Что такое текст в русском языке определение?

10 ответов на вопрос “Что такое текст в русском языке определение?”

  1. Fegrel Ответить

    Текст является наивысшей единицей языка, состоящий из более мелких языковых единиц – предложений, словосочетаний, слов.
    Текст как явление имеет свои отличительные признаки, по которым можно понять, что перед вами именно «текст». В зависимости от принадлежности к какому-либо стилю у текста могут быть еще и дополнительные отличительные признаки.

    Что такое текст?

    Если говорить в общем, текст – это связная и полная последовательность символов, составляющая речевое произведение. Текст обладает оформленностью и целостностью.
    Композиция текста состоит из предложений, абзацев, параграфов, разделов и глав. При этом все элементы текста связаны друг с другом темой.
    Чтобы понять является ли какой-либо набор символом текстом, нужно проверить наличие основных признаков текста русского языка.

    Основные признаки текста

    Завершенность, которая подразумевает смысловую оконченность.
    Связность.
    Единство используемых стилистических средств.
    Членимость и автономность.
    Если набор слов, словосочетаний и предложений подходит под вышеперечисленные критерии, то его можно считать текстом.

    Завершенность

    Признак завершенности подразумевает, что текст полностью раскрывает читателю смысл, который в него вложил автор, тема и содержание связаны между собой.

    Связность

    Если предложения в тексте расположены в определенной логической последовательности, которая развивает авторскую мысль, раскрывая ее читателю, значит, текст обладает связностью.
    Сюда же относится и оформление текста с помощью грамматических и лексических средств языка. Для связи используются различные ключевые слова, повторы, союзы, синонимы.
    Кстати, связи в тексте могут быть параллельными или цепными. При первой предложения связываются друг с другом благодаря одинаковому порядку слов, схожей структуре.
    Во второй – связкой выступает ключевое слово, которое несет основную информацию. Его могут заменять синонимом. Кроме того, употребляются глаголы совершенного вида.

    Стилевое единство

    В русском языке выделяют несколько функциональных стилей – научный, официально-деловой, публицистический, художественный. Любой текст оформляется согласно выбранному автором стилю, который имеет свои отличительные особенности: лексические и языковые средства, грамматическое оформление. Например, в разговорном стиле преобладают простые предложения, в научном – сложные.

    Целостность

    Целостность текста определяется наличием связности, стилевого единства и завершенности.
    Если в предложенном фрагменте присутствуют один или два признака, его нельзя назвать текстом до тех пор, пока не будут соблюдены три ранее описанных нами основных признака текста.

    Членимость

    Этот признак подразумевает дробление текста на предложения. При этом они связаны между собой единой темой.

    Автономность

    Каждый настоящий текст имеет начало и конец.

    Другие признаки

    Среди признаков текста можно назвать и информативность, это значит, что текст несет определенную информацию, которая определяется темой и целью высказывания.

  2. людина Ответить


    Традиционно определение текста, приводимое в школьном учебнике русского языка для 6 класса: «Текст – это два и более предложений, связанных по смыслу и грамматически»; или: «Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически. В школьном определении обращается внимание на такие признаки текста, как объем (текст превышает объем одного предложения, имеет более сложную структуру) и связность.
    Между тем наличие нескольких взаимосвязанных предложений не всегда образует текст: Вот он, все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует, этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный, больницей. И сигарой (М.А.Булгаков «Собачье сердце»). Для текста необходима смысловая завершенность, самодостаточность.
    Художественное произведение может состоять из одного предложения, ритмическая организация и графическое оформление которого придают ему структурную сложность, позволяют постепенно, поступательно сообщать информацию:
    Из высоких ворот,
    Из заохтенских болот,
    Путем нехоженым,
    Лугом некошеным,
    Сквозь ночной кордон,
    Под пасхальный звон,
    Незваный, Несуженый, –
    Приди ко мне ужинать.
    (А.Ахматова «Заклинание»)
    Чтобы дать точное определение, нужно перечислить все признаки, делающие цепочку предложений текстом, выделить среди них существенные, обязательные и факультативные. Чем сложнее явление, тем труднее дать ему определение. Перечисление всех признаков текста обычно занимает несколько страниц в книге.
    Понятно, что такое громоздкое определение неудобно для употребления. Поэтому в научной и учебной литературе пользуются более краткими, основанными на разном понимании текста. Ученые учитывают различные признаки текста, которые, на их взгляд, являются более значимыми.
    Исследователи, пытавшиеся систематизировать все существующие в филологической науке определения текста, пришли к выводу, что число их уже превышает две сотни.
    Наиболее общее определение текста связано с представлением о нем как о сложном знаке. Текст – это знак высшего порядка, имеющий сложный смысл, который не сводится к значениям элементов, его составляющих.
    Головкина С.Х., Смольников С.Н.
    Лингвистический анализ текста — Вологда, 2006 г.

  3. Arashizil Ответить

    Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной
    мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых
    средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    Тема – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
    Основная мысль – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его
    оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются
    предложения со значением оценки. Выражая основную мысль, автор чаще всего
    движется по ступенькам, переходя от одной части к другой. Часть одной общей
    темы называют подтемой или микротемой. Вокруг неё группируются предложения,
    составляющие часть текста, которые называются абзацем. В абзаце выделяют
    зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
    Стилистика – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых
    средств.
    Цель художественной речи – образное отражение действительности и
    эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит
    образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах, в
    образах людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
    Стилистические черты – образность (с помощью слов, рисующих художественный
    образ картины), эмоциональность и экспрессивность (гиперболы, метафоры,
    олицетворения).
    Соединение типов речи должно быть оправданным и должно определяться
    замыслом автора и основной мыслью высказывания.
    СТИЛИ РЕЧИ.
    Научный стиль. Р. С. – 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
    1. Используется в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
    2. Задача речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
    3. Высказывание обычно бывает:
    . Точным
    . Доказательным + термины.
    . Обобщенным (о группе предметов)
    . Отношения автора нет.
    4. Научное рассуждение часто встречается в научной литературе, где
    раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и
    начинающиеся с научного определения.
    Деловой (официально) стиль. Р. С. – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
    1. Используется обычно в различных деловых бумагах, инструкциях,
    законодательных документах.
    2. Задача речи:
    . Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то
    сделать.
    . Дать точные указания, рекомендации.
    3. Высказывание обычно бывает:
    . Официальным
    . Точным
    . Бесстрастным (лишенным эмоций)
    4. Используются книжные, официальные слова и выражения, существительные,
    образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств,
    ость.
    Публицистический стиль. Р. С. – 1-много, о/о, воздействие на массы +
    сообщение информации.
    (Публицистика – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и
    общественной жизни.)
    1. Используется в общественно-политической сфере жизни: газеты, журналы,
    радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто
    обращается к народным массам.
    2. Задача речи:
    . Сообщить информацию
    . Воздействовать на массы
    . Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую
    позицию.
    3. Высказывания бывают:
    . Злободневными по теме
    . Яркими, страстными, призывными
    . Удачный заголовок
    4. Языковые средства и приёмы построения текста:
    . Прямое обращение к читателю
    . Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи
    предложений
    . Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    . Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    . Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как
    самостоятельных предложений
    . Параллелизм в построении этих неполных предложений
    . Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    . Сочетание книжной и разговорной речи
    . Прямые обращения к собеседнику
    . Обратный порядок слов (инверсия)
    . Риторические вопросы
    Жанры публицистики. (Жанр – вид литературного произведения)
    1. Заметка (в газету)
    . Краткое сообщение о каком-нибудь интересном факте или событии
    общественной жизни
    . Цель сообщения – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно
    находится в тени
    2. Репортаж (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной
    жизни).
    . Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или
    читатели увидели это на самом деле
    . Сообщение о каком-либо процессе как процессе
    . Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда
    проявляется (радость, огорчение…)
    . Построение репортажа:
    1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей
    среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным
    (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться
    с прямого обращения к читателю)
    2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о
    событии)
    . Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
    3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит
    автор и приводит читателя)
    . лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения
    или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
    . темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с
    архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип
    речи – описание + фрагменты)
    3. Статья – «объясняющий» жанр
    . задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу,
    проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    . Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    . Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её
    раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции
    как у репортажа)
    . НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    . Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    . Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом
    используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
    4. Портретный очерк.
    . Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    . Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь,
    отдающий делу знания, опыт, силы.
    . Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и
    увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
    . Составные части очерка
    1. Описание внешности
    2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
    3. Отдельные факты биографии
    4. Характер, речь
    5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
    Художественная речь используется, если надо нарисовать словами, изобразить
    картину, передать читателю свои чувства.
    Задача речи – воздействие.
    Использование конкретных слов, помогающих автору нарисовать картину слов в
    переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в
    которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает,
    экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
    Описание – речь идёт об одновременных признаках.
    Повествование – последовательность действий.
    Рассуждение – говорится о причинах свойств или явлений.

    смотреть на рефераты похожие на “Что такое текст”

  4. МеДвЕжОнОк Ответить

    Текст
    – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи (повтор, местоимения, синонимы и др.).
    Тема
    – то, о чём говориться в тексте, часто отражена в его заголовке.
    Основная мысль
    – обычно передаёт отношение автора к пре6дмету речи, его оценку изображаемого. В художественном тексте часто используются предложения со значением оценки
    . Выражая основную мысль, автор чаще всего движется по ступенькам
    , переходя от одной части к другой. Часть одной общей темы называют подтемой
    или микротемой
    . Вокруг неё группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
    . В абзаце выделяют зачин (начало), развитие мысли, конец (концовку).
    Стилистика
    – наука, изучающая стили речи и употребление в них языковых средств.
    Цель художественной речи
    – образное отражение действительности и эмоциональное воздействие на мысли и чувства читателя. Писатель мыслит образами. Анализируя действительность, он запечатляет жизнь в картинах
    , в образах
    людей, типичное раскрывает в индивидуальном и конкретном.
    Стилистические черты
    образность
    (с помощью слов, рисующих художественный образ картины), эмоциональность
    и экспрессивность
    (гиперболы, метафоры, олицетворения).
    Соединение типов речи должно быть оправданным
    и должно определяться замыслом автора
    и основной мыслью высказывания.
    СТИЛИ РЕЧИ.
    Научный стиль
    . Р. С
    . – 1-много, о/о, сообщение + объяснение.
    1. Используется
    в научных трудах, докладах, лекциях, учебниках.
    2. Задача речи
    – сообщить сведения, имеющие познавательный характер.
    3. Высказывание
    обычно бывает:
    · Точным
    · Доказательным + термины.
    · Обобщенным (о группе предметов)
    · Отношения автора нет.
    4. Научное рассуждение
    часто встречается в научной литературе, где раскрываются какие-либо понятия, отвечающие на вопрос «Что это такое?» и начинающиеся с научного определения.
    Деловой (официально) стиль. Р. С
    . – 1-много, О/о, сообщение + инструкция.
    1. Используется
    обычно в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах.
    2. Задача речи
    :
    · Сообщить сведения из практической жизни. Которое поможет человеку что-то сделать.
    · Дать точные указания, рекомендации.
    3. Высказывание обычно бывает
    :
    · Официальным
    · Точным
    · Бесстрастным (лишенным эмоций)
    4. Используются
    книжные, официальные слова и выражения, существительные, образованные от глаголов и прилагательных с суффиксами ени, ани, ств, ость.
    Публицистический стиль. Р. С.
    – 1-много, о/о, воздействие на массы + сообщение информации.
    (Публицистика
    – отрасль литературы, освещающая вопросы политики и общественной жизни.)
    1. Используется
    в общественно-политической
    сфере жизни: газеты, журналы, радио, ТВ. Это речь агитаторов, пропагандистов, журналистов, тех, кто обращается к народным массам.
    2.
    Задача речи:
    · Сообщить информацию
    · Воздействовать на массы
    · Сформулировать определённое отношение к общественной жизни, гражданскую позицию.
    3. Высказывания
    бывают:
    · Злободневными по теме
    · Яркими, страстными, призывными
    · Удачный заголовок
    4. Языковые средства и приёмы построения текста
    :
    · Прямое обращение к читателю
    · Фрагменты текста, в котором использован параллельный способ связи предложений
    · Экспрессивный повтор и стандартная лексика
    · Разные виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске
    · Оформление важных для раскрытия основной мысли членов предложения как самостоятельных предложений
    · Параллелизм в построении этих неполных предложений
    · Ряды однородных членов без союзов или с повторяющимся союзом И
    · Сочетание книжной и разговорной речи
    · Прямые обращения к собеседнику
    · Обратный порядок слов (инверсия)
    · Риторические вопросы
    Жанры публицистики
    . (Жанр
    – вид литературного произведения)
    1. Заметка
    (в газету)
    · Краткое сообщение
    о каком-нибудь интересном факте или событии общественной жизни
    · Цель сообщения
    – привлечь внимание к жизни общества; автор сознательно находится в тени
    2. Репортаж
    (живой рассказ очевидца о каком-либо событии общественной жизни).
    · Задача автора репортажа: рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели это на самом деле
    · Сообщение
    о каком-либо процессе как процессе
    · Автор (личность) всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется (радость, огорчение…)
    · Построение
    репортажа:
    1. Зачин (описание состояния места действия, описание состояния окружающей среды – всё завит от авторского решения; должно быть динамичным (односоставные предложения, безглагольные конструкции), может начинаться с прямого обращения к читателю)
    2. Центральная часть (тип речи повествования, так как идёт рассказ о событии)
    · Обилие глаголов, кратких страдательных причастий
    3. концовка (содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и приводит читателя)
    · лексика состоит из синтаксических конструкций (вопросительные предложения или их цель, восклицательные, обращения, вводные слова и предложения)
    · темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с архитектурными памятниками, парками, улицами, историческими местами (тип речи – описание + фрагменты)
    3. Статья
    – «объясняющий» жанр
    · задача статьи – привлечь внимание людей к какому-то важному вопросу, проблеме, убедить их в справедливости или ошибочности какой-нибудь мысли.
    · Убедительность, доказательность, личная позиция автора.
    · Построение: зачин – постановка проблемы, центральная часть – её раскрытие, аргументы, примеры, вывод – заключение, концовка. (Композиции как у репортажа)
    · НО: по типу речи – проблемная статья – это рассуждение
    · Внутри рассуждения могут быть другие типы речи (повествование, описание).
    · Основная мысль (тезис) — аргументы (для связи аргументов с тезисом используются союзы, вводные слова) — вывод (вводные слова)
    4. Портретный очерк
    .
    · Тема очерка – общественно-значимый факт (событие – знание суть дела)
    · Герой очерка – человек высоких моральных качеств, преобразующий жизнь, отдающий делу знания, опыт, силы.
    · Речь идёт не только о работе, а о характере самого героя, интересах и увлечениях, взаимодействиях с другими людьми
    · Составные части очерка
    1. Описание внешности
    2. Рассказ о его деле, профессии, творчестве
    3. Отдельные факты биографии
    4. Характер, речь
    5. Эпизод (несколько), раскрывающий в герое главное.
    Художественная речь
    используется, если надо нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства.
    Задача речи
    – воздействие.
    Использование конкретных
    слов, помогающих автору нарисовать картину слов в переносном значении, создающих образ; эмоционально-оценочных слов, в которых раскрывается отношение автора к тому, что он описывает, экспрессивный повтор, местоимения, синонимы.
    Описание
    – речь идёт об одновременных признаках.
    Повествование
    – последовательность действий.
    Рассуждение
    – говорится о причинах свойств или явлений.

  5. ^^Ти Кто ))я тебя и НЕ ЗВАЛ Ответить

    Смотреть что такое “текст” в других словарях:

    текст — текст, а [не тэ] … Русское словесное ударение
    текст — текст, а … Русский орфографический словарь
    текст — текст/ … Морфемно-орфографический словарь
    текст — а, м. texte m., нем.Text лат. textum ткань; соединение; слог < texere ткать; сочинять, слагать. 1. Сочиненная кем л. связная речь (напечатанная, написанная или запечатленная в памяти), которую можно воспроизвести в том же виде. БАС 1.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка Текст — (от лат. textus  ткань, сплетение, соединение)  объединённая смысловой связью последовательность знаковых единиц, основными свойствами которой являются связность и цельность. В семиотике под текстом понимается осмысленная последовательность любых … Лингвистический энциклопедический словарь
    ТЕКСТ — текста, м. [латин. textum, букв. сотканное]. 1. Всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем н. слова, к рые можно воспроизвести, повторить в том же виде. В новом издании весь текст. сочинений Пушкина вновь… … Толковый словарь Ушакова
    текст — законченное, целостное в содержательном и структурном отношении речевое произведение: продукт порождения (производства) речи, отчужденный от субъекта речи (говорящего) и, в свою очередь, являющийся основным объектом ее восприятия и понимания.… … Большая психологическая энциклопедия
    ТЕКСТ — (лат. textus, от texere ткать). 1) места из св. писания, служащие темой для проповеди. 2) собственные слова автора, в отличие от комментария. 3) в типографии сорт шрифта. 4) в музыке слова, на которые пишется вокальное сочинение. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка
    ТЕКСТ — одно из ключевых понятий гуманитарной культуры ХХ в., применяющееся в семиотике, структурной лингвистике, филологии, философии текста, структурной и генеративной поэтике. Т. это последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию,… … Энциклопедия культурологии
    ТЕКСТ — (от лат. textus ткань, соединение) написанное высказывание, выходящее за рамки фразы, т.е. являющееся дискурсом и представляющее собой нечто законченное, единое и целое, наделенное внутренней структурой и организацией, соответствующей правилам к … Философская энциклопедия

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *