Что такое пестушка и что такое потешка?

17 ответов на вопрос “Что такое пестушка и что такое потешка?”

  1. Centririm Ответить

    Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками («фонарики»), похлопывания ручками («ладушки»), прикладывание пальчиков к головке («ушки») и т.п.
    Исполняя потешки, маленького ребёнка берут на руки, перемещаются с ним, качают его, выполняют разные движения его ручками, ножками, головкой. В этих играх малыш не только запоминает слова и мелодии потешек, не только сам их повторяет, но и получает физическое развитие.
    Так, например, потешка «Ладушки, ладушки» преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками «фонарики», затем хлопает ладошками.
    Ладушки, ладушки!
    Где были?
    У бабушки.
    Что вы ели?
    Кашку.
    Пили?
    Простоквашку.
    Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у…
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
    В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет!
    (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
    Или:
    Уходи с дороги кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!

    Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т.п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут «расцветить», эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
    «Дыбок, дыбок,
    Скоро Сашеньке годок!
    Дыбок-дыбок! Целый годок!»

    Умывая, можно сказать:
    Водичка-водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.

    Купая малютку, мама ласково произносит:
    «Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С дитя худоба!
    Вода книзу,
    А дитя кверху!»

    Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
    Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.

    Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
    Пришел кисель,
    На лавочке присел,
    На лавочке присел,
    Поесть Оленьке велел.

    Возможен и совсем короткий вариант:
    Будем кашку варить,
    Будем Сашеньку кормить.

    Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
    Наша деточка в саду,
    Словно яблочко в меду!

    Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:
    На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Все про Галеньку
    Все про маленьку…

    С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный «учитель»: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело «вплетать» их в повседневную речь.
    Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
    В светлом теремочке
    Выросла Лизуша!
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.
    Вариант для мальчика:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Коленька хороший,
    Коленька пригожий.

    При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.

  2. Granigar Ответить

    С рождения детей знакомят с пестушками, песенками, прибаутками. Что же скрывается за загадочным понятием «пестовать» малыша?
    Эмоциональное общение — одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом — все это называется емким словом — фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, прибаутки, присказки, составлявшие основу материнской педагогики, испытанной веками. Можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
    Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры.
    Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова.
    Пестушки — от слова «пестовать» — в старину означало нянчить маленького ребенка, ухаживать за ним. Сейчас чаще используется в переносном смысле — заботливо, любовно выращивать, воспитывать.
    Пестушки включают игровое взаимодействие с ребенком, когда взрослый выполняет движения за него, играя его ручками и ножками. Младенцу еще могут быть недоступны такие движения, как повороты тела, он не может целенаправленно действовать руками, не умеет самостоятельно садиться, ползать, вставать у опоры — все это придет к нему в течение первого года жизни. Именно в этот период мама пестует младенца: играет его ручками, поглаживает кроху по животику, делает «топотушки» его ножками. Проснувшегося малютку мама ласкает, прикасаясь легкими массажными движениями, нежно приговаривает:
    Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки — ходунюшки,
    А в ручки — хватунюшки,
    А в роток — говорок,
    А в головку — разумок.
    Или:
    Потягушечки!
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки,
    Руки — хватушечки.
    Ноги — бегушечки.
    Все слова сочетаются с действиями, что доставляет ребенку массу удовольствия. Если при этом мама еще эмоционально пропевает с малышом слова потешек, песенок, то всплеску эмоций нет конца.
    Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай!
    Головоньку — валяй, валяй!
    У ребенка устанавливается тесный контакт со взрослым, а главное — желание повторить те движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно.
    Последующие повторы помогут малышу запомнить движения и выполнить самостоятельно, так при помощи народного фольклора обучали малышей.
    Ребенок никогда не забудет, как папа качал его на ноге и напевал:
    Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскок,
    По кочкам, по кочкам.
    В ямку — бух!
    Одни игры готовили ребенка к ходьбе. Дедушка брал табуретку, водил малыша и приговаривал:
    Токи-токи-тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у Антошки
    Едут по дорожке,
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края.
    Или:
    Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота.
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки.
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Другие игры развивали речь малыша:
    — Ладушки-ладушки,
    Где были?
    — У Аннушки.
    — Что ели?
    — Оладушки.
    — Где оладушки?
    — Съели…
    Нет оладушек!
    Потешки учили действиям:
    — Ладушки, ладушки!
    Где были?
    — У бабушки.
    — Что вы ели?
    — Кашку.
    — Что пили?
    — Простоквашку.
    — Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у:
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет!
    Уходи с дороги, кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!

  3. Tygoran Ответить

    Яна Мирзоназарова
    Потешки. Пестушки. Прибаутки
    Проснулся малыш, потягивается.
    Давайте погладим его по животику, приласкаем:
    Потягуни-потягушечки
    От носочков до макушечки,
    Мы потянемся-потянемся,
    Маленькими не останемся.
    Вот уже растем, растем, растем!
    Игра «Комарики»
    Сведите вместе свой большой и указательный пальцы — это и будет «комар», который кружит над ребенком, пока вы приговариваете:
    Дарики-дарики
    Злые комарики
    Вились, кружились,
    Да в ушко вцепились — Кусь!
    Вот и попалось ушко!
    Прибауточки
    – Почему так хороши
    В нашем доме малыши:
    Губки — алы,
    Зубки — белы,
    Щечки — розовы?
    – Да с мороза мы!
    Раз — подскок! Два — подскок!
    Высоко
    Потолок!
    Я скачу!
    Я — лечу!
    Стать высоким хочу!
    Ножками потопали: Топ-топ-топ!
    Ручками похлопали: Хлоп-хлоп-хлоп!
    Сели, встали! Снова сели!
    А потом всю кашу съели.
    Ладушки, ладушки,
    С мылом моем лапушки.
    Чистые ладошки,
    Вот вам хлеб да ложки!
    Лапки? Мыли.
    Ушки? Мыли.
    Хвостик? Мыли.
    Все помыли!
    И теперь мы чистые Зайчики пушистые.
    Села птичка на песок,
    В речке вымыла носок,
    Чистит клювом перышки,
    Едет в гости к … (имя ребенка)
    Так привыкли мы к порядку:
    Ровно в девять — все в кроватку,
    На бочок
    И молчок.
    Говорят, когда умывают ребенка:
    Водичка – водичка!
    Умой мое личико!
    Чтобы щечки алели!
    Чтобы глазки блестели!
    Чтоб смеялся роток!
    Чтоб кусался зубок!
    Ладушки, ладушки,
    С мылом моем лапушки.
    Чистые ладошки,
    Вот вам хлеб и ложки.
    Говорят, когда причесывают девочку:
    Расти, коса, до пояса,
    Не вырони ни волоса,
    Расти, косонька, до пят,
    Все волосыньки в ряд.
    Расти, коса, не путайся,
    Маму, дочка, слушайся.
    Говорят, когда ребенок плачет:
    Ты, Катюшечка, не плачь,
    Я куплю тебе калач,
    На шею повешу,
    А потом утешу.
    Ай не плачь, не плачь, не плачь,
    Я куплю тебе калач!
    Если будешь плакать —
    Куплю худой лапоть!
    Пестушки
    «Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки — ходунюшки
    А в ручки — хватунюшки,
    А в роток — говорок,
    А в головку — разумок».
    Или: «Потягушечки!
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки,
    Руки — хватушечки.
    Ноги — бегушечки».
    «Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай!
    Головоньку — валяй, валяй!»
    Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку
    По кочкам, по кочкам –
    В ямку — бух!
    Хороша дорога,
    Хороша дорога,
    Вот стала что-то хуже,
    Вот стала что-то хуже,
    Шаляет, валяет,
    Шаляет, валяет,
    На мостике, под мостиком,
    На мостике, под мостиком,
    Бух в ямку!
    Токи-токи-тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у Антошки
    Едут по дорожке,
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края.
    Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота;
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки,
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    «Ладушки-ладушки,
    Где были? — У Аннушки.
    Что ели? — Оладушки.
    Где оладушки? — Съели …
    Нет оладушек!»
    Ладушки-ладушки,
    Где были? —У Панечки.
    Что ели? -Прянички!
    Где прянички?
    Съели…
    Нет пряничков!
    “Потягунюшки,
    Порастунюшки,
    Поперек толстунюшки,
    А в ножки — ходунюшки
    А в ручки — хватунюшки,
    А в роток — говорок,
    А в головку — разумок”.
    Или:
    “Потягушечки!
    Порастушечки!
    Поперек толстушечки,
    Руки — хватушечки.
    Ноги — бегушечки”.
    “Мешу, мешу тесто,
    Есть в печи место,
    Пеку, пеку каравай!
    Головоньку — валяй, валяй!” –
    Поехали, поехали
    С орехами, с орехами!
    Поскакали, поскакали
    С калачами, с калачами!
    Вприпрыжку, вприскочку
    По кочкам, по кочкам –
    В ямку — бух!
    Хороша дорога,
    Хороша дорога,
    Вот стала что-то хуже,
    Вот стала что-то хуже,
    Шаляет, валяет,
    Шаляет, валяет,
    На мостике, под мостиком,
    На мостике, под мостиком,
    Бух в ямку!
    Токи-токи-тошки,
    Кую, кую ножки.
    Ножки у Антошки
    Едут по дорожке,
    Дорожка кривая,
    Ни конца, ни края.
    Когда дитя начинает овладевать ходьбой, на помощь приходят другие пестушки, например:
    Та-та-та, та-та-та,
    Вышла кошка за кота;
    Кот ходит по лавочке,
    Водит кошку за лапочки,
    Топы-топы по лавочке,
    Цапы-цапы за лапочки.
    Потешки
    Ладушки, ладушки!
    Где были?
    У бабушки.
    Что вы ели?
    Кашку.
    Пили?
    Простоквашку.
    Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у…
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели.
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
    Или:
    Уходи с дороги кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!
    «Дыбок, дыбок,
    Скоро Сашеньке годок!
    Дыбок-дыбок! Целый годок!»
    Умывая, можно сказать:
    Водичка-водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    «Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С дитя худоба!
    Вода книзу,
    А дитя кверху!»
    Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.
    Пришел кисель,
    На лавочке присел,
    На лавочке присел,
    Поесть Оленьке велел.
    Возможен и совсем короткий вариант:
    Будем кашку варить,
    Будем Сашеньку кормить.
    Наша деточка в саду,
    Словно яблочко в меду!
    На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Все про Галеньку
    Все про маленьку…
    В светлом теремочке
    Выросла Лизуша!
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.
    Вариант для мальчика:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Коленька хороший,
    Коленька пригожий.
    Прибаутки
    Собака на кухне
    Пироги печет.
    Кот в углу
    Сухаpи толчет.
    Кошка в окошке
    Платье шьет.
    Курочка в сапожках
    Избушку метет.
    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому,
    Кому в платок,
    Кому в зобок,
    Кому в лапочку.
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Щелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?
    или:
    Коза-хлопота
    День-деньской занята:
    Ей — травы нащипать,
    Ей — на речку бежать,
    Ей — козляток стеречь,
    Малых деток беречь,
    Чтобы волк не украл,
    Чтоб медведь не задрал,
    Чтобы лисонька-лиса
    Их с собой не унесла.
    Небылицы.
    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на лошадке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Или
    Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая:
    Одним днем
    Не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели
    Целую неделю.
    Водичка, водичка,
    Умой мое личико –
    Чтоб глазки блестели
    Чтоб щечки горели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    Пестушки
    Произнося эти стихи, мама держит малыша за ручки и, отступая назад, аккуратно ведет его за собой. Ритм стиха задает и ритм ходьбы: “топы-топы”, “цапы-цапы” совпадают с шагами, переступающего ребенка.
    Малыша можно водить и по-другому: взрослый придерживает его сзади за подмышки и, широко расставив ноги, побуждает переступать ножками.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ, топ — топ-топ!
    Топ-топ-топ, топ-топ-топ!
    Занимательны для ребенка и пестушки, благодаря которым он учится делать ритмические похлопывания ладошками. Взрослый обхватывает ручки малыша и, сближая их, приговаривает:
    “Ладушки-ладушки,
    Где были? — У Аннушки.
    Что ели? — Оладушки.
    Где оладушки? — Съели.
    Нет оладушек!” (Руки ребенка разводятся в стороны).
    Игра продолжается. Взрослый предлагает пойти к Паничке:
    Ладушки-ладушки,
    Где были? —У Панечки.
    Что ели? -Прянички!
    Где прянички?
    Съели.
    Нет пряничков! (Руки ребенка разводятся в стороны).
    Затем взрослый предлагает “пойти” к Микешке есть орешки, потом к Трошке есть картошку, а потом к Сенечке — за семечками (по аналогии). Важно то, что играя ребенок научается при слове “ладушки” складывать ладошки и выполнять игровые движения руками в ритме песенки.
    Потешки
    Постепенно пестушки сменяются потешками — так называются песенки-приговоры, сопутствующие игре пальчиками, ручками, головкой, ножками. От пестушек потешки отличаются тем, что они рассчитаны на активность самого ребенка, который выполняет самостоятельно игровые движения, соотнося их с содержанием песенки-потешки: движения пальчиками, кручение ладошками (“фонарики”, похлопывания ручками (“ладушки”, прикладывание пальчиков к головке (“ушки”) и т. п.
    Так, например, потешка “Ладушки, ладушки” преподносится ребенку с целью научить малыша самостоятельно выполнять последовательную цепь, игровых действий, когда малыш делает ручками “фонарики”, затем хлопает ладошками.
    Ладушки, ладушки!
    Где были?
    У бабушки.
    Что вы ели?
    Кашку.
    Пили?
    Простоквашку.
    Простоквашка вкусненька,
    Кашка сладенька,
    Бабушка добренька!
    Попили, поели, шу-у-у.
    Домой полетели,
    На головку сели,
    Ладушки запели. (Малыш вскидывает ручки, делает взмахивания и прикладывает ладошки к головке).
    В потешку можно поставить любое имя: важно, чтобы малыш понимал, что речь идет о нем. Ему будет оченьинтересно, если мама разыграет эту потешку перед ним с куклой:
    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись:
    Наша куколка пойдет,
    Через киску упадет! (Игрушечная кошка ставится на пути шагающей куклы, а затем убирается).
    Или:
    Уходи с дороги кот!
    Кукла Танечка идет,
    Кукла Танечка идет,
    Ни за что не упадет!
    Для малышей начала 2-го года жизни подбираются потешки, которые, не только понятны малютке по своему содержанию, но и отражают моменты его обычного распорядка дня: кормление, сон, умывание, игра и т. п. Хорошо, если взрослые владеют фольклорным словом и могут “расцветить”, эмоционально обогатить, казалось бы, совсем обыденные ситуации. Играя с ребенком, помогая подняться на ножки, можно приговаривать:
    “Дыбок, дыбок,
    Скоро Сашеньке годок!
    Дыбок-дыбок! Целый годок!”
    Умывая, можно сказать:
    Водичка-водичка,
    Умой наше личико,
    Чтобы глазоньки блестели,
    Чтобы щечки краснели,
    Чтоб смеялся роток,
    Чтоб кусался зубок.
    Купая малютку, мама ласково произносит:
    “Вода текучая,
    Дитя растучее.
    С гуся вода,
    С дитя худоба!
    Вода книзу,
    А дитя кверху!”
    Одевая ребенка на прогулку, мама может его развлечь следующими строчками:
    Наша Маша (Даша, Саша, Катя) маленька,
    На ней шубка аленька,
    Опушка бобровая,
    Маша чернобровая.
    Желание матушек, нянюшек вырастить дитя крепким, здоровым и упитанным породило много присказок, с помощью которых они старались накормить ребенка, напоить молочком, угостить пирожком, побаловать оладушками, кисельком и пр.
    Пришел кисель,
    На лавочке присел,
    На лавочке присел,
    Поесть Оленьке велел.
    Возможен и совсем короткий вариант:
    Будем кашку варить,
    Будем Сашеньку кормить.
    Любовь к ребенку, ласка и материнская нежность выражаются в таких строчках:
    Наша деточка в саду,
    Словно яблочко в меду!
    Важно, чтобы мама при этом улыбалась и ее речь была очень эмоциальна:
    На дубочке, на дубочке
    Тут сидят два голубочка.
    У них шейки голубые,
    У них перья золотые,
    Красные кафтанчики,
    Синие карманчики
    На дубу они сидят,
    Меж собою говорят:
    Все про Галеньку
    Все про маленьку.
    С тех пор, как появились эти потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви, выраженной не только в действиях, но и в добром слове. Важно не только любить малыша, но и уметь эмоционально, ярко и красиво выразить свое чувство. Народное слово — непревзойденный “учитель”: вот почему взрослым так нужно овладевать приемами народного творчества и, общаясь с малышом, умело “вплетать” их в повседневную речь.
    Следует принять во внимание, что для маленького ребенка значимыми являются не просто разговоры, рассказы о чем-то или о ком-то. Ему необходимо быть соучастником происходящего и слышать от взрослого непосредственное обращение к себе, чтобы чувствовать отношение мамы, папы или бабушки и др. в конкретной ситуации, понимать их настроение в данный момент.
    В светлом теремочке
    Выросла Лизуша!
    Люди ее любят,
    Все ее голубят.
    Вариант для мальчика:
    Кто у нас хороший?
    Кто у нас пригожий?
    Коленька хороший,
    Коленька пригожий.
    При этом можно гладить ребенка по головке, держать за ручки и водить хоровод.
    Прибаутки
    Как отмечают исследователи поэтического фольклора для маленьких, в пестушках и потешках объединяются все важнейшие компоненты игры: словотворчество, изобразительность, ритмичность и наставительность. Еще больше этих особенностей видится в прибаутках.
    Прибаутки отличаются от пестушек и потешек тем, что они не связаны с какими-то игровыми движениями. Но в них присутствует какой-либо сказочный сюжет. Эти произведения предназначены для малышей 2-го — 3-го годов жизни, у которых уже накоплены определенные представления о мире. Познания малыша об окружающих предметах и явлениях связаны с его познаниями о человеке и человеческой деятельности. Вот почему в народных произведениях все зверушки действуют как люди, поступки их оцениваются с точки зрения человеческой логики. Например:
    Собака на кухне
    Пироги печет.
    Кот в углу
    Сухаpи толчет.
    Кошка в окошке
    Платье шьет.
    Курочка в сапожках
    Избушку метет.
    Подобные произведения следует читать эмоционально, даже артистично, меняя силу и высоту голоса, интонационно выделяя смысловое содержание. Малыш должен понять, что именно вы хотите ему сказать, на что обращаете его внимание. Конечно, необходимы красочные иллюстрации, картинки, поддерживающие интерес к стихотворному тексту на зрительном уровне. Прибаутки можно назвать звучащими динамическими картинами из жизни животных, птиц, и даже насекомых, но при этом они отражают человеческие отношения. Вот почему этот жанр дает прекрасный материал и для ознакомления с окружающим, и для социального развития маленького ребенка: в иносказательной, игровой, занимательной форме малыш получает представления о мире.
    Сидит белка на тележке,
    Продает она орешки:
    Лисичке-сестричке,
    Воробью, синичке,
    Мишке толстопятому,
    Заиньке усатому,
    Кому в платок,
    Кому в зобок,
    Кому в лапочку.
    Выразительно прочитав эту прибаутку, можно предложить ребенку рассмотреть иллюстрацию, назвать всех перечисленных зверушек, спросить об их характерных внешних особенностях и т. д. Слово “продает”, соответствующее изначальному тексту прибаутки, в занятиях с малышом можно заменить на “раздает”. Эту ситуацию следует изобразить в игре с игрушками: белка угощает своих друзей, а они, получив орешек, благодарят ее. Завершить такое занятие можно словами:
    “А нашей Галеньке — в ручку.
    Угощайся, Галенька, на здоровье!”
    Прибаутки подобны расписным матрешкам или деревянным механическим игрушкам, где все ярко и образно. Все персонажи наделены запоминающимися признаками: у Галки — “синь сарафан”, у петушка — “золотой гребешок и шелковая бородушка”, курочка — “рябушечка”, гуси у бабуси — “один серый, другой белый”. Звучные эпитеты и динамичные образы — все наполнено светом и радужным многоцветием: лазоревые цветики, улыбающиеся солнцу, петушок, который “рано встает, голосисто поет”, “солнышко-колоконышко”, щедро льющее “золото в оконышко” и т. д.:
    Петушок, петушок,
    Золотой гребешок,
    Масляна головушка,
    Щелкова бородушка,
    Что ты рано встаешь,
    Голосисто поешь,
    Деткам спать не даешь?
    или:
    Коза-хлопота
    День-деньской занята:
    Ей — травы нащипать,
    Ей — на речку бежать,
    Ей — козляток стеречь,
    Малых деток беречь,
    Чтобы волк не украл,
    Чтоб медведь не задрал,
    Чтобы лисонька-лиса
    Их с собой не унесла.
    Небылицы
    Особый вид прибауток — песенки-небылицы и перевертыши, которые помогают малышу понять реальное и фантастическое, укрепляют ребенка в правильном восприятии и ощущении мира. В этом высокая педагогическая ценность небылиц.
    Из-за леса, из-за гор
    Едет дедушка Егор.
    Сам на лошадке,
    Жена на коровке,
    Дети на телятках,
    Внуки на козлятках.
    Или:
    Была репа важная,
    Дивилась бабушка каждая:
    Одним днем
    Не обойдешь кругом.
    Всей деревней ели
    Целую неделю.
    Небылицы, в которых реальные связи нарочито смещены, предназначены для детей более старшего возраста, уже имеющих достаточный жизненный опыт, чтобы почувствовать всю парадоксальность описываемой ситуации. Чтение таких стихов способствует развитию свободы мышления, фантазии и, что немаловажно, чувства юмора. Дети раннего возраста (до 3-х лет) воспринимают парадоксы как реальность. Важно, чтобы малыш услышал в голосе взрослого удивление и понял, что происходит что-то невероятное.
    Народное поэтическое слово, адресованное малышам, необходимо не только им, но и взрослым, чтобы выразить свою любовь к ребенку, нежность, заботу, веру в то, что он растет здоровым и красивым, сильным и умным. В этих произведениях нет никаких назиданий, однако между строк читается так много, что можно без преувеличения назвать фольклор для маленьких средством народной дидактики, приобщающей детей к поэтическому слову, обогащающей их духовно и развивающей физически.

  4. Cordatius Ответить

    Перечисленные жанры народного творчества предназначались исключительно для детей, это формы практически все поэтические и отличаются подчас крайне незначительно.
    Например Пестушка – это небольшое стихотворение или даже песенка, которая предназначалась самым маленьким детям, а потому в пестушке использовались самые простые слова.
    Потешка – вообще песенка чуть ли не для младенцев, она обычно сопровождается хлопками, жестами, привлекающими внимание ребенка и заставляющими его принимать участие в игре.
    Колыбельная – это специальная песня, которая была призвана не только помочь ребенку заснуть, успокоить его после игр, но и играла роль своего рода оберега, защищающего ребенка от дурных снов
    Закличка – песня или стихотворный призыв, обращенный к силам природы, в котором человек высказывал некое заветное пожелание – дождя, тепла и так далее.
    Приговорка – шуточное или серьезное обращение к животному, например призыв божьей коровке улететь на небо, тоже обычно исполнялась в стихах.
    Прибаутка – короткая история для ребенка, в которой содержится народный юмор или что-то смешное, но часто назидательное
    Считалочка – стихотворение в котором перечисляются различные предметы, используется обычно для игры и выбора.
    Скороговорка – фраза трудная для быстрого произношения, в которой имеется частое повторение одного или группы звуков, использовалось для выработки дикции ребенка
    Загадка – короткое описание чего-либо, в которой требуется самому найти ответ, что-именно описано в загадке.

  5. Cerin Ответить

    Не помню формулировку потешек и пестушек, но попробую объяснить своими словами.Потешки- первые игры-развлечения малышей, которые должны вызвать радость, хорошее настроение, привлекать к общению, и которые развивают все органы чувств. Пример потешки: “По кочкам, по кочкам, по маленьким дорожкам, в ямку-бух, свет потух”( в это время подбрасывают ребенка на коленях и слегка имитируют его падение)Ребенок во время такой игры тренирует тело, держит спинку, напрягает мышцы и радуется движениям, которые ему помогают совершать. Или другая потешка, всем знакомая: “Сорока-ворона кашу варила, деток кормила…”Ну и так далее. Эта потешка знакомит с частями тела, воспитывает внимание, развивает тактильные ощущения.
    А пестушки – это своего рода упражнения на развитие психоэмоциональных и физических качеств. Пестушки-воспитательный прием народной педагогики, прием передающий любовь, ласку и посыл родителей, бабушек, нянюшек малышу, чтобы он рос, умнел, был здоровым. Так, например, ребенок просыпался, а его “оглаживали” со всех сторон,т.е делали легкий массаж пЕстовали со словами: “Потягушечки-резвушечки…ножки-поскакушечки, ручки-похватушечки”…Или же, расчесывая девочке волосы, приговаривали: “Расти, косынька, в ряд, все волосики подряд, расти, коса, не путайся, дочка маму слушайся! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса!”
    Пестушки-поэтические наговоры-обереги, которыми оговаривали детей, защищая от сглаза, порчи, вселяя в них уверенность в защите взрослых и воспитывая послушание и начальные жизненные навыки.

  6. YanFox Ответить

    Слово “пестушка” произошло от слова “пестовать” – нянчить, заботливо растить, воспитывать, носить на руках. Пестушки – это короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения.
    Пестушки исполняются в первые месяцы жизни ребенка.
    пример:
    Не плачь, детка,
    Прискачет белка,
    Принесет орешки –
    Тебе для потешки!
    http://rufolklor.narod.ru/pest.htm
    http://www.shishkinles.ru/parents/internet/Ladushki/Pestushki/
    _______________________________
    Потешка – жанр устного народного творчества. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, которым руководит слово. Слово в потешке, хотя и неразрывно связано с жестом, является главным, ведет за собой жест ( в отличие от считалки, где жест важнее слова) . Такие задачи делают потешку прикладным, а не самостоятельным литературным жанром.
    пример:
    – Ладушки, ладушки!
    Где были?
    – У бабушки!
    – Что ели?
    – Кашку!
    – Что пили?
    – Бражку.
    Бражка сладенька,
    Бабушка добренька.
    Попили, поели,
    Шу, полетели!
    На головку сели!
    Сели, посидели,
    Прочь улетели!
    http://www.danilova.ru/publication/devel7_03_07.htm
    http://www.kindergenii.ru/HTMLs/poteshki.htm

  7. Thetanin Ответить

    Раньше потешки и пестушки были неотъемлемой частью воспитания ребенка. Они передавались из поколения в поколение, и это был замечательный способ общения с младенцем. Сегодня мы все реже и реже используем эти забавные фольклорные стишки и даже не подозреваем о той колоссальной пользе, которую они несут.
    Прежде всего, потешки и пестушки – это способ налаживания контакта с малышом и приятные эмоции. Во время пестушки можно делать легкий массаж ребенку, поглаживать ручки и ножки. Когда мама проговаривает ритмичную пестушку или потешку, она делает это выразительно, ласково, протягивая гласные звуки. Такая речь нравится малышам, они ее понимают, и тем самым закладываются основы для развития речи уже с первых месяцев жизни крохи. И для этого вам не надо ничего специально делать – просто приятно проводить время с малышом, сопровождая некоторые свои действия потешками или пестушками.
    С помощью потешек и пестушек можно играть с ребенком и знакомить его с окружающим миром через простое и легкое общение. Незаменимы они и тогда, когда надо отвлечь или успокоить ребенка, приучить к повседневной рутине: умываться, одеваться, расчесываться, ложиться спать. С потешками осваивается родная речь, развивается мелкая моторика, чувство ритма и налаживается эмоциональная связь между мамой и малышом.
    Все это веские причины, чтобы не забывать баловать и развлекать малыша веселыми потешками, прибаутками и пестушками.
    Утром, когда малыш проснулся
    Мы проснулись,
    Мы проснулись.
    Сладко, сладко потянулись.
    Маме с папой улыбнулись.
    Вот проснулись, потянулись,
    С боку на бок повернулись!
    Потягушечки! Потягушечки!
    Где игрушечки, погремушечки?
    Ты, игрушка, погреми, нашу детку подними!
    Потягушки-порастушки:
    В рученьки – хватушки,
    В ноженьки – ходушки,
    В роток – говорок,
    А в головку – разумок!

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *