Что такое публичный договор на оказание услуг?

16 ответов на вопрос “Что такое публичный договор на оказание услуг?”

  1. illenium1337 Ответить

    Информационный блок “Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки” – это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов по наиболее популярным темам в сфере гражданского права
    Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства
    Используя материалы этого блока, Вы узнаете, в каких случаях можно заключить тот или иной договор, на что обратить внимание при его составлении и какие нюансы необходимо учитывать при его исполнении. Основное внимание уделено рассмотрению тех вопросов, которые вызывают трудности в практической деятельности
    Материал приводится по состоянию на февраль 2020 г.
    См. информацию об обновлениях Энциклопедии решений
    См. содержание Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки
    При подготовке Информационного блока “Энциклопедия решений. Договоры и иные сделки” использованы авторские материалы, предоставленные А. Александровым, Д. Акимочкиным, Ю. Аносовой, А. Барсегяном, С. Борисовой, Т. Вяхиревой, П. Ериным, Ю. Раченковой, О. Сидоровой, В. Тихонравовой, А. Черновой и др.

  2. SeSar064 Ответить

    Согласно ст. 437 ГК РФ, предложение, в котором описаны все существенные условия договора и прослеживается заинтересованность лица, отправившего бумагу, в заключении договора с любым, кто на это предложение откликнется, следует признавать публичной офертой.
    В п. 2 ст. 432 ГК РФ прописано, что договор оферты заключается путем направления предложения одной из сторон и его принятия другой стороной.
    Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ в этом предложении должны быть перечислены все значимые условия договора. Ответ адресата о принятии оферты называется акцептом. Акцепт можно дать в устной или в письменной форме.
    Согласно ст. 443 ГК РФ, ответ, свидетельствующий о желании заключить договор на условиях, отличающихся от тех, которые изложены в оферте, не считается акцептом. Подобный ответ признается новой офертой.
    В п. 58 постановления Пленума Верховного Суда РФ, а также Пленума ВАС РФ от 01.07. 1996 №6/8 от 01.07 поясняется, что для того, чтобы действия адресата оферты были признаны акцептом, ему достаточно приступить к исполнению описанных договоренностей на соответствующих условиях и в указанный срок.
    Согласно ст. 440 ГК РФ, договор следует считать заключенным, если сторона, составившая оферту, получила акцепт в прописанные в бумаге сроки.
    Если в оферте не прописан срок для акцепта, то по п.1 ст. 441 ГК РФ договор будет заключен, если акцепт отправлен не позднее сроков, установленных законодательством или в течение периода, достаточного для написания ответа.

    Стороны соглашения

    В сделке принимают участие две стороны:
    Оферент – продавец или исполнитель, который может быть представлен фирмой, организацией или другим юридическим лицом, а также частным лицом или ИП.
    Акцептант – покупатель или заказчик. В качестве акцептанта также может выступать как физическое, так и юридическое лицо.
    О видах, особенностях и структуре договора оказания услуг между юридическими лицами рассказано тут.
    Если заказчик принимает оферту, каждая сторона получает свою выгоду:
    У оферента появляется гарантия того, что акцептант принял его предложение.
    Акцептант может быть уверен в том, что в течение всего срока оферты продавец не сможет законно изменить условия договора: цену, количество предоставляемого товара и т.д. По этой причине оференты часто подстраховывают себя, сообщая, что предложение не является публичной офертой. Таким образом они снимают с себя все обязательства по исполнению договоренностей.

  3. Prien84 Ответить

    Сторонами публичного договора выступают коммерческая организация или индивидуальный предприниматель и лицо, которое отзовётся на предложение и станет клиентом, покупателем товаров или потребителем услуг. При этом специфика работы предпринимателей такова, что она может быть адресована неограниченному кругу лиц.
    Законодатель приводит ориентировочный перечень видов деятельности, которые проводятся на базе публичного договора. Указываются услуги связи, перевозка общественным транспортом, розничная торговля. Этот список не является исчерпывающим. Имеется в виду, что публичность договора относится только к основному виду деятельности.
    Так, компания, занимающаяся перевозками, по публичному договору обслуживает своих клиентов, но горючее и другие материалы, нужные для пополнения складских остатков, она закупает по обычному, поскольку её контрагентом в таком случае является конкретное юридическое лицо. По публичному договору водители заправляют автомобили на автозаправках, и при этом у них не спрашивают никаких документов, но лишь заливают горючее в обмен на деньги, а оферта исходит от владельца пункта заправки.
    На индивидуальных предпринимателей все положения статьи распространяются так же, как и на организации. Это верно в силу п. 3 ст. 23 ГК РФ, который распространяет все требования к юридическим лицам, занимающимся коммерческой деятельностью, ещё и на тех участников делового оборота, кто делает тоже самое без образования юридического лица.
    Неотъемлемой чертой публичного договора является то, что он накладывает на предпринимателей обязанность предоставлять свои услуги всем, кто к ним обратится, если для этого существует возможность. Исключения составляют лишь случаи, которые предусмотрены п. 4 ст. 786 ГК РФ. Это относится к перевозке пассажиров воздушным транспортом.
    Законодательством предусмотрен специальный реестр для лиц, перевозка которых самолётами ограничена. Все остальные предприниматели должны оказывать свои услуги всем тем, кто намерен стать их клиентами. Это не означает, что не может возникнуть спорных ситуаций. К примеру, водитель маршрутного такси может отказаться от перевозки лица, которое имеет поклажу, способную причинить неудобства другим пассажирам или пытается провести с собой животное.
    В таких случаях у того, кому отказали в перевозке, возникает возможность подать иск на перевозчика, поскольку формально он нарушил правила комментируемой статьи. Решение же суда будет зависеть от обстоятельств дела.

    Ограничения, накладываемые ст. 426 ГК РФ

    Публичный договор накладывает некоторые ограничения на свободу договорных отношений, устанавливаемую ст. 421 ГК РФ, поскольку предприниматель теряет возможность не только в том, чтобы отказать кому-то в обслуживании, но не может и отдавать предпочтения одним клиентом по отношению к другим.
    При немотивированном отказе со стороны лица, предоставляющего услуги на основании публичного договора, на него может быть подано исковое заявление на основании п. 4 ст. 445 ГК РФ. К примеру, если кто-то желает, чтобы ремонтная организация оказала ему свои профильные услуги, а та отказывается, но при этом никаких признаков прекращения коммерческой деятельности нет, появляются основания для иска, направленного на понуждение юридического лица к оказанию услуг.
    Однако ограничение свободы договора, которое устанавливает ст. 426 ГК РФ, не является абсолютным. Существуют отдельные федеральные законы, постановления правительства, пленума ВС РФ, которые создают основания для того, чтобы предприниматели могли расставлять приоритеты в выборе клиентов. Если вопрос станет рассматриваться в суде, то бремя доказательства отсутствия возможности предоставить кому-то услуги ложится на предпринимателя. Такое правило введено ещё постановлением пленума ВС РФ № 6 и пленума ВАС РФ № 8 от 01.07.1996 г.
    Характерна и такая юридическая особенность публичного договора, как возможность изменения условий по отношению к разным потребителям. Наличие публичной оферты не говорит о том, что всякий потребитель присоединяется к ней на неизменных условиях. Так, если коммерческая организация оказывает всем желающим услуги, связанные с кровельными работами, то это не значит, что во всех случаях она обязана делать это на одинаковых условиях.
    Это вполне разумно, поскольку не бывает двух строений с абсолютно одинаковыми крышами. Даже при использовании одинаковых материалов всё равно какие-то отличия можно будет найти. Будет вполне правомерно, если это отразится на сроках, порядке взаиморасчетов и подобных условиях. Недопустима лишь дискриминация потребителей, основанная на любых признаках.
    Если какая-либо дискриминация будет выявленной, то на основании п. 5 ст. 426 ГК РФ договор может быть признан ничтожным в части дискриминирующих потребителя условий. На практике это не влечёт за собой отмены договора целиком. Ничтожными в таком случае суд признаёт только отдельные пункты договора. К примеру, если публичный договор требует предоплаты только с пенсионеров и студентов, то потребитель получает основание обращаться в суд, поскольку в таком условии прослеживаются признаки дискриминации. Для предпринимателей это влечёт за собой риск признания ничтожными отдельных условий договора и применение по отношению к ним последствий недействительности сделки.
    Однако никаких нареканий не может вызывать установление договором отдельных программ лояльности, направленных на улучшение условий обслуживания определённой категории лиц, к примеру, продажа товаров пенсионерам со скидкой.

    Позиция высших судов

    Конституционный суд РФ рассматривает положения ст. 426 ГК РФ в качестве направленных на создание равных условий для всех потребителей любых товаров и услуг и не усматривает в их наличии ущемления чьих-либо прав. Это становится ясным из определения по делу № 257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 ГК РФ».
    Кроме этого статья призвана уравновесить участников гражданско-правового оборота, поскольку предприниматели обычно являются наиболее сильными игроками рынка, что делает их позиции более значимыми по отношению к клиентам. Некоторые ограничения в свободе заключать договоры уравновешивает возможности и создаёт условия стабильности гражданско-правового оборота.
    Наиболее полно современное понимание ст. 426 ГК РФ раскрыто в постановлении пленума ВС РФ от 25.12.2018 г. № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора». Комментируемой статье посвящены п. п. 15 — 22 данного документа. Из него станет ясно, что одна из сторон вправе отказаться от исполнения условий публичного договора, если само заключение изначально не было для неё обязательным и при условии нарушений условий договора другой стороной, раскрываются и другие важные вопросы.

  4. Manul76 Ответить

    Ответил адвокат – Королева С.О.: Здравствуйте, Роман Сергеевич.
    Рассматривая вопрос правового регулирования договора возмездного оказания услуг, следует отметить, что гл. 39 ГК РФ не содержит прямого указания на публичный характер отдельных видов договоров, однако ст. 426 ГК РФ прямо называет публичными договоры об оказании услуг связи, туристических, медицинских, гостиничных услуг и других услуг.
    Договор является публичным (то есть заключенным с каждым, кто обратится), если ему присущи следующие признаки:
    – предметом договора, определяемого как публичный, должны выступать обязанности по оказанию услуги, по сути составляющие содержание именно той деятельности, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к ней обратится.
    – одним из существенных признаков публичных договоров служит его строгий ограниченный субъектный состав: коммерческая организация (или предприниматель) и потребитель;
    – коммерческая организация или предприниматель могут быть признана субъектом публичного договора только в том случае, если она осуществляет оказание услуг профессионально, т.е. в качестве основного или одного из основных видов деятельности.
    Следует обратить внимание и на такую особенность заключения договоров возмездного оказания информационных и консультационных услуг, как присоединение.
    В настоящее время наблюдается общая тенденция предложения уже отработанных универсальных стандартизированных пакетов услуг путем договора присоединения, не вникая в специфику деятельности услугополучателя. Условия договора, определенные в соответствующем формуляре или содержащиеся в стандартной форме, могут быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к этим условиям, что исключает возможность для сторон формулировать условия, отличные от выраженных в стандартной форме или формуляре по их соглашению, а для присоединившейся стороны – также и саму возможность заявлять при заключении договора о разногласиях по его отдельным условиям.
    В отношении информационных и консультационных услуг при разработке стандартная форма договора должна отвечать следующим требованиям: каждая услуга нуждается в особом формуляре, отражающем именно ее специфику; формуляры и стандартные формы должны быть свободны от условий, устанавливающих односторонние преимущества для стороны, разработавшей условия договора, причем перечень этих условий договора должен быть закрытым; условия договора в формуляре, стандартной форме должны быть прописаны императивно, т.е. становятся существенными; в формуляре или иной стандартной форме условия договора излагаются безотносительно личности получателя услуги, что предполагает одинаковость их отношений для каждого обратившегося, что в значительной степени сближает договор присоединения с публичным договором в части равных условий предоставления услуг.
    Из вышеизложенного следует, что из документарного бланка (формуляр, стандартная форма, типовые бланки) должны явствовать реалии, в которых оказывается услуга, прежде всего – предмет договора (объем оказываемой информационной, консультационной услуги), цена и содержание.
    Указанный бланк договора возмездного оказания информационных услуг, размещенный на сайте, может рассматриваться как публичная оферта.

  5. mnepofik Ответить

    Здравствуйте!
    Если Вы оплатили услуги, то договор считается заключенным.
    Публичным договором согласно п. 1 ст. 426 ГК РФ признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
    Заключение публичного договора является обязательным для коммерческой организации, осуществляющей соответствующую деятельность.
    Правила о заключении договора в обязательном порядке регулируются ст. 445 ГК РФ.
    С учетом положений указанной статьи существует несколько вариантов заключения публичного договора.
    В Вашем случае:
    Предложение о заключении публичного договора (оферта) исходит от стороны, для которой заключение этого договора является обязательным
    В целях заключения договора по данному варианту коммерческая организация должна направить потребителю проект договора в письменной форме. Если в течение тридцати дней потребитель не направит коммерческой организации протокол разногласий, то договор будет считаться заключенным в том случае, если потребитель совершит конклюдентные действия, подтверждающие его согласие заключить договор (акцепт) в соответствии с п. 3 ст. 438 ГК РФ. С учетом разъяснений, содержащихся в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. № 14, договор будет признан заключенным, не только в случае оплаты потребителем товаров (работ, услуг) в соответствии с условиями проекта договора как это предусмотрено п. 3 ст. 438 ГК РФ, но и в случае фактического потребления (пользования) потребителем товаров (работ, услуг) коммерческой организации, независимо от факта оплаты.
    Если же потребитель, получив проект договора, направит протокол разногласий коммерческой организации, то договор может быть заключен путем согласования условий сторонами, либо в случае спора – путем определения спорных условий договора судом (ст. 446 ГК РФ).

  6. gabby Ответить

    Новая редакция Ст. 426 ГК РФ
    1. Публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
    Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами.
    2. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей.
    3. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 статьи 786 настоящего Кодекса.
    При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
    4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
    5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

    Комментарий к Ст. 426 ГК РФ

    Судебная практика.
    Публичный договор не основан на началах свободы договора. Специфика характера данного договора, субъектный состав (обязательно коммерческая организация или индивидуальный предприниматель) вынуждают законодателя компенсировать юридическую и экономическую “слабость” потребителя ограничением прав коммерческой организации.
    При разрешении споров по искам потребителей о понуждении коммерческой организации к заключению публичного договора (ст. 426 Кодекса) необходимо учитывать, что бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию.
    Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (Постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 01.07.1996 N 6/8).
    По смыслу пунктов 1 и 3 статьи 426, а также пункта 4 статьи 445 ГК РФ обратиться в суд с иском о понуждении заключить публичный договор может только контрагент обязанной стороны. Коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе (приложение к информационному письму ВАС РФ от 05.05.1997 N 14). Такое ограничение свободы договора для одной стороны – исполнителя (в данном случае – медицинского учреждения, оказывающего платную медицинскую помощь), учитывающее существенное фактическое неравенство сторон в договоре о предоставлении медицинских услуг и особый характер предмета договора (в том числе уникальность многих видов медицинских услуг, зависимость их качества от квалификации врача), направлено на защиту интересов гражданина (пациента) как экономически более слабой стороны в этих правоотношениях, обеспечение реализации им права на медицинскую помощь (Определение КС РФ от 06.06.2002 N 115-О).

    Другой комментарий к Ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации

    1. Определение публичного договора содержится в абз. 1 п. 1 комментируемой статьи 426 ГК РФ.
    Публичным считается такой договор, одной из сторон которого является коммерческая организация, обязанная выполнять вытекающие из договора обязательства в отношении любого лица, обратившегося к ней по поводу заключения договора.
    В ГК приведен “открытый” перечень таких договоров: розничная купля-продажа, перевозка транспортом общего пользования, договор об оказании услуг связи, договор энергоснабжения, договоры медицинского и гостиничного обслуживания. В этих случаях заключаемые договоры являются публичными в связи с тем, что их стороной является особый продавец, перевозчик, предприятие связи, поставщик, медицинское или гостиничное предприятие.
    В ГК указаны и некоторые другие виды договоров, которые прямо названы публичными: прокат (ст. 626), бытовой подряд (ст. 730), договор банковского вклада, в котором вкладчиком является гражданин (ст. 834), договор хранения в ломбарде вещей, принадлежащих гражданину (ст. 919), договор личного страхования (ст. 927). Публичными могут быть и иные договоры.
    Партнером коммерческой организации по публичному договору может быть не только гражданин, но и юридическое лицо.
    Если гражданин-предприниматель осуществляет деятельность, которая по своему характеру должна осуществляться в отношении каждого, кто к нему обратился, то заключаемые им договоры также должны признаваться публичными.
    Закон об авторском праве (ст. ст. 44, 45) предусматривает создание некоммерческих организаций, управляющих имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации обязаны заключать договоры с авторами, их наследниками и обладателями смежных прав о принятии их на обслуживание, а также лицензионные договоры с организациями-пользователями. Все такие договоры должны по аналогии со ст. 426 ГК считаться публичными, т.е. соответствовать требованиям, предъявляемым к порядку заключения и к содержанию публичных договоров.
    В абз. 1 п. 1 указывается, что публичный договор устанавливает обязанности коммерческой организации “по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг”. Заключенные в кавычки слова не следует понимать ограничительно, например, если коммерческая организация занимается покупкой определенных товаров, то заключаемые ею договоры также могут признаваться публичными.
    Абзац 1 п. 1 комментируемой статьи 426 Гражданского кодекса России указывает на первую особенность публичных договоров: коммерческая организация обязана заключить такой договор с любым лицом, которое к ней обратится.
    Это означает, что для коммерческой организации, получившей предложение о заключении публичного договора, не действует принцип “свободы договора” (ст. 421 ГК РФ): такая организация обязана заключить предложенный ей договор.
    Однако для другой стороны публичного договора принцип “свободы договора” сохраняет свое действие.
    С иском о понуждении заключить публичный договор вправе обратиться только контрагент коммерческой организации, обязанной его заключить, а не данная коммерческая организация (п. 2 приложения к информационному письму Президиума ВАС РФ от 5 мая 1997 г. N 14 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров” // Вестник ВАС РФ. 1997 г. N 7).
    В абз. 2 п. 1 указанная выше норма поясняется: коммерческая организация обязана заключать публичные договоры с обратившимися к ней лицами в порядке очередности их обращений (“в порядке общей очереди”). Однако законом или иным правовым актом могут быть установлены изъятия из этой нормы, касающиеся льготного, первоочередного заключения публичных договоров с отдельными категориями лиц, выразивших пожелание заключить договор (ветераны, инвалиды и т.п.).
    2. В п. 2 устанавливается вторая особенность публичных договоров: все условия публичных договоров, заключаемых коммерческой организацией с отдельными партнерами, должны быть одинаковыми. Особо подчеркивается, что эта норма касается цены договора. Вместе с тем оговаривается, что законом или иными правовыми актами могут быть установлены “льготы для отдельных категорий потребителей”.
    Здесь закон впервые дает наименование договорного партнера коммерческой организации в публичном договоре, называя его “потребителем”. Это наименование не следует понимать ограничительно; оно не совпадает с определением термина “потребитель”, содержащимся в Законе о защите прав потребителей. В частности, потребителем в смысле ст. 426 ГК является лицо, продающее иностранную валюту в пункте обмена валюты; кстати говоря, в этих пунктах при обмене больших сумм применяются льготные курсы.
    3. Абзац 1 п. 3 косвенно подтверждает норму, согласно которой указанная коммерческая организация по общему правилу обязана включить публичный договор, а ее отказ от заключения публичного договора может иметь место только при отсутствии возможности его заключения.
    В абз. 2 п. 3 устанавливаются последствия необоснованного уклонения коммерческой организации от заключения публичного договора: контрагент имеет право потребовать либо заключения договора, либо взыскания убытков, либо заключения договора и взыскания убытков. Однако таких последствий не возникает, если коммерческая организация не имела возможности заключить договор (отсутствие товара, персонала и т.п.).
    Бремя доказывания отсутствия возможности заключения публичного договора возлагается на соответствующую коммерческую организацию (п. 55 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8).
    Разногласия сторон по отдельным условиям публичного договора могут быть переданы потребителем на рассмотрение суда независимо от согласия на это коммерческой организации (п. 55 указанного выше Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ).
    4. В п. 4 предусмотрено право Правительства РФ издавать типовые договоры, положения и другие подобные нормативные акты, содержащие правила, обязательные для сторон, заключающих публичные договоры.
    Однако это право применяется только “в случаях, предусмотренных законом”. Это означает, что закон должен прямо указывать на наделение Правительства таким правом. В связи с этим следует отметить, что ст. 1 ЗоЗПП РФ прямо не наделяет Правительство РФ такими правами.
    5. Пункт 5 устанавливает, что условия публичного договора, не соответствующие требованиям п. п. 2 и 4 ст. 426, являются ничтожными. Эта норма направлена на то, чтобы исключить применение оговорки, предусмотренной ст. 180 ГК, т.е. исключить признание недействительным заключенного договора в целом.

  7. dmntlt Ответить

    Об этом говорит ГК ч.1
    Статья 426. Публичный договор
    1. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
    Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
    2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
    3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
    При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
    4. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
    5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
    Проще говоря это продуктовый магазин за углом твоего дома, мастерская по починке техники и обуви, кафе и т.д. все они оказывают услуги на основе публичного договора. Идокумент соответствующий у тебя на руках есть, это чек, счет, квитанция и др.

  8. mekishifuka Ответить

    Размещено на http://www.allbest.ru/
    Введение
    Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ, п. 2 ст. 1 ГК РФ). Публичный договор (ст. 426 ГК РФ) является частным проявлением этого положения. Он ограничивает определенную категорию предпринимателей в свободе договора. А именно, в свободе выбирать контрагента по своему усмотрению и в свободе определять условия договора (п. 1 и п. 4 ст. 421 ГК РФ). Цель публичного договора – защита «слабой» стороны в договоре и установление в экономическом правоотношении фактического, а не юридического равенства сторон. В связи с этим важно правильно определить, какие отношения подпадают под режим публичного договора и как действует механизм ограничения свободы этих отношений. Неправильное толкование будет способствовать либо необоснованному ущемлению прав предпринимателей, либо обратившихся к ним лиц.
    Нормы о публичном договоре распространяются на огромную часть коммерческого оборота. Достаточно сказать, что только Гражданский кодекс РФ отнес 16 видов договоров к публичным, из которых многие (например, договор розничной купли-продажи, энергоснабжения, перевозки транспортом общего пользования) составляют «львиную» долю в общей массе заключаемых в обществе сделок (смотри Приложение). Неправомерное ограничение свободы договора, путем использования правил о публичном договоре, может создать ситуацию, когда принцип свободы договора для коммерческих отношений в любой предпринимательской деятельности будет только декларацией на бумаге. В связи с этим перед теорией и практикой стоят задачи уточнения понятия публичного договора и механизма его применения.
    Публичный договор (как и статья 426 ГК РФ) является новым понятием (ГК РФ 1994 г.). В связи с этим существенных работ непосредственно по данной теме не было. Исследования большинства авторов, предметом которых был публичный договор, как правило представляют собой статьи. Отдельные монографии, книги не издавались. Все сказанное в совокупности и предопределяет актуальность и необходимость настоящего исследования.
    Объектом настоящего исследования является публичный договор как правовое явление, сущность которого заключается в ограничении отдельной категории предпринимателей в свободе договора, а так же в защите «слабой» стороны в договоре. Предмет исследования – отдельные элементы публичного договора.
    Для написания реферата использованы труды Аминова В. и Шкарина А., Дедикова С., Гражданский Кодекс РФ, а также система «КонсультантПлюс».
    1. Понятие публичного договора, признаки
    Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.) (п. 1 ст. 426 ГК РФ).
    Гражданский кодекс (п. 3 ст. 426) не допускает отказа коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги или выполнить для него определенные работы. А при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
    Чтобы правильно трактовать суть публичного договора, предложенное законодательством понятие целесообразно разделить на части и рассмотреть каждую в отдельности.
    Прежде всего, необходимо уточнить, что статья 426 ГК РФ регламентирует поведение участников как на стадии заключения договора, так и на стадии исполнения. Анализируемое понятие публичного договора отражает эту особенность. Так, в нем указана обязанность коммерческой организации заключить договор – это первая, преддоговорная стадия. На стадии исполнения вступает в действие п. 4 ст. 426 ГК РФ, согласно которому необходимо соблюдать требования нормативных актов Правительства РФ. Как на преддоговорной стадии, так и на стадии исполнения применяется п. 2 ст. 426 ГК РФ о соблюдении равных условий договора для всех клиентов коммерческой организации.
    Одновременно п. 1 ст. 426 ГК РФ определяет признаки, при наличии которых заключенный договор можно отнести к категории публичных. Эти признаки должны присутствовать и в правоотношениях, которые еще не переросли в сделку, и в тех, которые уже являются таковыми. Они свидетельствуют о публичности. Из смысла п. 1 ст. 426 ГК РФ следует, что договор, либо правоотношение – потенциальный договор, могут быть классифицированы как публичные при наличии следующих условий:
    1. Предметом конкретного договора является обязательство коммерческой организации по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг.
    2. Стороны договора – коммерческая организация и потребитель.
    3. Коммерческая организация осуществляет деятельность, характер которой предполагает, что она обязана продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги в отношении каждого, кто к ней обратиться.
    Необходимо учитывать, что не все договоры, заключаемые коммерческими организациями, занимающимися публичным выполнением работ, оказанием услуг, являются публичными. Так, договор на покупку топлива, заключенный транспортной организацией, к публичным не может быть отнесен, так как контрагентом такой организации не выступает потребитель ее услуг.
    Термин «потребитель» используется в комментируемой статье применительно к гражданам и юридическим лицам и не наделен содержанием, которое вкладывает в него Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей».
    Употребление термина «договор» представляется не совсем корректным, поскольку в большей своей части ст. 426 ГК РФ регламентируют процедуру заключения, а не исполнения, изменения или расторжения договора. Именно эта стадия и является отличительной чертой такого явления как «публичный договор». В дальнейшем, говоря о «договоре», подразумеваем как достигнутое соглашение лиц по всем существенным условиям (ст. 420 и ст. 432 ГК РФ), так и взаимоотношения лиц, направленные на совершение конкретной сделки, которая может быть и не заключена в будущем.
    Кроме того в самом абзаце 1 п. 1 ст. 426 ГК РФ перечисляются виды договоров, которые являются публичными. В некоторых законах так же отмечается публичность других. Это перечисление (как в ст. 426 ГК РФ, так и в особенной части, и в законах) однозначно свидетельствует, что к сделкам такого вида должны применяться правила о публичном договоре. В то же время есть некоторые сомнения, что в конкретных договорах публичного вида (розничная купля-продажа, прокат и т.п.) обязательно должны присутствовать все три признака, указанные ранее. Поэтому факт того, что договор прямо отнесен законом к публичным, можно условно считать еще одним признаком публичности. Причем, если есть этот признак, то наличие остальных трех не требуется. К тому же «четвертый признак» служит иногда ориентиром для выяснения сущности других, неоднозначно толкуемых признаков (в частности, «характера деятельности коммерческой организации»).
    П. 5 ст. 426 ГК РФ объявляет условия публичного договора, нарушающие выше перечисленные требования, ничтожными.
    2. Условия публичного договора
    Областью экономической активности организаций, занимающихся публичной деятельностью, является обычно сфера удовлетворения общественных нужд (например, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское и иное обслуживание). Данная сфера деятельности и определяет объекты зарождающихся обязательств. Содержание возникающих правоотношений состоит в обязанности организации заключить и исполнить договор. Подобная обязанность предусмотрена и в ст. 26 Закона РФ «О защите прав потребителей». В ней прямо закреплено, что исполнитель, занимающий доминирующее положение на рынке, обязан заключить с потребителем договор на выполнение работ или оказание услуг, за исключением случаев, если он докажет, что их выполнение (оказание) выходит за рамки его уставной деятельности или производственных возможностей. При этом доминирующий на рынке субъект должен организовывать свою производственную или иную хозяйственную деятельность так, чтобы потребности граждан удовлетворялись надлежащим образом и бесперебойно.
    Из приведенной нормы видно, что обязанность по заключению договоров на выполнение работ или оказание услуг связывается не только фактическим характером деятельности субъекта хозяйствования или его производственными возможностями (как это предусмотрено в п. 1, 3 ст. 426 ГК РФ), но и с рамками его уставной деятельности. Здесь следует уточнить, что в настоящее время в соответствии с п. 1 ст. 49 и п. 2 ст. 52 ГК РФ допускается существование как общей, так и специальной правоспособности юридических лиц. Предмет и цели деятельности коммерческой организации обязательно определяются учредительными документами лишь в особых, предусмотренных законом случаях.
    Видимо, поэтому ст. 426 ГК РФ связывает реализацию норм о публичных договорах с характером фактической деятельности субъекта, а не с ее формальным отражением в учредительных документах. Но вместе с тем и ранее в судебной практике учитывалось, что деятельность исполнителя, соответствующую уставным задачам, даже при отсутствии прямых указаний об этом в учредительных документах нельзя расценивать как выходящую за рамки уставной. Кроме того, адресатом обязанностей, изложенных в ст. 26 Закона «О защите прав потребителей», является не любой хозяйствующий субъект, а исключительно с доминирующим положением на федеральном или региональном товарных рынках в сфере выполнения работ или оказания услуг. Напротив, в ст. 426 ГК РФ такой специальный субъект не упоминается, что позволяет распространить ее положения на более широкий субъектный состав.
    Общая норма ст. 26 Закона «О защите прав потребителей» была отражена и в подзаконных актах, то есть в правилах оказания отдельных видов услуг, утвержденных Правительством Российской Федерации. Так, п. 33 Правил «Предоставления услуг телеграфной связи» (утверждены постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1994 года №347) закрепил за хозяйствующим субъектом с доминирующим положением в сфере предоставления определенной услуги телеграфной связи обязанность заключить соответствующий договор. Основаниями для освобождения от нее не могли служить обстоятельства, свидетельствующие о ненадлежащей организации производственного процесса. К ним Пленум Верховного суда РФ в своем постановлении от 29 сентября 1994 года №7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» отнес, например, отсутствие у ответчика на время обращения потребителя необходимого количества сырья и материалов, комплектующих изделий, запасных частей. В настоящее время, используя терминологию ст. 426 ГК РФ, ссылки на приведенные обстоятельства могут рассматриваться как необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора. Согласно положениям ГК РФ условия договора могут определяться:
    – по усмотрению сторон, заключающих конкретный договор;
    – примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида, опубликованными в печати и применяемыми сторонами договора;
    – соответствующими обычаями делового оборота;
    – обязательными для сторон правилами, содержащимися в правовых актах.
    Применительно к типу публичного договора особое значение приобретают последние правила, установленные законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения. Такого рода правила (типовые договоры, положения), обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, вправе издавать в случаях, предусмотренных законом, Правительство РФ.
    В качестве примера можно назвать «Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов» (утверждены постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 года №1099); «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации» (утверждены постановлением Правительства РФ от 15 июня 1994 года №669) и др. В них, в частности, определяются:
    – обязательный и дополнительный объем предоставляемых услуг;
    – их качественные характеристики;
    – специальные права и обязанности хозяйствующего субъекта-исполнителя;
    – льготы для отдельных категорий потребителей;
    – ценообразовательная процедура.
    Остановимся подробнее на двух последних элементах, имеющих важное значение при формировании условий публичного договора. Цена, как составляющая договорных отношений, определяется соглашением сторон или регулируется уполномоченными государственными органами. Поэтому возможность государственного регулирования цен (тарифов) закладывается и в области использования публичного договора.
    Например, в Федеральном законе «О связи», в Правилах предоставления услуг телеграфной связи оговаривается, что по отдельным видам услуг и для определенных хозяйствующих субъектов тарифы регулируются государством.
    Но существует, к сожалению, и такая практика, когда органы исполнительной власти на местах осуществляют не предусмотренное законодательством регулирование цен и тарифов. Данные действия недопустимы и не имеют под собой какой-либо правовой основы. Чтобы внести определенность в этот вопрос и избежать в дальнейшем неправомерных ограничений прав предприятий в области ценообразования, необходимо нормативно оформить перечень сфер хозяйственной деятельности и ее результатов (товаров, работ, услуг), относительно которых предусмотрен тот или иной механизм государственного регулирования цен (тарифов). Одновременно целесообразно определить комплекс правомочий государственных органов в области ценового регулирования и контроля за его реализацией, а также разграничить их между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
    Согласно п. 5 той же статьи ГК условия договора, не соответствующие указанным требованиям, ничтожны. Однако это не влечет недействительность всего публичного договора в целом, если можно предположить, что он был бы совершен и без включения недействительных условий (ст. 180 ГК).
    Существуют льготы для предприятий. Например, в соответствии со ст. 7 Закона «О конкуренции» органам исполнительной власти запрещается необоснованно наделять отдельного хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов льготами, ставящими их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара. Такой запрет необходим с целью создания объективных условий для добросовестной конкуренции на рынке. Там же, где она по экономическим причинам нерентабельна (например, при естественной монополии), должна действовать специальная система регулирования. Будучи ее составной частью, публичный договор сможет стать правовой формой воздействия государства на сферы естественной монополии. Тем более, что многие из них прямо перечислены в анализируемой ст. 426 ГК РФ и, следовательно, совпадают с областью применения публичного договора. В целом же принцип установления одинаковых условий публичного договора для всех лиц позволяет избежать различного рода злоупотреблений, дискриминаций (особенно со стороны регулируемых монополий) и применить типовые договорные формы. Конституционный Суд РФ указывает, что положения о публичном договоре направлены на предоставление равных условий всем лицам, обратившимся к коммерческой организации для заключения подобного договора, что следует из Определения Конституционного Суда РФ от 20 июня 2006 г. №257-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Трофимова Кирилла Тимофеевича на нарушение его конституционных прав статьей 426 и пунктом 2 статьи 834 Гражданского Кодекса Российской Федерации».
    Правовые нормы части первой ГК РФ закрепляют целый ряд ограничений для коммерческих организаций, обозначенных в п. 1 ст. 426, по заключению публичных договоров.
    Среди них важно отметить следующие:
    1. Коммерческая организация не вправе устанавливать необоснованные с точки зрения действующего законодательства преимущества одного лица перед другим в отношении заключения публичного договора. Такое преимущество должно быть предусмотрено законом или иными правовыми актами (например, в виде внеочередного обслуживания).
    2. Коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора, если у нее имеются возможности для предоставления необходимых товаров, услуг, работ. Необоснованное уклонение коммерческой организации от заключения публичного договора, то есть незаключение обязанным предприятием конкретного договора без достаточных на то причин, рассматривается как правовое основание для обращения в суд с требованием о понуждении заключить договор и о возмещении причиненных убытков. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить такие убытки согласно ст. 15 и п. 4 ст. 445 ГК РФ.
    Итак, появление в нашем законодательстве специального института публичного договора обусловлено необходимостью защиты интересов экономически слабой стороны договора. В наибольшей степени это обеспечивается с помощью добросовестной конкуренции. В тех сферах, где она по тем или иным причинам отсутствует, обратившееся лицо нуждается в особой защите, а предприятия – в продуманной системе регулирования. Публичный договор применяется и в том, и в другом случае. Поэтому его можно рассматривать как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.
    договор заключение публичный цена
    3. Стороны публичного договора
    Согласно статье 426 ГК РФ одной из сторон публичного договора является коммерческая организация, которая по характеру своей деятельности должна осуществлять продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг в отношении каждого, кто к ней обратится. В литературе данное положение характеризуется как необоснованно узкий подход к определению перечня субъектов, обязанных заключать публичный договор (Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. №20), и отмечается, что вопрос о субъектном составе данного договора нуждается в совершенствовании (Дедиков С. Публичный договор // Хозяйство и право. 1997. №11. с. 117).
    Учитывая направленность норм о публичном договоре на защиту слабой стороны, можно прийти к выводу: возложение законодательством обязанности заключать публичный договор должно зависеть не от организационно-правовой формы, а от характера деятельности экономически сильного контрагента. Предполагается, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в определенной области народного хозяйства, обладает большими знаниями, большим опытом и большими профессиональными возможностями, нежели обращающийся к нему за товарами, работами и услугами потребитель. Именно в такой ситуации, как указывает Конституционный Суд РФ, законодатель не вправе ограничиваться формальным признанием юридического равенства сторон и должен предоставлять определенные преимущества экономически слабой и зависимой стороне (Определение Конституционного Суда РФ от 2 февраля 2006 г. №17-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Вологодской области о проверке конституционности отдельных положений статей 40, 98, 99 и 102 ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. №3).
    Включение в данный перечень индивидуальных предпринимателей обосновывается статьей 23 ГК РФ, согласно которой к предпринимательской деятельности граждан по общему правилу применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих организаций. Дополнительным аргументом может выступить сложившаяся практика гражданского оборота, в котором именно от индивидуальных предпринимателей исходит большая часть непосредственно предлагаемых публике товаров, работ, услуг.
    Обоснованность включения в данный перечень некоммерческих организаций подтверждается статьей 24 ФЗ «О некоммерческих организациях», согласно которой некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, служащую достижению целей, ради которых она создана. Практика современного оборота показывает, что единственной специфической чертой предпринимательской деятельности некоммерческих организаций является ее осуществление для целей создания такой организации. В остальном данная деятельность обладает общими признаками самостоятельной, осуществляемой на свой риск деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а потому в случае ее публичного характера должна обязывать к заключению договора с каждым, кто пожелает.
    В отношении организаций, которые в силу их особой природы нецелесообразно подчинять ограничениям договорной свободы, уместно установить исключения (например, ст. 18 Закона РФ «Об учреждениях и организациях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусматривает право самостоятельного выбора потребителей выпускаемой продукции в случае осуществления ими собственной производственной деятельности).
    Из всего выше перечисленного следует: чтобы обеспечить должную защиту слабой стороны гражданско-правового договора, а также не допустить использования субъектами гражданского оборота внешнего признака организационно-правовой формы для уклонения от обязанности заключать публичные договоры, целесообразно указать в статье 426 ГК РФ формулировку «договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность». При этом для определения перечня обязанных лиц основной акцент необходимо сделать на характере осуществляемой ими деятельности.
    Другая сторона публичного договора традиционно именуется потребителем. Правила статьи 426 ГК РФ по данному вопросу не являются определенными. П. 1 ст. 426 указывает, что публичный договор устанавливает обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые коммерческая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. П. 2 ст. 426 предусматривает, что цена товаров, работ и услуг, также иные условия договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей. Отсюда возникают два различных субъекта: каждый, кто обратится (т.е. физическое, и юридическое лицо, предприниматель и не являющийся предпринимателем) и потребитель. Более того, понятие потребитель в законодательстве также толкуется различно. Наиболее признанное определение следует из Закона «О защите прав потребителей»: гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Отсюда следует, что потребителем может выступать только физическое лицо. В то же время п. 2 ст. 497 ГК РФ определяет дистанционный способ заключения договора розничной купли-продажи как осуществляемый способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора. При этом п. 3 ст. 497 ГК РФ указывает, что если место передачи товара таким договором не определено, он считается исполненным с момента доставки товара по месту жительства покупателя-гражданина или месту нахождения покупателя – юридического лица. Таким образом, потребителем в таком договоре может быть и физическое, и юридическое лицо. Данные разночтения приводят к неопределенности определения субъектного состава публичного договора.
    Сделаем акцент на цели исследуемого института, а именно на защите слабой стороны гражданско-правового договора. Категория «слабая сторона договора» предполагает неравенство в социальном и имущественном положении, а также экономическую зависимость одного субъекта от другого. Любое лицо (физическое или юридическое), обращающееся в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью, к предпринимателю, систематически осуществляющему продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг, обладает значительно меньшими опытом, квалификацией и профессиональными навыками, а потому нуждается в компенсации своего «слабого» положения.
    Следовательно, в публичном договоре формулировка «каждого, кто обратится в целях, не связанных с предпринимательской деятельностью» более отвечает целям данного института. Такая формулировка будет охватывать собой любых субъектов (и физических, и юридических лиц) во всех случаях, когда, вступая в гражданские правоотношения, они могли бы испытывать на себе неблагоприятные последствия своей экономической, профессиональной и т.п. «слабости». В целях устранения двусмысленности термин «потребитель» не следует использовать в статье 426.
    Таким образом, режим статьи 426 ГК РФ целесообразно распространять на правоотношения, в которых с одной стороны выступает лицо, систематически занимающееся предпринимательской деятельностью, а с другой – лицо, обращающееся в непредпринимательских целях, так как именно в таких случаях имеет место экономическое, профессиональное и т.п. неравенство, требующее компенсации законодательными мерами.
    Заключение
    На основе анализа используемого в законодательстве понятия «публичный договор», его положений и условий, а так же судебной практики можно сделать вывод о неразработанности как в законодательстве, так и в теории понятия «характер деятельности коммерческой организации, в результате которого она обязана заключать договор с каждым, кто обратиться» (публичной деятельности), и о неразработанности понятия самого публичного договора, его сущности.
    Уточнения требует и положение о сторонах публичного договора, их обязанностях, и сама формулировка, терминология рассматриваемого института.
    С развитием экономики, особенно в условиях рынка, публичный договор используется все чаще, поэтому так важно установить четкую формулировку данного закона, к тому же его можно рассматривать и как составную часть системы государственного регулирования экономических отношений в России.
    Список литературы
    1. Аминов В., Шкарин А. Единое или делимое? Договор присоединения и публичный договор // Бизнес-адвокат. 1997. №20;
    2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая): По состоянию на 1 апреля 2010 года. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2010;
    3. Дедиков С. Публичный договор // Хозяйственное право. 1997. №11. с. 117;
    4. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»
    Размещено на Allbest.ru

  9. Chester Chelios Ответить

    3.1. Нина Георгиевна, вы вправе отказаться от покупки товара, в соответствии с ч.3, 4,5 ст.26.1 Закона РФ “О защите прав потребителей”
    3. Потребителю в момент доставки товара должна быть в письменной форме предоставлена информация о товаре, предусмотренная статьей 10 настоящего Закона, а также предусмотренная пунктом 4 настоящей статьи информация о порядке и сроках возврата товара.
    4. Потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.
    В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
    Если интернет-магазин вам откажет в расторжении договора купли-продажи, тогда в суд
    Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки товара, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца.
    Потребитель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.
    При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
    5. Последствия продажи товара ненадлежащего качества дистанционным способом продажи товара установлены положениями, предусмотренными статьями 18 – 24 настоящего Закона.

  10. Kozlovml Ответить

    1. Публичным признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание, обязательное страхование и т.п.).
    Коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законодательством.
    2. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законодательством допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
    3. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
    При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 415 настоящего Кодекса.
    4. В случаях, предусмотренных законодательными актами, Правительство Республики Беларусь может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
    5. Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *