Что такое возрождение каковы временные рамки этой эпохи какие этапы?

26 ответов на вопрос “Что такое возрождение каковы временные рамки этой эпохи какие этапы?”

  1. Dianador Ответить

    Итальянский Ренессанс принято разделять на четыре периода:
    Проторенессанс. Конец XIII – первая половина XIV века.
    Отмечается феноменальный подъем итальянской культуры. В этот период закладывается фундамент всех последующих тенденций в искусстве. Проторенессанс связан с именами поэта Данте Алигьери, скульптора Никколо Пизано, художника Джотто ди Бондоне.

    *Никколо Пизано. Кафедра пизанского баптистерия. 1260 г.
    Раннее Возрождение – треченто. Вторая половина XIV – середина XV века.
    Резкий перелом в искусстве. В живописи классические религиозные сюжеты наполняются земным содержанием, художники разрабатывают теории перспективы и пропорций, во главу угла ставятся гармония (что это такое?) и многообразие мира, наслаждение красотой.
    В скульптуре появляется отдельно стоящая статуя, конные монументы, портретные бюсты. Закладываются основы новой европейской архитектуры.
    Главные имена Раннего Ренессанса: скульптор Донателло, заложивший основы индивидуального скульптурного портрета, художник Мазаччо, реформировавший флорентийскую школу живописи.

    *Леон Баттиста Альберти. Палаццо Ручеллаи. 1446–1451 г.
    Архитектор Филиппо Брунеллески, один из создателей научной теории перспективы и автор грандиозного купола собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции, революционер в области архитектуры Леон Баттиста Альберти, разработавший новый тип палаццо.
    Высокое Возрождение – кватроченто. Конец XV – первая треть XVI века.
    Связано с именем папы Юлия II, который собрал в Риме лучших художников Италии. Именно в это время создаются самые знаменитые шедевры Ренессанса.
    Троица гениев Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти подняли искусство Возрождения на недостижимые высоты. Но этими именами не ограничивается список великих творцов.

    *Собор Святого Петра в Ватикане.
    Тициан, Джорджоне, первый архитектор Собора Святого Петра в Ватикане Донато Браманте также творили именно в этот тридцатилетний отрезок времени.
    Позднее Возрождение – кинквеченто. До второй половины XVI века.
    Благословенное время закончилось с приходом папы Павла III, который объявил войну Ренессансу по всем фронтам.
    Истребление инакомыслия, под которым понимались идеи и идеалы гуманизма (что это?), тотальный контроль над искусством, где отныне все должно быть подчинено исконно-посконным канонам (что это?). Кризис в искусстве не везде ощущался одинаково.
    Венецианская школа, например, благодаря Тициану и Палладио, вполне успешно сохраняла художественные традиции, в то время как молодые художники создали новые течения маньеризм и барокко, в которых проявился упадок Ренессанса.

    Главные достижения Ренессанса

    Мир и искусство кардинально изменились. Занятия живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, литературой стали восприниматься как профессиональная деятельность.
    Идеи гуманизма легли в основу нового восприятия человека, которое не потеряло актуальности даже спустя пять веков. Начала складываться светская культура и наука.
    Благодаря научным открытиям и изобретениям был заложен фундамент для современных научных теорий, новых направлений в искусстве.
    Совершенствование масляной живописи (Ян ван Эйк).
    Законы перспективы (Мазаччо, Брунеллески).
    Изучение анатомии человека (Андреас Везалий).

    *Иллюстрация к Анатомическому атласу Андреаса Везалия.
    Художник-иллюстратор Ян Юст ванн Калкар, ученик Тициана.
    Изобретение телескопа (Галилео Галилей).
    Изобретение книгопечатания (Иоганн Гутенберг).
    Изобретение микроскопа (Захарий Янсен, Корнелиус Дреббель).
    Гелиоцентрическая система мира (Николай Коперник).
    Десятичные дроби (Симон Стевин) и др.
    Великие географические открытия (Америка, Австралия, Тасмания, Новая Зеландия и др.) оказали огромное влияние на экономическое, культурное и политическое развитие Старого Света.

    Заключение

  2. Munn Ответить

    Во-вторых, именно в Италии в силу исторических причин были особенно сильны античные культурные и цивилизационные традиции, которые и стали прочной основой для зарождения передовых идей Ренессанса. Данный фактор представляется особенно значимым в силу того, что гуманисты эпохи Возрождения воспринимали Античность как «золотой век» человечества и как непревзойденный идеал творческой свободы и великого полета мысли человеческого гения.
    В-третьих, следует отметить, что итальянский регион в период высокого и позднего Средневековья традиционно был ареной ожесточенной борьбы между панством и светской властью в лице императора Священной Римской империи. Данное обстоятельство обусловило интенсивную конкуренцию и существование множества относительно независимых политических образований на территории региона, которые пользовались значительно большей культурной и духовной свободой, нежели все остальные европейские регионы.
    И, наконец, нельзя не упомянуть о благоприятном географическом положении Италии, позволявшим ей, с одной стороны, быть связанной сотнями торговых нитей с самыми отдаленными уголками Средиземноморья, а с другой — иметь тесные отношения с арабскими странами Востока и Византией и активнее перенимать их культурный и технологический опыт. В условиях, когда в период Средневековья свет шел именно с Востока (лат. «Ех Oriente 1их»)у данный фактор приобретал важнейшее, определяющее значение.
    Вопрос для самостоятельной подготовки
    Как вы думаете, какова роль античного наследия в зарождении культурного феномена Ренессанса? Почему именно из культуры Античности черпали собственное вдохновение гуманисты эпохи Возрождения?
    Таким образом, именно Италия стала родиной эпохи Возрождения, и впоследствии из этого благодатного региона культура и мировосприятие Ренессанса распространилось по всей территории Европы, изменив ее облик до неузнаваемости и придав новый импульс цивилизационному развитию всего региона.
    В основе всего мировосприятия передовых представителей эпохи Возрождения лежал гуманизм.
    Гуманизм — философская концепция, рассматривающая человека как «меру всех вещей», а удовлетворение потребностей индивида — как ключевую задачу и предначертание всего общества.
    Человек переносился гуманистами в самый центр мироздания, а изучение и понимание всех глубин человеческой личности признавалось столь же важной и значимой задачей, как и познание воли Господа.
    Имена виднейших представителей итальянского Ренессанса по праву известны практически каждому жителю нашей планеты: это автор «Божественной комедии» и основоположник литературы проторенессанса Данте Алигьери; «певец человеческой души» Франческо Петрарка; автор «Декамерона» Джованни Боккаччо; историк, писатель, философ и гуманист
    Леонардо Бруни; самобытный мыслитель, посвятивший всю свою жизнь изучению удивительной человеческой души, Пико делла Мирандола; автор «Неистового Роланда», писатель конца XV — начала XVI вв. Лудовико Ариосто; мыслитель, философ и автор трактата «Государь» Никколо Макиавелли; великий представитель умбрийской школы живописи, художник и архитектор Рафаэль Санти (рис. 3.2); скульптор, художник и в то же время философ Микеланджело Буонарроти; виднейшие представители флорентийской школы, живописцы Томаззо Мазаччо (первая четверть XV в.) и Сандро Боттичелли (вторая половина XV — начало XVI вв.); талантливый скульптор, стремившийся к реалистичному отображению действительности, Донателло; великий астроном, механик и физик, создатель первого телескопа Галилео Галилей. И, конечно же, особняком стоит гений своего времени, великий ученый, изобретатель, философ, художник Леонардо да Винчи, личность и достижения которого оставили неизгладимый след во всех сферах науки, культуры и искусства, которые привлекали его внимание (рис. 3.3).

    Рис. 3.2. Церковь Сант-Элиджо-дельи-Орефичи.
    Архитектор Рафаэль Санти. Начало строительства 1509 г.
    Широкая известность приведенных выше великих имен позволяет выделить одну из специфических черт итальянского (и в меньшей степени северного) Возрождения: практически все представители культуры Ренессанса в той или иной степени принадлежали к высшим слоям общества или были напрямую зависимы от них, что во многом и определяло аристократический и, как следствие, относительно ограниченный характер этого культурно-исторического феномена. Так, по словам британского философа и математика XIX—XX вв. Рассела, «Возрождение не было народным движением; это было движение немногочисленной группы ученых и художников, которым покровительствовали щедрые патроны, особенно Медичи и папы-гуманисты. Если бы этой помощи не было, Возрождение не могло бы достигнуть таких значительных успехов»[1].

    Рис. 3.3. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. Ок. 1503—1505 гг.
    Зародившись на территории Италии, культура эпохи Возрождения оказалась столь притягательна для современников, что очень скоро началось ее активное распространение по всей Европе. Идеи итальянских гуманистов, их антропоцентричные философские построения воспринимались как глоток свежего воздуха, как восстановление утраченной после падения Западной Римской империи связи времен, и в этой связи они оказались исключительно востребованными высшими слоями общества практически во всех государствах Европы. Более того, с момента изобретения Иоганном Гутенбергом книгопечатания (середина XV в.), приобщение к сокровищнице культуры Ренессанса стало возможным даже для самых отдаленных уголков европейского региона. В данном контексте совершенно неудивительно, что к концу XV в. Возрождение становится уже не столько итальянским, сколько общеевропейским культурно-цивилизационным феноменом. Среди ведущих представителей Ренессанса Западной, Центральной и Северной Европы следует в первую очередь отметить французского писателя, автора романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле; великого нидерландского ученого, философа и писателя конца XV — первой трети XVI в. Эразма Роттердамского; французского философа и писателя, автора «Опытов» Мишеля де Монтеня; основоположника эмпиризма, английского философа и историка Фрэнсиса Бэкона — автора известного афоризма «Знание — сила» (лат. Scientia potentia est); величайшего английского поэта и драматурга Уильяма Шекспира; автора «Золотой книги о новом острове Утопия» Томаса Мора; испанского гуманиста и философа Хуана Луиса Вивеса; всемирно известного автора «Дон Кихота» Мигеля Сервантеса; немецкого художника, крупнейшего теоретика искусства Альбрехта Дюрера (рис. 3.4); создателя гелиоцентрической системы мироустройства, великого польского астронома Николая Коперника; и, наконец, выдающегося немецкого ученого, математика и астронома Иоганна Кеплера — первооткрывателя трех законов движения планет, в настоящее время носящих его имя.

    Рис. 3.4. Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500 г.
    Таким образом, за несколько столетий Ренессанс коренным образом изменил облик Европы, проведя черту иод эпохой Средневековья и открыв новую главу в истории всего человечества. Теплое дыхание Возрождения чувствовалось по всей Европе, существенно повлияв в XV—XVI вв. даже на культуру отдаленного Московского государства. Победное шествие Ренессанса, развитие представлений человека эпохи Возрождения об окружающем мире, обмирщение культуры, развитие книгопечатания, утрата церковью доминирующего положения в обществе — все это, в свою очередь, позволило перейти не только к интенсивному, но и к экстенсивному распространению европейской культуры, что, в сочетании с накоплением географических знаний и началом эпохи Великих географических открытий, позволило в последующие периоды истории перейти к созданию обширных колониальных империй и тем самым расширить границы европейской цивилизации на многие и многие отдаленные регионы нашей планеты. Параллельно с этим, эпоха Возрождения подготовила духовную почву и для процесса демократизации церкви, вошедшего в историю под именем Реформации.
    Колониализм — политическое, экономическое и духовное порабощение стран, как правило менее развитых в социально-экономическом отношении, группой промышленно развитых государств (метрополий).
    (Большой энциклопедический словарь)

  3. Stonefire Ответить

    Джордано Бруно был признан еще своими современниками одним из самых крупных мыслителей эпохи Возрождения. Его философия и многочисленные трактаты привели к конфликту с католической церковью. Бруно многим известен тем, что за свои научные и философские воззрения был приговорен к казни и сожжен на костре в Риме.
    Мишель Монтень – французский философ эпохи Возрождения и автор известной книги «Опыты». Он одним из первых выступил против использования жестокости в педагогике.
    Мартин Лютер – выдающийся немецкий богослов и реформатор. Стал родоначальником Реформации, которая привела к возникновению крупнейшего христианского движения – протестантизма. Именно Реформация во многом предопределила развитие Европы после эпохи Возрождения.
    Томас Мор – английский философ и гуманист. Автор известной книги «Утопия». Непримиримый критик Лютера и идей Реформации.
    Эразм Роттердамский – видный мыслитель, получивший прозвище «князь гуманистов». Отличался свободолюбивыми взглядами. В конце жизни также полемизировал с Лютером.
    Других представителей философии эпохи Возрождения мы лишь перечислим: Марсилио Фичино и Лоренцо Валла, Джаноццо Манетти и Жан Боден, Томмазо Кампанелла и Никколо Макиавелли.

    Художники эпохи Возрождения

    Несомненно, художники эпохи Возрождения заслуживают большего внимания, чем краткое о них упоминание. Но мы лишь приведем самые знаменитые имена.
    Сандро Боттичелли – яркая звезда на небосклоне художественного искусства Ренессанса. Самые знаменитые картины: «Рождение Венеры, «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество».
    «Рождение Венеры» Сандро Боттичелли. Одно из первых со времён античности изображений обнажённого женского тела. Около 1485 года.
    Пьеро делла Франческа – известный итальянский художник и математик. Он написал такие знаменитые произведения, как «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
    Отличался тем, что в совершенстве владел техникой живописи, зная ее научную теорию. Знаменитые картины: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» и «Алтарь Монтефельтро».

  4. XxPROxX Ответить

    Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento) — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи — XIV—XVI века.
    Отличительная черта эпохи возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности) . Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
    Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
    Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
    Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
    В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
    Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.) , но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

  5. Heisen_Berg Ответить

    Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «????????» — человек и «centrum» — центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания. Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.
    От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.
    Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.
    Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.

    Натурфилософия

    Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.
    Характерные черты философии таковы:
    Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
    Стремление отделить философию от теологии;
    Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
    Познание природы сочетается с мистицизмом.
    Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.
    К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.
    Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.
    Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.

    Пантеизм

    Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:
    идеалистический (природа – это проявление божественной силы)
    натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).
    То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.
    Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.
    Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).
    Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.

    Культура и искусство

    Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.
    Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.
    Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.

    Живопись

    Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.
    Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».
    Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв. ). Это объемные и выходящие за рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.
    На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.

    Литература

    Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности. Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.
    Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории. Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других. Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.
    Вот тут мы подробно описали еще один пример книги, которая стала предвестником Возрождения — «Гаргантюа и Пантагрюэль».

    Архитектура

    Влияние античности сказывается и на архитектуре эпохи Возрождения. Особенно видно проявление в формах: симметрия, геометрия, пропорции. Упорядоченное расположение колонн, несимметричные очертания сменяются на арки, купола, полусферы. Мастера изучали классические нормы, однако воссоздавали они их для служения современным задачам.
    Происходят изменения в строительных техниках, материалах, активно появляются архитектурные термины. Как и в живописи, архитекторы перестают творить анонимно, рукой творца больше не водит божество.
    Собор святого Петра в Риме является великолепным примером архитектуры эпохи Возрождения. Были задействованы лучшие архитекторы, скульпторы, художники Италии. Строительство длилось долго, но зато теперь это главный храм католической церкви, настоящее украшение города. Античная скульптура помещена на фасад собора, а символ Ватикана – купол спроектировал сам Микеланджело. В наше время там находится смотровая площадка, поднявшись на которую можно полюбоваться Римом.
    Жилые здания тоже приобрели свои особенности. Например, появились карнизы, а архитектурные детали, окна повторялись на каждом этаже дома. Главная дверь обозначалась особым образом: балконом или рустом.
    Интересно, что материал для строительства собора был взят из античных зданий, что ещё раз подтверждает приспособление достижений античности для решения насущных проблем Возрождения.

    Театр

    Освобождение от оков средневековья отразилось и на развитии театра. Ранее отвергаемые церковью языческие идеалы античности теперь активно изучались, поднимались из темноты и становились востребованными. Поначалу ставили драматургию античности, восстанавливали образы, но со временем театр все же обретал новые формы. Возникли два направления: ренессансная «ученая комедия» и народная «комедия дель арте».
    В чем была специфика этих направлений?
    «Ученая комедия» напрямую связана с античной комедией: сохранилось деление на акты, оставалась активная роль слуг. Такие постановки были популярны, а лучшим образцом «ученой комедии» являются пьесы Николо Макиавелли «Мандрагора» и «Каландрия». Существовала и трагедия, которая, в отличие от античной, не достигла своей вершины.
    «Комедия дель арте» частично вбирала в себя элементы «ученой комедии», но при этом в ней есть место фарсу, пародии. Актеру присваивалась «маска», которая означала определенный тип героя (например, если актер вышел в маске Панталоне, то зрители понимали, что перед ними скупой старик). Маска актёром выбиралась в начале карьеры, которая больше никогда не менялась. Реплики не прописывались заранее, актеру нужно было знать лишь общий сценарий. Зная специфику своей роли, исполнитель импровизировал, исполнял различные трюки. От импровизации отказывались лишь господа, игравшие влюбленных, у них, кстати, отличались и костюмы. Популярность таких выступлений тоже была ошеломляющей, но постепенно, к XVII в., пришла в упадок.
    В эпоху Возрождения произошел значительный подъем искусства, но театр не был развит так, как изобразительное искусство или архитектура. Однако изменения, произошедшие с театром в эпоху Ренессанса, в итоге дали почву для деятельности таких мастеров, как Шекспир.

    Музыка

    Как и все творцы эпохи Возрождения, деятели музыки занимались изучением знаний античной культуры. Найти потерянную в «темном времени» тонкость, совершенство музыки – вот цель композиторов нового времени. Индивидуальный стиль и понятие «композитор» формируются благодаря отмене анонимности творчества. У человека эпохи Возрождения появляется голос, который, сливаясь с текстом и возвышенной музыкой, создает новое настроение. Да, продолжает существовать церковная музыка, по-прежнему опирающаяся на многоголосый хор и орган. Но, благодаря любителям играть на лютне или клавесине в домах, развивается светская музыка. Всеобщая творческая стихия приводит к развитию искусства танца, отчего появляется танцевальная мелодия.
    Именно в эпоху Возрождения значительно расширяется ряд инструментов. Появляются новые музыкальные жанры: сольная песня, опера, которые достигают своей вершины уже в последующем столетии.

    Основные представители

    Мир эпохи Возрождения был чрезвычайно разносторонен. Именно в это время произошло развитие естествознания, географии, астрономии, механики, искусства, архитектуры, науки. Изобретение книгопечатания дает возможность людям получить образование, поэтому оно становится важной частью жизнедеятельности. Воспитание в эпоху Возрождения было таковым, что человека видели образованным, культурным, обладающим ораторским искусством, умеющим воздействовать на ум окружающих. Поэтому деятели эпохи Возрождения часто были не просто первоклассными художниками, но и изобретателями, например, Леонардо да Винчи.
    Познакомимся с основными представителями эпохи Возрождения в разных сферах: от искусства до архитектуры.

    Художники

    Сразу несколько гениев изобразительного искусства, творили в одно время, закрепив на 500 лет главные черты европейской живописи. Это реалистичность изображения, перспектива, антропоцентризм, портреты и пейзажи. Но без первых мастеров, которые решились на изменения в изобразительном искусстве, ничего бы этого не случилось.
    Таким мастером был Джотто, творивший в эпоху Проторенессанса. До него – иконы и фрески, выполненные по византийским канонам. Плоское изображение, отсутствие фона, застывшие лики. Но появился Джотто, и на фресках стали изображаться объемные, лаконичные фигуры с первыми эмоциями: тоской, томлением, удивлением и не только. Его эксперименты вызвали настоящий аншлаг у публики, люди приходили из отдаленных мест, преодолевая пешком несколько километров, лишь бы увидеть такую невидаль.
    Ещё одним пионером был Мазаччо. Он впервые стал практиковать создание линейной перспективы, приблизив тем самым изображение к реальности. Знал анатомию, а потому тела стали более пропорциональными, чем у Джотто. Но ещё тела приобрели выразительность, поэтому страдание можно и в позе героя, а не только на физиономии. Естественно все эти нововведения взяли живописцы Высокого Возрождения.
    Великие итальянские художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль и Тициан –деятели наивысшего расцвета эпохи Возрождения. Рафаэль создавал чувственные образы, тщательно строил композицию картины. Тициан экспериментировал с колоритом, композицией, техникой. Микеланджело изображал развитые, сильные тела, создавая образ человека эпохи Возрождения. А Леонардо да Винчи не только создал на полотнах живые образы, но и занимался механикой, анатомией, литературой, философией. Его называют олицетворением эпохи Возрождения.
    Картины художников эпохи Возрождения по сегодняшний день считаются вершиной изобразительного искусства. Каждый образованный человек знает имена этих гениев и стремится увидеть творения в живую.

    Писатели

    Если Данте Алигьери в «Божественной комедии» ещё обращается к религиозным учениям, то авторы эпохи Возрождения представляют человека высшим созданием природы, отвергая рабскую покорность. Боккаччо в сборнике новелл «Декамерон» высмеивает предрассудки, прямо говоря о плотских наслаждениях и жизнеутверждающем юморе, который делает жизнь ярче и проще.
    Пороки человека осуждает Себастьян Брант в стихотворной сатире «Корабль дураков», говоря, что дурные манеры, зависть и другие плохие качества исходят от глупости. Широкое распространение получают философские произведения, изучающие человеческую природу, например, «Опыты» Мишеля Монтеня и «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. Безусловно, свои философские концепции, взгляды описывали ученые, художники, например Джордано Бруно, Леонардо да Винчи.
    Развитие театра приводит и к эволюции драматургии, поэтому появляются такие авторы, как Лопе де Вега и Тирсо де Молина. Пьесы этих авторов до сих пор собирают полные залы, являются репертуаром классического театра, удивляя зрителя актуальностью тем и сочностью языка. Достижения драматургии эпохи Возрождения дают шанс полностью раскрыться таланту Шекспира, который впитывал в себя знания мыслителей Ренессанса, например, у него есть множество реминисценций из Мишеля Монтеня.

    Поэты

    «Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.
    Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали здесь.
    В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот анализ его творчества. Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога. В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.

    Композиторы

    В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.
    В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».
    Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.
    Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.

    Архитекторы

    «Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена. В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.
    Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.
    Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.

    Заключение

    Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.
    Автор: Екатерина Селезенева

  6. Balladorim Ответить

    1. Леонардо да Винчи (1452–1519): итальянский художник, архитектор, изобретатель и «человек эпохи Возрождения», автор картин «Мона Лиза» и «Тайная вечеря».
    2. Дезидерий Эразм (1466–1536): ученый из Голландии, который определил гуманистическое движение в Северной Европе. Переводчик Нового Завета на греческий.
    3. Рене Декарт (1596–1650): французский философ и математик, которого считают отцом современной философии. Знаменит афоризмом: «Я мыслю, следовательно, существую».
    4. Галилео (1564-1642): итальянский астроном, физик и инженер, чья новаторская работа с телескопами позволила ему описать спутники Юпитера и кольца Сатурна. Был помещен под арест за свои взгляды о гелиоцентрической вселенной.
    5. Николай Коперник (1473–1543): математик и астроном, выдвинул первый современный научный аргумент в пользу концепции гелиоцентрической солнечной системы.
    6. Томас Гоббс (1588–1679): английский философ и автор «Левиафана».
    7. Джеффри Чосер (1343–1400): английский поэт и автор «Кентерберийских рассказов».
    8. Джотто (1266-1337): итальянский художник и архитектор, чьи реалистичные изображения человеческих эмоций повлияли на многие поколения художников. Наиболее известен своими фресками в часовне Скровеньи в Падуе.
    9. Данте (1265–1321): итальянский философ, поэт, писатель и политический мыслитель, автор «Божественной комедии».
    10. Никколо Макиавелли (1469–1527): итальянский дипломат и философ, известный работами «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия».
    11. Тициан (1488–1576): итальянский художник прославился своими портретами папы Павла III и Карла I и его более поздними религиозными и мифическими картинами («Венера и Адонис» и «Вознесение Девы Марии»).
    12. Уильям Тиндейл (1494–1536): английский библейский переводчик, гуманист и ученый, был сожжен на костре за перевод Библии на английский язык.
    13. Уильям Берд (1539/40–1623): английский композитор, известный развитием английского мадригала и религиозной органной музыкой.
    14. Джон Мильтон (1608–1674): английский поэт и историк, написавший эпическую поэму «Потерянный рай».
    15. Уильям Шекспир (1564–1616): «национальный поэт» Англии и самый известный драматург всех времен, прославленный своими сонетами и трагедией «Ромео и Джульетта».
    16. Донателло (1386–1466): итальянский скульптор прославился своими реалистичными скульптурами («Давид», по заказу семьи Медичи).
    17. Сандро Боттичелли (1445–1510): итальянский художник, известный полотном «Рождение Венеры».
    18. Рафаэль (1483–1520): итальянский художник, обучался у да Винчи и Микеланджело. Наиболее известен своими картинами Мадонны и фреской «Афинская школа».
    19. Микеланджело (1483–1520): итальянский скульптор, художник и архитектор, который создал «Давида» и Сикстинскую капеллу в Риме.
    Искусство эпохи Возрождения можно объяснить тремя основными понятиями:
    ⦁ Создание принципов правил линейной перспективы, которые организовали единое пространство;
    ⦁ Сосредоточение на человеке (личность, анатомия, эмоции);
    ⦁ Отказ от декоративных элементов в пользу насущного.

  7. Mukinos Ответить

    Человеколюбие и гуманизм
    Свободомыслие, рационализм
    Источники
    Церковные догматы и каноны, нашли отражение также черты древнеримского искусства
    Античность
    Научная революция, отказ от религиозности, признание силы разума
    Какие виды искусства развиваются
    Архитектура, иконопись, гравюра
    Живопись, скульптура, музыка
    Литература
    Из таблицы становится видно, что Ренессанс занимал особенное место, поскольку в эту эпоху человек смог постепенно освободиться от церковных догматов, но пока еще не увлечься наукой. Поэтому искусство во всей своей красе расцвело именно в это время.

    Интересные факты

    Ранее мы рассмотрели, что такое Возрождение в истории и определение этого термина. Теперь предлагаем познакомиться с подборкой интересных, но малоизвестных фактов об этой уникальной эпохе:

    Во времена итальянского Возрождения жил Влад Дракула, вошедший в историю как жестокий правитель, большой любитель сажать неугодных на кол.
    Несмотря на то что Ренессанс подарил нам настоящее изобилие выдающихся произведений искусства, наука того времени шагнула назад по сравнению со средними веками. Модно было заниматься творчеством, корпеть над талмудами молодежь не хотела.
    Великий деятель эпохи Леонардо да Винчи был вегетарианцем, что и помогло ему прожить достаточно длительную по тогдашним меркам жизнь – 67 лет. Именно этот великий человек, стремясь к максимальной достоверности, расчленял трупы умерших и переносил на бумагу изображения повешенных, чем немало шокировал общественность.
    Знаменитый Рафаэль Санти прожил всего 37 лет, но успел оставить после себя огромное наследие.
    Художник Тициан любил изображать на своих полотнах рыжеволосых женщин, отчего один из оттенков огненной шевелюры получил его имя. Так, тициановский цвет рекомендуется использовать обладательницам бледной кожи.
    Эти факты позволяют еще более ярко представить себе, что такое Возрождение. Это сложная эпоха, в которой небывалый расцвет искусства совпал с практически полным игнорированием науки и медицины.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *