Что такое план маршалла каковы его цели содержание этапы и результаты?

19 ответов на вопрос “Что такое план маршалла каковы его цели содержание этапы и результаты?”

  1. Жемчуг Ответить

    Не случайно план Маршала предусматривал обязательным условием предоставления американской финансовой помощи требование отсутствия коммунистов в правительствах государств-должников. Экономическая экспансия США сопровождалась идеологическим прикрытием. Советский Союз американские политтехнологи в своих концепциях представляли как “империю зла”, источник угрозы коммунизма. Таким образом, полностью подчинялся доктрине построения однополярного мира план Маршала. Цели и задачи, решаемые им, сводились к консолидации и укреплению так называемого демократического мира и обособления от него стран социалистической ориентации.

    Американские политики реально опасались, что в условиях кризиса страны Западной Европы выберут социалистический путь. Поэтому дополнительные средства выделялись на укрепление европейского среднего класса, гаранта стабильности демократического общества.
    Западный блок государств усилиями Соединенных Штатов идеологически активно противопоставлялся Советскому Союзу и противодействовал его влиянию на другие страны. В рамках доктрины Трумэна была создана трансатлантическая система международных финансовых институтов, изолирующих СССР и его сателлитов, и организационно способствующая экономическому доминированию западного мира: МВФ, МБРР, ГАТТ. Через запреты продажи технологий осуществлялась программа сдерживания СССР.
    Все эти энергичные меры позволили Соединенным Штатам критически сузить международные рынки, доступные странам социалистического лагеря. Так началась холодная война, закончившаяся крахом СССР после нефтяного удара (санкционированного понижения цен на нефть) во второй половине 80-х гг.

    Экономические последствия

    План Маршала претворялся в жизнь исключительно грамотно и целенаправленно. Исторически сроки его реализации определяются четырехлетним временным промежутком с 04.04.1948 г. (дата принятия закона) по 31.12.1951 г.
    Последствия плана Маршала для экономики стран Западной Европы оказались весьма позитивными. Они получили необходимый импульс для дальнейшего экономического развития. За 4 года реализации плана были инвестированы значительные средства в основные производственные фонды. До $4 млрд. – в закупку сельскохозяйственной техники. До $5 млрд. – в машины и оборудование для шахт. До $3 млрд. – в производственные мощности по добыче и выплавке железа и стали.

    Валовый внутренний продукт Западноевропейских стран за время реализации “Программы восстановления Европы” (так официально назывался план Маршала) увеличился на 32,8% (с $119 млрд. – до $159 млрд.)
    Промышленное производство возросло на 40% относительно довоенного уровня, объем продукции сельского хозяйства – на 11%. До 1953 года общеевропейский оборот торговли вырос на 40%.
    Таким образом, план Маршала достиг своих целей. Экономика Западной Европы получила долговременные стимулы роста, повысилась производительность труда, развивалась торговля.
    Даже после официального окончания плана помощи европейским странам США продолжали политику помощи иностранным государствам. Именно план Маршала заложил основы атмосферы сотрудничества, взаимной помощи и поддержки между Соединенными Штатами и странами Западной Европы. По экономическим меркам, он был весьма эффективен: ежегодная помощь в $5 млрд. стимулировала увеличение выпуска продукции на $20 млрд.

    Заключение

    Только ли в экономическом восстановлении поствоенной Западной Европы проявился план Маршала? Кратко его можно охарактеризовать как яркий пример проамериканской экономической дипломатии.

    Последствия плана Маршала оказались глобальными: США получили огромный рынок Западной Европы, были заложены основы действенной трансатлантической интеграции, началась холодная война.

  2. Nuadallador Ответить


    План Маршалла (Marshall Plan, официальное название European Recovery Program, «Программа восстановления Европы») — программа помощи Европе после Второй мировой войны. Выдвинут в 1947 году американским государственным секретарем Джорджем Кэтлеттом Маршаллом и вступил в действие в апреле 1949 года. В осуществлении плана участвовали 17 европейских стран, включая Западную Германию.
    План Маршалла содействовал установлению послевоенного мира в Западной Европе. Заявленной США целью реализации плана было восстановление разрушенной войной экономики Европы, устранение торговых барьеров, модернизация промышленности европейских стран и развитие Европы в целом.

    История Плана Маршалла

    Свою речь с программой помощи Джордж Маршалл изложил в Гарвардском университете 5 июня 1947 года. 12 июля в Париже собрались представители 16 стран Западной Европы. На совещание приглашались также представители государств Восточной Европы, однако по настоянию советского правительства, усмотревшего в этом угрозу своим интересам, руководители восточноевропейских стран отказались от этого приглашения. Помимо социалистических стран Восточной Европы, от участия в «Плане Маршалла» отказалась также Финляндия. Политические условия получения помощи вскрывали преемственность плана с «доктриной Трумэна». Бывший вице-президент США Генри Уоллес осудил «план Маршалла», назвав его инструментом холодной войны против России (СССР).
    George C. Marshall’s speech at Harvard in 1947:
    Участники обсудили размеры конкретной помощи, необходимой для каждого из них. В ответ на готовность принять её в США был создан Правительственный комитет по изучению состояния экономики страны и её возможностей оказать такую помощь.
    Финансовая помощь Западной Германии по Плану Маршалла осуществлялась одновременно с взиманием с неё контрибуции (репарации) за причинённый Германией материальный ущерб странам-победительницам во Второй мировой войне.
    План Маршалла начал осуществляться с 4 апреля 1948 года, когда конгресс США принял закон «Об экономическом сотрудничестве», предусматривавший 4-летнюю программу экономической помощи Европе. Общая сумма ассигнований по плану Маршалла (с 4 апреля 1948 по декабрь 1951) составила около 13 млрд. долларов, причём основная доля пришлась на Англию (2,8 млрд.), Францию (2,5 млрд.), Италию (1,3 млрд.), Западную Германию (1,3 млрд.), Голландию (1 млрд.). При этом американцы, в качестве предварительного условия предоставления помощи, потребовали выведения коммунистов из состава правительств стран, подписавших договор. К 1948 году ни в одном правительстве Западной Европы коммунистов не было.
    Позже План Маршалла был применён также к Японии и некоторым другим странам Восточной Азии.
    План Маршалла был свёрнут во второй половине 1960-х годов: правительства стран-реципиентов стали избавляться от долларов. Первым обмена долларов на золото потребовало правительство Франции в 1965 году. К 1971 году все страны, получавшие американскую помощь, отказались от доллара. Результатом стала девальвация американской валюты и отказ США от золотого стандарта доллара, а также частичный выход Франции из НАТО.

    Последствия Второй мировой

    К концу Второй мировой войны бОльшая часть Европы была разрушена. Постоянные воздушные бомбардировки сильно разрушили большинство крупных городов и промышленных объектов. Многие из крупнейших городов континента, в том числе Варшава, Роттердам и Берлин, лежали в руинах. Экономическая структура региона была разрушена, и миллионы людей остались без крова. Общее разрушение сельского хозяйства привело к голоду в некоторых частях континента, с наибольшей силой он проявился суровой зимой 1946—1947 годов на северо-западе Европы. Особенно сильно была повреждена транспортная инфраструктура, так как железные дороги, мосты и доки были мишенью для ударов с воздуха; в то же время множество торговых судов было потоплено. Хотя большинство малых городов и сёл Западной Европы не понесли ущерба, уничтожение транспортных связей оставило их в экономической изоляции. Ни одна из этих проблем не могла быть решена, так как большинство стран были финансово несостоятельны после затрат на войну. Единственными странами, чья инфраструктура незначительно пострадала во время войны, были Канада и США. Но экспорт играл немаловажную роль в американской экономике. Поэтому план Маршалла предусматривал сбыт товаров и продуктов странам Европы.

    Медленное восстановление Европы после Второй мировой

    Экономика Европы восстанавливалась очень медленно, так как безработица и нехватка продовольствия привела к забастовкам и беспорядкам в ряде стран. В 1947 году европейские страны по-прежнему находились значительно ниже своего довоенного уровня, но были и некоторые признаки роста. Сельскохозяйственная продукция составляла 83% от уровня 1938 года, промышленное производство составило 88 %, а экспорт — только 59 %. В Великобритании ситуация не была столь тяжелой. В Германии в 1945—1946 годах условия жизни и питание были плохими, нарушилась транспортная связь. В западной части страны после многочисленных бомбардировок было уничтожено 5 млн. домов и квартир, и в то же время из восточной части (включая территории, переданные Польше) прибыло 12 млн. беженцев. Производство продуктов питания составляло только две трети от довоенного уровня, в то время как зерно и мясо больше не поставлялось с Востока. Крупные партии продуктов питания из оккупированных стран, которые получала Германия во время войны, иссякли.

    Результаты Плана Маршалла

    План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его цели.
    Отрасли промышленности, которые, как казалось ранее, безнадежно устарели и утратили эффективность, были реструктурированы в короткие сроки и без изменения национальной экономической политики стран. В результате экономика европейских стран оправилась от последствий войны быстрее, чем этого можно было ожидать.
    Европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам.
    Влияние коммунистов и СССР было ослаблено.
    Был восстановлен и укреплён европейский средний класс — гарант политической стабильности и устойчивого развития.
    Помощь получили страны:
    Австрия
    Бельгия
    Великобритания
    Западная Германия
    Греция
    Дания
    Ирландия
    Исландия
    Италия
    Люксембург
    Нидерланды
    Норвегия
    Португалия
    Свободная территория Триест
    Турция
    Франция
    Швеция
    Швейцария

  3. Doriwield Ответить

    Сущность и значение «Плана Маршалла»
    К середине или к концу 1947 г. большинство стран Западной Европы, кроме Германии, восстановили свой довоенный уровень промышленного производства, не обеспечивающего однако устойчивого экономического роста. Кроме того, между СССР и США обострялась «холодная война» и усиливалась роль коммунистических партий в политике некоторых западноевропейских государств. Это вызывало беспокойство американских властей относительно политической стабильности в Западной Европе.
    План Маршалла – это программа восстановления и развития Европы после Второй мировой войны на основе экономической помощи со стороны США. Выдвинут 5 июня 1947 г.
    С самого начала план Маршалла был призван оздоровить американскую экономику.  С помощью реализации этого плана  США надеялись устранить угрозу финансового кризиса, спад производства и массовую безработицу за счет массированного экспорта товаров и услуг в Европу, создания новых рабочих мест и избавления от «инфляционных долларов».
    Основным разработчиком проекта был не сам   Дж. Маршалл, а группа сотрудников госдепартамента США. Своей заслугой он считал лишь общее руководство и активную пропаганду плана для облегчения его прохождения в Конгрессе.
    Отличия Плана Маршалла от предшествовавших программ экономической помощи состояли в следующем:
    1. Акцент на идее европейской интеграции и кооперации для решения общих проблем.
    2. Гарантирование всем без исключения странам, включая СССР.
    3. Упор на экономику, а не на политику.
    4. Предоставление не просто финансовой помощи, а преимущественно товаров широкого потребления, продуктов, оборудования.
    5. Европейские страны должны сами составлять программы  восстановления собственных экономик.
    6. Основные положения прошли согласование с представителями крупнейших монополий и банков.
    7. План является краткосрочной программой, рассчитанной на четыре года.
    Оказание экономической помощи осуществлялось на основе двусторонних соглашений  при обязательном соблюдении странами Европы ряда довольно жестких условий:
    1. Отказ от национализации промышленности и предоставление полной свободы частному предпринимательству.
    2. Торможение конкурирующих с США отраслей западноевропейской промышленности.
    3. Одностороннее снижение таможенных тарифов на импорт американских товаров.
    4. Поставка в США дефицитных видов сырья.
    5. Расходование полученных средств на закупку в Америке оборудования и материалов.
    Спустя некоторое время к этим условиям добавились еще два – ограничение торговли со странами соцлагеря и предоставление территорий для размещения американских военных баз.
    За четыре года выполнения плана Маршалла  США оказали европейским государствам помощь в объеме 13,3 млрд. долларов. Более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих стран Западной Европы – Великобритании, Франции,  Италии и ФРГ. Причем за первые два года  с начала реализации  программы была потрачена большая часть американских денег.
    План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели:
    1. экономика стран Западной Европы была восстановлена, объем промышленного производства превысил довоенный на 15%, достигнут контроль над инфляцией, в тоже время многие европейские страны оказались в зависимости от США;
    2. произошло значительное расширение европейской внешней торговли;
    3. европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам;
    4. влияние коммунистов и СССР было ослаблено, а вокруг Советского Союза возведен «железный занавес»;
    5. восстановлен и укреплен европейский средний класс;
    6. США укрепили свои позиции на сложившемся с ее помощью европейском рынке, были увеличены инвестиции в экономику европейских стран;
    7. США избавились от излишка «инфляционных долларов» и излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны;
    8. в США созданы предпосылки для повышения конкурентоспособности  многих отраслей промышленности и перехода к перспективным технологиям.

  4. Balladodar Ответить


    Развитие инфраструктуры европейских стран.
    Уничтожение барьеров во внешней торговле.
    Возрождение экономики Европы.
    Обновление промышленных мощностей.
    Рост промышленности и сельскохозяйственного производства.
    Общий объём ассигнований составил 12,5 млрд долларов. Знаменитый план Маршалла реализовывался в соответствии с доктриной президента США Тумена, которая была направлена на сдерживание СССР. Поэтому помощь предлагалась только странам, которые откажутся от представительства коммунистической партии в правительстве. Последствием этого стало ослабление позиции коммунистов в Европе и переход к холодной войне.
    Кроме Западной Европы, помощь от США получала Япония и некоторые другие азиатские страны. Согласно плану Маршалла Соединённые штаты, которые стали после войны мировым лидером, стремились распространить своё влияние на Европу и обеспечить построение демократии по американскому образцу.
    План Маршалла был выгоден Америке и тем, что предохранял её промышленность от перепроизводства. Европа стала огромным рынком сбыта американских товаров. Кредиты, которые выдавали банки США, тратились на американские экспортные товары.

    Результаты исполнения плана

    План Маршалла окончил действие в 1951 году. Вместо него, был принят закон «О взаимном обеспечении безопасности», который послужил гарантией взаимодействия в экономической и в военной сферах. Цели программы восстановления во многом были достигнуты:

    Экономическое развитие европейских стран шло быстрее, чем это предполагалось.
    Реконструирована промышленность западных стран.
    Торговый оборот вырос на 40%.
    Производство продукции сельского хозяйства возросло на 11%.
    Промышленное производство увеличилось на 40% по отношению к 1939 году.
    Влияние Советского Союза в Европе уменьшилось и началась холодная война.
    Согласно плану Маршалла США укрепили сотрудничество со странами Западной Европы. В то же время политологи Советского Союза считали, что США используют свои ссуды и кредиты в целях расширения сфер влияния и достижения экономического господства. Экономическая помощь превратилась в политический инструмент усиления авторитета.

  5. Conjurdred Ответить

    “ПРОТИВ ГОЛОДА, НИЩЕТЫ, ОТЧАЯНИЯ И ХАОСА”
    При рассмотрении того, что требуется для восстановления Европы, были сделаны верные оценки потерь человеческих жизней, разрушений городов, заводов, шахт и железных дорог; но в последние месяцы стало очевидно, что эти разрушения, возможно, менее серьезные, чем нарушение всей структуры европейской экономики. На протяжении последних десяти лет условия были крайне ненормальными. Лихорадочные попытки поддержать свой военный потенциал наблюдались во всех национальных жономиках. Промышленное оборудование пришло в состояние негодности или полностью устарело. Практически все существовавшие производства, оказавшись под пятой деспотического и разрушительного нацистского правления, были подчинены германской военной машине. В результате финансовых потерь, поглощения путем национализации или простого разорения исчезли частные предприятия, банки, страховые компании, судоходные компании, прервались давние торговые связи. Во многих странах было сильно подорвано доверие к местной валюте. Во время войны произошел полный распад европейской структуры предпринимательства. Восстановлению серьезно помешал тот факт, что спустя два года после прекращения военных действий не удалось добиться мирных договоренностей с Германией и Австрией. Но даже если бы удалось добиться быстрого решения этих сложных проблем, совершенно ясно. что восстановление экономической структуры Европы потребует гораздо большего времени и более серьезных усилий, чем предполагалось ранее.
    Истинное положение дел заключается в том, что в ближайшие три или четыре года нужды Европы в иностранных — прежде всего американских — продуктах питания и других жизненно важных товарах будут настолько превышать ее способность расплатиться за них, что ей потребуется основательная дополнительная помощь во избежание весьма серьезного ухудшения экономической, социальной и политической ситуации.
    Спасение в том, чтобы разорвать порочный круг и восстановить веру европейцев в экономическое будущее их собственных стран и Европы в целом. Промышленник и фермер повсеместно должны быть готовы обменивать продукты своего труда на деньги, достоинство которых не должно подвергаться сомнению.
    Помимо деморализующего влияния на весь мир и возможности возникновения беспорядков в результате распространения чувства отчаяния среди народов, о которых идет речь, следует иметь в виду и последствия, которые сулят предпринимаемые шаги экономике Соединенных Штатов.
    Логично, что Соединенные Штаты должны сделать все от них зависящее, чтобы помочь миру вернуть нормальное экономическое здоровье, без которого невозможны ни политическая стабильность, ни прочный мир.
    Наша политика направлена не против какой-либо страны или доктрины, а против голода, нищеты, отчаяния и хаоса. Ее целью должно стать возрождение в мире работающей экономики, что позволит создать политические и социальные условия для существования свободных институтов. Такая помощь, по моему убеждению, не должна носить временного характера и оказываться лишь по мере возникновения различных кризисов. Любая помощь, которую наше правительство решит оказать в будущем, должна обеспечивать излечение, а не быть полумерой.
    Я уверен, что любое правительство, выразившее желание оказать помощь в восстановлении Европы, найдет полную готовность к сотрудничеству со стороны Правительства Соединенных Штатов. В то же время ни одно правительство, которое будет плести интриги с целью воспрепятствовать восстановлению других стран, не может ожидать от нас помоши. Кроме того, правительства, политические партии или группы, стремящиеся увековечить людские страдания, с тем чтобы получить политические или иные выгоды, встретят противодействие со стороны Соединенных Штатов.
    Из речи госсекретаря США Дж.К. Маршалла в Гарвардском университете 5 июня 1947 года
    http://www.grinchevskiy.ru/1945-1990/plan-marshalla.php
    СССР И ПЛАН МАРШАЛЛА
    Основную роль в обсуждении предложения Маршалла с Советским Союзом сыграли министры иностранных дел Великобритании Э. Бевин и Франции Ж. Бидо. Они предложили созвать 27 июня 1947 г. в Париже совещание министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР для консультации по предложению Маршалла. Ныне имеются основания утверждать, что Бевин и Бидо вели двойную игру: в публичных заявлениях они выражали заинтересованность в привлечении СССР к осуществлению «план Маршалла», а вместе с тем каждый из них заверял американского посла в Париже Дж. .Кэффери, что надеется на «отказ Советов сотрудничать».
    В Москве первоначально восприняли предложение Маршалла с интересом. В нем увидели возможность получения американских кредитов для послевоенного восстановления Европы. Министр иностранных дел В. М. Молотов дал указание серьезно готовиться к обсуждению «плана Маршалла». 21 июня 1947 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило положительный ответ советского правительства на ноты британского и французского правительств о совещании министров иностранных дел трех держав в Париже.
    Серьезность советских намерений подтверждает и телеграмма, переданная 22 июня 1947 г. советским послам в Варшаву, Прагу и Белград. Послы должны были передать руководству этих стран следующее: «Мы считаем желательным, чтобы дружественные союзные страны, со своей стороны, проявили соответствующую инициативу по обеспечению своего участия в разработке указанных экономических мероприятий и заявили свои претензии, имея в виду, что некоторые европейские страны (Голландия, Бельгия) уже выступили с такими пожеланиями».
    Вместе с тем в советских официальных кругах неизменно были слышны голоса недоверия и предостережения…
    В сложившейся ситуации советское руководство стремилось не допустить получения США каких-либо экономических и политических преимуществ в процессе осуществления «плана Маршалла». Советский Союз решительно отвергал любые формы контроля со стороны США в отношении экономики СССР и стран Восточной Европы. Вместе с тем Советский Союз был заинтересован в американских кредитах для послевоенной реконструкции…
    2 июля Парижское совещание министров иностранных дел трех держав завершилось отказом делегации СССР участвовать в осуществлении «плана Маршалла». Тем самым советская внешняя политика облегчила положение организаторов «плана Маршалла». Думается, что это был проигрышный дипломатический ход. В сентябре 1947 г. Бидо в беседе с Дж. Бирнсом так оценил действия Молотова: «Признаюсь, я никогда не мог понять причины его поведения. Либо он получил бы часть выгоды, либо, если бы все предприятие провалилось, он все равно выигрывал бы от того, что никто ничего не получил. Оставаясь с нами, он бы ничего не потерял в любом случае, но он избрал единственный способ действий, при котором он совершенно определенно проигрывал».
    Тем не менее в действиях советского руководства имелась своя логика. Жесткая неконструктивная позиция советской делегации в Париже объяснялась, главным образом, стремлением не позволить Западу получить возможность влиять на положение дел в странах Восточной Европы – советской сфере влияния. Молотов в телеграмме Сталину в ночь с 30 июня на 1 июля так суммировал впечатления от Парижского совещания: «Как Англия, так и Франция находятся в весьма затруднительном положении и не имеют в своих руках серьезных средств для преодоле.ния своих экономических затруднений. Единственная их надежда на Соединенные Штаты, которые требуют от Англии и Франции создания какого-либо общеевропейского органа для облегчения вмешательства Соединенных Штатов как в экономические и политические дела европейских стран. На использование этого органа в своих интересах рассчитывает также Великобритания и отчасти Франция».
    Уже в день окончания Парижского совещания Бевин и Бидо опубликовали совместное заявление: от имени правительств Великобритании и Франции они пригласили все европейские государства, временно исключая франкистскую Испанию, принять участие в Европейской экономической конференции. Предполагалось создать непостоянную организацию для составления в кратчайшие сроки программы европейской реконструкции, в которой будут согласованы ресурсы и потребности каждого государства. 4 июля официальные приглашения были направлены правительствам 22 стран Европы. Конференцию предлагалось открыть 12 июля 1947 г. в Париже.
    СССР отказался от участия в конференции и повел линию на ее срыв. Утром 5 июля советские послы в столицах ряда европейских государств получили из Москвы указание посетить министров иностранных дел соответствующих стран и сделать им заявление, в котором давалась негативная оценка предложениям Маршалла. В тексте заявления, в частности, подчеркивалось: «Делегация СССР усмотрела в этих претензиях желание вмешаться во внутренние дела европейских государств, навязав им свою программу, затруднить им сбывать свои изделия туда, куда они хотят, и, таким образом, поставить экономику этих стран в зависимость от интересов США».
    Особая роль отводилась восточноевропейским союзникам СССР. Наиболее четко и ясно замыслы Кремля были изложены в телеграмме от 5 июля советскому послу в Белграде. Посла обязывали от имени ЦК ВКП(б) передать Тито следующее: «Мы получили сообщение о намерении югославского правительства отказаться от участия в Парижском совещании 12 июля, созываемом англичанами и французами. Мы рады, что Вы проявляете твердость в вопросе об американских кабальных кредитах. Однако мы думаем, что все же было бы лучше принять Вам участие в совещании, послать туда свою делегацию и дать там бой Америке и ее сателлитам – Англии и Франции с тем, чтобы помешать американцам единодушно провести их план, а потом уйти с совещания и увести с собой возможно больше делегаций от других стран». В более дипломатичной, мягкой форме эта позиция ЦК ВКП(б) была сообщена Б.Беруту (Польша), К.Готвальду (Чехословакия), Г.Георгиу-Дежу (Румыния), Г.Димитрову (Болгария), М.Ракоши (Венгрия), Э. Ходже (Албания) и лидеру коммунистов Финляндии X. Куусинену.
    Как ни парадоксально, но осуществление «плана Маршалла» без участия и даже при противодействии со стороны СССР в какой-то степени устраивало обе стороны: СССР сохранил и утвердил свое влияние на страны Восточной Европы; США и их партнеры по «плану Маршалла» получили возможность для проведения комплекса мер по стабилизации социально-политической ситуации в Западной Европе, а затем для создания военно-политического западного союза.
    М.М. Наринский. СССР и План Маршалла
    http://www.xserver.ru/user/ccipm/
    ПЛАН МАРШАЛЛА И ОБРАЗ АМЕРИКИ В СОВЕТСКОЙ ПРОПАГАНДЕ
    Советская реакция на план Маршалла стала поворотным пунктом стратегии руководства СССР в отношении США. Процесс создания каждой стороной блоков становится отличительной чертой холодной войны. Образ Соединенных Штатов 1947 года, который формировался средствами массовой информации в советском обществе, полностью соответствовал основным этапам развития внешнеполитических отношений с этой страной.
    В начале года в периодической печати регулярно появлялись статьи, характеризующие негативные стороны внешней политики и особенно внутренней жизни США: «В США гниет 20 млн. бушелей картофеля», «Экономические затруднения в США», «Американская федерация» ученых против использования в США гитлеровских специалистов», «Уничтожение продовольствия в США», «Американская военная активность на Алеутских островах», «Военные круги США выступают против сокращения военных расходов».
    В то же время пока еще не наступило время оскорбительных выпадов, горячих обвинений и открытой враждебности…
    План Маршалла, который был встречен советским руководством, как уже отмечалось, осторожно и, в целом, заинтересовано. До конца июня 1947 г. в советской прессе не было отрицательных оценок плана Маршалла, да и вообще, надо отметить, каких-либо материалов по оценке внешнеполитической деятельности США было исключительно мало.
    Отказ СССР от участия в предложенной Америкой экономической помощи Европе, резко изменил тон советской прессы, стали более жесткими оценки политики США. Появляются статьи «Планы американской интервенции в Греции», «Планы США в Скандинавии», «Беспокойство в Англии в связи с истощением американского займа», «Истинный смысл одной «доброй услуги»( о посредничестве США между Голландией и Индонезией), «Американский контроль над Турцией», «Поход американского доллара на Турцию», «Латинская Америка и «помощь» США» основной смысл которых сводился к тому, что «американская политики используют свои займы в целях распространения своей экспансии».
    119 июля в «Правде» появляется карикатура Б. Ефимова, впервые посвященная «плану Маршалла», под названием «До и после Парижского совещания». Перед нами две картины. На одной все европейские страны с протянутой рукой бегут за Бевиным и Бидо, у которых в руках «план Маршалла», а впереди сияющий мешок с долларами. На второй — все страны Европы понуро стоят у кассы, которая закрыта на замок, где написано — «касса закрыта до июля 1948 г., а там будет видно». На кассу с ключом в руках опирается Вандерберг с толстой папкой, на которой надпись «Долларовая дипломатия».
    С большим сарказмом звучат слова первого фельетона о плане Маршалла: «У парадного американского подъезда стоят, обнажив голову, бедные просители и, переминаясь с ноги на ногу, ждут подачки, но барин занят. Пусть просители зайдут как-нибудь в другой раз… Ну, в этом… в 1948 году». Автор не придумал ничего нового, приспособив к новой теме стихотворение Некрасова «У парадного подъезда». В журнале «Крокодил» с сентября 1947 г. увеличилось количество карикатур, статей, фельетонов про Америку. Это карикатуры о торговле женщинами и детьми, о свободе печати и клевете, стихи и анекдоты об американском образе жизни. Именно в стихотворной форме «Крокодил» дал оценку плану Маршалла:
    «Спаситель Европы»
    «Европе Маршалл так помог
    Что этой «помощи» в итоге
    Теперь Европа, видит бог,
    Вот-вот совсем протянет ноги».
    Август — сентябрь 1947 года стали переломными в формировании образа Соединенных Штатов в советской прессе.

  6. Я это я Ответить

    После Второй мировой войны большая часть Европы была разрушена. Постоянные бомбардировки практически уничтожили большинство промышленных предприятий. Крупнейшие города, такие как Берлин и Варшава, лежали в руинах. Транспортная инфраструктура большинства стран сильно пострадала: во время войны железнодорожные пути, мосты и важные транспортные узлы были разрушены. В некоторых странах уничтожение транспортной инфраструктуры привело к тому, что многие удаленные от центра населенные пункты оказались практически в изоляции. У стран, истощенных войной, не было средств на самостоятельное восстановление. И тут на сцену вышли США. Надо признать, что, в отличие от европейских государств, Америка понесла меньшие потери в сфере инфраструктуры и промышленности. Штаты предложили свою финансовую помощь ослабленным странам для восстановления их экономики.
    13 миллиардов на 16
    5 июня 1947 года госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в Гарвардском университете, представил свой план помощи Европе. Его поддержали Франция и Великобритания. На Парижском совещании министров иностранных дел США, Франция, Великобритания и СССР обсуждали возможность создания руководящего комитета, который оценивал бы размер необходимой материальной помощи для каждой из стран и распределял ее, определял развитие главных отраслей промышленности. СССР согласился принять американскую помощь, но был категорически против любого контроля за ее распределением и использованием. В итоге Советский Союз отказался участвовать в американской программе и запретил подобное сотрудничество для стран соцлагеря, несмотря на то, что Польша и Чехословакия дали свое предварительное согласие.

    Президент США Гарри Трумэн подписывает закон «Об экономическом сотрудничестве»
    12 июля 1947 года на встречу по обсуждению плана восстановления Европы в Париж прибыли представители 16 государств, которые стали участниками реализации «плана Маршалла»: Великобритании, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга, Швеции, Норвегии, Дании, Ирландии, Исландии, Португалии, Австрии, Швейцарии, Греции и Турции. В декабре 1949 года к ним присоединилась Западная Германия.

  7. рЫжИк Ответить

    Смотреть что такое “”ПЛАН МАРШАЛЛА”” в других словарях:

    ПЛАН МАРШАЛЛА — (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого… … Энциклопедический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — (Marshall Plan) Крупная программа американской помощи с целью содействия восстановлению европейских стран после второй мировой войны. Этот план был предложен государственным секретарем США Джорджем С. Маршаллом. В течение 1948 – 1951 гг. США… … Экономический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — программа т.н. восстановления и развития Европы после Второй Мировой войны 1939 1945 годов путём оказания ей экономической «помощи» со стороны США. Фактически П.м. вместе с доктриной Трумэна представлял собой составную часть агрессивного… … Юридическая энциклопедия
    План Маршалла — Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи) … Википедия
    План маршалла — Страны, получавшие помощь по плану Маршалла (высота красного столбика соответствует относительному размеру помощи). План Маршалла (англ. Marshall Plan, официальное название англ. European Recovery Program «Программа восстановления Европы»)… … Википедия
     «План Маршалла» — программа восстановления и развития Европы, провозглашенная госсекретарем США Дж. Маршаллом 5 июня 1947 г.. Была предоставлена американская помощь на 17 млрд. долларов 16 ти европейским странам. После Второй мировой войны американская модель… … Геоэкономический словарь-справочник
    ПЛАН МАРШАЛЛА — (англ. Marshall Plan) – неофициальное название (по имени выдвинувшего ее в 1947 гос. секретаря США генерала Дж. К. Маршалла) американской Программы восстановления Европы. На основании амер. закона «О помощи иностранным государствам» от 3 апр.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
    ПЛАН МАРШАЛЛА — экономическая программа помощи Западной Европе со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Энциклопедический словарь экономики и права
    ПЛАН МАРШАЛЛА — программа помощи в восстановлении Западной Европы со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Большой экономический словарь
    план маршалла —    программа помощи в восстановлении Западной Европы со стороны США, осуществлявшаяся в период с 1948 по 1952 г. Программа получила название по имени ее разработчика, государственного секретаря США А.Маршалла. Эта программа была призвана… … Словарь экономических терминов

  8. Mezibei Ответить

    Действие программы началось в 1948 году, а свернута она была в 1968. Объектами реализации плана Маршалла стали 16 государств, расположенных в Западной Европе. Америка выдвинула ряд условий, соблюдение которых было необходимо для участия в программе. Одним из наиболее значимых с политической точки зрения требований стало исключение из состава правительств стран-участниц представителей коммунистических партий. Это позволило США значительно ослабить позиции коммунистов в Европе.Помимо европейских стран, помощь в рамках «Плана Маршалла» получила Япония и несколько государств Юго-Восточной Азии.
    Были и другие важные ограничения, поскольку Америка руководствовалась, в том числе, и собственными интересами. К примеру, именно США выбирали, какие именно товары будут импортированы в пострадавшие государства. Это касалось не только продовольствия, но и средств производства, станков, сырья и оборудования. В ряде случаев подобный выбор оказывался не самым оптимальным с точки зрения европейцев, однако общие преимущества участия в программе были значительно выше.
    Страны Восточной Европы не попали под влияние плана Маршалла, поскольку руководство СССР, опасаясь за свои интересы, настояло на том, чтобы восточноевропейские государства не подавали заявки на участие в программе восстановления. Что касается самого СССР, то он не подходил под критерии плана Маршалла с чисто формальной точки зрения, так как не заявлял об имеющемся дефиците. За первые три года реализации плана США перевели в Европу более 13 миллиардов долларов, при этом около 20% этой суммы получила Великобритания.
    Результаты плана Маршалла оказались достаточно эффективны: экономика Европы получила мощный толчок, позволивший быстро отправиться от войны, влияние СССР было снижено, а средний класс оказался не только восстановлен в довоенных позициях, но и изрядно укрепился, что, в конечном счете, обеспечило политическую и экономическую стабильность.

  9. Karol odnoklassnikov Ответить

    ПЛАН МА?РШАЛЛА (Marshall Plan), американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В этой связи план Маршалла тесно связан с «доктриной Трумэна», направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.
    Основные положения плана были выдвинуты государственным секретарем США Джорджем Маршаллом (см. МАРШАЛЛ Джордж) 5 июня 1947 года на выступлении в Гарвардском университете.
    План Маршалла был поддержан Великобританией и Францией, предложившими на Парижском совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР (июнь-июль 1947) создать в Европе «руководящий комитет», который занимался бы выяснением ресурсов и нужд европейских стран и определял развитие главных отраслей промышленности. СССР также соглашался принять американскую помощь, но отвергал любые формы контроля за ее распределением и использованием. В связи с этим, страны социалистического лагеря отказались быть участниками плана Маршалла.
    Согласие на участие в плане Маршалла дали 16 западноевропейских государств — Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. В 12 июля 1947 года в Париже эти страны заключили конвенцию о создании Комитета (позднее Организация) европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную «программу восстановления Европы». В декабре 1949 года к плану Маршалла присоединилась Западная Германия.
    План Маршалла начал осуществляться с апреля 1948 года, когда в США вошел в силу закон о четырехлетней программе «помощи иностранным государствам», предусматривавший предоставление помощи западноевропейским странам на основе двусторонних соглашений. Такие соглашения были подписаны в 1948 году со всеми странами-участниками (исключая Швейцарию, которая отказалась подписать соглашение, хотя и участвовала в плане Маршалла). Страны-участники обязывались способствовать развитию «свободного предпринимательства», поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями.
    Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов. С апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю (около 60%) получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом «о взаимном обеспечении безопасности» (принят конгрессом 10 октября 1951), предусматривавшим возможность одновременного предоставления военной и экономической помощи.

  10. Andrew Juice Ответить

    МА?РШАЛЛА ПЛАН (Marshall Plan; офиц. назв. Про­грам­ма вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы, European Recovery Program), про­грам­ма эко­но­мич. вос­ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия Ев­ро­пы по­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны пу­тём пре­дос­тав­ле­ния амер. по­мо­щи. Раз­ра­бо­тан гос. сек­ре­та­рём США Дж. К. Мар­шал­лом и ру­ко­во­ди­те­лем от­де­ла пла­ни­ро­ва­ния Го­су­дар­ст­вен­но­го де­пар­та­мен­та США Дж. Ф. Кен­на­ном ле­том 1947 в раз­ви­тие стра­те­гии по­мо­щи «сво­бод­ным на­ро­дам», о реа­ли­за­ции ко­то­рой 12.3.1947 объ­я­вил пре­зи­дент США Г. Тру­мэн (см. Тру­мэ­на док­три­на). Впер­вые из­ло­жен Дж. К. Мар­шал­лом 5.6.1947 в вы­сту­п­ле­нии в г. Кем­бридж (штат Мас­са­чу­сетс) пе­ред чле­на­ми ас­со­циа­ции вы­пу­ск­ни­ков Гар­вард­ско­го ун-та. Це­лью М. п., на­ря­ду с ре­ше­ни­ем эко­но­мич. во­про­сов, бы­ло «сдер­жи­ва­ние ком­му­низ­ма», ук­ре­п­ле­ние ан­ти­ком­му­ни­стич. ре­жи­мов в стра­нах, где ле­вые пред­став­ля­ли ре­аль­ную си­лу, а так­же во­вле­че­ние ев­роп. стран в зап. во­ен. аль­янс. Фор­маль­но М. п. не про­во­дил раз­ли­чия ме­ж­ду стра­на­ми, в ко­то­рых со­хра­ня­лось во­ен. при­сут­ст­вие СССР, и те­ми, на тер­ри­то­рии ко­то­рых не бы­ло сов. войск. Од­на­ко раз­ра­бот­чи­ки М. п. рас­счи­ты­ва­ли, что сов. пра­ви­тель­ст­во от­ка­жет­ся от при­ня­тия амер. по­мо­щи на пре­ду­смат­ри­вае­мых М. п. ус­ло­ви­ях и не по­зво­лит при­сое­ди­нить­ся к М. п. стра­нам Вост. Ев­ро­пы, что в свою оче­редь усу­гу­бит пе­ре­жи­вае­мые ими труд­но­сти и при­ве­дёт к дес­та­би­ли­за­ции су­ще­ст­вую­щих там про­со­вет­ских ре­жи­мов.
    На Па­риж­ском со­ве­ща­нии ми­ни­ст­ров иностр. дел США, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Фран­ции и СССР (июнь – июль 1947) М. п. был под­дер­жан Ве­ли­ко­бри­та­ни­ей и Фран­ци­ей, пред­ло­жив­ши­ми соз­дать «ру­ко­во­дя­щий ко­ми­тет», за­да­чей ко­то­ро­го долж­но бы­ло стать вы­яв­ле­ние ре­сур­сов и нужд ев­роп. стран и вы­ра­бот­ка ре­ко­мен­да­ций от­но­си­тель­но осн. на­прав­ле­ний раз­ви­тия гл. от­рас­лей их пром-сти. СССР от­верг идею рег­ла­мен­та­ции эко­но­мич. раз­ви­тия ев­роп. стран «ру­ко­во­дя­щим ко­ми­те­том», рас­це­нив это как вме­ша­тель­ст­во в их внутр. де­ла, и вы­сту­пил за обес­пе­че­ние в рам­ках М. п. рав­но­прав­но­го эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва при ува­же­нии нац. су­ве­ре­ни­те­та го­су­дарств. Сов. по­зи­ция не по­лу­чи­ла под­держ­ки со сто­ро­ны зап. дер­жав, в свя­зи с чем СССР, а вслед за ним стра­ны Вост. Ев­ро­пы отка­за­лись при­нять амер. по­мощь. Со­гла­сие на уча­стие в М. п. да­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия, Бель­гия, Ни­дер­лан­ды, Люк­сем­бург, Шве­ция, Нор­ве­гия, Да­ния, Ир­лан­дия, Ис­лан­дия, Пор­ту­га­лия, Ав­ст­рия, Швей­ца­рия, Гре­ция, Тур­ция. В ию­ле 1947 эти стра­ны за­клю­чи­ли кон­вен­цию о соз­да­нии К-та ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (впо­след­ст­вии пе­ре­име­но­ван в Орг-цию ев­роп. эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва), ко­то­рый дол­жен был раз­ра­бо­тать «Про­грам­му вос­ста­нов­ле­ния Ев­ро­пы». В Кон­грес­се США и амер. пра­ви­тельств. ин­стан­ци­ях от­но­ше­ние к М. п. пер­во­на­чаль­но бы­ло не­од­но­знач­ным. Од­на­ко к кон. 1947 в ус­ло­ви­ях на­рас­та­ния в зап.-ев­роп. стра­нах эко­но­мич. труд­но­стей, ост­рой не­хват­ки про­до­воль­ст­вия и то­п­ли­ва, обо­ст­ре­ния внут­ри­по­ли­тич. борь­бы, рос­та по­пу­ляр­но­сти ком­му­ни­стич. и ле­вых пар­тий про­тив­ни­ки М. п. в США сня­ли свои воз­ра­же­ния. С це­лью пре­дот­вра­ще­ния кра­ха цен­три­ст­ских коа­ли­ций во Фран­ции, Ита­лии, Ве­ли­ко­бри­та­нии и Ав­ст­рии США ока­за­ли этим стра­нам экс­трен­ную по­мощь. В дек. 1947 Кон­гресс США ас­сиг­но­вал на спа­се­ние их эко­но­мик 600 млн. долл.
    М. п. на­чал осу­ще­ст­в­лять­ся в апр. 1948, по­сле всту­п­ле­ния в си­лу в США За­ко­на о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам, пре­ду­смат­ри­вав­ше­го пре­дос­тав­ле­ние по­мо­щи зап.-ев­роп. стра­нам на ба­зе дву­сто­рон­них со­гла­ше­ний (под­пи­са­ны в 1948 США со все­ми стра­на­ми, дав­ши­ми со­гла­сие на уча­стие в М. п., кро­ме Швей­ца­рии, ко­то­рая от­ка­за­лась под­пи­сать та­кое со­гла­ше­ние, но тем не ме­нее по­лу­ча­ла амер. по­мощь). По этим со­гла­ше­ни­ям стра­ны – уча­ст­ни­цы М. п. обя­за­лись спо­соб­ст­во­вать раз­ви­тию сво­бод­но­го пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, по­ощ­рять ча­ст­ные амер. ин­ве­сти­ции, со­труд­ни­чать в сни­же­нии та­мо­жен­ных та­ри­фов, обес­пе­чить фи­нан­со­вую ста­биль­ность, соз­дать спец. фон­ды в нац. ва­лю­те, вы­сво­бо­ж­дае­мой в ре­зуль­та­те по­лу­че­ния амер. по­мо­щи, пре­дос­та­вить США воз­мож­ность осу­ще­ст­в­лять кон­троль за ис­поль­зо­ва­ни­ем средств этих фон­дов, а так­же пред­став­лять пра­ви­тель­ст­ву США ре­гу­ляр­ные от­чё­ты об ис­поль­зо­ва­нии по­лу­чае­мых от не­го средств. Кон­троль за ис­пол­не­ни­ем М. п. был воз­ло­жен на Ад­ми­ни­ст­ра­цию эко­но­мич. со­труд­ни­че­ст­ва (в 1948–1950 её воз­глав­лял У. А. Гар­ри­ман).
    По­мощь зап.-ев­роп. стра­нам пре­дос­тав­ля­лась из фе­де­раль­но­го бюд­же­та США в ви­де без­воз­мезд­ных суб­си­дий и зай­мов. С апр. 1948 по дек. 1951 США из­рас­хо­до­ва­ли по М. п. ок. 17 млрд. долл. (по др. дан­ным, ок. 13 млрд. долл.). Осн. до­лю амер. по­мо­щи по­лу­чи­ли Ве­ли­ко­бри­та­ния, Фран­ция, Ита­лия и ФРГ, на ко­то­рую по­сле дол­гих де­ба­тов в Кон­грес­се США с дек. 1949 так­же был рас­про­стра­нён М. п. 30.12.1951 М. п. офи­ци­аль­но пре­кра­тил своё дей­ст­вие в свя­зи с всту­п­ле­ни­ем в си­лу За­ко­на о вза­им­ном обес­пе­че­нии безо­пас­но­сти (при­нят Кон­грес­сом США 10.10.1951; пре­ду­смат­ри­вал од­но­вре­мен­ное пре­дос­тав­ле­ние во­ен. и эко­но­мич. по­мо­щи), за­ме­нив­шего За­кон о 4-лет­ней про­грам­ме по­мо­щи иностр. го­су­дар­ст­вам.
    М. п. со­дей­ст­во­вал бы­ст­ро­му вос­ста­нов­ле­нию эко­но­ми­ки по­сле­во­ен­ной Зап. Ев­ро­пы, ут­вер­дил ли­дер­ст­во США в этом ре­гио­не, соз­дал пред­по­сыл­ки для ин­те­гра­ции зап.-ев­роп. стран, в т. ч. в во­ен.-по­ли­тич. сфе­ре, и при­вёл к уг­луб­ле­нию «хо­лод­ной вой­ны». М. п. до­пол­нял­ся ана­ло­гич­ны­ми «про­грам­ма­ми по­мо­щи» стра­нам Азии и Аф­ри­ки, на­прав­лен­ны­ми на рас­ши­ре­ние в них амер. влия­ния.

  11. Ваше имя.COM Ответить


    Перед послевоенной Европой, пережившей годы ожесточенных боев, в 1945 году встал ряд естественных задач. Прежде всего, эти задачи касались восстановления городов, государственных экономик, перевода промышленности в мирную колею, демобилизации военных. Гораздо меньше от военных действий пострадал заокеанский союзник – Соединенные Штаты. Однако и здесь были свои проблемы. Во-первых, это все та же демобилизация солдат и устройство их в мирной жизни. Во-вторых, необходимость свернуть масштабное военное производство, перепрофилировав его в производство товаров мирного времени, которые можно было бы сбывать на внешних рынках. Но кому? Если всего несколько лет назад Европа была пусть в чем-то конкурентом, но также и выгодным торговым партнером для США, то теперь послевоенная разруха уничтожила европейские рынки, а местные потребители едва ли могли обеспечивать широкий спрос на импортные товары. Для одной и другой стороны стало очевидно, что необходимо как можно более скорое восстановление.
    Выход из послевоенной депрессии

    Результатом таких обоюдных устремлений и стал план Маршалла. Его автор, госсекретарь США Джордж Маршалл, выступая в июне 1947 года в Гарвардском Университете, выдвинул предложение экономической помощи европейским странам, которые в ней нуждаются. Одновременно план Маршалла должен был разрешить проблему перенасыщенности внутреннего американского рынка. Уже в июле была созвана международная конференция в Париже, призванная решить количество участников экономической программы и конкретные размеры экономических дотаций для каждой страны-участницы. На первых порах план Маршалла предусматривал также и участие восточноевропейских государств, попавших в орбиту влияния Советского Союза. Необходимость экономических вливаний в этот регион была абсолютно очевидна. Ведь основная тяжесть боев, бомбардировок, уничтоженного трудоспособного населения пришлась именно на восточный фронт. Брюссель, Париж и даже Лондон выглядели оазисом благополучия в сравнении с разрушенными до основания Варшавой и Краковом. Однако местные правительства уже были зависимы от СССР. А руководство последнего считало, что план Маршалла усилит влияние Запада в этих странах и ослабит популярность соцпартий. По этой причине все страны социалистического лагеря с гордостью и горечью отказались от помощи. Интересно, что на сам СССР план Маршалла изначально не распространялся, так как правительство Сталина отрицало бюджетный дефицит в казне. Местная философия диктовала, что страну необходимо поднимать ударным трудом, а не помощью от принципиального оппонента. И, что интересно, темпы возрождения СССР действительно не уступили европейским, пусть и были добыты более тяжелой ценой. В конечном итоге план Маршалла распространился на

    государства Британских островов, Скандинавии (кроме Финляндии), Исландию, Португалию, Турцию, Грецию, Италию, Францию, Бельгию, Швейцарию, Австрию, Нидерланды, Бельгию, Западную Германию и Люксембург (всего 18 стран). Эти страны в течение нескольких лет получили в свои экономики около 13 млрд. долларов.
    Последствия
    Таким образом, план Маршалла – это одна из успешнейших экономических дотационных программ. За достаточно короткое время он позволил восстановить европейскую экономику, превратив эти страны в процветающих и влиятельных игроков на мировой геополитической арене. Вместе с тем следует отметить, что влиятельность эта всегда была в зависимости от внешнего курса Соединенных Штатов. Ярким примером этого стало постоянное главенство Америки в военно-политическом блоке НАТО.

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *