Что такое праздник пасха и что она означает?

16 ответов на вопрос “Что такое праздник пасха и что она означает?”

  1. Уистер Ответить

    Некоторые считают, что обычай печь куличи на Пасху пошёл от евреев, которые пекли свой пасхальный хлеб, который называется маца. Это не так. Сам Иисус разламывал хлеб и угощал им апостолов на тайной вечере, но этот хлеб был плоским и пресным. А кулич делают рыхлым, с изюмом, и посыпают сверху глазурью, а потом меряются – чей типа выше вырос.
    Эта традиция возникла задолго до того, как христианство пришло на Русь. Наши предки поклонялись солнцу и верили, что Даждьбог каждую зиму умирает, и рождается заново весной. И в честь нового солнечного рождения в те времена каждая женщина должна была выпечь свой кулич в печи (символе женского лона) и исполнить над ней родильный ритуал. Выпекая кулич, женщины поднимали подол, имитируя беременность. Это считалась символом новой жизни.
    Как можно догадаться, выпекаемый кулич, имеющий цилиндрическую форму, покрытый белой глазурью и посыпанная семенами является ни чем иным, как эрегированным мужским половым х.. членом. Предки относились к таким ассоциациям спокойно, потому что для них было главным, чтобы земля давала урожай, а женщины рожали. Поэтому после того, как пасху доставали из печи, на ней рисовали крест, который был символом бога солнца. Даждьбог отвечал за плодовитость женщин и за плодородие земли.
    Эти сходства Даждьбога с Иисусом Христом: воскрешение и главный символ – крест, по мнению историков и явились главными признаками, по которым византийской церкви удалось успешно слить воедино язычество и христианство.
    Чистый четверг и зомбоапокалипсис.
    В отличие от Пасхи первых христиан, употреблявших исключительно пресный хлеб с вином, наши предки праздновали Великдень по полной программе: с мясом, колбасами и прочими вкусностями. С установлением христианства церковь запретила употреблять мясное на праздник. Однако раз в году мясными блюдами угощали не простых гостей, а покойников. Назывался этот ритуал – «Радуницы»:
    Люди собирались на кладбищах в четверг, перед Великоднем. Они приносили в корзинах еду, раскладывали её на могилах, и потом начинали громко и протяжно звать своих умерших, просить, чтобы те вернулись в мир живых, и попробовали вкусную еду. Считалось, что именно в четверг перед Великоднем предки выходили из земли и оставались рядом с живыми людьми до следующего воскресенья после праздника. В это время их нельзя было называть покойниками, потому, что они слышат всё, о чём говорят, и могут обидеться. Люди тщательно готовились к «встрече» с родственниками: задабривали домовых небольшими жертвами, вешали обереги и убирались в домах.
    На сегодняшний день этот совсем недобрый праздник поделился на два радостных: в чистый четверг – когда хозяйки устраивают генеральную уборку в доме, и в проводное воскресенье – когда все наши бапки дружною гурьбой устремляются на кладбища и выкладывают там на могилах своих родственников крашеные яйца и куличи.
    Но такая перемена произошла не сразу. С языческими ритуалами довольно долго и жёстко боролись, а в XVI веке к этой борьбе подключился даже Иван Грозный, который пытался избавиться от двоеверия. Во исполнение указов Ивана Грозного, священники начали присматривать за религиозным порядком и даже шпионить. Но это не помогло, народ по-прежнему чтил свои традиции, и как и прежде в домах люди продолжали исполнять языческие ритуалы, а на глазах ходили в церковь. И церковь сдалась. В XVIII веке языческие символы были объявлены христианскими, им было даже придумано божественное происхождение. Так символом Христового воскресения стали яйца плодородия, а хлеб Даждьбога превратился в символ Иисуса Христа.
    Эпилог.
    Теперь, бразы и систы, вы знаете о Пасхе практически всё. Осталось только провести небольшую параллель.
    За многие века Пасха, как и наш День победы, превратилась из Дня скорби по погибшим – в праздничную вакханалию. Почти никто уже не знает и не помнит, с чего всё началось и зачем всё это нужно. Просто ещё один праздничный день, с которого можно православно набухаться и безнаказанно уйти в аццкий христианский запойно-угарный отрыв.
    Теперь же вы будете ЗНАТЬ – за что пить. И пить ли вообще. Ведь, возможно, для кого-то этот день окажется днём скорби. Или днём больших невесёлых раздумий…
    К О Н Е Ц

  2. RAMOND Ответить

    Боги Египта были осуждены Богом Моисея. Бог Нила превратился в кровь, бог солнца «Ра» превратился во тьму. Всё равно Фараон не собирался отпускать евреев, вплоть до смерти всех египетских первенцев, в том числе и в доме Фараона. Эти события подробно описаны в 12 главе книги Исход:
    «Сегодня ночью Я пройду по Египту и убью всех первенцев, людей и животных, и произведу суд над всеми богами Египта. Я Господь. Кровь же на ваших домах будет для Меня особым знаком: увидев кровь, Я обойду ваши дома стороной. Всё плохое Я причиню египетскому народу, вас же не поразит ни одна из этих страшных болезней». (Исход 12:12,13)
    Прочитайте всю 12 главу книги Исход.
    Когда фараон, наконец, согласился отпустить израильтян, люди покинули свои дома так быстро, что даже не было времени, чтобы испечь свой хлеб. Таким образом, им пришлось взять с собой сырое тесто. Когда они шли через пустыню, тесто запеклось в жаркой пустыне, в результате чего получились лепешки, которые называются «мацой». Сегодня в честь этого события евреи едят мацу вместо хлеба в Песах.
    Хотя евреи были теперь свободны, их освобождение было неполным. Армия фараона преследовала их в пустыне, по пути к Красному морю. Когда они вышли к морю, то оказались в ловушке. Именно тогда произошло еще одно чудо. Воды Красного моря расступились и израильтяне смогли перейти на другую сторону. Как только последний человек достиг другого берега, воды сомкнулись, поглотив армию Фараона. И только тогда они поняли, что свободны. В Пасху отмечают это освобождение.

    Празднование Пасхи сегодня еврейским народом

    Пасха отмечается в течение семи дней, в которые евреи воздерживаются от употребления хлеба с закваской. Праздник начинается со специального богослужения и торжественной еды «Седер». Седер является самым важным событием в празднике. Вся семья собирается за столом во главе с хозяином дома.

    Как христианам относиться к празднику Пасхе

    Хотя Пасха — это особое время для еврейских семей, чтобы собраться вместе, многие евреи рассматривают это время, именно как время воссоединение семей и употребления Седер. Многие посещают богослужения и пытаются духовно размышлять. Много язычников (не евреев) стало принимать участие в Пасхе, и, хотя они знакомы с текстами Ветхого и Нового Заветов, по-настоящему они не понимают значение этого праздника. Некоторые другие пришли к пониманию, что Пасха содержит много символов, которые предвещают приход Мессии. Они считают Пасху одним из самых удивительных праздников, в течение которого необходимо провести глубокий анализ той цены, что была заплачена за наше освобождение. Они понимают, что причащение имеет свои корни в еврейской Пасхе, и понимают, что Иисус использовал Пасху, чтобы рассказать ученикам о Себе и Своей жертве.

    Иисус и Его ученики: последний «Седер» Христа

    Четыре Евангелия сохранили для нас записи о том, что Иисус планировал отметить Пасху со своими учениками. Сотни лет спустя это уже будут называть «Тайная вечеря». Именно Седер стали называть со временем «Вечерей Господней». Она начинается незадолго до того, как Его арестуют и будут судить, чтобы потом распять. Иисус ел пасхальную трапезу со Своими учениками. Он умер на Пасху согласно пророчеству (Исайя 53 глава содержит одно из этих пророчеств), взяв на Себя грехи мира. Иисус стал истинным Агнцем, чья жертва помогает нам получать прощение грехов и по сей день.

    Праздник Пасха: уроки и выводы

    1. Горечь рабства и рабство грехов. Сложности, вызванные рабством, символизируют горькие травы. Горечь: эгоизм, гордость, зависть, похоть и другие зависимости держат в плену аналогично египетскому рабству.
    2. Личное Божье прикосновение. Пасха проходит при личном участии Бога со Своим народом. Подобно тому, как Бог спас Моисея во время его рождения, Он спас народ израильский из рабства. Это спасение было всегда в Его планах. Когда пришло время – спасение стало реальностью. Он слышит все наши молитвы и крики о помощи, но Его сроки не обязательно совпадают с нашими.
    3. Бог превыше всех других богов. Шоу с «богами» Египта было милосердной попыткой Бога показать, что Он единственный удивительный Бог.
    4. Свобода от рабства. Точно так же, как Бог обеспечил физическую свободу через кровь ягнят для израильтян, Он предоставляет нам духовную свободу через кровь Иисуса Христа. Хотя мы не рабы как израильтяне в Египте, но мы рабы своих грехов. Грех был нашим господином пока Иисус, наш Пасхальный Агнец, не избавил нас от него.
    5. Воспоминания о прежней жизни. Никогда не забывайте Египет. Когда мы забываем, от чего мы были спасены, то становимся слепыми и неблагодарными (2 Петра 1:5-11).
    6. Очищение от старой закваски. Это память о том, что евреи покидали Египет в спешке и не было времени даже для того, чтобы подняться хлебу. Это также помогает избавиться от высокомерия и гордости (1-е Коринфянам 5:7)
    Слово «закваска» означает дрожжи. Это бактерии, которые вызывают брожение в молоке, что приводит к его прокисанию. И именно они заставляют хлеб подниматься. Одно из важнейших действий в традиции евреев во время приготовления к Пасхе – удаление дрожжей из дома незадолго до Пасхи. В преддверии первой ночи Песах (или Пасхи) весь дом очищается от всего, что содержит дрожжи. Все либо съедают до Пасхи, либо продают «не евреям». Это большой и достаточно сложный процесс. Чтобы сделать все правильно, вы должны быть готовы в течение нескольких недель тщательно пройти все поверхности, чтобы очистить их, даже если они просто соприкасались с чем-то, что имело в составе дрожжи. Точно такие же усилия необходимы в нашей жизни, чтобы разобраться с грехом, который может также легко распространяться (1-е Коринфянам 5:7).
    7. Безгрешность и страдания Мессии мы «находим» в пресном хлебе. Мессия – хлеб жизни. Полосы и отметины на бездрожжевом хлебе – это воспоминание о Его ранах: «ранами Его мы исцелись» (Исаия 53:5б). В Ветхом и Новом Завете закваска или брожение часто символизируют грех. Иисус предупреждал против «фарисейской или саддукейской закваски» (Евангелие от Матфея 16:6). Павел писал: «Так давайте же по-прежнему соблюдать наш пасхальный праздник, но не со старой закваской, закваской злобы и испорченности, а с хлебами без закваски, с искренностью и с истиной» (1-е Коринфянам 5:8). Пасхальный хлеб из книги Исход стал символом безгрешной жизни, известный как «Хлеб Жизни».
    8. Спасение через кровь Пасхального Агнца. Зорора — бедро Пасхального ягненка, которое является центральным блюдом Седер, символизирует, что закланный на Пасху ягненок должен был пролить кровь, которая могла бы быть нанесена на косяки домов и защитить первенцев от смерти. Слово Зорора еще переводится, как «рука Господа» (Исаия 53:1), что символизирует Божье желание простирать руку, что бы спасать нас. Еще раз, Ха Шем (Бог) отдал на заклание Агнца без «пятна и порока». Как это было предсказано в книге пророка Исайи 53:6-7 последняя жертва будет человеком. Пасха предсказывает искупление. Для верующих в Мессию праздник Пасхи имеет особое значение. Вся нить символов Пасхи воплотились во Христе. Иоанн перед крещением Христа сказал: «…вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира» (Иоанн 1:29б). Иудеи праздновали Пасху полторы тысячи лет. Они понимали значение такого заявления.
    Закланный на Пасху ягненок был предвестником искупления, которое мы обрели через Христа, нашего Пасхального Агнца. Принцип искупления значит, что мы проданы в рабство греху и можем быть свободны от его владычества (Иоанн 8:31-32). Быть «искупленным» значит быть «выкупленным из рабства». Христос Иисус заплатил за нашу свободу Своей кровью — это цена искупления (1-е Петра 1:18,19, Галатам 3:13, Ефесянам 1:7, 1-е Иоанна 1:7).
    Для полного понимания связи Пасхи и Креста мы должны посмотреть историю искупления греха, описание которой началось в книге Бытие и продолжилось через всю Библию. От начала времен Бог сказал: «Нельзя приблизиться ко Мне иначе, как через кровь ягненка». Жертва была предписана Богом с самого начала. Адам и Ева никогда не видели смерти. Они не знали, как это — умереть. Когда они нарушили заповедь Бога, Он принес в жертву животное, чтобы покрыть их грех. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3:21). Он использовал непорочного агнца покрыть их вину, и Он поступает так же и сегодня. Глава 53 в книге пророка Исайи написана за сотни лет до Иешуа (прим. редактора: автор использует еврейское имя Христа –Иешуа) и иллюстрирует жизнь во имя жертвенного служения: Человек–Агнец должен страдать «от лица» других.
    «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Исаия 53:4-7)
    9. Кровь защищает на Суде. В течение Седер участники должны погрузить мизинец в их бокал с вином и, перечисляя свои грехи (прим.ред.: автор употребляет слово, которое так же может означать просто проблемы и беспокойства), отряхивать его. Вино символизирует разные грехи и беспокойства. Когда Бог видел кровь, Он проходил мимо этого дома и не воспоминал грех (не вершил суд) над израильтянами. Аналогично кровь ягненка покрывает и защищает нас от Суда: «Они победили его кровию Агнца…» («его» — сатану, Откровения 12:11а).

  3. Dadi Ответить

    В первые века христианства Пасху праздновали в разных церквях в разное время. На Востоке, в Малоазийских церквях, ее праздновали в 14?й день нисана (по нашему счету март ? апрель), на какой бы день седмицы ни приходилось это число. Западная церковь совершала ее в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Попытка установить согласие между церквями в этом вопросе была сделана при святом Поликарпе, епископе Смирнском, в середине II века. I Вселенский Собор 325 года определил праздновать Пасху повсеместно в одно время. Соборное определение о Пасхе до нас не дошло.
    С апостольского времени церковь совершает пасхальное богослужение ночью. Подобно древнему избранному народу, бодрствовавшему в ночь своего избавления от египетского рабства, и христиане бодрствуют в священную и предпразднественную и спасительную ночь Светлого Воскресения Христова. Незадолго до полуночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит ее в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остается сорок дней, до Вознесения Господня.
    Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, ? это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается три раза вокруг храма при непрерывном звоне колоколов и пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити”. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается перед закрытыми дверями алтаря как бы у входа ко Гробу Господню. И раздается радостная весть: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав”. Раскрываются двери ? и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий храм. Начинается пение пасхального канона.
    В конце Заутрени священник читает знаменитое “Слово св. Иоанна Златоустаго”, которое описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и с друг другом.
    В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, во время которой молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.
    После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное ? не постное) при храме или у себя по домам.
    Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.
    Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным периодом и православные приветствуют друг друга приветствием “Христос Воскресе!” и ответом “Воистину Воскресе!”

  4. Kajikazahn Ответить

    В стихирах пасхальных поются такие слова: «Пасха Христос Избавитель»; иначе сказать — Спаситель, как поется в светильне: «Пасха нетления, мира спасение». Но чаще всего — после слов «Христос воскресе» — мы слышим одно слово: «Пасха». Так обычно именуется всеми и везде этот праздник, значит, в этом слове сосредоточился главный смысл его; и потому кратко вспомним известную историю слова.
    Когда Господь постановил освободить израильский народ после 430- летнего плена, то фараон египетский сначала не хотел отпускать из земли своей даровую рабочую силу. Тогда Бог через Моисея и Аарона наказал страну великими казнями. Но фараон не смирялся и не слушался повеления Божия. Тогда Господь решил послать последнюю казнь на египтян: умертвить всякое первородное существо — от человека до скота — в каждом доме, от фараона до рабыни, мелющей у жернова. А евреи будут пощажены. Но для этого они должны помазать косяки и перекладину дверей домов своих кровью особого агнца, закланного в жертву Богу взамен первенцев. И тогда ангел-губитель пройдет мимо еврейских домов; и все у них останутся живы; а египетские первенцы умрут.

    В полночь совершилась эта казнь. И евреи исполнили повеленное чрез Моисея Богом и спаслись от смерти. Тогда фараон и народ стали умолять израильтян скорее выйти из земли их. И они поспешно ушли и освободились от плена египетского. И по заповеди Божией установили на все времена праздновать эту «ночь бдения», в знамение спасения своих первенцев и вообще освобождения всего народа. А самый день тот назван был «Пасха», что значит «прошел” мимо. То есть ангел-губитель в эту ночь прошел — по-еврейски “шесах» — мимо еврейских дверей, обозначенных кровью агнца; и этот агнец стал прозываться «пасхальным агнцем» или сокращенно — «пасха”. Значит, слово «пасха» по-русски может быть переведено «прохождение» смерти мимо евреев; или — спасение от смерти, избавление от казни; а дальше уже — освобождение от плена для возвращения в свою обетованную землю, в чем и заключалась тогда цель Божия Промысла об избранном народе.
    В синаксаре Триоди цветной на Пасху смысл этого слова так толкуется: Пасха «еврейскою беседою преведение» именуется. Через что? Там указывается на переведение через Чермное море. Но это уже позднейший смысл; а первоначальный — проведение мимо смерти в ночь казни первенцев.
    И это событие евреи праздновали по особому обряду: закалали чистого единолетнего агнца; не сокрушая его костей, пекли его на огне; и съедали в эту ночь с опресноками и горькими травами. А остатки костей жгли утром. Вкушали притом в препоясанных одеждах, в обуви и с посохами в руках, как готовые к пути из Египта: …это — Пасха Господня. И да будет вам день сей памятен; и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши… (Исх. 12, И, 14).
    И с того времени этот праздник сделался главою всех еврейских праздников на все времена.
    И когда скажут вам дети ваши: что это за служение? скажите им: это — пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов израилевых в Египте, когда поражал египтян, и домы наши избавил (Исх. 12, 26-27).
    А вышло из Египта до шестисот тысяч пеших мужчин, кроме детей (Исх. 12, 37).
    Так началось совершение спасения избранного народа.
    Отсюда становится понятным и христианский смысл Пасхи: спасение Христом от власти диавольской.
    Публикуется по изданию: Митрополит Вениамин (Федченков). Пасха. М., 2007 г.
    Читайте также:

    Нигде не празднуется так радостно прекрасная Пасха, как у православных!

    Отчего радость?

    Предпасхальные переживания

  5. bigmom Ответить

    Пасха в период Cредних веков и Новое время

    С VIII в., когда Рим принимает восточную Пасхалию, и в течение 500 лет Пасха празднуется по договоренности между Церквями Востока и Запада.
    Но в 1582г. на смену ранее действовавшему юлианскому календарю пришёл грегорианский (названный по имени папы Римско-католической Церкви Григория XIII). С 1583г. папа Григорий XIII ввел новую Пасхалию, названную григорианской, в результате чего произошёл переход к более точным астрономическим датам – и католическая Пасха, в зависимости от года, стала праздноваться раньше иудейской или совпадать с ней и опережать православную Пасху в среднем на месяц.

    Пасха в современном мире

    В первой трети X в. проводились попытки создать новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский, но эти стремления не увенчались успехом, и на московском совещании было принято решение, что Пасха и все переходящие праздники празднуются всеми Православными Церквями по юлианскому календарю, а непереходящие – по тому календарю, которым живёт данная Церковь.
    Сегодня юлианским календарем всецело пользуется только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская Православные Церкви, а также Афон. Финляндская Православная Церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные Церкви празднуют Пасху и другие переходящие праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие праздники по новому стилю.

    Празднование Пасхи и пасхальные традиции в современном мире

    В современном мире празднику Пасхи предшествует семинедельный пост – как время покаяния и духовного очищения. После поста, в праздничное Воскресенье, начинается пасхальное богослужение, которое отличается от обычных церковных служб и структурой, и словами, которые на ней произносят.
    Все верующие во время пасхальной службы стараются обязательно причаститься, а после окончания службы верующие «христосуются», то есть целуются при встрече и обмениваются словами: «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!»
    Празднование Пасхи длится сорок дней – по количеству дней, сколько Христос являлся Своим ученикам, после чего вознёсся к Богу-Отцу. В течение этого времени, а особенно в первую неделю, самую торжественную, люди ходят друг к другу в гости, обмениваются куличами и крашеными яйцами.
    Что же значат пасхальные атрибуты, использующиеся в праздновании Пасхи? Почему мы печём куличи, красим яйца, «христосуемся» и ждём благодатного огня? Сейчас мы рассмотрим самые основные пасхальные атрибуты и попытаемся ответить на все эти вопросы.
    Кулич
    Кулич является символом церковного артоса, то есть большого хлеба, на котором изображены терновый венок и крест или образ Воскресенья. Этот хлеб издревле считался символом победы Христа над смертью, апостолы во время трапезы всегда оставляли пустое место за столом в середине и клали на него хлеб, предназначенный Христу. С артосом связан даже церковный пасхальный обряд, выражающийся в том, что артос обносят с крестным ходом вокруг храма и оставляют на особом столе по примеру апостолов, а в конце пасхальной недели, в субботу, благословив, раздают верующим.
    Крашеные яйца
    Прежде всего, стоит сказать, почему яйцо. По преданию, Мария Магдалина, прибыв в Рим для проповедования Евангелия, преподнесла в дар императору Тиберию яйцо, так как на большее у неё просто не хватило денег.Во время подношения, проповедница сказала императору, что Христос воскрес из мёртвых, подобно цыплёнку, который вылупится из этого яйца.
    А почему же крашеное? Дело в том, что император в ответ на такие слова Магдалины спросил: «Как может человек восстать из мёртвых? Это всё равно, что яйцо сейчас превратилось бы из белого в красное». И тут же произошло чудо – яйцо превратилось из белого в красное, символизируя пролившуюся кровь Христа.
    В России также принято катать пасхальные яйца по земле, чтобы она была плодородной.
    Пасхальный огонь
    Пасхальный огонь, символизирующий Свет Божий, просвещающий все народы после Христова воскресения, играет большую роль в пасхальном богослужении. Есть пасхальная традиция, согласно которой в Великую Субботу, накануне Пасхи, в Гробе Господнем появляется благодатный огонь, который впоследствии разносится по православным храмам для того, чтобы верующие могли зажечь от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём с собой и стараются поддерживать этот огонь весь год.
    В дореволюционной России существовала, а на Западе до сих пор существует традиция разжигания на прихрамовой территории большого костра. Этот костёр является символом Света и Обновления, а также иногда его понимают как символ сожжения Иуды. Помимо этого, у пасхального костра есть ещё один смысл – возле него могут греться те, кто вышел из храма или не дошёл до него, поэтому его можно понимать как костёр, возле которого грелся Пётр.
    Пасхальное приветствие(«христосование»)
    Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней у верующих принято «христосоваться», приветствуя друг друга словами: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!», и троекратно целоваться. Эта пасхальная традиция идёт с апостольских времён: «Приветствуйте друг друга с целованием святым».
    И напоследок хотелось бы сказать, что Пасха – это ещё один замечательный повод уделить время своей семье и провести выходные по-особенному. Если Вы живёте недалеко от леса или парка, можно сделать небольшую кормушку, собрать крошки от праздничного кулича и сходить в лес покормить птиц. Малышу это подарит незабываемые впечатления! Если рядом с Вашим домом есть детские центры или просто проводятся уличные гуляния, будет очень хорошей идеей поучаствовать в этом вместе с Вашим малышом. Ну и, конечно же, если Вы живёте в столице, нельзя забывать ежегодные пасхальные гуляния в центре Москвы – на Красной площади, Васильевском спуске, в Храме Христа Спасителя. Главное в этот день – не сидеть дома, а воспользоваться дополнительной возможностью устроить праздник себе и своему ребёнку!

  6. Карус Ответить

    Пасха. История праздника

    Почтовая открытка Российской империи (начало XX века) с рисунком, типичным для пасхальной открытки
    Пасха (греч. ?????, лат. Pascha, ивр.
    ???? [Pesa?] — «прохождение
    мимо»), также — Воскресение
    Христово
    — древнейший христианский праздник; главный праздник богослужебного года. Установлен
    в честь воскресения Иисуса
    Христа. В настоящее время его дата в каждый
    конкретный год исчисляется по лунно-солнечному
    календарю, что делает Пасху переходящим праздником (даты для каждого церковного года свои).
    История праздника

    Песах

    у евреев празднуется в честь Исхода из Египта. В память об этих событиях в Иерусалиме
    предписывалось совершить ритуальное заклание однолетнего ягнёнка мужского пола, без порока, которого
    следовало испечь на огне и съесть полностью, не преломив костей, с опресноками (мацой) и горькими травами в семейном
    кругу в течение пасхальной ночи. После
    разрушения Храма в Иерусалиме ритуальное заклание стало
    невозможным, поэтому иудеи в Песах едят
    только опресноки. Праздник начинается на
    четырнадцатый день весеннего месяца нисан (в еврейском календаре первый месяц библейского года, приблизительно соответствует
    марту — апрелю григорианского (современного) календаря и празднуется в течение 7 дней в Израиле и
    8 — вне Израиля.
    В период раннего христианства начали
    совершать первые литургии, по
    форме схожие с иудейской Пасхой, и христиане. Литургии совершались как Тайная Вечеря — Пасха страданий,
    связанная с Крестной смертью и воскресением Христа. Таким образом,
    Пасха стала первым и главным христианским праздником, обуславливающим как богослужебный устав Церкви, так и вероучительную
    сторону христианства.
    Первоначально смерть и воскресение Христа отмечались еженедельно: пятница была днём поста и скорби в воспоминание
    страданий Христа, а воскресенье — днём радости. Эти празднования
    становились более торжественными в период еврейской Пасхи — годовщины
    смерти Христа.
    Уже во II
    веке праздник принимает характер ежегодного во всех Церквях. В сочинениях ранних христианских
    писателей есть сведения о праздновании ежегодного дня крестной смерти и
    Воскресения Христова. Из их сочинений видно, что первоначально особым постом
    отмечались страдания и смерть Христа как «Пасха крестная»; она совпадала с
    еврейской Пасхой, пост продолжался до воскресной ночи. После неё отмечалось
    собственно Воскресение Христово как Пасха радости или «Пасха воскресная».

    Жены-мироносицы у пустого гроба. Слоновая кость.
    Британский музей. 420-430 гг.

    В скором времени стало заметным различие
    традиций Поместных Церквей.
    Возник «пасхальный спор» между Римом и церквями Малой Азии. Христиане Малой
    Азии строго держались обычая празднования Пасхи 14 нисана. У них же именование
    еврейской Пасхи перешло на название христианской и впоследствии
    распространилось. Тогда как на Западе, не испытывавшем влияния иудеохристианства,
    сложилась практика празднования Пасхи в первый воскресный день после еврейской
    Пасхи, при этом вычисляя последнюю как полнолуние после дня равноденствия.
    Вопрос единого дня празднования Пасхи для
    всей христианской ойкумены был поставлен императором Константином
    Великим на созванном в 325 году соборе епископов в Никее,
    впоследствии названным Первым
    Вселенским. На соборе было принято решение согласовывать день празднования
    Пасхи между общинами, и осуждена практика ориентации на еврейскую дату,
    выпадавшую до равноденствия. Все епископы не только приняли Символ веры, но и
    подписались, чтобы праздновать Пасху всем в одно и тоже
    время. Исходное определение Первого Вселенского собора
    относительно Пасхи, о том что посты и праздники должны быть одновременно у всех
    в Церкви, стало основанием для церковного устава. Было решено праздновать христианскую Пасху
    так, как её праздновали в то время в большинстве церквей: «в Риме и Африке, во
    всей Италии, Египте, Испании, Галлии, Британии, Ливии, в целой Элладе, в эпархии азийской, понтийской и
    киликийской», а именно — строго
    после иудейской Пасхи — 14 нисана (полнолуние) и всегда в воскресенье. Днем
    Пасхи было выбрано ближайшее воскресение после первого весеннего полнолуния (то
    есть, первого полнолуния после дня весеннего равноденствия)
    .
    Свидетельства IV века говорят, что крестная Пасха и
    воскресная в то время уже были соединены как на Западе, так и на Востоке.
    Празднование крестной Пасхи предшествовало празднованию Пасхи воскресной,
    каждая длилась седмицу до и после пасхального воскресенья.
    Только в V веке название Пасха стало общепринятым для
    обозначения собственно праздника Воскресения Христова. Впоследствии день Пасхи
    стал выделяться в богослужебном плане всё отчетливее, за что получил название
    «царя дней», «праздников праздника».
    В VI
    веке Римская церковь приняла
    восточную пасхалию. Восточная или Александрийская Пасхалия использовалась во
    всем христианском мире до конца XVI века, более 800 лет. Она построена на
    четырёх ограничениях:
    – совершать Пасху после весеннего
    равноденствия;
    – совершать не в один день с
    иудеями;
    – не просто после равноденствия, но после
    первого полнолуния, имеющего быть после равноденствия;
    – и после полнолуния не иначе, как в первый день седмицы по
    иудейскому счету.

    Эмалевая миниатюра «Воскресение Христово»
    (наплечник Андрея Боголюбского, ок. 1170—1180-х гг.), Лувр

    В 1582 году в Римско-католической
    Церкви папа Григорий XIII ввёл новую Пасхалию, названную
    григорианской. Вследствие изменения Пасхалии изменился и весь календарь. В
    результате реформы пасхалии католическая Пасха часто празднуется раньше
    иудейской или в один день и опережает православную Пасху в некоторые годы более
    чем на месяц.
    В 1923 году Константинопольский патриарх Мелетий IV (Метаксакис) провёл
    т. н. «Всеправославный конгресс» с участием
    представителей Элладской, Румынской и Сербской православных церквей, на котором был
    принят новоюлианский календарь, ещё более точный, чем григорианский и совпадающий с ним до 2800 года. Постепенно на новый стиль перешли Константинопольская, Элладская, Румынская церкви. Сегодня юлианским календарём всецело пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская и Сербская православные церкви, а также Афон. Финляндская православная церковь полностью перешла на григорианский календарь. Остальные
    Церкви празднуют Пасху и другие переходящие
    праздники по старому стилю, а Рождество и другие непереходящие
    праздники — по новому стилю.

    Евангелие о событиях, происходящих в пасхальные дни

    По древнему иудейскому преданию, Мессия
    Царь Израилев должен быть явлен на Пасху в Иерусалиме. Народ, зная о чудесном воскрешении Лазаря, торжественно встречает Иисуса как грядущего Царя.
    Великий
    четверг

    Христос устанавливает Таинство Евхаристии в Сионской
    горнице в Иерусалиме. В наши дни Церковь
    вспоминает и вновь совершает Тайную Вечерю Господа Иисуса Христа с Его учениками
    и апостолами. На Тайной Вечери Христом было установлено главное таинство
    христианской веры — Евхаристия (что в переводе с греческого означает
    «благодарение»), во время которого все верные причащаются Тела и Крови Самого Христа.
    Без Причащения, учит Церковь, нет истинной
    христианской жизни; по вере Церкви, в этом таинстве происходит самое полное,
    насколько только это возможно на земле, соединение человека с Богом. Синоптические
    Евангелия (Матфея, Марка и Луки) описывают этот день как день опресноков, то есть иудейскую Пасху.
    Таким образом, на Тайной Вечери ветхозаветная Пасха — агнец, вино и опресноки
    мистически связывается с новозаветной —
    Христом, Его Телом и Кровью.

    Страстная пятница

    по традиции, перед праздником Пасхи Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху есть прообраз Пасхи новозаветной — заклания Христа как Агнца Божиего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб — пещеру до наступления субботнего покоя.

    Великая суббота

    первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

    Воскресение Христово

    (первый день после субботы) — после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

    Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя)

    Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

    В течение сорока последующих дней

    Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

    На сороковой день после воскресения

    Иисус возносится на небо, благословляя апостолов.

    На пятидесятый день после воскресения

    апостолы по обещанию Господа получают дары Святого Духа.
    Эти
    события легли в основу богослужебного календаря.


    Тициан, Лондонская Национальная галерея
    Мария Магдалинф первая увидела воскресшего Иисуса, сначала приняла его за садовника, но узнав, устремилась к нему дотронуться. Христос не разрешил ей это (“Не прикасайся ко Мне”), но зато поручил возвестить апостолам о своём воскрешении

    Расчет даты Пасхи
    Общее правило для расчёта даты Пасхи:
    «Пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния». Весеннее
    полнолуние — первое полнолуние, наступившее после дня весеннего
    равноденствия. Обе Пасхалии — Александрийская и
    Григорианская — основаны на этом принципе.
    Дата Пасхи определяется из соотношения
    лунного и солнечного календарей (лунно-солнечный календарь).
    Сложность вычисления обусловлена смешением независимых
    астрономических циклов и ряда требований:

    Обращение Земли вокруг Солнца (дата весеннего равноденствия);

    Обращение Луны вокруг
    Земли (полнолуние);

    Установленный
    день празднования — воскресенье.
    Если полнолуние раньше 21 марта, то
    пасхальным считается следующее полнолуние (+ 30 дней). Если пасхальное
    полнолуние выпадает на воскресенье, то Пасха празднуется в следующее
    воскресенье.
    Однако Православная и Католическая церковь
    используют разные Пасхалии, что приводит к тому, что одно и то же правило
    приводит к разным датам.
    Православная Пасха рассчитывается по
    Александрийской Пасхалии; дата первого дня Пасхи (Неделя Пасхи) может выпадать
    на любой из дней в период с 22 марта вплоть до 25 апреля по юлианскому календарю (что в XX—XXI веках соответствует
    периоду с 4 апреля по 8 мая по н. ст.). В Римско-католической и
    протестантских Церквях дата Пасхи рассчитывается по
    григорианской пасхалии. В XVI
    веке Римско-католическая Церковь провела
    календарную реформу, целью которой было привести рассчитываемую дату Пасхи в
    соответствие с наблюдаемыми явлениями на небе (к этому времени старая пасхалия
    уже давала даты полнолуний и равноденствий, несоответствующие реальному положению
    светил.
    Расхождение между датами православной
    Пасхи и католической вызвано различием в дате церковных полнолуний, и разницей
    между солнечными календарями (13 дней в XXI
    веке). Католическая Пасха в 30 % случаев совпадает с православной, в
    45 % случаев опережает её на неделю, в 5 % — на 4 недели, и в
    20 % — на 5 недель. Разницы в 2 и в 3 недели
    не бывает.

  7. Kazrakazahn Ответить

    (24 апреля — праздник Пасхи)

    Что означает слово «Пасха»?

    Светлое Христово Воскресение — торжество торжеств, величайший и радостнейший праздник. Он был установлен еще во времена Апостолов, и от них, как наследие, передано нам пасхальное приветствие: «Христос воскресе!» — «Воистину воскресе!»
    Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха — главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Воскресение Христово — это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать Апостолы.
    Слово «Пасха» в переводе с еврейского значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, отмечая Пасху новозаветную, празднуют избавление всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха является Праздником праздников и Торжеством из торжеств, почему и богослужение сего Праздника отличается величием и необычайною торжественностью.
    Задолго до полуночи верующие, в светлых одеждах, стекаются в храм и благоговейно ожидают наступающего Пасхального Торжества. Священнослужители облачаются «во весь светлейший сан». Перед самою полуночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и вместе с народом, подобно мироносицам, ходившим зело рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни, как с небес, льется ликующий пасхальный трезвон. Все молящиеся идут с зажженными свечами, выражая тем духовную радость Светоносного Праздника.

    Воскресение Христово

    В первый день после субботы, рано утром, Иисус Христос воскрес из мертвых. При этом сделалось сильное землетрясение. С неба сошел Ангел Господень; вид его был, как молния, а одеяние белое, как снег. Он отвалил от двери гроба камень и сел на нем.
    Воины, стоящие на страже, от страха попадали на землю и стали как мертвые, а потом, придя в себя, разбежались. Некоторые из них пришли к первосвященникам и рассказали о случившемся. Первосвященники дали им денег и научили говорить, будто ночью, когда они спали, ученики Иисуса Христа пришли и украли Его тело.
    Воскресение Христово празднуется в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (между 22 марта/4 апреля и 25 апреля/8 мая).

    Начало праздника

    Праздник начинается в полночь между Великой Субботой и Воскресеньем. Служится особенная торжественная служба — Светлая Пасхальная Заутреня. Духовенство и прислужники в алтаре начинают петь стихиру — тихо, потом все громче и громче, а потом в это пение включается и хор:
    Воскресение Твое, Христе Спасе,
    Ангели поют на небесех,
    И нас на земле сподоби
    Чистым сердцем Тебе славити.
    (Стихира в начале Заутрени, глас 6-й)

    Крестный ход

    С этим пением начинается крестный ход вокруг храма, с торжественным звоном в колокола. Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос воскресе», и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину воскресе». Иногда это приветствие делается на других языках. Во время службы хор часто исполняет:
    Христос воскресе из мертвых,
    Смертию смерть поправ,
    И сущим во гробех живот даровав.
    (Пасхальный Тропарь)

    Слово св. Иоанна Златоустаго

    В конце Заутрени священник читает знаменитое «Слово св. Иоанна Златоустаго» (347-407 гг.), которое прекрасно описывает торжество и значение Пасхи. После службы все молящиеся подходят к священнику, который держит в руках крест, целуют крест и христосуются с ним, а потом и друг с другом. Обыкновенно здесь же, возле креста, всем дают красные яички. Заутреня продолжается около полутора часов. После Заутрени некоторые уходят домой и разговляются дома со своими родственниками и друзьями. Для того, чтобы чувствовать себя здравым и бодрым, перед Заутреней нужно прилечь и поспать. Это в особенности относится к детям.

    Светлая Пасхальная Литургия

    В некоторых храмах сразу после Заутрени служится Светлая Пасхальная Литургия, которая продолжается около двух часов. Таким образом, пасхальное богослужение кончается после трех часов утра. Во время этой Литургии молящиеся, которые говели, исповедовались и причащались во время Страстной Недели, могут снова причащаться без исповеди, если за истекшее время никаких больших грехов не было совершено.

    Разговенье


    После богослужения, так как пост кончился, молящиеся обыкновенно разговляются (едят скоромное) при храме или у себя по домам. Люди приносят в церковь куличи, творожные пасхи и пасхальные яички, для того чтобы священник освятил их после службы.

    Светлая Пасхальная Седмица

    Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлой Пасхальной Седмицей. Каждый день недели тоже называется светлым — Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю Седмицу. Конечно, в Светлую Среду и Пятницу поста нет.

    Пасхальный период

    Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) считается Пасхальным, и православные при встрече или в телефонном разговоре приветствуют друг друга, говоря: «Христос воскресе!» и отвечая: «Воистину воскресе!» Весь этот период связан со многими обычаями и традициями. Люди ходят друг к другу в гости, навещают родных и друзей, дарят близким подарки. Есть целая серия праздников, связанных с Воскресением Христовым, и все они отсчитываются от него. Например:
    Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (суббота и воскресенье до Пасхи);
    Вознесение (в четверг, 40 дней после Пасхи);
    Святая Троица (Сошествие Святаго Духа на Апостолов, в воскресенье, 50 дней по Пасхе);
    Всех Святых (в воскресенье, неделя после Св. Троицы);
    Всех Святых, в Земле Российской просиявших (в воскресенье, неделя после Всех Святых).

    Значение Пасхи

    Апостол Павел в первом послании к Коринфянам пишет: «Если Христос не воскрес, то тщетна вера ваша» (15:17). Таким образом, в Пасхе Христовой заключается весь смысл веры Церкви, а следовательно, и весь смысл ее жизни, ибо вера и есть жизнь для нее. Всецело живя верой в воскресшего Господа, Церковь живет Пасхой Христовой. По своей богочеловеческой сути Церковь сама есть Пасха, она сама есть переход и путь, идя по которому, все мы соединяемся через Христа с Богом, избавляясь от смерти и обретая в Нем дар вечной жизни. В немеркнущем свете Пасхи, в свете несказанной радости вечноблаженной жизни в Боге абсолютно все, даже то, что приносит боль и страдания, обретает жизнеутверждающий смысл, ибо все уже таинственно причастно вечноактуальной Пасхальной Тайне, все, в конце концов, придет к своему полному совершенству, все будет исцелено и преображено в Ней. Тогда исчезнет всякая боль, страдание, смерть, тогда не будет места безысходности и плачу, тогда «всяческая во всех» будет Христос, «Пасха наша» (1 Кор. 5:7).
    Для верного чада Церкви после Воскресения Христова даже царствующие в мире тление и смерть со всем сопутствующим им ужасом страданий суть знамения приближения Вечности, они суть те ступени, по которым необходимо пройти со смиренно-терпеливым послушанием воле Божией на пути к вечности. Все это есть дар Божий для нашего спасения и обожения, и потому не может восприниматься иначе, как с великой благодарностью, стремлением и жаждой терпеливо пройти эту «долину скорби и слез» для того, чтобы в конце концов всецело упокоиться в Боге. Так же, как и Апостол Павел, истинно верующий хочет только одного — смиренно пронести свой крест, т. е. пострадать и умереть в Господе для того, чтобы, разрешившись от своего бренного тела, совершенно соединиться с Ним (см. 2 Кор. 5:1-8).

    Пасхальный смысл жизни

    Еще одно значение слова «Пасха» — «переход». По своему существенному смыслу переход есть путь как целостное единство своего начала, завершающей его цели и связующего отрезка между ними. Без этих трех моментов никакой переход не существует и не мыслится.
    Сначала этим словом обозначался переход богоизбранного еврейского народа из Египта в Землю Обетованную, результатом чего было избавление от рабского плена на чужбине и приобретение свободы и независимости на своей земле. Событие это ежегодно праздновалось еврейским народом как праздник Опресноков. Для христиан это слово значительно углубило свой смысл, поскольку стало обозначением Воскресения Христова, а в Нем и через Него — всего человечества, то есть обозначением перехода человечества через Христа от рабства греху, тлению и смерти к свободе вечноблаженной жизни возлюбленных чад Божиих.
    Вне пасхального света Церкви, вне Христовой победы над смертью все погружается во мрак полной бессмыслицы и гибели. «Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20), а значит, через Него и в Нем «все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, затем Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15:23).
    Окончательно победив в Своем Воскресении грех, тление и смерть силой Своего Божества, Христос стал причиной и основанием всеобщего воскресения твари, которая соединена с Ним через Его Пасхальное Тело — Церковь.
    | К оглавлению
    | К предыдущей странице
    | К следующей странице |

  8. XeNoLit_Play Ответить

    Согласно Библии, сын Божий Иисус Христос принял мученическую смерть на кресте во искупление грехов человечества. Он был распят на кресте, установленном на горе под названием Голгофа, в пятницу, которая в христианском календаре получила название Страстной. После того как в страшных муках Иисус Христос вместе с другими приговоренными к смерти на кресте скончался, его перенесли в пещеру, где и оставили его тело.
    В ночь с субботы на воскресенье раскаявшаяся грешница Мария Магдалина и ее приспешницы, которые так же, как и она, приняли христианскую веру, пришли в эту пещеру проститься с Иисусом и отдать ему последнюю дань любви и уважения. Однако, войдя туда, они выяснили, что гробница, где находилось его тело, пуста, а два ангела возвестили им, что Иисус Христос воскрес.
    Название этого праздника происходит от древнееврейского слова «Песах», которое означает «избавление», «исход», «пощада». Оно связано с событиями, описанными в Торе и Ветхом Завете – с десятой, самой страшной из египетских казней, которые Бог обрушил на египетский народ. Как повествует легенда, на этот раз наказание заключалось в том, что все первенцы, родившиеся как у людей, так и у животных, умирали скоропостижной смертью.
    Единственное исключение составляли дома тех людей, которые были отмечены особым знаком, нанесенным кровью агнца – невинного ягненка. Исследователи утверждают, что заимствование этого названия для обозначения праздника воскресения Христа было связано с верой христиан в то, что он был невинен как этот агнец.

    Празднование Пасхи

    В христианской традиции Пасха отмечается по лунно-солнечному календарю, поэтому дата ее празднования различается год от года. Расчет этой даты осуществляется таким образом, чтобы она приходилась на первое воскресенье после весеннего полнолуния. При этом, подчеркивая сущность этого праздника, Пасха всегда отмечается только в воскресенье.
    Празднование Пасхи сопряжено с большим количеством традиций. Так, ей предшествует Великий пост – самый продолжительный и строгий период воздержания от многих видов пищи и развлечений в течение всего года. Наступление Пасхи принято отмечать, выставляя на стол крашеные куличи и собственно пасху – так называют творожное блюдо в форме пирамиды с усеченным верхом.
    Кроме того, символом праздника являются крашеные вареные яйца: они считаются отражением легенды о том, как Мария Магдалина преподнесла императору Тиберию яйцо в знак того, что Иисус Христос воскрес. Он сказал, что это невозможно, точно так же, как яйцо не может из белого внезапно стать красным, и яйцо вмиг покраснело. С тех пор верующие на Пасху красят яйца в красный цвет. Приветствовать друг друга в этот день принято фразой «Христос воскресе!», на которую обычно отвечают «Воистину воскресе!».

  9. Fenridal Ответить

    Дохристианская Пасха считалась семейным еврейским праздником кочевников-скотоводов. В этот день в жертву еврейскому Богу Яхве приносили ягненка, кровью которого мазали двери, а мясо запекали на огне и быстро съедали с пресным хлебом. Участники трапезы должны были быть одеты в дорожную одежду.
    Позднее Пасху стали связывать с событиями, изложенными в Ветхом Завете, исходом евреев из Египта. Считается, что название праздника произошло от еврейского глагола «пасах», означавшего «переходить». Ритуал поспешного поедания мяса стал символизировать готовность к бегству. В период праздника, отмечавшегося в течение 7-ми дней, пекли только опресненный хлеб – это связывалось с тем, что перед исходом из Египта евреи 7 дней питались хлебом, испеченным без использования египетской закваски.
    Тайная вечеря состоялась как раз в день ветхозаветной Пасхи, которую Христос праздновал вместе с апостолами. Однако он внес новый смысл в древний обряд. Вместо ягненка, Господь принес в жертву самого себя, превратившись в Божественного Агнца. Его последующая смерть символизировала искупительное жертвоприношение на Пасху. Во время введенного на Тайной вечере обряда Евхаристии, Христос предложил верующим вкушать свое тело (хлеб) и пить свою кровь (вино).
    В первые века христианства возникла традиция праздновать 2 Пасхи, символизировавшие смерть и воскресение Христа. Первую проводили в глубокой скорби и строгом посте, а вторую – в ликовании и с обильной трапезой. Лишь позднее было принято решение праздновать одну Пасху, отделив ее от еврейской.

    Празднование Пасхи сегодня

    Современный христианский праздник Пасхи основан на истории воскресения Иисуса Христа на третий день после распятия. Теперь Пасха стала днем, который христиане посвящают воспоминаниям о жизни, смерти и воскресении Спасителя. Первоначально в разных местах она праздновалась в разное время. В 325 году было принято решение Первого Вселенского Собора Христианской Церкви праздновать Пасху в воскресенье, которое наступает после первого весеннего полнолуния. Этот день приходится на период с 4 апреля по 8 мая. Однако расчет пасхальных дат в Православной и в католической Церкви происходит по-разному. Поэтому по православному и католическому календарю Пасха нередко отмечается в разные дни.
    Большая часть пасхальных обрядов сохранилась до наших дней, в том числе – всенощное бдение, крестный ход, христосование, крашение яиц, приготовление куличей и пасох. Христосование – это обмен поцелуями, который сопровождается произнесением традиционного пасхального приветствия: «Христос воскрес!» – «Воистину воскрес!». Тогда же происходил обмен крашеными яйцами.
    Существуют разные версии происхождения традиции крашения яиц. Согласно одной из них, куриные яйца, упав на землю, превратились капли крови распятого Христа. Слезы рыдавшей у подножия креста Богоматери падали на эти кроваво-красные яйца, оставляя на них прекрасные узоры. Когда Христос был снят с креста, верующие собрали и поделили между собой эти яйца, а услышав радостную весть о Воскресении, стали передавать их друг другу.
    Традиционными блюдами пасхального стола являются кулич и творожная пасха. Считается, что до распятия Христос и его ученики вкушали пресный хлеб, а после Воскресения – квасной, т.е. дрожжевой. Его и символизирует пасхальный кулич. Пасха изготавливается из протертого творога в форме четырехгранной пирамиды, олицетворявшей Голгофу – гору, на которой был распят Иисус Христос.

  10. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *