Что такое неологизмы и как они появляются в языке?

11 ответов на вопрос “Что такое неологизмы и как они появляются в языке?”

  1. Zann Ответить

    А сейчас, как и обещали приведем примеры некоторых неологизмов, которые появились в нашем языке совсем недавно, всего пару десятилетий назад.
    Большинство из них были попросту заимствованы из других языков (в основном из английского).

    Экономика и торговля

    ОФШОР – заграничный финансовый центр, где хранят деньги иностранные компании
    ФЬЮЧЕРС – вид сделки на бирже
    ДЕВАЛЬВАЦИЯ – обесценивание.
    ФРАНШИЗА — ведение бизнеса «по готовому шаблону»
    ДЕФОЛТ — вид банкротства

    Политика

    БЛОКЧЕЙН – система контроля выборов
    МУНИЦИПАЛИТЕТ – местное самоуправление

    Компьютерные технологии

    СОФТ – программное обеспечение
    ФЛЭШКА – устройство для хранения данных
    МЭЙЛ – электронная почта
    ПОСТ/РЕПОСТ – публикация (в том числе повторная) в соцсетях
    ЛАЙК – отметка понравившейся публикации
    АПГРЕЙД – усовершенствование
    БЛОГ – интернет-дневник
    ГУГЛИТЬ – искать в интернете
    ДЕДЛАЙН — срок выполнения работы (заказа).
    ПРОКРАСТИНАЦИЯ — проблема с соблюдением дедлайна
    ФЭЙК — обманка, подделка
    КОУЧИНГ — тренинг

    Мобильная связь

    РОУМИНГ – услуги связи в других странах
    РИНГТОН – мелодия звонка на телефоне

    Гастрономия

    ФУРШЕТ – вид приема пищи
    ШЕЙКЕР – сосуд для приготовления коктейлей
    БЛЕНДЕР – устройство для взбивания и перемалывания
    МЕРЧЕНДАЙЗЕР — товаровед

    Косметология

    ЛИФТИНГ – подтяжка кожи
    СКРАБ – крем для очистки кожи
    ПИЛИНГ – очищение кожи

    Культура и развлечения

    КАСТИНГ – конкурсный отбор
    ПРОДЮСЕР – финансовый руководитель при создании фильмов или спектаклей
    ПРОМОУТЕР – это организатор мероприятий
    РЕМЕЙК/РЕМИКС – новая версия старой музыки или фильма
    РЕАЛИТИ-ШОУ – вид телепередачи
    ДРЕСС-КОД — форма одежды на работе и в других местах

    Реклама и мода

    ШОУРУМ – демонстрационный зал, в котором представлены образцы продукции
    ПИАР – продвижение бренда
    ТРЕНД – преобладающая тенденция
    ХЕДЛАЙНЕР — известное лицо, на которое идут на концерты, в театры, в кино

    Спорт

    ФАН-ЗОНА – место массового скопления болельщиков
    РЕФЕРИ – синоним судьи
    Также стоить отметить, что к неологизмам могут относиться слова, которые давно уже были в языке, но у них появились абсолютно новые значения. Например, КРЫШЕЙ стали называть охрану, МЫШКОЙ – компьютерный аксессуар, ЧАЙНИКОМ – неумелого новичка, а СОВКОМ – напоминающее СССР.

    Вот, собственно, и все, что нужно знать о неологизмах.
    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  2. Ц_у_Н_а_М_и Ответить

    Во время своего появления каждое слово является неологизмом, поскольку означает новое, только что появившееся понятие. Со временем оно становится общеупотребительным и входит в активный словарь языка. Другими словами, статус неологизмов слова сохраняют до тех пор, пока не станут общеупотребительными, присущими лексическому запасу как можно большего количества носителей языка.
    Сейчас в это сложно поверить, но такие слова как метрополитен, космодром, телевидение, луноход, генотип, холодильник, перестройка, приватизация также в свое время были неологизмами в русском языке.
    Рядом с лексическими неологизмами (новые слова) появляется и немало семантических неологизмов (слова, которые уже существуют в языке, но приобретают новые значения). Например, такие современные неологизмы: чайник – не прибор для подогрева воды, а человек, который совершенно не разбирается в чем-либо; пират – не только морской разбойник, но и человек, который использует произведения науки, культуры и техники, защищенные авторскими правами, без разрешения авторов, что является нарушением закона.
    Еще одна причина появления неологизмов – желание дать более яркое название существующему предмету или явлению. Такое название, которое соответствует мировоззрению автора.

    Типы неологизмов

    Таким образом, современные неологизмы в русском языке делятся на общеязыковые и индивидуальные (авторские), которые можно найти в работах писателей или ученых.
    Например, В. Маяковский использовал такие слова как любёночек, испешеходить, синеветь. Такие слова редко входят в активное употребление, но бывают и исключения. Не все знают, что такие привычные всем слова как промышленность, влюблённость, рассеянность, трогательный – это авторские неологизмы Н. Карамзина.
    Как знать, может, именно благодаря Вам наш язык еще больше пополнится неологизмами?

  3. Moranin Ответить

    Неологизмы – новые слова, обозначающие новую реалию (предмет или понятие), появившиеся в языке недавно, сохраняющие оттенок свежести и необычности, поначалу входящие в пассивную лексику (спонсор, видеоклип, факс, ваучер, компьютер), но постепенно переходящие в лексику активного использования – общеупотребительную.
    Неологизмом слово является до тех пор, пока ощущается свежим и общеупотребительным. В свое время  слова космодром, ракета, космонавт, прилуниться были неологизмами, а сейчас они входят в лексический состав современного русского языка.
    Как появляются неологизмы? Мы не замечаем этого процесса, потому что он неотделим от прогресса в науке, технике, от изменений в общественной жизни. Вдруг  в нашем повседневном общении появляется слово из профессиональной лексики и становится понятным, общеупотребительным: ноутбук, мобильная связь, провайдер, и этот список можно продолжить. Например, сейчас слово селфи еще считается в языкознании довольно “свежим” неологизмом, но вы об этом и не догадываетесь, настолько оно для вас обычное!
    Особая группа неологизмов – авторские. Они знакомы тем, кто любит читать, особенно поэзию.
    Авторские, индивидуально-стилистические неологизмы создаются писателями, поэтами для придания образности художественному тексту. Эти слова сохраняют свою необычность, оригинальность именно в данном контексте и навсегда остаются неологизмами. Так, находим у А. С. Пушкина слова “я вами огончарован” (о невесте, Наталье Гончаровой),   “мне  и кюхельбеккерно и тошно” (о лицейском друге Вильгельме Кюхельбеккере), у В. В. Маяковского: “любеночек“, что значит ребеночек и “испешеходить“, в значении исходить.
    Всякий язык – это живой организм. Он изменяется: слова устаревают, уходят в историю вместе с предметами и явлениями, обозначением которых служат (историзмы); существует и другой процесс: предметы и явления остаются, но слова, которые их обозначают, меняются (архаизмы).
    Неологизмы – это свидетельство того, что наша  жизнь отражается в лексике, которая чутко реагирует на все изменения в науке, технике и жизни общества. Судите сами. Вот небольшой список неологизмов 20-го века. Сегодня это общеупотребительная лексика, связанная с мобильной связью и использованием компьютерной техники, Интернета (вы можете припомнить множество примеров): сервер, антивирус, анимация, винчестер, дисплей, сайт и многие другие слова и словосочетания.
    Общественно-политическая лексика (много заимствований из других языков, воспринимаемых уже как исконно русские, настолько они прижились): олигарх, имидж, инаугурация, импичмент, имидж, легитимный, экстрадиция, инфляция, хакер.
    Неологизмы являются неотъемлемой частью лексики современного русского языка. Наш язык, как, впрочем, и любой другой, не может существовать без неологизмов. Новые слова придают ему динамичность, расширяют коммуникативные возможности.
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  4. Darad Ответить

    Они возникают как наименование новой реалии, нового предмета, нового понятия, появившихся в нашей жизни. Таковы из приведенных выше примеров: бахтинистика, брокер, ваучер, ваучеризация, ГКЧП, гекачепист, импичмент и нек. др., а также Демпартия, маркетинг, армрестлинг (ручная борьба), видеокассета, клип, маркетинг, СНГ, спонсор, супермаркет, хит-шоу (представление, перечень наиболее популярных певцов, ансамблей и т.д.), шейпинг (вид гимнастических упражнений, который помогает совершенствовать фигуру), шоп-тур, чартерный рейс и т.д.
    2.2 Появление некоторых неологизмов и сочетаний слов объясняется:
    Необходимостью обозначить явления, и прежде присутствовавшие в нашей жизни, но не имевшие соответствующего обозначения в языке, так как само по себе существование этих явлений замалчивалось. Таковы, например, отказник (тот, кто отказывается от исполнения своих обязанностей, в частности от службы в армии), правозащитник (общественный деятель, выступающий перед властями с требованием соблюдения ими общепризнанных прав и свобод человека) или мафия, рэкет, рэкетир, застой (эпоха застоя) и нек. др. В ряде случаев эти слова возникают еще и потому, что языковой коллектив стремится дать новую оценку тому, что прежде обозначалось оценочно-нейтральным сочетанием слов, например: застой, эпоха застоя (годы правления Л.И. Брежнева), сталинист (прежде – верный сталинец, тот, кто следует идеологии Сталина) и т.п.
    Иногда новое слово появляется просто как более удобное однословное обозначение того, что прежде называлось при помощи словосочетания. Таковы, например, приведенные выше слова дайджест, тинэйджер, а также визажист (художник лица), истеблишмент (правящие и привилегированные группы общества, а также система власти и управления, с помощью которых они осуществляют свое господство), имидж (образ “себя”, который создает тележурналист, политический деятель, фотомодель и др.), рейтинг (показатель популярности какого-либо лица) и пр.
    В некоторых случаях новые слова возникают в результате необходимости подчеркнуть частичное изменение предмета в нашем меняющемся социуме. Таковы, например, сбербанк (прежде – сберкасса), офис (контора, служебное помещение) и др.
    Наконец, порой появление новых слов бывает обусловлено тем влиянием, которое оказывает в данное время культура какой-либо иной страны на русскую жизнь, и диктуется просто-напросто модой на иностранные слова, входящие в лексикон этой страны. Таким влиянием американской жизни, музыки, культуры и пр. объясняется, например, появление в молодежном жаргоне последних лет многочисленных англицизмов: гирла(девушка), мен (человек, мужчина), пипл (народ, люди, компания), шузы (обувь), флэт (квартира) и т.п.

  5. Thokelv Ответить

    Неологизм – это термин, имеющий греческое происхождение, дословно переводящийся как «новое слово». С его помощью принято обозначать слова или их сочетания, которые недавно появились в языке. Как правило, в развитых языках ежегодно появляется огромное число новых словообразований, большинство из которых, однако, не закрепляются в разговорном обиходе. Только ограниченное количество неологизмов со временем становятся привычными для народа и получают широкое употребление, переходя из пассивного лексического состава в активный.Новые языковые словообразования необходимы для обогащения словарного состава в конкретный исторический период. Эволюционный прогресс не стоит на месте, и в каждой стране постоянно появляются новые вещи и понятия, профессии, технические приспособления, культурные явления. Так появляются лексические неологизмы. Сочетаемостными неологизмами называются обороты, в которых необычными являются взаимосвязи слов друг с другом. Когда старой форме слова приписывается непривычное значение, говорят о семантическом неологизме. Помимо языковых, язык регулярно пополняется авторскими или индивидуальными неологизмами. Важная особенность таких языковых новообразований заключается в том, что их уникальность не стирается с течением времени.Существует несколько алгоритмов появления слов-неологизмов в языке:1) способ словообразовательной деривации, представляющий собой возникновение новообразований из существующих в языке морфем по продуктивным моделям;2) метод семантической деривации, подразумевающий формирование в уже существующем слове вторичного значения;3) заимствование иностранных слов;4) путем внедрения в язык просторечий, диалектических и жаргонных выражений.Не стоит путать слова-неологизмы с окказионализмами. Окказионализм – это слово, которое образовалось в особых условиях речевой коммуникации. Оно зачастую противоречит языковой норме и появляется в речи посредством языковой игры.Таким образом, появление в языке неологизмов является обязательным условием его естественного развития и расширения.

  6. (CoolDay) Ответить

    Каждый язык неизменно осваивает новые слова. Это нормальный процесс. Когда же слово только появилось в языке и только усваивается носителями речи оно и становится неологизмом. Проще говоря, неологизм – это абсолютно новые слова и лексемы для конкретно взятого исторического периода.
    Возникновение неологизмов в русском языке тесно связано с научно-техническим прогрессом и общественными явлениями. Приведем несколько примеров. В середине 18 века в России жил и осваивал научные теории на практике М.В. Ломоносов. Этот ученый довольно часто апеллировал такими словами как кислород, градусник, созвездие, термометр, давление и т.д. Эти же слова постепенно стали употреблять и другие ученые. На тот момент все эти научные термины были неологизмами. Спустя некоторое количество времени они прочно вошли в народ и стали понятны большей части населения.
    Другой пример – становление эпохи СССР в начале 20 века. Именно тогда в речь советского человека стали проникать такие понятия как колхоз, самиздат, партия, коммунизм. На том историческом этапе эти слова можно было считать неологизмами.
    Есть и более современные примеры. На пример на данном этапе развития общества неологизмами до сих пор можно считать такие слова как смартфон, айфон, геолокация и т.д. Ведь пока они понятны только лишь определенной возрастной группе и недостаточно прочно вошли в употребление.
    Итак, как мы увидели, для того, чтобы узнать является ли слово неологизмом, нужно выяснить, каково степень его новизны для языка. Следует также отметить, что любое слово пребывает в состоянии неологизма очень короткий промежуток времени. После того, как оно начнет использоваться повсеместно, его уже можно считать общеупотребительным словом.

    Классификация неологизмов

    Новообразования лексического плана очень разнообразны. В научной литературе подходы ученых к классификации неологизмов разнообразны. Их мнения однозначно сходятся в том, что группировать новую лексику следует по виду языковой единицы, по степени ее новизны и по способу образования.
    По виду языковой единицы выделяют неолексемы, неофраземы и неосемы.
    Неолексемы – это новые слова, заимствованные из других языков либо по новому образованные от старых. Среди заимствованных неологизмов такие слова как киллер, имидж и т.д. Словообразовательные неологизмы: предел – беспредел; бомж – бомжатник; иностранная валюта – инвалюта.
    Неофраземы – это новые для языка фразеологизмы или устойчивые сочетания. Они часто появляются в конкретный исторический промежуток времени. Например, с приходом советской власти появились такие устойчивые обороты как поставить на вид, братский народ, дорогой Леонид Ильич. Современные общественные явления тоже порождают фразеологизмы: применить санкции.
    Неосемы – это новые значения слов и оборотов речи языка. Например, слово догонять в последнее время приобрело новое значение помимо основного: соображать, быстро прийти к нужному выводу.
    По степени новизны языковых единиц неологизмы можно разделить на абсолютные и относительные.
    Абсолютными можно считать все неологизмы, ранее никогда не существовавшие в языке и появившиеся в нем впервые. Например, такие слова как матрица, материнская плата, ток-шоу и т.д. Эти слова составляют основу неологизмов в языке.
    Относительные неологизмы – это такие единицы языка, которые хотя и являются новыми уже существовали ранее, только в другом виде, а на данном историческом этапе были переосмыслены.
    Как отмечает один лингвист, существенное отличие относительных неологизмов от абсолютных – обозначение старых реалий или явлений. Ученые, например, говорят о так называемых “вернувшихся” неологизмах. Например, такие слова как Бог, освящение, служение. Эти термины существовали в России до 20 века. Однако, после прихода к власти были навсегда забыты в связи с установленной идеологией атеизма. Сюда же относят и актуализированную лексику. Так, слово земляне в древней Руси использовалось по отношению к людям, работающим на земле, занимающимся земледелием. Однако, в 60-х годах прошлого века в связи с активным освоением космоса так стали называть жителей всей планеты Земля.
    Кроме того, многие слова стали неологизмами в результате перехода некоторых слов профессиональной лексики в бытовую сферу. Например, многие медицинские термины такие как СПИД, ВИЧ, стресс, диета настолько часто употребляются, что их знает почти каждый носитель языка. Тоже самое происходит и с некоторыми экономическими терминами: инфляция, санкции.
    Неологизмы по способу образования делятся на заимствованные, словообразовательные и семантические.
    К заимствованным относятся те слова, которые появились путем заимствования либо из другого языка, либо из жаргонов и сленгов. Например, слова роуминг, факс, кондиционер заимствованы из других языков. А такие слова как попса, тусовка, копирайт пришли из различных сленгов и профессионализмов.
    Словообразовательные неологизмы – новые слова, образованные по моделям русского словообразования. Классический и наиболее частотный пример – аббревиатуры: ИНН, МИД, ОМОН. Сюда же входят и сложные слова, образованные путем сложения: шоу-бизнес, поп-арт и т.д.
    Семантические неологизмы – старые слова и устойчивые обороты с новыми значениями. У таких слов помимо общих значений появляются значения частные, малопонятные для некоторых социальных групп: пахать (работать), отмывание денег, бабки (деньги), крыша (поддержка авторитета). Такие слова могут возникать в процессе работы таких известных явлений языка как метонимизация, метафоризация, а также сужение и расширение значения слова.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *