Дети инвалиды и дети с овз в чем разница?

6 ответов на вопрос “Дети инвалиды и дети с овз в чем разница?”

  1. Golden Lady Ответить

    МОСКВА. В законе «Об образовании» не представлена категория детей с инвалидностью, что ведет к дискриминации и ограничению права инвалидов на образование, отмечает член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов Елена Кулагина. Речь в законе идет только о детях с ограниченными возможностями здоровья, к которой дети с инвалидностью относятся не всегда.
    3 декабря в Общественной палате РФ состоялись общественные слушания «О докладе РФ «О мерах, принятых для осуществления обязательств по Конвенции ООН о правах инвалидов и стратегии действий в отношении лиц с инвалидностью». Участники слушаний, в частности, затронули вопрос о праве инвалидов на образование. Эксперты считают, что в законе «Об образовании» необходимо разграничить понятия «дети-инвалиды» и «дети с ОВЗ».
    «По разным оценкам, примерно 40 тысяч детей-инвалидов не попадают в категорию детей с ОВЗ. Это настоящая дискриминация детей-инвалидов. Дети-инвалиды и дети с ОВЗ – это совершенно различные группы детей. В среднем по РФ детей-инвалидов в системе общего образования в два раза меньше, чем детей с ОВЗ», — сообщила член Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Елена Кулагина.
    По словам эксперта, дети-инвалиды в основном обучаются в обычных классах, а дети с ОВЗ – в коррекционных классах и школах. Кроме того, в России дети с ОВЗ, в отличие от детей-инвалидов, на 80% – это дети с умственными нарушениями, задержкой психического развития, умственной отсталостью. У детей-инвалидов, как правило, меньше умственных нарушений.
    «Это важно понимать для выстраивания государственной политики», — подчеркивает Елена Кулагина.
    Кроме того, треть детей с инвалидностью обучается на дому. При этом для детей-инвалидов в законе «Об образовании» не предусмотрены специальные условия, спецстандарты. По факту все прописано только для детей с ОВЗ, отмечает Кулагина.
    «Если бы в школах были созданы специальные условия для детей-инвалидов, они бы не сидели по домам, никакое дистанционное образование не в состоянии обеспечить их полноценную учебу», — говорит Кулагина.
    Невозможность разделения детей с ОВЗ и детей-инвалидов на две разные группы в законе приводит к путанице в докладе о выполнении Конвенции ООН, указывает эксперт. В частности, в докладе в разделе, посвященном образованию, под численностью детей-инвалидов подразумевается численность детей с ОВЗ.
    То, что закон «Об образовании» нуждается в корректировке, подтверждает заместитель председателя Координационного совета НКО по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере Елена Клочко.
    «Очевидно, что дети с инвалидностью и дети с ОВЗ – две взаимопересекающиеся группы. По закону получается, что дети с инвалидностью находятся внутри группы ОВЗ. Эта путаница приводит ко множеству проблем», — отметила Елена Клочко.
    Вопрос о разграничении этих двух категорий является дискуссионным, считает начальник отдела образования детей с проблемами в развитии и социализации Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки РФ Лариса Фальковская.
    «Я не в полной мере согласна с разграничением категорий. Этот вопрос нуждается не только в экономической экспертизе, но и правовой. Думаю, имеет смысл на уровне Общественной палаты РФ провести такое мероприятие, чтобы определиться с понятиями и тем, что необходимо включить в закон «Об образовании», — сказала Лариса Фальковская.
    АВТОР: Юлия Вяткина
    Источник

  2. Truthfont Ответить

    Дети с особыми потребностями.
    Дети, требующие к себе особого внимания.
    Дети… Они просто дети.
    Они, как и все дети, хотят любви и заботы о себе.

    Принятый 29 декабря 2012 г. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вводит в российское образовательное пространство два принципиально новых для нашего общества понятия: инклюзивное образование и особые образовательные потребности (ООП). Эта важная веха в истории развития прав человека в России: политика включения лиц с ограниченными возможностями здоровья и трудностями в обучении в систему общего образования теперь постулирована на государственном уровне и обещает им создание необходимых условий для получения без дискриминации качественного образования.

    Дети с ОВЗ и дети инвалиды в чем разница?
    Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
    Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
    Ребенок с ОВЗ — физлицо с недостатками психологического и (или) физического развития, которые препятствуют ему в получении образования без особых условий.
    Ребенок-инвалид — физлицо возрастом до 18 лет со стойким расстройством функций организма, спровоцированных последствиями травм, заболеваниями или врожденными дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности.
    Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница
    Если несовершеннолетний с серьезными заболеваниями или последствиями травм, согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, федеральным госучреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ) не получил группу по инвалидности, он является ребенком с ОВЗ. Следовательно, дети с ОВЗ одновременно могут иметь инвалидность, однако дети-инвалиды не могут быть причислены к категории детей с ОВЗ. Следовательно, нельзя утверждать, то дети с ОВЗ и дети-инвалиды — это одно и тоже.
    Детская инвалидность
    Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:
    полной или частичной потере возможности обслуживать себя самостоятельно;
    утрате возможности передвигаться, контролировать свое поведение, обучаться.
    Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
    Отличие детей с ОВЗ от детей-инвалидов упускает понятие «инвалид с детства». Последние — это лица, у которых инвалидность, установленная в возрасте до 18 лет, остается после достижения совершеннолетия. Причиной являются врожденные дефекты, последствия травм и заболеваний, возникших до достижения 18-летия.
    Ограниченные возможности здоровья
    К числу несовершеннолетних с особыми потребностями относят слабовидящих и слепых, слабослышащих и глухих детей, малышей с серьезными нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, расстройствами психического развития и аутизмом, умственной отсталостью. Решение о необходимости создания особых условий для обучения ребенка принимает ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
    Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует особых подходов. Таким малышам нужно больше внимания, им не подходят традиционные методики и привычные методы взаимодействия. В работе с детьми с ОВЗ в ДОУ необходима индивидуализация, учёт особенностей конкретного ребёнка. Дошколят с ОВЗ обязательно следует мотивировать, в игровой форме повышать их интерес к познавательной деятельности, стимулировать развитие творческих способностей.
    Методы обучения детей с ОВЗ
    Наиболее популярные методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
    метод проектов, направленный повышение интереса и формирование позитивной мотивации к обучению.
    индивидуальный маршрут обучения детей с ОВЗ Схема индивидуального маршрута обучения ребятишек с ОВЗ разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
    психолого-медико-педагогическая комиссия для детей с ОВЗ Важную роль в определении образовательного маршрута для обучения детей с ОВЗ в ДОУ играет психолого-медико-педагогическая комиссия, которая устанавливает статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
    психолого-педагогическая диагностика детей с ОВЗ Психолого-педагогическая диагностика детей дошкольного возраста– необходимая составляющая работы с детьми с ОВЗ. Результаты диагностики используются в процессе психологического сопровождения, осуществления квалифицированной коррекции развития детей и индивидуализации дошкольного образования.
    дошкольное образование детей с ОВЗ: нормативы Закон об образовании гарантирует всем гражданам страны право на доступность образования. В этом законе впервые появилось понятие «инклюзивного образования» как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей
    интегрированная образовательная деятельность для детей с ограниченными возможностями здоровья Дети с ОВЗ имеет массу особенностей, отличающих их от здоровых сверстников. Одной из таких особенностей является заниженная самооценка, из-за которой такие воспитанники держатся особняком, дистанцируются от коллектива. Это обстоятельство обязывает педагогов уделять внимание не только обучению детей с ОВЗ в ДОУ, но и их воспитанию.
    сопровождение педагогов в процессе инклюзивного образования Инклюзивное образование детей с ОВЗ — обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, который осуществляется в обычных общеобразовательных школах, в коллективе сверстников. Однако нередко понятие «инклюзия» заменяют понятием «интеграция».

  3. Faulmaran Ответить

    По окончании обследования комиссия принимает решение посредством простого голосования и принятия к учету мнения большинства, которое фиксируется в протоколе. Также к оговоренному документу прикладывается акт, в котором отражаются все аспекты обследования от полученных данных в ходе диагностики до мнения специалистов. Затем на основании вышеперечисленных данных, закрепленных документально, оформляется заключение об установлении инвалидности, которое собственно после проставления подписей и печати выдается на руки законным представителям крохи.
    Следует отметить, что установление ограничений по инвалидности в отношении ребенка имеет значительные отличия от подобной же процедуры, проводимой с совершеннолетними гражданами. Так в силу п.7 Постановления №95 к учету принимаются только 2, 3 и 4 степень нарушений функций организма, которые и служат основанием для присвоения категории ребенок-инвалид. То есть подразделений на 1, 2 и 3 группу к малышу не применяются вплоть до его 18-летия.

    Льготы и привилегии

    Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:
    разработка и реализация индивидуальной программы реабилитации за счет медицинской организации;
    безвозмездное оказание медпомощи в пределах стандартной программы с предоставлением лекарственных препаратов;
    обеспечение деток протезами, колясками и иными вспомогательными приборами бесплатно, а при необходимости в приобретении дополнительных средств, со скидкой в 70%;
    обеспечение доступа к социальной инфраструктуре посредством создания вспомогательных механизмов, тех же поручней и подъемников;
    предоставление всех видов информации, которая требуется для обеспечения жизнедеятельности ребенка-инвалида;
    возможности получения образования всех уровней, причем не только в специально созданных образовательных учреждениях, но и на дому;
    организация социально-бытового обслуживания;
    материальная поддержка;
    льготная политика в жилищной сфере, подразумевающая улучшение условий проживания и скидки при оплате коммунальных услуг;
    налоговые вычеты;
    льготные условия при кредитовании развития семейного бизнеса.

    Социальная политика государства

    Учитывая, что детки с ограниченными возможностями далеко не всегда могут посещать стандартные образовательные учреждения, а также в связи с тем, что для оговоренной категории лиц требуются не только специальные образовательные программы с учетом их ограничений, но и учительский состав, владеющий особыми навыками преподавания, ст.79 ФЗ №273 предусмотрена обязанность по созданию центров, которые образовательные функции и осуществляют.
    Более того, ДОУ для детей-инвалидов изначально создаются с целью адаптации деток к социальной жизни и предусматривают помимо преподавания еще и специальные оздоровительные классы, а также дополнительные развивающие программы. Ведь многие из малышей инвалидов не могут пребывать длительное время в вертикальном положении, и им требуется специальные упражнения, а некоторым необходимы и занятия, которые помогают приобретать навыки усвоения информации уже в доступной для деток форме.
    Следует отметить, что в некоторых ситуациях законом допускается получение образования по стандартным программам и в домашних условиях. Ведь некоторые малыши при проблемах с опорно-двигательной системой не могут посещать занятия в школах, в связи с чем по заявлению матери они могут перейти на семейное образование либо получить необходимый уровень за счет посещающего преподавателя.

    Проблемы, связанные с развитием и адаптацией

    Адаптация деток с ограниченными возможностями является долгим и трудоемким процессом, который был бы невозможен без социальной поддержки, оказываемой на государственном уровне. И, тем не менее, даже при наличии оговоренной помощи, проблемы все же есть. В частности, самым острым вопросом является недостаток финансирования для создания оптимальных условий жизнеобеспечения детей именно в социуме.
    То есть в пределах школы либо медицинского центра их потребности учтены, а вот за их пределами далеко не всегда. То есть во многих городах отсутствуют поручни либо пандусы при входе в метро или другие виды общественного транспорта. А ведь детки с ограниченными возможностями требуют не только обучения, но и банального общения со сверстниками и прогулок на свежем воздухе? в частности в парке, к которому добраться достаточно сложно.
    Также еще одной проблемой является культурное воспитание рядовых граждан, не обладающих достаточным пониманием потребностей детей-инвалидов, а также зачастую не имеющих способность проявить сочувствие и понимание в отношении малышей. А ведь детки с ограниченными возможностями являются самыми храбрыми людьми на свете, учитывая, что им приходится ежедневно вести борьбу не только с повседневным миром, но и с собственным организмом за право жить и полноценно наслаждаться прелестью окружающего мира.
    Об особенностях развития ребенка с ОВЗ смотрите в следующей видеолекции:

  4. НОМЕР 128 Ответить

    Инвалидность ребенка является невероятным горем не только для него самого, но и для его близких родственников. Для того чтобы хоть немного облегчить им жизнь, государством разрабатываются законы, которые касаются различных сфер, к примеру, медицины, пенсионного и жилищного обеспечения, трудового права, обучения, налогов и тому подобное. Например, предусмотрена пенсия инвалидам детства. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
    Работающие родственники наряду с попечителями больного ребенка могут рассчитывать на сокращение своего страхового стажа. Срок ухода за ребенком-инвалидом засчитывают в качестве общего трудового стажа, благодаря чему родители, а, кроме того, опекуны могут выходить на пенсию значительно раньше.

    Дети с ОВЗ и дети-инвалиды: в чем разница

    Медико-социальное заключение об инвалидности оформляют по рекомендации медицинских учреждений федерального, регионального или городского значения. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшем его учреждении, а второй передается в местный отдел соцзащиты населения по месту жительства ребенка. В заключении указывается не только рекомендуемая группа инвалидности, но рекомендации по уходу за ребенком-инвалидом.
    Чтобы разобраться в вопросе, следует обратиться к положениям Семейного кодекса РФ. В ст. 54 документа четко обозначено, что дети-инвалиды имеют дефекты, заболевания или последствия травм, спровоцировавшие ограничение жизнедеятельности и потерю социальных ориентиров:

    Кто относится к категории граждан — Дети с ограниченными возможностями здоровья

    Наличие инвалидности у малыша зачастую является достаточно тяжелой ношей для его родителей, именно поэтому с целью оказания помощи и облегчения бремени для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, а также для самих малышей предусмотрен ряд льгот и гарантий. В частности:
    Следует отметить, что понимание детской инвалидности в силу закона значительно отличается от повседневного восприятия рядовых граждан, которые видят только верхушку айсберга. А между тем, ограничения по здоровью у малыша имеют утвержденную законом классификацию по степени потери жизнеобеспечения и видам заболеваний, которые также закреплены нормативно. Ведь малыш может и не иметь внешних признаков заболеваний либо иных отклонений, в то время как в рамках закона его состояние здоровья будет относиться к критическому, что собственно и потребует и проведения реабилитационных действий, и предоставления социальных гарантий.

    Какие категории инвалидности существуют, как получить 1, 2 или 3 группу, и на что имеет право инвалид

    В России и не только многие хронические заболевания разделяют пациентов на группы инвалидности, а какую и когда дают – можно выяснить при прохождении МСЭК по медицинским показаниям. У больного на законных основаниях появляется возможность получать выплаты при нарушениях здоровья, рассчитывать на помощь государства. Инвалидность по группам определяется, может быть рабочей и нерабочей, одинаково распространяется на взрослых пациентов и детей.
    Медики сообщают, что 2 и 3 группы являются рабочими: с третьей не требуется даже менять рабочее место, со второй – работнику необходимо предоставить особые условия труда. Инвалиды детства тоже могут приносить пользу обществу, все зависит от признаков заболевания и поставленных диагнозов. Чаще нерабочими считаются первая и реже вторая категории инвалидов.

    Основные льготы инвалидам детства в 2018 году

    Отказывать указанным категориям граждан в приеме на работу по причине того, что у них на воспитании находится нетрудоспособный гражданин.
    Направлять в командировки ли принуждать работать сверхурочно.
    Сокращать матери инвалида размер заработной платы или увольнять ее (за исключением тех случаев, когда предприятие ликвидируют, и у работодателя не остается выбора).
    Человек, на попечении у которого находится инвалид детства, может работать неполный рабочий день, а также иметь 4 дополнительных выходных в неделю и отпуск по первому требованию на период до 2 недель.
    С 2014 года понятие «инвалид детства» перестало быть правовым статусом. Сегодня при достижении возраста 18 лет ребенок-инвалид получает соответствующую группу инвалидности. Тот, кому присвоили упраздненный статус до 2014 года, имеют право на введенные ранее льготы инвалидам детства.

    Государственная социальная помощь инвалидам с детства

    Если ответ комиссии не устраивает заявителя, то он направляет жалобу в главное бюро МСЭ. Если снова выносится отказ, то придется обращаться в суд. Если не присвоена бессрочная группа, то 1,2 или 3 группы придется периодически подтверждать. Так, лица с первой группой проходят переосвидетельствование один раз за два года, а вторая и третья пересматриваются раз в год.
    Документ, удостоверяющий личность.
    Копия трудовой, заверенная на работе.
    Амбулаторная карта.
    Выписки из всех медучреждений.
    Направление на экспертизу по форме 088/у-06.
    Заявление о проведении экспертизы.
    Характеристика условий работы от работодателя.
    СНИЛС.
    Документы о текущей деятельности: справка что работает или что безработный, больничный по уходу за ребенком инвалидом, акт о производственной травме.

    Чем отличается ребенок-инвалид от инвалида детства

    Гражданам Российской Федерации, которые являются инвалидами с детства, также как и другим группам людей с ограниченными возможностями, положен определенный перечень льгот. Необходимо отметить, что человек самостоятельно должен найти интересующую его информацию, которая касается льгот, так как органы социальной защиты не предоставляют лицам полную информацию о том, на что именно они имеют право.
    Все льготы для детей-инвалидов после 18 лет назначаются в соответствии с установленной группой инвалидности и степенью ограничения. До момента наступления совершеннолетия выплаты осуществляются на основании статуса «ребенок-инвалид», и это является максимальной социальной субсидией, приравненной к 1 группе инвалидности. После восемнадцати лет молодой человек утрачивает данный статус. Он обязан пройти переаттестацию в медико-социальной экспертизе (МСЭ) для взрослых, которая установит группу инвалидности.

    Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

    Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья — принципиально новый подход к обучению, давно и успешно внедряемый западными странами. Долгое время советская и российская система образования подразделяли учащихся на обычных и инвалидов, применяя к ним различные методики обучения. Причём последние практически не контактировали со своими сверстниками, проходя учебную программу в коррекционных классах и специализированных интернатах.
    В результате итоговый уровень знаний сильно отличался, более того, дети с ограниченными возможности испытывали проблемы с социальной адаптацией в обществе, где делался акцент на их особенностях развития.

    Какое образование считается инклюзивным

    Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.
    Цель такой методики: создать каждому ребёнку максимальные возможности для обучения в обычных условиях, внедряя особый педагогический подход.
    Внимание! Термин «Инклюзивное образование» происходит от французского слова INCLUSIF, что можно перевести как «включающий в себя». В педагогике этим словом обозначают методику формирования смешанных классов, где дети с ограниченными возможностями будут заниматься вместе по единой форме обучения.
    Специалисты считают, что внедрение данной методике поможет стереть социальные различия между обычными и особенными детьми. Если речь идёт об учреждениях дошкольного образования, смешанные группы развивают навыки коммуникативного общения, позволяют детям лучше адаптироваться в обществе.
    Опираясь на опыт западных коллег, можно отметить, что уровень получаемых знаний в таких группах заметно выше, чем в обычных коррекционных классах.

    Как формируются классы

    Наполняемость смешанных классов будет регулироваться санитарными нормами и правилами. Здесь предполагается, что при средней численности класса в 25 человек, здесь могут находиться 2 ученика с ограниченными возможностями. Если детей с ОВЗ больше, снижается общая наполняемость класса.
    Программа обучения подстраивается индивидуально под ребенка с психофизическими отклонениями, однако она не является обособленной и понятна остальным ученикам класса. Кроме этого, она полностью адаптирована к общеобразовательной системе, мало отличаясь от обычной манеры проведения занятий.
    Вполне естественно, что ребёнок-инвалид не будет вливаться в коллектив без подготовки, поэтому инклюзивная методика образования требует привлечения:
    педагогов-психологов;
    дефектологов;
    тьюторов;
    работников социальной сферы;
    педиатров;
    логопедов;
    ассистентов педагога.
    Кроме этого, в процесс вовлекается весь персонал школы (включая сотрудников службы безопасности) и дети. Такие программы имеют огромное значение для обычных учеников, которые смогут лучше понимать и терпимее относиться к людям с ограниченными возможностями.

  5. OPOHA Ответить

    Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

    Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

    Создание «безбарьерной» образовательной среды

    Базовая проблема инклюзивного образования – создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило – доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.
    В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.
    Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

    Проблемы и трудности инклюзивного образования

    Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.
    Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за “своего”.
    Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
    В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с “особенным” ребенком.
    В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

    Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

    Дети с ОВЗ в ДОУ – это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

    Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

    Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

    Приоритетная задача современного инклюзивного образования – усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

    С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.
    Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

    Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

    Основные направления работы в системе инклюзивного образования

    Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.
    Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это – индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.
    Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

    В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.
    В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.
    В-пятых, одна из необходимых форм работы – работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:
    активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
    проводить консультирование родителей;
    обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
    организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.
    В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

  6. Umthis Ответить

    Будущее инклюзии в России в руках руководителей ДОУ и школ

    При инклюзивном подходе для ребёнка стараются организовать необходимые условия включения в коллектив. Как это сделать, обсудили педагоги ДОУ и школ на Международной научно-практической конференции «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду и школе», которая прошла в Сочи 8-11 августа.
    В Конгресс-холле отеля «Sea Galaxy» собрались участники со всей страны – от Сахалина до Дагестана, а также из других государств – Казахстана, Белоруссии. Около 170 руководителей и педагогов детских садов и школ прослушали лекции и приняли участие в практических занятиях.

    Ребёнок-инвалид и ребёнок с ОВЗ: в чём отличие?

    Эксперты погружали участников в тему постепенно, начиная с общих лекций. «Нормативная база инклюзивного образования» и «Инклюзивное образование – перспективы развития в Российской Федерации» – стали главными темами первого дня. «Создание специальных образовательных условий в ОО» и «Локальные нормативные акты образовательной организации, реализующей инклюзивную практику» – темы второго дня. В четвёртый день обсудили «Особенности разработки адаптированных основных образовательных программ ДО и НОО для обучающихся с ОВЗ».

    – Есть две категории, которые часто пытаются объединить – дети с ОВЗ и инвалиды, – рассказала эксперт Елена Николаевна Кутепова, – но это не одно и то же. К примеру, дети с умственной отсталостью – не с ограниченными возможностями здоровья, а некоторые дети, не являющиеся инвалидами, нуждаются в особых условиях. Глухие, слепые дети считаются и инвалидами, и с ограниченными возможностями здоровья. Посмотрите на меня. У меня есть ограничение здоровья – очки. А у вас есть? Уверена, что почти у каждого есть: часть гипертоники, вторая – гипотоники.
    В школе дело обстоит похоже. Почти 80 % имеют ограничения по здоровью, но детьми с ОВЗ официально они становятся только после того, как получают справку.

    Большое количество детей с ОВЗ – одна из причин, по которой государство в последние годы обратило особое внимание на этих детей. Вторая причина – государство ратифицировало конвенцию по правам инвалидов, подписание которой гарантирует создание инклюзивной среды.

    Обучение детей с ОВЗ в общеобразовательных школах существовало и раньше, но не было позитивным явлением:
    – Всегда были дети с ОВЗ в общеобразовательных школах, – рассказывает эксперт. – Но как к ним относились? «Вася, я тебе ставлю «тройку», но ты же понимаешь, что это – «двойка». Наша «тройка», поставленная в 4-м классе, приводит к тому, что в 9-м классе – это «двойка». Итог: нет аттестата, нет дальнейшего образования.
    Сейчас ребёнок обязательно должен освоить программу ступени образования, иначе его не переведут на следующую, а педагог обязан ему в этом помочь. И если общая программа ему не под силу, необходимо убедить родителей пройти ПМПК, чтобы построить индивидуальный образовательный маршрут.
    Не всегда родители правильно воспринимают состояние ребёнка. Некоторые необходимость специального образования откровенно отрицают. По закону «Об образовании» родители должны дать согласие на реализацию адаптированной образовательной программы, в противном случае придётся использовать основную программу.
    – Сейчас вы не имеете права перевести ребёнка в 5 класс, если он не освоил программу, – рассказала эксперт Елена Кутепова. – Часто случается, что учитель младших классов ставит тройку и говорит: «Ну, Слава Богу!», а учителю среднего звена непонятно что делать, потому что ребёнок не подготовлен. Мы вынуждены иногда ставить «двойки», чтобы доказать родителям, что необходимо пройти с ребенком ПМПК. «Двойка» – это наша с вами ответственность и привлечение внимания родителей к той проблеме, которая есть у ребенка. Далее родитель имеет право выбора – оставить ребёнка «на второй год» или обратиться на ПМПК. Комиссия покажет, почему ребёнок не осваивает материал, какую программу он освоит. Если ребёнок остаётся на второй год – ничего не меняется, остается учитель и ребёнок, никакие специалисты с ним не работают.
    Родителям необходимо объяснить, что дискриминация по отношению к детям с ОВЗ – в прошлом. Сейчас в ПМПК не указывается даже диагноз.

    Напомните родителям, что от комиссии важно получить:
    – название программы;
    -уровень этой программы (рекомендованная адаптированная основная программа начального образования);
    – группу (название категории, к которой относится ребенок);
    – точную формулировку срока обучения ребенка по адаптированной программе (в заключении пишут – «в таком-то учебном году» либо «с такого-то учебного года», если написано «в», то программа – на 1 год, «с» – программа расписывается на уровень – начальное, среднее образование).
    – тьютор тоже должен быть записан в заключении ПМПК.

    После первых лекций на экспертов обрушился шквал вопросов. Больше всего участников подходило для личных консультаций, но и во время занятия задавали общие вопросы.
    К примеру: требуют ли лицензию на инклюзию?
    Ответ Елены Кутеповой: Мы реализуем основные образовательные программы, поэтому отдельная лицензия не нужна, если нет отдельных коррекционных групп.

    Разные регионы – общие проблемы

    На практическом занятии в первый день конференции участники в случайном порядке разделились на группы. Эксперты предложили им сформулировать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, выделить главные проблемы, касающиеся организации инклюзивного образования, или рассказать о собственном опыте инклюзии. Далее один из представителей группы презентовал результаты для всей аудитории. Оказалось, что проблемы и вопросы у образовательных учреждений из разных концов страны – схожие.
    – В нашей группе работали представители Казахстана, Москвы, Ингушетии и Краснодарского края, проблемы у нас общие. Мы пришли к тому, что инклюзивное образование – не ново для нас. Сейчас мы ищем новые пути. У нас в Казахстане проблема состоит в том, что не каждый сердцем, умом принял воспитание и толерантность. А при отсутствии толерантности мы не добьёмся успехов, которые хотели бы видеть. Задача: воспитание толерантности. Решение: просвещение всех участников в этом вопросе, наработка практического опыта общения с детьми с ОВЗ.
    – Регионы – разные, проблемы – одни. У нас немногочисленная группа. Всё, о чем здесь говорится, для нас близко. Мы считаем, что главные проблемы при внедрении инклюзии – несвоевременное выявление проблем на начальном этапе, дефицит знаний у педагогов, слабое педагогическое образование, слабый профессорско-преподавательский состав в вузах, несовершенная программа среднего и высшего профобразования, нет мотивации.

    ОВЗ – не приговор!

    Современное общество очень мало знает о людях с ОВЗ. Одно из самых популярных заблуждений – ребенок с ОВЗ, обучающийся в специализированной школе, не сможет адаптироваться в обществе.
    Эксперты поделились случаем из практики: один ребенок с ОВЗ из интерната в первый раз ехал в метро и потом рассказал: «Я хотел сесть на сидение, но мужчина мне сказал такое плохое слово, что я даже не могу его повторить». Интернат дал ему хорошее образование, и он оказался более социализированным, чем среднестатистический мужчина.
    Затем участники посмотрели социальную короткометражку «Каждый 88». В ней рассказывается о советском солдате, который погиб и попал в место, где должен был получить направление на перерождение. Ему выдали «черный билет», где был прописан диагноз – «Аутизм». Молодой человек отнесся к этому крайне негативно, даже был готов встать в конец очереди и долго ждать следующего направления, но передумал и принял свою судьбу. В конце фильма перерождённый герой предстаёт перед зрителем лауреатом Нобелевской премии, это свидетельствует о том, что он смог научиться жить со своим диагнозом и вписаться в общество.

    Как создать комфортные условия в школе и детском саду для «особых» детей?

    Сейчас в образовательные организации обязаны зачислять всех детей, которые зарегистрированы на территории, закреплённой за школой или детским садом. Педагоги не знают изначально, какой ребёнок к ним попадёт и нужны ли ему особые условия. Никаких рекомендаций может не быть.
    Чтобы появление ребёнка с ОВЗ в школе или детском саду не стало для руководителей сюрпризом, им необходимо проводить мониторинг образовательной организации, чтобы проверить готовность принять детей с ОВЗ и найти пробелы в подготовке. Один из главных пунктов – психологическая готовность (насколько коллектив готов принять таких детей, хватает ли знаний).

    Эксперт Елена Валентиновна Самсонова заострила внимание на том, что руководитель школы или детского сада всегда должен быть готов принять в учреждение ребёнка с ОВЗ:
    – Сейчас во многих регионах проходят суды, потому что родители настаивают, чтобы ребёнка приняли в учреждение, но не хотят идти на ПМПК, – рассказала эксперт. – Нужно объяснить родителям, что необходимо пройти ПМПК, чтобы ребёнку могли создать специальные условия. Раньше была дискриминация по отношению к таким детям, сейчас такого нет, потому что диагноз в заключении ПМПК исключён, просто описаны специальные образовательные условия. После ПМПК наступает ответственность образовательной организации.


    – В учреждении должен быть координатор по инклюзии, он будет взаимодействовать с родителями и педагогами, – рассказала Елена Самсонова. – Понятно, что это не штатная единица, это расширение обязанностей. Это выделенная позиция, которая отвечает за организацию инклюзивного образования в учреждении.
    Очень часто руководители считают, что разрабатывать адаптированную основную образовательную программу должен педагог, но Самсонова с ними не согласна:
    – АООП должна разрабатываться совместно со специалистами и координироваться ответственным по инклюзии, – считает эксперт. – Порядок организации специальных образовательных условий зафиксирован во ФГОС, есть алгоритм, прописанный в письме Минобра. В этом же письме даются пояснения относительно не всегда ясных вопросов, например, отличие тьютора и ассистента.

    Участники из Казахстана спросили у эксперта:
    В нашем расписании нет такой должности, как тьютор. Мы ее выпросили у вышестоящего руководства. Для 24 детей мы определили 17 ставок тьюторов. Нам пошли навстречу и выделили ставки воспитателей. Оплата труда очень разнится: у учителя зарплата – 70 тысяч тенге, у воспитателя – 30 тысяч тенге. А как в России?
    Эксперт Елена Валентиновна Самсонова:
    – Руководитель может вводить в штатное расписание ставку тьютора. Профстандарт подсказывает категорию – сколько стоит тьютор, должность получается дорогостоящая. Руководители говорят, что берут вожатого, который сопровождает ребёнка, но «стоит» дешевле.
    «Многое делаем правильно, но чего-то ещё не знаем»

    Эксперты Елена Леонидовна Цырульникова, Татьяна Павловна Медведева, Аделя Дамировна Вильшанская трудятся в учреждениях, где давно и успешно реализуется инклюзивное образование, поэтому им было чем поделиться с участниками на практических занятиях и во второй день конференции. Эксперты рассказали, какие документы необходимы учреждению при внедрении инклюзии, как их оформлять, какие приёмы использовать при воспитании детей с различными заболеваниями.
    На пленуме в конце дня собрались все вместе, чтобы все группы могли поделиться впечатлениями:
    – Мы работали с Вильшанской. Меня порадовало, что многое мы делаем правильно, чего-то ещё не знаем. Понравилось, что сказали, на какие сайты обращаться, конкретно рассказали – что и как делать. Много конкретного было. Мы задавали вопросы, нам отвечали. На все их мы получили ответы.
    – Затронуты все аспекты, начиная с того момента, когда ребёнок поступает в школу.
    – Родители приходят 25-ти лет, они хотят работать с ребёнком, но ни мы, ни они не знают, как это делать. Сегодня мы узнали, что нам делать.
    – Не получилось бы сегодня нормально работать, если бы мы не слышали лекций вчерашнего дня. Всё грамотно, сбалансированно выстроено.

    Что делается для детей с ОВЗ в детских садах и школах Сочи?


    Кроме лекций и практики, участники посетили две кардинально отличающиеся экскурсии, которые заняли целых 12 часов. До обеда участники поехали в детские сады и школы Сочи, чтобы увидеть, как их южные коллеги реализуют инклюзивное образование. После обеда педагоги увидели Воронцовские пещеры и Агурское ущелье.
    В школах № 38, № 100, лицее № 3 участники увидели пандусы, специальные лифты, комнаты психолога, мебель для детей с ограниченными возможностями здоровья.
    Пандусы, звонки, бассейны, комнаты психолога, комнаты отдыха, арт-зоны, специальные комнаты для больных аутизмом показали и в детских садах № 136 «Умка», № 86 и № 140.
    Педагоги смогли не только осмотреть учреждения, но и пообщаться с заведующими и директорами.
    Агурское ущелье позволило участникам конференции представить себе, как выглядело дно древнего океана Тетис. Скалы в ущелье – это его малая часть.
    Воронцовские пещеры поразили большим количеством сталактитов и сталагмитов. Исследователи заметили их схожесть с предметами, животными и сказочными героями и назвали их: Ёлочка, Орган, Дед Мороз, Сова, Филин. Возраст самого древнего из них – миллион лет!

    А что изменится в работе школ с выходом нового ФГОС СОО? Узнать ответ на этот вопрос вы сможете на Международном проектировочном семинаре-тренинге «Внедрение ФГОС СОО», который пройдёт 23?26 июля. Приходите на наш семинар-тренинг, и вы получите все необходимые инструменты и рекомендации для перехода на новый стандарт.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *