Что такое речная система бассейн реки водораздел?

9 ответов на вопрос “Что такое речная система бассейн реки водораздел?”

  1. Evgesh@ Ответить

    Прежде всего дам определение реки (а то вдруг вы не знаете). Река — это постоянный (или временами пересыхающий) поток воды (водоток), текущий по РУСЛУ (эдакому природному тоннелю) от ИСТОКА до УСТЬЯ и подпитывающийся водами поверхностного и/или подземного стока. Некоторые реки способны менять своё русло, некоторые из них не имеют питающих стоков, некоторые никуда не впадают (как, например, немаленькая такая южноафриканская Окаванго).
    Теперь — что же такое речная система. Это одна главная река (так называемый ствол) плюс притоки различного порядка (ранга): первого, второго и так далее. Питающие ствол речушки являются притоками 1-го порядка, питающие их ручейки — 2-го и тому подобное. Самая полноводная и длинная река обычно даёт всей системе своё имя, однако нередки и исключения: к примеру, приток Оби Иртыш длиннее «старшей сестры» почти на 600 км.

    Что такое речной бассейн

    Это кусок поверхности Земли, в пределах которого целиком помещается река-ствол со всеми своими притоками. Поскольку речное питание включает поверхностный и подземный «рационы», то логично было бы предположить, что, поскольку эти водосборы обычно не совпадают (а с чего бы им совпадать?), то бассейн должны «обводить пунктиром» вокруг самого обширного из них. Однако на практике бассейн ограничивают только поверхностным водосбором, ибо под землёй картографировать достаточно сложно.
    Крупнейшие по территории мировые бассейны:
    реки Амазонка (Южная Америка);
    реки Конго (Центральная Африка);
    реки Миссисипи (США).

    Что такое водораздел

    Это воображаемая линия, разделяющая бассейны двух рек-соседей. Обычно его проводят по горному хребту или линии холмов. Например, центральный водораздел европейской части России — Валдайская возвышенность.
    Главный водораздел Земли — это граница между бассейнами тихоокеанских и атлантический рек.

  2. Sirabandis Ответить

    Водораздельная линия речного бассейна представляет собой географическую границу между смежными водосборами. Она проходит по наиболее возвышенным точкам смежных водосборов и ограничивает территорию, с которой водный объект получает питание.
    В горных и всхолмленных равнинных районах водоразделы обычно хорошо выражены и проходят по гребням хребтов или возвышенностей. На слабовсхолмленных равнинах, особенно в заболоченных районах, водоразделы неясно выражены, и провести их на топографических картах бывает трудно. В некоторых местах провести водоразделы вообще невозможно, так как происходит разветвление одной реки на две части, направляющиеся в разные речные системы. Это явление носит название бифуркации (раздвоение). Примером бифуркации может служить р. Пижма, соединяющая бассейны рек Печоры и Мезени. Одна часть Пижмы называется Печорской Пижмой, вторая – Мезенской Пижмой. У некоторых рек наблюдается сезонная бифуркация (в период половодья) [3].
    Система постоянно и временно действующих водотоков образует русловую сеть.
    Русловая сеть территории вместе с расположенными на ней озерами, болотами, каналами, родниками образует гидрографическую сеть.
    Постоянные водотоки образуют речную сеть. Речная сеть (речная система) – совокупность последовательно сливающихся ручьев, речек и рек, образующих все более крупные водотоки. В речной системе можно выделить главную реку, впадающую в море или бессточное озеро, и последовательность притоков различного порядка.
    Густота речной сети зависит от климата, геологического строения местности и рельефа. В пределах Российской Федерации густота речной сети распределена крайне неравномерно и изменяется от 0,1-0,2 км/км2 в низовьях Волги до 1,5-2,6 км/км2 в горных районах Кавказа.
    Густота речной сети определяется как отношение длины рек (l) на площади к площади речного бассейна (F):
    . (7)
    По площади речного бассейна реки подразделяют на:
    – большие – F > 50000 км ;
    – средние – F = 2000-50000 км ;
    – малые – F < 2000 км .
    Большая река обычно пересекает две и более природных зоны, гидрологический режим средней реки отражает условия одной зоны или подзоны, режим малых рек в значительной мере определяется местными условиями.
    По длине к малым рекам относят обычно реки длиной от 10 до 100 км (иногда до 200 км), реки длиной до 10 км часто называют ручьями. Длина реки обычно отсчитывается от истока вниз по течению по линии наибольших глубин.
    По характеру рельефа водосбора реки подразделяют на:
    Равнинные реки – текут по низменностям и равнинам с высотами до 300-500 метров над уровнем моря и малыми уклонами ? 5-6 ‰.
    Полугорные реки – в местностях с высотами 500-800 метров и уклонами ? 15-20 ‰.
    Горные реки – на хребтах, нагорьях с высотами > 800 метров и уклонами ?20 ‰.
    Все водные объекты суши имеют морфометрические характеристики – количественные выражения размеров и формы долин, русел рек, русловых образований, болот, котловин озер, их водосборов. Эти характеристики определяются по крупномасштабным топографическим картам, аэрофотосъемкам, в ходе полевых исследований.
    К морфометрическим характеристикам речных бассейнов относят параметры формы речного водосбора: площадь, длина, наибольшая и средняя ширина, средняя высота, средний уклон поверхности, коэффициент асимметрии. Река обычно характеризуется плановым очертанием, продольным и поперечным профилем (рис. 7).

    Рис. 7. Морфометрические характеристики реки
    К физико-географическим характеристикам речных бассейнов относят:
    – географическое положение (географические координаты, близость к морям, пустыням, горным хребтам);
    – климатические условия (атмосферные осадки, температура, дефицит влажности воздуха);
    – геологическое строение и почвенный покров (трещиноватость горных пород, карстовые явления, механический состав грунтов, водопроницаемость почв и др.);
    – рельеф водосбора (уклоны поверхности земли, влияющие на скорость стекания воды);
    – растительный покров (виды растительности);
    – промерзание почвогрунтов (географическое распространение мерзлоты, слой сезонного промерзания, толщина вечной мерзлоты);
    – степень залесенности, выражаемая коэффициентом залесенности (отношением площади лесов (Fл) к площади бассейна (F))
    (8)
    – озерность бассейна, выражаемая коэффициентом озерности (отношением площади зеркала озер (Fо) к площади бассейна (F))
    (9)
    – заболоченность бассейна, выражаемая коэффициентом заболоченности (отношением площади болот (Fб) к площади бассейна (F))
    (10)

  3. Mananaya Ответить

    Рекой называют постоянный поток воды большого объема, текущий по одному и тому же естественному руслу, который подпитывается стоками атмосферных осадков и подземными водными источниками. Порой реки могут менять русло из-за сезонных колебаний уровня воды или даже пересыхать во время летней засухи, вновь восстанавливаясь после начала периода дождей.
    Начало реки называется истоком, а место, где она впадает в море или другую реку – устьем. Разность высоты над уровнем моря между истоком и устьем принято называть величиной падения реки. Для горных рек падение может достигать нескольких километров даже при небольшой протяженности. Разделив падение реки либо одного из ее участков на длину, можно получить величину уклона, которая выражается в процентах.

    Уровень воды в реке поддерживается благодаря системе водосбора – поверхностной и подземной. В подземный водосбор включаются подземные источники, воды которых подпитывают реку. Поверхностный водосбор образуют ее притоки – реки и ручейки, которые в нее впадают на всем протяжении реки.
    Атмосферные осадки, выпадая на поверхность суши, стекают с возвышенностей в расположенные более низко складки суши, образуя в них ручьи и небольшие реки. Те, в свою очередь, стекают еще ниже, собираясь в русло большой реки.

    Что такое речная система?

    Любая достаточно большая река обладает своей речной системой – так называется вся сеть поверхностного водосбора, включающая не только саму реку, но и все ее притоки, притоки притоков и т.д. Речные системы называют по имени самой крупной, главной реки. Ее притоки считаются притоками первого порядка, притоки притоков – притоками второго порядка и т.д.
    Главная река обязательно впадает не в другую реку, а в большой водоем – море или океан, озеро, болото. Иногда воды главной реки уходят в песок пустыни и аккумулируются в подземных водоносных пластах. Любая река, впадающая в другую реку, является второстепенной.

    Некоторые реки в своем течении разделяют русло на две части, соединяя таким образом две речные системы. Такое явление называют бифуркацией. Так, река Пижма разделяется на два рукава, один из которых впадает в Печору и называется Печорской Пижмой, а другой – в Мезень и носит название Мезенской Пижмы. У некоторых рек бифуркация бывает только в период половодья – весеннего таяния снегов.

    Гидрографическая система

    Поверхность суши, занимаемая одной речной системой, называется ее бассейном. Границы бассейна нередко проходят по возвышенностям или даже горным хребтам и называются водораздельными линиями или просто водоразделами.
    Все водотоки, как постоянные, так и временные, соединяются в русловую сеть, или речную систему. Вместе с находящимися на ее территории озерами, болотами, водохранилищами и прочими водоемами она образует гидрографическую систему местности.

    Классификация рек

    В гидрологии принято различать горные реки, протекающие по руслу с большим уклоном, и равнинные реки с медленным течением и руслом, характеризующимся наличием большого количества извивов (меандров) с размывами и наносами породы. По размеру реки делятся на:
    — большие реки – к ним относят равнинные реки с бассейном более 50 тысяч кв. км или горные – с водосбором более 30 тысяч кв. км;

    — средние реки – преимущественно равнинные, с бассейном, относящимся к одной гидрографической зоне и имеющим площадь от 2 до 50 тысяч кв. км;
    — малые реки, бассейны которых по площади не превышают 2 тысяч кв. км и относятся к одной гидрографической зоне.
    Одна речная система, как правило, состоит из крупной реки, нескольких средних и множества мелких рек.

  4. Радующий Ответить

    И другие…
    – А теперь попробуйте ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЮ
    РЕКА.
    Давайте запишем правильное определение

    Река
    – это водный поток, текущий в
    выработанном им углублении – русле (запишите).

    Давайте познакомимся с основными частями
    реки.
    Ее основными частями являются исток и устье.

    А вы знаете, что такое исток и устье?

    – А ТЕПЕРЬ, ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ НА ЭКРАН:
    Река течет по уклону земной поверхности: ее
    начало всегда расположено выше, чем окончание.
    Исток
    – это начало реки.

    Устье
    – место впадения реки в океан, море,
    озеро, реку.
    Вода движется от истока к устью, значит, как мы
    должны правильно показывать реки?
    – От истока к устью.
    Чем ближе к устью, тем река становиться шире.

    СЕЙЧАС МЫ ПРОВЕРИМ, УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ ПОКАЗЫВАТЬ
    РЕКИ НА КАРТЕ, НО ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО правильно
    НАХОДИТЬ НА КАРТЕ ИСТОК И УСТЬЕ.

    Задание:
    ПОЛЬЗУЯСЬ АТЛАСОМ, ОПРЕДЕЛИТЕ
    ИСТОКИ И УСТЬЯ РЕК
    1 группа находит исток и устье реки НИЛ
    2 группа – находит исток и устье реки ОБЬ
    3 группа – находит исток и устье реки АМАЗОНКА
    4 группа – находит исток и устье реки ГАНГ

    Приступаем к выполнению задания
    После выполнения представители каждой группы
    по очереди выходят к доске и показывают истоки и
    устья на физической карте мира.
    – Ребята, вы заметили, что истоки рек бывают
    разные:

    Например, река Волга берет начало на Валдайской
    возвышенности из родника, где выходят подземные
    воды, Обь образуется при слиянии двух рек Бии и
    Катуни, Терек берет начало на ледниках Кавказа, и
    т.д.
    – А вот одна из красивейших рек России – Ангара
    вытекает из озера Байкал и впадает в реку.
    – А как же называется река, впадающая в другую
    реку? Приток
    Ребята, давайте послушаем легенду о реке
    Ангаре, (учащийся) подготовил для нас очень
    интересную информацию, послушайте внимательно.
    (Заранее подготовленный учащийся рассказывает
    легенду)
    Легенда о реке Ангаре и озере
    Байкал

    Существует легенда, будто в давние времена
    там, где нынче плещутся воды Байкала и начинает
    свой бег река Ангара, жил суровый богатырь по
    имени Байкал с дочерью Ангарой, краше которой не
    было на свете.
    Было у Байкала 336 сыновей. День и ночь заставлял
    он их трудиться. Они топили снега и ледники и
    гнали хрустальную воду из гор в огромную
    котловину.
    То, что они добывали тяжким трудом, проматывала
    сестра Ангара. Она растрачивала богатства на
    наряды и разные прихоти.
    Однажды прослышала Ангара о жившем за горами
    юном богатыре Енисее, о его красоте и силе и
    полюбила его. Но суровый старик прочил ей иную
    судьбу, решив выдать замуж за старого богатого
    Иркута. Еще строже стал он стеречь дочь, спрятал
    ее в хрустальный дворец на дне Подводного
    царства. Тосковала и плакала Ангара в подводной
    темнице, просила богов помочь.
    Сжалились боги над пленницей, приказали ручьям
    и рекам размыть стены хрустального дворца,
    освободить Ангару. Вырвалась девушка на волю и
    бросилась бежать.
    Проснулся от шума Байкал, рассердился, побежал
    за ней. Но где ему, старому, угнаться за молодой
    дочкой. Тогда старик схватил каменную глыбу и
    метнул в беглянку, но не попал. Так и осталась с
    тех пор лежать эта глыба в месте выхода реки из
    озера, и зовут ее люди Шаманским Камнем.
    Прибежала Ангара к Енисею, обняла его, и потекли
    они вместе к Студеному морю.
    – Какой вывод можно сделать из этой легенды?


    Я: Легенда переплетается с былью. 336 сыновей
    Байкала – это притоки озера, большие и малые
    реки. Вытекает же из озера река Ангара – могучая,
    полноводная артерия. Это про нее говорят буряты:
    “Разоряет дочка старика Байкала! ”
    А теперь найдите р. Ангару на карте. Притоком,
    какой реки она является? (Енисей)

    Физминутка.

    Разминка называется: “Реки бывают разные”:
    (ребята показывают руками)

    Реки бывают разные

    Горные и равнинные

    Узкие и широкие

    Извилистые и прямые

    Длинные и короткие

    Бурные и спокойные.
    – Ребята, а вы знаете, КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КАКОЙ
    ПРИТОК ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВЫМ, А КАКОЙ ЛЕВЫМ.
    – Нужно определять по направлению течения
    “лицом к устью”, если река впадает справа, это
    правый приток, а если слева – левый.

    Задание:
    Пользуясь атласом, найдите по одному
    левому и правому притоку следующих рек.
    1 группа – ЛЕНА
    2 группа – КОНГО
    3 группа – МИССИСИПИ
    4 группа – АМУР
    На доске таблица:

  5. Truescar Ответить

    Цели:
    Образовательная:
    Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке – как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
    Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
    Развивающая: продолжить формирование:
    умений и навыков работы с физической и контурной картами;
    умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.
    Воспитательная:
    Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
    Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».
    Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.
    Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».
    Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.
    Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.
    Методы:
    частично-поисковый;
    репродуктивный;
    исследовательский.
    УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.
    Структура урока
    Время
    Деятельность учителя
    Деятельность учащихся
    1. Организационный
    момент.
    Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе.
    Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку.
    2. Изучение нового материала.
    Вводная беседа.

    На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод.
    Вы знаете…
    Вода – чудесный дар природы!
    Она вокруг, куда ты не взгляни:
    В снегу, в болотах, ледниках, озёрах,
    И бьёт ключом на дне реки.
    Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши).
    Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
    «Чуть дрожит на ветерке
    лента на просторе.
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море».

    Вы уже поняли, ребята, что тема урока…
    Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система».
    Река.
    Учитель записывает тему урока на доске.
    Ребята!
    В природе давно отмечает народ
    Из множества фактов такой:
    Из родника вытекает ручей- водоток,
    Становясь величавой рекой.
    Вода устремляет свой путь никуда,
    По руслу, всё время в потоке.
    А что же такое, ребята, река –
    Ответим на нашем уроке.
    Учащиеся записывают тему урока в тетради.
    Постановка педагогических задач:
    Сегодня на уроке мы:
    узнаем, что такое река.
    научимся находить на карте исток, русло, устье реки.
    узнаем, что такое речная система, научимся определять и показывать речную систему рек на картах, бассейн реки, водоразделы.
    Научимся определять длину реки и направление течения по карте.
    Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек.
    – Кто из вас видел реку?
    – А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру?
    Посмотрите на картину:
    – Что здесь изобразил художник?
    – А как вы решили, что это именно река?
    Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки?

    Понятие река.
    Беседа по картине.

    Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт.
    Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке.
    Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили.
    Просмотр фильма.
    Выделение признаков.

    Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река?
    – Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике.
    Прочитайте определение.
    Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения?
    Запишите определение с учебника в тетради.
    Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
    А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем.
    Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой.
    Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло.
    Составные части реки: Исток, русло, устье.
    Работа с рисунком.
    Объяснение.










    Учитель рисует на доске.

    И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки.
    Дети дают свои определение.
    Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом.
    Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника.
    Ребята выделяют слова.
    Учащиеся рисуют в тетради.
    Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить.
    – Вы знаете, как называется начало реки?
    Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть?
    Исток – это место, где ручей-водоток только что начинает жить!
    Исток.
    – Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река?
    Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает.
    Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке.
    В роднике.
    Запишите определение понятия «исток» в тетради.
    Исток – начало реки.
    – А что еще может служить истоком рек?
    Всё правильно! Например, Волга – величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги».
    Учитель показывает исток реки на карте:
    Вот от сюда. именно отсюда,
    Из глубин лесного родника
    Выбегает голубое чудо –
    Русская великая река.
    Н.Палькин.
    Записывают определение в тетради.
    Болото, горы, озеро.
    – Вернёмся к определению реки, где протекает водоток?
    Учитель прикрепляет таблицу: «Русло».
    У реки выделяют устье.
    – Кто из вас видел устье?
    – А что это такое?
    Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье.
    Демонстрирует репродукции картин и читает текст:
    Устье, ребята, это место, куда,
    Впадает ручей-караван.
    Это может быть море, другая река,
    Это может быть весь океан.
    Существуют различные виды устьев.
    В углублении – русле.
    Демонстрирует схемы:
    Эстуарии – воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря.
    Дельта – форма устья с потоками, на которые делиться главное русло.
    Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии.
    Схема:

    Выполняют работу.
    Схема:

    Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку!
    Правильно! Дополним рисунок термином «Приток».
    Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку.
    Притоки.
    Притоки, берущие начало из озера, гор, болота.
    – Сколько всего получилось?
    – Как их будем различать?
    Три.
    Выдвигаются варианты. (Левый и правый).
    Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева – то левый.
    – Как мы определим, какой левый приток, а какой правый?
    Они левые.
    – Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них?
    – А как же здесь быть?
    – Один из них первого порядка, другой – второго порядка. Как бы вы их назвали?
    Варианты детей.
    В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система».
    Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой?
    Читают определение в учебнике:
    Совокупность главной реки и её притоков.
    Речная система.
    На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира.
    Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури.
    Работа с рисунком.




    Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел».
    Запишите определения этих понятий в тетради.
    – Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»?
    В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»?
    Читают текст учебника.
    Записывают определения в тетради.
    Бассейн реки – площадь, с которой река собирает воду.
    Водораздел – линия, разделяющая смежные бассейны рек
    Речная система- черта- длина.
    Бассейн-площадь.
    1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы?
    Обь и Волга
    2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану:
    1. Главная река.
    2. Исток главной реки, устье главной реки.
    3. Левые и правые притоки.
    4. Притоки 1 и второго порядка.
    р. Лена
    хр. Прибайкалья.
    море Лаптевых (дельта)
    л. р. Вилюй
    п. р. Алдан
    А как можно определить длину реки?
    Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек:
    1 вариант – р. Обь.
    2 вариант – р. Енисей.
    С помощью линейки, нитки.
    1. = 4250км
    2. = 3000км.
    3. Самостоятельно по плану описать речную систему:
    1 вариант – р. Амур
    2 вариант – р. Енисей.
    р. Амур
    хр. Забайкалья
    Охотское море
    л. пр. р. Шилка
    пр. р. Аргунь
    р. Сунгари
    р. Енисей
    г. Саяны
    Карское море
    пр.пр.р.Ангара, Нижняя Тунгуска.
    3. Закрепление изученного материала.

    Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.
    «Чуть дрожит на ветерке
    лента на просторе.
    Узкий кончик в роднике,
    А широкий в море».

    Что за узкая лента на просторе?
    А что мы называем рекой?
    Что за узкий кончик в роднике?
    А широкий в море?
    Река.
    Река – это водоток, текущий в углублении – русле.
    Исток – начало реки.
    Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, море. Океан.
    4. Итог урока.
    Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке?

    5. Задание на дом.
    Записывает задание на доске.
    §30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом.
    Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *