
    Местами гнездования лебедя-кликуна являются крупные озера, сильно заросшие у берегов тростником.
    Иногда лебеди гнездятся на небольших заросших прудах.
    Легкокрылая снесла семь крупных зеленоватых яиц и села на них, чтобы высидеть птенцов.
    А Белопух стал зорко охранять гнездо.
    Он никого,  даже пичужек, не подпускал близко.
    А когда однажды, по неопытности, к нему приблизилась молодая ондатра, он так ущипнул ее за хвост, что та заверещала и чуть не захлебнулась от страха.
    И уж конечно, больше никогда не приближалась к жилищу Белопуха.
    Бурундук значительно меньше белки по размерам, длина его тела всего 13-15 см.
    Длина хвоста около 10см.
    В течение лета и осени бурундук делает запасы сухих кормов.
    Он накапливает более 4 кг разных кормов, которые хранятся в образцовом порядке: отдельно семена трав, кедровые орешки, зерно.
    К началу зимы бурундук засыпает и спит до весны.
    Просыпается в марте – апреле и, питается готовыми запасами, быстро восстанавливает свои силы.
    Заголовок 215

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *