Что такое сословно представительные учреждения как они возникли?

9 ответов на вопрос “Что такое сословно представительные учреждения как они возникли?”

  1. svled Ответить

    Бежав из Парижа, он стал собирать силы для расправы с ним. На помощь Парижу пришло великое крестьянское восстание 1358 года -Жакерия, преследовавшее антифеодальные цепи.
    Менаду тем городской патрициат, руководивший Парижем, не только не обрадовался Жакерии, но, наоборот, выступил против нее. Лишенные поддержки городов, крестьяне были побеждены. Вслед за тем наступила очередь Парижа. Мартовский ордонанс, еще прежде отмененный Карпом, был оплачен теперь многими жертвами.
    С победоносным окончанием Столетней войны значение генеральных штатов падает. Одной из реформ короля Карла VII (1439 г.) вводился прямой постоянный налог, взимаемый без согласия штатов (талья). Другой реформой создавалась регулярная армия, содержавшаяся за счет этого налога.
    Генеральные штаты не были упразднены, но собирались они редко. Отпала нужда в них.
    Важное значение в истории Франции имело царствование Людовика XI (1461-1483 гг.). При нем было навсегда покончено с феодальной раздробленностью. Королевские подати и суд были распространены без изъятия на всю территорию страны.
    3. В середине ХШ столетия Англия переживает период острой борьбы между баронами, с одной стороны, горожанами и рыцарством – с другой. Первые стремились установить такой строй, который отдавал бы Англию в их руки, вторые выступали с оружием в руках, чтобы не допустить этого.
    В 1265 году коалиция горожан и рыцарей, руководимая Симоном де Монфором, одержав победу над королем и баронами, объединившимися под влиянием обстоятельств, созывает первое в истории Англии сословное собрание, получившее название парламента. Помимо баронов, которых было мало, в этом собрании находилось по четыре рыцаря от каждого графства и по два представителя от каждого города.
    Спустя некоторое время армия Монфора потерпела поражение, а сам он погиб в сражении. Но парламент уничтожен не был. С 1295 года (когда был созван так называемый образцовый парламент) он превращается в постоянное законодательное собрание Англии.
    Структура парламента определилась не сразу. Но и здесь наиболее знатные приглашались поименно, а все другие, то есть рыцари и горожане, избирались. Некоторое время все они заседали совместно. В XIV столетии парламент оставляет духовенство, чтобы затем воссоединиться с лордами в единой (верхней) палате, получившей название палаты лордов. Рыцари и горожане составили палату общин. Эти названия английские палаты сохраняют до настоящего времени.
    Нетрудно заметить существенное различие в структуре французских генеральных штатов, с одной стороны, и английского парламента – с другой. В генеральных штатах каждое сословие, как уже говорилось, заседает отдельно от другого и имеет один голос. В парламенте только духовная и светская знать выделяется в особую палату. Горожане и рыцари заседают совместно. Это обстоятельство окажет важное влияние на всю последующую политическую историю Англии.
    В тесной связи с ним сложилась и компетенция английского парламента. В 1297 году король Эдуард должен был, опасаясь нового возмущения, согласиться на то, чтобы никакие налоги не устанавливались без согласия парламента. С тех пор и до настоящего времени налоговый вопрос, а еще шире бюджет, считается самым важным из всех полномочий парламента (особенно его нижней палаты).
    Следующее, то есть XIV, столетие принесло парламенту то, чего так тщетно добивались генеральные штаты, – в его компетенцию вошло не только разрешение (вотирование) налогов, но и контроль за их использованием. Кроме того, было установлено, что всякий раз, когда король требует денег, парламент вправе – в качестве предварительного условия – рассматривать жалобы на действия правительства.
    В то же время происходит формирование английского местного самоуправления, бывшего предметом особой гордости правящих классов этой страны. В графствах возникают местные собрания, в городах – различного рода советы. Руководство ими захватывают землевладельцы, верхи городской аристократии, священники.
    Важнейшим элементом местной власти становится с XIV века так называемая мировая юстиция. Мировые судьи, главным образом местные дворяне, осуществляют суд по уголовным делам, эффективный контроль за действиями местной полиции и ее главы – шерифа.
    4. Феодальная раздробленность Германии, санкционированная “Золотой буллой”, препятствовала возникновению сколько-нибудь влиятельных органов сословного представительства.
    С некоторого времени, правда, на имперские съезды, так называемые рейхстаги, стали приглашать представителей городов. Но с ними мало считались. Князья и император требовали денег, и города должны были их давать.
    Из трех курий рейхстага две, как и в генеральных штатах, находились в руках дворянства и духовенства с тем лишь различием, что первую курию составили курфюрсты, а вторую – остальная имперская знать. Они все и решали.
    В княжествах, на которые распадалась Германия, заседали местные собрания – ландтаги. И здесь держались принципа трех курий. Компетенция ландтагов была совещательной.
    Областные интересы преобладают в Германии над имперскими. И даже города, которые в других странах примут на себя немалые тяготы объединительной политики, будут бороться здесь не столько за Германию в целом, сколько за свои особые привилегии

  2. Timur10.01.2016 Ответить

    управлял с помощью своей курии, состоявшей из прямых вассалов светского и духовного звания. Расширение этой курии путем привлечения в нее горожан и широких слоев дворянства вело к ее постепенной трансформации из органа вассального в административно- судебное учреждение областного масштаба: развитие товарно-денежных отношений требовало урегулирования многих вопросов, нередко сталкивавших интересы разных областей»172.
    Созыв представительных ассамблей был также обусловлен необходимостью обсуждения проблем, затрагивающих все королевство в целом (войны, религиозные, династические вопросы), а также потребностью монархов в получении правдивой информации из регионов173.
    Самым ранним в Европе сословно-представительным учреждением считаются кортесы174 государств Пиренейского полуострова. Они сложились в результате расширения круга участников королевских советов. Первоначально король приглашал для консультаций сеньоров и высшее духовенство; позднее к ним присоединились представители городов. Впервые широкое собрание депутатов от наиболее влиятельных сословий было созвано в королевстве Леон в 1188 г. Король этой страны, нуждаясь в поддержке населения в борьбе с феодальной знатью и мусульманами, собрал представителей церкви, знати и горожан и поклялся, что впредь не станет объявлять войну или заключать мир без их согласия.
    Вскоре произошло объединение королевств Леона и Кастилии. В этих условиях роль и значение кортесов возросли. С конца XII в. они избирали короля, устанавливали законы, предоставляли городским сообществам льготы и права, решали вопросы войны и мира-. Наличие кортесов стало
    ставительства в кортесах Каталонии (с 1218 г.), Кастилии (с 1250 г.), Пор-
    Ко второй половине XIII в. относится возникновение английского
    ное собрание французского королевства, позднее названное Генеральпы-
    В XIV-XV вв. были образованы представительные структуры в германских княжествах – ландтаги, а также всегерманское собрание – рейхстаг, призванное осуществлять избрание императора Священной Римской империи, главу немецкой нации. Выборные учреждения сложились в системах госу-
    низкий социальный статус (например, зажиточные свободные крестья-
    ция, австрийское княжество Тироль) допускали участие свободных крестьян в процессе избрания корпуса представителей, но крестьянство как социальная группа, как правило, не было представлено в выборных струк-
    щания и совета», различался в соответствии с их социальной принадлежностью. Светские и духовные магнаты приглашались непосредственно королем. Рыцарство, низшее духовенство и горожане должны были выделить из своей среды уполномоченных, избиравшихся с применением
    Необходимо отметить, что в средние века проявлялась тенденция к взаимодействию сословий в избирательном процессе, в результате чего
    избиратели и депутаты, представлявшие одну общественную группу, сами могли принадлежать к другой. В Англии в избрании рыцарей от графства принимали участие не только дворяне, но и свободные крестьяне (отвечающие определенным требованиям), а среди парламентариев-горожан было немало выходцев из дворянства. Во Франции, в Англии и других странах представителями дворянства часто становились юристы.
    Избирательная практика постепенно упорядочивалась; центральная власть издавала правовые акты, регламентирующие отдельные стороны процесса – статус избирателей и избираемых (имущественные, социальные и иные цензы), процедурные требования, санкции за нарушение избирательного законодательства. Постепенно складывалась соответствующая политико-правовая традиция, «выборы на местах становились школой их проведения для широких кругов свободного населения страны.., приучали население к выборной борьбе, пропаганде тех или иных кандидатов, к признанию важной политической роли собраний»175. В результате, выборы постепенно становились важным элементом государственной и общественной жизни.

  3. Hyudra Ответить

    СОСЛО́ВНО-ПРЕДСТАВИ́ТЕЛЬНАЯ МО­НА́РХИЯ, осо­бая пуб­лич­но-пра­во­вая фор­ма го­су­дар­ст­вен­но­сти, пре­ду­смат­ри­вав­шая уча­стие в гос. управ­ле­нии вы­бор­ных пред­ста­ви­те­лей по­дат­ных со­сло­вий на­ря­ду с пред­ста­ви­те­ля­ми свет­ских зе­мель­ных соб­ст­вен­ни­ков и ду­хо­вен­ст­ва. Сло­жи­лась в Зап. Ев­ро­пе в пе­ри­од сред­них ве­ков как уни­каль­ное ев­ро­пей­ское, не­из­вест­ное пред­ше­ст­вую­ще­му ис­то­рич. опы­ту яв­ле­ние, убе­ди­тель­но обо­зна­чив­шее век­тор ми­рово­го по­ли­тич. раз­ви­тия. В це­лом для Ев­ро­пы но­си­ла ха­рак­тер об­щего яв­ле­ния в хро­но­ло­гич. рам­ках кон. 12 – 17 вв. в кон­тек­сте дви­же­ния ср.-век. го­су­дар­ст­вен­но­сти к оформ­ле­нию аб­со­лю­тиз­ма. Воз­ник­нув в ус­ло­ви­ях за­мет­ной со­ци­аль­но-эко­но­мич. и по­ли­тич. транс­фор­ма­ции ср.-век. об­ще­ст­ва, С.-п. м. впи­та­ла чер­ты из­вест­ных Cредневековью кол­лек­тив­ных и вы­бор­ных форм управ­ле­ния до­го­су­дар­ст­вен­но­го пе­рио­да, а так­же осо­бен­но­сти ор­га­нов ме­ст­но­го и гор. са­мо­управ­ле­ния, со­ста­вив­ших вме­сте с ко­ро­лев­ски­ми ку­рия­ми в Зап. Ев­ро­пе или Бо­яр­ской ду­мой при рус. князь­ях, вел. князь­ях и ца­рях не­по­сред­ст­вен­ную пре­дыс­то­рию со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ной мо­нар­хии.
    Об­щие па­ра­мет­ры со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва и при­су­щая этой фор­ме го­су­дар­ст­вен­но­сти ка­че­ст­вен­ная оп­ре­де­лён­ность не ис­клю­ча­ли раз­но­об­ра­зия форм С.-п. м. Это по­зво­ли­ло ис­сле­до­ва­те­лям раз­ра­бо­тать мо­дель С.-п. м. как пре­дель­ную фор­му вы­ра­же­ния её сущ­но­сти и как ме­ру от­счё­та в оцен­ке сов­па­де­ний и от­кло­не­ний от этой мо­де­ли в раз­ви­тии но­во­го по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния. При­ня­тое совр. эпи­сте­мо­ло­ги­ей тол­ко­ва­ние прин­ци­па от­но­си­тель­но­сти ли­ши­ло мо­дель оре­о­ла «эта­лон­но­сти», под­чёр­ки­вая её ус­лов­ность, что обес­пе­чи­ло но­вые под­хо­ды и но­вые ре­ше­ния в ис­сле­до­ва­нии про­бле­мы со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва. При­зна­ние от­но­си­тель­но­сти и ва­риа­тив­но­сти яв­ле­ния со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва обес­пе­чи­ва­ет бо­лее взве­шен­ную оцен­ку кон­крет­ных форм его во­пло­ще­ния, сни­ма­ет не­до­оцен­ку важ­но­сти и зна­чи­мо­сти «сла­бых» уч­ре­ж­де­ний, с бо­лее ко­рот­кой и ме­нее яр­кой, чем у «силь­ных» уч­ре­ж­де­ний, судь­бой, де­ла­ет оче­вид­ны­ми ти­пич­ность и, сле­до­ва­тель­но, ор­га­нич­ность яв­ле­ния.
    Наи­бо­лее близ­ким к иде­аль­ной мо­де­ли С.-п. м. стал пар­ла­мент анг­лий­ский, ха­рак­те­ри­зую­щий­ся, од­на­ко, пре­дель­ны­ми ка­че­ст­ва­ми толь­ко по не­ко­то­рым, хо­тя и очень важ­ным, по­ка­за­те­лям: об­ла­да­ние юри­ди­че­ски за­кре­п­лён­ным пра­вом ре­гу­ляр­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва, пра­вом при­ни­мать за­ко­ны, в част­но­сти, в си­лу рас­ста­нов­ки об­ществ. сил (эко­но­мич. и по­ли­тич. со­юз дво­рян­ст­ва и гор. со­сло­вия и свое­об­ра­зие их со­ци­аль­ной эво­лю­ции). Ме­нее вы­ра­жен по­тен­ци­ал С.-п. м. в исп. кор­те­сах, франц. Ге­не­раль­ных шта­тах, осо­бен­но в рус. Зем­ских со­бо­рах. В Свя­щен­ной Рим. им­пе­рии со­слов­ное пред­ста­ви­тель­ст­во реа­ли­зо­ва­ло се­бя ис­клю­чи­тель­но на уров­не тер­ри­то­ри­аль­ных об­ра­зо­ва­ний (ланд­та­ги); в рейхс­та­ге, кон­тро­ли­ро­вав­шем­ся им­пер­ской вла­стью, пред­ста­ви­тель­ст­во как пуб­лич­ная вы­бор­ная фор­ма от­сут­ст­во­ва­ло: в ра­бо­те рейхс­та­га при­ни­ма­ли уча­стие толь­ко им­пер­ские кня­зья и им­пер­ские го­ро­да. Ви­зан­тия и го­ро­да-го­су­дар­ст­ва Апен­нин­ско­го п-ова не име­ли со­слов­ных уч­ре­ж­де­ний на об­ще­го­су­дарств. уров­не.
    В ря­ду ус­ло­вий, оп­ре­де­лив­ших воз­мож­ность по­яв­ле­ния С.-п. м., сле­ду­ет на­звать, пре­ж­де все­го, по­тен­ци­ал об­ществ. сис­те­мы, в ко­то­рой про­из­во­ди­тель, осу­ще­ст­в­ляв­ший мел­кое про­из­вод­ст­во, был от­де­лён толь­ко от ос­нов­но­го то­гда сред­ст­ва про­из-ва – зем­ли, ос­та­ва­ясь соб­ст­вен­ни­ком ору­дий тру­да. Эта осо­бен­ность, под­кре­п­лён­ная на оп­ре­де­лён­ном эта­пе лич­ным ос­во­бо­ж­де­ни­ем про­из­во­ди­те­ля, обес­пе­чи­ла наи­бо­лее пол­ную реа­ли­за­цию воз­мож­но­стей, за­ло­жен­ных в ср.-век. об­ществ. сис­те­ме, в ча­ст­но­сти спо­соб­ст­во­ва­ло из­ме­не­нию со­ци­аль­но­го и ду­хов­но­го об­ли­ка ак­то­ра ис­то­рич. про­цес­са в ли­це мел­ко­го про­из­во­ди­те­ля, свя­зан­но­го с рос­том и час­тич­ным при­зна­ни­ем его об­ществ. зна­чи­мо­сти, со­ци­ально-поли­тич. ак­тив­но­сти.
    Ре­шаю­щие для су­деб со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва про­цес­сы со­слов­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния и ак­ти­ви­за­ции об­ществ. сил, но­сив­шие мас­со­вый ха­рак­тер, шли в рам­ках кор­по­ра­тив­но­го дви­же­ния. Они за­тро­ну­ли все со­ци­аль­ные стра­ты об­ще­ст­ва: дво­рян­ст­во (внутр. стра­ти­фи­ка­ция по нор­мам сень­о­ри­аль­но-вас­саль­но­го пра­ва, фор­мам зе­мель­ной соб­ст­вен­но­сти, по при­над­леж­но­сти к ры­цар­ским ор­де­нам; кон­со­ли­да­ция мел­ко­го и сред­не­го дво­рян­ст­ва); ку­пе­че­ст­во (напр., со­слов­ные кор­по­ра­ции рус. тор­го­вых лю­дей – гос­ти, гос­ти­ная сот­ня, су­кон­ная сот­ня); ду­хо­вен­ст­во (мно­го­числ. цер­ков­ные объ­е­ди­не­ния); ре­мес­лен­ни­ков (це­хи и гиль­дии); го­ро­жан (при­сяж­ные ком­му­ны го­ро­дов); чи­нов­ни­ков, пред­ста­ви­те­лей уни­вер­си­те­тов (чи­нов­ные и уни­вер­си­тет­ские кор­по­ра­ции). Сель­ские об­щи­ны в ря­де слу­ча­ев в рам­ках вот­чи­ны ак­ти­ви­зи­ро­ва­ли свои со­ци­аль­ные функ­ции, ор­га­ни­зуя сель­ские ком­му­ны (во Фран­ции, в го­су­дар­ст­вах Апен­нин­ско­го и Пи­ре­ней­ско­го по­лу­ост­ро­вов). В Вост. Ев­ро­пе этот про­цесс не по­лу­чил вы­ра­жен­ных форм, од­на­ко яр­кое осоз­на­ние сво­ей осо­бо­сти и ре­ши­тель­ность в от­стаи­ва­нии прав общ­но­сти пе­ред ко­ро­лев­ской вла­стью про­яви­лись у ка­за­че­ст­ва Ре­чи По­спо­ли­той, из­брав­ше­го на Пе­ре­яс­лав­ской ра­де 1654 сво­им го­су­да­рем рус. ца­ря.
    Выс­шей фор­мой кор­по­ра­тив­но­го дви­же­ния в Зап. Ев­ро­пе ста­ли со­сло­вия или со­слов­ные груп­пы, ин­кор­по­ри­ро­вав­шие в свой со­став бо­лее мел­кие со­об­ще­ст­ва, уни­фи­ци­руя в мас­шта­бах го­су­дар­ст­ва их пра­ва и фор­ми­руя юри­дич. ста­тус со­сло­вий. Дан­ный про­цесс пред­по­ла­гал цен­тра­ли­за­цию гос. об­ра­зо­ва­ний и внутр. кон­со­ли­да­цию пре­бы­ваю­щих в них со­об­ществ – ус­ло­вий, раз­ви­тие ко­то­рых ока­за­лось воз­мож­ным бла­го­да­ря про­цес­сам мо­дер­ни­за­ции ср.-век. об­ще­ст­ва в 12–15 вв. (то­вар­ное произ­вод­ст­во, об­ще­ст­вен­ное раз­де­ле­ние тру­да, со­ци­аль­ные сдви­ги). Осо­бен­но­стью про­цес­са со­слов­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния в ря­де стран Зап. Ев­ро­пы ста­ла его ин­сти­ту­цио­наль­ная оформ­лен­ность как ре­зуль­тат во­ле­во­го на­ча­ла и ак­тив­но­сти об­ществ. сил при юри­дич. за­кре­п­ле­нии об­ре­тён­ных прав: сень­о­ри­аль­но-вас­саль­ное пра­во; це­хо­вые ста­ту­ты; при­сяж­ная ком­му­на и гор. хар­тии в го­ро­дах; хар­тии сель­ских об­щин; ус­та­вы мо­на­ше­ских и ры­цар­ских ор­де­нов.
    С.-п. м. ра­ди­каль­но из­ме­ни­ла со­от­но­ше­ние вла­сти и об­ще­ст­ва. Про­цесс со­слов­но­го са­мо­оп­ре­де­ле­ния cделал не­из­беж­ным и дей­ст­вен­ным диа­лог вер­хов­ной вла­сти с об­ще­ст­вом, ко­то­рый вне­дрял в об­ществ. соз­на­ние идеи по­ли­тич. кон­трак­та, вер­хо­вен­ст­ва за­ко­на и пра­ва, кон­тро­ли­ро­вав­ших во­лю мо­нар­ха. Ор­га­ни­зо­ван­ные в рам­ках кор­по­ра­тив­но­го дви­же­ния фор­мы борь­бы за со­слов­ные пра­ва ста­но­ви­лись га­ран­ти­ей от пре­вра­ще­ния этой борь­бы в оче­ред­ной ср.-век. бунт, без пра­во­во­го за­кре­п­ле­ния его ре­зуль­та­тов.
    От­но­си­тель­ная сла­бость по срав­не­нию с Зап. Ев­ро­пой про­цес­сов са­мо­оп­ре­де­ле­ния и ак­тив­но­сти об­ществ. сил и, со­от­вет­ст­вен­но, ро­ли со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных со­б­ра­ний в стра­нах Вост. Ев­ро­пы и Рус. гос-ве объ­яс­ня­ет­ся как пре­хо­дя­щи­ми при­чи­на­ми (чис­лен­ность и эко­но­мич. по­тен­ци­ал го­ро­дов, роль кня­же­ской вла­сти как ор­га­ни­за­то­ра ос­во­бо­дит. борь­бы от мон­го­ло-тат. ига), так и дол­го­вре­мен­ны­ми по сво­им по­след­ст­ви­ям осо­бен­но­стя­ми ци­ви­ли­за­ци­он­но­го раз­ви­тия. В ря­ду по­след­них – во­прос о вы­хо­де ев­роп. на­ро­дов на аре­ну ми­ро­вой ис­то­рии; их пре­ем­ст­вен­ные или ав­то­хтон­ные фор­мы раз­ви­тия; ис­то­рич. вре­мя; роль гео­гра­фич. фак­то­ра; спе­ци­фи­ка ис­ход­ной со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции, ко­то­рая ста­ла мат­ри­цей об­ществ. раз­ви­тия, т. е. об­щи­ны – гер­ман­ской или сла­вян­ской. Вы­ра­жен­ное ин­ди­ви­ду­аль­ное на­ча­ло в герм. об­щи­не, по­доб­но силь­но­му кол­лек­тив­но­му на­ча­лу в слав. об­щине, по­дав­ляв­ше­му ин­ди­ви­ду­аль­ные им­пуль­сы, мог­ли ока­зы­вать по­зи­тив­ное или не­га­тив­ное влия­ние на про­цес­сы са­мо­ор­га­ни­за­ции об­ществ. сил и судь­бу со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов.
    Тем не ме­нее в ус­ло­ви­ях сис­тем­но­го кри­зи­са Смут­но­го вре­ме­ни в Рус. гос-ве, ко­гда власть ос­ла­бе­ла, об­ще­ст­во рас­ко­ло­лось, а нац. су­ве­ре­ни­тет на­хо­дил­ся под уг­ро­зой, по­тен­ци­ал про­цес­сов са­мо­ор­га­ни­за­ции об­ществ. сил яр­ко про­явил­ся. Для ре­ше­ния об­ще­на­цио­наль­ных за­дач гос.-по­ли­тич. ха­рак­те­ра, вос­ста­нов­ле­ния ин­сти­ту­тов управ­ле­ния с ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем вы­бор­но­го на­ча­ла был дос­тиг­нут со­ци­аль­ный и по­ли­тич. ком­про­мисс со­слов­ных групп и ре­гио­нов стра­ны (вы­ра­зил­ся, в ча­ст­но­сти, в соз­да­нии Зем­ско­го пра­ви­тель­ст­ва и его эво­лю­ции). В ре­зуль­та­те в от­вет на ме­ст­ную ини­циа­ти­ву сфор­ми­ро­ва­лись Пер­вое опол­че­ние 1611 и Вто­рое опол­че­ние 1611–12 – нац.-ос­во­бо­дит. дви­же­ние про­тив поль­ско-ли­тов. и швед. ин­тер­вен­ции. Ус­пе­хи дви­же­ния пре­до­пре­де­ли­ли со­зыв в 1613 из­би­ра­тель­но­го Зем­ско­го со­бо­ра и вос­ста­нов­ле­ние в стра­не нац. мо­нар­хич. вла­сти.
    Ор­га­ни­за­ци­он­ное оформ­ле­ние со­слов­но-пред­ста­вит. уч­ре­ж­де­ний но­си­ло су­гу­бо эм­пи­рич. ха­рак­тер. Не­смот­ря на имев­шие ме­сто в их со­ци­аль­ной прак­ти­ке но­ва­ции, ко­то­рые пред­вос­хи­ща­ли бу­ду­щие пар­ла­мент­ские ин­сти­ту­ты, со­слов­но-пред­ста­вит. ор­га­ны, по пре­иму­ще­ст­ву со­ве­щат. уч­ре­ж­де­ния, со­хра­ня­ли свою ср.-век. сущ­ность, час­то в пат­ри­мо­ни­аль­ных фор­мах. Кор­по­ра­ти­визм, став ре­шаю­щим фак­то­ром в воз­ник­но­ве­нии со­слов­но­го пред­ста­ви­тель­ст­ва, в прак­ти­ке по­след­не­го кон­сер­ви­ро­вал пар­ти­ку­ля­ризм и на оп­ре­де­лён­ном эта­пе за­тор­мо­зил про­цесс кон­со­ли­да­ции об­ще­ст­ва.
    Дек­ла­ри­руе­мые уч­ре­ж­де­ния­ми вы­бо­ры час­то за­ме­ня­лись на­зна­че­ни­ем де­пу­та­тов или осу­ще­ст­в­ля­лись ог­ра­ни­чен­ным со­ста­вом вы­бор­щи­ков. В сре­де дво­рян­ст­ва при­ня­тию вы­бор­но­го прин­ци­па ме­ша­ли вас­саль­ные свя­зи и на­ли­чие феод. эли­ты, пре­тен­дую­щей на пра­во пер­со­ни­фи­ци­ро­вать ин­те­ре­сы на­се­ле­ния в их до­ме­нах. Это объ­яс­ня­ет прак­ти­ку со­еди­не­ния в ср.-век. пар­ла­мен­тах вы­бор­но­го прин­ци­па с пра­вом лич­но­го при­сут­ст­вия (Па­ла­та лор­дов в англ. пар­ла­мен­те, Бо­яр­ская ду­ма в рус. Зем­ских со­бо­рах). Ман­дат де­пу­та­та, ко­то­рый фик­си­ро­вал его ста­тус «пуб­лич­но­го» ли­ца, от­вет­ст­вен­но­го пе­ред не­кой общ­но­стью сво­их вы­бор­щи­ков, при­об­ре­тал ха­рак­тер «им­пе­ра­тив­но­го». Ог­ра­ни­чив дей­ст­вия де­пу­та­та жё­ст­ки­ми ин­ст­рук­ция­ми, он под­чёр­ки­вал со­слов­ность уч­ре­ж­де­ния, тор­мо­зил ра­бо­ту ас­самб­лей, обес­пе­чи­вая вме­сте с тем де­пу­та­там га­ран­тии от по­ся­га­тельств вер­хов­ной вла­сти. Имен­но от­ме­на со­слов­ных вы­бо­ров и им­пе­ра­тив­но­го ман­да­та с про­воз­гла­ше­ни­ем юри­дич. ра­вен­ст­ва всех пе­ред за­ко­ном по­ло­жи­ла на­ча­ло ста­нов­ле­нию пар­ла­мен­тов Но­во­го вре­ме­ни.
    По­ли­тич. ср.-век. опыт фор­ми­ро­вал пре­дыс­то­рию гражд. об­ще­ст­ва, в ча­ст­но­сти, с по­мо­щью со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ных уч­ре­ж­де­ний, вос­пи­ты­вая чле­нов об­ще­ст­ва как гра­ж­дан, оза­бо­чен­ных не толь­ко про­бле­ма­ми по­ли­тич. сво­бо­ды, но и от­вет­ст­вен­но­стью за об­щее бла­го, в со­от­вет­ст­вии с прин­ци­па­ми гос. уст­рой­ст­ва.

  4. shkirsky Ответить

    Институты средневекового государства, исполняющие при центральной власти в лице правителя функцию политического представительства (фр. représentation politique).
    Политическое представительство (по определению В.В. Водовозова) «имеет место тогда, когда в государстве население обладает политическими правами, но не имеет возможности (обыкновенно — вследствие значительных территориальных размеров государства) пользоваться ими непосредственно; в таком случае оно избирает представителей, которым делегирует свои права». В средневековом обществе политическое представительство было «сословным» (нем. ständische Vertretung). Первую характеристику последнего в российской науке дал Н.И. Кареев: «Король делился властью с представителями отдельных сословий, на которые распадалось каждое государственное общество… Правом представительства пользовались только высшие сословия или «чины» государства и потому средневековые аналогии современных монархий мы называем сословно-представительными». К привилегированным сословиям относились прелаты (высшее духовенство) и светские аристократы, однако со временем право представительства приобретали и коллективные политические индивиды – городские общины и даже сельские коммуны.
    Основным органом средневековой сословно-представительной монархии являлось собрание, члены которого обладали правом представительства либо в силу своего наследуемого статуса (аристократия), либо же в качестве выборных лиц от привилегированных общин королевства (напр., городов). В силу этих различий средневековый парламент в своих развитых формах обладал несколькими палатами, типологию которых предложил немецкий социолог Отто Гинце. В Англии, а также в монархиях Скандинавии (Дания, Швеция, Норвегия) и Центральной Европы (Чехия, Венгрия, Польша) сложилась двухпалатная система. В высшей палате (англ. Палата лордов с XIV в., Польский Сенат с 1493, Главная палата в Венгерском парламенте в 1608–1848 гг.) заседало высшее духовенство и аристократия – носители церковных и светских титулов высшего порядка (епископы и аббаты / пэры, паны и бароны, воеводы и кастеляны). Исторически высшие палаты возникли из практики собрания нерегулярного совета знатных персон при короле, который в Английском королевстве именовался «Большим советом» и обладал судебными полномочиями (лат. magnum concilium). В низшей палате (англ. Палата общин, Посольская изба в Польском королевстве, Низшая палата Венгерского парламента) заседали выборные от поместного дворянства и городских общин. В средневековый английский парламент направлялось по два рыцаря от графства и по два горожанина от всякого автономного города (англ. borough). В разных монархиях двухпалатные парламенты обладали локальными особенностями: 1) в результате гуситской революции (1419–1434) высшее духовенство в лице епископов утратило своё представительство в верхней палате чешского сейма (Совет чешских панов); 2) Посольская изба была представительством польского рыцарства, в то время как городские общины лишь в редких случаях оказывались в ней представлены; 3) в высшей палате кастильских кортесов были представлены прелаты и аристократы (гранды), в то время как в низшей – одни городские коммуны; рыцарство (исп. hidalgos / caballeros villanos) представлено не было.
    Английской Палате лордов во Французском королевстве соответствовал Парижский парламент, который в XIV веке сохранил лишь судебные полномочия. Функцию сословного представительства переняли Генеральные штаты (1302–1789), состоявшие из трёх отдельных палат, в которых заседали духовенство, благородное сословие и горожане – представители тех провинциальных штатов, которыми они были в Париж делегированы. Трёхпалатное устройство имел также и римско-германский рейхстаг, оформившийся институционально в 1495 году. В Священной Римской империи политическим представительством пользовались курфюрсты, имперские князья и города, в то время как рыцарство не было представлено самостоятельно.
    Дискуссионным остаётся вопрос о сословном представительстве / представительном правлении в Московском царстве (1547–1721). В.О. Ключевский полагал, что Земские соборы остались в русской истории «политическим недоростком», так как лишь передавали правительству согласие народа и не выступали в качестве «народного собрания, ни законодательного, ни совещательного». В противовес ему, Л.Н. Черепнин рассматривал Земский собор как представительный орган в системе феодальной монархии, подчёркивая значение собора 1613 года, члены которого избрали Михаила Романова на царский престол.

  5. fastark Ответить

    Сословно-представительная монархия — форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.
    Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия – форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т. п. )
    \ В России
    В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и все люди) .

  6. 300379 Ответить

    Победа французской короны над римским папством, постепенная ликвидация самостоятельных прав феодалов сопровождалась в XIV-XV вв. неуклонным возрастанием авторитета и политического веса королевской власти. Большую роль в юридическом обосновании этого процесса сыграли легисты. Легисты отстаивали приоритет светской власти над церковной, отрицали божественное происхождение королевской власти во Франции: “Король получил королевство ни от кого другого, кроме как от себя, и с помощью своей шпаги”.
    В 1303 году была выдвинута формула: “король является императором в своем королевстве”. Она подчеркивала полную независимость французского короля в международных отношениях, в том числе и от германо-римского императора. Французский король, согласно утверждениям легистов, имел все прерогативы римского императора.
    Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций и т.д. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
    Генеральные штаты. Возникновение Генеральных штатов положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.
    Появлению Генеральных штатов как особого государственного органа предшествовали расширенные собрания королевской курии (консилиумы и т.д.), имевшие место еще в XII-XIII вв. Созыв Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году (само название “Etats generaux” стало использоваться позднее – с 1484 года) имел под собой вполне конкретные исторические причины: неудачная война во Фландрии, серьезные экономические трудности, спор короля с римским папой. Но создание общенационального сословно-представительного учреждения было и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
    Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена. Этот вопрос решал сам король в зависимости от обстоятельств и политических соображений. Каждый созыв штатов был индивидуальным и определялся исключительно усмотрением короля. Высшее духовенство (архиепископы, епископы, аббаты), а также крупные светские феодалы приглашались лично.
    Генеральные штаты обращались к королю с просьбами, жалобами, протестами. Они имели право вносить предложения, критиковать деятельность королевской администрации. Но поскольку существовала определенная связь между просьбами сословий и их голосованием по запрашиваемым королем субсидиям, последний в ряде случаев уступал Генеральным штатам и издавал по их просьбе соответствующий ордонанс.
    Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год, и без созыва их королем. Были избраны “генеральные реформаторы”, которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
    В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 гг. все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
    Депутаты, избранные в Генеральные штаты, наделялись императивным мандатом. Их позиция по вопросам, выносимым на обсуждение, в том числе при голосовании, была связана инструкцией избирателей. После возвращения с заседания депутат должен был отчитаться перед избирателями.
    В ряде регионов Франции (Прованс, Фландрия) с конца XIII в. возникают местные сословно-представительные учреждения. Сначала они назывались “консилиум”, “парламент” или просто “люди трех сословий”. К середине XV в. стали употреблять термины “штаты Бургундии”, “штаты Дофина” и т.д. Название “провинциальные штаты” закрепилось лишь в XVI в. К концу XIV в. было 20 местных штатов, в XV в. они имелись практически в каждой провинции. В провинциальные штаты, так же как и в Генеральные штаты, крестьяне не допускались. Нередко короли выступали против отдельных провинциальных штатов, поскольку они оказывались под сильным влиянием местных феодалов (в Нормандии, Лангедоке), и проводили политику сепаратизма.
    .

  7. a004906 Ответить

    К числу главных политических центров периода Руси удельной не относится
    (*ответ*) Смоленск
    Новгород Великий
    Галич-Волынский
    Владимир-Суздальский
    Командно-административная система характеризуется
    (*ответ*) полным подчинением производства государству
    самостоятельностью производителей продукции
    свободой предпринимательства
    невмешательством государства в экономику
    Конституция 1936 г. принята на _ Съезде советов
    (*ответ*) VIII
    VII
    VI
    V
    Крестьянская община на севере Древнерусского государства называлась
    (*ответ*) миром
    уделом
    погостом
    вервью
    Крестьянская община на юге Древнерусского государства называлась
    (*ответ*) вервью
    уделом
    погостом
    миром
    На II-м съезде Советов
    (*ответ*) Россия провозглашена буржуазно-демократической Республикой
    предоставлены демократические свободы гражданам
    достигнуто соглашение между всеми политическими партиями
    была провозглашена Власть советов
    Наиболее важными процессами развития восточнославянского общества, свидетельствующими о становлении государственности, являются
    (*ответ*) новые явления в хозяйственном и общественном строе
    огосударствление власти князя
    образование племенных союзов
    разрушение родового уклада
    Номенклатура в СССР – это
    (*ответ*) наиболее известные представители художественной интеллигенции
    кадровый резерв партии и комсомола
    научная элита – ученые теоретики, исследователи, конструкторы
    высшая, привилегированная прослойка в партийной и государственной бюрократии
    Об оформлении абсолютизма в России при Петре I свидетельствует
    (*ответ*) централизация и бюрократизация аппарата управления
    секуляризация церковных земель
    издание закона о праве монарха назначать наследника по своей воле
    принятие Петром I титула император
    Обнародовал Манифест о вольности дворянства
    (*ответ*) Петр III
    Елизавета Петровна
    Екатерина II
    Петр I
    Общая реорганизация министерств 1953 г. была вызвана прежде всего
    (*ответ*) политическими мотивами
    необходимостью централизации управления
    необходимостью борьбы с бюрократией
    экономическими причинами
    Общегосударственные сословно-представительные учреждения с законосовещательными функциями появившиеся в середине XVI в. назывались
    (*ответ*) Земские соборы
    Дума
    Избранная Рада
    Приказы

  8. rafailsamara Ответить

    Сословно-представительные учреждения явились шагом вперед в развитии форм народовластия по сравнению с народными собраниями. Так, вече было формой прямой демократии. А формы прямой демократии при всей их значимости имеют и ряд ограниче­ний. Например, вече может быть созвано на сравнительно неболь­шой территории, а в крупном государстве это невозможно. Народ­ное собрание не может заседать долго, поскольку в нем участвует все взрослое население, а необходимость удовлетворения насущных жизненных потребностей предполагает, что эти же люди должны быть задействованы в повседневном производстве. Такого рода ог­раничения преодолеваются путем применения различных форм представительной демократии.
    Вместе с тем сословно-представительные учреждения надо отличать от появившихся позже парламентов. Сословно-предста­вительные учреждения представляли не граждан своей страны и да­же не население, а отдельные сословия и общины, получившие при­вилегии на такое представительство. Отсюда и формирование части подобных учреждений, как правило, верхней палаты по наслед­ственно-должностному принципу. По полномочиям сословно-представительные учреждения не были официально законодатель­ным органом. Монарх созывал их для совещания и формально не был связан их решениями. Не случайно, например, законодатель­ные инициативы в английском парламенте, принятые палатой об­щин, оформлялись в виде петиций. На российских земских соборах решения также подавались царю в виде челобитных. Конечно, во многих случаях монарх удовлетворял смиренные просьбы выбор­ных от сословий и общин. Однако правомочным законодательным органом становятся только парламенты современного типа, начиная с XVIII века.
    Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.
    Избирательная система включает в себя два основных элемента:
    теоретический (избирательное право);
    практический (избирательный процесс).
    Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.
    Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.
    В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:
    назначение выборов;
    организация избирательных округов, районов, участков;
    формирование избирательных комиссий;
    регистрация избирателей;
    выдвижение и регистрация кандидатов;
    подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
    предвыборная борьба; о проведение голосования;
    подсчет голосов и определение результатов голосования.
    Принципы демократических выборов
    Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.
    Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:
    всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
    равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
    прямое и тайное голосование;
    наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
    гласность проведения выборов;
    правдивое информирование избирателей;
    отсутствие административного, экономического и политического давления;
    равенство возможностей политических партий и кандидатов;
    добровольность участия в выборах;
    правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
    периодичность и регулярность выборов.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *