Что такое ритм в стихотворении 3 класс?

14 ответов на вопрос “Что такое ритм в стихотворении 3 класс?”

  1. pandrejek1 Ответить

    ***
    Ритм (греч. – “соразмерность”, “стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов – их цикличность – является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
    В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.
    Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
    Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки – стихи (строки).
    Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, “лесенкой”. Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.
    Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) – безударная гласная; ( | ) – ударная гласная.
    Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма – это уже проза. Ритм – закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, – соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, – повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, – упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, – чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. “Система, насквозь пронизанная ритмами”, – так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.
    Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала – сильной паузы – и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет как дитя.
    В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных – на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате – в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, – приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
    Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.
    Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
    Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как “уж”, “бы”, “так” и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка “так уж и мне хотелось бы побыть”- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
    А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок,
    И укусит за бочок.
    Он утащит во лесок,
    Закопает во песок…
    В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    Каждая строчка устроена одинаково.
    В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный – слабый, сильный – слабый… А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы “тянутся” к сильным слогам: большинство сильных слогов – под ударением, большинство слабых – безударные. Это естественно: ведь “с нажимом” мы обычно произносим именно ударные слоги.
    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
    1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
    Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться – читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.
    2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
    3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
    4. “Длинные” строки. Уже при 8-10 – сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух – происходит сбой ритма.
    5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с “женской” и “мужской” рифмой (напомню, что женская рифма – это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская – на последний).
    6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного – двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как “тот”, “тут”, “значит”, “сё”, “уж” и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.
    Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
    Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина “Буря мглою…” Про себя вы поёте:
    Та-та-та-та та-та-та-та
    Та-та-та-та та-та -та,
    Та-та-та-та та-та-та-та
    Та-та-та-та та-та-та
    Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.
    И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой – , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:
    1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
    1-ый куплет 2-ая строка 9
    1-ый куплет 3-строка 8
    1-ый куплет 4-ая строка 9
    Второй куплет 8
    9
    8
    9
    То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
    Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
    Доброго вам плавания в океане поэзии!
    Генрих Ужегов

  2. Elated Ответить

    Перевод
    АКЦЕНТНЫЙ СТИХ(или чисто тонический, или ударный стих) – стихотворный размер (см. СИСТЕМА СТИХА ХХ ВЕКА), самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В А.с. строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Таким образом, А. с. — это предел эмансипированности стиха по линии метра. Недаром А. с. называютеще стихом Маяковского. Вот пример 4-ударного А. с. из поэмы «Владимир Ильич Ленин». 1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это — единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия: 1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2- (знаком “-” обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов). Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4 ударного дольника (см. ДОЛЬНИК), где слогов между ударениями должно быть один или два. Проведем такой эксперимент. Возьмем какой нибудь известный текст, написанный 4-ударным дольником, и попробуем туда подставить эту строку. Например: Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, Из всех, какие знала история. Что же, за исключением рифмы, все в порядке. Схема подтверждает это: -2-2-1-1 1-1-2-1-1 1-2-1-2-1 1-1-1-2-2 Это первая проблема идентичности А. с. Для того чтобы он воспринимался как А. с., необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке — три слога. Получается, что А. с. — это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться. Вторая проблема идентичности А. с. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном А. с. все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится А. с., разрушается. М. Л. Гаспаров говорит в этом случае о вольном А. с., но, по моему мнению, это так же противоречиво, как говорить о равноударном верлибре. Таким образом, А. с. — это некая фикция, некий «симулякр» русской поэзии ХХ в.

  3. Pozziomind Ответить

    Ритм – это основа основ стихосложения.
    Собственно, единственное, что отделяет стихи от прозы – это ритм.
    Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме.
    Стихи – это ритмически организованная речь.
    Почему ритм ?
    Эмоциональное воздействие ритма на человеческую психику известно
    очень давно. Уже в доисторические времена ритм использовался в различных
    общественных и религиозных ритуалах.
    И, по-видимому, уже в эти же времена людьми было замечено особое
    эмоциональное воздействие ритмически организованной речи.
    Ритм и сам по себе, даже в чистом виде способен производить
    определенное воздействие на человека.
    Вспомним детские совершенно бессмысленные стишки
    вроде “эни мэни раба, квинтер финтер жаба”
    Поэтому отвлечемся и немного поговорим о ритме самом по себе.
    Понятие ритма может относиться не только к временной последовательности,
    характеризующейся повторением определенных характеристик процесса
    через равные промежутки времени. Ритм может состоять и в пространственной
    повторяемости.(например в архитектуре).
    Здесь мы будем говорить о временном ритме.
    Хотя теоретически возможно стихосложение, основанное и на пространственном
    ритме, но практически, например в китайском языке, стихи традиционно
    скандировались. Хотя сама китайская письменность “немая” , не фонетическая,
    а предназначенная для чтения глазами.
    Итак ритм. Простейший ритм состоит из повторения одного и того же
    элемента. Графически это можно изобразить так – – – – – – – – -….
    Однако такой ритм очень быстро “приедается” . Быстро наступает то,
    что называется монотонией, или проще говоря, занудство.
    Человек по разному реагирует на это. Либо, если это возможно, отключается
    вообще от восприятия (негромкий монотонный ритм). Либо переходит в
    стрессовое состояние – развивается раздражение. Наиболее интересен
    третий вариант – человек невольно начинает “разнообразить” ритм .
    Невольно придавать ритму структуру, которой в оригинале нет.
    Например, ритм из одинаковых по громкости сигналов – – – – – – – -….
    непроизвольно начинает восприниматься как структурированный,
    скажем, как / – / – / – / – ….. (“/”- более громкий “-” -более тихий).
    Это говорит о том, что для “комфортного” восприятия ритм должен быть
    достаточно “богатым”.
    “Идеальный” ритм соорудить несложно. Сложнее избавиться от монотонии,
    не разрушив при этом однако, самого ритма.
    Это в известной степени может быть достигнуто структурированием ритма.
    Так скажем, ритм / – / – / – / – / -… или /–/–/–/–…
    уже выглядит менее монотонным. Здесь появляются структурные единицы
    второго уровня / – или / – – . Ритм воспринимается состоящим из
    этих структурных единиц второго уровня, а каждая единица, в свою очередь
    ритмически организована (состоит из единиц одинаковой длительности).
    Отметим, что практически такие единицы второго уровня ограничиваются
    двух, трех и реже четырехдольным ритмом. /-, /–, /—
    Нетрудно догадаться, что в поэзии единицам первого уровня соответствуют
    слоги, а единицам второго уровня – стопы. (ограничиваясь пока традиционным
    силлабо-тоническим русским стихосложением).
    Однако и такой ритм быстро приводит к монотонии.
    Поэтому ритм (и в музыке и в поэзии) структурируется дальше.
    В поэзии этим более крупным единицам соответствуют строки.
    (в музыке – музыкальные фразы).
    /-/-/-/-
    /-/-/-/-
    ………
    Это уже ритмические единицы третьего уровня.
    Но и этого оказывается мало. Возникает ритмическая единица 4 уровня
    – строфа.(в песенной музыке – куплет). Более крупные ритмические
    единицы используются только в поэмах (например, “онегинская строфа” –
    структура состоящая из простых строф – единица 5 уровня).
    Подчеркнем, что структурирование ритма – это не прихоть,
    не произвольная “условность”, которую можно принять, а можно и
    отбросить. Это – следствие вполне объективных законов человеческой
    психики.
    Хочется повторения, но хочется и разнообразия.
    Голый ритм и ритмической хаос одинаково неприемлемы.
    Итак, вернувшись к традиционному русскому стихосложению, можно сказать:
    Ритмическая единица 1-го уровня – слог. В русском языке слоги
    произносятся примерно с одинаковой скоростью.
    (есть языки, где имеются долгие и краткие гласные, там конечно слог
    не будет ритмической единицей).
    Ритмическая единица 2-го уровня – СТОПА, обусловленная чередованием
    ударных и безударных слогов. Например строчка “буря мглою небо кроет”
    ритмически запишется /-/-/-/- (“/” – ударный, “-” – безударный слог).
    Здесь стопа будет /- из двух слогов, первый ударный.
    (в языках, где нет силового ударения, стопа конечно будет
    построена по другому принципу)
    Ритмическая единица 3-го уровня – СТРОКА.
    И это – НАИБОЛЕЕ ВАЖНАЯ РИТМИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА.
    Имеющая наибольшее самостоятельное значение.
    Мне приходилось сталкиваться с мнением, что вообще стихи – это то,
    что разбито на строки, безотносительно к остальным ритмическим уровням.
    Значение строки обусловлено тем, что самостоятельной единицей
    речи является не слог, не даже слово, а ФРАЗА.
    Человек говорит не слогами, не словами, а фразами.
    (не путать с грамматическим понятием предложения!).
    При этом фраза не является чем-то постоянным.
    Так “буря мглою небо кроет” можно произнести как одну фразу.
    А можно и как две “буря мглою” “небо кроет”.
    Разбиение на строки особенно важно, потому что без него
    не всегда возможно правильно построить речевое прочтение стихотворения.
    Кроме того, разбиение на строки обогащает и внутренюю ритмику стиха.
    Если бы не было разбиения на строки, а шел бы сплошной поток,
    то стопы “/-“-хорей “-/”-ямб были бы практически эквивалентны –
    давали бы в итоге ощущение одного и того же ритма.
    …-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/….
    …/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-/-…
    Но поскольку строка ограничена началом и концом, то строчки
    “где может быть родились вы” ямб -/-/-/-/
    и “буря мглою небо кроет” хорей /-/-/-/-
    звучат ритмически по разному.
    В старину, со времен Ломоносова, бытовали различные мнения, например, что ямб лучше подходит для передачи грусти, или торжественности а хорей – для приподнятого настроения, пляски, элегий . Или, что ямб – для передачи мысли, хорей – чувства итп…
    Сейчас от таких взглядов отказались, и в общем, признано, что сам по себе размер не определяет настроя стиха.
    Различие в окончаниях строк тоже разнообразит ритмическое восприятие,
    хотя далеко не так сильно, как различие в начале.
    В трехсложных размерах возможны уже три варианта начала строки:
    “/–” – дактиль
    “-/-” – амфибрахий
    “–/” – анапест
    Обратите внимание, что в строке не обязательно должно быть целое
    число стоп. Так, возможны варианты дактиля:
    “/–/–/–”
    “/–/–/-”
    “/–/–/”
    Ощущение другого ритма при этом не возникает.
    Смена в окончаниях строк скорее ощущается как вариация того же ритма.
    Ритмическая единица следующего уровня – это СТРОФА.
    Она состоит из нескольких строк, связаных определенными
    ритмическими и/или звуковыми соотношениями.
    Наиболее обычна строфа из 4 строк
    “Буря мглою небо кроет,
    “Вихри снежные крутя.
    “То как зверь она завоет,
    “То заплачет как дитя.”
    (Пушкин).
    Обратим внимание на чередование рифм и окончаний строк.
    Схема рифмовки – АБАБ – это означает, что первая строка рифмуется
    с третьей, а вторая с 4-ой.
    Окончания строк чередуются по такому же закону
    “ЖМЖМ” или …/-, …/,…/-,…/
    Окончание строки на ударный гласный принято называть “мужским”
    Окончание …/- “женским”
    Окончание …/– “дактилическим”
    Такая рифмовка строк (чередующаяся) наиболее распространена
    (длина строк при этом не обязательно чередуется, строки могут
    иметь и однотипное окочание).
    Вторая по распростреннности – смежная рифмовка ААББ
    “Его пример другим наука,
    Но боже мой какая скука
    С больным сидеть и день и ночь,
    Не отходя ни шагу прочь…”
    (Пушкин).
    Схема окончаний ЖЖММ, хотя такое чередование и не обязательно
    – может быть и ЖЖЖЖ или ММММ. Но ясно, что такой параллелизм усиливает
    ритмическое начало в стихе.(по ученому это называется альтернансом).
    Третья схема – АББА – опоясывающая рифма.
    “Какое низкое коварство –
    “Полуживого забавлять,
    “Ему подушки поправлять,
    “Печально подносить лекарство.”
    (Пушкин).
    (здесь тоже помимо чередования рифм чередуется вид окончаний ЖММЖ)
    Существуют и другие строфы, но наиболее распространены именно эти.
    Почему четырехстрочные? Ответ опять таки следует искать в области
    психологии восприятия ритма человеком. В музыке тоже наблюдается
    такая же закономерность – тяготение к “квадратным” формам.

  4. biformis Ответить

    Ритм (греч. – “соразмерность”, “стройность. Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов – их цикличность – является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Языковым чутьём, ритмическим слухом должен обладать каждый поэт и если человек не обладает этими навыками, то тут не помогут никакие правила стихосложения.
    В стихе строки могут и не абсолютно повторять расположение ударений, а сохранять лишь основную тенденцию этого размещения. Например, в строфе А. Пушкина:
    По дороге зимней, скучной
    Тройка борзая бежит,
    Колокольчик однозвучный
    Утомительно гремит.
    Нет полного однообразия в размещении ударных слогов, но налицо совершенно отчетливая закономерность: количество слогов в строке 8, 7, 8, 7; все ударения тяготеют к нечетным слогам (3, 5, 7; 1, 3, 7; 3, 7; 3, 7), а 7-й слог обязательно ударен. Из всех 16 нечетных слогов 10 несут ударение, из 14 четных слогов ни на одном нет ударения. Случайность такого размещения абсолютно исключена. Этого с избытком достаточно, чтобы расслышать ритм стиха, т. е. повторяемость заданного размещения ударений. Иногда термин ритм употребляют в узком смысле, как фактическое размещение ударений, противопоставленное заданной схеме, называемой метр.
    Все системы стихосложения едины в одном, главном: ритм образуется с помощью членения на соотносимые отрезки – стихи (строки).
    Их обычно записывают и печатают столбиком, но стих остается стихом, если его записать без разбивки на строки или, наоборот, разбить строку, как у В. Маяковского, “лесенкой”. Поэтому стихотворный ритм существует не в отдельной строке, а только в сочетании строк.
    Для изображения ритмической структуры текста используют значки: (U) – безударная гласная; ( | ) – ударная гласная.
    Ритм в стихах, наверное, главнее рифмы. Стихотворение может быть без рифмы (белый стих), но стихов без ритма не бывает. Стихи без ритма – это уже проза. Ритм – закономерное повторение соизмеримых и чувственно ощутимых единиц. Например, стук маятника или удары пульса ритмичны: в них мы имеем, во-первых, единицы, т. е. определенные, отграниченные друг от друга какими-либо интервалами, законченные явления (стук, удар), во-вторых, – соизмеримость, однородность этих единиц (все удары звучат одинаково), в-третьих, – повторяемость единиц (ряд их), в-четвертых, – упорядоченность, закономерность повторения и наконец, в-пятых, – чувственную ощутимость, возможность непосредственного восприятия этих единиц и интервалов между ними. Ритм, в широком смысле, присущ непосредственно и целому ряду природных явлений (морские волны и т. п.) и человеческому организму (ритмично дыхание, работа сердца, кровообращение и т. д.). Ритмичность является свойством любого живого организма. “Система, насквозь пронизанная ритмами”, – так образно назвал человека один из ведущих российских биоритмологов Б.С. Алякринский.
    Поскольку речь (на понятном языке) всегда делится на слова, постольку эти по-вторяемые речевые элементы могут быть определены и как повторение однородных словесных сочетаний, подобранных по сходству тех или иных словесно-звуковых их особенностей (порядок ударных и безударных слогов, расположение пауз, звуковые повторы и т. п.). Таким образом единицей речевого ритма становятся слово или группа слов, отграниченные от последующих при помощи интервала – сильной паузы – и соизмеряющиеся с другими единицами благодаря повторению однородных словесно-звуковых особенностей. Например, в следующем отрывке мы можем установить наличие ритма на основе целого ряда однородных признаков, повторяющихся в каждой единице, т. е. в каждом сочетании слов, отграниченном от других при помощи сильной паузы:
    Буря мглою небо кроет,
    Вихри снежные крутя,
    То как зверь она завоет,
    То заплачет как дитя.
    В этом отрывке чередуются строки, отделенные друг от друга сильными паузами, т. е. представляющие собой законченные ритмические единицы. В то же время они соизмеримы благодаря повторению в них сходных словесно-звуковых элементов. В них одинаковое число слогов (8-7, 8-7 и т. д.), одинаковое число ударений в каждой строке, ударения эти находятся на одних и тех же слогах. В каждой строке (на всех четных строках ) ударение падает на последний слог, на всех нечетных – на предпоследний. Концы строк отмечены звуковыми повторами (рифмами); все это и создает основу соизмеримости этих строк, позволяющую воспринимать их в качестве однородных ритмических единиц. Закономерное повторение этих соизмеримых речевых единиц и создает ритм. В зависимости от изменения тех словесно-звуковых элементов, которые кладутся в основу соизмеримости, меняется и характер ритма. В то же время все эти элементы (паузы, определенная расстановка ударных и безударных слогов, характер окончаний, число слогов в строке и т. д.) даны не сами по себе, а в определенных сочетаниях слов. Слова эти, в зависимости от смысла, произносятся с определенным выражением и с определенной интонацией. На некоторые из них падает сильное ударение, на некоторые слабое и т. д. В результате – в зависимости от характера слов, т. е. от содержания произведения, – приобретают соответствующую своеобразную окраску и те словесно-звуковые особенности, которые положены в основу ритма, они получают свое реальное звучание лишь в связи с содержанием данного произведения.
    Таким образом ритм является сложным явлением, в основе которого лежит целый комплекс признаков (пауза, расстановка ударных и безударных слогов, расположение окончаний и т. д.) и который получает свое реальное наполнение лишь в связи с данной словесной системой, в которой он осуществляется. Эмоциональная насыщенность ритмической речи определяет связь ритма с лирическими и лиро-эпическими жанрами, которые как раз характеризуются наибольшей эмоциональностью, напряженностью. В этом смысле понятие ритмически организованной речи сливается с понятием речи стихотворной, одним из отличительных признаков которой ритм и является.
    Для создания стихотворения каждый выбирает стиль, ритм, свои рифмы.
    Часто для того, чтобы соблюдать ритм, многие писатели прибегают к таким словам-паразитам, как “уж”, “бы”, “так” и т.д. Это тоже слова, бесспорно, но они совсем не нужны в подобном случае. Так, например, строка “так уж и мне хотелось бы побыть”- пример того, что часто встречается в стихах начинающих поэтов. Большое количество вводных слов или слов-паразитов говорит об ограниченном языковом запасе пишущего. Прочитайте внимательно свои стихи, найдите эти ненужные слова, замените их на более звучащие. Конечно, над этим надо будет подумать. И читайте. Читайте, читайте, читайте.
    А теперь посмотрим, как выглядит графически правильный, красивый ритм.
    Баю-баюшки-баю,
    Не ложися на краю:
    Придёт серенький волчок,
    И укусит за бочок.
    Он утащит во лесок,
    Закопает во песок…
    В стихотворении выделены сильные слоги. Они произносятся как бы с некоторым нажимом. Если обозначить сильный слог ( /) , а слабый (-) , то получим вот такую ритмическую структуру стихотворения:
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    / – / – / – /
    Каждая строчка устроена одинаково.
    В каждой семь слогов; сильные 1-й, 3-й, 5-й и 7-й. То есть идёт чередование: сильный – слабый, сильный – слабый… А теперь посмотрим, как здесь стоят ударения в словах. Легко заметить, что они как бы “тянутся” к сильным слогам: большинство сильных слогов – под ударением, большинство слабых – безударные. Это естественно: ведь “с нажимом” мы обычно произносим именно ударные слоги.
    ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ СБОЯ РИТМА
    1. Отсутствие языкового чутья и ритмического слуха.
    Ритмический слух может развить в себе каждый человек, но для этого нужно усиленно тренироваться – читать стихи хороших поэтов (желательно вслух), запо-минать их, декламировать на память в любой аудитории. К нарушению ритма ведёт скопление в стихотворении большого количества рядом стоящих согласных букв или шипящих звуков.
    2.Отсутствие правильного чередования в стихе ударных и безударных слогов.
    3.Знаки препинания внутри строки (точка, запятые, перенос).
    4. “Длинные” строки. Уже при 8-10 – сложных строках возникают проблемы с чтением, количество стоп перестаёт восприниматься на слух – происходит сбой ритма.
    5.Если начинающий автор пытается рифмовать слова с “женской” и “мужской” рифмой (напомню, что женская рифма – это рифма с ударением на предпоследний слог, мужская – на последний).
    6. Если вы чувствуете, что в стихотворении есть сбой ритма и ощущается нехватка одного – двух слогов, то не следует вставлять в строку такие слова, как “тот”, “тут”, “значит”, “сё”, “уж” и др. В этом случае лучше полностью заменить всю строку.
    Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии можно дать ещё несколько советов, помогающих избежать сбоя ритма.
    Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для любого стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма можно пробовать петь про себя все строки стихотворения. Допустим, за основу вы взяли ритм стихотворения Пушкина “Буря мглою…” Про себя вы поёте:
    Та-та-та-та та-та-та-та
    Та-та-та-та та-та -та,
    Та-та-та-та та-та-та-та
    Та-та-та-та та-та-та
    Точно также можно пропеть и любой другой вид ритма. Мелодия, которую вы поёте, можно назвать внутренним ритмом стиха. Очень важно, чтобы она жила в вас непроизвольно.
    И ещё: Если в первой строке стихотворения у вас 8 слогов, во 2-ой – , то 9 это повторение должно следовать до конца всего стихотворения. Наглядно это можно представить себе так:
    1-ый куплет 1-ая строка 8 слогов
    1-ый куплет 2-ая строка 9
    1-ый куплет 3-строка 8
    1-ый куплет 4-ая строка 9
    Второй куплет 8
    9
    8
    9
    То же самое во всех последующих куплетах. Конечно, нужно ещё помнить о том, что нельзя использовать в одном стихотворении различные виды рифм (мужская, женская и т.д.)
    Со временем, как только у вас выработается музыкальный (или точнее, поэтический) слух вы спокойно обойдётесь без этих советов.
    Доброго вам плавания в океане поэзии!
    ПЕРЕПЕЧАТКА И ПЕРЕИЗДАНИЕ “УРОКОВ СТИХОСЛОЖЕНИЯ” БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ АВТОРА БУДУТ СЧИТАТЬСЯ НАРУШЕНИЕМ АВТОРСКИХ ПРАВ И ПРЕСЛЕДОВАТЬСЯ ПО ЗАКОНУ
    ***
    © Copyright: Мфвсм-Словарь Рифм, 2011
    Свидетельство о публикации №111062206354

  5. mrMOLODOI Ответить

    Современные принципы стихосложения сформированы в результате языковой реформы М.В. Ломоносова, с тех пор не изменялись.
    Основные понятия системы стихосложения
    Главное отличие стихотворной речи от поэтической – ритмическая организация, т.е. повторяющийся ритмический рисунок из безударных и ударных слогов.
    Стих
    Анализ строения стиха, определение его ритмического рисунка по количеству слогов, сгруппированных по принципу ударности.
    Ритмика стиха
    Подчиняется трем основным схемам:
    Тоническая – тоника – рисунок определяют ударные слоги. Их количество в каждой строке одинаково, а безударные слоги в учет не берут.
    Силлабическая – силлабика – учитывают только общее количество слогов, не подразделяя на ударные и безударные.
    Силлабо-тоническая – силлабо-тоника – ритмический рисунок стиха определяют количество слогов и сочетание ударных/безударных одновременно.
    Последняя система более характерна для русского стихосложения. Но нередко использование тонических рисунков, например, дольника:
    Дольник — (от русск. доля, часть) — один из видов творческого стихосложения: трехсложный размер с пропуском одного-двух безударных слогов внутри строки.
    НастоЯщую нЕжность не спУтаешь — — / — — / — — / — —
    Ни с чЕм, и онА тихА — / — — / — /
    Ты напрАсно бЕрежно кУтаешь — — / — / — — / — —
    Мне плЕчи и грУдь в мехА — / — — / — /
    Акцентный стих тоже разновидность тоники: в каждой строке равное количество ударных и свободное число безударных слогов.
    Строфа
    Группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.

    Виды строф в лирике

    Трехстишие: терцеп, терация
    Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д.
    Земную жизнь пройдя до половины,
    Я очутился в сумрачном лесу,
    Утратив правый путь во тьме долины.
    (Данте А. «Божественная комедия»)
    Четверостишие: катрен, стансы
    Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости
    В надежде славы и добра
    Гляжу вперед я без боязни:
    Начало славных дней Петра
    Мрачили мятежи и казни.
    (Пушкин А.С. «Стансы»)
    Пятистишие
    Собрались люди мудрые
    Вокруг постели Гостомысловой.
    Смерть над ним летает коршуном!
    Но, махнувши слабою рукою,
    Говорит он речь друзьям своим…
    (Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности»)
    Шестистишие: секстина
    Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм.
    Какая ночь! Как воздух чист,
    Как серебристый дремлет лист,
    Как тень черна прибрежных ив,
    Как безмятежно спит залив,
    Как не вздохнёт нигде волна,
    Как тишиною грудь полна!
    (Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…»)
    Семистишие: септима
    Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb.
    «Скажи-ка, дядя, ведь не даром
    Москва, спаленная пожаром,
    Французу отдана?
    Ведь были ж схватки боевые,
    Да, говорят, еще какие!
    Недаром помнит вся Россия
    Про день Бородина!»
    (Лермонтов М.Ю. «Бородино»)
    Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.

    Твердые стихотворные формы

    Cтихотворные формы, в которых традицией определены объем и строфическое строение стихотворения

    Рифма
    Созвучные (зарифмованные) концы строчек. Факультативность рифмы при обязательной ритмике стиха объясняет существование поэтических произведений, выделяющихся среди обычных стихотворений:
    Верлибр – синтез прозы и стиха: деление на строчки, последнее слово которых обязательно акцентируется – от поэзии, а отсутствие четкой ритмики и рифмы – от прозы.
    Белый стих – подчинение речи законам поэтической ритмики, но свободное окончание не зарифмованных между собой строчек.

    Женска: гОремя — мОрем
    Мужская: садУ — льдУ
    Гипердактилическая: нЕнависти — откровЕнно вести
    Дактилическая: глубОкая — одинОкая
    Верлибр / Белый стих / Свободный стих (есть размер, нет рифмы)
    Значит, поэзию от прозы отличает ритмика, а не рифма.
    Стопа
    Строительная единица стихотворной строчки, образованная сгруппированными безударными слогами вокруг одного ударного. Каждую поэтическую строчку делят на ритмическую единицу – стопу – по количеству ударений. Количество ударений равно числу стоп в строке.
    Стихотворный размер
    Схема, по которой строится стихотворная строка. Различают размеры по количеству слогов в одной стопе и количеству стоп в строке. Если количество стоп в стихе не регламентируется, то число слогов, ударных/безударных, объединенных в стопу, – главный критерий для определения стихотворного размера. Для удобства обозначим ударный слог – У, а безударный – б.
    Все схемы размеров делят на дву- и трехсложные (по количеству слогов):
    Двухсложные – в стопе только 2 слога – хорей и ямб у первого ударение на первом слоге, у второго – на втором. То есть, схема хорея – это Уб/, а ямба – бУ/.

    Первый пример из таблицы – ТЕрек вОет, дИк и злОбен – Уб/Уб/Уб/Уб – четырехстопный хорей, так как в строчке 4 стопы. Второй пример – В гостИной встрЕча нОвых лИц – бУ/бУ/бУ/бУ – четырехстопный ямб.
    Трехсложных размеров три:
    дактиль – Убб (КтО бы ни звАл – не хо чУ – Убб/Убб/У);
    амфибрахий – бУб/ (обхОдит владЕнья своИ – бУб/бУб/бУ);
    анапест – ббУ/ (одинОкая жИзнь не милА – ббУ/ббУ/ббУ).

    Способ отличить и запомнить стихотворные размеры от литературоведа А. Илюшина:
    Хорей: ВАня-ВАн-ВАн-ВАн
    Ямб: ИвАнвАнвАнвАн
    Дактиль: ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка-ВАнечка
    Амфибрахий: ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша-ВанЮша
    Анапест: ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн-ИоАнн
    Достаточно проскандировать стихотворную строчку, как футбольную кричалку, и сравнить, на какой вариант ложится стих.
    Смотри также:
    Проза и поэзия

  6. Harman2000 Ответить

    Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
    Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
    Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
    Стопа – единица измерения стихотворного размера.
    Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
    Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.

    Учимся расставлять ударения и определять размер стиха

    Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
    Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
    «Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
    «Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
    «Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
    «Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.

    Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:

    1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
    2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
    3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U, так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.

    Не литературоведческий метод определять размер стихотворения

    1) Пронумеровать все слоги в строке.
    2) Прочитать стихотворение на манер считалки, акустически выделяя не только слоги со словесным, но и с ритмическим ударением.
    2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
    3) Выписать подряд номера ударных слогов.
    4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
    1-3-5-7-9 — хорей
    2-4-6-8-10 и т.д. — ямб
    1-4-7-10 и т.д. — дактиль
    2-5-8-11 — амфибрахий
    3-6-9-12 — анапест

    Таблица «​Двухсложные стихотворные размеры»

    То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов

  7. MAD7ESS Ответить

    Ритм проявляется во всем: в биении сердца, в смене времен года, в музыке… Есть ритм и в стихотворной речи. Что же такое стихотворный ритм? В прозаическом тексте слова стоят в обычном порядке, как мы говорим. Такой порядок называется прямым. Что бы слова зазвучали ритмично, надо нарушить прямой порядок слов. Ну, это все теория, и все это вы уже наверняка знаете. А на практике. … Попробуйте сделать художественный перевод текста.
    Remember, Russia, you are great
    Not in the field of battles past
    But in the green field full of wheat.
    And forests, gardens, free of dust.
    L.Khusainova. (с)
    А теперь с помощью любого переводчика переведите данный текст:
    Помните, Россия, Вы большие
    Не в области (поле) сражений прошлое
    Но в зеленой области (поле) , полной пшеницей.
    И леса, сады, свободные от пыли.
    Magic Gooddy (с)
    Я попробовала превратить этот перевод в стихотворение:
    Запомни, Россия, ты так превосходна,
    Но не полями сражений своих
    Прекрасна ты полным пшеницею полем,
    И воздухом чистым в просторах лесных.
    Я уверена, что у вас получиться лучше.
    А результаты пришлите мне на мыло.
    Именно на примере переводов можно понять, что такое ритм.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *