Что такое орфограмма в русском языке 3 класс правило?

12 ответов на вопрос “Что такое орфограмма в русском языке 3 класс правило?”

  1. Одноклассница Ответить

    Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
    Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
    Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
    Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
    Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

    Как найти орфограмму?

    Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
    Основные виды орфограмм:
    Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
    Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
    Мягкий знак после шипящих,
    Глухие согласные на конце слова,
    Частица «не».
    На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
    Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
    Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

    Орфографический разбор

    Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
    Орфографический разбор включает в себя
    выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
    простановку ударения,
    определение частей слова,
    подбор проверочного слова,
    выбор правила.
    Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
    Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
    Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

  2. РоБОеD Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету?т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВEТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы?стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи?т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю?чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКOЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищaт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы?ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови?л – улoв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.
    С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

  3. phoe6 Ответить

    Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел — орфографию русского языка.
    Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.
    Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент — это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент — это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.
    Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.
    В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.

    Как найти орфограмму в слове и верно ее обозначить

    Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).
    Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.
    Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».
    Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.

    Виды орфограмм и их примеры

    Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.
    Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:
    наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
    наличие гласных после шипящих и «ц»;
    «ь» в конце слова после шипящих;
    присутствие «не» в разных частях слова.
    Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.
    Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.
    Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).
    Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).

    Наиболее распространенные ошибки и как их избежать

    Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.
    В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг — друзья — дружить).
    Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять — развеять; красить — раскрасить).
    Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк — шелка; жёны — жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».
    С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании — «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».
    Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать — бро?сить).

    Орфографический разбор слова

    Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:
    проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
    обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
    определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
    подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
    обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.
    Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).
    Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.

    Видео про то что такое орфограмма

  4. Arafyn Ответить

    Памятка при работе над ошибками для учеников 3 класса.
    Орфограмма.
    Запись в тетради.
    1.  Пропуск, замена, искажение букв.
    Выпиши слово всю строчку. Раздели слово на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные.  Например:
    Де-ре-во    де-ре-во     де-ре-во
    2. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
    Выпиши предложение. Подчеркни первую букву в первом слове, точку в конце предложения. Например:
    Выдался тёплый солнечный день.
    3. Правописание собственных имен существительных.
    Запиши слово, рядом напиши, почему слово написано с большой буквы. Например:     Кубань – река.
    Иванович – отчество.
    Мурка – кличка кошки.
    4. Перенос слов.
    Выпиши слово, разделив его в нужном месте чертой для переноса. Например:
    Ко – рабли, кораб – ли.  Де – ревья.    Слон.    Юлия.   Осен – ние.
    5. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.  Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ.
    Выпиши слово, подчеркни гласную, подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например:
    Счастье, удача, чайка.
    Речка, ночка, удочка.
    6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
    Выпиши слово, запиши рядом проверочное, поставь в словах ударение, подчеркни орфограмму, выдели корень. (Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной). Например:                Крикливый – крик.
    7. Безударные гласные не проверяемые ударением (словарные слова)
    Выпиши слово всю строчку. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Например:
    погода        погода          погода
    8. Парные согласные в корне.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное, подчеркни согласную в слове, выдели корень. (Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная). Например:
    Голубь – голуби.
    Дорожка – дороженька.
    9. Непроизносимая согласная в корне слова.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное слово (если есть), подчеркни непроизносимую согласную. Например:
    Тростник – тростинка.
    Опасный – опасен.
    Праздник      праздник     праздник.
    10. Правописание приставок.
    Запиши слово, выдели приставку и корень. Подбери и запиши ещё слово с такой же приставкой. Например:
    Подходит, подбегает.
    11. Правописание суффиксов.
    Запиши слово, выдели суффикс и корень подбери и запиши слово с таким же суффиксом. Например:
    Васенька, беленький.
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
    Выпиши слово, подбери и запиши ещё слово на эту же орфограмму. Например:
    Больной, маленький.
    13. Разделительный мягкий знак.
    Выпиши слов, подбери и запиши слово на эту же орфограмму. Например:
    Вьюга, семья.
    14. Разделительный твёрдый знак.
    Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Подбери еще слово с такой же орфограммой.  Например:
    подъезд     объявление
    15. Раздельное написание предлогов со словами.
    Подумай, какое слово можно вставить между предлогом и словом. Запиши это сочетание. (Помни, что у глаголов нет предлогов). Например:
    У (крутого) берега.
    Над (каким?) белым цветком.
    У (кого?) него.
    Подбежал – глагол.
    16. Удвоенные согласные  в слове.
    Запиши слово с удвоенной согласной. Подбери и запиши еще слово на это правило. Например:
    Осенние, длинные.
    Рассказ, расстояние.
    Аллея, сумма.
    17. Мягкий знак после шипящих, обозначающий женский род имён существительных.
    Определи род существительного: если мужской  род – мягкий знак не пишется, если женский  род  – мягкий знак после шипящего пишется:
    Рожь (сущ., ж. р.)
    Мяч (сущ., м. р.)
    18. Синтаксический разбор.
    Выпиши предложение. Найди подлежащее (вопрос: Кто? Что?), подчеркни одной чертой. Найди сказуемое (вопрос:  Что делает?), подчеркни двумя чертами. Надпиши, какой часть речи выражено подлежащее и сказуемое.
    Лучик света засиял над лесом.
    19. Разбор слова по составу.
    Помни! Сначала находим окончание, затем основу слова. В основе слова – корень, если есть приставка и суффикс.
    Запах    , пробежали  ,  осенние , слоны .
    20. Фонетический разбор.
    Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение. Рядом запиши в скобках транскрипцию. Посчитай сколько букв, сколько звуков в слове, количество гласных и согласных. Напиши сколько слогов в слове.  Например:
    Корабль – [карабл’] – 7 б., 6 зв., 2 гл., 4 согл., 2 слога.
    Яблоко – [й’аблака] – 6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл., 3 слога.

  5. Ragewalker Ответить

    Приложение 5
    Правила орфографии, изучаемые в  начальной школе
    1.   Слова в предложении пишутся раздельно. (По тропинке
    дети дошли до леса.)
    2.   Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
    (Мы учимся в школе.)
    3.   В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак. (В школьном саду растут яблони. Хорошо летом на реке? Красивы деревья осенью!)
    4.   С большой буквы пишутся:
    – фамилия, имя, отчество (Смирнов Николай Иванович);
    – клички животных (собака Дружок, кот Мурзик, корова Красавка);
    –  названия городов, сел, деревень, рек, озер, морей, океанов, континентов, стран, гор, улиц, переулков (город Калуга, село Воло-во, деревня Липовка, река Упа, озеро Байкал, Балтийское море, Тихий океан, Азия, Франция, Уральские горы, улица Приморская, Пушкинский переулок).
    5.  Сочетания ЖИ – ШИ пиши с буквой И. (Этажи, ландыши,
    жить, ошибка.)
    6.  Сочетания ЧА – ЩА пиши с буквой А. (Чайник, задача, часто, щавель.)
    7.   Сочетания ЧУ – ЩУ пиши с буквой У. (Молчу, кричу, щука,
    щурить.)
    8.   В сочетаниях ЧК, ЧН, НЧ Ь не пишется. (Сочная, ручная,
    печка, ручка, нянчить.)
    9.   Слова с одной строки на другую переносятся по слогам.
    При переносе:
    – нельзя одну букву оставлять или переносить на другую строку (се-мья, вок-зал, мура-вей);
    – нельзя отделять буквы Ь, Й от стоящей впереди буквы (май
    ка, маль-чики);
    –  у слов с двойными согласными одну букву оставляют на
    строке, а другую переносят (груп-па, шос-се).
    10. Слова с парным согласным звуком в середине и на конце слова нужно проверять. Для этого слово необходимо изменить так, чтобы парный согласный оказался в слиянии с гласными (площаДка -площаДь – площаДи; мороЗко – мороЗ – мороЗы).
    11.1   Безударные гласные в корне проверяй ударением. Для этого измени слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (слова – сло’во, объединить – еди’ный, писать – пи’шет, объяснить-я’сно).
    11.2  Слова с двумя безударными гласными в корне проверяй двумя проверочными словами (голоса – голос – подголосок; полоса -по лосы – поло ‘ска).
    11.3   В некоторых словах безударные гласные не проверяются. О правописании таких слов справляйся в словаре (канава, посуда, тетрадь, язык, народ, ягода, ученик, январь).
    12.   Разделительный Ь пиши в корне слова после согласных перед гласными буквами Е, Ё, И, Ю, Я, О (ателЬе, полЬёт, ручЬи, вЬюга, деревЬя, булЬон).
    13.   В некоторых словах рядом пишутся две одинаковые буквы. О правописании таких слов справляйся в словаре (клаССный, коЛЛекция, суББота, аЛЛея, теРРаса).
    14.   Предлог – слово. Пиши его раздельно с другими словами. (НА краю деревни растет березовая роща. ИЗ-ЗА горизонта поднялось багровое солнце. ОТ него разошлись яркие лучи.)
    15.   Запомни написание предлогов О, ОБ, ПО, ПОД, ДО, ОТ, ОКОЛО, ЗА, НА, НАД, С, К, ИЗ, БЕЗ (К нему, С ней, ОКОЛО опушки, ДО калитки, ПОД горой).
    16.  Запомни! Корень в родственных словах пишется одинаково (ХОЛОД, ХОЛОДный, ХОЛОДать, ХОЛОДильник).
    17.Непроизносимые согласные в корне слова проверяй! Для этого измени слово так, чтобы непроизносимый согласный звучал отчётливо (звёзДный – звезДа, радосТный – радосТь, доблесТный – доблесТь, здраВствуйте – здраВие)
    18.Разделительный твёрдый знак пиши после приставок, которые оканчиваются на согласную букву, перед гласными Е, Ё, Ю, Я Ъ (сЪЕл, сЪЁмка, обЪЯснить, предЪЮбилейный).
    19.   На конце существительных женского рода после шипящих пиши Ь (мыШь, диЧь, веЩь, пеЧь, роЖь).
    20.   На конце существительных мужского рода после шипящих Ь не пишется (гараЖ, шалаШ, кирпиЧ, плаЩ).
    21.   НЕ с глаголами пиши раздельно (НЕ смотри, НЕ пишет, НЕ растет, НЕ был).
    22.   Не путай приставку с предлогом! Приставка – часть слова, на письме от корня не отделяется (ОТОшел, Сдача, ПРИплыл, ПРЕ-красный).
    23.   Приставки В- (ВО-), С- (СО-), О-, ОБ- (ОБО-), ОТ- (ОТО-), ДО-, ПО-, ПОД- (ПОДО-), ПРО-, ЗА-, НА-, НАД-, ВЫ-, ПЕРЕ- на письме не изменяются (НАДписать, Сбросить, ОБОгнать, ПРО-думать, ПОДОбрать).
    24.   Запомни самые трудные случаи написания падежных окончаний имен существительных.
    1-е склонение                  2-е склонение                   3-е склонение
    Р. – И (книгИ)                                                       – И (матерИ)
    Д.-Е (книгЕ)                                                        – И (матерИ)
    П.-Е(о книгЕ)             – Е (о деревЕ)                  – И (о матерИ)
    25.   Окончания прилагательных проверяй вопросом, поставленным от существительного (неба (какОГО?) голубОГО, синЕГО; рощи (какОЙ?) старОЙ, дальнЕЙ).
    26.  Различай безударные окончания глаголов!
    – ЕШЬ                                            – ИШЬ -ЕТ                                               -ИТ
    Icnp. -ЕМ                                   П спр. -ИМ
    – ЕТЕ                                             – ИТЕ -УТ(ЮТ)                                        -АТ(ЯТ)
    Запомни! Ко второму спряжению относятся:
    –  все глаголы на -ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ);
    –  семь глаголов на -ЕТЬ: СМОТРЕТЬ, ВИДЕТЬ, ОБИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ, ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ, ВЕРТЕТЬ;
    –   четыре  глагола  на  -АТЬ:   СЛЫШАТЬ,   ДЫШАТЬ,   ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ.
    27.  В глаголах прошедшего времени перед суффиксом  -Л- пи шется та же гласная, которая пишется в неопределенной форме глагола перед -ТЬ [сеЯть – сеЯл, клеИть – клеИл, видЕть – видЕл).
    28.   В окончаниях глагола 2-го лица (-ЕШЬ, -ИШЬ) пишется Ь (глядИШЬ, пишЕШЬ, сеЕШЬ, думаЕШЬ, смотрИШЬся).
    29.   В глаголах 3-го лица единственного числа Ь не пишется. Не путай эту форму с неопределенной формой глагола. Проверяй вопросом.
    Неопред, форма                                    3-е лицо ед. ч.
    смеяться (что делать?)                     смеется (что делает?)
    умыться (что сделать?)                     умоется (что сделает?)
    Дети должны отчетливо представлять себе, что в русском языке все слова условно можно разделить на три группы: слова, которые слышатся и пишутся одинаково (мама, папа, стол, стул и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание можно проверить, объяснить правилом (ШИна, ПО тропинке, услыШИШЬ и т.д.); слышатся и пишутся по-разному, но их написание нельзя проверить, объяснить правилом (сОбака, сОловей, сОрОка). Написание этих слов следует проверять по словарю и запоминать.

  6. Shock Ответить

    Орфограмма — написание в слове, определенное орфографическим правилом или традицией письма. Орфограммы изучаются в школьной программе русского языка. Для правильного написания слов необходимо знать правила.
    Список орфограмм, изучаемых в школьной программе русского языка:
    Безударные проверяемые гласные в корне слова
    Непроверяемые гласные и согласные
    Проверяемые согласные в корне в корне слова
    Непроизносимые согласные в корне слова
    Буквы и, у, а после шипящих
    Разделительные ъ и ь
    Раздельное написание предлогов с другими словами
    Употребление ь на конце существительных после шипящих
    Употребление ь для обозначения мягкости согласных
    Гласные и согласные в приставках
    Буквы з и с на конце приставок
    Буквы о и а в корне -лаг-, -лож-
    Буквы о и а в корне -раст-, -рос-
    Буквы ё и о после шипящих в корне слова
    Буквы и и ы после ц
    Большая буква и кавычки в собственных наименованиях
    Буквы е и и в падежных окончаниях имен существительных
    Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных и прилагательных
    Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных
    Краткие прилагательные с основой на шипящую
    Не с глаголами
    Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и во втором лице единственного числа
    -тся и -ться в глаголах
    Буквы е и и в корнях с чередованием
    Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения
    Буквы о и а в корне -кос-, -кас-
    Буквы о и а в корне -гор-, -гар-
    Буквы ы и и после приставок
    Гласные в приставках пре- и при-
    Соединительные о и е в сложных словах
    Буква е в суффиксе -ен- существительных на –мя
    Слитное и раздельное написание не с существительными
    Буквы щ и ч в суффиксе -щик, -чик
    Гласные е и и в суффиксах существительных -ек, -ик
    Буквы о и е после шипящих в суффиксах существительных
    Дефисное и слитное написание слов с пол- и полу-
    Слитное и раздельное написание не с прилагательными
    Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных
    Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных
    Различие на письме суффиксов –к- и -ск-
    Дефис в сложных прилагательных
    Мягкий знак в середине числительных
    Буква и в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
    Не в неопределенных местоимениях
    Дефис в неопределенных местоимениях
    Различие приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях
    Слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях
    Мягкий знак в глаголах повелительного наклонения
    Гласные в суффиксах глаголов -ова-,-ева- и -ыва-,-ива-
    Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
    Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    Слитное и раздельное написание не с причастиями
    Две буквы н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Одна и две буквы н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Гласные перед одной и двумя буквами н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов
    Буквы ё и е после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
    Раздельное написание не с деепричастиями
    Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о, -е
    Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий
    Одна и две буквы н в наречиях на -о, -е
    Буквы о и е после шипящих на конце наречий
    Буквы о и а на конце наречий
    Дефис между частями слова в наречиях
    Мягкий знак после шипящих на конце наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий
    Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогами
    Буква е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие
    Слитное написание союзов также, тоже, чтобы
    Дефисное написание частицы –то со словами
    Дефисное написание частицы –ка со словами в повелительном наклонении
    Дефис в междометиях

  7. Aurintrius Ответить

    ОРФОГРАММЫ

    ПРО ЭТИ ВОТ… ЗАГАДОЧНЫЕ ОРФОГРАММЫ

    Для родителей
    (небольшой курс психотерапии + объяснение на человеческом языке –
    что такое орфограммы и точно ли нельзя их отменить)
    Дорогие мои, любимые родители, а также бабушки, дедушки – в общем, все взрослые, которые пошли в этом году в школу в первый класс. За много лет работы в школе я многократно убеждалась, что в школу вместе с первоклассником идёт вся семья. Причем каждому члену семьи очень скоро отводится какая-нибудь почётная роль. Кто-то хорошо рисует, кто-то что-то помнит по математике, кто-то по английскому, кому-то доверяют (тоже почётно) распечатывать по вечерам проекты (потому что ребёнок вспомнил об этом 10 минут назад перед сном, а сдавать надо завтра, и причем то, что было задано 2 недели назад), кто-то (особо счастливый) эти проекты пишет!
    Это мое обращение — для тех, кто делает с ребёнком уроки по русскому (обычно в семье это либо тот несчастный, который: а) либо что-то помнит по русскому; б) либо делает с ребёнком все уроки, ну и русский заодно).
    Итак…
    Уважаемые родители, а также все те ответственные представители семьи, в которой есть уже такое чудо, как первоклассник, и которым доверили делать с ним домашние задания. Делая со своими ребёнком уроки год по всем предметам, вы, конечно, поняли и осознали многое. В частности, что в ваше время на уроках русского языка не было:
    – этих дурацких орфограмм и их подчеркиваний и выделений карандашом или зелёной ручкой;
    – фонетики и всего этого звуко-буквенного разбора, который не только вредит вашему чаду, но и съедает все ваши нервы.
    – учили учителя хорошо, и поэтому вы сами делали домашнюю работу, и никто с вами не сидел, как вы со своим первоклассником, подчеркивая и выделяя эти никому не нужные орфограммы, которые наверняка придумала учительница вашего ребёнка, так как делать ей нечего.
    – и учебники тоже были написаны языком человеческим. И правила там, в учебниках, тоже были понятны. Хотя правила вы лично никогда не учили, а просто вот так вот – писали грамотно (или неграмотно, но всё равно правила точно не учили).
    Все эти ваши выводы я ЗНАЮ, так как слышала от вас всех это сотни раз в разных выражениях, но абсолютно одинаковых по своей сути! За вами придет следующее поколение родителей. И они вот так же будут открывать для себя этот школьный мир со своим ребёнком.
    НО! Дорогие мои взрослые! Вы же наверняка не хотите:
    1) делать с ребёнком уроки и задания по русскому до 11 класса;
    2) несмотря на 5 часов русского в неделю – получить своего собственного неграмотного ребёнка (неправильная учительница, которую вы так ругали, так и останется в школе, а вам – так и жить с неграмотным членом семейства);
    3) в каждый из этих 5 дней (когда в расписании русский язык) ожидать двойки (а в году больше 30 учебных недель. Умножьте на все годы обучения. Очень большой стресс);
    4) иметь большие проблемы с ГИА (экзамен по русскому, который сдается в конце девятого класса. А время летит, поверьте, очень быстро);
    5) иметь большие проблемы с ЕГЭ (про ЕГЭ даже не объясняю).
    Всего этого НЕЛЬЗЯ ИЗБЕЖАТЬ,
    если ваш ребёнок
    НЕ НАУЧИТСЯ ВИДЕТЬ ОРФОГРАММЫ.
    Орфограмма – это “ошибкоопасное” место в слове. Например, в слове МАМА орфограмм нет. Как слышим – так и пишем. А в слове ВОДА – непонятно, как пишется ВОДА или ВАДА.
    И не забывайте, что если это понятно лично вам, то вашему ребёнку это всё только предстоит понять. И ваши обычные объяснения малышу, типа:
    – А что тут тебе непонятного? Ежу (зайцу, барану, жирафу) понятно!
    – В кого ты такой пошёл?
    – Раз ты такой неумный – заберу планшет (не дам смотреть мультфильм, не пущу гулять, в углу стоять будешь)
    – И чему тебя в школе учат?
    Все ваши подобные объяснения (я привела очень неполный список) – не помогут. А чему в школе учат? Учат выделять орфограммы. И это необходимо прежде всего для вас и вашего ребёнка. Сама учительница уже достаточно грамотная, да и ГИА с ЕГЭ ей не сдавать, как в скором времени вашему ребёнку.
    Поэтому доверьтесь своей учительнице и следите, чтобы ваш ребёнок ни в коем случае не забывал выделять орфограммы в домашней работе.
    И еще очень важное. Те орфограммы, которые ребёнок проходит начиная с первого класса – ВСЕ они ЕСТЬ в ГИА и ЕГЭ.
    В первом классе уроки русского идут чуть больше пары месяцев. За это время проходится В ЛЮБОЙ ПРОГРАММЕ ПО РУССКОМУ – не меньше 10 орфограмм. Конечно, они ещё сотни раз будут закрепляться и во втором классе. Но во втором классе появятся новые орфограммы. И так с каждым следующим классом. Поэтому запускать нельзя. Совсем нельзя.
    Особенно продвинутые родители – “пользователи” русским языком могут прочитать обращение к учителям, где объясняется методика нахождения орфограмм.
    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР ОРФОГРАММ. ПЕРВЫЙ КЛАСС
    Для учителей
    Чтобы добиться практически абсолютной грамотности, учителю необходимо начиная с первого класса планировать уроки русского языка так, чтобы на КАЖДОМ УРОКЕ несколько предложений проговаривались ДЕТЬМИ ПО ЦЕПОЧКЕ ПО ВСЕМ ОРФОГРАММАМ.
    Если не начать проговаривание орфограмм с САМОГО НАЧАЛА 1-го класса, то во 2-м, а уж тем более в 3-м и 4-м классах научить детей ВИДЕТЬ ВСЕ ОРФОГРАММЫ, а значит, ИЗБЕГАТЬ ОШИБОК будет очень сложно, и дети будут просто писать наугад.
    Ниже представлен примерный диктант для конца первого класса. В диктанте 20 слов. Из них всего 2 слова БЕЗ ОРФОГРАММЫ. Во ВСЕХ остальных словах НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ ВИДЕТЬ И ПРОГОВАРИВАТЬ ОРФОГРАММЫ. И даже такого небольшого диктанта «хватит» для работы по цепочке минимум для 31 человека в классе.
    Если детей больше (или орфограмм в другом диктанте меньше), то можно, например, предложить детям вернуться к словам с орфограммой “проверяемая безударная гласная в корне слова” или “парная согласная в слабой позиции” и предложить придумать другие проверочные слова.
    Сначала на проговаривание детьми всех орфограмм уходит даже больше времени, чем на написание диктанта. Но занимаясь этим видом работы на уроке СИСТЕМАТИЧЕСКИ, дети не только быстрее находят орфограммы (а значит, понимают «ошибкоопасные» места), но и начинают писать намного грамотнее.
    В каждом классе есть свои слабые места. Поэтому список подробного проговаривания может быть расширен. Для первого класса это и показатель мягкости согласного гласными, и написание Й, и перенос слов, и многое другое — на усмотрение учителя.
    На первых порах лучше за нахождение КАЖДОЙ ОРФОГРАММЫ, ЕЁ ПРОГОВАРИВАНИЯ И ПРОВЕРКИ давать ребёнку звёздочку, наклейку и пр. Чтобы сам процесс такого важного нахождения орфограмм превратился в увлекательную игру.
    Список обязательных орфограмм первого класса
    для проговаривания В КАЖДОМ СЛОВЕ
    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

    Несколько слов о написании диктанта
    1. Слова в диктанте в первом классе дети записывают, обязательно проговаривая их по слогам губами или шёпотом.
    2. При письме все орфограммы выделяются зелёной ручкой.
    3. Если вы хотите добиться стопроцентной грамотности, то мини-диктанты надо писать в классе каждый день. Хоть два предложения по три слова в каждом. Но писать даже такой микродиктант каждый день.
    Диктант.
    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)
    Образец устного разбора в классе
    Мы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Чащу – чу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цветут – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВЕТ.
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Быстро – словарное слово. Пишется БЫСТРО.
    Бежит – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Колючий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКОЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищат – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ПИСК.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово МЫШИ.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Normal
    false
    false
    false
    RU
    X-NONE
    X-NONE
    MicrosoftInternetExplorer4
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Книги с Диктантами
    Полезно прочитать

  8. ИЛЮМИНАТИ Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *