Что такое обобщающее слово при однородных примеры?

9 ответов на вопрос “Что такое обобщающее слово при однородных примеры?”

  1. Ironcrusher Ответить

    Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу “Русский язык: понимаю – пишу – проверяю”. Речь пойдет об обобщающих словах при однородных членах и ошибках при употреблении однородных членов.
    Урок 30. Обобщающие слова при однородных членах. Ошибки в употреблении однородных членов
    I. При однородных членах предложения могут быть обобщающие слова. Чтобы правильно определить однородные члены и обобщающие слова в структуре предложения, необходимо опираться на следующие признаки:
    а) обобщающее слово обозначает более общее понятие по отношению к однородным членам;
    б) оно выступает тем же членом предложения, что и однородные члены. Например: Фонарь освещал только землю: корни деревьев, траву, темные лужи (К. Паустовский). – Здесь зависимое от сказуемого дополнение землю обозначает более общее понятие и выступает обобщающим словом для ряда дополнений: освещал (что?) землю (а именно что?): корни, траву, лужи.
    В речи однородные члены при обобщающих словах всегда связаны интонацией перечисления (перечитайте пример). Обобщающее слово может быть до или после однородных членов – в речи перед ним или после него всегда есть интонационная пауза (перечитайте пример).
    В зависимости от того, до однородных членов или после них стоит обобщающее слово, в предложении ставятся знаки препинания двоеточие или тире.
    1. Двоеточие ставится, если обобщающее слово стоит перед однородными членами. Двоеточие – знак, показывающий, что далее раскрывается содержание понятия, когда после обобщающего слова можно вставить слова а именно. Пример – наше разобранное предложение.
    После обобщающего слова могут стоять синонимичные указательные слова как то, а именно, то есть, например, на которые падает логическое ударение. Перед этими словами необходимо поставить запятую, а уже после них двоеточие, например:
    Фонарь освещал только землю, а именно (как то, то есть, например): корни, траву, лужи.
    ВАЖНО! Двоеточие показывает, что однородные члены, связанные интонацией перечисления, следуют именно после обобщающего слова – без обобщающего слова двоеточие по структуре предложения не нужно.
    Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на структуру, объясните отсутствие двоеточия в первом предложении и его наличие во втором.
    1) На дачу приехали мать, отец и два сына.
    2) На дачу приехали все члены семьи: мать, отец и два сына.
    Однако великим писателям позволены авторские знаки препинания. Вот цитата из “Господ Головлевых” М. Салтыкова-Щедрина:
    Утром он [Степан] просыпался со светом, и вместе с ним просыпались: тоска, отвращение, ненависть.
    И как подчеркивает весь ужас Степанова положения это двоеточие!
    Примечание. Обобщающее слово и однородные члены могут входить в конструкцию, включающую указательное слово такой (в любом падеже) и союз как, например:
    Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живопись и архитектура.
    Применяя такие конструкции, нужно помнить, что:
    а) однородные члены употребляются в именительном падеже независимо от падежа обобщающего и указательного слова (перечитайте пример). Неправильно употреблять Я хочу совершенствоваться в искусствах, таких как живописи и архитектуре;
    б) указательное слово и союз могут выступать как единое сочетание и тогда не разделяться запятой (как в нашем примере), но могут и расчленяться. При расчленении указательное слово отходит к первой части предложения с обобщающим словом, где на него падает логическое ударение, и между указательным словом и союзом ставится запятая, например (следите за интонацией):
    Я хочу совершенствоваться в искусствах таких, как живопись и архитектура. = Я хочу совершенствоваться в таких искусствах, как живопись и архитектура.
    2. Тире ставится, если обобщающее слово стоит после однородных членов. Тире – знак итога, определенного вывода, оно показывает, что обобщающее слово завершает и исчерпывает перечисление, например:
    Надежду и ловца – все море поглотило. (И. Крылов)
    Задание. Прочитайте предложения. Опираясь на их структуру, объясните отсутствие знаков препинания в первом предложении и наличие тире во втором.
    1) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода.
    2) Ни горы, ни ущелья, ни быстрые реки – ничто не помешало прокладке газопровода.
    3. Если однородные члены, стоящие после обобщающего слова, не заканчивают предложение, то перед ними ставится двоеточие, а после них – тире, например:
    Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу – было не грустно и не скучно смотреть на серое небо. (С. Аксаков)
    В такой конструкции однородные члены выступают как уточняющие элементы, выделяемые в речи перечислительной интонацией.
    Проверкой пунктограмм в предложении, где знаки препинания не проставлены, может служить изъятие из структуры однородных членов: Только нам троим было не грустно и не скучно смотреть на небо.
    В последнее время в подобных конструкциях как факультативный знак препинания употребляются два тире, с обеих сторон выделяющие однородные члены при перечислении. Например, допустимо такое оформление предложения:
    Только нам троим – отцу, мне и Евсеичу – было не грустно смотреть на серое небо.
    Однако советуем вам придерживаться традиционной пунктуации.
    Помните также, что все запятые, показывающие обособление, перед тире сохраняются, например (объясните пунктуацию):
    Все деревенское: запах свежеиспеченного хлеба, парное молоко, земля, как будто отдыхающая после зимы, – вдруг нахлынуло и затопило меня.
    II. Ошибки в употреблении однородных членов
    Задание. Прочитайте предложения. Исправьте ошибки в употреблении однородных членов. При затруднении обращайтесь в раздел для справок.
    1. Я люблю плавание и стрелять из лука. 2. Наша страна на деле отстаивает и свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. 3. Оля забавляла и смеялась вместе с ребенком. 4. Эта книга воспитывает в подростках любовь к родине, мечту о будущем. 5. Недавно я побывал на Урале и Средней Азии. 6. Миша делает не только хорошо уроки, но и с удовольствием рисует. 7. Я люблю цветы и чтобы ты приходил ко мне почаще. 8. Городской парк – место отдыха жителей, рабочих и молодёжи Пскова.
    Для справок (в порядке следования предложений)
    1. Надо: Я люблю плавание и стрельбу из лука. Однородные члены должны быть выражены либо одинаковыми, либо близкими (прилагательным и причастием, деепричастием и наречием) или синонимичными (хорошо и с удовольствием) частями речи.
    2. Надо: Наша страна и на деле отстаивает свои национальные интересы, и эффективно выполняет миротворческие обязательства. Или: …на деле отстаивает и свои интернациональные интересы, а также выполняет и свои миротворческие обязательства. Нужно следить, чтобы повторяющиеся союзы соединяли именно однородные члены – слова одинаковых частей речи и грамматических форм.
    3. Надо: Оля забавляла ребенка и смеялась вместе с ним. При однородных сказуемых одно из них не может управлять зависимым компонентом, логически не связанным с другим сказуемым: нельзя сказать “забавляла вместе с ребенком”.
    4. Надо: …рождает мечту. Нельзя нарушать логическую сочетаемость однородных членов с главным словом: нельзя сказать “воспитывает мечту”.
    5. Надо: …побывал на Урале и в Средней Азии. При существительных – однородных членах нужно правильно употреблять предлоги.
    6. Надо: Миша не только хорошо делает уроки, но и с удовольствием рисует. При употреблении двойных союзов нужно следить, какие однородные члены они соединяют, иначе нарушится логика высказывания.
    7. Надо: Я люблю цветы и твои частые посещения. Нельзя, чтобы с первым однородным членом употреблялось как второй однородный член придаточное предложение.
    8. Надо: Городской парк – место отдыха жителей Пскова. В состав однородных членов не должны входить родовые (более общие) и видовые (более частные) понятия: молодёжь и рабочие тоже жители города.
    Иногда авторы художественных произведений сознательно идут на нарушение норм сочетаемости однородных членов, вводя элемент разговорной речи в книжную. Прочитайте подобные примеры.
    1) Наряду с множеством недостатков у Варвары было два существенных достижения: большая белая грудь и служба. (И. Ильф и Е. Петров. “Золотой теленок”.)
    2) На мгновение чуть не забыли Настасью Филипповну и что все-таки она хозяйка своего дома. (Ф. М. Достоевский. “Идиот”.)
    Задания. 1. Укажите предложение без грамматических ошибок (правильно построенное).
    1) Я читал роман “Анну Каренину”.
    2) Дети любили и заботились о своих четвероногих друзьях.
    3) Я знаком с группой ребят, болеющими за “Динамо”.
    4) Этот фильм прошел с успехом как в столичных, так и в провинциальных кинотеатрах.
    2. Укажите предложение без грамматической ошибки.
    1) Ряд статей о загадках океана напечатаны в журнале “Природа”.
    2) Приехав в столицу, первой моей задачей было найти работу.
    3) Песня посвящается памяти бойцов народного ополчения, защитивших город.
    4) Сразу же по приезду в столицу спортсмен встретился с журналистами.
    5) У меня есть друг, любящий читать и хорошо пишет сочинения.
    Ответ: 3.

  2. AdMINET0p Ответить

    Смотреть что такое “Обобщающие слова при однородных членах” в других словарях:

    Обобщающие слова при однородных членах —      1. Если однородным членам предложения предшествует обобщающее слово (или словосочетание), то перед ними ставится двоеточие, например: А по сторонам вымершая от зноя степь: устало полёгшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки,… … Справочник по правописанию и стилистике
    Вводные слова и словосочетания —      1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:           1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… … Справочник по правописанию и стилистике
    Вводные слова и словосочетания —      1. Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми. Различается несколько основных групп вводных слов по их значению:           1) вводные слова, выражающие чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т. п.) в связи с сообщением:… … Справочник по правописанию и стилистике
    ОГЛАВЛЕНИЕ — ОРФОГРАФИЯ I. Правописание гласных в корне § 1. Проверяемые безударные гласные § 2. Непроверяемые безударные гласные § 3. Чередующиеся гласные § 4. Гласные после шипящих § 5. Гласные после ц § 6. Буквы э е § 7. Буква й II. Правописание согласных… … Справочник по правописанию и стилистике
    Обособленные приложения —      1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике
    Обособленные приложения —      1. Обособляется распространенное приложение, выраженное именем существительным нарицательным с зависимыми словами и относящееся к нарицательному существительному (обычно такое приложение стоит после определяемого слова, реже – впереди него) … Справочник по правописанию и стилистике
    ПУНКТУАЦИЯ — @Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи XX. Знаки препинания в конце предложения и при перерыве речи § 75. Точка § 76. Вопросительный знак § 77. Восклицательный знак § 78 … Справочник по правописанию и стилистике
    Сектоведение — У этого термина существуют и другие значения, см. Сектоведение (значения). Это статья о неакадемическом направлении исследований. Пожалуйста, отредактируйте статью так, чтобы это было я … Википедия
    Одномыслие — Сектоведение или сектология  неакадемическая дисциплина, занимающаяся изучением сект. Термины «сектоведение» и «сектология» появились в русском языке 1990 е годы, в период появления в России новых религиозных движений и противостоявшего им… … Википедия
    Сектоведение (основные понятия) — Сектоведение или сектология  неакадемическая дисциплина, занимающаяся изучением сект. Термины «сектоведение» и «сектология» появились в русском языке 1990 е годы, в период появления в России новых религиозных движений и противостоявшего им… … Википедия

  3. Manalas Ответить

    Цели:
    формирование пунктуационных умений и навыков
    при однородных членах с обобщающим словом;
    показать, что однородные члены и обобщающие
    слова – понятия разных объектов (видовые и
    родовые, часть и целое);
    указать на определенное интонационное
    оформление обобщающих слов.
    Оборудование:
    алгоритм поиска “Двоеточие и тире в
    предложениях с однородными членами и
    обобщающими словами”;
    карточки для индивидуальной работы.
    Ход урока
    I. Оргмомент.
    II. Учитель. Тема нашего урока:
    “Пунктуация при однородных членах с обобщающим
    словом”. Нам с вами предстоит сегодня научиться
    найти в предложениях обобщающие слова, соотнести
    их с однородными членами и правильно делать
    выбор в постановке пунктуационного знака. Что же
    такое обобщающее слово? (Ответы учащихся).
    Когда при слове есть однородные члены, которые
    представляют перечень предметов, обобщенные
    этим словом, оно называется обобщенным.
    Обобщающие слова включают в себя следующие
    грамматические признаки:
    – тождественность синтаксической функции
    обобщающего слова и однородных членов
    предложения;
    – способность обобщающего слова быть любым
    членом предложения (как главным, так и
    второстепенным);
    – возможность быть выраженным любой частью
    речи, словосочетанием, фразеологическим
    оборотом и даже предложением,
    – способность находиться как впереди, так и
    позади однородных членов и даже разрывать их;
    – определенное интонационное оформление
    обобщающих слов.
    А теперь шаг за шагом мы с вами на примерах
    попробуем разобраться в сказанном выше. Итогом
    нашей работы будет самостоятельная работа.
    III. Объяснение нового материала.

    1. Найдите в предложениях обобщающие слова,
    которые дают одно более общее наименование всем
    однородным членам данного
    ряда.

    Все в тающей дымке: холмы, перелески.
    В саду, в доме – всюду стояла тишина.
    Все вокруг хаты: подсолнухи, акация и сухая
    трава – было покрыто шершавой тканью
    .
    Ответы учащихся.
    Вывод. Обобщающие слова – это одно более общее
    наименование всем однородным членам.

    2. Давайте докажем, что обобщающее слово может
    быть любым членом предложения. В данных
    предложениях найдите обобщающие слова и
    подчеркните их как член предложения. Заметьте,
    что обобщающее слово и однородные члены,
    являются одним членом предложения
    .
    На траве, на былинках, на соломинках –
    всюду блестели и волновались бесчисленные нити
    осенних паутин.


    От дома, то деревьев, от голубятни – ото всего
    побежали длинные тени.
    Ни один след: ни лыжный, ни пеший, ни
    человеческий – не пересекал лыжную тропу.
    Все: поля, небо, кусты, морозный туман –
    окрасились розовым цветом
    .
    Ответы учащихся.
    Вывод. Обобщающие слова бывают разными членами
    предложения.

    3. Следующий грамматический признак, который
    нам придется доказать, это возможность
    обобщающего слова быть выраженным любой частью
    речи, словосочетанием, фразеологизмом и
    предложением. В данных предложениях определите,
    чем выражено обобщающее слово.

    Ни столба, ни стога, ни забора – ничего не
    видно.
    Три вещи нельзя скрыть: огонь, любовь и кашель.
    Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни
    лошади, ни птицы, ни машины.
    Стихи я люблю читать всякие, какие только
    попадались мне в руки: и те, которые хорошо
    понимал, и те где было много неясного
    .
    Ответы учащихся.
    Вывод. Обобщающие слова могут быть выражены
    любой частью речи.

    4. Мы дошли с вами до самого сложного шага: знаки
    препинания при однородных членах с обобщающим
    словом. Сначала давайте рассмотрим алгоритм и
    попробуем привести примеры на каждый его шаг.
    (Можно использовать предложения, которые вам
    предлагались выше).

    А Л Г О Р И Т М

    Знаки препинания при однородных членах с
    обобщающим словом

    1.Найдите в предложении обобщающее слово.

    3. Определи, заканчивается ли предложение
    однородными членами

    Попробуйте устно воспроизвести данный
    алгоритм.
    Ответы учащихся.
    IV. Решите несколько пунктуационных задач.

    1. Расставьте в предложениях знаки препинания
    .

    Сад степь двор все было в холодной тени.
    Со всех сторон из-за заборов из калиток изо всех
    углов посыпались выстрелы.
    Каждый звук шорох птицы полет упавшего листа
    кажется громким заставляет вздрагивать.
    Мне казалось что все это и певучие крики
    разносчиков и заводские гудки и торопливые
    свистки паровозов на ветке имеет какое-то
    отношение к моему приезду.

    В данное правило надо внести еще одно
    значительное дополнение. После обобщающих слов
    могут стоять вводные слова (словом, одним
    словом…), уточняющие слова (как-то, а именно например…).
    ЗАПОМНИТЕ, что в этом случае перед ними
    ставится запятая, а перед однородными членами,
    как всегда, двоеточие. Пример:

    В парке были представлены различные виды
    хвойных деревьев, как-то: сосна, ель, пихта.

    А в этом предложении сами поставьте знаки
    препинания.
    Другие факты, а именно: ветры, разность
    температуры днем и ночью, летом и зимою, морские
    бризы и прочее – играют второстепенную роль.

    V. Теперь мы с вами обратим внимание на
    интонацию, с которой произносятся предложения с
    обобщающими словами.

    Прочитайте предложение.
    Солнце всем светит одинаково: и человеку, и
    зверю, и дереву
    .
    Обратите внимание, что при обобщающем слове,
    стоящем перед однородными членами, обобщающее
    слово произносится с логическим ударением и
    интонацией предупреждения. Перед однородными
    членами пауза и они читаются пониженным тоном с
    перечислительной интонацией.
    Прочитайте следующее предложение.
    Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и
    свет зимней ночи – все это располагает к сказке.

    В данном случае перечисление однородных членов
    заканчивается повышением тона на последнем из
    них, далее следует пауза. Обобщающее слово
    произносится со значительным усилением голоса, с
    интонацией пояснения, итога.
    VI. Закрепление.
    Карточка № 1.
    Вставьте обобщающее слово к однородным
    членам.

    Деревья, травы и земля внезапно побагровели.
    Ни музы, ни труды, ни радости досуга не заменят
    единственного друга
    .
    Карточка № 2.
    Опустите обобщающие слова при однородных
    членах.

    И вода, и берег и тучи – все сливалось
    непроницаемый мрак.
    Черкес на корни вековые, на ветки вешает кругом
    свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом,
    колчан и лук.

    Карточка № 3.
    Распространите предложения однородными
    членами
    .
    На столе лежали разные вещи…..
    ……. разные цветы росли в саду.
    Всюду ……….гремела музыка и слышался смех
    .
    Карточка № 4
    Измените место однородных членов по
    отношению к обобщающему слову
    .
    Все это звуки запах тучи люди было странно
    красиво и грустно.
    Всего у него было довольно и крестьян и хлеба и
    скота и земли и садов
    .
    VII. Подведение итогов.
    VIII. Домашняя работа.
    Выписать из текстов художественной литературы
    предложения с разными вариантами постановки
    знаков препинания при однородных членах с
    обобщающим словом.

  4. wiskeyslove Ответить

    При чтении присутствует характерная предупреждающая пауза. Именно она указывает на то, что после слова, выполняющего функцию обобщения, должно стоять двоеточие.
    Немецкие туристы пожелали посетить три русских города, которые в результате героической обороны во время войны удостоились звания городов-героев, а именно: Волгоград, Одессу, Севастополь.
    Александр Солженицын – русский писатель, который снискал известность за границей благодаря антисоветским произведениям, а именно: «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича».
    Но следует знать, что если перед однородными членами стоит существительное, которое не выступает в роли обобщающего слова, двоеточие не ставится.
    Немецкие туристы посетили города-герои Волгоград, Одессу, Севастополь.
    Произведения Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» были переведены на многие европейские языки.


    Тире

    В некоторых случаях обобщающие слова находятся и после однородных членов. Такой прием чаще используется в художественной литературе, хотя иногда встречается в публицистике. Сложность в правильной расстановке знаков препинания возникает часто оттого, что неправильно выявлена или вовсе проигнорирована роль той или иной части предложения. Если же во фразе перечисляются какие-либо события, явления, предметы или действия, а затем подводится итог, то в таких случаях обобщающие слова и однородные члены разделены знаком тире.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *