Что значит для бальмонта русский язык найдите ответ в тексте?

14 ответов на вопрос “Что значит для бальмонта русский язык найдите ответ в тексте?”

  1. Nightbringer Ответить

    Русский язык для поэта — это былины, колыбельные песни, подвиги вещего Олега, полет Жар-птицы,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роша. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей — в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Нс вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речною серебра Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре.
    Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан.
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
    До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  2. Alsage Ответить

    Русский язык для поэта — это былины, колыбельные песни, подвиги вещего Олега, полет Жар-птицы,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роша. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей — в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Нс вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речною серебра Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре.
    Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан.
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
    До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  3. Nibor Ответить

    ответ к заданию по литературному чтению:
    Русский язык для поэта — это былины, колыбельные песни, подвиги вещего Олега, полет Жар-птицы,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роша. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей — в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Нс вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речною серебра Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре.
    Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан.
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
    До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  4. Manafyn Ответить

    ответ к заданию по литературному чтению:
    Русский язык для поэта — это былины, колыбельные песни, подвиги вещего Олега, полет Жар-птицы,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роша. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей — в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Нс вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речною серебра Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре.
    Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан.
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
    До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  5. Ведущий балтолог Ответить

    ответ к заданию по литературному чтению:
    Русский язык для поэта — это былины, колыбельные песни, подвиги вещего Олега, полет Жар-птицы,
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роша. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей — в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Нс вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речною серебра Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре.
    Венчая полноводную Неву С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан.
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый —
    До той черты, где Тихий океан Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  6. ТвОй•ХоДяЧиЙ•пОцЕлУй Ответить

    «Русский язык» Константин Бальмонт
    Язык, великолепный наш язык.
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев, и звон, и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть
    О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речного серебра
    Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
    Венчая полноводную Неву
    С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан,
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
    До той черты, где Тихий океан
    Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

    Анализ стихотворения Бальмонта «Русский язык»

    Знаковое для творчества К. Д. Бальмонта стихотворение «Русский язык» написано 3 июля 1924 года в Шатэлейоне во Франции. Однако впечатления, которые легли в его основу, были собраны задолго до этого. Еще в феврале-июне 1916 года Константин Дмитриевич совершил большое путешествие по Сибири. Чувства, бережно хранимые поэтом, дали пищу для многих произведений, вошедших впоследствии в сборник «Голубая подкова. Стихи о Сибири» (1934). Именно здесь впервые появляется новая сущность в творчестве Бальмонта – русский язык как полноценный герой стихотворений.
    В произведении Бальмонт выступает как рассказчик. Поэт знакомит читателя со своим героем и последовательно раскрывает его черты. На протяжении шестнадцати строф-четверостиший образ русского языка наполняется звуками, красками и обрастает плотью. Такой подход неслучаен – для поэта родной язык уже не является простым набором слов. Это полноценное существо, душа целого народа, которая объединяет русских людей во всем мире.
    Поэтому стихотворение начинается с восхваления русского языка. Бросается в глаза местоимение «наш». Автор сразу показывает свое отношение, словно поднимая язык как знамя в стремлении сплотить всех под ним. Это слово еще не раз встретится читателю в разных формах – «наш Олег», «подснежник наш», «над нашим водоемом».
    Композиционно стихотворение можно разделить на две части. В первую входят строфы с первой по восьмую. В этих четверостишиях собраны символы, в которых русский язык раскрывается как целостный образ. Поскольку для поэта речь и Родина – идентичные понятия, то все, что представляет образ родной земли, входит и в язык. Все эти картины, от которых пробуждается душа:
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к Солнцу выше, выше.
    Березовая роща, свет сквозной.
    напоминают автору о родной речи.
    Отдельно следует упомянуть яркий образ Богородицы, заключенный в следующих строках:
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей в провидящее сердце.
    В нем можно увидеть сразу несколько символов: и светлый лик Божьей Матери, и образ самой Святой Руси, и намек на строчки стихотворения Марины Цветаевой «Семь мечей пронзили сердце…» (1918). Все эти образы для автора – драгоценность, которую он бережно хранит и воспевает в своем творчестве.
    Турне поэта по русской земле началось на Украине и закончилось на Дальнем Востоке. Константин Дмитриевич проехал через Томск, посетил Байкал, добрался до Владивостока. Этот путь легко проследить в стихотворении «Русский язык». Вторая часть произведения повторяет маршрут поэта. Она начинается словами:
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    В этих строфах наряду с описанием красот родных просторов автор упоминает великих людей, которые сделали много для России и русского языка, а потому навечно остались в народной памяти. Рассказчик здесь предстает как бесплотный дух, который перелетает из одного времени в другое, стремительно проносится над горами, реками и равнинами.
    Бальмонт начинает повествование с легенды об Олеге и его походе на Царь-град, ведь именно с этого момента началось восхождение Руси к подлинному величию и единству.
    Следующая веха – поход Ермака, присоединивший огромные сибирские просторы. Автор сравнивает неуязвимость родного языка с этим историческим персонажем, который хоть и погиб героически, но не умер в сердцах.
    Автор не просто перечисляет географические названия. Они звучат словно заклинания, возрождая в памяти великолепные по красоте картины русской природы. Нужно помнить, что в годы написания этого стихотворения Бальмонт находился в тяжелой для него эмиграции. Поэтому погружение в русский язык служило ему отдушиной, возможностью хотя бы ненадолго вернуться домой. «Как хорошо в чужих краях вздохнуть о нем», признается поэт.
    Метки: Бальмонт

  7. Moktilar Ответить

    Язык, великолепный наш язык.
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев, и звон, и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть
    О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речного серебра
    Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
    Венчая полноводную Неву
    С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан,
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
    До той черты, где Тихий океан
    Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

  8. $herik Ответить

    Из всех слов могучего и первородного  русского  языка,  полно­ гласного, кроткого и грозного, бросающего  звуки  взрывным  водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего   степными   ковылями,   поющего   ветром,   что   носится   и   ме­ чется, и  уманивает  сердце  далеко  за  степь,  пересветно  сияющего  сереб­  ряными  разливами  полноводных  рек,  втекающих  в  Синее  Море,  —  из        всех несосчитанных самоцветов     этой неисчерпаемой сокровищницы,     языка живого, сотворенного и, однако же, без устали творящего, больше всего я люблю слово — Воля. Так  было в детстве, так и теперь. Это слово — самое дорогое и всеобъемлющее.
    Уже  один его внешний лик пленителен.  Веющее в,  долгое, как зов далеко­     го хора, о, ласкающее ле, в мягкости твердое, утверждающее я. А смысл этого  слова  —  двойной,  как сокровища в старинном ларце, в котором два дна.  Воля  есть  воля-хотение,  и  воля  есть  воля-свобода.  В  таком  ларце  легко   устраняется разделяющая преграда двойного дна и сокровища соединяются, взаимно обо­ гащаясь переливаниями светов. Один смысл слова воля, в самом простом из­ начальном словоупотреблении, светит другому смыслу, в меру отягощает со­ держательностью и значительностью его живую существенность.
    Слова в переносном значении: бросающего, журчащего, шуршащего,  творящего, носится, мечется, говоров, уманивает, лик, веющее, ласкающее. Переносные значения слов служат для  создания  метафоры,  метонимии,  си­ некдохи  и  олицетворения.  В  тексте  эти  выразительные  средства   использу­ ются для создания яркого художественно образа.

    2.      Серебряный кувшин — серебряная роса — серебряный  век  русской  поэзии; человеческое сердце — сердце страны.
    3.   Могучий — сильный — воинственный — храбрый — грозный.
    4.       Слова, вышедшие из употребления: говор, лик, ларец, хотение, светов.

  9. Miraginn Ответить

    Язык, великолепный наш язык.
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев, и звон, и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном — бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть
    О нем — там, в синем — о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речного серебра
    Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
    Венчая полноводную Неву
    С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан,
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
    До той черты, где Тихий океан
    Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра — встанет! С молнией и громом!

    Анализ стихотворения «Русский язык» Бальмонта

    Константин Дмитриевич Бальмонт является одним из ярчайших представителей Серебряного века в русской литературе. «На Бальмонте – в каждом его жесте, шаге, слове – клеймо – печать – звезда поэта», — говорила о нем Марина Цветаева, знавшая его долгое время. Стихотворение «Русский язык» написано в 1924 году. В это время поэт находился в эмиграции во Франции и очень скучал по родине. Он несколько раз порывался вернуться, но так и не решился. Вместо этого он написал множество произведений, пронизанных тоской и любовью к России.
    Темой данного произведения является русский язык, во всем его величии и красоте. Главная идея – передать любовь, которую автор испытывает к своему родному языку. «Язык, великолепный наш язык», — используя местоимение «наш», Бальмонт подчеркивает свою принадлежность, свою причастность к русскому языку. Он еще не раз использует этот прием: «наш Олег», «подснежник наш», «над нашим водоемом».
    Логически стихотворение можно разделить на две части. В первой части Бальмонтом описывается вся красота русской природы, жизнь и звуки обычной деревни. Поэт рассказывает, какие образы у него встают перед глазами, когда он слышит звучание русского языка. Ему представляется березовая роща, жаворонки, зеленый луг, молодые девушки у колодца, крестьяне, пашущие землю и родной дом. Бальмонту слышится журчание ручья, звон колоколов, в лесу кукушка, треск костра и былины про Соловья-разбойника. Когда читаешь эти строки, действительно представляешь себе Россию, чувствуешь какую любовь пытался передать автор.
    Для того, чтобы передать атмосферу, Бальмонт использует множество эпитетов: небесный дождь, весенний луч, веселый хоровод, проворные салазки. Также используется такой прием, как одушевление: бег зарницы, подснежник прорвет снег, зарницы сцепляются.
    Во второй части автор обращается к русской истории. Он упоминает Олега, затем поход Ермака, Петра Великого и Пушкина. Отдельно стоит упомянуть образ Богородицы, переданный следующими строками:
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей в провидящее сердце.
    Автор использует перекрестную рифму во всем стихотворении: язык – рык, ключа – меча, наяву – Неву. Для создание звукового «рисунка» используется эпифора: «Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше», «Здесь хорошо. А там — смотри, смотри». Также можно проследить по всему произведению наличие ассонанса – повторения гласных [е] и [я].
    Перечисляются также географические названия, названия которых значат много для любого русского человека, в том числе и для Бальмонта, вынужденного покинуть свою родину и воспевать ее красоты из чужой земли. Они звучат словно заклинания, возрождая в памяти великолепные по красоте картины русской природы.

  10. Adogamand Ответить

    Шкапо Надежда Валерьевна
    Муниципальное образовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная с углублённым
    изучением отдельных предметов  г. Пушкино»
    Московской области
    Конспект урока по литературному чтению.
    Константин Дмитриевич Бальмонт «Русский язык»
    (по программе «Начальная школа 21 века» 4 класс)
    Задачи:
    Обучающие:
    – продолжить работу над произведениями К.Д.Бальмонта;
    – учить различать стихи поэта по темам;
    – закрепить понятия «строфа», «эпитет», «метафора», «олицетворение»;
    – вспомнить изученные сказки, былины, легенды о героях, о героях которых
    говорится в стихотворении;
    отрабатывать навык выразительного чтения.
    Развивающие:
    – развивать речевые умения учащихся, образное и логическое мышление,
    творческие способности, умения анализировать, обобщать;
    – формировать читательскую самостоятельность.
    Воспитывающие:
    -воспитание патриотического отношения к родному языку, к Родине;
    -воспитание необходимых учебных качеств: усидчивости, дисциплинированности, взаимоуважения.
    Ход урока
    I. Организационный момент.
    -Здравствуйте, ребята. Садитесь.
    -Ребята, готовы к уроку?
    На вас надеюсь я друзья!
    Мы хороший дружный класс,
    Всё получится у нас!
    -Мы с вами сейчас выполним несколько упражнений, которые помогут настроиться на
    работу:
    а) «кнопки мозга»;
    б) «кнопки энергетического баланса»;
    в) «думающая шляпа».
    (эти упражнения являются кинезиологическими, они и ряд других систематически используются на уроках)
    II. Повторение изученного материала (актуализация знаний)
    -Посмотрите на доску и прочитайте тему урока.
    -Над каким произведением будем работать? («Русский язык»)
    -Кто автор? (Константин Дмитриевич Бальмонт)
    -Сегодня на уроке мы вспомним темы изученных стихотворений Константина Дмитриевича Бальмонта, познакомимся с новым произведением «Русский язык», выясним значения трудных слов, поработаем над художественными средствами, которые использовал поэт в стихотворении «Русский язык».
    -Вспомним, на какие темы писал Бальмонт. Возьмите карточки. Напишите тему и название произведения.
    (Дети работают самостоятельно. Приложение 1.)
    -Проверим, о чём писал поэт в своих стихотворениях? (фронтальная проверка, учащиеся отвечают, учитель прикрепляет карточки с соответствующим ответом на доску или можно использовать программу Microsoft Office Power Point).
    -Посмотрите, на какие разнообразные темы писал автор. А можно ли по названию произведения определить тему? (да)
    -Да, как правило тема выносится в заголовок.
    -А теперь мы знакомимся с новым произведением Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык».
    -Но прежде, чем начнём читать стихотворение, объясним трудные, не всегда понятные слова. Это слова: вертеп, зарница, жалейка, доезжачий, ярит, савраска, рысак, ладан.
    -Значение этих слов посмотрели в словарях некоторые ребята (4 учащихся читают значения слов – по 2 значения каждый).
    -Посмотрите, здесь краткое значение этих слов. (Учитель показывает на доску, где есть на карточках значения слов. Можно опять использовать программу Microsoft Office Power Point).
    III. Первичное восприятие текста.
    -Откройте учебники на стр.213.
    -Я прочту стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «Русский язык», а вы внимательно послушайте. Можно следить.
    (чтение учителем стихотворения, звучит музыка Э. Грига «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»)
    -Как вам стихотворение? (ответы детей)
    IV. Работа с текстом произведения.
    -Обратимся к тексту произведения, попробуем выяснить, что такое русский язык в понимании поэта.
    -Попытаемся выразительно прочитать.
    1 ученик         1 и 2 строфы
    2 ученик         3 и 4 строфы
    3 ученик         5 и 6 строфы
    -Прочитайте строчку, в которой говорится о былинном герое. («…Про Соловья-разбойника былины…»)
    -Назовите произведение, в котором один из главных героев Соловей-разбойник. ( Илья Муромец и Соловей-разбойник)
    -Для поэта русский язык – это язык русских былин.
    (На доске: «русский язык – это …). Учитель прикрепляет карточку «былин» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -Читаем дальше.
    4 ученик        7 и 8 строфы
    -Вам ничего не напоминают строчки:
    Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?  (колыбельная песня)
    -Родной язык колыбельных песен, только он может передать всю любовь и нежность матери к своему ребёнку. Для автора нашего стихотворения русский язык становится языком колыбельных песен.
    (учитель прикрепляет карточку «колыбельных песен» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -Продолжаем.
    5 ученик         9 и 10 строфы
    -О каком Олеге идёт речь в этих строках?
    -Какое произведение вспоминаем? ( А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»)
    -Вспоминая «Песнь о вещем Олеге», мы вспоминаем её автора, великого национального поэта Александра Сергеевича Пушкина, так русский язык, в понимании Бальмонта,- это язык поэзии Пушкина.
    -Дальше.
    -Прочитайте строчку, которая отправит нас в сказочный мир. («…Не звал ли в полночь нас полёт Жар-птицы?)
    -О  каком произведении может идти речь? ( П.П. Ершов «Конёк-горбунок»)
    -Узнавая сказку «Конёк-горбунок», мы вспоминаем и русские народные сказки и замечательный русский язык, которым они написаны. Так русский язык становится языком сказок.
    (учитель прикрепляет карточку «сказок» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -А строчка «И ты пойдёшь дорогой Ермака…» помогает вспомнить какое произведение? («Легенда о Ермаке»)
    – Так в стихотворении утверждается мысль о том, что русский язык – это и язык русских легенд.
    (учитель прикрепляет карточку «легенд» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -Дальше.
    6 ученик         11 и 12 строфы
    7 ученик         13 и 14 строфы
    8 ученик         15 и 16 строфы
    -Чьё имя вы услышали в этих строках? (имя Петра I)
    -Какое историческое событие, очень важное в развитии нашего государства, описывается здесь? ( Семён Дежнев открыл пролив, отделяющий Азию от Америки и соединяющий Северный Ледовитый и Тихий океаны. Более того, если Берингу не удалось пройти всего пролива, а пришлось ограничиться плаванием только в его южной части, Семен Дежнев прошел его весь, с севера на юг, по всей его длине. Семен Дежнев известен также открытием Камчатки, которую присоединит к российскому государству его земляк Владимир Атласов.  Ерофей Хабаров совершил ряд походов в Приамурье, составил «Чертёж реке Амуру» и положил начало заселению русскими людьми этой территории.)
    -И Пётр I, и Семён Дежнёв, и Ерофей Хабаров, и многие другие замечательные люди посвятили свою жизнь служению России, её величию, её процветанию, её независимости. И поэтому Бальмонт не мог не сказать в своём стихотворении об этом. И русский язык, в понимании поэта, – это язык великих исторических событий и выдающихся исторических деятелей.
    (учитель прикрепляет карточку «исторических событий» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -Но понятие «русский язык» – ещё шире, глубже, многообразнее.
    -Я вам прочитаю строки, попробуйте догадаться, о чём идёт речь?
    В нём воркованье голубя весной,
    Взлёт жаворонка к солнцу – выше, выше.
    Берёзовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    (поэт говорит о природе, о небе, о земле и т.д.)
    -Совершенно верно. Поэт описывает здесь природу России, неповторимую её красоту. Русский язык стал для него языком родной природы.
    (учитель прикрепляет карточку «родной природы» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -И ещё мне хочется обратить ваше внимание на следующие строки:
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    -Как вы думаете, с чем ещё связано понятие «русский язык» для поэта? (с родным домом)
    -Русский язык для него – язык Родины, родного дома. России.
    (учитель прикрепляет карточку «Родины» или используется программа Microsoft Office Power Point)
    -Теперь немного отдохнём. Встали и выполним упражнения:
    а) «перекрёстные движения»;
    б) «сова».
    -Давайте посмотрим, как такое удивительно тонко восприятие языка удалось передать поэту. Какие художественные средства использовал автор?
    -Вспомните  и назовите известные вам художественные приёмы. (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет)
    -А теперь найдём их в тексте и назовём.
    -Что такое логическое ударение?
    -Пауза?
    -Почему это так важно?
    -Дома, готовя это стихотворение для выразительного чтения, обращайте внимание на логические ударения, паузы, темп и ритм чтения.
    IV. Обобщение
    -Так что же такое русский язык в понимании  Константина Дмитриевича Бальмонта?
    -Русский язык – это язык…Вместе (хором прочитывают получившуюся схему)
    V. Итог урока.
    -Как вы думаете, почему такое необычное стихотворение могло появиться в творчестве поэта. Может быть, вам поможет его биография? (поэт много путешествовал, вынужден был жить за границей, тосковал по Родине)
    -Я с вами согласна. Действительно, Бальмонт много путешествовал и побывал во многих странах. И где бы он не был, всегда тосковал по России. Поэт знал более  30 языков, и когда он сравнивал их, понимал, что такого многообразия художественных средств нет ни в одном языке.
    -Несмотря на то, что Константин Дмитриевич эмигрировал из России, он продолжал любить свою Родину. И все эти чувства он выразил в стихотворении «Русский язык».
    -И закончить наш урок я хочу отрывком из стихотворения в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Русский язык».
    -Я выбрала его не случайно. Мне показалось. Что слова писателя очень созвучны с замыслом Константина Дмитриевича Бальмонта.
    «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины, – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык».
    VI. Ваше домашнее задание будет подготовиться к выразительному чтению (запись домашнего задания).
    -Спасибо за урок.
    Приложение 1.
    Язык, великолепный наш язык.
    Речное и степное в нем раздолье,
    В нем клекоты орла и волчий рык,
    Напев и звон и ладан богомолья.
    В нем воркованье голубя весной,
    Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
    Березовая роща. Свет сквозной.
    Небесный дождь, просыпанный по крыше.
    Журчание подземного ключа.
    Весенний луч, играющий по дверце.
    В нем Та, что приняла не взмах меча,
    А семь мечей – в провидящее сердце.
    И снова ровный гул широких вод.
    Кукушка. У колодца молодицы.
    Зеленый луг. Веселый хоровод.
    Канун на небе. В черном – бег зарницы.
    Костер бродяг за лесом, на горе,
    Про Соловья-разбойника былины.
    «Ау?» в лесу. Светляк в ночной поре.
    В саду осеннем красный грозд рябины.
    Соха и серп с звенящею косой.
    Сто зим в зиме. Проворные салазки.
    Бежит савраска смирною рысцой.
    Летит рысак конем крылатой сказки.
    Пастуший рог. Жалейка до зари.
    Родимый дом. Тоска острее стали.
    Здесь хорошо. А там – смотри, смотри.
    Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.
    Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
    Ярит борзых и гончих доезжачий.
    Баю-баю. Мой милый! Ты уснул?
    Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.
    Я снаряжу тебя в далекий путь.
    Из тесноты идут вразброд дороги.
    Как хорошо в чужих краях вздохнуть
    О нем – там, в синем – о родном пороге.
    Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
    В размах грозы сцепляются зарницы.
    К Царьграду не ходил ли наш Олег?
    Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?
    И ты пойдешь дорогой Ермака,
    Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
    Тебя потопит льдяная река,
    Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.
    Поняв, что речь речного серебра
    Не удержать в окованном вертепе,
    Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
    Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.
    Гремучим сновиденьем наяву
    Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
    Венчая полноводную Неву
    С Янтарным морем в вечном договоре.
    Ты клад найдешь, которого искал,
    Зальешь и запоешь умы и страны.
    Не твой ли он, колдующий Байкал,
    Где в озере под дном не спят вулканы?
    Добросил ты свой гулкий табор-стан,
    Свой говор златозвонкий, среброкрылый –
    До той черты, где Тихий океан
    Заворожил подсолнечные силы.
    Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
    Как радуга над нашим водоемом.
    Ты в черный час вместишься в малый вздох.
    Но Завтра – встанет! С молнией и громом!
    Приложение 2.
    Оформление доски
    К.Д. Бальмонт писал стихи
    Константин Дмитриевич Бальмонт
    (1867-1942)
    «Русский язык»
    Вертеп  – кукольный театр для уличных представлений
    О природе: «Снежинка», «К зиме», «Камыши»
    Портрет писателя
    Жалейка – музыкальный инструмент
    О Родине: «Россия»
    Русский язык – это язык…
    Ярит – приводит в ярость
    Ладан – ароматическая смола
    Сказочные: «У чудищ»
    былин
    Савраска – лошадь красно-рыжего цвета
    колыбельных песен
    О рождении стихов «Как я пишу стихи»
    сказок
    Рысак – породистая лошадь, которая бежит рысью
    легенд
    исторических событий
    Доезжий – надсмотрщик над охотничьими собаками
    родной природы
    родного дома
    Зарница – отблеск дальних границ
    Список использованных источников
    1. Ефросинина Л.А.  Учебная хрестоматия.  Литературное чтение. Ч.II.-М.:Вента-Граф,2009.
    2. Ожегов С.И. Толковый словарь.-М.:Оникс, 2010.
    3. Тургенев.И.С. Избранное. Классическая библиотека “Современника”.-М.: Современник,1979.
    4.http://poiskm.ru/?q=%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3+%D1%83%D1%82%D1%80%D0%BE&c=search&xbds=1
    5. http://img-fotki.yandex.ru/get/5807/cazartsev2010.b/0_614af_cd5b715a_XL

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *