Что такое социальный институт как вы понимаете утверждение?

12 ответов на вопрос “Что такое социальный институт как вы понимаете утверждение?”

  1. Katilar Ответить

    Деятельность социального института определяется:
    во-первых, набором специфических норм и предписаний, регулирующих соответствующие типы поведения;
    во-вторых, интеграцией социального института в социально-политическую, идеологическую и ценностную структуры общества;
    в-третьих, наличием материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение нормативных предписаний и осуществление социального контроля.
    Важнейшими социальными институтами являются:
    государство и семья;
    экономика и политика;
    производство;
    культура и наука;
    воспитание;
    СМИ и общественное мнение;
    право и образование.
    Социальные институты способствуют закреплению и воспроизводству тех или иных особо важных для общества социальных отношений, а также устойчивости системы во всех основных сферах ее жизнедеятельности — экономической, политической, духовной и социальной.
    Виды социальных институтов в зависимости от их сферы деятельности:
    реляционные;
    регулятивные.
    Реляционные институты (например, страхование, труд, производство) определяют ролевую структуру общества на основании определенного набора признаков. Объектами этих социальных институтов являются ролевые группы (страхователей и страховщиков, производителей и наемных работников и т.д.).
    Регулятивные институты определяют границы независимости личности (се независимых действий) для достижения собственных целей. К этой группе относятся институты государства, власти, социальной защиты, бизнеса, здравоохранения.
    В процессе развития социальный институт экономики меняет свою форму и может относиться к группе либо эндогенных, либо экзогенных институтов.
    Эндогенные (или внутренние) социальные институты характеризуют состояние морального устаревания института, требующее его реорганизации или углубленной специализации деятельности, например институты кредита, денег, устаревающие со временем и нуждающиеся во внедрении новых форм развития.
    Экзогенные институты отражают действие на социальный институт внешних факторов, элементов культуры или характера личности руководителя (лидера) организации, например изменения, происходящие в социальном институте налогов под влиянием уровня налоговой культуры налогоплательщиков, уровня деловой и профессиональной культуры руководителей этого социального института.

    Функции социальных институтов

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие потребности и интересы общества.
    Экономические потребности в обществе удовлетворяет одновременно несколько социальных институтов, причем каждый институт своей деятельностью удовлетворяет разнообразные потребности, среди которых выделяются витальные (физиологические, материальные) и социальные (потребности личности в труде, самореализации, творческой деятельности и социальной справедливости). Особое место среди социальных потребностей занимает потребность личности в достижении — достижительная потребность. В ее основе лежит концепция Маклелланда, согласно которой каждый индивид проявляет стремление к тому, чтобы выразить, проявить себя в конкретных социальных условиях.
    В процессе своей деятельности социальные институты выполняют как общие, так и отдельные функции, соответствующие специфике института.
    Общие функции:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Любой институт закрепляет, стандартизирует поведение членов общества за счет своих правил, норм поведения.
    Регулятивная функция обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения, регламентации их действий.
    Интегративная функция включает в себя процесс взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп.
    Транслирующая функция (социализация). Ее содержанием является передача социального опыта, приобщение к ценностям, нормам, ролям данного общества.
    Отдельные функции:
    Социальный институт брака и семьи реализует функцию воспроизводства членов общества совместно с соответствующими подразделениями государства и частными предприятиями (женские консультации, родильные дома, сеть детских медицинских учреждений, органы поддержки и укрепления семьи и др.).
    Социальный институт здоровья ответственен за поддержание здоровья населения (поликлиники, госпитали и другие лечебные учреждения, а также органы государства, организующие процесс поддержания и укрепления здоровья).
    Социальный институт производства средств существования, выполняющий важнейшую созидательную функцию.
    Политические институты, ведающие организацией политической жизни.
    Социальный институт права, выполняющий функцию разработки правовых документов и ведающий соблюдением законов и правовых норм.
    Социальный институт образования и норм с соответствующей функцией образования, социализации членов общества, приобщения к его ценностям, нормам, законам.
    Социальный институт религии, помогающий людям в решении духовных проблем.
    Все свои положительные качества социальные институты реализуют лишь при условии их легитимности, т. е. признания целесообразности их действий большинством населения. Резкие сдвиги в классовом сознании, переоценка фундаментальных ценностей могут серьезно подорвать доверие населения к существующим руководящим и управляющим органам, нарушить механизм регулятивного воздействия на людей.
    В этом случае в обществе резко нарастает нестабильность, угроза хаоса, энтропии, последствия которых могут стать катастрофическими. Так, усилившееся во второй половине 80-х гг. ХХ в. в СССР размывание социалистических идеалов, переориентация массового сознания на идеологию индивидуализма серьезно подорвали доверие советского народа к старым общественным институтам. Последние не смогли выполнять свою стабилизирующую роль и рухнули.
    Неспособность руководства советского общества привести основные структуры в соответствие с обновленной системой ценностей предопределила распад СССР и последующую нестабильность российского общества, т. е. устойчивость общества обеспечивается лишь теми структурами, которые пользуются доверием и поддержкой его членов.
    В ходе развития общества от основных социальных институтов могут отделяться новые институциональные образования. Так, из социального института образования на определенном этапе вычленяется институт высшего образования. Из общественной правовой системы был создан Конституциональный суд как самостоятельный институт. Подобная дифференциация — один из важнейших признаков развития общества.
    Социальные институты можно назвать центральными компонентами структуры общества, интегрирующими и координирующими множество индивидуальных действий людей. Система социальных институтов, отношений между ними является каркасом, который служит основой формирования общества, со всеми вытекающими последствиями. Каковы фундамент, конструкция, несущие составляющие общества, таковы его прочность, фундаментальность, монолитность, стабильность.
    Процесс упорядочения, формализации, стандартизации общественных отношений в рамках старой структуры и создание новых социальных институтов называется институтализацией. Чем выше ее уровень, тем качественнее жизнь общества.

    Экономика как социальный институт

    В группу фундаментальных экономических социальных институтов входят: собственность, рынок, деньги, обмен, банки, финансы, различного типа хозяйственные объединения, которые в совокупности образуют сложную систему производственных связей, соединяя экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.
    Благодаря развитию социальных институтов происходит функционирование всей системы экономических отношений и общества в целом, осуществляется социализация личности в социально-трудовой сфере, происходит передача норм экономического поведения и моральных ценностей.
    Выделим четыре признака, общие для всех социальных институтов в сфере экономики и финансов:
    взаимодействие между участниками социальных связей и отношений;
    наличие подготовленных профессиональных кадров, обеспечивающих деятельность институтов;
    определение прав, обязанностей и функций каждого участника социального взаимодействия в экономической жизни;
    регламент и контроль эффективности процесса взаимодействия в экономике.
    Развитие экономики как социального института подчиняется не только экономическим законам, но и социологическим. Функционирование этого института, его целостность как системы обеспечивают различные социальные институты и социальные организации, которые следят за работой социальных институтов в сфере экономики и финансов, контролируют поведение их членов.
    Базовыми институтами, с которыми взаимодействует экономика, являются политика, образование, семья, право и др.

    Деятельность и функции экономики как социального института

    Основными функциями экономики как социального института являются:
    согласование социальных интересов хозяйствующих субъектов, производителей и потребителей;
    удовлетворение потребностей личности, социальных групп, слоев и организаций;
    укрепление социальных связей внутри экономической системы, а также с внешними социальными организациями и институтами;
    поддержание порядка и предотвращение неконтролируемой конкуренции между хозяйствующими субъектами в процессе удовлетворения потребностей.
    Главная цель деятельности социального института — достижение стабильности и ее поддержание.
    Устойчивость экономики как социального института обусловлена прежде всего такими объективными факторами, как территориальные и климатические условия, наличие человеческих ресурсов, уровень развития материального производства, состояние реального сектора экономики, социальная структура общества, правовые условия и законодательная база функционирования экономики.
    Экономику и политику чаще всего считают социальными институтами, которые оказывают наибольшее влияние на развитие общества и его стабильность как социальной системы.
    Экономика как социальный институт создает материальный базис для развития социальных отношений, ибо нестабильное и бедное общество не в состоянии поддерживать нормальное воспроизводство населения, интеллектуальную и образовательную базу развития системы. Все социальные институты связаны с институтом экономики, зависимы от него и своим состоянием во многом определяют перспективы развития российского общества, являясь мощными стимуляторами его экономического прогресса и развития политической системы.
    Политика как социальный институт создает законы и реализует властные функции, что позволяет финансировать развитие приоритетных сфер жизнедеятельности общества как отраслей. Как убедительно показала социальная российская практика, в условиях перехода к рыночным отношениям резко возрастает влияние таких социальных институтов, как культура и образование, непосредственно участвующих в создан и и духовного капитала государства.

  2. Sinsinger Ответить

    · Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим эту функцию, является семья, но к ней причастны и другие социальные институты, такие, как государство.
    · Социализация — передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.
    · Производство и распределение. Обеспечиваются экономическо-социальными институтами управления и контроля — органы власти.
    · Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через системусанкций.
    Кроме решения своих специфических задач, каждый социальный институт выполняет универсальные, свойственные всем им функции. К числу общих для всех социальных институтов функций можно отнести следующие[20]:
    1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт располагает набором норм и правил поведения, закрепленных, стандартизирующих поведение своих участников и делающих это поведение предсказуемым. Социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость структуры общества. Кодекс института семьи предполагает, что члены общества делятся на устойчивые малые группы — семьи. Социальный контроль обеспечивает состояние стабильности каждой семьи, ограничивает возможность её распада.
    2. Регулятивная функция. Она обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов и шаблонов поведения. Вся жизнь человека протекает при участии разных социальных институтов, но каждый социальный институт регламентирует деятельность. Следовательно, человек с помощью социальных институтов демонстрирует предсказуемость и стандартное поведение, выполняет ролевые требования и ожидания.
    3. Интегративная функция. Эта функция обеспечивает сплоченность, взаимозависимость и взаимную ответственность членов. Это происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей и санкций. Она упорядочивает систему взаимодействий, что приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры.
    4. Транслирующая функция. Общество не может развиваться без передачи социального опыта. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей, усвоивших его правила. Это происходит путем изменения социальных границ института и смены поколений. Следовательно, в каждом институте предусмотрен механизм социализации к его ценностям, нормам, ролям.
    5. Коммуникативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику — формальные связи. У института средств массовой информации — это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим — в меньшей.
    6. Оновные социальные институты
    7. К основным социальным институтам относятся (рис 16):
    8. Экономика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу производства и обмена материальных и идеальных благ;
    9. Политика как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу регулирования общественных отношений и распределения благ и ценностей;
    10. Культура как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная в нормах права и морали система общественных отношений по поводу отбора, хранения и передачи социокультурных образцов деятельности людей, общества;
    11. Мораль (нравственность) как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная в общественном сознании людей;
    12. Право как исторически сложившаяся, устойчивая система норм и правил общественных отношений, закрепленная законами государства;
    13. Государство как социально-политический институт общества, обладающий монопольным правом на нормирование (законодательная власть) и регулирование (исполнительная власть) общественных отношений, на разрешение социальных конфликтов (судебная власть), основанном на естественных экономических монополиях (монополия на выпуск денег, монополия на земельные ресурсы, монополия на право взимать налоги, монополия на производство спирта и т.д.);
    14. Семья как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу биологического и социального воспроизводства людей;
    15. Образование как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу социального воспроизводства деятельности людей и их различных объединений.
    16. Религия как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу веры людей и их различных объединений в существование бога и “потустороннего мира”;
    17. Идеология как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система господствующих взглядов людей и их различных объединений на окружающую социальную реальность;
    18. Наука как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу соответствия деятельности людей и их различных объединений окружающей действительности, увеличивающая возможности человека по ее преобразованию;
    19. Здравоохранение как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу охраны здоровья людей и их различных объединений;
    20. Природопользование (природосбережение, ресурсосбережение) как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу использования материалов естественной природы в деятельности людей и их различных объединений;
    21. Финансы как исторически сложившаяся, устойчивая и закрепленная нормами права и морали система отношений по поводу обмена результатами деятельности людей и их различных объединений.
    Во-первых, социальные институты носят целесообразный характер, т. е. создаются для удовлетворения каких-то общественных потребностей.
    Например, институт семьи служит для удовлетворения потребности людей в продолжении рода и социализации, экономические институты — для удовлетворения потребностей в производстве и распределении материальных благ, институты образования — для удовлетворения потребностей в знаниях и т. Д
    Признаки:
    (1) устойчивые комплексы социальных регуляторов (ценностей, норм, убеждений, санкций), они (2) контролируют системы статусов, ролей, способов поведения в различных сферах человеческой деятельности (3) существуют ради удовлетворения общественных потребностей и (4) возникают исторически в процессе проб и ошибок. Социальными институтами являются семья, собственность, торговля, образование и т. и. Рассмотрим перечисленные признаки.
    Сравнительная таблица

    Вопрос 2(Социальная система)
    Общество в широком и узком смысле
    Общество в широком смысле: * Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения Например: Пришельцы обнаружили на Земле общество, которое отличается сложным устройством и разнообразием. * Все человечество в целом с учетом перспективного и исторического развития Например: Глобальные проблемы современного общества.
    Общество в узком смысле: * Социальное окружение Например: Дурное общество. * Исторический этап развития человечества. Например: Рабовладельческое общество. * Объединения людей по интересам, совместной деятельности Например: Общество рыболовов. * Национально-государственные образования Например: Английское общество.


    Система – совокупность взаимосвязанных элементов, образующих устойчивую целостность.

  3. Modinara Ответить

    Смотреть что такое “ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ” в других словарях:

    ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — см. СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ … Новейший философский словарь
    институт (социальный) — ^ система ^ норма права институт социальный совокупность норм, регулирующих деятельность людей в наиболее важных сферах общественной жизни (# гражданства). институциональный (# преобразования). институционализация. Ў ГОСУДАРСТВО, АРМИЯ, НАУКА,… … Идеографический словарь русского языка
    Институт социальный — форма закрепления и способ осуществления специализированной деятельности, обеспечивающей стабильное функционирование общественных отношений. С помощью социальных норм и санкций И. с. (политические партии, армия, церковь, школа, семья,… … Социологический справочник
    Институт социальный — относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которого организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества. Деятельность И. с. определяется набором… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
    ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — – исторически сложившаяся на основе традиций или правовых норм устойчивая форма организации совместной деятельности людей. И. с. являются: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
    ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — относительно устойчивые типы и формы соц. практики, посредством к рых организуется обществ. жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках соц. организации об ва. Деятельность И.с. определяется, во первых, набором специфич. соц.… … Российская социологическая энциклопедия
    Институт социальный — относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь … Социология: словарь
    ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ — – исторически сложившиеся или складывающиеся формы организации совместной деятельности людей, направленные на обеспечение и регулирование жизнедеятельности общества в целом, различных общностей и отдельных личностей. И.с. призван обеспечивать… … Терминологический ювенологический словарь
    ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ СЕМЬИ — система действий и отношений, выполняющая соц. функции воспроизводства человека, подверженная обширному соц. контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций. Для анализа ин та семьи обычно используются такие понятия, как цель семьи … Российская социологическая энциклопедия
    ИНСТИТУТ — (от лат. institutum установление учреждение), 1) название различных специализированных учебных заведений (средних, высших, системы повышения квалификации и т. п.), а также научно исследовательских учреждений2)] В России до 1917 название… … Большой Энциклопедический словарь

  4. Banditus Ответить

    Институт государства еще называют политическим институтом, что управляет обществом и выступает гарантом его безопасности. Государство должно выполнять такие функции, как:
    Регулирование экономики.
    Поддержка стабильности и порядка в обществе.
    Обеспечение социального согласия.
    Защита прав и свобод граждан, воспитание граждан и формирование ценностей.
    Кстати, на случай войны государство должно выполнять внешние функции, такие как оборона границ. К тому же принимать активное участие в международном сотрудничестве, чтобы защитить интересы страны, решить глобальные проблемы и наладить выгодные контакты для экономического развития.

    Образование

    Социальный институт образования рассматривается как система норм и связей, объединяющая общественные ценности и удовлетворяющая его потребности. Эта система обеспечивает развитие социума путем передачи знаний и навыков. К основным функциям института образования стоит отнести:
    Адаптивную. Передача знаний поможет подготовиться к жизни и трудоустроиться.
    Профессиональную. Естественно, чтобы найти работу, необходимо обладать какой-то профессией, образовательная система поможет и в этом вопросе.
    Гражданскую. Вместе с профессиональными качествами и навыками знания способны передавать менталитет, то есть готовят гражданина конкретной страны.
    Культурную. Индивиду прививают принятые в обществе ценности.
    Гуманистическую. Помогают раскрыть личный потенциал.
    Среди всех институтов образование играет вторую по значимости роль. Первый жизненный опыт индивид получает в семье, где он родился, но когда он достигает определенного возраста, сфера образования оказывает большое влияние на социализацию личности. Воздействие социального института, к примеру, может проявиться в выборе хобби, которым никто в семье не то что не занимается, но и не знает о его существовании.

    Экономика

    Экономический социальный институт должен отвечать за материальную сферу межличностных отношений. Общество, что отличается бедностью и финансовой нестабильностью, не может поддерживать оптимальное воспроизводство населения, обеспечивать образовательную базу развития социальной системы. Поэтому, как ни посмотри, а все институты связаны с экономикой. К примеру, экономический социальный институт перестает функционировать должным образом. В стране начинает повышаться уровень бедности и появляется больше безработных. Будет рождаться меньше детей, начнется старение нации. Поэтому главные функции этого института:
    Согласовывать интересы производителей и потребителей.
    Удовлетворять потребности участников социального процесса.
    Укреплять связями внутри системы экономики, и сотрудничать с другими социальными институтами.
    Поддерживать экономический порядок.

    Религия

    Институт религии поддерживает систему верований, которой придерживается большинство людей. Это своеобразная система верований и практик, популярных в конкретном обществе, и ориентированных на нечто священное, невозможное, сверхъестественное. Согласно исследованиям Эмиля Дюркгейма, у религии есть три самых важных функции – интегративная, то есть верования помогают сплачивать людей вместе.
    На втором месте идет нормативная функция. Индивиды, придерживающиеся определенных верований, поступают согласно канонам или заповедям. Это помогает поддерживать порядок в обществе. Третья функция – коммуникативная, индивиды во время ритуалов имеют возможность пообщаться друг с другом или со служителем. Это помогает быстрее влиться в общество.

    Таким образом, есть основания сделать небольшое заключение: социальные институты – это особые организации, которые должны удовлетворять базовые потребности общества и защищать интересы индивидов, что даст возможность интегрировать население, если же один из институтов выйдет из строя, в стране с вероятностью в 99% могут начаться перевороты, митинги, вооруженные восстания, что в конечном счете приведет к анархии.

  5. anarki Ответить

    – регулятивную (регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки образцов поведения);
    – социализации (передачи социального опыта);
    – интегративную (сплочение, взаимосвязь и взаимоответственность членов групп под воздействием институциональных норм, правил, санкций и систем ролей);
    – коммуникативную (распространение информации внутри института и во внешнюю среду, поддержание взаимосвязей с другими институтами);
    – автоматизации (стремление к самостоятельности).
    2 Социальное управление
    Управление основывается на презумпции власти, на подчинении нижестоящих вышестоящим, на неравенстве в доступе к экономическим и социальным благам.
    Управление – это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов.
    Под управлением организацией понимается процесс выработки решения, планирования, организации, коммуникации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации.
    Структура управления (типичная) включает по возрастанию: низшее звено, руководство среднего звена и руководство высшего звена. Однако в крупных компаниях может быть до пяти уровней: низшее звено, младшее звено, среднее звено, старшее звено, высшее звено. Если между исполнителями (рабочими и служащими) и руководителем высшего звена (президентом компании) существует большое число уровней, такую структуру управления называют вертикальной. Если уровней руководства немного, ее называют горизонтальной. Традиционная структура управления, существующая многие тысячи лет, исключающая функциональные службы, называется линейной структурой. Возникшая в начале XX века новая структура управления, включающая целую сеть функциональных служб (отдел кадров, конструкторский отдел, отдел рекламы, отдел снабжения, отдел маркетинга, бухгалтерия), называется линейно-штабной структурой.
    С понятием «руководитель» тесно связано понятие «лидер». Лидер – член группы, за которым она признает право решения в важных ситуациях, который играет центральную роль в организации совместной деятельности и регулирует межличностные отношения.
    Лидер и руководитель в организации могут быть одним и тем же лицом. Такое происходит, когда руководителем назначают незаурядного человека, умеющего расположить к себе подчиненных. В этом случае совпадают позиционная и персональная власть, формальная и неформальная структуры.
    • руководитель обычно назначается официально, а лидер выдвигается стихийно;
    • руководителю законом предоставляются определенные права и обязанности, а лидер может их не иметь;
    • руководитель может применять официально установленные санкции, лидер таких санкций не имеет;
    • руководитель представляет свою группу во внешних организациях и решает вопросы, связанные с официальными отношениями, лидер ограничен внутригрупповыми отношениями;
    • руководитель, в отличие от лидера, несет ответственность перед законом за состояние дел в группе.
    Лидерство – социально-психологический процесс влияния на других, формально равных людей, а руководство – юридически регламентированный, административно-правовой процесс организации и контроля формально неравных (нижестоящих) людей. Типичная для лидера (руководителя) манера поведения, т.е. система приемов воздействия на ведомых (подчиненных), называется стилем лидерства (стилем руководства).
    Классическая теория стилей лидерства создана в 30-е годы К. Левиным. Он выделил три стиля: авторитарный, демократический (интегративный), попустительский (анархический). Авторитарный или иначе директивный – система жестких приемов
    управления (воздействия), пресечение инициативы подчиненных, единоличное принятие решений и детализированный контроль. Преувеличение роли авторитарных методов управления порождает бюрократизм. Однако специалисты по управлению считают, что авторитарный стиль необходим при выполнении простых работ, где возможности работника выразить себя невелики, в то же время работа должна быть выполнена обязательно. Демократический или иначе коллегиальный – поощрение инициативы
    подчиненных, совместное обсуждение проблем, коллегиальное принятие решений, общий контроль, мягкие приемы управления. Демократический стиль следует использовать там, где стоят очень сложные задачи, требующие максимального использования всех работников. Попустительский или иначе либеральный – отказ от управления и вмешательства в действия подчиненных, полная передача им инициативы и ответственности.
    Руководитель должен четко определять знания, выбирать правильную технологию, контролировать выполнение заданий. Одновременно он должен считаться с потребностями подчиненных, учитывать их интересы и стремления. Управление как процесс по достижению целей организации – это не единовременное действие, а непрерывная серия взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, называются функциями управления.
    Распространен подход, основанный на объединении всех в четыре основные функции:
    • планирования, т. е. разработка плана действий по достижению целей системы;
    • организации деятельности – это процесс создания организационной структуры, которая дает возможность людям эффективно взаимодействовать и работать вместе для достижения общих целей;
    • мотивации, сущность которой состоит в том, чтобы члены организации добросовестно выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и сообразуясь с планом;
    • контроля, т.к. по его результатам и в соответствии с ними должна производиться коррекция и решения, и плана, и системы целевых организаций, созданных для достижения цели и самой системы контроля. Эти функции управления объединены связующими процессами принятия решений и коммуникации. Ни одно из действий в организационных системах не начинается без соответствующего решения руководителя (директора, управляющего, командира), т.к. эти действия несут не только материальную, но и юридическую нагрузку. Принятие решения представляет собой деятельность, направленную на оценку всех возможных альтернатив и выбор одной из них, т.е. это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. Для принятия решения необходима информация. Коммуникация (процесс обмена информацией) является связывающей функцией управления. Осуществление функции управления также нуждается в управлении.

  6. 2face Ответить

    Понятие социального института

    Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных социальных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы. В первую очередь в таком закреплении нуждаются значимые для обеспечения функционирования социальной системы отношения, например, снабжение ресурсами (продукты питания, сырье), воспроизводство населения.
    Процесс закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов. Эти роли и статусы предписывают индивидам правила поведения в рамках определенных социальных отношений. Также вырабатывается система санкций для того, чтобы на ее основе обеспечивать соблюдение установленных нормативных требований. В процессе создания таких систем и возникают социальные институты.
    Современный термин «институт» происходит от латинского institutum – установление, учреждение. Со временем он приобрел несколько значений. В социологии он в первую очередь применяется для обозначения комплексных социальных образований, призванных обеспечивать стабильность и удовлетворение потребностей социальной системы.
    Социальный институт – это совокупность статусов и ролей, необходимых материальных, культурных и других средств и ресурсов, направленных на выполнение определенной социально значимой функции. В содержательном плане социальный институт – это определенная совокупность целесообразно ориентированных стандартов поведения в определенной ситуации. В процессе своего функционирования социальный институт на основе выработанных им правил, норм поведения и деятельности стимулирует соответствующие стандартам типы поведения, одновременно подавляя, корректируя любые отклонения от принятых норм. Таким образом, любой социальный институт осуществляет социальный контроль, то есть упорядочивает поведение членов социального института с целью максимально эффективного выполнения возложенных на данный институт задач.

    Типология социальных институтов

    Фундаментальных, то есть принципиально важных для существования всего общества, социальных потребностей не так много. Различные исследователи называют разное их число. Но каждой из этих потребностей обязательно соответствует один из основных социальных институтов, призванных удовлетворять эту потребность. Укажем здесь следующие социальные институты и соответствующие им социально значимые потребности:
    1. Институт семьи и брака удовлетворяет социальную потребность в воспроизводстве и первичной социализации населения.
    2. Политические институты удовлетворяет социальную потребность в обеспечении управления, координировании общественных процессов, социальном порядке и сохранении социальной стабильности.
    3. Экономические институты удовлетворяет социальную потребность в материальном обеспечении существования общества.
    4. Институт культуры удовлетворяет социальную потребность в аккумуляции и передаче знаний, структуризации индивидуального опыта, сохранении универсальных мировоззренческих установок; в современном обществе важной задачей становится вторичная социализация, чаще всего связанная с образованием.
    5. Институт религии (церковь) удовлетворяет социальную потребность в обеспечении, структуризации духовной жизни.

    Структура социальных институтов

    Каждый из вышеперечисленных институтов представляет собой сложную систему, состоящую из множества подсистем, которые также носят название институтов, но это не основные, или подчиненные, институты, например, институт законодательной власти в рамках политического института.
    Социальные институты – это постоянно развивающиеся системы. Более того, в обществе постоянно идет процесс формирования новых социальных институтов, когда определенные социальные отношения требуют придания им более четкой структурированности, закрепленности. Такой процесс называется институционализацией. Этот процесс состоит из нескольких последовательных этапов:
    – возникновение социально значимой потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий определенного числа индивидов;
    – осознание общих целей, достижение которых должно приводить к удовлетворению основной потребности;
    – выработка в ходе стихийного социального взаимодействия, часто осуществляемого методом проб и ошибок, социальных норм, правил;
    – появление и закрепление процедур, связанных с нормами и правилами;
    – установление системы санкций для поддержания исполнения норм и правил, регулирования совместной деятельности;
    – создание и усовершенствование системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
    В процессе своего формирования, которое может продолжаться длительные периоды времени, как это было, например, с институтом образования, любой социальный институт приобретает определенную структуру, которая состоит из следующих основных составляющих:
    – набор социальных ролей и статусов;
    – социальные нормы и санкции, регулирующие функционирование данной социальной структуры;
    – совокупность организаций и учреждений, функционирующих в рамках данного социального института;
    – необходимые материальные и культурные ресурсы, обеспечивающие функционирование данного социального института.
    Кроме того, к структуре, в известной мере, можно отнести и специфическую функцию института, которая удовлетворяет одну из базовых потребностей общества.

    Функции социальных институтов

    Как уже отмечалось, каждый социальный институт выполняет свои специфические функции в обществе. Поэтому, безусловно, определяющими для любого социального института являются именно эти профилирующие социально значимые функции, о которых уже говорилось ранее. Между тем, существует ряд функций, которые присущи социальному институту как таковому и которые направлены в первую очередь на поддержание функционирования самого социального института. Среди них можно выделить следующие:
    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Тем самым институт обеспечивает устойчивость как своей собственной системы, так и в целом социальной структуры общества.
    Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимосвязи и взаимозависимости членов социальных групп, которые проходят под воздействием правил, норм, санкций, существующих в данном институте. Это приводит к повышению устойчивости и целостности элементов социальной структуры. Интегративные процессы, осуществляемые социальными институтами, необходимы для координирования коллективной деятельности, решения комплексных задач.
    Регулятивная функция. Функционирование социального института обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. Каким бы видом деятельности не занимался индивид, он очень часто сталкивается с институтом, призванным регламентировать деятельность в этой области. В результате деятельность индивида получает предсказуемую, желательную для социальной системы в целом направленность.
    Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей как для расширения, так и для замены кадров. В связи с этим, в каждом институте предусмотрен механизм, позволяющий проводить такое рекрутирование, подразумевающее и определенный уровень социализации в соответствии с интересами и требованиями данного института.
    Стоит отметить, что кроме явных функций, социальный институт может обладать и скрытыми, или латентными (скрытыми) функциями. Латентная функция может носить непреднамеренный, неосознаваемый характер. Задача раскрытия, определения латентных функций является очень важной, так как они во многом определяют конечный результат функционирования социального института, то есть выполнение им своих основных, или явных, функций. Тем более, что часто латентные функции имеют негативные последствия, приводят к возникновению побочных негативных последствий.

    Дисфункции социальных институтов

    Деятельность социального института, как было сказано выше, не всегда приводит только к желательным последствиям. То есть социальный институт кроме выполнения основных функций может производить и нежелательные, а иногда однозначно негативные последствия. Такое функционирование социального института, когда наряду с пользой для общества он одновременно наносит ему и вред, называется дисфункцией.
    Несоответствие деятельности социального института характеру социальных потребностей, или обусловленное таким несоответствием нарушение выполнения своих функций другими социальными институтами может иметь очень серьезные негативные последствия для всей социальной системы.
    В качестве наиболее показательного примера здесь можно привести коррупцию как дисфункцию политических институтов. Эта дисфункция не только мешает самим политическим институтам выполнять должным образом свои непосредственные задачи, в частности пресекать противоправные действия, преследовать правонарушителей, контролировать деятельность других социальных институтов. Паралич органов власти, вызванный коррупцией, оказывает огромное воздействие на все остальные социальные институты. В сфере экономики увеличивается теневой сектор, огромные объемы средств не попадают в государственную казну, совершаются прямые безнаказанные нарушения действующего законодательства, происходит отток инвестиций. Подобные процессы протекают и в других социальных сферах. Жизнь общества, функционирование его основных систем, в том числе и систем жизнеобеспечения, к которым относятся основные социальные институты, парализуется, развитие прекращается, начинается стагнация.
    Таким образом, борьба с дисфункциями, предотвращение их возникновения является одной из основных задач социальной системы, позитивное решение которой может привести к качественной интенсификации социального развития, оптимизации социальных отношений.

  7. Женя Хулиган Ответить

    институты родства, организующие отношения между родствен­никами, супругами, родителями и детьми, обеспечивающие вос­производство населения и трансляцию традиций; институты культуры, в состав которых входят религиозные, обра­зовательные и собственно культурные институты, ответственные за социализацию новых поколений, сохранение и передачу со­циальных ценностей.
    Институциональная организация современного общества на­глядно представлена в табл. 17.1.
    Система социальной регламентации той или иной сферы об­щественной жизни, т.е. тот или иной социальный институт, сфор­мируется, если существуют необходимые для этого условия.
    Во-первых, в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов социальная потребность в данном ин­ституте.
    Во-вторых, общество должно располагать необходимыми средствами удовлетворения этой потребности — ресурсами (мате­риальными, трудовыми, организационными), системой функ­ций, действий, индивидуальных целеполаганий, символами и нормами, образующими культурную среду, на основе которой формируется новый институт.
    о
    Социальный
    институт
    Основные
    функции
    Группы и организации
    Ценности
    Роли
    Нормы
    Семья
    Регулирование рождаемости, со­циализация и за­щита детей
    Родственники, группы, объеди­ненные родствен­ными связями
    Супружеская вер­ность, материаль­ное обеспечение семьи, поддержа­ние порядка в доме, уважение к родителям
    Дочь, сын, отец, мать, брат, сестра, тетя, дядя, бабуш­ка, дедушка
    Иметь столько де­тей, сколько вы в состоянии содер­жать; супружеская верность
    Религия
    Обсуждение за­гробной жизни и понятий страдания и потерь; стремле­ние соединиться с Создателем
    Конгрегация, си­нагога, деномина­ция, благотвори­тельные организа­ции
    Чтение Священно­го Писания (Биб­лии, Корана,
    Торы) и строгое со­блюдение его заве­тов; поклонение Богу
    Священник, рав­вин, верующий, проповедник, хри­стианин, миссио­нер, пророк, ново­обращенный
    Посещать церковь, жертвовать деньги, следовать учениям церкви
    Право
    Поддержание со­циального порядка
    Милиция, суды, тюрьмы
    Суд присяжных, принцип презумп­ции невиновности
    Милиционер, юрист, судья, за­щитник, надзира­тель
    Давать правдивые показания, следо­вать нормам дока­зательного права
    Политика
    Установление ие­рархии власти
    Политические пар­тии, конгрессы, парламенты, мо­нархии
    Правило простого большинства, пра­во голоса
    Президент, депу­тат, лоббист, кан­дидат
    Один человек — один голос, голосо­вание как привиле­гия и право
    Экономика
    Производство и распределение то­варов и услуг
    Кредитные союзы, банки, бюро кре­дитной информа­ции, клубы потре­бителей
    Зарабатывание де­нег, своевременная оплата счетов, эф­фективное произ­водство
    Рабочий, предпри­ниматель, покупа­тель, продавец, кредитор, долж­ник, рекламодатель
    Максимизация прибыли, «клиент всегда прав», упор­ный труд
    Окончание табл. 17.1
    Социальный
    институт
    Основные
    функции
    Группы и организации
    Ценности
    Роли
    Нормы
    Образование
    Передача знаний и навыков из поко­ления в поколение
    Школы, колледжи, студенческие сове­ты, спортивные команды, ассоциа­ции родителей и учителей
    Академическая че­стность, хорошая успеваемость, тер­пимость
    Преподаватель, студент, декан, профессор, дирек­тор, футболист, тренер
    Выполнять домаш­ние задания, гото­виться к лекциям, не доносить на то­варищей
    Наука
    Освоение окру­жающей среды
    Местные, государ­ственные, регио­нальные, нацио­нальные и между­народные ассоциа­ции
    Объективные ис­следования, от­крытая публикация полученных ре­зультатов
    Ученый, исследо­ватель, техник, ад­министратор
    Применять науч­ные методы, пол­ностью раскрывать полученные дан­ные
    Здравоохра­
    нение
    Излечение боль­ных, уход за уми­рающими
    Больницы, аптеки, страховые компа­нии
    Клятва Гиппокра­та, хорошее здо­ровье, следование рекомендациям врача
    Доктор, медсестра, пациент, фарма­цевт, страховщик
    Не эксплуатиро­вать пациентов, оказывать самую качественную ме­дицинскую по­мощь
    Армия
    Защита от врагов, отстаивание на­циональных инте­ресов
    Сухопутные вой­ска, флот, ВВС, бе­реговая охрана, на­циональная гвар­дия
    Готовность с честью умереть за свою страну, под­чинение команди­рам
    Солдат, новобра­нец, военнослужа­щий, офицер, пленный, шпион
    Быть готовым к войне, подчинять­ся старшим офице­рам, не обсуждать приказы
    Средства массовой ин­формации
    Распространение информации, фор­мирование общест­венного мнения, освещение событий
    Телевизионные сети, радиостан­ции, издательства
    Оперативность, точность, большая аудитория,свобода печати
    Журналист, диктор последних извес­тий, автор, редак­тор, издатель
    Информация должна быть точ­ной, объективной, оперативной и по­лезной
    17.2. Институционализация и изменения в социальных институтах
    Институционализацией называется процесс обра­зования социальных институтов. Этот процесс начинается тогда, когда конкретная общественная потребность начинает осозна­ваться как общесоциальная и для ее реализации в обществе уста­навливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделя­ются ресурсы.
    В классическом понимании институционализация — это пере­ход совокупности индивидов от естественного состояния, когда ими движут страсти, к социальному состоянию, когда они при­знают над собой какой-то высший авторитет, внешний по отно­шению к их собственным интересам и предпочтениям. Так это по­нимает Ш. Монтескьё, противопоставлявший состояние гражда­нина состоянию человека, считая, что гражданин — это тот, чьи действия регулируются законом, тогда как поступки человека ре­гулируются моралью. Согласно Монтескьё, в институционализи­рованном обществе царит порядок, обеспечивающий предсказуе­мость индивидуальных действий и добропорядочное поведение индивидов по отношению друг к другу.
    Смысл понятия «институт» впервые определили социологи дюркгей- мовской школы. С точки зрения Э. Дюркгейма и его учеников, со­циальные институты — это своего рода «кристаллизованные» способы действия, мышления и чувствования, постоянные для данной со­циальной группы, обязательные для нее и отличающие ее от осталь­ных. Трудности, связанные с точным определением этого понятия, объясняются тем, что в конечном счете этот термин приложим ко всем без исключения видам социального поведения, но в узком смысле — только к тем из них, которые санкционированы обществом. Настаи­вая на принуждающем характере институтов, Дюркгейм вынужден рассматривать институт как синоним всякой социальной регуляции: все социальное институционально, потому что все социальное прину­дительно, а институт — это инструмент социального принуждения. Дюркгейм говорит о системном, абсолютном характере институтов, рассматривая их как комплекс правил или как нормативные системы. Но в таком случае в рамках единого общества должна существовать ус­тойчивая взаимосвязь между разными видами деятельности, напри­мер экономической и политической, осуществляемыми в одной и той же системе институтов. Если институты устанавливают отношения взаимозависимости между разнородными видами деятельности, то
    возникает вопрос, какая сила их связывает. Например, совместимы ли экономические институты капиталистического общества с его же правовыми, политическими, культурными институтами? Большинст­во теорий революции объясняет падение предшествующих революци­ям режимов наличием противоречия между логикой развития произ­водственных отношений (экономических институтов) и архаической политической и правовой системой общества (политических институ­тов). В теории Й. Шумпетера доказывается наличие противоречия между социальной критикой в настроениях и поведении интеллектуа­лов и капиталистической организацией. Д. Белл тоже отмечает проти­воречие между культурной ориентацией и капиталистической орга­низацией производства. Белл и Шумпетер утверждают, что наличие противоречия служит доказательством «заката» капитализма. Конеч­но, это утверждение весьма спорно, но спорно и противоположное ут­верждение, согласно которому в капиталистическом или каком-либо другом обществе существуют согласованность и единство различных институтов. Так, социологи (особенно неомарксисты), изучающие институты образования и здравоохранения, обычно объясняют харак­теристики этих систем в капиталистическом обществе только ориен­тацией на экономическую выгоду, т.е. действием экономических ин­ститутов. Это говорит о том, что единая система институтов — это ско­рее идеальная конструкция.
    Институционализация в действительности — динамический процесс, допускающий наличие противоречий между старыми институциональными формами и новыми социальными потреб­ностями.
    Процессы институционализации порождаются рядом ключе­вых социальных потребностей, в число которых известный социо­лог Г. Ленски включил:
    потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транс­порт);
    потребность в производстве продуктов и услуг; потребность в распределении благ (и привилегий); потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благопо­лучия;
    потребность в поддержании системы неравенства (размещение общественных групп по позициям, статусам в зависимости от раз­ных критериев);
    потребность в социальном контроле за поведением членов обще­ства (религия, мораль, право, пенитенциарная система).
    Современное общество характеризуется разрастанием и ус­ложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же
    базовая потребность может порождать существование нескольких специальных институтов, а с другой стороны, каждый институ­циональный комплекс, например семья, реализует гамму базовых потребностей — в коммуникации, производстве услуг, распреде­лении благ, индивидуальной и коллективной защите, поддержа­нии порядка и контроля.
    Изменения в социальных институтах происходят как в силу внутренних причин, коренящихся в самих институтах (обычно из-за снижения эффективности функционирования данного ин­ститута в интересах господствующих социальных групп), так и из-за внешних факторов (общество приобрело новые знания, представления, мировоззрение). Например, можно назвать две причины распада института крепостного права: во-первых, во всех странах сформировалась и распространилась идеология Просве­щения, согласно которой все люди равны от природы и крепостни­чество позорно и для господ, и для крестьян; во-вторых, труд кре­постных стал экономически неэффективным и перестал обеспечи­вать экономическое первенство феодальных землевладельцев.
    Развитие социальной системы сводится к эволюции институ­тов в направлении от традиционной модели социальных институ­тов к современной. Если в традиционном обществе все институты характеризовались жесткой аскриптивностью, т.е. однозначным, допускающим минимальную индивидуальную свободу приписы­ванием статусов и норм поведения, то в современном обществе у социальной регламентации, осуществляемой институтами, гораз­до более мягкие формы и более высокая степень вариабильности.
    В каждом обществе формируются свои базовые ценности, за­крепляющиеся и воспроизводящиеся через институциональные системы, однако разрушение старых социальных институтов не означает прекращение их влияния на общество и его институцио­нальную систему. От прошлого не так легко избавиться, как ка­жется, а согласно теории институциональных матриц[190], ставшей весьма популярной в современной социологии, это вообще невоз­можно. Институциональная матрица определяется Д. Нортом как комплекс взаимоувязанных формальных и неформальных правил и ограничений, определяющих содержание и динамику экономи­ческих и политических институтов каждого конкретного общест­ва[191]. В своей институционально-эволюционной теории он опреде­лил историческую зависимость настоящего от прошлого в виде выбранной траектории институционального развития, а со­циальные институты в его теории выступают как набор формаль­ных правил, неформальных ограничений и механизмов их прину­дительного осуществления[192]. При этом формальные правила мож­но достаточно быстро изменить, а неформальные меняются очень медленно.
    Согласно теории С.Г. Кирдиной, институциональные матри­цы. представляют устойчивую, исторически сложившуюся сис­тему базовых институтов, регулирующих экономическую, по­литическую и идеологическую подсистемы общества[193]. Инс­титуциональные матрицы, обозначенные как X- и Y-матрицы, соответствуют восточному и западному типам цивилизаций. Каж­дому обществу на протяжении его исторического развития прису­ща единственная институциональная матрица. Например, для России это Х-матрица восточного типа, как и для большинства стран Азии и Латинской Америки, в то время как для большинства стран Европы, Америки и др. — Y-матрица. Матрица не может быть заменена другой, даже в эпоху глобализации, информатиза­ции и глобальных трансформаций.
    Однако между институциональными матрицами возможен и необходим взаимообмен, в результате чего на определенном исто­рическом этапе происходит обогащение одной институциональ­ной матрицы элементами иной институциональной матрицы (в виде новых традиций, норм, правил, образцов поведения, ценно­стей), которые со временем ассимилируются базовой матрицей. При этом система общественных институтов возвращается к ис­ходному типу, но уже в обновленной форме. Таким образом, базо­вые пласты культуры, традиций, ментальности, присущие изна­чальной институциональной матрице, не могут исчезнуть бес­следно и в любом случае сохраняют свои позиции, оказывая влияние на дальнейшее развитие общества. Это объясняет труд­ности, с которыми сталкиваются модернизирующиеся и транс –
    формирующиеся общества при внедрении новых ценностей, идеалов, стратегий и т.д.
    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
    1. Дайте определение социального института. Перечислите известные вам социальные институты.
    2. Рассмотрите подробно один из социальных институтов современного общества. Опишите историю его возникновения, его функции, свя­занные с ним роли и статусы.
    3. Дайте определение институционализации. Какие общественные по­требности вызывают к жизни этот процесс? Зачем обществу нужны социальные институты?
    4. Как происходят изменения в системе социальных институтов? С этой точки зрения что представляет собой социальная революция? Что та­кое реформа?
    5. Охарактеризуйте систему институтов традиционного общества. Ка­ковы ее основные черты, общие для всех традиционных обществ?
    6. Дайте характеристику институтов современного общества. В чем их отличие от традиционных? Вы считаете это отличие достоинством или недостатком?
    7. Существует ли, по вашему мнению, взаимосвязь между разнородны­ми социальными институтами одного и того же общества, например экономическими и политическими? Возможно ли, в частности, соче­тание в рамках одного и того же общества рыночной экономики и то­талитарного типа правления? Плановой экономики и демократии? Нуклеарной семьи и архаического типа хозяйства? Аргументируйте свой ответ.
    ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
    1. Социальные институты.
    2. Институт семьи в современном обществе.
    3. Институт религии и его значение в современном обществе.
    4. Эволюция социальных институтов в современном обществе.
    5. Традиции и социальные институты.
    6. Трансформация современного общества и институциональные изме­нения.

  8. Мой характер:сахар со стеклом Ответить

    1. Основные институты общества.
    1. Социальный институт — это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
    2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
    К основным социальным институтам традиционно относят семью, государство, образование, церковь, науку, право. Ниже дана краткая характеристика этих институтов и представлены их основные функции.
    Семья – важнейший социальный институт родства, связывающий индивидов общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Семья выполняет ряд функций: экономическую (ведение хозяйства), репродуктивную (рождение детей), воспитательную (передача ценностей, норм, образцов) и т.д.
    Государство — основной политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий его безопасность. Государство выполняет внутренние функции, среди которых хозяйственная (регулирование экономики), стабилизационная (поддержание стабильности в обществе), координационная (обеспечение общественного согласия), обеспечения защиты населения (защита прав, законности, социальное обеспечение) и многие другие. Существуют и внешние функции: обороны (в случае войны) и международного сотрудничества (для защиты интересов страны на международной арене).
    Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.
    Церковь – религиозный институт, сформированный на основе единого вероисповедания. Члены церкви разделяют общие нормы, догматы, правила поведения и делятся на священство и мирян. Церковь выполняет такие функции: мировоззренческую (определяет взгляды на мир), компенсаторную (предлагает утешение и примирение), интегрирующую (объединяет верующих), общекультурную (приобщает к культурным ценностям) и проч.
    Наука — особый социокультурный институт по производству объективных знаний. В числе функций науки — познавательная (способствует познанию мира), объяснительная (интерпретирует знания), мировоззренческая (определяет взгляды на мир), прогностическая (выстраивает прогнозы), социальная (изменяет общество) и производительная (определяет процесс производства).

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *