Что такое средства связи предложений в тексте?

32 ответов на вопрос “Что такое средства связи предложений в тексте?”

  1. ПриНЦеФФФко Ответить

    В7.
    Средства связи в тексте
    Средства связи предложений в тексте рассматриваются на нескольких уровнях: лексическом, морфологическом, синтаксическом. В этой главе будут рассмотрены только те, которые наиболее часто встречаются в заданиях ЕГЭ:
    Лексические средства:
    Лексические повторы- повторы одного и того же слова или однокоренного слова.
    Мы долго обсуждали прочитанную книгу. В этой книге было то, чего мы ждали.
    Синонимы
    Бунин в своем рассказе «Легкое дыхание» выразил тревожную мысль о судьбе человека. Сюжет новеллы представляет собой напряженное развитие двух мотивов: смерти и жизни.
    Антонимы
    Недруг поддакивает. Друг спорит.
    Описательный оборот
    – Вы меня удивляете, господа, – промолвила Одинцова, – но мы еще с вами потолкуем.
    За ужином Анна Сергеевна снова завела речь о ботанике.
    Морфологические средства:
    Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений
    Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся слабее.
    Использование личных (он, она, они), указательных (этот, тот, эта, та, эти, те) и некоторых других местоимений вместо слов из предшествующих предложений.
    Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели через моря.
    Наречия
    Вдруг… Сначала… Потом…
    Внизу… Справа… Рядом
    Разбор задания.
    Среди предложений 25-34 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи противительного союза и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
    (29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.
    https://5-ege.ru/sredstva-svyazi-v-tekste/
    (32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.
    Задание  включает в себя два условия: во-первых, предложение должно начинаться с противительного союза, а во-вторых, оно должно содержать личное местоимение. Начнем с первого условия. Из списка предложений только одно начинается с союза – предложение №31. В нем же есть и личное местоимение он.
    Таким образом, правильный ответ – предложение №31.
    Потренируйся.
    1. Среди предложений 1 – 8 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (1) Тогда возникает вопрос: почему же человек так глух к внутреннему призыву самосохранения? (2) Почему он ломится в двери, на которых висит табличка «Посторонним вход воспрещен»? (3) Что это? (4) Глупость как врожденное качество человека? (5) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (6) А может, неистребимая потребность познания? (7) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность пить, есть, спать… (8) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.
    2. Среди предложений 1 – 6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими при помощи союза и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.
    (1) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (2) Людям, такой способностью наделенным или тревожно ощутившим в себе недостаток ее, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее, чем бесчувственным.(3) И беспокойнее. (4) Но их совесть чиста. (5) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (6) Их, как правило, уважают окружающие.
    3. Среди предложений 1 – 5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
    (1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками  командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
    Ответы:
    2;
    4;
    2.
    Рекомендуем:
    Деепричастный оборот, примеры предложений
    Средства связи предложений в тексте. Последовательность, целостность
    Двусоставные и односоставные предложения
    Простое осложненное предложение
    Сложные предложения с примерами

  2. Thetaath Ответить

    Структурными средствами связи предложений в тексте являются местоимения, лексические повторы, синонимические замены, союзы, синтаксический параллелизм и др.
    Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы/ явления/ живые существа, но не называет их. Иными словами, местоимения заменяют названия предметов, явлений и живых существ – так мы избегаем повторов в речи.
    Андрей уже издали видел дом, непохожий на другие. Он был сложен из красивых тонких кирпичей в два этажа.
    В первом предложении приведенного текста нарицательное существительное, обозначающее предмет, – дом заменяется во втором предложении личным местоимением он.
    Лексический повтор – это повторение слова или выражения. Лексический повтор в речи используется как яркое средство выразительности.
    Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей.
    Очевидным является повтор слова «слово» в разных его падежах (слово – И.п., словом – Т.п., слова – Р.п.). Повтор «слово» делает текст более «чеканным», выразительным, ярким и образным.
    Кроме того, в первом и втором предложении текста мы встречаем повторение прилагательного «великое».
    Пытаясь находить в тексте лексические повторы и местоимения как средства связи, обратите внимание на то, что повторяться могут не только главные члены предложения (чаще всего подлежащее), но и второстепенные. Не пропустите это!
    Для того чтобы избежать в тексте неоправданных повторов, нужно использовать синонимы – слова, близкие по значению; описательные обороты (например, Петр – человек с клетчатым зонтиком) для названия одного и того же предмета речи.
    В этом году белые грибы появились рано. Сразу за колосковыми пошли крепкие боровики. По опушкам, правда, белые попадались нечасто: гриб прятался под ели, в их сыроватую темь.
    В рассмотренном тексте белый гриб называется боровиком (по роду) или сокращенно – белым или грибом.
    Предложения в тексте могут быть связаны союзами. Напомним, что союзы – это служебная часть речи, которая выполняет функцию соединения слов, предложений и частей предложений.
    Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей, покрытых копнами, было уже что-то предосеннее, легкое, ясное.
    Эти два предложения по сути могли бы оказаться одним сложносочиненным предложением, если бы перед но вместо точки мы поставили запятую. Но мы все же имеем дело в двумя предложениями, поэтому союз но выступает в роли средства связи предложений, выражая при этом противительные отношения (аналогично союзы а, да (а), зато (но) и др.).
    Синтаксический параллелизм – это одинаковый порядок одних и тех же членов предложения.
    Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру.
    Заметьте, что все три предложения имеют схему «подлежащее + сказуемое»; кроме того, в первом и втором предложении повторяется схема «определение + подлежащее + сказуемое».
    Благодаря синтаксическому параллелизму, текст становится более «стройным», точным с точки зрения его структуры. Кроме того, одинаковое расположение  определенных членов предложения структурирует информацию и облегчает процесс установления связей между явлениями.
    Несмотря на то, что синтаксический параллелизм весьма часто встречается в тексте, «придумывать» его не следует: традиционно параллелизм «виден» посредством идентичных форм.
    Как правило, большинство текстов, которые будут представлены в объеме, большем двух – трех предложений, характеризуются комбинированием средств связи: это значит, что наряду с повторами в тексте могут быть и местоимения, и синтаксический параллелизм и др. Поэтому при работе с текстом всегда нужно быть внимательным: кроме чутья и «зоркости», необходимо вооружиться знанием правил и опытом при работе с разными текстами.
    Остались вопросы? Не умеете определять средства связи предложений в тексте?
    Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
    Первый урок – бесплатно!
    Зарегистрироваться
    © blog.tutoronline.ru,
    при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

  3. ANUAR4IK Ответить

    Способы связи предложений в тексте

    Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.
    Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:
    Цепной. Новое предложение связывается с предыдущим как звенья цепи. В двух смежных высказываниях повторяются определенные слова, говорится об одном и том же. Например, «Внезапно пошел дождь. Он сильно хлестал по веткам и заливал окрестные поля.» Слово «дождь» упоминается в первом предложении, далее повествование о нем продолжается. Линейный метод очень распространен, прост и понятен.
    Параллельный. Предложения кажутся не связанными друг с другом, однако они выстраиваются вокруг одного общего тезиса. Порядок эти параллельных высказываний неважен. Меняя местами, не изменить смысл абзаца. Например, «Пришла зима. Дачный поселок опустел. Голоса людей и далекие звуки тракторов уже не слышатся здесь рано поутру. Дороги и поля постепенно исчезают под глубоким снегом.» Фраза «Пришла зима.» является смысловым центром для остальных высказываний. Такие тексты подходят для рассказа сразу о нескольких явлениях, героях, вещах.
    Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

    Лексические средства 

    Лексические повторы
    Например, «Она испекла большой торт. Торт был украшен взбитыми сливками и казался очень вкусным».
    Однокоренные слова
    Например, «Они решили купить этот дом и обосноваться в деревне. Их решение было роковой ошибкой».
    Синонимы, в том числе контекстуальные, родовидовые слова, описательные обороты
    Например, «Художник творил в этой студии до конца своей жизни. Мастер создал здесь свои главные шедевры».
    Антонимы, в том числе и контекстуальные
    Например, «Стало понятно, что друзей у нее было мало. Врагов было намного больше».
    Слова-связки для логики изложения: так как, поэтому, следующее, в заключении и т.д.
    Например, «Весна в этих краях холодная. Вот почему нужно тепло одеваться даже в мае».
    Слова, связанные тематически
    Например, «Поспел урожай. На следующей неделе был организован сбор фруктов и овощей».

    Морфологические средства 

    Местоимения и местоименные наречия
    Например, «Мама встала очень рано. Она не могла дождаться приезда моего брата».
    Союзы и частицы, особенно в начале предложения
    Например, «Я не успел на автобус. Зато встретил друга, когда шел пешком».
    Наречия времени и места
    Например, «Комната казалась заброшенной. На столе была пыль. С потолка свисала паутина. Везде царил беспорядок».
    Глаголы-сказуемые в одной временной форме
    Например, «Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах. С крыши падали последние капли дождя».
    Степени сравнения прилагательных и наречий
    Например, «Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел».

    Синтаксические средства 

    Параллелизм. Одинаковый порядок слов в одинаковой той же морфологической форме.
    Например, «Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.»
    Парцелляция — разбивка частей единого высказывания на отдельные предложения.
    Например, «Я уже освоилась в этом городе. Хожу на работу. Встречаюсь с друзьями».
    Неполные предложения
    Например, «Знаете, как обитают панды? В Китае!»
    Вводные слова и предложения, обращения и риторические вопросы.
    Например, «Во-первых, я хорошо готовлю. Во-вторых, продукты на ужин уже куплены». «Хотите поехать в Испанию? Начните путешествие с Барселоны!»
    Использование прямого и обратного порядка слов
    Например, «Никого она так не любила. Не любила за всю свою жизнь».
    Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

    Служебные части речи

    Частица
    Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:
    Формообразующие: бы, те, да (не путать с союзом), пусть.
    Отрицательные: не, ни, нет.
    Вопросительные: разве, неужели, да (ну).
    Частицы, выражающие сомнение: вряд ли, едва ли
    Уточняющие: именно, точно, как раз.
    Выделительно-ограничительные: только, исключительно, лишь, почти.
    Утвердительные: да, так, угу.
    Указательные: вот, вон.
    Восклицательные: что за, как.
    Усилительные: даже, же, ведь.
    Союз
    Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:
    Сочинительные (и, а, или, сколько…, столько и, а именно и др.)
    Подчинительные (что, когда, чтобы, хотя, где, куда и др.)

    Самостоятельные части речи

    Местоимения
    Личные: я, ты, он, она, оно, мы, вы, они — во всех падежах.
    Притяжательные: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их —— во всех падежах
    Возвратное: себя
    Указательные: тот, те, этот и т.д.
    Определительные: сам, весь, каждый и т.д.
    Неопределенные: некто, нечто и т.д.
    Отрицательные: никто, ничто, никакой и т.д.
    Вопросительные: кто, что, сколько, кого и т.д.
    Наречия
    Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.
    Обстоятельственные (по-летнему, очень, здесь, всегда, наперекор)
    Определительные (страшно, много, шагом, по-нашему, втроем)
    Решай 2 задание ЕГЭ по русскому языку.

  4. Kizaru Ответить

    Цепная связь предложений в тексте

    Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее. В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:
    Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

    Характерные признаки цепной связи

    Употребление местоимений.
    Употребление синонимов и повторов.
    Использование вводных слов.
    Использование сочинительных союзов в начале отдельных предложений.
    (1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).
    Определим средства связи между предложениями:
    второго предложения с первым — личные местоимения в родительном и именительном падежах (меня — я);
    третьего предложения со вторым — лексический повтор (я — я; смотрителя — смотритель), контекстный синоним (дочь старого смотрителя — Дуня), глаголы мысли (вспомнил — подумал), сочинительный союз в начале 3-го предложения (но);
    четвёртого предложения с третьим — местоимения (смотритель, Дуня — того или другого); однокоренные слова и слова одной тематической группы (подумал — мысль, в уме).
    Вывод: связь между предложениями — цепная.

    Параллельная связь предложений в тексте

    Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:
    В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

    Характерные признаки параллельной связи

    Одинаковые временные формы и вид глаголов-сказуемых в разных предложениях.
    Однотипность предложений по цели высказывания, эмоциональной окраске, по составу и порядку слов и т. д.
    (1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).
    Определим средства связи между предложениями:
    второе предложение противопоставлено первому, использованы слова одной тематической группы (проснулась — спал), связь — смешанная;
    третье предложение построено так же, как второе, использованы глаголы прошедшего времени (спал — ожидала), связь — параллельная;
    четвёртое предложение построено так же, как третье, использованы слова одной тематической группы (пастуха — рожок, стадо), связь — смешанная; Вывод: между предложениями в тексте есть параллельная и смешанная связь — параллельно-цепная.
    Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.
    Конспект урока «Средства связи предложений в тексте».
    Следующая тема: «Стили речи».

  5. Scul Girl Ответить

    Теперь разберемся со всем этим подробнее и покажем использование различных средств связи предложений на примерах.
    Лексические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
    повторяющиеся слова:
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
    однокоренные слова:
    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.
    слова-синонимы:
    В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся
    контекстуальные синонимы:
    Особое значение для развития русского литературного языка имело творчество А. С. Пушкина. Великому русскому поэту удалось в своих произведениях органично соединить высокие старославянизмы, иноязычные заимствования и элементы живой разговорной речи.
    антонимы:
    Недруг поддакивает. Друг спорит.
    При параллельной связи используйте
    слова одной тематической группы:
    Зима в этих краях бывает суровой и долгой. Морозы достигают 60 градусов. Снег лежит до июня. И еще в апреле случаются метели.
    (Слова «зима», «морозы», «снег», «метели» не являются синонимами, но их можно объединить в одну смысловую группу, таким образом и связываются предложения.)
    Морфологические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи используются
    Союзы:
    Очень хотелось спать. Но надо было работать.
    Местоимения:
    Язык не передается человеку по наследству. Он развивается лишь в процессе общения.
    Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её.
    Степени сравнения прилагательных и наречий:
    Борщ был очень вкусным. Вкуснее могла приготовить лишь моя мама.
    Единство временных форм глаголов-сказуемых:
    Ночь наступила неожиданно. Стало темно. На небе загорелись звезды.
    При параллельной связи используются
    наречия времени и места:
    Слева виднелись горы. Узкой полосой блестела река. Зеленели небольшие рощи. Везде здесь было тихо и спокойно.
    Синтаксические средства связи
    При цепной, или последовательной, связи предложений используйте
    прямой или обратный порядок слов:
    Я приду вечером. Приду я, чтобы наконец увидеть тебя.
    При параллельной связи предложений используйте
    Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений:
    Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)
    вводные слова (во-первых, во-вторых, наконец):
    Во-первых, необходимо решить, что же сейчас важнее всего. А во-вторых, нужно начать действовать.
    На сегодня всё. Желаю вам создавать хорошие, стройные тексты!
    Удачи!
    Подписаться на Русское слово

  6. MINI TV Ответить

    Лексические повторы

    Употребление одинаковых слов в 2-х предложениях. (В том числе и однокоренных)

    Синонимы

    Употребление синонимов в 2-х предложениях
    Пример:
    Он играл хорошо. Я в этом был неплох

    Антонимы

    Употребление антонимов в 2-х предложениях
    Пример:
    Враг поддакивает. Друг спорит.

    Союзы

    Употребление союзов в начале второго предложения
    Пример:
    За окнами шумит дождь. Зато дома тепло и уютно.
    Некоторые союзы в начале предложения не употребляются, однако также употребляются, но также являются средствами связи. Их можно заменить на союз “и”.
    Пример:
    За окном тепло. В доме тоже уютно.

    Местоимения

    Использование местоимений вместо слов из предыдущего предложения.

    Наречия

    Использование наречий меры и степени вместо слов из предыдущего предложения.
    Пример:
    Зеленела небольшая роща. Здесь было тихо и спокойно.

    Синтаксический параллелизм (одинаковый порядок слов)

    Это средство связи предполагает одинаковый порядок членов предложения и частей речи в двух предложениях.
    Пример:
    Юность – время надежд. Зрелость – пора свершений

  7. Ствета Ответить

    Средства связи предложений в тексте
    Предложения в тексте связаны между собой и по смыслу, и   грамматически. Грамматическая связь означает, что формы слов  зависят от других слов, находящихся  в соседнем  предложении, что согласуются между собой.
    Лексические средства связи:
    1) Лексический повтор – повторение одного и того же слова
    Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
    2) однокоренные слова
    Конечно, такой мастер знал себе   цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу – разницу между собой и более даровитым человеком.  Уважение к более способному и   опытному – первый признак талантливости.  (В.Белов)
    2) Синонимы.  В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.
    3) Антонимы  У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше.
    4) Описательные обороты
    Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов)
    Грамматические средства связи:
    1) личные местоимения
    1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов).3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов)
    2) указательные местоимения (такой, тот, этот)
    1. Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2. Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – во втором тексте средства связи – лексический повтор и указательное местоимение «эти».
    3) местоимённые наречия (там, так,  тогда и  др.)
    Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»).
    4)союзы (преимущественно сочинительные)
    Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). Всё с тем же  говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону» (Л.Н.Толстой) 5) частицы
    6) вводные  слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.)
    Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин).
    7) единство видовременных форм глаголов – использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.
    Подражание французскому тону времён Людовика XV  было  в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над  нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени.
    8) неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:
    Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь (И.Шмелёв)
    9) синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв)

  8. RUWYVAVI Ответить

    Тематическое единство и смысловая завершенность текста создается средствами различных языковых уровней.
    Лексические средства связи предложений в тексте:
    1) лексическийповтор — это повтор слова или употребление однокоренного слова для достижения точности и связности текста, позволяет сохранить единство темы. В различных стилях и жанрах лексический повтор употребляется по-разному: так, для научных и официально-деловых текстов повтор слова – основное средство связности. Повтор также используется достаточно часто в таком типе текста, как описание.
    Например:
    Жил на краю деревни старый Бобыль. Была у Бобыля своя хата и собака.
    2) синонимическая замена — это замена слова в одном предложении синонимом или синонимичным выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность: в публицистическом стиле, в стиле художественной литературы
    Например:
    На снимке Брестская крепость. Вернее, только ее малая – центральная – часть. Мысленно надо продолжить и замкнуть кольцом двухэтажный кирпичный пояс казарм. Разрушенная церковь-клуб стоит в центре почти двухкилометрового кольца цитадели.
    Художники, выписанные из Антиохии, изобразили, изобразили на стенах охоту Артемиды. Богиня метала стрелы, и короткая розовая туника небесной охотницы развевалась на ветру.
    3) использование антонимов.
    Например:
    Один был высокого роста, другойроста низкого.
    4) родовидовые слова, т.е. слова, связанные отношением род — вид: род — как более широкое понятие, вид — как более узкое.
    Например:
    В этом лесу много милых сердцу русских деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез.
    5) употреблениеслов одной тематической группы.
    Например:
    Карамазовых в русской жизни много, но все-таки не они направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируют идеал.
    Морфологические средства связи предложений в тексте:
    1) единство видовременных форм –употребление глаголов одного вида и одного времени подчеркивает временную точность текста. Так, в описании, как правило, используются глаголы несовершенного вида, а в повествовании — совершенного.
    Например:
    Тяжелораненый Сергей Муравьев-Апостол, собравшись с сипами, стоит прямо. Он подходит к печке и дотрагивается до нее закоченевшими руками.
    Самолеты налетели так внезапно, что никто не успел броситься в щели. И все попадали тут же на землю.
    2)местоименная замена, т.е. замена существительного или другой части речи местоимением, – широко распространенное средство связи.
    Например:
    А годы шли да шли; быстро и неслышно, как подснежные воды, протекала молодость Елены, в бездействии внешнем, во внутренней борьбе и тревоге. Подруг у нее не было: изо всех девиц, посещавших дом Страховых, она не сошлась ни с одной.

  9. CrazyFredy Ответить

    Цели:
    Образовательные: систематизировать знания
    учащихся о тексте; совершенствовать умения
    определять средства связи предложений в тексте,
    создавать свой собственный текст.
    Развивающие: развивать логическое
    мышление и аналитические навыки (умения выделять
    главное, сравнивать, обобщать, строить аналогии,
    делать выводы); развивать устойчивость внимания,
    умение работать во времени.
    Воспитательные: воспитание умения
    работать в коллективе и самостоятельно,
    понимания богатства родного языка.
    ХОД УРОКА
    I. Активизация познавательной
    деятельности учащихся

    Прочитайте выразительно текст
    М.Пришвина, раскрывающий его понимание смысла
    русской пословицы. Назовите эту пословицу.
    Укажите основные признаки, по которым вы
    определили, что это текст.
    Приложение 1. Слайд
    2
    Золото молчания
    (1)Вернуться к молчанию в том смысле, что
    говорить для себя, а молчать от внимания к
    другому. (2)Просить молчания, значит, просить
    внимания к человеку. (3)Разговор выявляет свое
    первенство, а внимание рождает друзей(4). Вот
    почему разговор – серебро, а молчание – золото.
    Образец ответа: Это текст, потому
    что все его части композиционно и тематически
    связаны между собой. Здесь грамматическая связь
    между частями – цепная, так как здесь
    наблюдается повтор ключевого слова (молчанию –
    молчания – молчать); для усиления главной мысли
    используется антоним (молчания – разговор).
    Сказуемые в 1 и 2 предложениях выражены
    одинаковыми формами глаголов в неопределенной
    форме несовершенного вида.
    Слово учителя:Итак, чтобы
    получился текст, нужно помнить, что предложения в
    тексте должны быть связаны между собой не только
    по смыслу, но и грамматически. А грамматическая
    связь означает, что формы слов зависят от других
    слов, находящихся в соседнем предложении, и
    согласуются между собой. На данном уроке мы
    рассмотрим различные средства связи предложений
    в тексте, которые вам помогут создавать
    собственный текст без грамматических и речевых
    ошибок. (Cлайд 3)
    II. Обобщение изученного по теме
    «Средства связи предложений в тексте»

    1. Слово учителя
    – На уроке мы обобщим знания по теме
    «Средства связи предложений в тексте», закрепим
    умения по выполнению заданий А-8 и В-7 ЕГЭ и
    отработаем навыки по созданию собственного
    текста. (Cлайд 4)
    – Итак, прежде чем приступить к практике, мы
    должны внимательно и тщательно изучить и
    систематизировать теоретические знания. ( Слайд
    № 5)В русском языке различают следующие средства
    связи предложений в тексте: лексическая,
    морфологическая, синтаксическая.
    2. Работа с таблицами
    Для того чтобы лучше закрепить материал,
    учитель просит всех учащихся рассчитаться по
    порядку от 1 до 3-х (1,2,3). Учащиеся получают таблицы
    с теоретическим материалом для изучения с учётом
    цифры. (Приложение 2)
    Работа с таблицами разбивается на 3
    этапа:

    1-й этап – 15 минут каждый ученик
    работает со своей таблицей: №1 – лексические
    средства; №2 – морфологические средства ; №3 –
    синтаксические средства.
    2-й этап – ученики объединяются вместе под
    одинаковыми номерами (обсуждают материал и
    выбирают того, кто будет объяснять свой материал
    другим учащимся – 10 минут)
    3-й этап – учащийся, выбранный от каждой
    группы, опираясь на слайды презентации,
    подготовленной учителем, рассказывает об
    особенностях средств связи предложений в тексте,
    изученные и записанные им в тетрадь в виде
    таблицы.
    Остальные учащиеся дополняют свои
    таблицы недостающим материалом.
    III. Практические занятия
    Учитель подводит итог выступлений
    учащихся и объясняет им, как работать с заданиями
    ЕГЭ ( А-8 и В-7), чтобы избежать ошибок (слайды 23-26).
    Алгоритм анализа текста распечатан для каждого
    учащегося.
    – Ребята! Мы хорошо потрудились. Теперь
    мы имеем точное представление, как могут быть
    связаны предложения в тексте.
    Разберем задания А-8 и В-7 ЕГЭ, но cначала
    познакомимся с алгоритмом анализа текста (слайды
    23-26).
    Разбор примеров из ЕГЭ.
    1. Рассмотрим предложенный отрывок
    текста (В-7):
    (13)Несколько веков тому назад, когда
    информационная сторона человеческих знаний была
    не столь обширна, встречались Учёные мужи,
    «капсула» которых приближалась к «капсуле»
    всего человечества и, может быть, даже совпадала
    с ней: Аристотель, Архимед, Леонардо да Винчи… (14)
    Теперь такого мудреца, который знал бы столько
    же, сколько знает человечество как таковое, найти
    нельзя.( 15) Следовательно, про каждого можно
    сказать, что он ограниченный человек. 16)Но очень
    важно разделять знания и представления.(17)Чтобы
    пояснить свою мысль, возвращаюсь к нашему
    горняку в каменноугольном пласте. (18)Допустим
    условно и теоретически, что некоторые из
    горняков родились там, под землей, и ни разу не
    вылезали наружу. (19)Не читали книг, не имеют
    никакой информации, никакого представления о
    внешнем, запредельном (находящемся за пределами
    их забоя) мире. (20)Вот он выработал вокруг себя
    довольно обширное пространство и обитает в нём,
    думая, что мир ограничен его забоем.
    Задание. Среди предложений 13-20
    найдите предложение, связанное с предыдущим с
    помощью союза. Напишите номер этого
    предложения.
    Ответ: Среди предложений 13-20
    только два начинаются союзом: 16(но)-17(чтобы).
    Противительный союз НО в 16 предложении
    противопоставляет его содержание предыдущим
    предложениям.
    Подчинительный союз ЧТОБЫ служит для связи
    двух простых предложений в составе 17-го
    сложноподчиненного предложения.
    Следовательно, правильный ответ –
    16.
    2. Рассмотрим предложенный отрывок
    текста (В-7):
    (15)Сожги это письмо, тебе одной на всём
    свете могу я рассказать про это, Варя перевернула
    страничку.
    (16)Происшествие случилось в одной русской
    деревне, которую наша часть проходила в
    отступлении. (17)Я шёл последним в роте… а может, и
    во всей армии последним. (18) Перед нами на дороге
    встала местная девочка лет девяти, совсем
    ребёнок, видимо, на школьной скамье приученная
    любить Красную Армию… (19) Конечно, она не очень
    разбиралась в стратегической обстановке.
    Задание. Среди предложений 13-20
    найдите предложение, связанное с предыдущим с
    помощью союза. Напишите номер этого
    предложения.
    Ответ.
    1. Пары предложений 15-16; 16-17; 17-18 между
    собой грамматически не связаны.
    2. Остается только пара18-19. Здесь лексическая
    связь: личное местоимение “она” из
    предложения (19) соотнесено с словосочетанием
    из предложения (18): “девочка лет девяти” (или
    просто “девочка”).
    Записываем в бланк ответа число “19”.
    3. Рассмотрим предложенный отрывок текста (А-8).
    Какое из приведенных ниже слов
    (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в
    шестом предложении?
    1) прежде всего
    2) однако
    3) кроме того
    4) иными словами
    (5)Все числа в компьюторе представляются
    с помощью нулей и единиц (т.е. двоичная система). (6)
    …компьюторы обычно работают в двоичной системе
    счисления.
    Обрати внимание! Предложение в
    тексте может не только вводить новую информацию,
    которой не было в предыдущем предложении, но и
    противопоставлять ее уже известной информации,
    дополнять уже известное, либо повторять его.
    Внимательно прочитайте эти
    предложения.
    Посмотрим как соотносятся
    предложения (5) и (6). Мы видим, что речь в них, по
    сути, идет об одном и том же. Следовательно, для
    связи этих предложений подходит вводное
    сочетание слов иными словами, означающее «
    то же самое сказанное по-другому».
    IV. Подведение итогов урока
    Учащиеся выполняют тесты, распечатаны
    для каждого учащегося (Приложение
    3
    , Приложение 4),
    которые сразу же проверяются.
    Учитель анализирует ошибки.
    В качестве домашнего задания учитель
    предлагает учащимся составить краткий текст,
    основную мысль которого выражала бы одна из
    пословиц приведенных (по выбору). Пословицы
    распечатаны для каждого учащегося.
    Пословицы:
    Мирская молва что морская волна.
    Бодливой корове бог рог не дает.
    У злой Натальи все люди канальи.
    Сытый волк смирнее завистливого человека.
    От копеечной свечи Москва загорелась.
    Кобыла с волком тягалась: один хвост да грива
    осталась.

  10. kopna Ответить

    Смысловые отношения, выражаемые сочинительными союзами:
    Соединительные: и, да(=и), и…и…, не только… но и, как… так и, также, тоже
    Разделительные: или, либо, то…то, не то… не то, или… или, то ли… то ли
    Противительные: а, но, да (=но), однако, зато
    Градационные: не только, но и, не столько… сколько, не то чтобы… а
    Пояснительные: то есть, а именно
    Присоединительные: также, тоже, да и, и притом, причём
    В начале предложения не употребляются союзы: тоже, да и, то есть, а именно.
    Смысловые отношения, выражаемые подчинительными союзами:
    Временные: когда, пока, едва, лишь, в то время как, лишь только, чуть, чуть лишь
    Причинные: так как, потому что, оттого что, ввиду того что, благодаря тому что, вследствие того что, ибо (устар.), в связи с тем что
    Условные: если (кабы, коли, ежели – устар.), если бы, раз, как скоро
    Целевые: чтобы, для того чтобы, дабы (устар.), с той целью чтобы, с тем чтобы, затем чтобы
    Следствия: так что
    Уступительные: хотя, несмотря на то что
    Сравнительные: как, словно, будто, точно, чем, как будто, подобно тому как, нежели (устар.)
    Изъяснительные: что, как, чтобы
    В начале предложения не употребляются союзы: так что, чем, нежели, а также изъяснительные союзы: что, как, чтобы.
    Как решить второе задание правильно:
    Алгоритм выполнения:
    1. Внимательно прочитайте задание и необходимый отрезок текста.
    2. Установите логическую связь между частями текста.
    3. Обратите внимание на искомую часть речи: важно подобрать слово, которое будет соответствовать заявленной характеристике. Например, если в задании указано, что в качестве пропущенного слова должен выступать подчинительный союз, важно не перепутать его с сочинительным.
    Использованы материалы: http://spadilo.ru/razbor-zadaniya-2-ege-po-russkomu/
    https://bingoschool.ru/

  11. Faem Ответить

    Лекция: Средства связи предложений в тексте
    Из предыдущего урока вы узнали, что текст состоит из связанных по смыслу предложений. Они имеют общую тему и основную мысль.  На данном уроке рассмотрим способы развития основной мысли и развёртывания текста. Это цепной (последовательный) и параллельный способы. Зачастую в тексте встречаются связи, сочетающие оба способа. Каждый из названых способов включает в себя ряд инструментов, которые мы сейчас рассмотрим.
     Цепная (последовательная) связь
    Цепная связь наблюдается тогда, когда предложения связаны друг с другом последовательно, то есть первое со вторым, второе с третьим и так далее. Данный вид связи характеризуется употреблением в речи:
    Местоимений: Ученики проводили опыты с целью изучения свойств воды. Они хотели выяснить влияние объема воды на скорость растворения вещества в ней.
    Лексических повторов: Социологи провели среди школьников опрос. Этот опрос был направлен на выявление причин зависимости подростков от компьютерных игр.
    Синонимов: Лесник повёл ребят в лес убирать хворост. Егерь заметил расставленные в разных частях леса капканы.
    Антонимов: Мир художественной литературы держится на творчестве писателей и поэтов. Писатель – это автор прозаических произведений, таких как рассказ, повесть или роман. А поэт – это автор стихотворных произведений.
    Вводных конструкций: На небе надвигались тёмные тучи. Скорее всего, к вечеру пойдёт дождь.
    Сочинительных союзов в начале предложения: Потапу сложно давалась математика. Зато он был лучшим бегуном в классе.
    Частицы: Не будьте чрезмерно эмоциональны! Ведь, если освободить проблему от эмоций, останется просто ситуация.
    Наречия: Мы с мамой купили продукты. Потом мы приехали домой и начали готовить ужин.
    Параллельная связь
    Если предложения не сцепляются, а сопоставляются, то между ними параллельная связь. В этом случае, второе, третье и последующие предложения поясняют и конкретизируют первое. Все они однотипны по цели высказывания, эмоциональной окраске, порядку слов. В них используются глаголы совершенного или несовершенного вида. Данный вид связи обеспечивается за счет использования в речи перечисления, сопоставления и противопоставления.
    Пример: Послышался первый крик петуха. Посветлело небо на востоке. На небе осталась только одна звезда. Наступило утро нового дня.
    Предыдущий урок
    Следующий урок

  12. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *