Что такое опорное слово в русском языке 4 класс примеры?

5 ответов на вопрос “Что такое опорное слово в русском языке 4 класс примеры?”

  1. Gakus Ответить

    Это слово, обозначающее тему текста. На вопрос: о чем данный текст – можно ответить одним словом. Оно-то и является опорным. Например: родина, природа, труд, спорт и другие. Определив это слово, то есть поняв, какова основная мысль текста, легко начать сочинение, определить, что конкретно нужно будет доказывать в нём, какие примеры привести в качестве аргументов.
    Опорные слова – это и несколько слов в тексте, которые помогают определить не только его основную мысль, но и последовательность рассуждений. В данных опорных словах содержатся основные мысли микротем, на которые делится любой текст. Сочинение по опорным словам будет отличаться логичностью и последовательностью изложения, что является основным критерием для его оценивания.
    Приведём пример небольшого текста, выделив в нём опорные слова по микротемам.

    Пример

    Текст “Родина”

    «Родина – это не только место, где мы родились, но и наша огромная страна – Россия.
    Как прекрасна она, моя Родина! Бесконечные её просторы восхищают своей удивительной красотой. Многонациональная культура поражает многообразием и самобытностью. А какие замечательные люди живут в моей стране! Люди, сделавшие её одной из самых могущественных стран мира, цивилизованным и развитым государством.
    Я люблю Россию, горжусь её прошлым, восхищаюсь настоящим и верю в будущее. Россия – это моя родина!»

    Разбор текста

    Опорные слова, которые может выделить ученик, это: Родина, мы родились, Россия, прекрасна, просторы, культура, люди, люблю, горжусь. Опорные слова станут составной частью аргументов ученика, доказывающих его любовь к России.
    Основное ключевое, опорное слово в данном тексте – это патриотизм. Именно о нём, о патриотизме, о любви к Родине, говорится в данном тексте. Именно с этого опорного слова ученик может начать сочинение, обозначить проблему, над которой будет размышлять, именно с опорой на ключевое слово будут приводиться аргументы и делаться выводы.
    Таким образом, умение находить в тексте опорные слова поможет верно и грамотно написать сочинение на любую тему.

    Как писать сочинение по опорным словам: рекомендации

    Внимательно прочитайте текст.
    Ответьте на вопрос: о чём данный текст. Это будет основное опорное слово, в котором содержится информация о теме сочинения. Опираясь на это слово, определите основную мысль текста: что хотел сказать автор в данном тексте?
    Определите в каждом абзаце опорные слова, то есть основные, главные, используя которые можно выделить микротемы текста.
    Расположите опорные слова в цепочку – это будет последовательность ваших мыслей.
    Подумайте, что напишете о каждом слове из данной цепочки, какие примеры приведёте.
    Напишите вывод, в котором снова центральным сделайте опорное слово всего текста.
    Интересную информацию по теме можно найти в статье нашего сайта Что такое слово.

  2. Shakakus Ответить

    Чем меньшего возраста ученик, тем проще нужно излагать для него тему. Проблема в том, что многие взрослые сами не до конца понимают, что такое опорные слова и как найти их в тексте. При таком раскладе предстоящее объяснение кажется еще более неподъемной задачей. Разобрать со школьником тему можно в два основных этапа:
    Необходимо побудить ребенка отыскать в тексте слово, которое смогло бы рассказать о главной теме. На данном этапе не нужно много фраз. Пусть ребенок поведает, о чем прочитал, при помощи одного слова. Чтобы ученику было интереснее, можно объяснить ему, что сейчас ведется поиск волшебного ключика. Когда он будет найден, школьник сможет легко начать сочинение, поймет основную тему, увидит, о чем нужно писать, какие приводить доказательства или описания.
    Следующая задача — найти с ребенком дополнительные ключики. Эти слова не просто расскажут, о чем текст, но и помогут понять последовательность написания сочинения. Для демонстрации можно предложить школьнику решить две задачи: написать одно небольшое сочинение без подсказок, а второе – с ключевыми опорными словами. Важно обратить внимание ребенка на то, что это именно слова-помощники, а не ограничения. Нужно объяснить ученику, что в каждой большой теме есть несколько маленьких, как коробочки вкусностей в одной большой упаковке. Сочинение, написанное с использованием волшебных ключиков, будет иметь правильную последовательность мыслей. А это – один из основных критериев оценки.
    Когда школьник упражняется с ключевыми словами, то начинает понимать методы избегания смысловых повторов, создания благозвучных сочинений. Лучше реальных примеров в этом вопросе нет ничего. Только на практике ребенок сможет до конца прочувствовать тему.

    Готовый алгоритм поиска ключевых слов

    Чтобы понять данную тему, ребенку не хватит одной теории. Чем больше реальных текстов он изучит, тем проще сможет находить ключики в будущем.
    Для подобной работы с ребенком можно использовать готовую последовательность действий, проверенную опытными преподавателями:
    Вдумчиво прочитать выбранный текст или его фрагмент. Важное условие при выборе отрывка из сочинения — это законченность мысли. В противном случае ребенок может запутаться.
    Пришло время задаться главным вопросом: о чем только что читали? Ответив на этот вопрос одним словом, ученик найдет главный волшебный ключик, содержащий в себе тему текста. Исходя из найденного, необходимо определиться с основной мыслью. Пусть школьник поймет, что хотел рассказать автор.
    Из каждого абзаца нужно выбрать по одному или несколько дополнительных ключей. Данный этап поможет определить микротемы, из которых будет состоять основной текст.
    Следующий шаг — это распределение всех найденных опорных слов в определенную последовательность. Цепочка позволит не запутаться при составлении текста.
    Творческий этап. Необходимо побудить ребенка подумать, что он может рассказать о каждом слове в цепочке. Пусть приведет примеры и доказательства, вставит описание событий и действий. Результат можно записать.
    Последний, но не маловажный шаг. Пусть ученик сделает вывод сочинения, используя главное опорное слово.

    Опорные слова для определения падежей

    Есть в русском языке одна загвоздка на тему опорных слов: так называют не только главные фразы текста. Важно не перепутать, ведь второй вариант служит для помощи в склонении по падежам.
    Вопрос может возникнуть в том случае, если ударение приходится не на последний слог. Опорные слова помогут избежать заучивания всех окончаний на память. Чтобы решить вопрос, необходимо только найти слово того же склонения, что и спорное, но с ударным последним слогом. После определения с окончанием, та же самая задача ставится и для проблемного слова.
    Например, дано спорное слово “железо”, которое необходимо поставить в дательном падеже. Для решения задачи можно воспользоваться планом действий:
    Необходимо отнести слово к соответствующему роду и склонению, поставить в начальную форму. В данном случае: средний род, 2 склонение.
    Определение падежа — дательный.
    Подбор опорного слова 2 склонения, соответствующего рода. “Село” в дательном падеже — “селу”. При подстановке в проблемное слово, получаем “железу”.

    Заключение

    Не все вопросы легко объяснить ребенку. Однако приложив немного усилий и фантазии, можно будет порадоваться успехам школьника.
    Особенно трудно может быть заинтересовать юный ум, ведь в этом возрасте больше желания играть, чем учиться. Превратив процесс обучения в игру, можно добиться расположения ребенка и его внимания. Если занятия будут для ребенка интересными, он быстро усвоит, что опорные слова — это главный ключик от текста.
    Источник

  3. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *