Что такое пестушка и потешка определение 5 класс?

15 ответов на вопрос “Что такое пестушка и потешка определение 5 класс?”

  1. LEXUSon Ответить

    Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.
    Например Пестушка – это небольшое стихотворение или даже песенка, которая предназначалась самым маленьким детям, а потому в пестушке использовались самые простые слова.
    Потешка – вообще песенка чуть ли не для младенцев, она обычно сопровождается хлопками, жестами, привлекающими внимание ребенка и заставляющими его принимать участие в игре.
    Колыбельная – это специальная песня, которая была призвана не только помочь ребенку заснуть, успокоить его после игр, но и играла роль своего рода оберега, защищающего ребенка от дурных снов
    Закличка – песня или стихотворный призыв, обращенный к силам природы, в котором человек высказывал некое заветное пожелание – дождя, тепла и так далее.
    Приговорка – шуточное или серьезное обращение к животному, например призыв божьей коровке улететь на небо, тоже обычно исполнялась в стихах.
    Прибаутка – короткая история для ребенка, в которой содержится народный юмор или что-то смешное, но часто назидательное
    Считалочка – стихотворение в котором перечисляются различные предметы, используется обычно для игры и выбора.
    Скороговорка – фраза трудная для быстрого произношения, в которой имеется частое повторение одного или группы звуков, использовалось для выработки дикции ребенка
    Загадка – короткое описание чего-либо, в которой требуется самому найти ответ, что-именно описано в загадке.

  2. steek Ответить

    Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.
    Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.
    Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
    Ладушки, ладушки!
    Где были?
    У бабушки.
    Что вы ели?
    Кашку.
    Пили?
    Простоквашку.
    Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у…
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
    В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет!
    (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
    Или:
    Уходи с дороги кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!

    Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
    «Дыбок, дыбок,
    Скоро Сашеньке годок!
    Дыбок-дыбок! Целый годок!»

    Умывая, можно сказать:
    Водичка-водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Купая малютку, мама ласково произносит:
    «Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С дитя худоба!
    Вода книзу,
    А дитя кверху!»

    Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
    Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
    Пришел кисель,
    На лавочке присел,
    На лавочке присел,
    Поесть Оленьке велел.

    Возможен и совсем короткий вариант:
    Будем кашку варить,
    Будем Сашеньку кормить.

    Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
    Наша деточка в саду,
    Словно яблочко в меду!

    Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:
    На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Все про Галеньку
    Все про маленьку…

    С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
    Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
    В светлом теремочке
    Выросла Лизуша!
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.
    Вариант для мальчика:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Коленька хороший,
    Коленька пригожий.

    При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

  3. senau1982 Ответить

    Фольклорная педагогика – пестушки и потешки для малышей
    Лучшие образцы фольклора помогают родителям сделать свое общение с ребенком более насыщенным в эмоциональном и эстетическом плане. Однако сегодня они почти не используются в общении с малышом. Что же скрывается за загадочным понятием “пестовать” малыша? И нужно ли это современным мамам?
    Эмоциональное общение – одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
    Пра-бабушкино слово
    Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs – поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
    Следует отметить, что все жанры соответствуют психофизическим возможностям маленького ребенка, поэтому их можно использовать и сейчас, ориентируясь на микропериоды раннего детства – от рождения до 3 мес. ; от 3 до 6 мес. ; 6-9 мес. ; 9-12 мес. Новорожденный ребенок растет “не по дням, а по часам”. Малыш интенсивно меняется каждые три месяца, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного микропериода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни.
    Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста
    Пестушки
    Пестушки – от слова “пестовать” – в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле – заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
    Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения “за него”, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры – все это придет к нему в течение 1-го года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает “топотушки” его ножками. Проснувшегося малютку, мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
    Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки – ходунюшки
    А в ручки – хватунюшки,
    А в роток – говорок,
    А в головку – разумок.
    Потешки
    Постепенно пестушки сменяются потешками – так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками (“фонарики”), похлопывания ручками (“ладушки”), прикладывание пальчиков к головке (“ушки”) и т. п.

  4. Gate Ответить

    С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?
    Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
    Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.
    Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
    Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
    Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
    Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки — ходунюшки,
    А в ручки — хватунюшки,
    А в роток — говорок,
    А в головку — разумок.
    Или:
    Потягушечки!
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки,
    Руки — хватушечки.
    Ноги — бегушечки.
    Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.
    Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай!
    Головоньку — валяй, валяй!
    У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.
    Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.
    Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:
    Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскок,
    По кочкам, по кочкам.
    В ямку — бух!
    Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:
    Токи-токи-тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у Антошки
    Едут по дорожке,
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края.
    Или:
    Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота.
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки.
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Другие игры развивали речь малыша:
    — Ладушки-ладушки,
    Где были?
    — У Аннушки.
    — Что ели?
    — Оладушки.
    — Где оладушки?
    — Съели…
    Нет оладушек!
    Потешки учили действиям:
    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки.
    — Что вы ели?
    — Кашку.
    — Что пили?
    — Простоквашку.
    — Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у:
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет!
    Уходи с дороги, кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!

  5. temavs Ответить

    Не помню формулировку потешек и пестушек, но попробую объяснить своими словами.Потешки- первые игры-развлечения малышей, которые должны вызвать радость, хорошее настроение, привлекать к общению, и которые развивают все органы чувств. Пример потешки: “По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку-бух, свет потух”( в это время подбрасывают ребенка на коленях и слегка имитируют его падение)Ребенок во время такой игры тренирует тело, держит спинку, напрягает мышцы и радуется движениям, которые ему помогают совершать. Или другая потешка, всем знакомая: “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…”Ну и так далее. Эта потешка знакомит с частями тела, воспитывает внимание, развивает тактильные ощущения.
    А пестушки – это своего рода упражнения на развитие психоэмоциональных и физических качеств. Пестушки-воспитательный прием народной педагогики, прием передающий любовь, ласку и посыл родителей, бабушек, нянюшек малышу, чтобы он рос, умнел, был здоровым. Так, например, ребенок просыпался, а его “оглаживали” со всех сторон,т.е делали легкий массаж пЕстовали со словами: “Потягушечки-резвушечки…ножки-поскакушечки, ручки-похватушечки”…Или же, расчесывая девочке волосы, приговаривали: “Расти, косынька, в ряд, все волосики подряд, расти, коса, не путайся, дочка маму слушайся! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!”
    Пестушки-поэтические наговоры-обереги, которыми оговаривали детей, защищая от сглаза, порчи, вселяя в них уверенность в защите взрослых и воспитывая послушание и начальные жизненные навыки.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *