Что такое общественный институт назовите основные институты общества?

11 ответов на вопрос “Что такое общественный институт назовите основные институты общества?”

  1. time warrior Ответить

    Деятельность социального института определяется:
    во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
    во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
    в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
    Важнейшими социальными институтами являются:
    государство и семья;
    экономика и политика;
    производство;
    культура и наука;
    воспитание;
    СМИ и общественное мнение;
    право и образование.
    Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.
    Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
    реляционные;
    регулятивные.
    Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
    Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
    В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.
    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
    Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

    Функции социальных институтов

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
    Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.
    В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
    Общие функции:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
    Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
    Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
    Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
    Отдельные функции:
    Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
    Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
    Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
    Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
    Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
    Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
    Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
    Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.
    В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.
    Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.
    В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.
    Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.
    Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

    Экономика как социальный институт

  2. Kirillador Ответить

    Структуру социального института образуют:
    социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;
    совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;
    система символов, регулирующих отношения в сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);
    идеологические обоснования деятельности социального института;
    социальные ресурсы, используемые в деятельности института.
    К признакам социального института относятся:
    совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;
    система культурных образцов, норм, ценностей, символов;
    система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;
    материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;
    общественно признанная миссия, цель, идеология.
    Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:
    преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;
    нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;
    сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;
    здания, аудитории, учебные пособия;
    миссию – удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием. 2
    Социальные институты никто не «придумывает». Они вырастают постепенно как бы сами собой, из той или иной конкретной потребности людей. К примеру, из потребности в охране общественного порядка в свое время возник и утвердился институт полиции (милиции). Процесс институционализации состоит в упорядочении, стандартизировании, организационном оформлении и законодательном регулировании тех связей и отношений в обществе, которые «претендуют» на превращение в социальный институт.
    Сама по себе фиксация социокультурных ценностей в форме социальных институтов еще не обеспечивает их эффективного функционирования. Для того, чтобы они «работали», необходимо, чтобы эти ценности стали достоянием внутреннего мира человека и получили признание со стороны социальных общностей. Усвоение членами общества социокультурных ценностей составляет содержание процесса их социализации, огромная роль в которой отводится институту образования.
    Среди огромного разнообразия институциональных форм можно выделить следующие основные группы социальных институтов:
    Экономические институты:
    собственность;
    рынок;
    деньги;
    заработная плата и т.д.
    Политические институты:
    государство;
    суд;
    армия;
    политические партии и т.д.
    Духовные институты:
    наука;
    образование;
    воспитание;
    моральные нормы и т.д.
    Институты в сфере семьи:
    семья;
    материнство;
    отцовство;
    брак;
    дети и т.д. 3
    Типы функций социальных институтов
    Общие функции:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – система правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым;
    Регулятивная функция – выработанный социальным институтом шаблон поведения, норм и контроля, регулирующий взаимоотношения между членами общества (т. е. социальный институт как элемент социального контроля);
    Интегративная функция – процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп;
    Транслирующая функция – передача социального опыта, позволяющая индивидам социализироваться к его ценностям, нормам и ролям;
    Коммуникативная функция – распространение информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с другими институтами.
    Отдельные функции:
    социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.);
    социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья);
    социальный институт производства средств существования выполняет созидательную функцию;
    социальный институт права выполняет функцию разработки правовых документов и ведает соблюдением законов и правовых норм и т. д. 4

  3. Shaktidal Ответить

    1. Основные институты общества.
    1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
    2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
    Семья – важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
    Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
    Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
    Церковь – религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
    Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

  4. Tojagul Ответить

    3. Различные виды некоммерческих организаций:
    – общественные и иные неправительственные организации,
    средства массовой коммуникации,
    – учебные заведения,
    – церковь,
    – профессиональные союзы и ассоциации,
    – различные институты общественной кооперации,
    – бизнес-ассоциации,
    – благотворительные организации,
    – политические организации [5, с. 16-17],
    – культурные организации, в том числе национально-культурные автономии.
    Таким образом, можно сформировать три основные группы институтов гражданского общества (рис. 7.2).

    Рис. 7.2. Группы институтов гражданского общества
    Роль отдельных групп граждан в общественной деятельности безусловно высока, но данная тема не является ключевой в данной работе. Организационные аспекты формирования и деятельности органов местного самоуправления интересуют нас на страницах настоящей книги только как носителей публичной власти на местном (муниципальном) уровне.
    Что касается различных видов некоммерческих организаций, то они широко представлены в современной общественной жизни в России в самых различных отраслях и направлениях деятельности граждан. Содержание и классификацию некоммерческих организаций мы рассмотрим ниже.
    Из сущности и проявлений гражданского общества вытекают его основные общественные функции, которыми являются:
    – создание среды, где формируется общественная инициатива граждан;
    – интеграция социума на основе сближения интересов и активизации деятельности;
    – создание и закрепление норм и ценностей в обществе;
    – сведение социальных и иных конфликтов к цивилизованному диалогу;
    – воздействие на государственные институты власти и формы взаимодействия с ними;
    – участие в организации и проведении общественных экспертиз;
    – контроль за деятельностью исполнительной власти и выборных органов управления;
    – развитие культуры;
    – создание нового знания;
    – защита прав и интересов граждан;
    – интеграция в международное гуманитарное пространство;
    – образовательная, просветительская и консолидирующая роль и др.
    Совокупность институтов гражданского общества, в первую очередь, реализованных через некоммерческие организации получила наименование «третий сектор», то есть институционализированная часть общественной деятельности, отличная от бизнеса и государственного сектора (рис. 7.3).
    Рис. 7.3. Три сектора общественной деятельности

    «Третий сектор» общественной деятельности – это объединения граждан (институты гражданского общества), сформированные в результате их инициативы для достижения социально значимых некоммерческих целей, то есть вся совокупность неправительственных и некоммерческих организаций.
    С развитием демократии и установлением традиций свободного волеизъявления и гражданской инициативы в России «третий сектор» стал реальным фактором в развитии современного общества и равноправным партнером государства и иных институтов в процессе реализации интересов граждан.
    Мы уже не можем себе представить современное существование без большого числа как государственных, так и частных СМИ, без обществ защиты прав потребителей, без профессиональных ассоциаций и благотворительных обществ.
    Таким образом, можно с уверенностью сказать, что институты гражданского общества и «третий сектор» – это важнейшие реалии сегодняшнего дня, без которых немыслимо дальнейшее развитие России.

  5. Vogor Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    2
    Реферат
    Общественные институты

    Содержание
    Введение
    1. Понятие общественного института
    1.1 Типы и функции общественных институтов
    2. Социальные институты современной России
    2.1 Институт семьи и брака
    2.2 Институты образования и науки
    2.3 Экономические институты
    2.4 Политические институты
    2.5 Институт религии
    Заключение
    Список используемой литературы
    общественная регуляция институт семья религия

    Введение
    Для человеческого общества жизненно необходимо закрепить отдельные типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов установленного общества или определенной общественной группы. Это, прежде всего, относится к таким общественным отношениям, в которые вступают члены социальной группы и обеспечивают удовлетворение наиболее значительных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы.как целостной социальной единицы.
    Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение жизненных потребностей, заключается в образовании закрепленной системы ролей и статусов, которые.предписывают индивидам правила поведения в общественных отношениях, а также в определении системы -санкций для того, чтобы добиться обязательного выполнения этих правил поведения.
    Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде общественных институтов, которые являются наиболее сложными и.важными видами социальных связей для общества. Они поддерживают совместную деятельность в организациях, а также определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
    Институт – одно из центральных понятий в социологии, поэтому изучение институциональных связей – одна из основных научных для социологов задач.

    1. Понятие общественного института
    Под «институтом» люди понимают разные социальные единицы. Ими могут быть научные или учебные организации и учреждения, а также крупные целевые объединения. Среди социологов нет полного согласия в понимании этого термина. Некоторые ученые применяют его только к крупномасштабным организациям (например, к комитетам, объединениям и т.п.), используя для малых организаций термин “группа” или “ассоциация”. Такое понимание позволяет различать понятия “институт”, “группа” и “ассоциация” исключительно по признаку размера социального объекта и делает непонятными базовые особенности институтов, групп и ассоциаций.
    Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел от латинского: «institutum» – установление, устройство. Со временем он приобрел два определения – узкофункциональное и широкое социальное.
    Это понятие социологи наделили новым содержанием. Добавились новые детали, но совокупность норм, которые регулируют определенную сферу социальных отношений, осталась прежней.
    Можно дать другое формальное определение общественного института: общественный институт – это организованная система социальных норм и связей, объединяющая важные социальные ценности и процедуры, которые удовлетворяют важнейшим потребностям общества.
    В данном определении под социальными ценностями понимаются разделяемые идеи и цели, под системой социальных связей – сплетение ролей и статусов, а под социальными процедурами – стандартизованные, примеры поведения в групповых процессах.
    Любой общественный институт возникает и функционирует, осуществляя ту или, иную социальную потребность.
    Выделяют пять основных потребностей и институтов:
    1) Потребность в средствах существования (производство, экономические институты);
    2) Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
    3) Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
    4) Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
    5) Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
    Существование института становится бессмысленным, тормозящим общественную жизнь, если такая потребность становится незначительной, или совсем исчезает. Такой институт какое-то время еще может действовать как дань обычая, но в большинстве случаев его существование достаточно быстро прекращается.
    Общественные институты – специфические, сравнительно независимые механизмы общественной регуляции, контролирующие поведение индивидов посредством употребления особых мер и способов внушения, убеждения и воспитания, всевозможных форм принуждения и давления (санкций), разнообразных способов выражения признания и одобрения. Благодаря институтам формы поведения приводятся в соответствие с принятыми образцами, нормами и стандартами. Общественные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению, и способу воздействия (формальные и неформальные, официальные и неофициальные институты). Тем не менее, их внутренняя структура однотипна по составу исходных элементов:
    · Благодаря наличию норм взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована;
    · Любой общественный институт предполагает наличие постоянных признаков объектов общественной регуляции, определяющиеся объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе;
    · Поведенческим воплощением социального статуса служит социальная роль. Он проявляется в динамической форме
    1.1 Типы и функции общественных институтов
    Все общественные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Кроме деления институтов на главные, и неглавные, их разделяют и по другим критериям. Институты различаются:
    1) Временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (кратковременные и постоянно действующие институты);
    2) Жесткостью применяемых санкций за нарушение правил;
    3) Условиями существования;
    4) Наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
    Назначение экономических институтов в том, что они обеспечивают распределение индивидов системе отношений собственности и в системе общественной организации труда, а также контролируют процесс распределения, регулируют товарное и денежное обращение.
    Основная функция политических институтов – исполнение, установление и поддержание власти, которая доминирует в обществе социальной группы; Стабилизируют социальные структуры и обеспечивают воспроизводство идеологических ценностей.
    Функция воспитательных и социокультурных институтов состоит в освоении и воспроизводстве социокультурных ценностей.
    Нормативно-ориентирующие институты – механизмы регуляции поведения индивидов и морально-этической ориентации, придание мотивации и поведению этическую основу, нравственную ориентацию. Нормативно-санкционирующие институты исполняют регуляцию общественного поведения на основе норм, правил и предписаний, которые закреплены в нормативных и юридических актах.
    Ситуационно-конвенциональные и церемониально-символические институты – временные способы общественной регуляции.
    Также есть важные, в высшей степени необходимые институты, которые, вызваны к жизни непреходящими потребностями. Социологи считают, что в развитых обществах таких институтов пять:
    · экономические институты;
    · институты образования;
    · институт семьи и брака;
    · институт религии;
    · политические институты.
    Так как ценности и процедуры научной жизни стали важнейшими и стандартизированными, к первым можно отнести и институт науки. Вместе с тем, многие виды деятельности, охватывая социальную деятельность и медицину, также начинают определяться жестко установленными образцами и нормами поведения, обладают системой социальных статусов и ролей и поэтому могут быть отнесены к институтам.
    У каждого главного института свои системы наработанных методов, практик, процедур и приемов. Экономические институты не могут обойтись без маркетинга, профессионального подбора, защиты частной собственности, рынка и т.д. Внутри политических институтов мы обнаруживаем институты адвокатуры, президентства, судопроизводства, присяжных, и т. д.
    У общественных институтов имеются функции и дисфункции.
    Функция – эта польза, приносящаяся обществу.
    Дисфункция – вред, наносимый обществу.
    Так, задача института образования – готовить грамотных специалистов. А если он плохо справляется со своей задачей и общество не получает истинных специалистов, то функция превращается в дисфункцию.

    2. Социальные институты современной России
    2.1 Институт семьи и брака
    За последнее столетие для русского народа произошли крупные демографические перемены, которые затронули и брачно-семейные отношения. Если же в начале века преобладали многочисленные крестьянские семьи, то к середине, вследствие больших миграционных, перемещений сельских жителей в города, на первое место выходят более малочисленные городские семьи. Сегодня уже примерно 90% всех семей в России живут в городах, – это малые нуклеарные семьи, по размерам они близки европейским семьям, и только немного больше 10% из них насчитывают 5 или более членов семьи. Сельские семьи стали близкие городским и также резко сократились: среднее количество – 3 человека, и чуть больше 12% составляют семьи из 5 человек и более. Они относятся к поколению 50-х годов вырождения – времени относительно высокой рождаемости. Но это не будет означать увеличения числа рождаемости, т.к. почти все социально-демографические группы населения, ориентированы на 1-2 – детную семью, что дает основание в ближайшее десятилетие прогнозировать естественный спад населения.
    Брак – это исторически меняющаяся форма общественных отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество санкционирует и упорядочивает их половую жизнь и определяет их родственные и супружеские права и обязанности. В современной России понятие «брак» ушло на второстепенный план: молодые люди годами живут в браке, так называемом – «гражданском», не обременяя себя вступлением в официальный брак. Раньше, в дореволюционное время, наше общество ограничивало допустимый круг, из которого индивидам следует выбирать себе партнеров для брака: заключали браки внутри определенных групп, т.е представителей своего класса, этнической группы, расы или вероисповедания. В настоящее же время в современной России эти нормы потеряли свою актуальность.
    В наши дни современная семья строится по моногамному принципу – один муж и одна жена. Демографические перемены затронули состав семьи и внутрисемейные отношения, особенно в молодых семьях. Иначе идет процесс формирования брачно-семейных отношений, заключения и прекращения браков, появления в семье детей. В новой общественно-экономической ситуации меняются и критерии брачно-семейного выбора. Это выражается в снижении брачности, которая снизилась за последние годы на треть : с 9,7 чел. на 1000 населения до 7 чел. в 1998 г. Причем, число заключенных браков в городах значительно выше, чем в селе: 10,5 чел. в 1990 г. и 7,7 чел. в 1998 на 1000 населения – в городах; а в селе – 8,1 чел. и 5,3 чел. на 1000 населения. Такая ситуация связана с несколькими причинами. Одна из причин – экономическая. Молодые люди в нестабильной, общественно-экономической обстановке отказываются, от создания семьи или, из-за нежелания брать на себя ответственность за семью, отсрочивают брак. На снижение брачности также проявило влияние значительное изменение в половозрастной структуре населения. С одной стороны, резко сократилось число женщин в возрасте 15-30 лет, а с другой – женщины оказались в невыгодном для себя положении – их сверстников было меньше.
    На снижение брачности, в определенной мере, повлияло и новое отношение к браку “по западному образцу”. Молодые люди отдают предпочтение свободным добрачным отношениям, а брак откладывают на неопределенное время. В стране на сегодняшний день средний возраст вступления в первый брак составляет 24,3 года – для мужчин и 22 года – для женщин. Мужчинам в сельской местности сложнее жениться, так как сельские невесты предпочитают по окончании школы переселяться в город, а женщинам труднее найти жениха в городе, т.к. вместе с переселившимися сюда сельскими невестами, их здесь больше.
    Несмотря на то, что в нашей стране вследствие общественных изменений многие экономические функции, функции ухода за детьми, их воспитания и обучения перешли от семьи к другим общественным институтам, семья продолжает оставаться социальной ячейкой, которая несет главную ответственность за социализацию детей, продолжение рода, и другие функции.
    На этом модернизация семьи не закончилась. Основные изменения в семье совершаются под воздействием “перестройки” общества. Изменяются почти все основные функции семьи: ролевые и внутрисемейные взаимоотношения, ее образ жизни, репродуктивные установки, семейная мораль и т.д. Несмотря на существенные перемены, сегодня большинство россиян – 88%, проживают в семье. Другими словами, каждый десятый человек в России проживает вне семьи. В основном, это либо молодые люди, которые учатся или служат в армии, либо одинокие пожилые люди. Доля одиноких в большинстве развитых стран в общей численности населения – от 11 до 14%. Доля семей с одним несовершеннолетним ребенком составляет более 50%. Примерно 32% приходится на семьи с двумя детьми и только 6% имеют 3-х и более детей. Так как имеются немало семей, не родившие вообще ни одного ребенка, на семью в среднем приходится чуть более одного ребенка. На модель формирования семьи оказывает влияние снижение брачности и сдвиги в устойчивости брака. На фоне снижения брачности совершается существенный рост разводов. Если же в 80-е годы число разводов на 1000 населения составляло 3,2 человека, то в 1990 – 3,4, а в 1999 – 4,6 человек. По числу разводов мы уступаем лишь США и опережаем все европейские страны.
    2.2 Институты образования и науки
    Реформы в сфере образования начались задолго до 1992 г. В декабре 1989 г. им положил начало Всесоюзный съезд работников народного образования, где были установлены основные принципы реформирования образования. Это открытость инновациям; демократизация, многовариантность и многоукладность образования; учет национальных особенностей в многонациональной стране; регионализация образовательных систем; гуманизация содержания образования, его разнообразие и дифференциация, развивающий характер, обучения и его непрерывность.
    Эти принципы и “изнутри” сформулированные системы образования направляли на изменения задач и методов обучения, но почти не затрагивали организационно-экономический механизм высшей и средней школы. Для их осуществления нужно было расширить права, хозяйственную самостоятельность образовательных учреждений, экономические возможности и, соответственно, сузить возможности и права всех уровней управленческой надстройки над ними.
    В этой сфере нормативной базой преобразований на начальном этапе стали закон “Об образовании” от 10 июля 1992 г. (затем его новая редакция от 13 января 1996 г.) и Указ Президента РФ “O первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР” от 11 июля 1991 г. № 1.
    Когда закон “Об образовании” от 10 июля 1992 г. разрешил создание негосударственных образовательных учреждений и установил порядок их государственной аккредитации лицензирования, они начали довольно активно развиваться. Важно отметить, что негосударственный сектор, в отличие от строительства, промышленности или торговли, в образовании появился не благодаря приватизации государственных школ и вузов, а путем создания новых – дополнивших, а не заменивших государственные.
    Сегодня ценности образованности и образования сильно обесценены. Если когда-то диплом университета приносил человеку профессиональный элитарный статус c соответствующим этому статусу вознаграждением, то сейчас – статус среднего класса с соответствующей оплатой труда.
    Наука — это сфера человеческой деятельности, основная функция которой – систематизация и выработка общезначимых знаний o действительности.
    В наше время нет почти ни одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без применения научного знания. Жизнь современного общества в значимой мере зависит oт успехов науки.
    В современной России такой способ организации в ряде случаев противоречит с нынешними потребностями науки. Новейшим направлениям исследований всё труднее завоевать себе место в рамках старых коллективов, устоявшихся организационных форм. В итоге старые институты постепенно разбухают, превращаются в скопление бесчисленных подразделений, перестают быть управляемыми.
    Современная наука невозможна без централизации, тем нe менее, чрезмерная централизация вызывает опасность ее бюрократизации. Процесс интеграции наук приводит к тому, что решение большинства значительных проблем зависит от участия в работе специалистов различных профилей, чтo предполагает поиск новых организационных форм. Наука, как общественный институт, становится основным фактором общественно-экономического развития любого общества, требует возрастающих затрат, из-за чего политика в сфере науки обращается в одну из второстепенных сфер общественного управления.
    Наука в России всегда зависела oт государства. Исторически сформировалась противоречивая и губительная для ее развития ситуация. C одной стороны, страна финансировала и поддерживала научные учреждения и ученых, a c другой – государственные структуры прилагали значительные усилия для того, чтобы не допустить автономии науки и еe права самостоятельно устанавливать нормы и стандарты, направления и проблематику своей деятельности.
    В России наука представляет собой сферу деятельности, подвергающаяся наибольшей опасности в процессе общественной ломки. Это связано со следующими факторами:
    1) Практически совершенная государственная институциональность науки и научного образования, делающая эту сферу не просто зависимой от государственной политики, но и, так сказать, ее заложником;
    2) Зависимость огромной части современных научных исследований и подготовки кадров от общественно-экономического заказа, что в условиях резких общественных изменений требует быстрой переориентировки в системе образования и в формах, содержании научной работы. Тем нe менее, из-за традиционно скудного финансирования и естественной инерционности этих сфер, такие изменения затруднены;
    3) Значительное влияние на ход процессов в науке и образовании общей культурной атмосферы в обществе.
    2.3 Экономические институты
    В современной России ход экономической реформы зависит oт поддержки населением нового экономического и политического курса. Высокая общественная цена реформ может поставить под угрозу общественную трансформацию, и даже повернуть ее вспять. Поэтому одним из основных условий осуществления экономических преобразований является разработка эффективной системы общественных гарантий населения. На современном этапе становления задача общественно-экономической политики рыночных отношений заключается в том, чтобы для обширных слоев населения общественная цена не была слишком высокой.
    В последнее время в нашей стране особое внимание уделяется выработке новой концепции социальной политики, адекватной рыночным условиям хозяйствования и позволяющей смягчить негативные последствия проводимых реформ. Особое внимание в проведении такой политики уделяется системообразующей роли государства.
    Развитие системы социальной защиты в Российской Федерации в период до середины 1998 г., то есть до начала нового финансово-экономического кризиса, было ориентировано, главным образом, на смягчение негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, на это были направлены такие нововведения, как система социальных внебюджетных фондов, механизмы индексации социальных выплат, развитие сети учреждений социальной поддержки незащищенных категорий грaждaн.
    Одним из важных следствий этих усилий явилось тo, что доля расходов на социальные нужды в совокупных государственных расходах возросла почти в два с половиной раза – приблизительно с 25 до более 60%. При этом в отдельные периоды наблюдался рост социальных расходов и в реальном выражении, и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В частности, в течение 1992-1995 гг. доля расходов на социальные нужды в совокупных расходах государства возросла на треть – с 27,5 до 40% ВВП, в основном за счет ресурсов внебюджетных фондов и территориальных бюджетов.
    Однако наращивание доли социальных расходов не смогло предотвратить кризиса в социальной сфере, поскольку эффективность социальных программ была крайне низкой. Сложившаяся в России система социальной помощи похожа на решето, c помощью которого государство пытается переносить воду от богатых к бедным. Финансирование социальной сферы организовано настолько нерационально, что значительная часть ресурсов теряется по дороге, так и не достигая людей, которые действительно нуждаются в социальной защите.
    Категориальный принцип, на котором построена традиционная российская система социальных трансфертов, привел к тому, что основная часть реальных выплат направлялась в относительно благополучные семьи, имеющие доходы, превышающие прожиточный минимум. Согласно оценкам Всемирного банка, эффективность программ социальной помощи в России, рассчитанная как удельный вес средств, поступающих беднейшим семьям, в суммарных социальных трансфертах, составляет всего 19%. Аналогичный показатель в большинстве развитых стран колеблется в пределах 30-50%. При этом около 20% бедных домохозяйств и около 30% беднейших домохозяйств в России вообще не получают никакой помощи.
    Действующая система социальных выплат и льгот не учитывает изменений, произошедших в распределении доходов и собственности. Для обеспеченного населения социальные выплаты и льготы практически не имеют экономического смысла, а для нуждающихся – не гарантируют необходимой социальной защиты.
    При этом многие льготы и выплаты вводятся в нарушение принципов федерального устройства. Многие федеральные законы декларируют право граждан на различные виды социальных выплат, финансирование которых возлагается на бюджеты субъектов федерации и местного управления. Выплаты фактически не производятся и по существу являются нереальными обязательствами.
    2.4 Политические институты
    Эффективность действий нашего государства постоянно сдерживается ассиметричностью воздействия различных общественных групп. Так, сторонники либерально-консервативных взглядов традиционно критикуют расширение роли государства из-за чрезмерного влияния бюрократии, защищающей свои узкогрупповые интересы, тогда как социал-демократы, подчеркивают “слишком” высокий политический вес крупного капитала.
    Эти действия требуют весомой материальной поддержки, при этом в выигрыше оказываются наиболее высоко организованные группы предпринимателей, а вот профсоюзы свои позиции сдают в последнее время. Если раньше высокие издержки организации общенациональных теле- и радиоканалов препятствовали реальному равенству доступа различных политических сил и социальных групп к средствам массовой информации, то сейчас возросла роль СМИ.
    В настоящее время, благодаря снижению издержек на получение и передачу информации группа людей, имеющих возможность принимать участие выработке и принятии политически значимых решений значительно увеличивается – потенциально до уровня всего политически активного населения. Это действительно так. Хотя и нет резкого уменьшения остро ощущаемого неравенства политических возможной граждан нашего государства, предопределяемого неравенством в распределении собственности и доходах. Важным сопутствующим фактором политической системы современной России является стремительное увеличение среднего уровня образования избирателей в, наблюдаемое на протяжении всего ХХ века. За жизнь одного поколения доля населения в России получающего высшее образования выросла на порядок, достигнув нескольких десятков процентов выпускников школ. Если наличие всеобщего обязательного среднего образования в современной России стало предпосылкой работоспособности выборной системы, основанной на всеобщем избирательном праве, то расширение группы лиц, имеющих высшее образование позволяет говорить о возможном увеличении числа вопросов, принимаемых на уровне прямого голосования. Появляются предпосылки расширения числа вопросов, принимаемых путем референдумов (особенно на региональном и муниципальном уровне).
    Конечно, существующая модель демократии в современной России, действительно крайне несовершенна. Остро ощущаемая невозможность для рядовых избирателей оказывать влияние на курс проводимой государством, федеральными и местными властями политики, вызывает высокий уровень напряженности в обществе.

    2.5 Институт религии
    Религию можно характеризовать как сложное многоуровневое общественное образование, смысл которого – потребность общества в священном. В основе религии лежат действия и верования, которые связаны с духовными и священными явлениями, но не мирскими.
    Священное – это аспекты общественной реальности, отделенные от сферы обыденного и являющиеся запретными.
    Мирское – это аспекты общественной реальности, носящие простой и житейский характер. Один и тот жe объект или тип поведения может быть профанным или священным: зависит всё от оценки людей. Так как священное воспринимается с трепетом и благоговением, то к нему можно приблизиться лишь через ритуал – общественное действие, которое предписано правилами поведения в присутствии священного. Люди в своем религиозном поведении образовывают общественный мир правил и значений и, которыми они руководствуются, в чувствах, мыслях и поступках, как и в прочих сферах жизни.
    В России, с испокон веков, христианство это – вера в одного могущественного бога. Вера в современной жизни России не пропала, продолжают существовать и появляются новые религиозные лидеры, священнослужители, особо почитают священное писание – Библию.
    Тем не менее, религиозное сообщество объединено с миром сложными, неоднозначными отношениями. Мы видим, что в современной России религиозные институты начали действовать в обществе как стабилизирующий и гармонизирующий фактор, который способствует сохранению сформировавшегося общественного статус-кво и который, тем самым, укрепляет положение государственных структур.

    Заключение
    Социальные институты появляются в обществе как крупные непланируемые продукты социальной жизни. Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.
    Исходя из этого социальные институты современной России представляют собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. В настоящее время в России происходит институционализация – это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется. Если раньше в прединституциональной фазе общественного движения в России были характерны спонтанные протесты и выступления, появлялись на короткий срок, а затем смещались лидеры движения. Каждый день была возможна новая авантюра, каждое собрание характеризуется непредсказуемой последовательностью эмоциональных событий, в условиях которых человек не может представить себе, что он будет делать дальше.
    В современной России в общественном движении начинается формирование определенных правил и норм поведения, разделяемых большинством его последователей. Назначается место сбора или митинга, определяется четкий регламент выступлений; каждому участнику даются инструкции, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Эти нормы и правила постепенно принимаются и становятся само собой разумеющимися. Одновременно начинает складываться система социальных статусов и ролей. Появляются устойчивые лидеры, которые оформляются официально, согласно принятому порядку (например, выбираются или назначаются). Кроме того, каждый участник движения обладает определенным статусом и выполняет соответствующую роль: он может быть членом организационного актива, находиться в составе групп поддержки лидера, быть агитатором или идеологом и т.д. Возбуждение постепенно ослабляется под воздействием определенных норм, и поведение каждого участника становится стандартизованным и предсказуемым. Появляются предпосылки для организованных совместных действий.

    Список используемой литературы
    1. Андреев Ю.П., Коршевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, контроль. Свердловск, 1999.
    2. Борисов В.А. Демографические проблемы семьи // Семья в России. – 1997. – № 3.
    3. Герасимова И.А., Щербакова Е.М., Верхунова М.С. Формирование семейной структуры населения России: региональный аспект // Семья в России. – 1996. – № 2.
    4. Добронькова В.И., Кравченко А.И. Социологические институты и процессы. – М.: ИНФРА-М, 2003.
    5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани, Н.И. Лапина. М., 1989.
    6. Королев Ю.А. Российская семья: правовые проблемы // Семья в России. – 1998. – № 1.
    7. Клюшкин Г.М. Пути совершенствования финансового нормирования социальных расходов. // Финансы, № 11, 1999 год
    8. Социология. Основы общей теории. Учебное пособие. Под ред. А.Ю. Мягкова. – М.: Флинта, 2006.
    9. Социология. Учебное пособие. Под ред. проф. В.И. Добронькова. – М., 1999.
    10. Фролов С.С. Основы социологии. – М.: Юрист, 2003.
    Размещено на Allbest.ru

  6. Джек_Воробей Ответить

    Понятие социального института

    Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
    Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
    Современный термин «институт» происходит от латинского institutum – установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.
    Социальный институт – это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт – это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

    Типология социальных институтов

    Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
    1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
    2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
    3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
    4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
    5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

    Структура социальных институтов

    Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.
    Социальные институты – это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
    – возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
    – осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
    – выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
    – появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
    – установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
    – создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
    В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
    – набор социальных ролей и статусов;
    – социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
    – совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
    – необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.
    Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

    Функции социальных институтов

    Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.
    Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.
    Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.
    Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.
    Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

    Дисфункции социальных институтов

    Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.
    Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.
    В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.
    Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *