Что такое орфограмма в русском языке 3 класс правило примеры?

14 ответов на вопрос “Что такое орфограмма в русском языке 3 класс правило примеры?”

  1. BK_KoHTaKe Ответить

    Во-первых, все орфограммы можно разделить на два типа.
    Первый тип – буквенные орфограммы. Это значит, что при написании слова возникает вопрос о какой-то конкретной букве. Например, звучание не смогло ясно дать понять, стоит ли писать в корне букву А или О. Разумеется, в одном слове может быть несколько таких орфограмм.
    Второй вариант – небуквенные орфограммы. В этом случае рассматривается целостное написание слова. Например, стоит ли писать его слитно или раздельно. Возможно, нужно поставить дефис? Сюда же относится и вопрос о том, как правильно переносить слова с одной строки на другую.
    Во-вторых, важно понять, что орфографические нормы нередко претерпевают изменения с течением времени. Многие старые правила заменяются другими. К тому же, в языках появляются новые слова, часто заимствованные, и для них приходится создавать новые нормы.
    Интересный факт: после последних реформ количество орфографических правил было сильно уменьшено. Их осталось всего около двадцати семи. Однако это не является для школьников поводом для радости. Эти двадцать семь правил позволяют разобраться далеко не во всех словах. Огромное их количество называется словарными словами. Это значит, что проверить их написание с помощью правил невозможно. Их можно только запоминать или сверяться со словарем. Имеются также и слова-исключения.

    Как найти орфограмму?

    Теперь ясно, что обозначает слово орфограмма, но как правильно найти её в слове? Как правило, если произношение не дает четкого представления о написании, то в таком сочетании букв можно допустить ошибку.
    Основные виды орфограмм:
    Безударные гласные в корне (хотя бывают и в других частях слова),
    Гласные, стоящие после шипящих букв или «ц»,
    Мягкий знак после шипящих,
    Глухие согласные на конце слова,
    Частица «не».
    На каждую из этих орфограмм существует своё правило, а также большое количество исключений и словарных слов.
    Чаще всего, для того, чтобы справиться с внезапно появившейся орфограммой, достаточно подобрать проверочное слово. Им является измененная форма текущего слова, в которой неясная буква становится очевидной. Обычно так проверяются гласные в корнях и согласные на конце слова.
    Рассмотрим распространенный пример одной из орфограмм. Произнося слово дуб, человек слышит на конце букву п. Соответственно, в этом слове можно допустить ошибку. Как узнать, что же именно должно быть написано? Нужно изменить слово. Например, подойдет «дубовый» или простое «дубы». Здесь четко слышно, что после буквы у идет б.

    Орфографический разбор

    Для того, чтобы справиться с орфограммой в слове, недостаточно просто её найти. Нужно подобрать подходящее правило и воспользоваться им. Для этого необходимо уметь проводить орфографический разбор. Он помогает понять, в какой части слова находится спорное место, а это позволяет подобрать верное правило.
    Орфографический разбор включает в себя
    выделение непосредственно орфограммы с помощью подчеркивания,
    простановку ударения,
    определение частей слова,
    подбор проверочного слова,
    выбор правила.
    Обычно достаточно выделить только ту часть слова, в которой находится непосредственная орфограмма. Ею может быть корень, окончание, суффикс или любя другая часть. Иногда учителя просят выделять все части, независимо от того, находится в них орфограмма или нет.
    Нередко сложности вызывает подбор проверочного слова. Здесь важно понять, что оно должно быть не только однокоренным, но и примерно сохранять смысл исходного понятия. Когда проверочное слово обнаружено, его нужно записать в скобках.
    Для того, чтобы верно определиться с правилом, нужно точно знать, где находится какая часть слова. Также, конечно, необходимо помнить все существующие правила. Это кажется довольно сложным, но требуется немного времени – и всё получится.

  2. Anann Ответить

    Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.
    Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.
    Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

    Список обязательных орфограмм первого класса

    Большая буква в начале предложения.
    Имена собственные.
    Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
    Мягкий знак – показатель мягкости.
    Разделительный мягкий знак*.
    Сочетания ЧК-ЧН.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова.
    Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
    Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
    Имена собственные.
    Предлоги.
    * Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.
    * Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова  проходятся не во всех программах первого класса.

    Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

    Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут  ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

    Образец устного разбора

    Мы  – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Машей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.
    Идём – орфограмм нет.
    Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.
    В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.
    Чащу – ча пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной
    Чащу – щу пишем с У. Орфограмма –  сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Цветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Цвету?т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВEТ. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).
    Ландыши – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Вот – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Бы?стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.
    Бежи?т – орфограмма  – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕГ.
    Бежит – жи пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.
    Колю?чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКOЛ.
    Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖИК.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Пищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Пищaт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово писк.
    Пищат – ща пишем с А. Орфограмма –  сочетания ча-ща пишутся с буквой А.
    Пушистые – ши пишем с И. Орфограмма –  сочетания жи-ши пишутся с буквой И.
    Мышки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы?ши.
    . – В конце предложения ставится точка.
    Птички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.
    Птички – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.
    Вьют – орфограмма – разделительный мягкий знак.
    Гнёзда – орфограмм нет.
    . – В конце предложения ставится точка.

    Выделяем орфограммы

    1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.
    2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.
    3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.
    чашка
    4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.
    очки
    5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.
    лови?л – улoв
    6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*
    дуб – дубы, ложка – ложек
    7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*
    местный – место, опасный – опасен
    8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.
    семья
    9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.
    коллаж
    *некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.

  3. комп ремонт железо Ответить

    Что такое орфограмма?
    Орфограмма № 1.Безударные проверяемые гласные в корне
    Орфограмма № 2.Непроверяемые гласные и согласные
    Орфограмма № 3.Проверяемые согласные в корне слова
    Орфограмма № 4.Непроизносимые согласные в корне слова
    Орфограмма № 5.Буквы И, У, А после шипящих
    Орфограмма № 6.Разделительные твёрдый знак Ъ и мягкий знак Ь.
    Орфограмма № 7.Раздельное написание предлогов с другими словами
    Орфограмма № 8.Употребление Ь знака на конце существительных после шипящих.
    Орфограмма № 9. Употребление Ь знака для обозначения мягкости согласных.
    Орфограмма № 10.Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на З-С).
    Орфограмма № 11. Буквы З-С на конце приставок.
    Орфограмма № 12.Буквы О и А в корне -лаг- — -лож-
    12 а. Буквы А-О в корнях с чередованием.
    Орфограмма № 13.Буквы О и А в корне -раст- — -рос-
    Орофграмма № 14.Буквы Ё и О после шипящих в корне слова.
    Орфограмма № 15.Буквы И и Ы после Ц.
    Орфограмма № 16.Большая буква и кавычки в собственных наименованиях.
    Орфограмма № 17.Буквы Е и И в падежных окончаниях существительных
    Орфограмма № 18.Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных.
    Орфограмма № 19.Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.
    Орфограмма № 20.Краткие прилагательные с основой на шипящую
    Орфограмма № 21.Не с глаголами
    Орфграмма № 22. Ь после шипящих в неопределенной форме глагола и во 2-ом лице единственного числа
    Орфограмма № 23.-ТЬСЯ-, -ТСЯ- в глаголах.
    Орфограмма № 24.Буквы Е и И в корнях с чередованием.
    Орфограмма № 25.Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и II спряжения
    Орфограмма № 26.Буквы О и А в корне -кос- — -кас-
    Орфограмма № 27.Буквы О и А в корне -гор- — гар-
    Орфограмма № 28.Буквы Ы-И после приставок
    Орфограмма № 29.Гласные в приставках ПРЕ- и ПРИ-
    Орфрамма № 30.Соединительные гласные О и Е в сложных словах
    Орфограмма № 31.Буква е в суффиксе -ен- существительных на -мя-
    Орфограмма № 32.Слитное и раздельное написание НЕ с существительными
    Орфограмма № 33.Буквы Щ и Ч в суффиксе -щик- (-чик)
    Орфограмма № 34.Гласные Е и И в суффиксах существительных
    Орфограмма № 35.Буквы О и Е после шипящих в суффиксах существительных
    Орфограмма № 36.Дефисное и слитное написание слова с пол- и полу-
    Орфограмма № 37.Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными
    Орфограмма № 38.Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных
    Орфограмма № 39.Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
    Орфограмма № 40.Различение на письме суффиксов -К- и -СК-
    Орфограмма №41. Дефис в сложных словах.
    Орфограмма № 41. Дефис в существительных.
    Орфограмма № 41. Дефис в прилагательных.
    Орфограмма № 42.Ь в середине числительных
    Орфограмма № 43.Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19
    Орфограмма № 44.Не в неопределенных местоимениях
    Орфограмма № 45.Дефис в неопределенных местоимениях
    Орфограмма № 46.Различение приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях
    Орфограмма № 47. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях
    Орфограмма № 48.Ь в глаголах повелительного наклонения
    Орфограмма № 49.Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева_) и -ыва-(-ива-)
    Орфограмма № 50.Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
    Орфограмма № 51.Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
    Орфограмма № 52.Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями
    Орфограмма № 53.Две буквы Н в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Орфограмма № 54. Одна или две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов
    Орфограмма № 55. Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.
    Орфограмма № 56.Буквы Ё и Е после шипящих в суффиксах  страдательных причастий прошедшего времени.
    Орфограмма № 57.Раздельное написание НЕ с деепричастиями.
    Орфограмма № 58.Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -о (-е).
    Орфограмма № 59.Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.
    Орфограмма № 60.Одна и две буквы Н в наречиях на -о (-е).
    Орфограмма № 61.Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.
    Орфограмма № 62.Дефис между частями слова в наречиях.
    Орфограмма № 63.Ь после шипящих на конце наречий.
    Орфограмма № 64.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от наречий.
    Орфограмма № 65.Слитное и раздельное написание предлогов, образованных от существительных с предлогам.и
    Орфограмма № 66.Буква Е на конце предлогов в течение, в продолжение, вследствие.
    Орфограмма № 67. Слитное написание союзов также , тоже, чтобы.
    Орфограмма № 68. Дефисное написание частицы -ТО со словами.
    Орфограмма № 69. Дефисное написание частицы -КА с глаголами в повелительном наклонении.
    Орфограмма № 70.Дефис в междометиях.

  4. Maswyn Ответить

    Орфограмма – это написание в слове, соответствующее определённому правилу.
    Орфограммы бывают:
    буквенные (необходимо запомнить написание конкретной буквы в частях слова – в приставке, корне, суффиксе, окончании; это правила написания заглавной и строчной буквы);
    не буквенные (это слитное, раздельное, дефисное написание слов, сюда же относятся правила переноса слов).
    Помните: буквы, которые произносится чётко, гласные под ударением не являются орфограммами, так как они не вызывают затруднения при написании.
    Как правильно написать орфограмму?
    Необходимо понять, буквенная она не буквенная.
    Определить, в какой части слова находится. Если орфограмма не буквенная, то понять, что конкретно необходимо знать при написании данной орфограммы.
    Далее необходимо вспомнить название данной орфограммы и случаи её написания.
    Определить, какой конкретно случай написания орфограммы в проверяемом слове.
    Написать верно орфограмму.
    Предлагаю список ВСЕХ орфограмм русского языка, подробное объяснение ПРАВИЛ их написания, а также по несколько примеров с разными случаями написания одной и той же орфограммы.
    Стремитесь быть грамотными людьми!
    Как сказал наш Президент РФ В.В. Путин, «быть грамотным сегодня – МОДНО»! Так будьте же модными, современными в наш XXI-ый век!
    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

  5. Dagdanadar Ответить

    Орфограммы 1-ого и 2-ого класса
    Точка и вопросительный, восклицательный знаки в конце предложения.
    Имена собственные: город Москва,  пёс Шарик.
    Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ: чаща, чудо, щука, шило, жить
    Сочетания ЧК, НЧ, ЧН, ЩН: ночка, птенчик.
    Мягкий знак показатель мягкости согласного: день, деньки.
    Правописание слов с удвоенными согласными: шоссе, аллея
    Разделительный мягкий знак: деревья
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова: глаз, глазки – глаза.
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: леса — лес, пятно – пятна
    Написание предлогов со словами:  у моря, к городу.
    Словарные слова: корова.
    Орфограммы  3-его класса
    Написание слов с парными согласными на конце слова и в середине слова походка, ход — ходить. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Правописание слов с удвоенными согласными: терраса, коллекция. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Проверяемые безударные гласные в корне слова: потяжелел. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Словарные слова: пальто. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный Ь: вьюга, вьёт. (более сложные случаи, чем во 2-ом классе)
    Разделительный твёрдый знак: (ъ) подъехал
    Правописание слов с непроизносимыми согласными:  прелестный — прелесть
    Сочетания СН – ЗН: чудесно — чудеса, алмазный — алмаз
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в В.п. и Т.п.: полем, жаворонком, степью, (вижу) жеребёнка.
    Правописание окончаний  имён существительных 1, 2, и 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п.:  по моркови, по морковке.
    Сложные слова: вертолёт, землетрясение.
    Неизменяемые приставки на А и О: зашёл, подход.
    Написание суффиксов: маленький, белизна, высота, бабушка.
    Написание имен существительных с шипящей на конце: ночь, луч.
    Окончания имён прилагательных в ед.ч и мн.ч  в И.п.: синяя, синее, синий, синие.
    Родовые окончания глаголов: солнце встало, девочка встала, ученик встал, ребята встали.
    Приставки и предлоги (перед глаголами предлогов не бывает): поехал.
    НЕ с глаголами:  не видел, негодовал.

  6. MINI TV Ответить

    Памятка при работе над ошибками для учеников 3 класса.
    Орфограмма.
    Запись в тетради.
    1.  Пропуск, замена, искажение букв.
    Выпиши слово всю строчку. Раздели слово на слоги, поставь ударение, подчеркни гласные.  Например:
    Де-ре-во    де-ре-во     де-ре-во
    2. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения.
    Выпиши предложение. Подчеркни первую букву в первом слове, точку в конце предложения. Например:
    Выдался тёплый солнечный день.
    3. Правописание собственных имен существительных.
    Запиши слово, рядом напиши, почему слово написано с большой буквы. Например:     Кубань – река.
    Иванович – отчество.
    Мурка – кличка кошки.
    4. Перенос слов.
    Выпиши слово, разделив его в нужном месте чертой для переноса. Например:
    Ко – рабли, кораб – ли.  Де – ревья.    Слон.    Юлия.   Осен – ние.
    5. Гласные после шипящих: ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.  Сочетания ЧК, ЧН, ЩК, ЩН, НЧ, НЩ.
    Выпиши слово, подчеркни гласную, подбери и запиши ещё два слова на эту орфограмму. Например:
    Счастье, удача, чайка.
    Речка, ночка, удочка.
    6. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.
    Выпиши слово, запиши рядом проверочное, поставь в словах ударение, подчеркни орфограмму, выдели корень. (Чтобы проверить безударную гласную в корне надо подобрать такое родственное слово, чтобы эта гласная была ударной). Например:                Крикливый – крик.
    7. Безударные гласные не проверяемые ударением (словарные слова)
    Выпиши слово всю строчку. Поставь ударение, подчеркни орфограммы. Например:
    погода        погода          погода
    8. Парные согласные в корне.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное, подчеркни согласную в слове, выдели корень. (Чтобы проверить парную согласную надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стояла гласная). Например:
    Голубь – голуби.
    Дорожка – дороженька.
    9. Непроизносимая согласная в корне слова.
    Выпиши слово, рядом запиши проверочное слово (если есть), подчеркни непроизносимую согласную. Например:
    Тростник – тростинка.
    Опасный – опасен.
    Праздник      праздник     праздник.
    10. Правописание приставок.
    Запиши слово, выдели приставку и корень. Подбери и запиши ещё слово с такой же приставкой. Например:
    Подходит, подбегает.
    11. Правописание суффиксов.
    Запиши слово, выдели суффикс и корень подбери и запиши слово с таким же суффиксом. Например:
    Васенька, беленький.
    12. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного.
    Выпиши слово, подбери и запиши ещё слово на эту же орфограмму. Например:
    Больной, маленький.
    13. Разделительный мягкий знак.
    Выпиши слов, подбери и запиши слово на эту же орфограмму. Например:
    Вьюга, семья.
    14. Разделительный твёрдый знак.
    Выпиши слово. Выдели приставку и корень. Подчеркни твёрдый знак. Подбери еще слово с такой же орфограммой.  Например:
    подъезд     объявление
    15. Раздельное написание предлогов со словами.
    Подумай, какое слово можно вставить между предлогом и словом. Запиши это сочетание. (Помни, что у глаголов нет предлогов). Например:
    У (крутого) берега.
    Над (каким?) белым цветком.
    У (кого?) него.
    Подбежал – глагол.
    16. Удвоенные согласные  в слове.
    Запиши слово с удвоенной согласной. Подбери и запиши еще слово на это правило. Например:
    Осенние, длинные.
    Рассказ, расстояние.
    Аллея, сумма.
    17. Мягкий знак после шипящих, обозначающий женский род имён существительных.
    Определи род существительного: если мужской  род – мягкий знак не пишется, если женский  род  – мягкий знак после шипящего пишется:
    Рожь (сущ., ж. р.)
    Мяч (сущ., м. р.)
    18. Синтаксический разбор.
    Выпиши предложение. Найди подлежащее (вопрос: Кто? Что?), подчеркни одной чертой. Найди сказуемое (вопрос:  Что делает?), подчеркни двумя чертами. Надпиши, какой часть речи выражено подлежащее и сказуемое.
    Лучик света засиял над лесом.
    19. Разбор слова по составу.
    Помни! Сначала находим окончание, затем основу слова. В основе слова – корень, если есть приставка и суффикс.
    Запах    , пробежали  ,  осенние , слоны .
    20. Фонетический разбор.
    Выпиши слово, раздели на слоги, поставь ударение. Рядом запиши в скобках транскрипцию. Посчитай сколько букв, сколько звуков в слове, количество гласных и согласных. Напиши сколько слогов в слове.  Например:
    Корабль – [карабл’] – 7 б., 6 зв., 2 гл., 4 согл., 2 слога.
    Яблоко – [й’аблака] – 6 б., 7 зв., 3 гл., 4 согл., 3 слога.

  7. Thordithris Ответить

    Ответ от Вровень[гуру]
    Это слово состоит из двух греческих слов орфо и грамма. Орфо означает “правильный”, а грамма – “знак, буква”. Дословно получается правильная буква. Отсюда вытекает и определение орфограммы
    Орфограмма – это написание в слове, соответствующее какому-либо орфографическому правилу.
    Опознаём орфограмму
    Чтобы научиться правильно писать, в первую очередь нужно сформировать у себя умение обнаруживать орфограммы, то есть те места в слове, в которых можно допустить ошибку. Самыми опасными местами в словах являются следующие:
    •безударные гласные в различных морфемах: корне, приставке, суффиксе и окончании. Это значит, что нужно знать состав слова и понимать принципы словообразования;
    •гласные после шипящих и буквы ц;
    •мягкий знак после шипящих в конце слова;
    •правописание не в разных частях речи.
    Всякая орфограмма состоит из двух частей:
    Первая часть – вариант верного написания букв или их сочетаний;
    Вторая часть – ситуация, характеризующая орфограмму.
    Например, орфограмма мягкий знак после шипящих имеет несколько вариантов верного написания, поэтому мягкий знак ставится или не ставится в зависимости от ситуации.
    Так, мягкий знак пишется после шипящих:
    1) в существительных женского рода в именительном падеже единственного числа: дочь, ночь, вещь, молодёжь, рожь, тишь;
    2) в глаголах во всех формах: стричь, ждёшь, режьте, моешься;
    3) в наречиях на ш и ч (навзничь, сплошь) и в одном слове на ж (настежь) .
    Как же нам повезло!
    Нам с вами очень сильно повезло, потому что орфографические правила за время своего существования стали проще, избавившись от самых трудных и совершенно ненужных правописательных законов. Современный человек должен запомнить всего 27 орфографических правил. Сделать это одним проще, другим – сложнее.

  8. DiskREid Ответить

    Если давать более упрощенный термин, то орфограмма – это то место в слове, в котором при написании можно допустить ошибку, так как оно стоит в слабой позиции. Узнать, как же правильно написать слово, содержащее орфограмму, можно либо подобрав проверочное слово, в котором данное место в слове окажется в сильной позиции, либо обратившись к правилу орфографии.
    Орфографией называют весь свод правил данного языка, который регулирует правильное написание слов.
    Главным принципом русской орфографии является морфологический принцип. Он заключается в том, что в родственных словах сохраняется одинаковое написание орфограмм. Правда, из этого правила есть и исключения. Еще одним важным правилом является фонетический принцип – писать так, как слышится. К примеру, в приставке слова «безвозмездный» слышится звонкая согласная, и нужно писать «з», а в слове «бессловесный» – наоборот. Однако и этот принцип соблюдается далеко не всегда.
    Орфограмма состоит из двух компонентов: вариантов правильного написания слова и ситуации, которая эту орфограмму характеризует.
    Одна и та же орфограмма может подчиняться сразу нескольким правилам. Например, в слове «ветреный» будет писаться одна «н» в том случае, если у слова нет приставки, а кроме того нет зависимого слова.
    В том случае, если правильное написание слова невозможно проверить постановкой орфограммы в сильную позицию, необходимо обратиться к орфографическому словарю – словарю, подсказывающему нормативное написание слов. Например, постановку гласных в слове «винегрет» невозможно проверить ни подбором однокоренного слова, ни изменением формы существующего. Значит, правильность его написания нужно узнать в словаре.
    Основные правила орфографии включены в учебную программу по русскому языку.

  9. Не важно Ответить

    Дословный перевод термина «орфограмма» с греческого языка означает правильную запись или правильное письмо. Соответствующий раздел русского языка отвечает за правописание, с чем нас знакомят уже в начальной школе. Умение грамотно писать является основой для получения высшего образования и выстраивания успешной карьеры, даже в современных условиях компьютеризации и преобладания печатного текста.
    Разберемся подробнее в вопросе, что такое орфограмма, опираясь на формулировки из школьной учебной программы.

    Понятие орфограммы

    Из курса русского языка можно узнать, что орфограммой называют определенное написание слова в строгом соответствии с общепринятыми правилами. Вся совокупность таких правил правописания образует, пожалуй, самый сложный раздел — орфографию русского языка.
    Знать, что такое орфограмма, недостаточно для грамотного письма. Нужно уметь безошибочно распознавать орфограммы русского языка и проверять их написание с помощью правил, которые также необходимо уметь правильно применять.
    Орфограмма имеет следующую структуру: первый компонент — это вариант правильного написания данной части слова; второй компонент — это ситуация, характеризующая конкретную орфограмму.
    Орфографические правила не во все времена сохранялись в неизменном виде. С развитием социокультурной сферы появляются новые слова, меняются фонетические нормы и, как следствие, упрощаются или видоизменяются правила орфографии. После последних реформ русского языка, к радости школьников, осталось всего 27 правил. Однако кроме заучивания правил, потребуется выучить все словарные слова, содержащие непроверяемые орфограммы, и слова-исключения.
    В русском языке слова с орфограммами встречаются наряду с простыми словами. Также одно слово может содержать сразу несколько орфограмм.

    Как найти орфограмму в слове и верно ее обозначить

    Чтобы применить подходящее правило для грамотного написания слова, сначала нужно найти саму орфограмму. На практике орфограммой считается та часть слова, которая не имеет правильного звучания при произношении, т. е. находится в слабой позиции. Именно в этом месте слова есть наибольшая вероятность допустить ошибку. Для проверки правильности написания подбираются проверочные слова, если это возможно, либо применяются орфографические правила. Кроме того, в качестве орфограммы может выступать дефис или пробел (пример: раздельное написание «не» с глаголом).
    Когда определена позиция орфограммы в слове (орфограммы в корне, орфограммы в суффиксе, орфограммы в приставках, орфограммы в окончаниях), потребуется проанализировать условия ее правильного написания.
    Разберем принцип обозначения орфограммы на примере слова «дуб». В данном слове слабую позицию занимает буква «б», которую по звучанию можно спутать с парной согласной «п». Кроме того, это пример орфограммы в корне. Для ее выделения необходимо подчеркнуть букву «б» и выделить корень. Такая орфограмма будет носить название «правописание глухих согласных в корне слова».
    Если написание орфограммы зависит от идущих после или стоящих впереди согласных или гласных, то эти буквы следует подчеркнуть двумя линиями.

    Виды орфограмм и их примеры

    Орфограммы разделяют на виды в соответствии с их позицией в слове, принадлежностью слова к определенной части речи и смысловым значением слова.
    Наиболее сложные виды орфограмм, в которых чаще всего допускаются ошибки, следующие:
    наличие безударных гласных в какой-либо части слова;
    наличие гласных после шипящих и «ц»;
    «ь» в конце слова после шипящих;
    присутствие «не» в разных частях слова.
    Чтобы верно определить, какая буква пишется в конкретной орфограмме, необходимо применить соответствующее правило.
    Больше всего проблем школьникам доставляет безударный гласный в корне слова. Правильное написание слова можно найти в орфографическом словаре, однако на диктанте такую возможность учитель не предоставит. Есть разные методы заучивания словарных слов и слов, не подчиняющихся общему правилу, среди которых чтение классической литературы для визуального восприятия правописания. Безударный звук в корне слова иногда можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором он будет стоять под ударением.
    Слова-исключения есть практически в любом правиле. Разберем пример орфограммы в корне «гласный после шипящих». По правилу орфографии после «ш» и «щ» следует писать букву «у», но есть несколько исключений (пример: парашют).
    Орфография тесно связана с другими разделами русского языка. Так, для правильного написания многих слов необходимо при их произношении верно ставить ударение. Пример: написание буквы «о» под ударением после шипящих в суффиксе и окончании существительного или прилагательного (петушок, порошок, холщовый, камышовый).

    Наиболее распространенные ошибки и как их избежать

    Если вы научились определять слова с орфограммами и выучили все правила, то теперь все будет зависеть от правильного разбора слова и умения выбирать соответствующее ситуации правило.
    В русском языке встречаются слова, которые при переходе в разные части речи меняют согласную в корне (пример: друг — друзья — дружить).
    Написание «с» и «з» в приставке зависит от того, какая буква следует после нее (пример орфограммы в приставках). Так, если корень слова начинается со звонкой согласной, то пишется «з», а если с глухой согласной, то — «с» (веять — развеять; красить — раскрасить).
    Чтобы определиться с написанием «ё» или «о» в корне после шипящих, необходимо подобрать однокоренное слово с четким звучанием этого слога. Пример: шёлк — шелка; жёны — жена. В словах крыжовник, шов, шорох пишется «о».
    С буквой «ц» в корне слова нужно писать «и», а в окончании — «ы» (цирк, цилиндр, спицы, ножницы). Но есть и слова-исключения, которые проще запомнить в виде шуточной рифмовки: цыган цыкнул на цыпочках цыпленку «цыц».
    Для проверки безударной гласной в корне глагола требуется преобразовать его в другую форму, где орфограмма окажется под ударением (бросать — бро?сить).

    Орфографический разбор слова

    Грамотное письмо во многом определяется умением делать разбор слова всех частей речи. Орфографический разбор включает следующие этапы:
    проставляем пропущенные буквы или раскрываем скобки и подчеркиваем орфограмму;
    обозначаем фонемы в слабой позиции (безударные гласные, глухие/звонкие согласные, непроизносимые знаки);
    определяем часть слова, содержащую орфограмму (приставка, корень, суффикс, окончание), и отмечаем ее графически;
    подбираем проверочное слово и указываем его в скобках;
    обосновываем выбор правила и приводим его формулировку.
    Прежде чем применять то или иное правило, нужно разобраться, какая орфограмма присутствует в слове. Если ученик не может различать приставку и часть корня или суффикс и окончание, то проблем с правописанием ему не избежать. Также важно разбираться в словообразовании и правилах составления сложных слов (ярко-красный, темно-синий, четырехъярусный, пятимесячный и т. д.).
    Русский язык сложен в изучении, он постоянно меняется, дополняется словами иностранного происхождения и новыми научными терминами. Поэтому, чтобы быть грамотным, нужно много читать классиков и писателей современности, следить за появлением новых норм и не лениться уточнять правильность написания слова в орфографическом словаре.

    Видео про то что такое орфограмма

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *