Что такое признаки научного стиля 6 класс?

8 ответов на вопрос “Что такое признаки научного стиля 6 класс?”

  1. fededef Ответить

    В Древней Греции привилегированное сословие использовало особую терминологию, которую не понимали обычные люди. Именно к этому времени специалисты относят появление первых признаков научного стиля. Все термины называли только на латыни, но со временем ученые стали детали переводы на другие языки.

    Узкопрофильные сферы деятельности начали расширяться. Изначально научный стиль речи мало отличался от художественного, но со временем у него начали появляться характерные черты, стилистика стала четкой и сжатой.
    В качестве примера можно вспомнить негативный отзыв Декарта о работах Галилея. Французский философ и математик считал, что итальянский физик склонен использовать в тексте большое количество художественных средств. Подобного мнения придерживался и Кеплер. Долгое время эталоном стиля были работы Исаака Ньютона. Все старались подражать ему в своих трудах.
    В Российском государстве стиль для научных работ начал складываться только в начале XVIII века. В его развитии особенно помог Михаил Ломоносов, который выработал определенные характеристики стиля.
    Окончательно процесс формирования завершился в XIX веке и был сопряжен с деятельностью крупных ученых. Сегодня стиль научных работ имеет ряд признаков, которые позволяют легко выделять его среди других стилей русского языка:

    Логичность — все части текста имеют строгую последовательность и заканчиваются выводом. Предложения связываются повторяющими существительными и указательными местоимениями. Также на последовательное изложение указывают наречия, союзы, вводные слова.
    Точность — все слова применяются только в прямом смысле. Широко используется терминология. Ключевые фразы могут многократно повторяться.
    Объективность — описываются результаты экспериментов и закономерности, которые были выявлены.
    Обобщенность — при написании текста автор применяет абстрактные понятия, которые практически невозможно представить, почувствовать, понять.
    При необходимости текст иллюстрируют графиками, диаграммами, схемами. Можно применять формулы, расчеты, делать таблицы. Задача автора — полностью раскрыть тему.

    Особенности стиля

    Для научных текстов нехарактерно применение восклицательных предложений и высказывание субъективного мнения. Не допускается использование эмоционально окрашенных слов, недостоверных фактов, оскорблений.
    Жанры научного стиля — монография, статья, рецензия, учебник, сообщение на научной конференции и т. д. Все эти жанры можно объединить в одну группу — первичную, т. е. тексты, которые были созданы автором впервые. На основе научных работ создают вторичные тексты — реферат, доклад, конспект и другие.
    Выделяют несколько подстилей научного стиля:

    Собственно-научный — ориентирован на ученых. Используется для написания диссертаций, статей, докладов и т. п.
    Научно-учебный — для учащихся школ и других учебных заведений. Материал должен быть изложен понятно и подаваться по принципу «от простого к сложному». Применяется для написания учебников и других пособий.
    Научно-популярный — для обычных людей. Многие сведения подаются в общей, доступной для всех форме. Автор делает значительные упрощения информации, дает определения терминов, которые сопровождаются простыми примерами. Используется для написания детских энциклопедий, научно-популярных книг и т. п.
    Научно-технический — ориентирован на специалистов технического профиля. С его помощью описывают умения и навыки, которые были получены практическим путем. Сопровождается справочной информацией в виде статистики и других характеристик.
    У стиля выделяют несколько функций. Первая — это описание мира как объекта познания, вторая — изложение данных, которые были получены путем исследования, третья — воздействие на читателя. Текст должен побуждать интересоваться научными сведениями и достижениями.

  2. tal2007 Ответить


    Научный язык возник благодаря тому, что различные узкопрофильные области жизнедеятельности стремительно развивались. Сначала его можно было сравнить с художественным стилем речи, но с течением времени он стал отличаться, приобретать свои характерные черты и особенности.
    В древнее время в Греции привилегированное сословие людей использовало особую терминологию, которую обычные граждане не могли воспринимать правильно. В это же время специалисты стали выявлять основные признаки научного стиля речи. Изначально термины применялись исключительно на латинском языке, но затем все мировые ученые делали переводы на свои родные языки.
    Со временем стилистика научного текста становилась точной и сжатой, что максимально отделяло его от литературного изложения. Ведь художественный язык вносит значительную окраску в восприятие текста, что неприемлемо для научного стиля.
    Научный стиль речи и его определение формировалось довольно медленно. Мнения представителей науки относительно применения стилей значительно разделялись. Об этом можно судить по негативным высказываниям Декарта по поводу трудов Галилея. Он говорил, что его научные работы содержат много художественных средств. Такого мнения был и Кеплер, который считал, что Галилей довольно часто использует литературное описание природы вещей.

    Одним из важных этапом развития научного стиля речи стали труды Исаака Ньютона. Они долгое время послужили неким эталоном стиля, которого все старались придерживаться при изложении информации.
    Научный стиль в русском государстве начал складываться лишь в начале 18 века. На этом историческом этапе люди, пишущие собственные тексты или занимающиеся переводами, стали формировать свою терминологию.

    Во второй половине 18 века известный ученый Михаил Ломоносов совместно со своими последователями сделал толчок к тому, чтобы начал формироваться характерный научный тип речи в России. Большинство специалистов брали его труды за основу. Окончательно основные научные термины были созданы только в конце 19 века.

    Разновидности научного языка

    Согласно современным стандартам в русском языке существует несколько типов научного стиля, которые обладают своими особенностями. К таким относятся следующие стили речи:

    Научно-популярный

    Данный тип текста адресован тем людям, которые не имеют специальных умений и знаний в какой-то конкретной сфере. Он характеризуется упрощенностью изложения в целях достижения доступности восприятия публикой, но при этом в нем сохраняется достаточное количество терминологии и четкость.
    Кроме того разрешается использовать такие речевые формы, которые вызывают эмоциональность у аудитории. Цель научно-публичного языка – это ознакомление людей с определенными фактами или явлениями.
    У этого вида есть еще подвид, называемый научно-художественным. При таком изложении применяется минимум специальной терминологии и цифровых значений, а если они есть, то специалисты стараются их подробно объяснить.
    Для научно-популярного стиля характерно проведение сравнительного анализа с обычными предметами, легкое чтение и восприятие информации. Используется данный текст в книгах, журналах и прочих изданиях.

    Учебный

    Он разработан для людей, проходящих обучение в образовательных учреждениях. Задачей данного стиля является знакомство учеников и студентов с информацией, которая требуется для приобретения определенных знаний в той или иной сфере.

    Научный стиль и его особенности в данном случае заключаются в использовании множества типовых примеров. Данный стиль характеризуется применением профессиональных терминов, четкого разделения на категории, плавностью переходов от общего к частному. Такие тексты можно встретить в учебниках, методичках, пособиях.

    Собственно научный

    В этом случае аудиторией являются люди, специализирующиеся в данной сфере, и ученые. Задача таких текстов – описать определенные факты, явления, закономерности и так далее. В них можно делать свои собственные выводы, но не окрашивать их особой эмоциональностью. Пример научного стиля этой разновидности есть в диссертациях, докладах, рецензиях.

    Технический

    Данный тип необходим для узкопрофильных специалистов. Целью такого стиля считается описание умений и навыков, которые были получены практическим путем. Для него характерно множество цифровых, статистических данных и технических характеристик.

    Признаки стиля


    С течением времени научный стиль речи, определение и его черты подвергались изменениям. В современное время уже сложились некоторые закономерности подобного изложения информации.
    Ученые выделяют основные признаки научного стиля речи, в связи с которыми текст должен быть:
    Логичным. Данная черта является самой основной для использования этого речевого стиля. Абсолютно любое связное высказывание должно обладать указанным свойством. Но при этом научный язык отличается собственной логичностью, которая характеризуется подчеркнутостью и строгостью. Все составляющие информации обладают жесткой смысловой связью и излагаются по строго последовательной цепочке, заканчиваясь выводами. Достигается это с помощью применения свойственных научным текстам средств, к примеру, предложения связывают повторяющимися существительными, которые зачастую совмещаются с указательными местоимениями. Также на то, что информация излагается последовательно, указывают часто встречающиеся наречия, вводные слова, союзы.
    Точным. Это еще одно важное свойство, говорящее о том, что текст написан в научном стиле. Для того, чтобы точно изложить всю информацию, слова подбираются очень тщательно. При этом они используются исключительно в прямом смысле. Кроме того широко применяется терминология и специальная лексика. В таких текстах часто можно встретить многократное повторение ключевых фраз, что является абсолютно нормальным явлением.
    Объективным. Эта черта также относится к научному стилю. В таких текстах излагается только объективная информация, например, описываются результаты экспериментов, закономерности, выявленные в процессе их выполнения. Все описываемые сведения требуют достоверных количественных и качественных характеристик.
    Обобщенным. Эта важная черта обязательно содержит любые примеры текстов в научном стиле. В связи с этим специалисты часто прибегают к применению абстрактных понятий, которые практически невозможно представить, почувствовать, увидеть.
    При представлении научной информации используют слова, которые имеют отвлеченное значение. Зачастую применяют формулы, символику, приводят графики, составляют таблицы, рисуют схемы и чертежи. Все это позволяет наиболее четко раскрыть и объяснить то или иное явление.
    Для научного стиля речи не характерна черта, когда используются восклицательные высказывания, а также собственное субъективное мнение. Поэтому в таких текстах редко применяются личные местоимения и глаголы в первом лице единственного числа. Обычно используют неопределенно-личные, безличные,  определенно-личные выражения.
    Все вышеуказанные признаки позволяют понять, что для научного стиля речи не характерна эмоциональность, излишняя окраска явлений.
    Текст должен быть логичным, точным, соответствовать действительности. Все это достигается благодаря тому, что при изложении информации придерживаются определенных правил научного текста.

    Характерные черты научной информации


    Научный стиль и его особенности формировались длительное время, потерпели много изменений. В настоящее время выделяют три группы характерных черт данного языка:
    лексические;
    морфологические;
    синтаксические.
    Каждая из этих групп раскрывает конкретные особенности, которые отличают научную стилистику речи от всех остальных. Поэтому стоит рассмотреть их подробнее.

    Лексика

    Научный стиль и его особенности лексики отталкиваются от того, что такая информация имеет свою непосредственную задачу, которая заключается в том, чтобы обозначить явления, предметы, назвать их, объяснить. Для достижения этой цели в первую очередь требуются имена существительные.
    Лексика научного стиля обладает следующими характерными чертами:
    Слова употребляются исключительно в прямом смысле.
    Не применяются при изложении сведений средства, с помощью которых в литературных произведениях описывают различные образы. К таковым относятся эпитеты, метафора, сравнение, гипербола.
    Часто используются абстрактные предложения и терминология.
    Особенности научного стиля речи заключаются в выделении трех групп слов:
    Стилистически нейтральные. Они применяются в любых речевых стилях, поэтому их называют общепринятыми.
    Общенаучные. Их может содержать пример научного стиля разных областей, а не какой-то одной сферы.
    Узкоспециальные. Это такие слова, которые характерны для конкретной научной области.

    Морфология

    Особенности научного стиля речи включают в себя и морфологию. При раскрытии информации учитывают следующее:
    В текстах крайне редко можно встретить применение глаголов, стоящих в первом или втором лице единственного числа. При литературном же стиле это вполне приемлемо.
    Используют много глаголов в настоящем времени, которые довольно схожи с отглагольными именами существительным. Их применение позволяет достаточно хорошо передать достоверную оценку фактам и явлениям.
    Для научного стиля не характерна черта изложения, при которой в работах можно встретить большое скопление имен прилагательных. Употребляют их мало, да и в основном включают в состав профильных терминов. В то время как в литературном тексте их используется много вместе с эпитетами и прочими художественными средствами.
    Когда раскрывают научные сведения, части речи и их грамматические формы применяют немного иначе, чем в текстах остальных речевых стилей.

    Синтаксис

    Научный стиль и его особенности определяются и синтаксическими чертами, к которым относятся:
    особые обороты, например, по Ньютону, по опыту;
    употребление слова «далее» в качестве вводного слова;
    применение таких слов, как «данный», «известный», «соответствующий» в целях логически связывать предложения между собой;
    использование последовательности слов, находящихся в родительном падеже;
    употребление большого количества сложных предложений, в особенности сложноподчиненного типа. С помощью сложноподчиненных предложений с придаточным изъяснительным можно сделать обобщение, описать какое-либо явление или закон.
    А если использовать с придаточным причины, то можно довольно широко раскрыть причинную связь определенных явлений в окружающем мире. В таких предложениях применяют союзы, чтобы последовательно связывать высказывания между собой;
    употребление таких словоформ: «как известно», «ученые считают», «понятно» и прочие в случае, когда необходимо сделать отсылку на источник, на конкретные факты, предписания и так далее;
    широкое использование причастий, деепричастий и их оборотов.

    Все эти характерные особенности речи позволяют отделить рассматриваемый речевой стиль от других стилей, обособить его, как отдельную сферу, для которой присуще использование особых правил русского языка. Все это необходимо для достижения целей и задачи изложения мыслей в научной стилистике.
    Примером научного стиля текста является следующий отрывок из учебника о животных:
    «На основании данных по результатам экспериментов и информации, которая представлены в работе №5 и отображена на Рис.2, можно сделать вывод, что ежи, живущие в Северной Африке, являются психологически ранимыми существами».
    Вот еще один научный стиль текста — выдержка из медицинского пособия:
    «Гастрит представляет собой воспалительный процесс слизистой оболочки стенок желудка. Симптоматикой данного заболевания являются боли, которые проявляются при голоде либо после приема пищи, тошнота, рвота, проблемы со стулом. Диагноз ставится после проведения эндоскопического обследования желудка. Лечение проводится медикаментозным способом, помогающим снизить кислотность в желудке».
    Таким образом, в русском языке существуют разные речевые стили, которые выполняют свои конкретные задачи. Изучив научный стиль речи, определение и признаки такого текста, становится понятным, почему его выделили в отдельную категорию. Пример научного стиля всегда можно встретить в диссертациях, рецензий, докладах и прочих документах, которые создают профессоры, ученые и другие специалисты в сфере науки.

  3. shesgarik Ответить

    Научный стиль принято разделять на три подстиля в соответствии с уровнем их академичности, а также в зависимости от читательской аудитории.

    Разновидности и назначение научного стиля речи

    Во-первых, выделяют собственно научный стиль, основными жанрами которого являются монография, научная статья, диссертация либо тезисы. Во-вторых, научно-учебный подстиль, которым написаны тексты учебников либо академических лекций. В-третьих, научно-публицистический подстиль, используемый при написании научно-популярной или научно-художественной литературы.
    Также существует разделение научного стиля в соответствии с областями знаний: язык точных наук, язык гуманитарных дисциплин, а такжк подъязыки отдельных дисциплин.
    Научный стиль направлен на стандартизацию речи и возрастание веса специфически-целевых слов по сравнению с общеупотребительными.

    Основные требования научного стиля

    – точность речи (однозначность выбора слов, использование терминов),
    – логичность речи,
    – доказательность речи,
    – объективность информации,
    – отказ от использования личных местоимений,
    – полнота изложения материала,
    – обобщенность и абстрактность речи.

    Признаки научного стиля речи: лингвистические, лексические и синтаксические

    Лингвистические признаки научного стиля: однозначность, объективность, безОбразность и безмоциональность.
    Лексические признаки: употребление специальной терминологии и фразеологии. Часто общеупотребительные слова встречаются в специальном значении (например «тело» – физический термин, а «кислота» – химический). Используются обобщающие единицы речи (обычно, обыкновенно, регулярно…). Разговорная и экспрессивная лексика не употребляется. Часто используются фразы-клише.
    Активно используются символы и чертежи.
    Присутствуют ссылки на используемые в тексте источники.
    Преобладает в тексте использование третьего лица.
    Речь в научном стиле однообразна, синонимы не употребляются.
    Речь часто полна интернациональных слов.
    Синтаксические признаки научного текста:
    – особое использование местоимения «мы»,
    – распространена безличная форма подачи информации,
    – преобладают сложные предложения средней длины,
    – активно используются вставные и пояснительные конструкции,
    – употребляются пассивные конструкции,
    – употребляются составные именные сказуемые,
    – порядок слов должен быть стандартным.
    Научные жанры предполагают определенную композиционную форму текста. Как правило, научный текст должен состоять из введения, основной части работы и заключения. Все части работы должны быть озаглавлены.
    Допустима некая доля экспрессии для того, чтобы обозначить позицию автора.

    Нужна помощь в учебе?


  4. FullQ Ответить

    Тип речи — это способ изложения информации, построения слов и предложений в логическом порядке.
    Выделяют три типа речи:
    повествование;
    описание;
    рассуждение.
    Рассмотрим особенности каждого типа речи.

    Повествование

    Рассказ о каком-либо событии, явлении. Основные черты:
    связано с временным промежутком времени;
    имеет определённую последовательность действий;
    логичность изложения;
    текст отвечает на вопросы «что», «где», «когда»;
    большое количество глаголов.
    В результате повествования читателю становится понятно, что, где и с кем произошло. Для повествования характерны завязка, развитие и развязка событий. Используется в письмах, мемуарах, воспоминаниях, дневниковых записях.

    Описание

    Цель описания — словесно передать явление, рассказать о качествах предмета, признаках, создать у читателя зрительный или чувственный образ. Описывать можно людей, животных, определённое место, событие, явление, внутреннее состояние человека и любое другое явление.
    Состоит из:
    общей характеристики предмета, общего впечатления;
    признаков, деталей;
    общей оценки предмета.
    В речи преобладают прилагательные, наречия, существительные. Минимум глаголов, в отличие от повествования, текст статичен. Может использоваться в различных стилях речи, чаще всего в художественном и научном. В последнем важна точность и детальность, в художественном — создание определённого образа перед читателем, описываются только самые яркие моменты.

    Рассуждение

    Рассуждение — это размышление, высказывание мыслей и идей, объяснение явлений и свойств предмета. В тексте даётся ответ на вопросы «почему», «зачем».
    Состоит из:
    тезиса — мысль, которую нужно доказать;
    обоснования тезиса, подтверждающих аргументов с примерами, доказательствами;
    резюме — итогов, выводов.
    Цель текста — убедить, разъяснить, доказать. Для рассуждения характерны риторические вопросы, последовательность мыслей — «во-первых», «во-вторых», «в-третьих», вводные конструкции— «между тем», «таким образом», «итак», «потому что», «следовательно».
    Часто встречается в научной и художественной литературе, философских трактатах.

    Сравнительные таблицы стилей и типов речи

    Чтобы быстро определить стиль и тип речи, воспользуйтесь таблицами.
    Стили текста:
    Стиль текстаОписание стиляФункцииГде используется1. Научный стильЛогичен, направлен на описание законов, закономерностей, взаимодействий явлений и предметов. В лексике преобладают специальные термины, общенаучные слова, существительные, в основном, абстрактные.Информационная, обучающая, доказательная.Учебная литература, методический материал, научные работы, справочники.2. Публицистический стильПризван влиять на разум и чувства читателей. Предназначен для донесения информации до широкой публики в СМИ. Лексика общественно-политическая, эмоционально окрашенная.Информационная, мотивационная.Статьи, очерки, репортажи, фельетоны, интервью.3. Официально-деловой стильСлужит для информирования в официальной обстановке. Используется в законодательстве, делопроизводстве, административно-правовой деятельности. Содержит штампы, информация передана в сжатом виде.ИнформационнаяОфициальные документы: нормативно-правовые акты, заявления, информационные письма, жалобы, приказы, справки.4. Художественный стильХудожественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей. Характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи.Информационная, эстетическая.Стихи, поэмы, романы, пьесы, сценарии.5. Разговорный стильПередаёт речь людей в неформальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.ИнформационнаяДиалоги, личный блогТипы речи:
    Тип речиОписание типаВ каком стиле используетсяПримеры1. ОписаниеСоздаёт образ явления, предмета, человека посредством раскрытия его особенностей, признаков, характеристик. Цель — создание в сознании читателя целостного образа.Во всех стилях1. По улице шёл мужчина в черном драповом пальто и шляпе с узкими полями. В руках у него был кожаный портфель.
    2. Этот сорт яблок характеризуется крупными, до 300 грамм, плодами. Цвет зрелого плода может быть от светло-зеленого до бело-жёлтого.2. ПовествованиеСообщает о каком-либо событии в его временной последовательности. В нём говорится о следующих друг за другом действиях.Художественный, особенно мемуары, воспоминания.
    Публицистический
    РазговорныйВ то утро я выпила чашку крепкого чая, приняла ванну с клубничной пеной, оделась, сделала макияж с особой тщательностью и вышла в половине девятого. Шёл снег, автобуса не было 15 минут.3. РассуждениеРассуждение — это словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.Научный
    Художественный
    ПублицистическийВыучить иностранный язык не так уж сложно. Главное — это терпение и регулярные занятия. Без них никак. В практике помогает общение с носителями языка.Итак, мы рассмотрели различные стили и типы речи. Даже если перед вами маленький текст, нужно подумать о том, к кому он обращён, что автор хочет им выразить, где его можно употребить. Обращайте внимание на лексику текста. Слова — это «маячки», подсказки, которые помогут определить стиль.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *