Успение пресвятой богородицы 28 августа что означает?

13 ответов на вопрос “Успение пресвятой богородицы 28 августа что означает?”

  1. Thordirgas Ответить

    Детские годы

    Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.
    Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм, и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.
    Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:
    каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
    манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
    Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.
    Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.
    Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном — служить Богу.
    За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

    Время девичества

    По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.
    Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.
    Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.
    Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:
    скромность;
    искренность;
    решительность;
    благородство;
    миролюбивость;
    честность.
    Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.
    От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.
    По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

    Земная жизнь Богородицы

    Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.
    Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.
    Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.
    Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.
    Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.
    Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

  2. БаБа_ГаЛя Ответить

    Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это один из двунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на Господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и Богородичные (посвященные Божией Матери). Успение — Богородичный праздник.
    Праздник, который отмечается в Русской Православной Церкви 28 августа по новому стилю (15 августа по старому стилю), установлен в память о смерти Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, по строгости сравнимый с Великим постом. Интересно, что Успение – последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября по новому стилю).

    Когда празднуется Успение Богородицы

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа по новому стилю. У него есть 1 день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.

    Что можно есть на Успение Богородицы

    28 августа, в праздник Успения Божией Матери, если он выпадает на среду или пятницу, можно вкушать рыбу. В таком случае разговение переносится на следующий день. А вот если Успение выпадает на другие дни недели, то поста нет. В 2016 году праздник Успения — не постный день.

    События Успения Богородицы

    Все, что мы знаем о смерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто из церковного Предания. В канонических текстах мы не прочитаем ничего о том, как и при каких обстоятельствах Богородица отошла ко Господу и была погребена. Предание — один из источников нашего вероучения, вместе со Священным Писанием.
    Из Нового Завета мы узнаем, что Спаситель, распятый на кресте, попросил своего ближайшего ученика — апостола Иоанна Богослова — заботиться о Марии: Увидев матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе(Ин 19:26-27). После распятия Христова Богородица вместе с учениками своего Сына пребывала в молитве и посте. В день Сошествия Святого Духа на апостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.
    В письменных памятниках начиная с IV века мы находим упоминания о том, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (то есть взята) с земли на небо. Произошло это так. За три дня до смерти Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о предстоящем Успении. В то время она пребывала в Иерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли ее тело в Гефсимании, там же, где покоились родители Богородицы и ее супруг — праведный  Иосиф. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день после погребения Фома захотел увидеть ее гроб. Гроб открыли, но тела Богородицы в нем уже не было — лишь ее плащаница.

    История празднования Успения Богородицы

    Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в 592–602 годы. Скорее всего, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, то есть не общецерковным праздником.

    Икона Успения Богородицы


    Традиционно иконописцы изображают Богородицу в центре образа — она лежит на смертном одре, по сторонам от нее — плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца.
    В XI веке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». Мы можем увидеть его, например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде в Македонии. В верхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие к смертному одру Богоматери на облаках. Самый древний пример «облачного Успения» на Руси — это икона начала XIII века, которая происходит из новгородского Десятинного монастыря. В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится в Третьяковской галерее.
    Часто у ложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

    Богослужение Успения

    У праздника Успения есть один день предпразднства и 9 дней попразднства. Предпразднство – один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство — такие же дни после праздника.
    Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.
    Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы; во время нее читают 17-ю кафизму — «Блаженни непорочнии». В настоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть во многих кафедральных и приходских храмах на второй или третий день праздника. Богослужение начинается со всенощного бдения. На великом славословии духовенство храма выходит к лежащей посреди храма плащанице с изображением Богоматери; кадит ей, а потом обносит ее вокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). И наконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) и отпуст (благословение молящихся на выход из храма по окончании богослужения).
    Стихиры Успения в V веке написал Константинопольский патриарх Анатолий. А в VIII веке Косма Маюмский и Иоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

    Молитвы Успения Богородицы

    Тропарь Успения Богородицы

    глас 1
    В рождестве девство сохранила еси, во успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу, Мати сущи Живота, и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша.
    Перевод:
    При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство и по преставлении не оставила мира; Ты перешла к вечной жизни, Мати Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
    Кондак Успения Богородицы
    глас 2:
    В молитвах Неусыпающую Богородицу и в предстательствах непреложное упование/гроб и умерщвление не удержаста: якоже бо Живота Матерь к животу престави во утробу Вселивыйся приснодевственную.
    Перевод:
    Богородицу, в молениях неустанную и в ходатайствах надежду неизменную, гроб и омертвение не удержали, ибо к жизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся в Ее утробу вечнодевственную.
    Величание Успения Богородицы
    Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое.
    Перевод:
    Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, и всеславное славим Успение Твое.

    Митрополит Антоний Сурожский: Проповедь на Успение Божией Матери

    (28 августа 1981 года)
    Мы празднуем сегодня престольный праздник наш; мы все стоим перед единым и единственным Престолом, который существует: престол, на котором восседает Бог наш; но, как сказано в Священном Писании, Бог во святых почивает: не только в святых местах, но в сердце и в уме очищенных подвигом и благодатью, в жизни и в самой плоти святых.
    И сегодня мы празднуем день Успения Святейшей всех святых — Божией Матери. Она уснула сном земли; но как Она была живой до самых глубин Своего естества, так и осталась Она живой: живой душою, вознесшейся к престолу Божию, живой и воскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь и молится о нас. Поистине Она является престолом благодати; в Нее вселился Живой Бог, в утробе Ее Он был, как на престоле славы Своей. И с какой благодарностью, с каким изумлением мы думаем о Ней: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет Ее Церковь, прославляя Ее в одной из икон, — Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

  3. Люблю тебя ... Ответить

    Когда празднуется Успение Пресвятой Богородицы?

    Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь, старообрядцы и некоторые иные празднуют Успение Пресвятой Богородицы 28 августа (15 августа по старому стилю). В этом материале Piter.TV расскажет об истории и традициях праздника, а также о значении Успенского поста.

    Успение Пресвятой Богородицы: история праздника

    Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относят к числу двунадесятых православных праздников, которые тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы. Большинство историков полагают, что этот особый день установлен византийским императором Маврикием в конце VI века в память о смерти Богородицы. Скорее всего, до этого времени Успение было поместным, то есть не общецерковным праздником.

    Как умерла Богородица: предание

    Последние годы своей жизни Богородица проживала в Иерусалиме. Однажды во время молитвы к ней явился архангел Гавриил и сказал ей, что через три дня она “отойдет ко Христу Богу”. Простившись со всеми близкими и распорядившись своим имуществом Богородица приготовилась к смерти.
    Внезапно в горнице заблистал свет Божественной славы, который привел всех присутствующих в ужас. Они увидели, как открылась кровля горницы, и с небес начала нисходить слава Господня. К Пречистой Своей Матери в окружении многочисленных ангелов и архангелов приближался сам Христос. После этого Дева Мария скончалась. Апостолы отнесли Богородицу в гробницу и похоронили ее рядом с родителями Иоакимом и Анной и супругом Иосифом Обручником.

    Сразу после погребения тело матери Христоса вознеслось на небо и попало в рай. Согласно “Житию святых святителя” Димитрия Ростовского в этот же день апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: “Радуйтесь! — ибо Я с вами во все дни”.

    Традиции праздника

    У Успения, как и у всех церковных праздников, есть традиции. Например, в этот день принято посетить храм и освятить там хлеб. Во время торжества он должен стать главным блюдом на праздничном столе.
    В этот день верующие советуют привести свои дела в порядок, постараться решить служебные вопросы и расквитаться с домашними хлопотами. Работать (особенно на благо ближнего) в этот день не возбраняется. Впрочем, в некоторых западных странах, в частности, Испании, Германии, Франции и Австрии, Вознесение Марии (то же самое Успение) является выходным днем.

    Значение Успенского поста

    Успенский пост по своей строгости можно сравнить с Великим. В период с 14 по 27 августа верующим нельзя есть животную пищу и молочные продукты. Блюда из рыбы могут появится на столе только 19 августа, в праздник Преображения Господня.
    Стоит отметить, что главный смысл Успенского поста совсем не в том, чтобы ограничить себя в еде. В первую очередь человек должен посвятить себя молитве и осмыслению подвига Богородицы. Напомним, Дева Мария смиренно приняла свою долю и повиновалась решению Господа.
    Если 28 августа выпадает на среду или пятницу, то разговение переносится на следующий день. Если же Успение выпадает на другие дни, то о посте можно на время забыть.
    Фото: Википедия
    Видео: YouTube / tvsoyuz

  4. Shalas Ответить

    О, Пресвята?я Богоро?дице Де?во, Влады?чице, вы?шшая А?нгел и Арха?нгел и всея? тва?ри Честне?йшая, а?нгельское вели?кое удивле?ние, проро?ческая высо?кая про?поведь, апо?стольская пресла?вная похвало?, святи?телей изря?дное украше?ние, му?чеников кре?пкое утвержде?ние, и?ноков спаси?тельное наставле?ние, по?стников неизнемога?ющее воздержа?ние, де?вствующих чистото? и сла?во, ма?терей ти?хое весе?лие, младе?нцев му?дросте и наказа?ние, вдови?ц и си?рых Корми?тельнице, наги?х одея?ние, боля?щих здра?вие, пле?нников избавле?ние, по мо?рю пла?вающих тишино?, обурева?емых небу?рное приста?нище, блужда?ющих нетру?дная Наста?внице, путеше?ствующих ле?гкое прохожде?ние, тружда?ющихся благо?е поко?ище, в беда?х су?щих ско?рая Засту?пнице, оби?димых Покро?ве и прибе?жище, ненаде?ющихся наде?яние, тре?бующих Помо?щнице, печа?льных при?сное утеше?ние, ненави?димых любо?вное смире?ние, гре?шников спасе?ние и к Богу присвое?ние, правове?рных всех тве?рдое огражде?ние, непобеди?мое поможе?ние и заступле?ние! Тобо?ю нам, Влады?чице, Неви?димый ви?дим бысть, и Тебе? мольбу? прино?сим, Госпоже?, гре?шнии раби? Твои?: О Преми?лостивая и Пречу?дная Све?та у?мнаго Цари?це, ро?ждшая Царя? Христа?, Бога на?шего, Живода?вца всех, от небе?сных сла?вимая и от земны?х хва?лимая, а?нгельский у?ме, светоза?рная звездо?, святы?х Пресвяте?йшая, Влады?чице всех тва?рей, Боголе?пная Деви?це, Нескве?рная Неве?сто, пала?то Ду?ха Пресвята?го, о?гненный Престо?ле Неви?димаго Царя?, небе?сный киво?те, носи?ло Сло?ва Бо?жия, огнеобра?зная колесни?це, поко?ище Жива?го Бо?га, неизрече?нное составле?ние пло?ти Христо?вы, гнездо? Орла? Небе?снаго, Го?рлице Богогла?сная, Голу?бице кро?ткая, ти?хая и незло?бивая, Ма?ти чадолюби?вая, ми?лостей бе?здно, разверга?ющая ту?чу гне?ва Бо?жия, неизмери?мая глубино?, неизрече?нная та?йно, несве?домое чу?до, не рук отворе?нная Це?ркве Еди?наго Царя? всех век, благоуха?нное кади?ло, честна?я багряни?це, Боготка?нная порфи?ро, душе?вный раю?, живоно?снаго са?да о?трасле, цве?те прекра?сный, процве?тший нам небе?сное весе?лие, гро?зде спасе?ния на?шего, ча?ше Царя? Небе?снаго, в не?йже раствори?ся от Ду?ха Свята?го вино? неисчерпа?емыя благода?ти, Хода?таице зако?на, зача?ло и?стинныя ве?ры Христо?вы непоколеби?мый сто?лпе, мечу? я?рости Бо?жия на богопроти?вных, бесо?в устраше?ние, во бра?нех побежде?ние, христиа?н всех нело?жная Храни?тельнице и мира всего? изве?стное спасе?ние!
    О, Всеми?лостивая Госпоже?, Де?во Влады?чице, Богоро?дице, услы?ши нас, моля?щихся Тебе?, и яви? ми?лость Твою? на люде?й Твои?х, моли? Сы?на Своего? изба?витися нам от вся?каго зла и сохрани? оби?тель на?шу и вся?ку оби?тель, и град, и страну? ве?рных, и лю?ди, благоче?стно прибега?ющия и призыва?ющия и?мя Твое? свято?е, от вся?кия напа?сти, губи?тельства, гла?да, тру?са, пото?па, огня?, меча?, наше?ствия иноплеме?нников и междоусо?бныя бра?ни, от вся?кия боле?зни и вся?каго обстоя?ния, да ни ра?нами, ни преще?нием, ни мо?ром, ни вся?ким пра?ведным гне?вом Бо?жиим ума?лятся раби? Твои?. Но соблюда?й и спаса?й ми?лостию Свое?ю, Госпоже?, за ны моля?щися, и поле?зное благорастворе?ние возду?ха во вре?мени пло?днаго приноше?ния нам да?руй. Облегчи?, возста?ви и поми?луй, Преми?лостивая Влады?чице, Богоро?дице препе?тая, во вся?кой беде? и нужде? су?щия. Помяни? рабы? Твоя? и не пре?зри слез и воздыха?ния с на?шего, и обнови? нас бла?гостию Своея? ми?лости, да со благодаре?нием утеша?емся, обре?тше Тя Помо?щницу. Умилосе?рдися, Госпоже? Пречи?стая, на немощны?я лю?ди Твоя?, Наде?ждо на?ша. Разсе?янныя собери?, заблу?дшия на путь пра?вый наста?ви, отпа?дшия от благочести?выя оте?ческия ве?ры па?ки возврати?, ста?рость поддержи?, ю?ныя вразуми?, младе?нцы воспита?й и просла?ви сла?вящия Тя, изря?днее же — Це?рковь Сы?на Твоего? соблюди? и сохрани? в долготу? дний.
    О, Ми?лостивая и Преми?лостивая Цари?це Небесе? и земли?, Богоро?дице Присноде?во! Хода?тайством Твои?м поми?луй страну? на?шу и во?инство ея? и вся правосла?вныя христиа?ны, сохраня?ющи их под кро?вом ми?лости Твоея?, ри?зою Твое?ю честно?ю защити? и моли? из Тебе? воплощша?гося без се?мене Христа?, Бо?га на?шего, да препоя?шет ны свы?ше си?лою на вся ви?димыя и неви?димыя враги? на?ша. Спаси? же и поми?луй, Госпоже?, Вели?каго Господи?на и Отца? на?шего (имярек), Святе?йшего Патриа?рха Моско?вского и всея? Руси?, преосвяще?нныя митрополи?ты, архиепи?скопы и епи?скопы правосла?вныя, иере?и же и диа?коны и весь при?чет церко?вный, и весь мона?шеский чин, и вся? правове?рныя лю?ди, поклоня?ющияся и моля?щияся пред честно?ю Твое?ю ико?ною. При?зри на всех нас призре?нием ми?лостивнаго Твоего? заступле?ния, воздви?гни нас из глубины? грехо?вныя и просвети? о?чи серде?чныя ко зре?нию спасе?ния, ми?лостива нам бу?ди зде и на Стра?шнем Суде? Сы?на Твоего? о нас умоли?, преста?вльшияся во благоче?стии от жития? сего? рабы? Твоя? в ве?чней жи?зни со А?нгелы и Арха?нгелы и со все?ми святы?ми причти?, да одесну?ю Сы?на Твоего? Бо?га предста?нут, и моли?твою Твое?ю сподо?би вся правосла?вныя христиа?ны со Христо?м жи?ти и ра?дости а?нгельския в Небе?сных селе?ниих наслажда?тися. Ты бо еси?, Госпоже?, сла?ва Небе?сных и упова?ние земны?х, Ты на?ша Наде?жда и Засту?пница всех притека?ющих к Тебе? и Твоея? святы?я по?мощи прося?щих. Ты Моле?бница на?ша те?плая к Сы?ну Твоему? и Бо?гу на?шему. Твоя? Ма?терняя моли?тва мно?го мо?жет на умоле?ние Влады?ки, и Твои?м предста?тельством ко Престо?лу благода?ти Пресвяты?х и Животворя?щих Его? Тайн приступа?ти дерза?ем, а?ще и недосто?йнии. Те?мже всечестны?й о?браз Твой и руко?ю Твое?ю держи?маго Вседержи?теля ви?дяще на ико?не, ра?дуемся, гре?шнии, со умиле?нием припа?дающе, и любо?вию сей целу?ем, ча?юще, Госпоже?, Твои?ми святы?ми Богоприя?тными моли?твами дойти? Небе?сныя безконе?чныя жи?зни и непосты?дно ста?ти в день су?дный одесну?ю Сы?на Твоего? и Бо?га на?шего, сла?вяще Его? ку?пно со Безнача?льным Отце?м и Пресвяты?м, Благи?м, Животворя?щим и Единосу?щным Ду?хом, во ве?ки веко?в. Ами?нь.

  5. Gardarn Ответить

    Если на Успение Господне на улице хорошая погода, то нас ждет приятная зима и хороший урожай на будущий год. Плохая погода — это очень негативная примета, говорящая о том, что будущий год будет ненастным в плане погоды.
    В этот день запрещено вставлять острые предметы в землю, ибо земля — это олицетворение Матушки Заступницы.
    Люди в этот день не переедают и не злоупотребляют вредными привычками. Они чтят память о Богородице и ведут смиренный образ жизни, избегая всего плохого.
    Конечно же, все верующие стараются посетить храм Божий для участия в литургии. Многие ставят свечи за упокой и за здравие близких 28 августа каждый год. Принято также исповедоваться в грехах и причащаться.
    Дома люди читают молитвы перед иконами Богородицы, отдавая таким образом дань памяти самой светлой матери из всех. Женщины стараются стать лучше, прося в молитвах Бога дать им сил и терпения.
    Этим днем открывается бабье лето — последние нотки тепла будут витать в воздухе примерно пару недель.
    После Успения обычно собирают оставшийся урожай и начинают подготовку к зимнему периоду.
    Всем этим традициям уже больше тысячи лет. Успение является одним из самых древних праздников в христианстве наряду с Рождеством Христовым и Пасхой. Люди всегда ждут 28 августа, ибо в этот день расцветает душа и открываются глаза на окружающий нас мир.

  6. Kigaktilar Ответить

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери всё человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших Господских праздников – Крещение. Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.
    Упоминание об этом празднике относит верующих далеко в прошлое, к V веку. Именно тогда стали отмечать Успение Девы Марии, но название было несколько иным – «Память Блаженной», и праздновали этот день только жители Сирии.
    Праздник Успения Пресвятой Богородицы называют ещё Первой Пречистой или Пасхой Богородицы. В церквях в этот день к иконе с изображением усопшей Богородицы преподносят цветы и прикладываются.
    Согласно Священному Писанию, Матерь Божия после смерти, Воскресения и Вознесения Спасителя находилась в Иерусалиме. Затем Она в сопровождении Иоанна Богослова переместилась в Эфес. Часто посещала Она праведного Лазаря, живущего на Кипре, в одно из своих посещений Лазаря Матерь Божия подарила ему епископский омофор и поручи, сделанные собственными руками. Посетила Она и Гору Афонскую, которую в дальнейшем благословила, сказав: «Это место да будет Моим жребием, данным Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его на месте и на живущих здесь с верою и благоговением и сохраняющих заповеди Сына и Бога Моего! Всё нужное для земной жизни они будут иметь в изобилии и с малым трудом, и будет уготована им небесная жизнь, и не оскудеет к ним милость Сына Моего до скончания века. Я буду Заступницей этому месту и тёплой о нём Ходатаицей перед Богом!» (Деяния апостолов)
    Незадолго до смерти Своей Матерь Божия снова прибыла в ранее покинутый Ею Иерусалим. Здесь Она постоянно пребывала в молитве и наиболее часто посещала места, связанные с самыми важными жизненными событиями Сына Её Божественного.
    В один из дней Её пребывания на Елеоне предстал пред ней Архангел Гавриил. Он известил Её о том, что через три дня по воле Божьей наступит Её Успение и Она покинет землю, воздавшись на небеса к Сыну Своему.
    «Сын Твой и Бог наш, – сказал небесный посланник, – ждёт Тебя с архангелами и ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в Горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!»
    В знак того, что смерть не имеет власти над Богородицей и что Её кончина будет напоминать сон, через который Она войдёт в вечную славу, Архангел вручил Ей ветвь из райских обителей, она приняла вид земной финиковой пальмы, но продолжала сиять светом небесной благодати. По слову Архангела Гавриила, эту ветвь нужно было нести перед одром с телом Богородицы в день Её погребения. (Деяния Апостолов).
    Пресвятая Богородица поделилась произошедшим с апостолом Иоанном, который спешно оповестил о предстоящей кончине Матери Божией брата Господня, апостола Иакова. Он же в свою очередь – всю Иерусалимскую Церковь, впоследствии сохранившую предание об Успении Богородицы.
    Перед кончиной Своей Матерь Божия велела после смерти захоронить Себя рядом со Своими праведными родителями в Гефсимании.
    В день Успения Пресвятой Богородицы в Иерусалиме собрались для прощания с Ней практически все апостолы, странствующие по миру с проповедью о Слове Божием. Её уход сопровождал свет несказанный, при появлении которого Сам Христос предстал пред Нею в окружении многочисленных ангелов. Богородица обратилась к Нему с молитвой и сердечной просьбой о благословении всех тех, кто чтит Её память. Она также призвала в молитве Сына Своего окружить Её защитой Божией от силы Сатанинской и мытарств воздушных, а после, в радости и благодати, отдала душу Свою в Господни руки.
    Три дня и три ночи пребывали у гроба Богородицы апостолы, воспевая псалмы. И лишь на третьи сутки к ним пришло совершенное и полное утешение от Великого образа Божией Матери и слов Её, призывающих ликовать и радоваться, воспеть духом, так как с этого момента Она будет рядом с каждым, вечно оберегая и покровительствуя. После воскресения тело Божией Матери покинуло этот мир, отправляясь ко Господу на небеса.
    Праздник Успения Пресвятой Богородицы даёт нам понять, что Дева Мария покинула этот мир в радости и с покоем на душе. Что жизнь – это лишь тяжёлый, но вынужденный путь для обретения вечной и истинной жизни. Поэтому Успение Богородицы – это блаженный праздник для христиан, ведь только через смерть мы познаем истинное счастье.
    Икона Успение Пресвятой Богородицы
    Икона Успение Пресвятой Богородицы считается очень сильной и одной из самых чудотворных. Молясь перед этой иконой, Деву Марию просят о защите детей и взрослых от болезней, о помощи в принятии правильного решения в сложных проблемных вопросах.
    Именно икона Успение Пресвятой Богородицы помогает достойно пройти свой земной путь и преодолеть страх перед смертью.
    Успенский собор
    Успенский собор, расположенный на Соборной площади Московского Кремля, входит в Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль».
    Первое каменное здание собора было заложено в 1326 году первым Московским митрополитом Петром и князем Иваном Калитой. В конце XV в. Великий князь Иван III, объединивший под властью Москвы все русские княжества, начал создание новой резиденции с перестройки Успенского собора. Возвёл его в 1479 году специально приглашённый итальянский архитектор. Торжественное назначение определило особое внимание к убранству храма. Современный облик собора определяют памятники середины XVII в. – это и росписи 1642–1643 гг., и грандиозный иконостас 1653 года.
    Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы и Патриарха. Успенский собор являлся усыпальницей глав Русской церкви – митрополитов и патриархов. После революции 1917 года Успенский собор был превращён в музей. Создавая его экспозицию, сотрудники постарались максимально сохранить его интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам практически все иконы и росписи были раскрыты из-под поздних записей. С 1990 года в соборе возобновились богослужения.
    Успенский собор на протяжении шести столетий был государственным и культовым центром России: здесь венчали на царство, короновали императоров; возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов; оглашали государственные акты; служили молебны перед военными походами и в честь побед. Стенопись собора, многочисленные иконы и разнообразная утварь являются произведениями искусства мирового значения.
    В соборе сохраняется Гвоздь Господень и посох святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.
    С 1395 года в соборе находилась Владимирская икона Божией Матери (с 1930 года в Третьяковской галерее, в храме святителя Николая в Толмачах).
    Собор был местом погребения большинства московских святителей до учреждения Святейшего Синода.
    Здесь были похоронены московский князь Юрий Данилович (его могила утрачена в древности) и св. митрополит Пётр. Усыпальница задумывалась как место погребения и светских, и духовных владык московского княжества, но с постройкой в 1333 году Архангельского собора произошло разделение некрополя. В Успенском соборе стали хоронить только глав Русской церкви. Наиболее почитаемые захоронения Успенского собора: св. Петра, св. Феогноста, св. Ионы, св. Филиппа II (Колычёв) и свмч. Патриарха Гермогена.
    Традиции праздника Успения Пресвятой Богородицы
    В праздник Успения Богородицы православным следует задуматься о своей матери, оказать ей помощь. Праздник принято отмечать в кругу родных и близких, непременно с родителями, за богатым столом и вкусными угощениями.
    Все верующие в этот день молятся и просят помощи и заступничества у Пресвятой Богородицы.
    После Успения хорошо солить огурцы. Считалось, что тогда они до весны не покроются плесенью. К Успению убирали весь урожай.
    После Успения начинается «Бабье лето». И если на праздник идёт дождь, то «Бабье лето» будет тёплым.
    На 28 августа, в день Успения, пекли хлеб из муки нового урожая, святили в церкви и по возвращении из храма домой все отламывали по кусочку, а остатки убирали под икону и берегли. Считалось, что такой хлеб обладает мощной целительной силой и может лечить больных.
    В этот день не следует брать в руки колющие и режущие предметы, а также варить пищу. Верующие ломают хлеб руками, так как ножом пользоваться нельзя. Также нельзя на Успение втыкать в землю ножи, лопаты и другие острые предметы.
    На Успение нельзя ходить босиком. Считалось, что таким образом можно собрать все болезни. Роса в этот день – это слёзы природы о том, что Богородица покинула этот мир и не может находиться с людьми и помогать им.
    Также все те, кто держал пост перед Успением, избавились от «покушения лукавого на душу». Также нельзя надевать старую или неудобную обувь в этот день, чтобы избежать проблем в жизни. Если натрёте ногу в этот день, то ждёт трудная, полная проблем и неудач жизнь.
    А вот работать в это день разрешалось, особенно если вы не закончили какое-то начатое дело или кому-то нужно помочь.
    Публикацию подготовил Леонид Буланов, председатель Кипрского отделения ИППО

  7. RYXUSIS Ответить

    Закончился Успенский Пост, и все православные отмечают 28 августа Успение Пресвятой Богородицы — грустный и вместе с тем радостный праздник. Деву Марию забрал Господь на Небо, чтобы Она могла защитить всех обиженных и обездоленных. Она и сейчас внимает всем мольбам, обращённым к Ней и выступает милостивой заступницей грешных людей перед Всевышним. Как же Она умерла? Какое значение имеет Её Успение для всех нас? И как правильно встретить этот торжественный и такой необычный день?

    Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 28 августа: история праздника

    Успение Богородицы: история праздникаУспение Богородицы: история праздника
    После распятия и чудесного Воскресения Христа Дева Мария жила в Иерусалиме. О ней заботился один из учеников Иисуса, апостол Иоанн, как поручил ему его Учитель. Она ходила на Голгофу и ко Гробу Господню, все дни проводя в молитвах. Успение пресвятой Богородицы произошло мирно и тихо.
    Архангел Гавриил явился к Марии во время Её молитвы и возвестил Ей о том, что через три дня Она упокоится. При этом он вручил Ей ветвь финиковой пальмы, которую при погребении несли перед гробом. Так что Дева смогла приготовиться к концу своего земного пути: она попрощалась с родственниками, оставила распоряжения по имуществу и горячо молилась перед смертью.
    В момент смерти в той горнице, где была Мария, внезапно просиял яркий свет, и Она скончалась.
    Все апостолы чудесным образом в этот день собрались в Иерусалиме (об этом просила накануне своей смерти сама Богородица в своих молитвах ко Христу), они и провожали Пресвятую в последний путь Её земного существования.
    Погребли Богородицу апостолы в гробнице, где уже были упокоены ранее Иоаким и Анна (Её родители) и Иосиф Обручник (Её супруг). Вход в пещеру после погребения завалили камнем.
    Через три дня в Иерусалим прибыл апостол, который не успел к моменту погребения — это был апостол Фома. Он захотел попрощаться с Богородицей, апостолы проводили его к гробнице, отвалили камень, но тела там не обнаружили: его забрал Господь на Небеса.
    После этого Богородица явилась к апостолам и возвестила им: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».
    Так закончила свои последние дни земного существования Пречистая Дева Мария.  Дату празднования Успения Богородицы установил византийский император Маврикий, правивший в конце VI века.

    Значение Успения

    Успение: значение праздникаУспение: значение праздника
    О чём рассказывает всем нам этот праздник — Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемый ежегодно 28 августа? Ведь недаром именно ему посвящён двухнедельный Успенский Пост, да и сам он является в череде православных праздников двунадесятым. Действительно, мысли о смерти Девы Марии печальны и светлы одновременно.
    Печальны потому, что в этот день покинула грешную землю самая тихая, кроткая, смиренная и добродетельная Дева, какая только могла существовать в этом жестоком мире.
    Светлы они оттого, что даже сегодня в минуты скорби и печали мы можем обратиться к Богородице с молитвой, и Она не откажет в помощи — ведь Она Заступница народная, так почитаемая народом.

  8. О_о я-переживу-2012 о_О Ответить


    15/28 августа весь христианский мир отмечает Праздник Успения Пресвятой Богородицы. Это один из величайших церковных праздников. В православии принадлежит к числу двунадесятых. В этот день Святая Церковь вспоминает праведную кончину (успение) Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Богородицы и радостью о воссоединении Пречистой Матери с Сыном. Кончину Богородицы Церковь называет Успением (славянское слово «успение» означает сон), а не смертью, потому что обычная человеческая смерть, когда тело возвращается в землю, а дух – Богу, не коснулась Благодатной.
    Богородица является самым почитаемым и самым священным лицом после Господа, именно Ей воздают особую честь и поклонение все роды христиан. Бесчисленные храмы и монастыри были воздвигнуты в честь Успения Пресвятой Богородицы, в каждом христианском храме за центральным входом дивные фрески изображают Ее святое погребение, возвышенные песнопения украсили праздничные службы, и блистательные торжественные слова были произнесены Отцами Церкви и более поздними церковными мужами по поводу дня Ее памяти. Все человеческие роды наперебой старались принести ей все самое ценное, чтобы и словом, и делом ублажить Деву Марию.
    Богородица явилась уникальным творением Бога, превосходящим и людей, и Ангелов. Она единственная из всех людей вела жизнь непорочную и непостижимым для всего сущего образом стала Матерью Божьей.

    Праздник Успения Пресвятой Богородицы вслед за праздником светлого Христова Воскресения более других почитался русским народом. «Богородичной Пасхой» — так его называли на Руси. И это не случайно. Через Свое успение Богоматерь стала еще ближе и дороже христианам, ибо сделалась Заступницей усердной за них перед престолом Божиим. Всякий раз, празднуя Успение Пресвятой Богородицы, мы будто снова встречаем Пасху, на этот раз летнюю.
    Во время Своей казни Иисус Христос, увидев рядом стоящих Богородицу и апостола Иоанна, которого особенно любил, сказал Своей Матери: «Жено! вот, сын Твой», а Иоанну: «вот, Матерь твоя» (Ин.19:25-27).

    С этого времени апостол Иоанн заботился о Божией Матери до конца Ее жизни. О земной жизни Богородицы с этих пор нам известно лишь из апокрифов. Она жила в доме апостола Иоанна Богослова в Иерусалиме, став для всех учеников Христа общей Матерью, и в день Пятидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа.
    Матерь Божия вела замкнутую, потаенную жизнь, но многие знали о Ее великой мудрости и приходили ради беседы с Ней из дальних стран. Подобно апостолам, Она насаждала и утверждала Христианскую Церковь Своим присутствием, словом и молитвами.
    Так прошли примерно 10 лет, а когда иудейский царь Ирод начал гонения на Церковь, Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Эфес, выпавший ему по жребию для евангельской проповеди. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, благословив ее как Свой удел.
    Благоговение древних христиан к Матери Божией было так велико, что они сохранили все о Ее жизни, что только могли заметить из Ее слов и деяний, и даже передали нам о Ее внешнем виде. «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
    По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (ХIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные… Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».
    Пораженный Ее красотой даже в преклонные годы, ученик апостола Павла грек Дионисий Ареопагит свидетельствовал, что, если бы он не исповедовал Единого Бога, он решил бы, что перед ним «прекрасная богиня».

    Незадолго до Своей кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим. Она часто посещала те места, которые были тесно связаны с Ее Сыном: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась, и со временем все чаще о Том, чтобы Сын взял Ее скорее к Себе на небо. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
    Пресвятая Дева ожидала завершения земных дней спокойно и даже с радостью – ведь Она знала, что там, на Небе, встретит Своего Сына и Своего Бога. Однажды Богородица пребывала в глубокой молитве на горе Елеонской. Вдруг перед Ней предстал Архангел Гавриил и сообщил Ей, что через три дня Ее земная жизнь окончится, что Господу угодно взять Ее к Себе. В ознаменование своих слов архангел вручил Богородице светящуюся райскую ветвь – символ победы над смертью и тлением – (Димитрий Ростовский уточняет, что это была ветвь от финиковой пальмы), и указал нести её перед гробом при погребении. С Небесной вестью возвратилась Божия Матерь в Вифлеем с тремя Ей прислуживавшими девами (Сепфорой, Евигеей и Зоилой). Богоматерь, придя домой, с радостью сообщила об этом Своему нареченному сыну Иоанну, а тот известил апостола Иакова и через него всю Церковь Иерусалимскую. Богородица повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

    В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам для проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел со своими учениками: Дионисием Ареопагитом, Иерофеем, Тимофеем и другими из 70 апостолов. Каждого из них Она призывала к Себе по имени и благословляла. Отсутствовал только апостол Фома.

    Настал третий час, когда должно было совершиться Успение Божией Матери. Пылало множество свечей. Святые апостолы с песнопениями окружали благолепно украшенный одр, на котором возлежала Пречистая Дева Богородица. Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение. Существует много версий относительно возраста Богородицы на момент Ее успения, но наиболее вероятно, что Она прожила около 72 лет и скончалась примерно в 57 году от Р. Х.

    Таддео ди бартолло. Успение Пресвятой Богородицы
    От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери, а святой Иоанн Богослов шел впереди с райской светозарной ветвью. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

    Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки. Видя такое чудо, Аффония раскаялся и с верою исповедал величие Матери Божией. Он получил исцеление и примкнул к сонму сопровождавших тело Богоматери, став ревностным последователем Христа. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
    Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. На четвертый день в Иерусалим вернулся отсутствующий апостол Фома и был очень опечален тем, что не смог попрощаться и поклониться Божией Матери. Апостолы, сжалившись над ним, решили пойти и отвалить камень от могильной пещеры, чтобы дать ему возможность проститься с Божьей Матерью. Но, к их изумлению, тела Богородицы в пещере не было, остались только погребальные одежды. Вернувшись домой, изумленные апостолы горячо молились Богу о том, чтобы Он открыл им, что сталось с телом Богородицы. И по их молитвам произошло чудо.
    Вечером в тот же день им явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами – во все дни; и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом». Это так обрадовало апостолов и всех бывших с ними, что они подняли часть хлеба, поставляемую на трапезу в память Спасителя («часть Господа») и воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам». Этим было положено начало чину возношения панагии – обычаю возношения части хлеба в честь Матери Божией, который и в настоящее время сохраняется в монастырях. Вот почему Успение Пресвятой Богородицы – не повод для печали, а праздник. Ведь «с вами» – это значит, что Она и со всеми нами тоже «во все дни»…
    Господь по особому смотрению Своему замедлил прибытие святого Фомы ко дню преставления Пречистой Богородицы, чтобы для него был открыт гроб, и церковь, таким образом, уверилась в воскрешении Богоматери, подобно тому как ранее, чрез неверие того же Апостола, уверилась в воскресении Христовом. Существует православное предание, что на третий день после погребения Богородица явилась апостолу Фоме и бросила ему в утешение Свой пояс с Неба.
    С тех пор Церковь празднует это событие. В нем всё – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…
    Праздник Успения Богоматери установлен Церковью с давних времен. В IV веке он уже повсеместно праздновался в Византии. По желанию византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа, в день Успения Богоматери (с 595 г.) праздник сделался общецерковным. Основной целью установления праздника было прославление Богоматери и Ее успения. К этой основной цели в IV-V вв. присоединяется и другая – обличение заблуждений еретиков, посягавших на достоинство Богоматери, в частности, заблуждения коллиридиан, еретиков IV века, отрицавших человеческую природу Пресвятой Девы (вследствие чего отрицавших и Ее телесную кончину).
    Кончину Пресвятой Богородицы Девы Марии называют успениемпотому, что Она «как будто на малое время уснула, и, как бы ото сна, воспрянула к вечной жизни», потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа – Богу, не коснулась Ее. Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище.

    Место Успения Богородицы в Иерусалиме

    Согласно преданию, перед смертью Пресвятая Богородица жила в доме у апостола Иоанна Богослова. Здесь же она и преставилась.
    В 415 году на месте успения Богородицы, в том месте, где стоял дом апостола Иоанна Богослова, рядом с Горницей Тайной Вечери, была построена византийская базилика «Святой Сион», посвященная пасхальной Тайной Вечере Иисуса Христа и Его учеников, а также схождению Святого Духа на апостолов в Пятидесятницу. Этот храм несколько раз разрушался и восстанавливался (в 614 году при нашествии персов, в 966 году и в 1200 году мусульманами).
    В 1910 году на этом месте, на вершине горы Сион, было построено немецкое бенедиктинское аббатство – монастырь Успения Богородицы (Дормицион) (в конце XIX века католическому Ордену бенедиктинцев удалось приобрести этот участок земли у султана Абдул-Хамида II).

    Храм Успения Пресвятой Богородицы (Гора Сион)

    Интерьер, главный алтарь
    В крипте храма, в центре зала расположена скульптура Богородицы, возлежащей на камне.


    Место Успения в крипте Храма Успения Пресвятой Богородицы на горе Сион

    Гробница Богородицы

    Пречистое тело Матери Божией было погребено, как Она и просила, в гробнице где ранее были похоронены её родители Иоаким и Анна, а также Иосиф Обручник. Гробница Богородицы находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Иерусалиме (Восточном Иерусалиме). В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась.

    Гробница Богородицы, вид от северного входа в кувуклию. Красным покровом покрыт православный престол, установленный над священным ложем
    В 681 году гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого Вселенского Собора. По преданию, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.
    Сейчас над гробницей стоит пещерная церковь Успения Богородицы.

    Церковь Успения Богородицы в Гефсимании, фасад XII века
    Большая часть современного здания восходит к временам крестоносцев. Это подземный храм, в который ведут 50 ступеней, с приделами свв. Богоотцев Иоакима и Анны и Иосифа Обручника, расположенными по бокам лестницы.

    Лестница, вид от входа в церковь

    Интерьер храма
    Храм имеет крестообразную форму: в центре — гробница Богородицы с двумя входами, в конце пещеры находится жертвенник. В каменном кивоте — чудотворная икона Иерусалимской Божией Матери русского письма.

    Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада

    Гробница Богородицы (кувуклия), вид с запада. Слева от входа армянский престол
    Храм принадлежит грекам и армянам. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.
    Празднование Успения Богородицы в Греции
    В Греции Успение Пресвятой Богородицы отмечается почти также широко, как Пасха. В центре торжеств остров Тинос, и его чудотворная икона Богородицы «Тиносская»: чудесные исцеления, залпы из корабельных пушек, цветы и флаги, военные оркестры и крестные ходы.


    Из храма выходит торжественный крестный ход, икону водружают на носилки, которые несут матросы
    Под многочисленными дарами, которыми украсили верующие икону в благодарность за чудеса сложно разглядеть сюжет иконы – явление архангела Гавриила деве Марии с благой вестью. Тем не менее, каждый год на праздник Успения Пресвятой Богородицы тысячи людей стекаются на греческий остров Тинос, чтобы проделать на коленях путь из порта до храма и прикоснуться к чудотворной иконе.

    Каждый проходящий под иконой старается прикоснуться к ней рукой или приложить какой-либо предмет к иконе

    От порта до храма на холме идет прямая дорога. По обочине специально для паломников положена дорожка из материала наподобие ковролина

    Иногда родители на спину берут больных детей, чтобы те получили исцеление
    В Греции на острове Кефалония, или «остров чудес», как его называют, каждый год 15 августа к храму Успения Пресвятой Богородицы, что в деревне Маркопуло, где находится чудотворная икона Панагия Федуса (переводится, как «Богородица Змеевая»), приползают ядовитые змеи. Верующие называют их «змеи Девы Марии», поскольку именно в этот день они безобидны. В длину они не превышают одного метра, на голове у них изображен крест, как и на кончике языка. Согласно традиции, если змеи не появляются – это плохой знак. Так было дважды – в 1940 году перед началом Второй мировой войны в Греции и в 1953 году – перед разрушительным землетрясением.

    Панагия Федуса икона Божией Матери
    Жители деревни замечают змей накануне праздника, часто заранее собираются со священником, читают молитвы и ожидают появления змей. Сюда приползают маленькие змейки, их и приносят в храм на Богослужение. Их собирают, одевают на шею и гладят. Православные греки верят, что это прикосновение приносит счастье. Во время праздничного богослужения змеек кладут на икону Божией Матери, и они спокойно лежат там на протяжении всей не такой уж короткой службы. По древней традиции змей оставляют в церкви на всю ночь.

    Змеи упоминаются в христианских книгах, в основном, с негативным оттенком, но Кефалония – практически единственное место в мире, где эти пресмыкающиеся как бы реабилитированы в глазах верующих христиан.
    Материал подготовил Сергей ШУЛЯК
    для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *