Что такое земский собор определение по истории 7 класс?

11 ответов на вопрос “Что такое земский собор определение по истории 7 класс?”

  1. yanstar Ответить

    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ

    центральные сословно-представит. учреждения России в сер. 16-17 вв. Появление З. с. – показатель объединения рус. земель в единое гос-во, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политич. значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые З. с. созваны в сер. 16 в. в годы обострения клас. борьбы, особенно в городах. Нар. восстания заставили различные группы феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей гос. власть, экономич. и политич. положение господствовавшего класса. Определяющее воздействие клас. борьбы на деятельность З. с. наблюдается и в дальнейшем. В нач. 17 в., в годы массовых нар. движений и польско-швед. интервенции, созывается “Совет всея земли”, продолжением к-рого по существу явился З. с. 1613, избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича (1613-45). В его царствование З. с. созывались наиболее часто. Гор. восстания сер. 17 в. привели к созыву Уложенного собора 1648-49 и З. с. 1650 в связи с восстанием в Пскове. З. с. созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже – патриархом) и Боярской думой. Постоянными участниками З. с. являлись “думные люди”, т. е. Боярская дума, включая и думных дьяков, и “Освященный собор” – высшее духовенство. К участию в З. с. привлекались также представители различных групп класса феодалов, верхов посада (последние были представлены на З. с. 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.). Представителей крестьян на З. с. не было (исключение, возможно, составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие неск. представителей черносошного крестьянства). Практика созыва и хода заседаний З. с. не была строго регламентирована и постепенно изменялась. Установить четкие различия между собственно З. с. и совещаниями соборной формы, т. е. совещаниями “думных людей” и “Освященного собора” с представителями отд. групп феодалов или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 в. В 1-й пол. 17 в. созывались З. с., состоявшие из большого числа выборных людей с мест (“из городов всякие выборные люди”, “дети боярские всех городов”, “торговые люди всех городов” и т. д.), и З. с., на к-рых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство в значит. мере зависело от степени экстренности созыва З. с. и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы, как и причины созыва З. с., многообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие гос. вопросы. З. с. созывались для утверждения на престоле или избрания царя – соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682. С З. с. 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с З. с. 1648-49 – составление и утверждение Соборного уложения 1649 (на этом З. с. было наибольшее в истории соборов число представителей с мест), соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью З. с. пр-во вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внеш. политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1653-54 о воссоединении Украины с Россией и 1683-84 о “вечном мире” с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, – о положении московских и городовых дворян.
    З. с. играли важную роль в политич. жизни страны. Царская власть опиралась на З. с. в борьбе с остатками феод. раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить клас. борьбу. С сер. 17 в. деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых гор. восстаний ослабла.
    З. с. в дореволюц. время была посвящена значительная по числу названий лит-ра, носившая, однако, в большей своей части публицистич. характер. Такой интерес к истории З. с. вызывался общественно-политич. настроениями 19 – нач. 20 вв., надеждами с помощью сословно-представит. учреждений изменить или, напротив, сохранить самодержавный строй. Изучая историю З. с. в исследовательском плане, сов. историки создали первые работы обобщающего характера (M. H. Тихомиров, Л. В. Черепнин и др.) и локальные исследования об отдельных З. с.
    Источн.: Акты, относящиеся к истории земских соборов, M., 1909; Тихомиров М. H., Док-ты Земского собора 1650 г.,”ИА”, 1958, No 4-6.
    Лит.: Земский собор и наша политика, “Вперед”, 1905, 2(15) марта, No 10 (статья В. Северцева отредактирована В. И. Лениным); Авалиани С. Л., Земские соборы. Лит. история земских соборов, 2 изд., О., (1916) (обзор осн. лит-ры); Никольский В. К., Земский собор о вечном мире с Польшей 1683-1684 гг., “Науч. труды Московского пед. ин-та”, в. 2, 1928; Тихомиров М. Н., Сословно-представит. учреждения (земские соборы) в России XVI в., “ВИ”, 1958, No 5; Шмидт С. О., Соборы сер. XVI в., “ИСССР”, 1960, No 4; Зимин А. A., Земский собор 1566 г., в сб.; ИЗ, т. 71, М., 1962; Tcherepnine L., Le r?le des Semski Sobory en Russie lors de la guerre des paysans au d?but du XVII si?cle, “Album d´H?l?ne Moude C. A. M. – Etudes pr?sent?s а la Comission Internationale pour l´histoire d´Assembl?es d´Et?ts”, v. 23, Louvain-P., 1960.
    С. О. Шмидт. Москва.

  2. tawrion Ответить

    Во время царствования Михаила Федоровича (1613–1645) деятельность Земских соборов была наиболее интенсивной за всю их историю. Созывались Земские соборы, в которых или преобладали выборные люди с мест («дети боярские всех городов», «из городов всякие выборные люди», «торговые люди всех городов» и т. д.), или предпочтение было отдано исключительно представителям находившихся в Москве служилых людей (дворянам-воинам) и московским посадским верхам.[524] В это время Соборы, по крайней мере по многим внешним признакам, продолжали традиции народных собраний, возобновившихся в годы Смуты и польской интервенции. Действительно, в общественном сознании постепенно сложилось представление о Земских соборах как о государственных органах, деятельность которых основана на соучастии в управлении дворянства и верхов посадского населения. И некая доля справедливости в этом суждении есть, особенно когда речь идет о правлении Михаила Романова, при котором правительством использовалась популярная в народе форма правления, сочетающая в себе как элементы царского абсолютизма, так и определенный демократизм Собора. Этот демократизм основывался на традициях, неизвестных в XVI в.: подаче коллективных челобитных, что воспринималось в обществе как инициатива созыва Собора; постепенно складывающейся практике выборов на местах представителей для участия в работе Земских соборов; расширении представительства и обязательности участия в работе Соборов третьего сословия и т. д. О силе и значении института Земского собора во времена Михаила Романова говорит и тот факт, что по восшествии на престол Алексея Михайловича, законного наследника Михаила Федоровича, созывался Земский собор, который и избрал на царство сына умершего государя.[525]

  3. Shark[Nkz] Ответить

    ПРИЧИНЫ СОЗЫВА ПЕРВОГО ЗЕМСКОГО СОБОРА
    По мнению одних, этот собор был созван царем для борьбы с боярами, против которых Грозный искал опоры в народе8. Это мнение не поддерживается историческими свидетельствами. Напротив, именно в 1550 г. царь всего менее мог думать о борьбе с боярством. К тому времени при посредничестве митрополитов Макария и Сильвестра он сблизился с лучшими людьми из боярства и составил из них круг советников и сотрудников, которые помогали ему в его смелых внешних и внутренних предприятиях. Чувствуя это затруднение, другие исследователи поправляют догадку, прибавляя, что первый земский собор дал царю твердую почву для будущей борьбы с боярством9. Но когда настала эта ожиданная борьба, царь не искал опоры в твердой почве земского собора, а создал для этого новое учреждение совершенно противоземского характера, опричнину. Все, что известно о целях первого земского собора от самого верховного виновника и руководителя его, также не поддерживает догадки о боевых демократических побуждениях, будто бы его вызвавших. […]
    Другие исследователи указывают другие причины созыва первого земского собора; эти причины повторяют иногда как подкрепление своей догадки и сторонники противобоярского происхождения этого собора. То были: возникшая с объединением Руси Москвой потребность в общем органе для всей Русской земли, при помощи которого она могла бы заявлять о своих нуждах и желаниях перед образовавшеюся общею верховною властью, необходимость дать общее направление интересам и стремлениям отдельных земщин Московского государства, чтобы могло выработаться сознание целостной общерусской земщины, необходимость для царя вступить в союз с землею, отстранив бояр с пути, который вел к единению царя и земли, ясно понятая царем необходимость непосредственного общения своего с народом, чтобы иметь в нем твердую опору в правительственной деятельности, и т. п.10 Нельзя не признать того удобства этих соображений, что они касаются происхождения соборного представительства вообще, а не первого только собора; трудно объяснить происхождение первого собора отдельно от дальнейших, особенно когда для суждений о первом соборе так мало данных.
    Ключевский В. О. Состав представительства на земских соборах древней Руси // Ключевский В.О. Сочинения в восьми томах. Том VIII. Исследования, рецензии, речи (1890-1905). М., 1959 Url.: http://az.lib.ru/editors/k/kljuchewskij_w_o/text_0190.shtml
    Первый собор был созван Иваном IV в пору крайнего правительственного возбуждения царя. Венчание на царство с принятием царского титула, женитьба и вслед за тем страшные московские пожары, народный мятеж, казанские и крымские набеги – все эти треволнения с самого начала 1547 г. поочередно то поднимали, то повергали в уныние его неустойчивый дух. Он долго не мог оправиться от впечатления московских пожаров и через три с лишком года на Стоглавом соборе описывал свой тогдашний испуг с живостью только что пережитой минуты: тогда “вниде страх в душу мою и трепет в кости моя, и смирися дух мой, и умилихся и познах своя согрешения”. Тогда он решился покончить и с боярским правлением, и со своей легкомысленной юностью и хлопотливо принялся за государственные дела. Он начал искать вокруг себя людей и средств, которые помогли бы ему поправить положение дел. При таком настроении царя созван был собор 1550 г. До нас не дошло деяния или протокола этого собора, и мы не знаем ни его состава, ни подробностей его деятельности. Но о нем сохранился такой рассказ. На двадцатом году своего возраста царь Иван, видя государство в великой туге и печали от насилия сильных, умыслил всех привести в любовь. Посоветовавшись с митрополитом, как бы уничтожить крамолы и утолить вражду, царь “повелел собрать свое государство из городов всякого чина”. В воскресный день царь вышел с крестами на московскую Красную площадь и после молебна с лобного места сказал митрополиту: “Молю тебя, святый владыко, будь мне помощник и любви поборник. Знаю, что ты добрых дел и любви желатель. Сам ты знаешь, что я после отца своего остался четырех лет, а после матери осьми лет”. Изобразив затем яркими чертами беспорядки боярского правления в продолжение своего несовершеннолетия, царь вдруг бросил в глаза присутствовавшим на площади боярам запальчивые слова: “О неправедные лихоимцы и хищники, неправедный суд по себе творящие! Какой теперь ответ дадите нам – вы, многие слезы на себя воздвигшие? Я чист от этой крови; ждите своего воздаяния”. Потом царь поклонился на все стороны и продолжал: “Люди божии и нам дарованные богом! Молю вашу веру к богу и к нам любовь; ныне нам ваших обид и разорений и налогов исправить невозможно… молю вас, оставьте друг другу вражды и тяготы свои… я сам буду вам судия и оборона, буду неправды разорять и хищения возвращать”.
    Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004. http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec40.htm
    ВНУТРЕННЯЯ РЕФОРМА ГОСУДАРСТВА
    Одновременно с казанскими походами Грозного шла его внутренняя реформа. Начало ее связано с торжественным “собором”, заседавшим в Москве в 1550—1551 гг. Это не был земский собор в обычном смысле этого термина. Предание о том, будто бы в 1550 г. Грозный созвал в Москве представительное собрание “всякого чина” из городов, признается теперь недостоверным. Как показал впервые И. Н. Жданов, в Москве заседал тогда собор духовенства и боярства по церковным делам и “земским”. На этом соборе или с его одобрения в 1550 г. был “исправлен” Судебник 1497 г., а в 1551 г. был составлен “Стоглав”, сборник постановлений канонического характера. Вчитываясь в эти памятники и вообще в документы правительственной деятельности тех лет, мы приходим к мысли, что тогда в Москве был создан целый план перестройки местного управления. […] Так как примитивная система кормлений не могла удовлетворять требованиям времени, росту государства и усложнению общественного порядка, то ее решено было заменить иными формами управления. До отмены кормления в данном месте кормленщиков ставили под контроль общественных выборных, а затем и совсем заменяли их органами самоуправления. Самоуправление при этом получало два вида: 1) Ведению выборных людей передавались суд и полиция в округе (“губе”). Так бывало обыкновенно в тех местах, где население имело разносословный характер. В губные старосты выбирались обыкновенно служилые люди, и им в помощь давались выборные же целовальники (т. е. присяжные) и дьяк, составлявшие особое присутствие, “губную избу”. Избирали вместе все классы населения. 2) Ведению выборных людей передавались не только суд и полиция, но и финансовое управление: сбор податей и ведение общинного хозяйства. Так бывало обыкновенно в уездах и волостях со сплошным тяглым населением, где издавна для податного самоуправления существовали земские старосты. Когда этим старостам передавались функции и губного института (или, что то же, наместничьи), то получалась наиболее полная форма самоуправления, обнимавшая все стороны земской жизни. Представители такого самоуправления назывались разно: излюбленные старосты, излюбленные головы, земские судьи. Отмена кормлений в принципе была решена около 1555 г., и всем волостям и городам предоставлено было переходить к новому порядку самоуправления. “Кормленщики” должны были впредь оставаться без “кормов”, и правительству надобны были средства, чтобы чем-либо заменить кормы. Для получения таких средств было установлено, что города и волости должны за право самоуправления вносить в государеву казну особый оброк, получивший название “кормленаго окупа”. Он поступал в особые кассы, “казны”, получившие наименование “четвертей” или “четей”, а бывшие кормленщики получили право на ежегодные “уроки” или жалованье “из чети” и стали называться “четвертчиками”.

  4. asasin333 Ответить

    Смотреть что такое “ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ” в других словарях:

    Земские соборы — высшие сословно представительные учреждения в России в середине 16 конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора думные чины, включая думных дьяков, и Освященный … Политология. Словарь.
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — высшие сословно представительные учреждения в Русском государстве середины XVI конца XVII в. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 г. с патриархом). Боярской думы, государева двора ,… … Юридический словарь
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора ,… … Современная энциклопедия
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — высшие сословно представительные учреждения в России сер. 16 кон. 17 вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, государева двора , выборных от провинциального … Большой Энциклопедический словарь
    Земские соборы — ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ, высшие сословно представительные учреждения в России середины 16 конца 17 веков. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и другие во главе с митрополитом, с 1589 с патриархом), Боярской думы, Государева двора ,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
    Земские соборы — С. Иванов Земский собор Земский собор на Руси с середины XVI до конца XVII века  собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для решения политических, экономических и административных вопросов. Земский собор… … Википедия
    Земские соборы — высшее сословно представительные учреждения в России середины XVI  конца XVII вв. Включали членов Освящённого собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589  с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от… … Энциклопедический словарь
    Земские соборы —         центральные сословно представительские учреждения России в середине 16 17 вв. Появление З. с. результат объединения рус. земель в единое государство, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политического значения дворянства и… … Большая советская энциклопедия
    ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ — центральные сословно представит. учреждения России в сер. 16 17 вв. Появление З. с. показатель объединения рус. земель в единое гос во, ослабления княжеско боярской аристократии, роста политич. значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые… … Советская историческая энциклопедия
    Земские соборы — были одним из наиболее крупных явлений политической жизни Московского государства XVI XVII в., представляя собой выработанную в старой Москве форму участия народного представительства в управлении страной форму, во многих отношениях аналогичную с … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  5. dimaxgo Ответить

    ЗЕМСКИЙ СОБОР

    центральный орган сословного представительства в Русском государстве с середины 16 в. до середины 17 в., являвшийся орудием влияния прежде всего поместного дворянства. Появление 3. с. было вызвано изменениями в экономике и общественном строе русского феодального общества, происшедшими вследствие дальнейшего развития производительных сил. Рост товарного производства, ведший к экономическому упадку боярства, способствовал увеличению численности и усилению политического влияния «служилых людей» (дворян, детей боярских), вступивших в борьбу против крупной феодальной знати (бояр), державшей в своих руках государственный аппарат. В этой борьбе дворянство получало поддержку верхушки «посадских людей» (купцов и ремесленников), также стремившейся к укреплению централизованного государства. Политическое влияние дворянства осуществлялось прежде всего через участие в центральных и местных органах власти и управления. В середине 16 в. в соответствии с политической программой дворянства установилась практика созыва 3. с, что знаменовало переход Русского государства к сословно-представительной монархии (см.).
    3. с. состоял из Боярской думы (см.), «Освященного собора» (совета церковных сановников) и собрания представителей от «всяких чинов людей» (поместного дворянства и верхушки посада). Первый 3. с. был созван в середине 16 в. На этом Соборе присутствовали представители боярства, духовенства и московского дворянства. Впервые представители «верхов» посада участвовали в Соборе 1566 г. На всех 3. с. преобладало дворянство. Так, из 374 членов 3. с. 1566 г. 205 были служилыми людьми. На первый 3. с. не производилось выборов на местах. Дворянство представляли столичные дворяне; купечество было представлено гостями московскими – «торговыми людьми москвичами» – и жившими в Москве иногородними купцами. С начала 17 в. на местах (по уездам) стали проводиться вы
    боры представителей служилых людей; городское же население, как правило, представлялось торговыми и черными людьми Москвы. Черносошные
    (государственные) крестьяне участвовали только в одном 3. с, созванном в 1613 г. народным ополчением для избрания нового царя, после разгрома русским народом польско-шведских интервентов. Крепостные крестьяне и городские «низы» – основная масса населения – в 3. с. не были представлены.
    3. с. в 16 в. и в первой половине 17 в. содействовали укреплению централизованного аппарата власти.
    Соборы созывались государем, а в периоды отсутствия на Руси царя (междуцарствие) – заменявшим его правительством. 3. с. созывались для решения важнейших вопросов государственной жизни: избрания монарха, объявления войны и заключения мира, установления новых налогов, принятия наиболее важных законов и т. п. Цари, юридически не будучи обязанными обращаться к 3. с, фактически вынуждены были созывать их и считаться с их решениями. 3. с, как правило, созывались в особо тяжелые для государства моменты, когда правительство не могло обойтись без прямой поддержки широкой массы служилого дворянства и других привилегированных сословий.
    3. с. являлись ареной борьбы различных сословий, что особенно проявилось на 3. с. 1642 г., созванном для решения вопроса о принятии завоеванного донскими казаками Азова, когда каждое сословие предъявляло свои требования и стремилось переложить тяготы возможной войны с Турцией на другое сословие. Большое значение имел 3. с. 1648–49 гг., на созыв которого правительство пошло, будучи напугано восстанием в Москве в июне 1648 г. и стремясь прочнее опереться на дворянство, а также использовать поддержку городских «верхов». Служилые и посадские люди на 3. с. приняли участие в разработке Соборного уложения 1649 г. (см.), которое оформило социальный и государственный строй страны и удовлетворило главные требования дворянства, являвшегося основной опорой формировавшегося абсолютизма (см.).
    3. с. 1653 г. был последним. Совещания, созывавшиеся правительствам позднее и нередко именуемые в источниках и в литературе 3. с, таковыми по существу не являлись, а представляли собой сословные совещания, которые созывались правительством для консультации с представителями того или иного сословия. Напр., в 1681 г. было созвано совещание представителей дворянства по вопросу об отмене местничества, а в 1682 г. – совещание представителей купечества по финансовым вопросам. С середины 80-х годов 17 в. прекратился созыв даже таких совещаний.
    3. с. перестали созываться, потому что во второй половине 17 в. в России созрели необходимые социально-экономические и политические предпосылки для превращения сослозио-представительной монархии в абсолютную. Финансовая самостоятельность, достигнутая царской властью в этот период, создание постоянного войска и мощного бюрократического аппарата, подчинение церкви государству позволили укрепившемуся самодержавию прекратить созыв 3. с.

  6. siv13 Ответить

    ЗЕ́МСКИЕ СОБО́РЫ, высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 — конце 17 веков.
    Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой (см. БОЯРСКАЯ ДУМА). Постоянные участники собора — думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 — с патриархом). К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.).
    Представителей крестьян на земских соборах не было. Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века. В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение.
    Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада.
    Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады (см. ИЗБРАННАЯ РАДА). В начале 17 века, в Смутное время (см. СМУТНОЕ ВРЕМЯ) был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича (см. МИХАИЛ Федорович) — первого царя династии Романовых. В его царствование (1613—45) Земские соборы созывались наиболее часто.
    Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648—1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649 (см. СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ). На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества (см. МЕСТНИЧЕСТВО).
    С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (см. ЛИВОНСКАЯ ВОЙНА) (1558—1583), и кончая соборами 1653—1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683—1684 о Вечном мире (см. ВЕЧНЫЙ МИР) с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины (см. ОПРИЧНИНА), на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, — о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

  7. nitromixn Ответить

    Например, на земский собор 1651 г. есть царская грамота от 31 января 1651 г. в Крапивну воеводе Василию Астафьеву о выборе «для нашего царственного, великого, земского и литовского дела» и присылке в Москву на соборное воскресенье двух «лучших дворян» и двух «лучших посадских людей». Как видим из текста этой царской грамоты, царские чиновники по какой-то причине считали нужным от Крапивны иметь одинаковое число феодалов и торгово-промышленного класса.
    Представительство сословий на соборах можно проследить на основании исследований В.О. Ключевского в работе «Состав представительства на земских соборах древней Руси» Ключевский подробно рассматривает состав соборов на основе представительства 1566 г. и 1598 г.
    В 1566 г. состоялся второй в истории земской собор. Это было во время войны с Латвией за Ливонию. Царь хотел узнать мнение чинов, мириться ли с Литвой на условиях, предложенных литовским королем. От этого собора сохранилась приговорная грамота, полный протокол с поименным перечнем всех чинов собора. В нем поименовано 374 члена собора. По общественному положению они делились на четыре группы. Первая группа — 32 духовных лица — архиепископ, епископы, архимандриты, игумены и монастырские старцы. В этой группе едва ли были выборные люди, это все были представленные на соборе лица по своему сану, как его непременные члены и приглашенные компетентные люди, уважаемые обществом и могущие подать полезный совет, усилить нравственный авторитет земского собора.
    Вторая группа состояла из 29 бояр, окольничьих, государевых дьяков, то есть статс-секретарей и других высших чиновников. В эту же группу входило 33 простых дьяков и приказных людей. Во второй группе не было выборных представителей: это были все сановники и дельцы высшего центрального управления, члены боярской думы, начальники и секретари московских приказов, приглашенные на собор в силу своего служебного положения.
    Третью группу составляли 97 дворян первой статьи, 99 дворян и детей боярских второй статьи, 3 торопецких и 6 луцких помещиков. Это группа военно-служивых людей.
    Четвертая группа включала 12 гостей, то есть купцов высшего разряда, 41 человека простых московских купцов — «торговых людей москвичей», как они названы в «соборной грамоте», и 22 человека — люди промышленно торгового класса.
    Обозначенные в соборном перечне дворяне и дети боярские обеих статей были практически представителями дворянских обществ, которым они предводительствовали в походах.
    Представители городского торгово-промышленного класса были выразителями мнений уездных торгово-промышленных миров. От них правительство ожидало советов в улучшении системы сбора налогов, в деле ведения торгово-промышленных дел, где требовалась торговая опытность, некоторые технические знания, которыми не обладали приказные люди, коренные органы управления.
    Ключевский настойчиво проводит мысль о том, что соборные представители от сословий были не столько уполномоченными от своего сословия или от своей корпорации, сколько призванными правительством от такой корпорации. По мнению Ключевского, выборный представитель «являлся на соборе не для того, чтобы заявить перед властью о нуждах и желаниях своих избирателей и потребовать их удовлетворения, а для того, чтобы отвечать на запросы, какие ему сделает власть, дать совет, по какому делу она его потребует, и потом воротиться домой ответственным проводником решения, принятого властью на основании наведенных справок и выслушанных советов».
    Эта точка зрения, принижающая роль участников земских соборов, аргументировано поправлена Черепниным, Павленко, Тихомировым и другими современными исследователями, показавшими, что выборные представители земских соборов играли куда более самостоятельную роль.
    Для более детального изучения характера представительства рассмотрим еще состав собора 1598 г. Это был избирательный собор, возведший на царский престол боярина Бориса Годунова. Сохранился полный акт этого собора с перечислением его членов. По количеству его участников у историков есть разногласия — считают от 456 до 512 человек. Эта некоторая разница может быть объяснена техническими причинами несходства списка земских соборов со списком рукоприкладства по приговору об избрании Бориса Годунова царем — «утвержденной грамоте».
    Для данной темы главный интерес представляет социальный состав участников собора. Классификация представительства на этом соборе гораздо сложнее, чем та, что относится к земскому собору 1566г.
    И на этом соборе было приглашено высшее духовенство, всех духовных лиц на соборе 1598 г. было 109 человек. В состав собора, разумеется, входила Боярская дума. Вместе бояр, окольничьих, думных дворян и душных дьяков было 52 человека. Были призваны дьяки из московских приказов в составе 30 человек, от дворцовой администрации было призвано на собор 2 бараша, 16 дворцовых ключников. Военно-служивых людей на собор было призвно268 человек, в составе собора они представляли несколько меньший процент, чем в 1566 г., а именно 52% вместо прежних 55%. Зато на этом соборе они представляли более дробную иерархию. Соборный акт 1598 г. делит их на стольников, дворян, стряпчих, голов стрелецких, жильцов и выборных из городов.
    Представителями торгово-промышленного класса на соборе являлись 21 человек гостей, 15 старост и сотских московских сотен гостинной, суконной и черных. Эти старосты явились на земской собор 1598 г. вместо представителей столичного купечества, которое ранее, на соборе 1566 г., обозначалось званием торговых людей московских и смолян.
    Таким образом, в составе собора 1598 г. практически присутствуют те же четыре группы, которые были на соборе 1566 г.:
    — церковное управление
    — высшее государственное управление
    — военно-служивый класс, представляющий дворян-феодалов
    — торгово-промышленный класс.
    Это типичный состав полного земского собора, на нем никогда не были представлены крестьяне и городская беднота, городские ремесленники.
    На неполных соборах, которые историки иногда называют не соборами, а совещаниями, присутствовали обязательно первая и вторая группы, но третья и четвертая группы могли быть представлены в ослабленном, урезанном виде.
    Состав соборов выявляет, с кем царь и правительство имели совет, к кому обращали острые насущные государственные вопросы, чье мнение выслушивали, в опоре на кого нуждались.
    Сколько было земских соборов в XVI–XVII вв.? все ученые первым земским собором называют собор примирения 1549 г. Однако о прекращении влияния земских соборов единого мнения нет. Одни историки считают практически последним земским собором собор 1653 г. о войне с Польшей и присоединении Украины к России, другие последним собором считают созыв и роспуск собора о вечном мире с Польшей в 1683 г.
    Интересно отметить, что в полном перечне соборов Черепнина значится и собор, освятивший своим решением двоецарствие Ивана и Петра Алексеевичей и возведение в сан правительницы Софьи. Однако при описании этих событий в учебниках истории нигде не встречается слово «собор» или ссылка на решение земского собора. Интересна позиция по этому вопросу авторитетного современного историка Павленко Н.И. Выше уже было сказано, что он серьезно занимался проблемами земских соборов. Но он, с одной стороны, не опровергал мнение Черепнина о последних соборах, а с другой стороны, во всех своих книгах о Петре I он никогда не упоминает о соборах, освятивших двоецарствие. В лучшем случае речь идет о том, что имя царей выкрикнули из толпы на площади.
    Очевидно, наиболее обоснованным является мнение Л.В. Черепнина, на которое мы и будем в основном опираться. Черепнин в своей книге «Земские соборы русского государства XVI–XVII вв.» перечислил в хронологическом порядке 57 соборов, из них 11 соборов в XVI веке и 46 соборов в XVII веке.
    Однако Черепнин, Тихомиров, Павленко, Шмидт и другие историки полагают, что соборов могло быть и больше, сведения о некоторых могли не дойти до нас, возможны еще открытия историков при изучении архивных источников. В число перечисленных 57 соборов Черепнин включает и три церковно-земских собора, в том числе Стоглавый собор. Анализ представительства и решаемых вопросов делают включение Стоглавого собора в общее число земских соборов совершенно обоснованным и закономерным.
    Для уяснения роли земских соборов, их существа, их влияния на историю этого периода — периода сословно-представительской монархии и формирования абсолютной монархии, проведем их классификацию по нескольким признакам. Ключевский классифицирует соборы по признакам:
    · Избирательные. Они избирали царя, выносили окончательное решение, закрепленное соответствующим документом и подписями участников собора (рукоприкладство).
    · Совещательные, все соборы, которые давали совет на запрос царя, правительства, высшей духовной иерархии.
    o Полные, когда земские соборы имели полное представительств, подобное тому, которое было рассмотрено на примерах соборов 1566 г. и 1598 г.
    o Неполные, когда на земских соборах были представлены Боярская дума, «освященный собор» и лишь частично дворянство и третье сословие, а на некоторых соборах-совещаниях две последних группы в силу соответствующих тому времени обстоятельств могли быть представлены символически.
    С точки зрения общественно политической значимости соборы можно разделить на четыре группы:
    — созванные царем;
    — созванные царем по инициативе сословий;
    — созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя;
    — избирательные на царство.
    К первой группе принадлежит большинство соборов. Ко второй группе относится собор 1648 г., который собрался, как прямо сказано в источнике, по челобитью царю людей «разных чинов», а также ряд соборов времен Михаила Федоровича. К третьей группе относится собор 1565 г., на котором решался вопрос об опричнине и соборы 1611–1613 гг. о «совете всей земли», о государственном устройстве и политических порядках. Избирательные соборы (четвертая группа) собирались для выбора, утверждения на престоле Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова, Петра и Иоанна Алексеевичей, а также предположительно Федора Ивановича и Алексея Михайловича.
    Созывались воинские соборы, зачастую они были экстренным сбором, представительство на них было неполным, приглашали тех, кто заинтересован в территории, являющейся причиной войны и тех, кого в короткие сроки можно призвать в расчете на поддержку политики царя.
    В число соборов включено и три церковных собора в силу следующих обстоятельств:
    1. на этих соборах все же присутствовал земской элемент;
    2. решаемые религиозные вопросы в те исторические времена и мели и светское «земское значение»
    Конечно, эта классификация условна, но она помогает уяснить содержание деятельности соборов.
    Для более глубокого понимания роли соборов целесообразно провести еще одну классификацию:
    — Соборы, решавшие вопросы реформ;
    — Соборы, решавшие внешнеполитические дела Руси, вопросы войны и мира;
    — Соборы, решавшие дела внутреннего «устроения государства», в том числе способов усмирения восстаний;
    — Соборы смутного времени;
    — Избирательные соборы (избрание царей).

  8. hoh8206 Ответить

    высшие сословно-представительные учреждения в России в середине 16 – конце 17 веков. Созывались царем, а в его отсутствие митрополитом (позже патриархом) и Боярской думой. Постоянные участники собора – думные чины, включая думных дьяков, и Освященный собор (архиепископы, епископы во главе с митрополитом, с 1589 – с патриархом). К участию в Земском соборе привлекались представители «государева двора», выборных от провинциального дворянства, верхов посада (последние были представлены на соборах 1566, 1598 и большинстве соборов 17 в.). Представителей крестьян на земских соборах не было.
    Исключение составляет собор 1613; предполагают, что в его работе приняло участие несколько представителей черносошного крестьянства. Практика созыва и хода заседаний не была строго регламентирована и постепенно изменилась. Установить различия между собственно земскими соборами и совещаниями соборной формы, то есть совещаниями думных чинов, высшего духовенства с представителями отдельных групп дворян или посадского населения, не всегда возможно, особенно для 16 века. В первой половине 17 века созывались земские соборы, как состоявшие из большого числа выборных людей с мест, так и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди. Такое представительство зависело от степени экстренности созыва собора и от характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Появление земских соборов стало результатом объединения русских земель в единое государство, ослабления княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и верхов посада. Первые земские соборы были созваны в середине 16 века. С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады. В начале 17 века, в Смутное время был созван «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился земский собор 1613, избравший на престол Михаила Федоровича – первого царя династии Романовых. В его царствование (1613-45) Земские соборы созывались наиболее часто. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя (соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682). На Уложенном соборе (1648-1649) было составлено и утверждено Соборное уложение 1649. На этом соборе было отмечено наибольшее число представителей с мест. Земский собор 1650 был созван в связи с восстанием в Пскове. Соборным решением 1682 была утверждена отмена местничества. С помощью земских соборов правительство вводило новые налоги, изменяло прежние. На соборах обсуждали вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с земского собора 1566, созванного в связи с Ливонской войной (1558-1583), и кончая соборами 1653-1654 о воссоединении Украины с Россией и 1683-1684 о Вечном мире с Речью Посполитой. Иногда на земских соборах поднимались незапланированные вопросы: на соборе 1566 был поставлен вопрос об отмене опричнины, на соборе 1642, созванном для обсуждения вопроса об Азове, — о положении московских и городовых дворян. С середины 17 века деятельность земских соборов постепенно прекращается. Это объясняется утверждением абсолютизма, а также тем, что дворяне и посадские люди изданием Соборного уложения (1649) добились удовлетворения многих своих требований.

  9. ceptor77 Ответить

    Земские соборы – центральное сословно-представительное учреждение России в середине 16-17 века. Появление земских соборов – показатель объединения русских земель в единое государство, ослабление княжеско-боярской аристократии, роста политического значения дворянства и отчасти верхов посада. Первые Земские соборы были созваны в середине 16 века, в годы обострения классовой борьбы, особенно в городах. Народные восстания заставили феодалов сплотиться для проведения политики, укрепляющей государственную власть, экономическое и политическое положения господствовавшего класса. Не все земские соборы были правильно организованными сословно – представительными собраниями. Многие на них созывались настолько срочно, что не могло быть и речи о выборе для участия в них представителей с мест. В таких случаях кроме «освященного собора» (высшего духовенства), Боярской думы, столичных служилых и торгово-промышленных людей на них выступали от имени уездных служилых людей лица, случайно находившиеся в Москве по служебным и иным делам. Законодательных актов, определявших порядок выбора представителей на соборы, не существовало, хотя мысль о них возникала.
    В состав Земского собора входили царь, Боярская дума, Освященный собор в полном составе, представители дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество), т.е. кандидаты трех сословий. Земский собор как представительный орган был двухпалатным. В верхнюю палату входили царь, Боярская дума и Освященный собор, которые не избирались, а участвовали в ней в соответствии с занимаемым положением. Члены нижней палаты были выборными. Порядок выборов на Собор был следующим. Из Разрядного приказа воеводы получали предписание о выборах, которое зачитывалось жителям городов и крестьянам. После этого составлялись сословные выборные списки, хотя число представителей не фиксировалось. Избиратели давали своим выборным наказы. Однако выборы проводились не всегда. Бывали случаи, когда при срочном созыве собора представители приглашались царем или должностными лицами на местах. В Земском соборе значительную роль играли дворяне (главное служилое сословие, основа царского войска), и особенно торговые люди, так как от их участия в этом государственном органе зависело решение денежных проблем для обеспечения средствами государственных нужд, прежде всего оборонных и военных. Таким образом, в Земских соборах нашла проявление политика компромисса между различными слоями господствующего класса.
    Регулярность и продолжительность заседаний Земских соборов не были заранее регламентированы и зависели от обстоятельств и важности и содержания обсуждавшихся вопросов, В ряде случаев Земские соборы функционировали непрерывно. Они решали основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства, финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по сословиям (по палатам), каждое сословие подавало свое письменное мнение, а потом в результате их обобщения составлялся соборный приговор, принимаемый всем составом Собора. Таким образом, правительственная власть имела возможность выявить мнения отдельных классов и групп населения. Но в целом Собор действовал в тесной связи с царской властью и Думой. Соборы собирались на Красной площади, в Патриарших палатах или Успенском соборе Кремля, позже — Золотой палате или Столовой избе.
    Необходимо сказать, что в состав земских соборов как учреждений феодальных не входила основная масса населения — закрепощенное крестьянство. Историки предполагают, что лишь единственный раз, на соборе 1613 г., присутствовало, по-видимому, небольшое число представителей черносошных крестьян.
    Кроме названия «Земский собор» это представительное учреждение в Московском государстве имело и другие наименования: «Совет всея земли», «Собор», «Общий совет», «Великая земская дума».
    Идея соборности начала развиваться в середине XVI в. Первый Земский собор был созван в России в 1549 г. и вошел в историю как Собор примирения. Причина его созыва — восстание горожан в Москве в 1547 г. Напуганные этим событием, царь и феодалы привлекли к участию в этом Соборе не только бояр и дворян, но и представителей других слоев населения, что создавало видимость привлечения к государственному управлению не только господ, но и третьего сословия, благодаря чему недовольных удалось несколько успокоить.
    На основе имеющихся документов историки полагают, что Земских соборов состоялось около 50.
    Наиболее сложную и представительную структуру имели Стоглавый собор 1551 г. и Собор 1566 г.
    В начале 17 века в годы массовых народных движений и польско-шведской интервенции, созывался «Совет всея земли», продолжением которого по существу явился Земской собор 1613 года, избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича (1613-45). В его царствование почти непрерывно действовали земские соборы, которые сделали очень много для укрепления государства и царской власти. После возвращения из плена патриарха Филарета они стали собираться реже. Соборы созывались в это время преимущественно в тех случаях, когда государству грозила опасность войны, и возникал вопрос о сборе средств или вставали другие вопросы внутренней политики. Так, собор в 1642 г. решил вопрос о сдаче туркам Азова, захваченного донскими казаками, в 1648-1649 гг. после восстания в Москве был созван собор для составления Уложения, собор 1650 г. был посвящен вопросу о восстании в Пскове.
    На заседаниях земских соборов обсуждались важнейшие государственные вопросы. Земские соборы созывались для утверждения на престоле или избрания царя – соборы 1584, 1598, 1613, 1645, 1676, 1682.
    С земскими соборами 1549, 1550 связаны реформы времени правления Избранной рады, с земскими соборами 1648-1649 (на этом соборе было наибольшее в истории число представителей с мест), соборным решением 1682 года была утверждена отмена местничества.
    С помощью З. с. правительство вводило новые налоги и видоизменяло прежние. З. с. обсуждали важнейшие вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско, и средства ее ведения. Эти вопросы обсуждались постоянно, начиная с З. с. 1566, созванного в связи с Ливонской войной, и кончая соборами 1683-84 о «вечном мире» с Польшей. Иногда на З. с. поднимались и заранее не запланированные вопросы: на соборе 1566 его участники поставили вопрос об отмене опричнины, на З. с. 1642, созванного для обсуждения вопросов об Азове, – о положении московских и городовых дворян.
    Земские соборы играли важную роль в политической жизни страны. Царская власть опиралась на них в борьбе с остатками феодальной раздробленности, с их помощью господствовавший класс феодалов старался ослабить классовую борьбу.
    С середины 17 века деятельность З. с. постепенно замирает. Это объясняется утверждением абсолютизма, а так же связано с тем, что дворяне и частично посадские люди изданием Соборного уложения 1649 добились удовлетворения своих требований, а опасность массовых городских восстаний ослабла.
    Земский собор 1653 г., обсуждавший вопрос о воссоединении Украины с Россией, можно считать последним. Практика созыва земских соборов прекратилась, потому что они сыграли свою роль в укреплении и развитии централизованного феодального государства. В 1648–1649 гг. дворянство добилось удовлетворения своих основных требований. Обострение классовой борьбы побуждало дворянство сплотиться вокруг самодержавного правительства, которое обеспечивало его интересы.
    Во второй половине XVII в. правительство иногда созывало комиссии из представителей отдельных сословий для обсуждения дел, которые их касались ближайшим образом. В 1660 и 1662–1663 гг. гости и выборные от московских тяглецов были собраны на совещание с боярами по вопросу о денежном и хозяйственном кризисе. В 1681 — 1682 гг. одна комиссия из служилых людей разбирала вопрос об организации войск, другая комиссия из торговых людей рассматривала вопрос о податном обложении. В 1683 г. был созван собор для предполагавшегося обсуждения вопроса о «вечном мире» с Польшей. Этот собор состоял из представителей только одного служилого сословия, что явно свидетельствовало об умирании сословно-представительных учреждений.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *