Что такое сочельник перед рождеством у русских?

11 ответов на вопрос “Что такое сочельник перед рождеством у русских?”

  1. Gathis Ответить

    Дорога к храму
    Первые шаги в Храме
    Колокольные звоны
    Паломничество
    Православные праздники в 2019 году
    Рождество Христово – 7 января в 2019 году
    Благовещение Богородицы – 7 апреля в 2019 году
    Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье) – 21 апреля в 2019 году
    Крещение Господне – 19 января в 2019 году
    Вознесение Господне в 2019 году – 6 июня
    Рождество Богородицы – 21 сентября в 2019 году
    Воздвижение Креста – 27 сентября в 2019 году
    Покров Богородицы – 14 октября в 2019 году
    Введение во храм Пресвятой Богородицы – 4 декабря в 2019 году
    Сретение Господне – 15 февраля в 2019 году
    Воскресение Христово (Пасха) – 28 апреля в 2019 году
    Праздников Праздник
    Троица в 2019 году – 16 июня
    День святых апостолов Петра и Павла – 12 июля в 2019 году
    Преображение Господне (Ялочный спас) в 2019 году – 19 августа
    Успение Богородицы в 2019 году – 28 августа
    Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11 сентября 2019 года
    Богослужение
    Таинства Церкви
    Таинство Покаяния (Исповедь)
    Таинство Крещения
    Таинство Причащения
    Таинство Венчания
    Таинство Елеосвящения
    Таинства Церкви
    Пост
    Великий пост в 2019 году – с 11 марта по 27 апреля
    Петров пост в 2019 году – с 24 июня по 11 июля
    Успенский пост в 2019 году – 14–27 августа
    Рождественский пост в 2019 году: 28 ноября – 6 января 2019 года
    Чтение на каждый день поста
    Молитвы: молитвы православные
    Молитвослов православный. Православные молитвы, молитвы святым, утренние и вечерние молитвы
    Поминовение усопших
    Икона: Православные иконы
    Инфографика
    Жизнь Церкви
    Монашество
    Миссионерство
    Люди Церкви
    Праведники
    Дневник иеромонаха Никона
    Новомученики
    Патриарх
    Святейший Патриарх Алексий II
    Святейший Патриарх Кирилл
    Святейший Патриарх Тихон
    Святейший Патриарх Пимен
    Богословие
    Навигатор
    Толкования
    Вопросы священнику
    Православие в мире
    Жизнь родного прихода. Рассказы
    Греция
    Палестина
    Африка
    Израиль
    Грузия
    Япония
    Узбекистан
    США
    Китай
    Индия
    Франция
    Сирия
    Пакистан
    Египет
    Латинская Америка
    Испания
    Италия
    Ливия
    Великобритания
    Аргентина
    Болгария
    Чехия и Словакия
    Религии и конфессии
    Атеизм
    Секты
    Оккультизм и мифы
    Справки
    Беседы о главном
    О грехах и добродетелях
    Исповедь шопоголика
    Проповеди
    Популярные статьи
    Слово Пастыря
    Митрополит Сурожский Антоний
    митрополит Антоний Сурожский
    прп. Серафим Саровский
    Старец Паисий Святогорец
    Святитель Николай Сербский
    Протоиерей Всеволод Шпиллер
    Протоиерей Александр Ильяшенко
    архим.Иоанн (Крестьянкин)
    Протоиерей Валентин Амфитеатров
    Протоиерей Алексий Уминский
    Храм Всемилостивого Спаса

  2. DROPEX Ответить


    Сегодня уже позабыт, к сожалению, великий церковный праздник сочельник. Что это такое, теперь знают единицы.
    А во времена наших прабабушек его славили более, чем Рождество Христово. Расскажем о том, как готовились к этому дню и как отмечали его наши далекие предки.

    Откуда произошло название данного праздника? Оказывается, от слова «сочиво» — это блюдо, которое готовили специально в этот день для угощения всех домашних. Для этого хозяйка замачивала обваренные зерна злаков (пшеница, ячмень, чечевица, рис) в соке семян (маковом, миндальном или ореховом). Блюдо получалось постным. Масла в него не клали. Допускалось лишь добавление ложки меда, чтобы сделать кушанье более питательным. Иногда его заменяли кутьей.
    Сочиво люди употребляли в этот день в подражании библейскому пророку Даниилу. Притча эта относится к ветхозаветным временам. Язычник Юлиан Отступник, желая покуражиться над верующими постящимися людьми, приказал все продовольствие на рынке обрызгать кровью животных, принесенных в жертву идолам. Тогда пророк Даниил приказал своим отрокам-послушникам питаться размоченными зернами и сухофруктами. Так верующие смогли избежать принятия оскверненной языческой трапезы.

    Наши далекие предки очень любили сочельник. Когда начинается он, знали все, от мала до велика. Святую традицию его празднования чтили и передавали из поколения в поколение. Примечательно, что много лет назад сочельник отмечался не один раз в год, а несколько. Так, 24 декабря (по старому стилю), или 6 января (по новому) люди праздновали канун (навечерие) Рождества Христова. Именно этот день сегодня и принято называть сочельником. Но также соблюдали данную традицию и накануне Богоявления – 5 января (по старому стилю), или 18 января (по новому), и на Благовещение, и в субботу первой седмицы Великого поста.
    Известно, что данному празднику предшествует строгий Рождественский пост, который длится с 28 ноября по 6 января. В сочельник у православных принято не есть до первой звезды. Ее появление связано с преданием о Вифлеемской звезде, которая возвестила о рождении святого младенца. Вечером люди на стол не собирали и ужинать не садились. Делать это можно было с появлением на небосклоне первого огонька. После этого наши предки накрывали стол белоснежной скатертью, клали на него пучок сена в память о яслях, где родился Спаситель, и ставили двенадцать постных блюд — по числу учеников Иисуса Христа. Ели сочиво и славили Господа.
    ?

    Народные приметы на сочельник

    На праздник на стол с белой скатертью ставили восковую свечу и зажигали ее со словами: «Гори, свеча, праведное солнце, свети душечкам в раю и нам, живым, грей землю-матушку, нашу скотинку, наши нивы». Если огонек горит весело, значит, год будет благополучным и урожайным, если моргает и трепещет – придется затянуть пояса потуже.
    Вечером смотрели в окошко: если ночь ясная и звездная – лето будет щедро на урожай ягод, а год будет хорош для приплода домашнего скота.
    Если перед сочельником разыгралась метель – пчелы будут хорошо роиться.
    Какого числа сочельник? 6 января. Самый разгар русской зимы. Ожидалось, что на дворе в это время будут свирепствовать морозы. Однако не всегда бывает именно так. Неожиданно могла начаться оттепель. И если вдруг случится на праздник капель, значит, не стоит ждать доброго урожая со своего огорода. А вот греча наверняка будет хороша.
    На праздник иней на деревьях – к добрым хлебам.
    Подборка с сайтов интернета

  3. Akishicage Ответить

    6 января – Навечерие Рождества Христова, или Рождественский сочельник, – последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей, поэтому именно в эти дни на наш сайт приходит множество вопросов о том, как правильно провести Сочельник. Ответить на эти вопросы мы попросили протоиерея Александра Ильяшенко.

    Как поститься в Сочельник?

    – Отец Александр, самый часто задаваемый нашими читателями вопрос – как правильно поститься в Сочельник, до какого времени нужно воздерживаться от вкушения пищи? Что значит “пост до первой звезды”? Одинакова ли мера воздержания для работающих и неработающих в этот день? Сколько длится пост до причастия?

    Сочельник

    Само название происходит, как полагают, от слова «сочиво» (то же, что «коливо» — вареные зерна риса или пшеницы). Вкушать «сочиво», или «коливо», положено в канун праздника только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении.
    Традиция не вкушать пиши до первой вечерней звезды, связана с воспоминанием явлении звезды на Востоке (Мф.2:2), возвестившей о рождении Христа, однако уставом эта традиция не предписана.
    Действительно, Типикон предписывает пост до конца вечерни. Однако служба вечерни соединяется с Литургией, служится утром, поэтому и постимся мы до того момента, когда в центр храма выносится свеча и перед свечой поется тропарь Рождеству Христову.
    Очевидно, что находящиеся в храме люди постятся, многие в этот день причащаются. Хорошо, если и те, кто не могут быть на службе в храме, кто работает, почтят этот день более строгим постом. Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо». Поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.
    Те, кто причащаются на ночной Литургии, по церковной традиции, вкушают пищу в последний раз не менее, чем за шесть часов до времени Причастия, или примерно с 6 часов вечера. И здесь дело не в конкретном количестве часов, что 6 или 8 часов нужно пропоститься и ни минутой меньше, а в том, что устанавливается некая граница, мера воздержания, помогающая и нам соблюсти меру.
    – Батюшка, много вопросов приходит от людей больных, которые не могут соблюдать пост, спрашивают, как им поступить?
    Больные люди, конечно, должны соблюдать пост в той мере, в какой это согласуется с приемом лекарств и с предписаниями врачей. Речь идет не о том, чтобы немощного человека уложить в больницу, а в том, чтобы укрепить человека духовно. Болезнь – это уже тяжелый пост и подвиг. И здесь человек уже должен стараться определить меру поста по своим силам. Любую вещь можно довести до абсурда. Например, представьте себе, что священник, который придет причастить умирающего человека, станет спрашивать, когда человек последний раз ел?!
    – Как правило, верующие стараются встретить Рождество Христово на ночной праздничной литургии. Но во многих храмах служится еще и всенощная и Литургия в обычное время – 5 вечера и утром. В связи с этим часто спрашивают, не грех ли молодому человеку, не немощному, без детей, пойти на службу не ночью, а утром?
    Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная. Таких служб в году очень мало, в большинстве приходских храмов ночные литургии служатся только на Рождество и Пасху – особо торжественные службы по традиции совершаются ночью. А вот например, на Афоне воскресные всенощные бдения служатся ночью. И все равно таких служб не так много, чуть более 60 за год. Церковь так устанавливает, учитывая человеческие возможности: число ночных бдений в году ограничено.
    Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.
    – Закончилась праздничная Литургия, начинается праздничное застолье. И здесь два вопроса нам задают. Первый – можно ли праздновать Рождество сначала в приходе, а не сразу устраивать семейное торжество?
    Конечно, хорошо праздновать вместе с близкими, друзьями, семьей, хорошо разделить дарованную нам в празднике радость с ближними. Если прихожане могут объединиться и, помолившись вместе в храме, могут сесть вместе за праздничный стол – это очень хорошо. Такое совместное проведение праздника объединяет, дает поделиться радостью друг с другом. Собираются и семьи, и друзья.
    – Второй вопрос связан с тем, что на Рождественской Литургии многие причащаются. И люди испытывают некоторое смущение: ты только что причастился, в книгах святых отцов написано о том, что для удержания благодати нужно стараться оградить себя от разговоров, тем более смеха, и постараться провести время после причастия в молитве. А тут праздничное застолье, пусть даже и с братьями и сестрами во Христе…Люди боятся потерять молитвенный настрой..
    Те правила, которые отцы – пустынники предлагали монашествующим, нельзя в полной мере переносить на мирскую жизнь, тем более нельзя переносить их на большие праздники. Речь идет о подвижниках – аскетах, особенно богато наделенных благодатными дарами Божиими. Для них внешняя часть второстепенна. Конечно, духовная жизнь стоит на первом месте и для мирян, но мы не можем здесь провести такую же четкую грань между духовным и земным.
    Апостол Павел заповедовал нам “Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите Господа” (1Фес 5:16-18). Если мы встречаем праздник с радостью, молитвой и благодарностью Богу, то мы исполняем апостольский завет.
    Конечно, этот вопрос нужно рассматривать индивидуально. Конечно, если человек чувствует, что за шумным торжеством он теряет благодатный настрой, то, возможно, ему стоит ненадолго сесть за стол, уйти раньше, сохранив духовную радость.
    – Отец Александр, а не стоит ли здесь разграничить нам самим в себе два состояния – когда мы действительно боимся расплескать полученное в храме чувство, и когда своим отказом от участия в празднике мы можем огорчить ближних, и нередко отказываемся от совместной радости с немирным сердцем. Родственники смирились с тем, что их ревностный член семьи наотрез отказался встретить с ними новый год, казалось бы, пост закончился, человек должен бы «вернуться» к семье, разделить вместе радость праздника, а он опять хлопает дверь и говорит «Какое «посиди с нами», у меня праздник великий, такая благодать, потеряю с вами весь молитвенный настрой!!»
    Своему молитвенному состоянию в таком случае человек едва ли повредит, так как подобное поведение говорит о том, что человек в нем не пребывает. Состояние созерцания, молитвенности всегда связано с приливом духовной радости, благодати, которую Господь щедро изливает на своих рабов. А такое отношение к ближним больше похоже на ханжество и фарисейство.

    – Обязательно ли посещение вечерней службы в сам день праздника – вечер праздника Рождества?
    – Это каждый должен решить для себя сам. После ночной службы нужно восстановить силы. Не все, из – за возраста, здоровья и духовного уровня способны пойти   в храм и принять участие в службе. Но нужно помнить, что Господь вознаграждает за каждое усилие, которое ради Него человек делает.
    Вечерняя служба в этот день недлинная, особенно одухотворенная, торжественная и радостная, на ней возглашается Великий Прокимен, поэтому, конечно, хорошо, если получится ее посетить.
    Поздравляю всех читателей нашего сайта с грядущим праздником Христова Рождества!
    Вопросы подготовили Лидия Доброва и Анна Данилова

  4. Дерзкая Ответить

    Как известно существует два кануна Рождества – один католический, который отмечается 24 декабря, а другой православный и празднуют его 6 января. Но и тот и другой является символом усиленной подготовки к одному из важнейших праздников в году – Рождеству.
    Обычай отмечать канун Рождества, по преданиям, появился опираясь на историю с Вифлеемской звездой. За несколько дней до рождения Христа волхвам явилась самая яркая звезда, такой знак появляется только тогда, когда на свет появляется царь. Поэтому они решили отправиться в путь, чтобы преподнести Христу дары.
    Но это не единственное значение праздника, ведь в основном все праздники имеют языческие корни. Свят-вечер не стал исключением и многие традиции не имеют никакой связи с христианством, сюда можно отнести святочные гадания. итак, согласно преданиям, еще в дохристианский период наши предки отмечали в этот день праздник «Корочуна», или по другому день приветствия солнца. По другим источникам в этот день отмечали канун рождения Кола Сварога. Именно в Свят-вечер, как верили раньше, Земля одаривала людей, растения, животных, в общем все живое, энергией, которая впоследствии способна поможет не только сохранить урожай, но и приумножить его, а животных она оберегает от болезней и способствует хорошему приплоду.

    Церковные традиции на Сочельник

    Как мы уже упоминали, зимним праздникам предшествовал строгий пост, который заканчивался с появлением первой звезды 6 января. В канун Рождества целый день вся семья питалась праздничной кутьей.
    Вечером проводится богослужение с чтением евангелия, рассказом истории о волхвах, молитвами, а также литургия. Однако, если Сочельник припадает на субботу или воскресение, то основная часть богослужения проводится в пятницу вечером, а литургия уже в сам Сочельник.
    Если же по каким-либо причинам попасть в храм раньше не удавалось, то разрешалось в этот праздник просто семьей прочитать молитвы и приступать к праздничному ужину. При этом важно было в Свят-вечер надеть все самые новые вещи, если же денег на новое не хватало, то надевали просто чистые. Эта традиция служила символом очищения от грехов и наступления чего-то нового.

    Славянские традиции в Свят вечер

    Святой вечер в славянской традиции отмечался торжественно, для этого обычно съезжалась вся семья, а хозяйка дома к приходу гостей убирала дом и готовила богатый ужин. Обязательно стелили чистую белую, а лучше новую скатерть, под которую подкладывали немного сена.

    Рождественский Дидух

    Отдельно стоит отметить об украшении стола. Для этого на стол обязательно ставили праздничную свечу, как символ первой звезды, а также Рождественский Дидух. Проще говоря сноп сена помещали в вазу и торжественно всей семьей вносили его в дом и ставили посреди стола.При чем Дидух готовили еще с лета. Для этого первый сноп пшеницы или хлеба оставляли не обмолоченным. В некоторых селениях отделяли от последнего снопа. Его перевязывали и оставляли до самого кануна Рождества, после чего ему выделяли самое почетное место на столе – посредине.
    Внесение Дидуха начиналось с того, что глава семьи брал его в одну руку, а в другой был сноп сена. За ним шел старший сын, у которого в двух руках по снопу сена. Еще во дворе глава семейства приговаривал: «Пусть трусится сено, пусть кормит скотинку. Пусть мягко будет душечкам, пусть мягко будет Святому Дитяти и скотинке на сене лежать!». При этом вместе с сыном разбрасывая сноп сена. А на входе в дом отец кричал: “Святки идут!”, сын отвечал: “Святки пришли!”, а мать продолжала: «Чтим и просим дидуха и вас заглянуть в дом!»
    Дидух не убирали вплоть до самого Щедрого вечера, после чего его сжигали, бросая туда старые вещи или одежду, в которой какой-либо член семьи перенес болезнь. Таким образом, наши предки очищались от негативной энергетики ушедшего года.

    Праздничный стол на Сочельник


    Основным блюдом на Свят вечер была кутья или как она еще называлась сочиво, коливо. Готовили её обычно из вареной пшеницы, ячменя с добавлением меда. Иногда хозяйки сочиво варили еще и с рисом. Трапеза начиналась именно с кутьи.
    Причем очередность блюд также строго исполнялась по определенным правилам. Так первыми в ход шли обязательно закуски. После них обычно подавали первое, зачастую борщ, грибной суп или уха. К первому хозяйки обязательно готовили пирожки, ушки или лепешки, их еще называли сочни. Самыми последними подавался десерт. Это рулеты с маком, медовики, пироги, кисель и так далее. Обязательно к этому дню выпекали сладкие пряники.
    Вторым обязательным блюдом был узвар, а проще говоря компот из сухофруктов. Зачастую он готовился из яблок, груш, слив, изюма, вишен и других фруктов. При этом стоит отметить, что все блюда запивались только узваром и ничем другим.
    Отдельно стоит отметить 12 блюд, которые обязательно должны были стоять на столе и что они означали:
    кутья готовилась как символ принесенной жертвы и пролитой крови;
    горох считался знаком того, что после упадка человек возрождается снова, как Божья весна;
    капустник – капуста является символом простоты и надежности;
    борщ – так как хозяйка старается приготовить это блюдо из простых продуктов, то это является символом того, что рутинная работа и ежедневная суета воспитывает в нас силу воли. Помимо всего прочего он еще является напоминанием жестокого приказа царя Ирода об уничтожении младенцев;
    голубцы готовились как знак Божьей любви к человеку;
    рыба – издревле именно рыба являлась символом христианства и жертвы Христа;
    вареники – это блюдо являлось символом достатка, которое ждет верующих на небе;
    блины – означали солнце. Готовить блины в этот день скорее исходит от язычества, но сегодня это блюдо стало символом того, что Христос стал символом нового солнца, света;
    каша – стала символом продолжения рода;
    пирожки – символ здоровья и счастья;
    узвар – это символ жизни, которую нам подарил Бог, а также очищения от всего плохого;
    пампушки готовят как напоминание того, что ждет человека после смерти – вечная жизнь.
    Стоит отметить, что не обязательно в этот день готовили только эти блюда, самое главное – это, чтобы на столе было 12 постных блюд. Помимо этих рецептов, хозяйки готовили холодец, домашнюю колбасу, свиную голову, кисель, блюда из грибов, мяса, рыбы.
    За столом старались вести себя сдержанно и спокойно. При этом вставать из-за стола до окончания трапезы нельзя было. Ни одно блюдо не должно было оставаться нетронутым, каждый, кто сидел за столом должен был отведать хотя бы по ложке от всех блюд. Считалось хорошим знаком, если за столом соберется четное количество людей, если нет, то хозяйка ставила дополнительный набор столовых приборов для усопших родственников.

    Колядование в Свят Вечер

    После праздничного ужина начиналась самая интересная часть для молодежи – гулянья, куда в частности и входило колядование. Для этого юные парни и девушки собирались около храма или в другом общественном месте. К ним могли присоединиться свободные неженатые мужчины.
    Затем выбирали главного, кто руководит колядками – Березу, а также казначея, звездаря, латкового и так далее. Обязательно надевали интересные костюмы и придумывали небольшое представление. В главной роли обычно фигурировала коза, как символ достатка и богатства.
    Колядование раньше немного отличалось от того, как это делают сейчас. Раньше не стучали и не заходили в дома как это делается в современном мире. наши предки обычно вызывали хозяев словами “Коляда идет!”. Кто выходил, тому и показывали представление с пением колядок и народных песен. Желали хозяину всего наилучшего в грядущем году. После чего колядующих приглашали в дом и одаривали подарками.

    Приметы на Сочельник


    Плохим знаком было, когда в доме засыпали, чтобы этого не случилось, хозяева если и ложились на кровать, то в праздничной одежде, чтобы не заснуть. При этом старшее поколение и состоящие в браке старались из дому не выходить лишний раз – плохая примета, которая не несет ничего хорошего.
    Для свободной девушки и парня было хорошей приметой чихнуть во время праздничного ужина. Девушка в таком случае в грядущем году выйдет замуж, а парень станет хорошим казаком. При этом если такое случится, отцы иногда дарили своим детям подарки: девушкам – теленка, а парням – жеребенка.
    Также хозяева радовались, когда в этот вечер приходили в гости одинокие и неприкаянные люди, это означало, что в грядущем году в семье будет счастье, радость и достаток. Поэтому таких гостей щедро одаривали и угощали.
    Так как в Сочельник готовились к Рождеству, то старались всю еду приготовить к празднику еще до восхода Солнца. Тогда, согласно поверьям, в семье будет достаток и богатство.
    А снежный покров говорил о том, какой урожай будет в наступающем году. Так считалось, что чем больше в канун Рождества снега, тем богаче будет урожай. Если же перед 6 января выпал снег, но к Сочельнику растаял, то это говорит о том, что будет хороший урожай гречки. А вот если иней и сугробы, то это к хлебородию.
    Также следили внимательно и за звездами. Если, к примеру, на небе много звезд, то летом будет много гороха. А если звезд мало, то и ягод будет также не густо. Плохим знаком было и то, если млечный путь был тусклым – это к ненастью.
    На стол хозяева старались не скупиться, ведь чем обильнее будет ужин на Сочельник, тем богаче пройдет и грядущий год.
    Также старались с этого вечера не ссориться и избегать разногласий на весь период праздников. Ведь если с кем-то поссориться или поспорить в эти дни, весь год пройдет в ссорах и разногласиях.
    Нельзя было и охотиться и ловить рыб, иначе весь год пройдет в несчастьях и лишениях.

  5. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *