Что такое вечерняя школа и чем она отличается от обычной?

12 ответов на вопрос “Что такое вечерняя школа и чем она отличается от обычной?”

  1. GinMsk Ответить


    Не всегда у человека есть возможность своевременно получить общее образование. Но в школу можно вернуться и совмещать её с работой или другой учёбой. Для этого действуют вечерние (сменные) школы.
    В такие школы принимают учащихся старше 15 лет. Чаще всего в вечернее время обучают 10–11 классы, но существуют образовательные организации, работающие и с начальным и со средним звеном.
    Занятия в сменных школах проходят по вечерам и, как правило, не каждый день. По закону образовательные организации могут сами определять режим учёбы и ставить уроки в вечернее время. Это должно быть закреплено в локальных актах школы.
    Вечернее образование не является самостоятельной формой обучения. Обучающиеся находятся в контингенте школы, на очной, очно-заочной или заочной форме обучения.
    Большинство вечерних школ бесплатны. Выпускники на общих основаниях сдают ЕГЭ и получают такие же аттестаты о среднем общем образовании, как и другие школьники.

    Семейное образование


    Семейное образование (СО) — это форма получения образования, при которой общеобразовательная программа осваивается без посещения традиционной школы. С 1 по 9 классы образование вне школы называется семейным обучением, а в 10–11 классах и для людей старше 15 лет — самообразованием.
    Верхняя возрастная планка для семейного образования не установлена. Формой самообразования может воспользоваться даже взрослый работающий человек. Однако важно понимать, что, в отличие от вечерней школы, ответственность за учебный процесс лежит на самом обучающемся. Необходимо самостоятельно или с помощью репетиторов и онлайн-школ осваивать материал. Так, в «Экстернате Фоксфорда» можно изучить школьную программу с 5 по 11 класс. Помимо базовых курсов, необходимых для успешной сдачи аттестаций, можно проходить дополнительные курсы для подготовки к поступлению в колледж или университет.
    Переход на семейное обучение происходит по желанию родителей или с их согласия родителей, если речь идёт о подростке от 15 до 18 лет. Совершеннолетний гражданин может принять перейти на самообразование самостоятельно.
    Освоение общеобразовательной программы в форме семейного образования должно подтверждаться с помощью промежуточных аттестаций. Для их прохождения необходимо прикрепление к аккредитованной школе и получение статуса экстерна.
    В СССР экстернат являлся одной из форм получения образования для «работающей молодёжи и взрослых». Сейчас это форма аттестации на семейном образовании и самообразовании. ‍

    Что выбрать 


    Плюсы вечернего обучения.
    Бесплатно в большинстве случаев.
    Возможность продолжить очное обучение во взрослом возрасте.
    Минусы вечернего обучения.
    Качество образования может быть низким.
    В одном классе могут быть люди разных социальных слоёв и возраста.
    Нет возможности выбора образовательной программы.
    Плюсы семейного образования.
    Возможность учиться в удобное время и в комфортном темпе.
    Свобода в выборе программы и способе организации учебного процесса.
    Минусы семейного обучения.
    Могут возникнуть трудности при поиске школы для аттестации.
    Нужны ресурсы на организацию учебного процесса.
    Для наглядности рассмотрим разницу вечерней школы и семейного обучения в таблице.

    Разница между вечерними школами и экстернатом

  2. cas-ta Ответить

    Normal
    false
    false
    false
    MicrosoftInternetExplorer4
    Вечерняя школа не похожа на
    дневную. Здесь всё другое: дети, учителя, их отношения между собой. Вечёрка
    выросла из школы рабочей молодежи (ШРМ), которые массово открывались к концу
    войны, на пике советской власти. Нынче и власть изменилась, и у страны новое
    лицо. Но школа осталась. Какая она сейчас?
    Позитивный образ советской ШРМ формируют культовые фильмы «Большая перемена» и
    «Весна на Заречной улице». Киношные ученики днём на заводе, а вечером в школе.
    Учатся, дурачатся, влюбляются в учителей, иногда ленятся, но потом берутся за
    ум. Вместе они строят великую державу. Сейчас всё так да не так.
    – Чем отличается «вечёрка» от школы рабочей молодёжи?
    – Сменился контингент. Раньше сюда брали только по справке, что человек где-то
    работает. А теперь у нас учатся те, от кого отказываются другие школы: трудные
    дети, второгодники, дети из асоциальных семей. Их через комитет по делам
    несовершеннолетних посылают к нам. Мы принимаем учеников с 5-го класса и с 15
    лет.
    Дети – это традиционное обозначение всех школьников. Хотя некоторые ученики
    «вечёрки» старше самих педагогов:
    – В прошлом году мужчина окончил школу в 38 лет. Здесь многие семейные, с
    детьми. Одна девочка в школу пошла, чтобы перед дочерью стыдно не было. Та тоже
    уже школьница.
    Многие здешние ребята по веским причинам не прижились в обычной школе:
    хулиганил, пробовал наркотики, пару раз застукан за распитием спиртного… Есть
    и те, кто условно-досрочно освободился из тюрьмы, не успев окончить школу на
    зоне.
    – Сейчас в России к несовершеннолетним преступникам относятся гуманно. Надо же
    им как-то доучиваться, – объясняет Надия Шамильевна Смирнова, социальный
    педагог вечерней школы. На ней бордовый брючный костюм. На лице открытая
    улыбка, а в руках мобильник, который трезвонит каждую минуту.
    – Мы всегда на телефоне. Ученики звонят и отчитываются, почему в школе не были.
    Здесь дети видны, как на ладошке. По спорным вопросам связываемся с родителями,
    почти все идут на контакт. Хотя есть и равнодушные. Я одним целый день звонила,
    а они в ответ прислали это.
    Через пару минут я осознаю, что здешние ученики – это сборная солянка. Они отличаются
    по возрасту, профессии, национальности и биографии, которая привела их сюда…
    Хотя эпитет «трудные» подходит почти для каждого.
    Многие ученики «вечёрки» – те ребята, которые не смогли раскрыться при дневном
    свете. Обычная школа отталкивает непохожих. Они портят её имидж, заставляют
    нервничать. А здесь есть все условия, в первую очередь такт и доброта, для
    чудесного преображения гадких утят.
    – У нас был серебряный медалист, Дима Русаков, – рассказывает директор Ирина
    Ивановна. – Он пришёл с одними двойками, весь больной и забитый. За партой
    сидел вот так, – она низко-низко пригибает голову. – А к 11-му классу расправил
    плечи, даже с девочкой подружился. Сейчас он учится на физика в ТвГУ.
    Подобных персонажей часто называют отбросами общества. Им когда-то не нашлось
    места под солнцем, и вечерняя школа для них – последний шанс начать
    «правильную» жизнь.
    – Мы принимаем всех с раскрытыми объятиями! Только учитесь! – иронизирует
    учитель русского языка и литературы Раиса Ивановна Котова. – Нет тетрадки? На
    тебе тетрадку! Нет ручки? Возьми!
    С 2002 по 2007 год Котова была директором второй вечерней школы. С неё началось
    преображение школы, омолодился коллектив, появился стимул работать и
    развиваться. До этого школа была точной копией ШРМ и жила по давно истлевшим
    принципам.
    – В чём особенность преподавания в «вечёрке»?
    – Здесь классы по 10-15 человек. У нас дифференцированное обучение: после
    объяснения темы каждый выполняет своё задание. В дневной школе идёт равнение на
    сильного ученика, а здесь все одинаково слабые. Посмотрите, как они пишут
    диктанты. По 14-17 ошибок!
    К моменту, когда я уже успеваю повесить ярлык на всех учеников школы,
    выясняется, что здесь учатся не только «трудные», но и «хорошие» дети:
    – У нас и спортсмены учатся, которые обычную школу часто пропускали из-за
    тренировок. В 10-11-й класс ходят музыканты и художники из училища культуры и
    Венециановки, их в вуз примут только с полным средним образованием. Два года
    действовала программа по обучению детей-инвалидов. Мы им специальный класс
    оборудовали на первом этаже… Уголовники, инвалиды, беременные, изгои,
    художники…Всё это с трудом соединяется в голове. А они каким-то чудом умещаются
    в одном классе!
    – Им комфортно находиться рядом? Например, девочке-певице рядом с вором?
    – Они адаптируются друг к другу. Плохие тянутся за хорошими, а не наоборот, –
    твёрдо отвечает Надия Шамильевна.
    – Кстати, а где ваши ученики работают?
    – Магазин, вагонзавод, железная дорога. Нянечки, санитары на скорой помощи.
    Сотрудники милиции. Нефтяник. В 10-м классе учится мальчик-конвоир. У нас даже
    бизнесмен есть!
    Иные ученики в принципе боятся школы, учителей, одноклассников. Задача
    педагогов – любым способом увлечь такого ребенка:
    – Один мальчик принципиально не ходил в школу, зато был футбольным фанатом, –
    рассказывает Надия Шамильевна. – Он сказал: «Буду учиться, если получу шарф
    футбольного клуба «Волга»!». Я договорилась с тренером, и ему подарили не
    только шарф, но и мяч, на котором вся команда расписалась.
    Мягкость и душевность, свойственные «вечёрке», странным образом уживаются с
    тотальным контролем. Время от времени классные руководители ездят по семьям,
    проверяют обстановку. Если, например, ребёнку писать не на чем, надо принимать
    меры. И, конечно, трудные дети часто попадают в передряги.
    – Мне и ночью могут позвонить: «Вытащите из милиции!», – делится Надия
    Шамильевна. – В основном они попадают туда за распитие спиртных напитков. Или
    просто поздно вечером шатались по улице.
    -У вас есть надбавки за вредность, как на зоне?
    – Нет, мы зарабатываем как обычные учителя – в зависимости от категории. А
    чтобы получить категорию, надо, чтобы твои ученики учились выше среднего. Здесь
    это невозможно, как вы понимаете.
    – Чем ваша школа отличается от зоны?
    – Это не зона, – оскорбляется директор Ирина Ивановна. – Там ты пишешь, а за
    спиной стоят конвоиры. А мы должны своей чуткостью и теплотой не допустить их
    до той черты. Я всегда ученикам напоминаю, что из дневной школы можно
    перевестись в вечернюю. А из нашей – только в СИЗО.
    Беседуя с учениками после урока, я пытаюсь найти ответ на главное:
    – Чем эта школа отличается от обычной?
    – В дневной школе учителям надо подарки приносить, чтобы тебя любили. А здесь
    все и так добрые, – буркает мальчик с косым глазом.
    – Там директор была курица драная. Я с ней поругался! – кричит остроносый
    мальчик с соломенными волосами.
    – А чем эта школа лучше?
    – Здесь уроков меньше!
    – Учителя добрее!
    – Физкультуры нет!
    – Здесь лучше, потому что работать можно. А мне деньги нужны, – признается Дима
    с первой парты.
    В среднем им по 15-16 лет, работающих почти нет, зато все попадают под
    категорию «трудных» подростков. А бизнесменом оказался мой знакомый Славик из
    Красного Холма. Окончив 8-й класс со справкой, он пришёл в местное ПТУ. Сейчас
    Славику 31 год. Он готовится к свадьбе, имеет ИП на грузоперевозки.
    – Как же ты стал предпринимателем без школьного образования?
    – Там же никто аттестат не спрашивает! Читать-писать умею, и ладно.
    – А сейчас зачем учишься?
    – На будущее. Когда начальником стану, чтобы подчиненные не обманывали.
    Я выхожу из «вечёрки» с роем несобранных мыслей. На школьной клумбе растут
    пожухлые ромашки. Рядом вылезло семейство грибов – то ли волнушек, то ли
    поганок. Изначально далёкие друг от друга, они неплохо смотрятся вместе.
    Главное, что и тем, и другим нашлось место под солнцем.
    Любовь Кукушкина

  3. am.burmistrov Ответить

    Нас уверяют, что современное школьное образование доступно практически каждому. Однако нередко, ввиду жизненных обстоятельств, некоторые старшеклассники вынуждены оставить стены образовательного учреждения и искать работу. Довольно часто причиной преждевременного окончания обучения становится призыв в армию, из-за чего многие молодые люди считают, что на их образовании, а значит и на успешной карьере в будущем, можно “поставить крест”. Ведь все мы знаем, что без наличия диплома добиться взлета по карьерной лестнице и материального благополучия практически невозможно.
    Однако не все так безрадостно, как может показаться на первый взгляд. Благодаря институту вечерней школы, существующей в России, каждый гражданин нашей страны может в любом возрасте получить полное среднее образование (даже если 8-9 классов он окончил несколько лет назад), и, соответственно, продолжить свое обучение в ВУЗе.
    Отметим, что вечерние школы позволяют не только восполнить недостающий пробел в собственном образовании, но и наконец-таки взяться за ум и подумать о перспективах на будущее, совмещая обучение с трудовой деятельностью. Другими словами, подобные учебные заведения играют особую роль в системе российского образования, занимая промежуточную нишу между обычной школой и организациями дополнительного образования.

    Кто учится в вечерней школе?


    Во времена Советского Союза вечерние школы предназначались в основном для рабочей молодежи отнюдь не школьного возраста. Сегодня же основная масса обучающихся в подобных учебных заведениях – это подростки из неблагополучной среды обитания, которые в силу своего возраста должны были бы обучаться в обычной школе. И только треть учеников – работающие молодые люди старше школьного возраста.
    Но это не означает, что каждый старшеклассник может бросить среднюю школу и перейти на вечернюю форму обучения. Согласно действующему законодательству, после девятого класса подросток может перевестись в вечернюю школу только с разрешения комиссии по делам несовершеннолетних.
    Если же говорить о “взрослой” категории учащихся, то чаще всего в вечернюю школу поступают военнослужащие-контрактники, которые из-за отсутствия среднего образования не могут продлить контракт, и спортсмены, которые из-за частых соревнований не смогли вовремя получить полное среднее образование.

    Проблемы современной вечерней школы

    Ни для кого не секрет, что российская система образования в настоящее время находится в достаточно критическом состоянии, и только начинает свой путь на пути к глобальному реформированию. Однако в наиболее печальном положении оказались вечерние школы, о чем свидетельствует целый ряд проблем, к которым можно отнести:
    финансирование по остаточному принципу – причем это касается как материально-технической и методической части, так и финансирования штатных единиц. В результате, вечерняя школа не может сделать своевременный ремонт, обеспечить учеников обучающим материалом и укомплектовать штат всеми необходимыми специалистами (психологом, социальный педагог, методистом, воспитателем и т.д.);
    отсутствие специализированных учебных программ для вечерних школ – как правило, педагоги каждой вечерней школы самостоятельно “перерабатывают” методические материалы обычной школы, подстраивая программы обучения средней школы под то количество часов, которое положено данным учебным заведениям;
    отчуждение учителей вечерних школ от статуса школьного педагога – из-за этой проблемы многие учителя сталкиваются с большими трудностями при оформлении пенсии за выслугу лет и не получают доплату за классное руководство.

    Особенности обучения в вечерней школе


    Согласно нормативам, обучение в вечерней школе составляет три года. Увеличенная продолжительность обучения – вынужденная мера, поскольку занятия в большинстве таких школ проводятся не ежедневно, при этом количество учебных часов заметно меньше, чем в обычной средней школе.
    Как можно понять из названия учебного заведения, занятия проводятся по вечерам (как правило, с 16-00 до 20-30). Причем ученик может перейти на индивидуальный график обучения, договорившись с преподавателем о том, что часть уроков он будет пропускать и выполнять задания дома.
    Существуют вечерние школы, осуществляющие и дневное обучение (да, да, как бы странно это не звучало). В таких учебных заведениях занятия начинаются в 9 утра и заканчиваются в 15-16 часов. Правда, учиться нужно всего четыре дня в неделю. При этом, учитывая специфику контингента (подростки из неблагополучных семей, испытывающие трудности в учебе и в общении с окружающими), педагоги лояльно относятся к своим ученикам, практикуя дифференцированный подход.
    Еще одной отличительной особенностью вечерних школ являются разновозрастные классы. За одной партой могут оказаться подросток и человек пожилого возраста, что с одной стороны хорошо (более старший ученик может помочь своему юному однокласснику и поделиться своим жизненным опытом, выступая таким образом в роли психотерапевта), а с другой стороны плохо (разный возраст учеников очень часто становится причиной разобщенности интересов, что негативно влияет на общую атмосферу в классе).

    Вечерняя школа: быть или не быть?

    Уже не первый год в России активно обсуждается вопрос необходимости вечерних школ. Многие специалисты уверены, что современное общество в них не нуждается, так как получить среднее образование сегодня можно дистанционно и в обычной школе. Однако статистика свидетельствует об обратном: в последние годы спрос на данный вид обучения неуклонно растет – многие люди стремятся получить среднее образование без отрыва от работы, после 10-ти летнего, а то и 30-ти летнего перерыва в учебе.
    Откуда столько желающих учиться в вечерней школе? По данным ЮНЕСКО в нашей стране на сегодняшний день живет больше миллиона абсолютно безграмотных детей и подростков (и это только официальная статистика, на самом деле таких детей намного больше) которые вместо того, чтобы ходить в школу бродяжничают, попрошайничают, воруют и т.д. – это все потенциальные ученики вечерних школ. Кроме того, в России ежегодно закрываются малокомплектные школы (чаще всего в небольших селах), бывшие ученики которых не имеют возможности ездить на учебу в соседний населенный пункт и остаются малограмотными.
    Подчеркнем, что для этой категории людей вечерняя школа является единственной возможностью не только добиться успеха в жизни, но и стать полноценным членом социума. Поэтому серьезно рассматривать вопрос о ликвидации института вечерней школы в нашей стране еще слишком рано. К счастью, российские государственные деятели это понимают, и делают все возможное, чтобы создать (или, скорее, восстановить) правовую основу для деятельности вечерних школ, которые в существующей редакции закона “Об образовании” даже не упомянуты.

  4. art0502ver Ответить

    Мне кажется, сейчас в вечерних школах не такой уж взрослый контингент. Лет 7 назад учился в вечерней школе сын моей знакомой. По его словам в 9 классе были те, кто по возрасту должен быть в 9 классе, но, как Вы правильно заметили, они по той или иной причине ушли из обычной школы. Одну девочку, например, выжили из школы за то, что она была беременна. Она успевала закончить 9 класс до родов и получить аттестат, но как только в школе узнали о беременности… в общем, со второго полугодия она отправилась в вечернюю школу. А этот сын знакомой тоже со второго полугодия ушел, потому что в первом он почти не ходил в школу, прогуливал, а она ничего об этом не знала, он по утрам уходил типа в школу, сам гулял где-то, классный руководитель удосужилась позвонить маме только в конце полугодия с “радостной” новостью, что ничего кроме двоек ему поставить не могут. В общем, всеми правдами и неправдами добыли ему выписку с тройками и мать его забрала под свой контроль, в первой половине дня он ей помогал по работе, а потом ехал в школу. Он не дебил, неглупый очень даже, просто лентяй и пофигист. Действительно контингент в вечерних школах… скажем так, более слабый.

  5. AmiGator Ответить

    – Ну-ка, расскажите корреспонденту, почему вы не получили аттестаты? – громко интересуется директор. Ее вопрос встречают взрывом хохота.
    – Не хотел учиться!
    – Рано вышла замуж!
    – Хотел зарабатывать деньги! – раздаются ответы.
    – И много у вас получилось заработать? – любопытствую.
    – Нормально, вон машина во дворе стоит, – машет один из учеников в сторону окна.
    Кстати, машин тут припарковано – как перед офисами: многие успели прилично заработать в собственном бизнесе, прежде чем отправиться доучиваться. Причем в итоге в вечернюю школу идут не за корочкой, а за знаниями. Занятым да работающим здесь предлагают просто сдать экзамены экстерном и получить заветный аттестат, но те наотрез отказываются и продолжают исправно ходить на уроки (и даже оставаться после них, чтобы окончательно разобраться с какой-нибудь особо сложной химией), делать домашнее задание, писать сочинения…
    – Как правило, сюда приходят люди в сознательном возрасте, – объясняет Нина Степановна. – Их никто не заставляет ходить в школу, они делают выбор сами и поэтому учатся с интересом. Иногда бывает так, что кто-то бросает и вечернюю школу, а через некоторое время все равно приходит и восстанавливается. И тогда уже догрызает гранит до конца, потому что знает: это нужно в первую очередь ему самому.
    – Я не смогла окончить школу, потому что рано вышла замуж, потом родился ребенок, – рассказывает одна из учениц. – Решила пойти учиться сейчас. Сначала было страшно, потому что я ведь уже взрослая, а тут – снова в школу… Но потом втянулась, сейчас мне очень интересно учиться.
    Тем временем в кабинетах идут другие уроки: в одном – решают квадратные уравнения, в другом – обсуждают роман Ивана Шамякина «Сэрца на далонi». Зачастую ученики и учителя – ровесники, а иногда ученики даже старше, но субординацию никто не отменял – преподавателей слушают внимательно и относятся к ним уважительно.
    На выпускной – не с родителями, а с детьми
    У вечерней школы есть девиз: «Учиться никогда не поздно». Поэтому здесь одноклассниками легко могут оказаться 16-летний подросток, преуспевающий предприниматель и мама пятерых детей (да, такая есть, и она не пропускает ни одного дня занятий!). Нина Степановна показывает фотографии выпускников:
    – Этому нашему ученику было уже за 40, когда он окончил школу. А вот это – жена священника …
    – Все ученики такие разные, как они друг к другу относятся?
    – Замечательно! Все между собой дружат, никто никого не обижает. У нас же маленькая школа, здесь все друг друга знают.
    – А родительские собрания бывают?
    – Конечно. Только они не родительские собрания, а просто собрания: взрослые ученики приходят сами, и мы обсуждаем наши внутренние школьные дела. Но если ученик несовершеннолетний, тогда мы приглашаем его родителей.
    А еще в вечерней школе необычные выпускные балы. Если обычно выпускники приходят на них с родителями, то здесь – с детьми и супругами!
    Помимо учебы в вечерке есть и вполне традиционная внеклассная жизнь: здесь устраивают концерты и конкурсы, делают постановки, проводят тематические вечера. Взрослые серьезные мужчины с особенным удовольствием переодеваются в костюмы и вдохновенно играют роли в сценках – словом, веселятся, как и положено всем настоящим школьникам.
    А В ЭТО ВРЕМЯ
    Как можно получить аттестат, не ходя в школу?
    Сдать экзамены экстерном
    Экстернат – это сдача экзаменов за курс базовой или средней школы, на основании которых можно получить соответствующий аттестат. Правда, не учиться вообще нигде, а потом внезапно прийти в школу и попросить сдать все экзамены, не получится. Должна быть уважительная причина, по которой ребенок был вынужден проходить учебную программу самостоятельно: например, его школа лишилась права выдавать документы об образовании. В этом случае придется сдавать абсолютно все экзамены за курс базовой или средней школы: русский, белорусский и математику – письменно, все остальные предметы – устно. Принимать такие экзамены будет комиссия.
    Учиться на дому
    Такой вариант возможен только для тех детей, которые серьезно болеют и поэтому не могут ходить в школу. Перечень медицинских показаний, по которым ребенка можно перевести на домашнее обучение, составляет Минздрав. В этом случае домой к ученику будут приходить либо учителя из той школы, где он учился раньше, либо из школы по месту жительства. Расписание занятий и учебную программу составляют на основе типовых. А если ребенок выздоровел или его состояние улучшилось, он сможет вернуться в школу.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *