Что такое успение пресвятой богородицы 28 августа?

10 ответов на вопрос “Что такое успение пресвятой богородицы 28 августа?”

  1. OMIL Ответить

    Если на Успение Господне на улице хорошая погода, то нас ждет приятная зима и хороший урожай на будущий год. Плохая погода — это очень негативная примета, говорящая о том, что будущий год будет ненастным в плане погоды.
    В этот день запрещено вставлять острые предметы в землю, ибо земля — это олицетворение Матушки Заступницы.
    Люди в этот день не переедают и не злоупотребляют вредными привычками. Они чтят память о Богородице и ведут смиренный образ жизни, избегая всего плохого.
    Конечно же, все верующие стараются посетить храм Божий для участия в литургии. Многие ставят свечи за упокой и за здравие близких 28 августа каждый год. Принято также исповедоваться в грехах и причащаться.
    Дома люди читают молитвы перед иконами Богородицы, отдавая таким образом дань памяти самой светлой матери из всех. Женщины стараются стать лучше, прося в молитвах Бога дать им сил и терпения.
    Этим днем открывается бабье лето — последние нотки тепла будут витать в воздухе примерно пару недель.
    После Успения обычно собирают оставшийся урожай и начинают подготовку к зимнему периоду.
    Всем этим традициям уже больше тысячи лет. Успение является одним из самых древних праздников в христианстве наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Люди всегда ждут 28 августа, ибо в этот день расцветает душа и открываются глаза на окружающий нас мир.

  2. Ginex Ответить

    О, Пресвята?я Богоро?дице Де?во, Влады?чице, вы?шшая А?нгел и Арха?нгел и всея? тва?ри Честне?йшая, а?нгельское вели?кое удивле?ние, проро?ческая высо?кая про?поведь, апо?стольская пресла?вная похвало?, святи?телей изря?дное украше?ние, му?чеников кре?пкое утвержде?ние, и?ноков спаси?тельное наставле?ние, по?стников неизнемога?ющее воздержа?ние, де?вствующих чистото? и сла?во, ма?терей ти?хое весе?лие, младе?нцев му?дросте и наказа?ние, вдови?ц и си?рых Корми?тельнице, наги?х одея?ние, боля?щих здра?вие, пле?нников избавле?ние, по мо?рю пла?вающих тишино?, обурева?емых небу?рное приста?нище, блужда?ющих нетру?дная Наста?внице, путеше?ствующих ле?гкое прохожде?ние, тружда?ющихся благо?е поко?ище, в беда?х су?щих ско?рая Засту?пнице, оби?димых Покро?ве и прибе?жище, ненаде?ющихся наде?яние, тре?бующих Помо?щнице, печа?льных при?сное утеше?ние, ненави?димых любо?вное смире?ние, гре?шников спасе?ние и к Богу присвое?ние, правове?рных всех тве?рдое огражде?ние, непобеди?мое поможе?ние и заступле?ние! Тобо?ю нам, Влады?чице, Неви?димый ви?дим бысть, и Тебе? мольбу? прино?сим, Госпоже?, гре?шнии раби? Твои?: О Преми?лостивая и Пречу?дная Све?та у?мнаго Цари?це, ро?ждшая Царя? Христа?, Бога на?шего, Живода?вца всех, от небе?сных сла?вимая и от земны?х хва?лимая, а?нгельский у?ме, светоза?рная звездо?, святы?х Пресвяте?йшая, Влады?чице всех тва?рей, Боголе?пная Деви?це, Нескве?рная Неве?сто, пала?то Ду?ха Пресвята?го, о?гненный Престо?ле Неви?димаго Царя?, небе?сный киво?те, носи?ло Сло?ва Бо?жия, огнеобра?зная колесни?це, поко?ище Жива?го Бо?га, неизрече?нное составле?ние пло?ти Христо?вы, гнездо? Орла? Небе?снаго, Го?рлице Богогла?сная, Голу?бице кро?ткая, ти?хая и незло?бивая, Ма?ти чадолюби?вая, ми?лостей бе?здно, разверга?ющая ту?чу гне?ва Бо?жия, неизмери?мая глубино?, неизрече?нная та?йно, несве?домое чу?до, не рук отворе?нная Це?ркве Еди?наго Царя? всех век, благоуха?нное кади?ло, честна?я багряни?це, Боготка?нная порфи?ро, душе?вный раю?, живоно?снаго са?да о?трасле, цве?те прекра?сный, процве?тший нам небе?сное весе?лие, гро?зде спасе?ния на?шего, ча?ше Царя? Небе?снаго, в не?йже раствори?ся от Ду?ха Свята?го вино? неисчерпа?емыя благода?ти, Хода?таице зако?на, зача?ло и?стинныя ве?ры Христо?вы непоколеби?мый сто?лпе, мечу? я?рости Бо?жия на богопроти?вных, бесо?в устраше?ние, во бра?нех побежде?ние, христиа?н всех нело?жная Храни?тельнице и мира всего? изве?стное спасе?ние!
    О, Всеми?лостивая Госпоже?, Де?во Влады?чице, Богоро?дице, услы?ши нас, моля?щихся Тебе?, и яви? ми?лость Твою? на люде?й Твои?х, моли? Сы?на Своего? изба?витися нам от вся?каго зла и сохрани? оби?тель на?шу и вся?ку оби?тель, и град, и страну? ве?рных, и лю?ди, благоче?стно прибега?ющия и призыва?ющия и?мя Твое? свято?е, от вся?кия напа?сти, губи?тельства, гла?да, тру?са, пото?па, огня?, меча?, наше?ствия иноплеме?нников и междоусо?бныя бра?ни, от вся?кия боле?зни и вся?каго обстоя?ния, да ни ра?нами, ни преще?нием, ни мо?ром, ни вся?ким пра?ведным гне?вом Бо?жиим ума?лятся раби? Твои?. Но соблюда?й и спаса?й ми?лостию Свое?ю, Госпоже?, за ны моля?щися, и поле?зное благорастворе?ние возду?ха во вре?мени пло?днаго приноше?ния нам да?руй. Облегчи?, возста?ви и поми?луй, Преми?лостивая Влады?чице, Богоро?дице препе?тая, во вся?кой беде? и нужде? су?щия. Помяни? рабы? Твоя? и не пре?зри слез и воздыха?ния с на?шего, и обнови? нас бла?гостию Своея? ми?лости, да со благодаре?нием утеша?емся, обре?тше Тя Помо?щницу. Умилосе?рдися, Госпоже? Пречи?стая, на немощны?я лю?ди Твоя?, Наде?ждо на?ша. Разсе?янныя собери?, заблу?дшия на путь пра?вый наста?ви, отпа?дшия от благочести?выя оте?ческия ве?ры па?ки возврати?, ста?рость поддержи?, ю?ныя вразуми?, младе?нцы воспита?й и просла?ви сла?вящия Тя, изря?днее же — Це?рковь Сы?на Твоего? соблюди? и сохрани? в долготу? дний.
    О, Ми?лостивая и Преми?лостивая Цари?це Небесе? и земли?, Богоро?дице Присноде?во! Хода?тайством Твои?м поми?луй страну? на?шу и во?инство ея? и вся правосла?вныя христиа?ны, сохраня?ющи их под кро?вом ми?лости Твоея?, ри?зою Твое?ю честно?ю защити? и моли? из Тебе? воплощша?гося без се?мене Христа?, Бо?га на?шего, да препоя?шет ны свы?ше си?лою на вся ви?димыя и неви?димыя враги? на?ша. Спаси? же и поми?луй, Госпоже?, Вели?каго Господи?на и Отца? на?шего (имярек), Святе?йшего Патриа?рха Моско?вского и всея? Руси?, преосвяще?нныя митрополи?ты, архиепи?скопы и епи?скопы правосла?вныя, иере?и же и диа?коны и весь при?чет церко?вный, и весь мона?шеский чин, и вся? правове?рныя лю?ди, поклоня?ющияся и моля?щияся пред честно?ю Твое?ю ико?ною. При?зри на всех нас призре?нием ми?лостивнаго Твоего? заступле?ния, воздви?гни нас из глубины? грехо?вныя и просвети? о?чи серде?чныя ко зре?нию спасе?ния, ми?лостива нам бу?ди зде и на Стра?шнем Суде? Сы?на Твоего? о нас умоли?, преста?вльшияся во благоче?стии от жития? сего? рабы? Твоя? в ве?чней жи?зни со А?нгелы и Арха?нгелы и со все?ми святы?ми причти?, да одесну?ю Сы?на Твоего? Бо?га предста?нут, и моли?твою Твое?ю сподо?би вся правосла?вныя христиа?ны со Христо?м жи?ти и ра?дости а?нгельския в Небе?сных селе?ниих наслажда?тися. Ты бо еси?, Госпоже?, сла?ва Небе?сных и упова?ние земны?х, Ты на?ша Наде?жда и Засту?пница всех притека?ющих к Тебе? и Твоея? святы?я по?мощи прося?щих. Ты Моле?бница на?ша те?плая к Сы?ну Твоему? и Бо?гу на?шему. Твоя? Ма?терняя моли?тва мно?го мо?жет на умоле?ние Влады?ки, и Твои?м предста?тельством ко Престо?лу благода?ти Пресвяты?х и Животворя?щих Его? Тайн приступа?ти дерза?ем, а?ще и недосто?йнии. Те?мже всечестны?й о?браз Твой и руко?ю Твое?ю держи?маго Вседержи?теля ви?дяще на ико?не, ра?дуемся, гре?шнии, со умиле?нием припа?дающе, и любо?вию сей целу?ем, ча?юще, Госпоже?, Твои?ми святы?ми Богоприя?тными моли?твами дойти? Небе?сныя безконе?чныя жи?зни и непосты?дно ста?ти в день су?дный одесну?ю Сы?на Твоего? и Бо?га на?шего, сла?вяще Его? ку?пно со Безнача?льным Отце?м и Пресвяты?м, Благи?м, Животворя?щим и Единосу?щным Ду?хом, во ве?ки веко?в. Ами?нь.

  3. Bafym Ответить

    Детские годы

    Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.
    Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм, и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.
    Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:
    каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
    манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
    Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.
    Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.
    Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном — служить Богу.
    За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

    Время девичества

    По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.
    Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.
    Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.
    Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:
    скромность;
    искренность;
    решительность;
    благородство;
    миролюбивость;
    честность.
    Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.
    От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.
    По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

    Земная жизнь Богородицы

    Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.
    Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.
    Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.
    Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.
    Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.
    Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

  4. bla bla bla Ответить

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери всё человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.
    Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.
    Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют ещё Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.
    Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти, Воскресения и Вознесения Спасителя находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, в одно из своих посещений Лазаря Матерь Божия подарила ему епископский омофор и поручи, сделанные собственными руками. Посетила Она и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила, сказав: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Всё нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступницей этому месту и тёплой о нём Ходатаицей перед Богом!» (Деяния апостолов)
    Незадолго до смерти Своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Её Божественного.
    В один из дней Её пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Её о том, что через три дня по воле Божьей наступит Её Успение и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему.
    «Сын Твой и Бог наш, – сказал небесный посланник, – ждёт Тебя с архангелами и ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!»
    В знак того, что смерть не имеет власти над Богородицей и что Её кончина будет напоминать сон, через который Она войдёт в вечную славу, Архангел вручил Ей ветвь из райских обителей, она приняла вид земной финиковой пальмы, но продолжала сиять светом небесной благодати. По слову Архангела Гавриила, эту ветвь нужно было нести перед одром с телом Богородицы в день Её погребения. (Деяния Апостолов).
    Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он же в свою очередь – всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.
    Перед кончиной Своей Матерь Божия велела после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.
    В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Её уход сопровождал свет несказанный, при появлении которого Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Её память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Её защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати, отдала душу Свою в Господни руки.
    Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Её, призывающих ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента Она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения тело Божией Матери покинуло этот мир, отправляясь ко Господу на небеса.
    Праздник Успения Пресвятой Богородицы даёт нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь – это лишь тяжёлый, но вынужденный путь для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы – это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье.
    Икона Успение Пресвятой Богородицы
    Икона Успение Пресвятой Богородицы считается очень сильной и одной из самых чудотворных. Молясь перед этой иконой, Деву Марию просят о защите детей и взрослых от болезней, о помощи в принятии правильного решения в сложных проблемных вопросах.
    Именно икона Успение Пресвятой Богородицы помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.
    Успенский собор
    Успенский собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
    Первое каменное здание собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. Великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возвёл его в 1479 году специально приглашённый итальянский архитектор. Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – это и росписи 1642–1643 гг., и грандиозный иконостас 1653 года.
    Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и Патриарха. Успенский собор являлся усыпальницей глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 года Успенский собор был превращён в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.
    Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров; возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов; оглашали государственные акты; служили молебны перед военными походами и в честь побед. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
    В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.
    С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).
    Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
    Здесь были похоронены московский князь Юрий Данилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора: св. Петра, св. Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёв) и свмч. Патриарха Гермогена.
    Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы
    В праздник Успения Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными угощениями.
    Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.
    После Успения хорошо солить огурцы. Считалось, что тогда они до весны не покроются плесенью. К Успению убирали весь урожай.
    После Успения начинается «Бабье лето». И если на праздник идёт дождь, то «Бабье лето» будет тёплым.
    На 28 августа, в день Успения, пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращении из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.
    В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Также нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.
    На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день – это слёзы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.
    Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу». Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день, чтобы избежать проблем в жизни. Если натрёте ногу в этот день, то ждёт трудная, полная проблем и неудач жизнь.
    А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.
    Публикацию подготовил Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

  5. Felhazel Ответить

    Кто был во Владимире, знает: стоит на небольшом взгорочке, будто влитая в намоленный воздух древнего города, церковь. Тоже древняя, именуемая Успенским собором. Началом двенадцатого века датируется его постройка. Уже потом, позже, великий архитектор Фиораванти построил Успенский собор в Москве, на Соборной площади Кремля. Много лет будут в нем венчаться на царство российские самодержцы, а патриархи православные найдут здесь для себя место вечного упокоения. А еще позже, когда одолеет Иван Грозный Казань и присоединит ее к земле русской, выстроит он в Троице-Сергиевой обители собор, очень схожий с Владимирским и Московским, лишь просторнее чуть и выше. Назовет также Успенским, и праздник Успения Пресвятой Богородицы станет с тех пор в обители преподобного Сергия престольным.
    Так что же такое Успение? Почему церковный атлас России так щедро изукрашен Успенскими церквами, большими и маленькими, городскими и сельскими, образцами архитектуры и совсем простенькими? Почему праздник этот почитается как двунадесятый, великий, и всегда в конце августа замирает Православная Россия в трепете его светлого приближения?
    – Это Успенский собор. Обратите внимание на его золотые купола, не правда ли, они напоминают нам шлемы русских воинов, вышедших на поле брани…- втолковывает кремлевский экскурсовод стайке сбившихся вокруг него школьников.
    – А что такое Успение? – спросит кто-нибудь побойчее.
    – Успение – это праздник.
    – Нет, а что это слово обозначает? – будет допытываться маленький экскурсант.
    – Успение – это смерть…
    – А разве может быть смерть праздником?
    Непростой вопрос. Волнует он не только школьников на Соборной площади Московского Кремля, он волнует многих из нас, жаждущих разобраться в серьезных и непраздных вопросах. Действительно, в словарях против слова “успение” стоит слово “смерть”. Как некий синоним, вроде и так можно, и так допустимо. Но любой священник замашет руками, если в его присутствии провести между этими словами параллель. И скажет – сие недопустимо.
    Давайте разберемся. А разобраться мы сможем, только раскрыв Священное Писание, только обратившись духовным взором к времени первых лет христианства, даже раньше, когда Божья Матерь стояла у Креста с распятым Сыном… Евангелие не повествует, что было потом, когда распятый и воскресший Спаситель вознесся над горой Елеонской, и оставленные Им на Иерусалимской земле ученики долго провожали Его глазами, пока не скрыло Его легкое облако. А Божья Матерь? Как сложилась потом Ее жизнь? Там, стоя у Креста, она слышала слова, обращенные Сыном к любимому ученику Иоанну, стоящему по другую сторону: “Се Матерь твоя”. А Ей Он сказал: “Жено, се сын Твой”. Распятый, измученный страданиями Сын Человеческий обращает последние слова к Матери. Он поручает Ее ученику, любимому, единственному их всех, стоящему рядом.
    Самое высокое место Иерусалима – гора Сион. Именно на ней, на этой горе, и находился дом святого Иоанна Богослова. Именно туда, в свой дом, и привел Иоанн Божью Матерь. Она стала жить в его доме смиренно, кротко, как смиренно и кротко прожила Она жизнь от зачатия Спасителя до Его крестных мук. Удивительная сия материнская жизнь. Готовясь к высокому назначению материнства, бросаемся мы к поучениям и назиданиям педагогов, ученых, очень маститых и очень почитаемых. Мы хотим впитать в себя побольше из мудрых книг, дабы не врасплох быть застигнутыми в новом звании, дабы выполнить свой святой материнский долг перед тем, кто пока еще – точка под сердцем. Мудрыми, всезнающими, обрадованными и современными встречаем мы первый крик долгожданного чада. Мы не любим теперь уже ничьих советов, ничьих замечаний, не терпим корректировки наших родительских чувств. Лелея свое дитя, мы лелеем в себе узаконенные права на него и никому не позволяем на них посягать. Даже ему, собственному ребенку.
    Как полезно, скажу даже спасительно для материнского нашего самосознания взять и почитать о Богородице. Не для просвещения, а ради вразумления. Ведь и Она Мать. И Она с радостью и трепетом ждала появления на свет Младенца, и Она много думала о дальнейшей Его судьбе. И разве могла Она забыть сказанное Симеоном Богоприимцем в день Сретения у Иерусалимского храма: “Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле… и Тебе Самой оружие пройдет душу”. Вот с каких пор, уже на сороковой день рождения Младенца, открыто Ей было, что ждет Ее, Мать, не усыпанный розами и почестями путь, а путь скорбный. Что делает Она? Готовится встретить обидчиков лицом к лицу, черствеет душой в ожидании испытаний? Нет. Она продолжает выполнять великий долг Своего великого материнства. В Евангелии не так много упоминается о Ней. Только в самом начале ее материнского пути: Благовещение в Назарете, Вифлеем, Сретение, бегство в Египет, возвращение из Египта. Возвращение в Назарет после праздника Пасхи в Иерусалим, когда Мария и Ее обручник Иосиф обнаружили, что их двенадцатилетнего Иисуса с ними нет, Он остался в Иерусалиме…
    Но вот Иисусу исполняется тридцать лет. По иудейскому обычаю раньше этого возраста нельзя было принимать звание народного учителя или священника.. Подходило время. Время подвигов Спасителя. Время Матери, когда оружие пройдет душу… Есть в Евангелии от Матфея удивительные слова. Помните? Теснится народ, теснится, не пройти, не пробраться сквозь толпу: все хотят увидеть Иисуса, позади у Которого уже много исцелений и чудес. Говорят Ему: “Вот Матерь Твоя и братья, и сестры Твои стоят вне дома и спрашивают Тебя”. Сколько нападок претерпели эти евангельские слова от богоборцев-самоучек! Эти и другие, ставшие ответом Спасителя: “… Вот Матерь Моя и братья Мои”,- указывает Он на сидящих вокруг. Желающие “подловить” евангельскую мудрость бросаются в полемику, как на амбразуру: “Вот ведь, заповедовал нам любить друг друга, чтить родителей, а Сам не захотел видеть собственную Мать. Оставил Ее стоять среди улицы…”
    Да нет же, смысл этих слов совсем другой! Он открыт был толкователям Евангелия, чтобы они донесли его нам, неверующим, сомневающимся, мудрствующим. Они-то донесли, да мы не востребовали. Зачем? Сами с усами, читать обучены. Спаситель пришел в мир с высшим назначением, с высшими обязанностями, именно об этом Его назначении и говорят слова: “Вот Матерь Моя и братья Мои”. Духовное выше плотского. Небесное выше земного. И Мать, оставшись на улице и не дождавшись Сына, понимает это. Мы не понимаем и ропщем. Она понимает и – смиряется. Ее скорбный путь все ближе и ближе к Голгофе, но Она идет по нему – так надо, так угодно Богу.
    …Неделю назад к старцу одного из российских монастырей отправилась немолодая женщина. Путь неблизкий, но она отправилась просить за сына. Сын, проучившись в театральном училище три года, бросил его и ушел в монастырь. Мать, так ясно представлявшая себе его блестящее будущее на театральных подмостках, забила тревогу. Стала ходить по священникам, объяснять: ее Андрей талантлив, у Андрея способности, зачем ему зарывать в землю свой талант. А священники все как один: “Смиряйся, мать, не вставай на пути сына к Богу, в монастырь ведь ушел, а не в тюрьму за ограбление коммерческого киоска, что слезы льешь?” А она все ездит, все хочет найти поддержку в своей скорби, она впала в депрессию, шлет сыну письма сплошь в упреках и жалобах. А я знаю Андрея. Маленький, худенький, с впавшими щеками, он терпит великие искушения в такой нелегкой на первых порах монашеской жизни. Как нужны ему поддержка, материнское доброе слово и материнская молитва, как необходимо ему, отправляясь в нелегкий путь Божьего служения, знать, что мать его идет рядом по той же тропочке, пусть немного сзади, но за ним, в одну сторону. Он молчит. Монаху не принято рассказывать о своих проблемах. Один раз только попросил:
    – Помолитесь за мою матушку, бедная, ей так тяжело… – и отвернулся, чтобы не увидела я слез.
    А я увидела. И не сдержала своих. Потому что юноша в черном подряснике и тяжелых сапогах обрел себя и состоялся в своей единственной жизни. Это увидели все. Не увидела только собственная мать. И на худенькие сыновьи плечи взвалила ношу собственных надуманных страданий. Что скажет ей старец? Знамо дело, что. Что говорят ей во всех монастырях, куда ни кидалась она со своей бедой:
    – Не греши, матушка, не вставай на пути своего сына!
    Она и от старца уйдет неудовлетворенная, непонятая, обиженная. Не пример ли для нее и всех нас, уверенных, что мы лучше знаем, в чем счастье наших детей, великое смирение Божьей Матери перед волей Создателя, кротость сердечная и готовность разделить с Сыном и поругания, и голгофские муки? Жертвенная любовь и любовь материнская по большому счету слова-синонимы. Нам бы только правильно их истолковать…
    Но вот позади Голгофа, и Воскресение – позади. Сын Человеческий заканчивает земное странствие, чтобы возвратиться к Своему небесному Отцу. А Мать? Мать остается на земле вместе с Его учениками. Как живет Она в это время? В молитве, в проповеди слова Божьего и – в ожидании встречи с Сыном. Сначала оставалась в Иерусалиме, посещала места, где Сын учил, страдал и умер, потом, когда Ирод Антипа стал гнать Церковь, удалилась с Иоанном Богословом в Эфес. Она посещает Афонскую гору, остров Кипр и гостит у епископа Кипрского Лазаря (того самого брата Марфы и Марии, которого Господь воскресил в четвертый день по смерти, почему и назван он четверодневным). Затем возвращается в Иерусалим и вновь живет в доме Иоанна. Святой Епифаний и Никифор Каллист, современники Божьей Матери, пишут, что была Она роста немного выше среднего, со светло-русыми волосами, ясными глазами цвета маслин. Дивной красоты – подтверждают все современники. И добавляют – была в Ней простота и совершенное смирение. Говорят, было Ей 72 года, когда явился архангел Гавриил с ветвью: через три дня предстоит Ее переселение на небо. Архангел вручил Божьей Матери дивную ветвь финиковой пальмы с благословением нести ту ветвь перед погребальным одром. Произошло это на Елеонской горе, в саду Иоанна Богослова, полученном им в наследство от отца его Зеведея. Давно ждала Богоматерь этой вести, благой вести, потому что давно желала Она встречи с Сыном. Оставив сад, возвратилась домой – светлая, радостная, показала Иоанну Богослову райскую ветвь, рассказала о встрече и стала готовиться к назначенному часу. Спокойно отдала распоряжения, приготовила свечи и фимиам, все необходимое для погребения.
    Чудесным образом апостолы Христовы были собраны в доме Иоанна, дабы смогли они попрощаться с Матерью господней и послужить Ей при погребении. Лишь апостола Фомы не было среди них.
    И вот настал третий день. И вот уже приближается третий час дня, когда по благовестию архангельскому надлежало Богоматери оставить земную жизнь. В доме горели свечи, апостолы пели псалмы, на одре со светлым лицом лежала Пречистая Дева. “Готово сердце Мое, Боже, буди Мне по глаголу Твоему”. Это были последние Ее слова. Когда-то давно тот же архангел Гавриил возвестил юной Деве в Назарете: “…зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус”. Не понимавшая, как Она, по обету дева, сможет зачать ребенка, Мария растерялась. Но, уразумев, что на то есть воля Божья, произносит смиренные слова: “Се раба Господня, буди Мне по глаголу Твоему”. С этих слов начала материнское жертвенное служение. И вот опять – архангел Гавриил, и вот уже Ее последние слова: “Готово сердце Мое, Боже: буди Мне по глаголу Твоему”.
    И – закончила Божья Матерь Свое земное служение Сыну, чтобы начать служение небесное. И – уснула. Потому и зовем мы Успением этот удивительный летний день 15 августа по старому стилю. Светлый день перехода. Заступница усердная предстала перед Божьими очами, чтобы молиться за тех, кого оставила на земле, чтобы покрывать с высоты небесных чертогов Своим спасительным покровом грешных людей. Нас с вами. И нам с вами всякий раз давать надежду на спасение и милость Сына Ее. А теперь скажите, что общего здесь с черным отчаянием смерти, с безысходными слезами прощальных панихид? А теперь скажите, не праздник разве для нас Успение?
    …Торжественное шествие по улицам Иерусалима с песнопениями и возженными свечами привлекло многих. От Сиона через весь город к Гефсиманскому саду идут люди. На их лицах светлая печаль. Впереди с райской ветвью Иоанн Богослов, следом Петр, Павел, Иаков и другие апостолы несут на своих раменах одр с телом Пречистой Девы. Следом множество народа. Что это? Хоронят Мать Иисуса Христа, Того Самого… Быстро пронеслась весть и быстро пробралась в сердца первосвященников и фарисеев коварная мысль сорвать шествие. Афония – звали одного из них. Его злоба и ненависть к Божьей Матери оказались такими страшными, что он бросился к одру, дабы опрокинуть на землю Пречистое Тело. Но Ангел не допустил надругательства. Едва коснулись его руки одра, как были отсечены невидимым ангельским мечом. А едва были отсечены, пришло прозрение. И – раскаяние. “Спасите! – прокричал Афония, – помилуйте, рабы Христовы!” За всех сказал Петр: “Исцелить тебя мы не можем, но если уверуешь…” – “Верую!” – вскричал Афония, и руки его чудесным образом срослись. Другие горожане, наблюдавшие за происходящим, содрогнулись. Многие в тот день уверовали и следом за Афонией присоединились к похоронной процессии. Божья Матерь фактом Успения в который раз верно послужила Сыну.
    Апостол Фома опоздал к погребению. Уже на третий день он прибыл в Гефсиманию и очень опечалился, что опоздал. Давайте вспомним, что когда воскрес Спаситель, Фома не поверил Его воскресению: пока Господь не явился перед ним во плоти. Фома неверующий – называем мы теперь того, кто сомневается в чем-то. Апостолы пожалели Фому. Отвалили камень от гроба в Гефсиманской пещере. Именно там, рядом с гробами родителей и обручника Иосифа, завещала Матерь Божья быть похороненной. Отвалили камень… Лишь погребальные пелены нашел там апостол Фома. Пречистая Дева была взята на небо вместе с телом. Это ли не Сыновняя награда за смирение и жертвенную любовь? Законы природы, по которым устроена земная жизнь, побеждены в Матери. Смерть, когда тело возвращается в землю, не коснулась ее. Она и по смерти жива. А раз так, какая же это смерть? Успение…
    В Гефсиманской пещере гроб Богоматери, высеченный из камня, хранит благодать и наполняет священным трепетом сердца верующих. Сподобилась и я, грешная, приложиться к нему в числе многих паломников, посещающих теперь Святую Землю. В пещерном полумраке прохладно, тихо, безскорбно. И – празднично. Наверное, 28 августа, когда отмечается великий праздник Успения, здесь очень многолюдно. Наверно, до сих пор есть в этом многолюдии и афонии, чьи сердца не настроены на праздник, так как заняты злобой и неверием. Но все-таки больше тех, кто, припадая к священному камню, плачет светлыми слезами от радости и собственного недостоинства и принимает как великий Божий аванс этот дар коснуться последнего ложа уснувшей Богоматери. А у нас в России во всех храмах, а уж в Успенском особенно, ликование. Цветы, много цветов, ковры из цветов, благоухание летнего торжества. Я обычно бываю в этот день в своем любимом Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. После долгой вечерней службы крестным ходом идем мы вокруг собора с зажженными свечами и негромким песнопением. Народу много, а совсем несуетно. Где великий праздник, там не бывает суеты. И в который раз, мысленно вспоминая в этот день земную жизнь Богородицы, полную скорбей, обещанных Ей в пророчествах, я преклоняю колена перед утопающей в цветах плащаницей, символизирующей Ее Пречистое тело, и прошу только одного: помоги нам не забыть о нашем долге и материнском назначении, помоги распознать истинный сыновний путь и дай силы земным матерям научиться истинной любви и истинному смирению. Знаю, много прошу, очень много. Но ведь деснице Твоего Сына неведомо оскудение.

  6. Truthdweller Ответить

    Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.
    Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

    Когда празднуется Успение Богородицы

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

    Что можно есть на Успение Богородицы

    28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

    События Успения Богородицы

    Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
    Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.
    В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный  Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

    История празднования Успения Богородицы

    Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

    Икона Успения Богородицы


    Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
    В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.
    Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

    Богослужение Успения

    У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
    Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.
    Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
    Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

    Молитвы Успения Богородицы

    Тропарь Успения Богородицы

    глас 1
    В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
    Перевод:
    При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
    Кондак Успения Богородицы
    глас 2:
    В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
    Перевод:
    Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.
    Величание Успения Богородицы
    Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
    Перевод:
    Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

    Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

    (28 августа 1981 года)
    Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.
    И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

  7. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *