Душа и дух в чем разница православие?

17 ответов на вопрос “Душа и дух в чем разница православие?”

  1. Lara Ответить

    Дух Библейский словарь
    Плоть и дух свт. Тихон Задонский
    Дух свт. Димитрий Ростовский
    Дух свт. Тихон Задонский
    Дух, душа и тело свт. Лука (Войно-Ясенецкий)
    Дух, духовность преп. Оптинские старцы
    Дух преп. Ефрем Сирин
    Дух праведный Иоанн Кронштадтский
    «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
    Душевность и духовность прот. Николай Депутатов
    Учение Св. Ап. Павла о душевном и духовном человеке свящ. Илия Гумилевский
    Дух — 1) бестелесное личностное существо (Бог (Ин.4:24), ангел (Пс.103:4), душа почившего человека (1Пет.3:19) либо человеческая душа вообще (Тов.3:6); 2) высшая сила человеческой души, посредством которой человек познает Бога (человеческий дух вмещает в себя Божественную благодать, является ее проводником для всех сил души); 3) духовно-нравственное расположение; духовно-нравственный настрой (см. молитву прп. Ефрема Сирина); 4) характер, нрав (Пс.75:13) (пример: человек сильный духом = человек с сильным характером); 5) настроенность (пример: воинственный дух); 6) суть (пример: дух произведения).
    «В каждом человеке есть дух – высшая сторона человеческой жизни, сила, влекущая его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от твари к Творцу, характеризующая человека и отличающая его от всех других живых тварей наземных. Можно сию силу ослаблять в разных степенях, можно криво истолковывать ее требования, но совсем ее заглушить или истребить нельзя. Она неотъемлемая принадлежность нашего человеческого естества» (св. Феофан Затворник)
    Следуя св. Отцам, человеческий дух – не самостоятельная часть души, не нечто отличное от нее. Человеческий дух неразрывно связан с душой, всегда соединен с ней, пребывает в ней, составляет ее высшую сторону. По слову св. Феофана Затворника, дух есть «душа души человеческой», «сущность души».
    По слову св. Игнатия Брянчанинова, «существо человека, верховная сила его, которой он отличается от всех земных животных, которой он равен ангелам, дух его, есть образ существа Божьего; свойства духа человеческого служат в состоянии непорочности своей, подобием свойств Бога».
    Согласно св. Григорию Чудотворцу, человеческий дух не имеет качеств, которые воспринимаются чувствами.
    Человеческий дух есть разумное начало в силу чего св. Отцами он часто называется умом (св. Иоанн Дамаскин, св. Григорий Нисский, св. Игнатий Брянчанинов).
    По мысли св. Игнатия Брянчанинова, человеческий дух невидим и непостижим, подобно невидимому и непостижимому Уму Божию. В то же время человеческий дух есть только образ своего Божественного Первообраза, а совсем не тождественен Ему.
    «Сотворенное по образу, конечно, во всем имеет уподобление Первообразу, умственное – умственному и бесплотное – бесплотному, свободно от всякого времени, как и Первообраз, подобно ему избегает всякого пространственного измерения, но по свойству природы, есть нечто иное с ним», – говорит св. Григорий Нисский. В отличие от нетварного Духа Божьего, человеческий дух тварен и ограничен. По своему существу Дух Божий совершенно отличается от духа человеческого, ибо сама сущность последнего ограничена и конечна.
    Св. Феофан Затворник говорит, что человеческая духовность есть тварная, ограниченная и конечная духовность. Совершенной духовностью она становится только через соединение с бесконечным, нетварным и неограниченным Духом – Богом. «Никакая тварь не равночестна Святому Духу. Все чины Ангелов, все небесное воинство, совокупленные воедино, не могут быть уподоблены и сравнены со Святым Духом» (св. Кирилл Иерусалимский).
    См. ТЕЛО, ЧЕЛОВЕК
    Святитель Игнатий Брянчанинов о человеческом духе
    «Все человечество, которое не входит в глубокое рассматривание естества души, довольствуясь познанием поверхностным, общепринятым, безразлично называет невидимую часть существа нашего, живущую в теле и составляющую его сущность, и душою и духом. Как признаком жизни животных служит так же дыхание, то они обществом человеческим называются от жизни животными, и от души одушевленными (animales). Прочее вещество называется безжизненным, неодушевленным, или бездушным. Человек, в отличие от прочих животных, называется словесным, а они, в отличие от него, бессловесными. Масса человечества, всецело занятая попечениями о земном и временном, на все иное смотрящая поверхностно, видела разность между человеком и животными в даре слова. Но мужи разумные поняли, что человек отличается от животных внутренним свойством, особенною способностью души человеческой. Эту способность они назвали силой словесности, собственно духом. Сюда отнесены не только способность мыслить, но и способность к ощущениям духовным, каковы ощущение высокого, ощущение изящного, ощущение добродетели. В этом отношении значение слов душа и дух весьма различно, хотя в обществе человеческом оба слова употребляются безразлично, одно вместо другого…
    Учение о том, что человек имеет душу и дух, находится и в Священном Писании (Евр. 4:12), и в святых отцах. По большей части оба эти слова употребляются для обозначения всей невидимой части существа человеческого. Тогда оба слова имеют значение тождественное (Лк.23:46; Ин.10:15,18). Различается душа от духа, когда это требуется для объяснения невидимого, глубокого, таинственного аскетического подвига. Духом называется словесная сила души человеческой, в которой напечатлен образ Божий и которой душа человеческая отличается от души животных: животным Писание также приписывает души (Лев. 17:11,14). Преподобный Макарий Великий на вопрос: «Иное ли есть ум (дух), и иное ли душа?» – отвечает: «Якоже члены тела, многие суще, единым человеком именуются, так и члены души суть многие, ум, воля, совесть, помышления осуждающие и оправдывающие; однако вся сия в едину соединены словесность, и члены суть душевные; едина же есть душа внутренний человек» (Беседа 7, гл. 8. Перевод Московской Духовной Академии, 1820 г.). В православном богословии читаем: «Что касается до духа, который, на основании некоторых мест Писания (1Фес.5:23; Евр.4:12), почитают третьей составной частью человека, то, по словам святого Иоанна Дамаскина, он не есть что-либо отличное от души и подобно ей самостоятельное, а есть высшая сторона той же души; что глаз в теле, то ум в душе»
    Свт. Феофан Затворник о человеческом духе
    «Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. Все роды существ наземных изводила по повелению Божию земля. Из земли изошла и всякая душа живых тварей. Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою. Вот почему внутри себя мы замечаем, кроме того, что видится у животных, и то, что свойственно душе человека одуховленной, а выше еще – то, что свойственно собственно духу.
    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им.
    Более осязательные проявления сих движений жизни духа суть:
    1) Страх Божий. Все люди, на каких бы они степенях развития ни стояли, знают, что есть верховное существо, Бог, Который все сотворил, все содержит и всем управляет, что и они во всем от Него зависят и Ему угождать должны, что Он есть Судия и Мздовоздаятель всякому по делам его. Таков естественный символ веры, в духе написанный. Исповедуя его, дух благоговеинствует пред Богом и исполнен страха Божия.
    2) Совесть. Сознавая себя обязанным угождать Богу, дух не знал бы, как удовлетворить сей обязанности, если бы не руководила его в сем совесть. Сообщив духу частичку своего всеведения в указанном естественном символе веры, Бог начертал в нем и требования Своей святости, правды и благости, поручив ему же самому наблюдать за исполнением их и судить себя в исправности или неисправности. Сия сторона духа и есть совесть, которая указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно и чего не должно делать; указав, властно понуждает исполнить то, а потом за исполнение награждает утешением, а за неисполнение наказывает угрызением. Совесть есть законодатель, блюститель закона, судия и воздаятель. Она есть естественные скрижали завета Божия, простирающегося на всех людей. И видим у всех людей вместе с страхом Божиим и действия совести.
    3) Жажда Бога. Она выражается во всеобщем стремлении ко всесовершенному благу и яснее видна тоже во всеобщем недовольстве ничем тварным. Что означает это недовольство? То, что ничто тварное удовлетворить духа нашего не может. От Бога исшедши, Бога он ищет, Его вкусить желает и, в живом с Ним пребывая союзе и сочетании, в Нем успокаивается. Когда достигает сего, покоен бывает, а пока не достигнет, покоя иметь не может. Сколько бы ни имел кто тварных вещей и благ, все ему мало. И все, как и Вы уже замечали, ищут и ищут. Ищут и находят, но, нашедши, бросают и снова начинают искать, чтоб и то, нашедши, также бросить. Так без конца. Это значит, что не того и не там ищут, что и где искать следует. Не осязательно ли это показывает, что в нас есть сила, от земли и земного влекущая нас горе – к небесному?
    Не разъясняю Вам подробно всех этих проявлений духа, навожу только мысль Вашу на его присутствие в нас и прошу Вас побольше подумать об этом и довесть себя до полного убеждения, что точно есть в нас дух. Ибо в нем отличительная черта человека. Душа человеческая делает нас малым нечим выше животных, а дух являет нас малым нечим умаленными от Ангелов. Вы, конечно, знаете смысл ходящих у нас фраз: дух писателя, дух народа. Это совокупность отличительных черт, действительных, но некоторым образом идеальных, умом дознаваемых, неуловимых и неосязаемых. То же самое есть и дух человека; только дух писателя, например, видится идеально, а дух человека присущ в нем как живая сила, живыми и ощущаемыми движениями свидетельствующая о своем присутствии. Из сказанного мне желательно было бы, чтоб Вы вывели такое заключение: в ком нет движений и действий духа, тот не стоит в уровне с человеческим достоинством…
    Воздействие духа на душу человека и происходящие отсюда явления в области мыслительной, деятельной (воле) и чувствующей (сердце).
    Принимаюсь за то, что было прервано, – именно что привзошло в душу вследствие соединения ее с духом, иже от Бога? От этого вся душа преобразилась и из животной, какова она по природе, стала человеческою, с теми силами и действиями, какие указаны выше. Но не об этом теперь речь. Пребывая такою, как описано, она обнаруживает сверх того высшие стремления и восходит на одну степень выше, являясь душою одуховленною.
    Такие одуховления души видны во всех сторонах ее жизни – мысленной, деятельной и чувствующей.
    В мысленной части от действия духа является в душе стремление к идеальности. Собственно душевная мысленность вся опирается на опыте и наблюдении. Из того, что узнается сим путем раздробленно и без связи, она строит обобщения, делает наведения и добывает, таким образом, основные положения об известном круге вещей. На этом бы и стоять ей. Между тем она никогда не бывает этим довольна, но стремится выше, ища определить значение каждого круга вещей в общей совокупности творений. Например, что есть человек – это познается посредством наблюдений над ним, обобщений и наведений. Но не довольствуясь этим, мы задаемся вопросом: «Что значит человек в общей совокупности творений?» Доискиваясь этого, иной решит: он есть возглавление и венец тварей; иной: он есть жрец – в той мысли, что голоса всех тварей, хвалящих Бога бессознательно, он собирает и возносит хвалу Всевышнему Творцу разумною песнию. Такого рода мысли и о всяком другом роде тварей и о всей их совокупности порождать имеет позыв душа. И порождает. Отвечают ли они делу или нет, это другой вопрос, но несомненно, что она имеет позыв искать их, ищет и порождает. Это и есть стремление к идеальности, ибо значение вещи есть ее идея. Это стремление обще всем. И те, которые не дают цены никаким познаниям, кроме опытных, – и они не могут удержаться от того, чтобы не поидеальничать против воли, сами не замечая того. Языком отвергают идеи, а на деле их строят. Догадки, какие они принимают и без которых ни один круг познаний не обходится, суть низший класс идей.
    Образ воззрения идеальный есть метафизика и настоящая философия, которые как были всегда, так всегда и будут в области познаний человеческих. Дух, всегда нам присущий как существенная сила, сам Бога созерцая яко Творца и Промыслителя, и душу манит в ту невидимую и беспредельную область. Может быть, духу, по его богоподобию, предназначено было и все вещи созерцать в Боге, и он созерцал бы, если б не падение. Но всячески и теперь тому, кто хочет созерцать все сущее идеально, следует исходить от Бога или от того символа, который Богом написан в духе. Мыслители, которые не так делают, уже по тому самому не суть философы. Не веря идеям, построеваемым душою на основании внушений духа, они несправедливо поступают, когда не верят тому, что составляет содержание духа, ибо то есть человеческое произведение, а это – Божеское.
    В деятельной части от действия духа является желание и производство бескорыстных дел или добродетелей или даже и выше – стремление стать добродетельною. Собственно, дело души в этой ее части (воле) есть устроение временного быта человека, да благо будет ему. Исполняя это назначение, она все делает по тому убеждению, что делаемое или приятно, или полезно, или нужно для устрояемого ею быта. Между тем она этим не довольствуется, но выходит из этого круга и совершает дела и начинания совсем не потому, что они нужны, полезны и приятны, но потому, что они хороши, добры и справедливы, стремясь к ним со всею ревностию, несмотря на то что они ничего не дают для временного быта и даже неблагоприятны ему и вредны бывают на счет его. У иного такие стремления проявляются с такою силою, что он жертвует для них всем своим бытом, чтоб жить отрешенно от всего. Проявления такого рода стремлений повсюдны, даже и вне христианства. Откуда они? Из духа. В совести начертана норма святой, доброй и праведной жизни. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, душа увлекается ее незримою красотою и величием и решается ввесть ее в круг своих дел и своей жизни, преобразуя и ее по ее требованиям. И все сочувствуют такого рода стремлениям, хотя не все всецело предаются им; но ни одного нет человека, который бы по временам не посвящал своих трудов и своего достояния на дела в таком духе.
    В чувствующей части от действия духа является в душе стремление и любовь к красоте, или, как обычно говорят, к изящному. Собственное дело сей части в душе – воспринимать чувством благоприятные или неблагоприятные свои состояния и воздействия совне по мерке удовлетворения или неудовлетворения душевно-телесных потребностей. Но видим в кругу чувств вместе с этими корыстными – назовем так – чувствами ряд чувств бескорыстных, возникающих совсем помимо удовлетворения или неудовлетворения потребностей, – чувств от услаждения красотою. Глаз не хочется оторвать от цветка и слуха отвратить от пения потому только, что то и другое прекрасно. Всякий упорядочивает и украшает свое жилище так или так, потому что так красивее. Идем в прогулку и избираем место для того по тому одному, что оно прекрасно. Выше всего этого – наслаждение, доставляемое картинами живописи, произведениями ваяния, музыкою и пением, а и этого всего выше – наслаждение творениями поэтическими. Изящные произведения искусства услаждают не одною красотою внешней формы, но особенно красотою внутреннего содержания, красотою умно-созерцаемою, идеальною. Откуда такие явления в душе? Это гостьи из другой области, из области духа. Дух, Бога ведающий, естественно постигает красоту Божию и ею единою ищет наслаждаться. Хотя не может он определенно указать, что она есть, но, сокровенно нося в себе предначертание ее, определенно указывает, что она не есть, выражая сие показание тем, что не довольствуется ничем тварным. Красоту Божию созерцать, вкушать и ею наслаждаться есть потребность духа, есть его жизнь и жизнь райская. Получив ведение о ней чрез сочетание с духом, и душа увлекается вслед ее и, постигая ее своим душевным образом, то в радости бросается на то, что в ее круге представляется ей отражением ее (дилетанты), то сама придумывает и производит вещи, в которых чает отразить ее, как она ей представилась (художники и артисты). Вот откуда эти гостьи – сладостные, отрешенные от всего чувственного чувства, возвышающие душу до духа и одуховляющие ее! Замечу, что из искусственных произведений я отношу к сему классу только те, которых содержанием служит божественная красота незримых божественных вещей, а не те, которые хоть и красивы, но представляют тот же обычный душевно-телесный быт или те же наземные вещи, которые составляют всегдашнюю обстановку того быта. Не красивости только ищет душа, духом водимая, но выражения в прекрасных формах невидимого прекрасного мира, куда манит ее своим воздействием дух.
    Так вот что дал душе дух, сочетан будучи с нею, и вот как душа является одуховленною! Не думаю, чтоб что-либо из этого затруднило Вас, прошу, однако ж, не мимоходом пробежать писанное, а пообсудить хорошенько и к себе приложить.
    Свт. Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться.

  2. Manardin Ответить

    Топик создаю для продолжения разговора, который сложился в теме “О перемещении во времени”
    ( https://azbyka.ru/forum/threads/o-peremeschenii-vo-vremeni.9230/ )
    Чтобы не множить там оффтопик.
    И так, что должно быть прежде всего известно приступившему к чтению данного топика.
    Это информация о том, что существуют трихотомическая и дихотомическая теории.
    Православное богословие и православная антропология более придерживается трихотомической точки зрения. А католической церковью (в 869-870 годах) учение о трихотомии человека было объявлено еретическим.
    Читаем по данной тематике фрагмент текста из “Православной антропологии” основателя Института христианской психологии, православного священника и практикующего психолога Андрея Лоргуса.
    В Интернете эта книга размещена по адресу:
    http://azbyka.ru/pravoslavnaya-antropologiya
    «… 7.2. «Дух» и «душа» в святоотеческом богословии
    7.2.1. Вечные споры
    Вопрос о составе человеческого существа до сих пор не решен однозначно. Каков состав человека? Состоит ли человек из трех сущностных частей или из двух?
    Первая схема (как мы это уже видели) восходит к святому апостолу Павлу, который пишет в Первом послании к Солунянам (Фессалоникийцам):
    1Фес.5:23: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…
    [!!! – обратим внимание – *****]
    Эта традиция воспринята большинством православных богословов.
    Вторая схема, хотя и поддерживается меньшинством, остается весьма актуальной. Человек состоит из души и тела. Это согласуется с библейской антропологией. В «шестодневе» (Быт. 2:7) говорится о двух этапах творения человека: первый – «создал Господь Бог человека из праха земного», второй – «и вдунул в лице его дыхание жизни». Логика повествования подсказывает именно двухчастную схему. Более того, о «духе» как особой сущности в человеке здесь не говорится.
    Итак, есть две традиции: триадологическая и диадологическая, или трихотомическая и дихотомическая. И у той, и у другой достаточно авторитетные как защитники и продолжатели, так и оппоненты. Но спора как такового никогда не было, потому что и та, и другая традиции уживались с общим взглядом на человека, а именно: человек сотворен из души и тела, но имеет также и дух. Более того, обе традиции не противоречивы, ибо исходят из разных методологических схем. Триадологическая исходит из схемы, где дух есть действующая, реальная сила. Диадологическая схема исходит из онтологии и утверждает только то, что есть сотворенное существо, но не дарованное, т.е. дух.
    7.2.2. Диадологические схемы
    «…Что есть человек, если не из души и тела состоящее разумное животное?» (Псевдо-Иустин)
    «…Сотворил [Бог] человека из бессмертной души и тела» (Афинагор Афинянин)
    «…Человеком… называется он по естеству: ни душа без тела, ни, напротив, тело без души, но то, что из соединения тела и души сложилось в единый образ» (Священномученник Мефодий Патарский)
    «Так как человек из двух частей, из души и тела, то и очищение двоякое» (Святитель Кирилл Иерусалимский)
    «…Не натрое делит человека Божественное Писание, но говорит, что животное это состоит из души и тела» (Феодорит Киррский)
    Последнее высказывание отца относится, по-видимому, скорее к книгам Ветхого Завета, в которых чаще всего говорится о двух частях природы человека. В Новом Завете, точнее в Посланиях апостола Павла, трехчастное учение получает первенство.
    7.2.3. Триадологические схемы
    В основе триадологического подхода стоит богословие апостола Павла:
    1Флп.5:23 Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. (Выд. мной – А.Л.)
    Это придает триадологическому подходу наибольший вес и авторитет.
    [!!! – и ещё обратим внимание – *****]
    В православной антропологии преимущественно развивается этот подход.
    «…Совершенный человек состоит из тела, души и духа» (Святитель Ириней Лионский)
    «…Человек состоит из тела, души и духа» (Ориген)
    «…Человек из сих трех имеет устроение, и свидетель [тому] Павел, призывающий на ефесян благодать тела, души и духа» (Прокопий Газский)
    Следует обратить внимание, что о двусоставности говорится и «состоит» и «сотворен», тогда как о трехсоставности – только «состоит». Это можно интерпретировать как косвенное свидетельство того, что о «духе человека» как о сотворенном говорить некорректно.
    Однако в Священном Писании не встречается термин «сотворенный дух», но есть «образованный» в смысле «сотворенный»:
    Зах.12:1: …Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него.
    В другом месте мы встречаем «рождение» духа человека, но не «творение».
    Ин.3:6: …Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух.
    Сказанное только усиливает то понимание триадологического подхода, при котором понятие «дух» относится не к сотворенной природе, но к дару Божьему, превосходящему природу. При этом дух оказывается совершенным по сравнению с природой (падшей), и может быть как вообще превосходящий ее, а может быть целью совершенствования человека:
    «Душа есть нечто среднее между немощною плотию и добрым духом» (Ориген)
    «Дух, себе оставленный, не мог уже быть властителем души и тела, но был увлечен и сам, завладев ими» (Епископ Феофан Затворник)
    Из приведенных примеров видно, что обе точки зрения достаточно веско аргументированы и представлены весьма авторитетно …”
    А вот каким образом пишет о духе человека и о душе человека святитель Феофан Затворник (1815-1894):
    – “В человеке нужно различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа – низшая сила или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такая сила, как душа животных, но возвышенная ради сочетания с нею Духа. Дух из Бога, сочетавшись с душою животных, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк: одно тянет его горе, другое – долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, то есть страхом Божиим водится и совесть слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольной, то выходит из своего чина – и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров – страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает не удовлетворенными, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере; а у человека, когда он предается чувственности, чувственная потребность предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду Безконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его.
    Что же это за дух? Это та сила, которую вдохнул Бог в лицо человека, завершая сотворение его. …Душа человеческая хотя и сходна с душою животных в низшей своей части, но в высшей она несравненно превосходнее ее. Что она является такою в человеке, это зависит от сочетания ее с духом. Дух, вдохнутый Богом, сочетавшись с нею, столько возвысил ее над всякою нечеловеческою душою…
    Дух, как сила, от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога и в Нем одном находит покой. Некиим духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную от Него зависимость и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им…”
    https://nasledie77.wordpress.com/2013/11/04/феофан-затворник-о-духе-и-душе/
    Т.е. между духом и душой человека существуют различия, изложенные в религиозных первоисточниках и в богословской литературе.
    И различия эти имеют место не только собственно между душой и духом (а также между их функциями, предназначением и возможностями), но и между теми формами и перспективами бытия, которые предстоят духу и душе человека по окончании его жизни.
    Обо всём этом и попытаемся немного пообщаться, узнавая, что и кем было по данной тематике написано, и сравнивая отличающиеся или однозначно противоположные точки зрения. Для того, чтобы понять, а какие же из известных утверждений и подходов являются наиболее достоверными, наиболее обоснованными и наиболее заслуживающими доверия.
    .

  3. сашулька Ответить

    Очень важно, что в понимании Григория Богослова «огромная вселенная» — это не окружающий нас мир, не космическое пространство, измеряемое миллионами световых лет, но тот мир, который внутри нас, внутреннее пространство нашей души.
    Более того, продолжает святой Григорий, мы не только носим в себе образ мира, но и образ Бога, мы в силах не просто объединить духовное и материальное – выражая духовное материальным, а материальное – духовным; мы призваны также достичь «обожения» (theosis) посредством единения себя и всего тварного мира с Богом.
    Человек, таким образом, призван быть микрокосмом и посредником. Но мы не сможем выполнить эту задачу, если будем только объединять и строить мосты – мы не сможем соединить дух с материей земное с небесным – если каждый из нас не увидит себя единым и неделимым целым. Если мы не будем считать тело частью нашей истинной личности, если разорвем связь с материальным миром, то утратим способность быть микрокосмом и больше не сможем играть роль посредника. «Одно и то же существо», – говорит Григорий Богослов; и это очень важно. Об этом предельно ясно сказал Максим Исповедник [6].
    В первой главе книги Бытия сказано, что Адам был создан в последнюю очередь, после того, как была сотворена вселенная, потому что человек есть, по выражению Максима Исповедника, «естественный залог единства», посредник, сводящий в одно целое все различные уровни внешнего мира, так как он связан с ними посредством разных сторон своего существа.
    По словам Максима Исповедника, каждый из нас есть «лаборатория (ergastirion), в которой есть все и в полной форме»; и поэтому «перед каждым из нас поставлена задача – раскрыть в себе великую тайну Божественного замысла: показать, как казалось бы непримиримые противоположности в творениях могут соединяться в гармонии, близкое с дальним, низкое с высоким, так, чтобы постепенно восходя, все пришло к соединению с Богом».
    Соединив все уровни творения друг с другом, а затем – через нашу любовь к Богу (ключевой аспект учения Максима Исповедника) и через дар обожения (theosis), который Бог по Своей неизреченной любви ниспосылает нам – мы, наконец, соединяем тварную природу с нетварной, «становясь всем, что есть Сам Бог, кроме Его сущности».
    По мысли Максима Исповедника, и в этом он сходится с Григорием Богословом, вывод напрашивается сам собой. У человека не получится быть посредником, если он сам разбит на отдельные части; он не сможет объединять, если не станет единым целым внутри себя самого. Только приняв физическое тело как неотъемлемую часть нашего человеческого естества, мы сможем объединить в гармонии духовное и материальное и передать все это Богу-Творцу.
    Апостол Павел учит: «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую» (Рим 12:1). И если мы прежде по милости Божией не превратим наше тело в настоящий храм Святого Духа и не предадим его Богу, мы не сможем стать посредниками и соединить материальный мир с Богом. Максим Исповедник с большой силой говорит о необходимости «прославить Бога в своем теле». Он пишет [7]: «Тело обоживается вместе с душой, по природе мы в полной мере остаемся людьми, и душой, и телом, но по благодати мы целиком приобщаемся Богу, и душой, и телом» [8].
    Святой Григорий Палама пишет о том же: «Тело, раз отвергнувшись желаний плоти, уже не тянет душу вниз, но воспаряет вместе с ней, и человек всецело становится духом» [9]. Только если мы одухотворим наше тело (ни в коем случае не дематериализуя его), мы сможем одухотворить все творение (не дематериализуя его). Только приняв человеческую личность как единое целое, как нераздельное единство души и тела, мы сможем выполнить нашу посредническую миссию.
    Когда мы говорим о человеке, как о посреднике, мы, конечно, должны добавить, что есть только один посредник в полном смысле этого слова – Иисус Христос, Богочеловек, Theanthropos. Он есть истинный посредник; мы можем посредничать только в Нем и через Него.

    Тайна человека

    Здесь вполне уместно будет сказать несколько предостерегающих слов.
    Во-первых, нам открыта только весьма малая часть самих себя. Это справедливо как с точки зрения физиологии и психологии, так и с точки зрения богословия. Как бы глубоко мы ни проникали в сущность человеческой природы, в ней все равно остается гораздо больше того, что мы не можем выразить словами, того, что должно оставаться невыраженным. Наш самоанализ, как бы глубок он ни был, никогда не будет исчерпывающим. «Что за тайна такая во мне?» – вопрошает святой Иоанн Лествичник в том же месте, которое мы уже цитировали [10].
    Да, действительно, человеческая личность есть величайшая тайна. Более того, греческие отцы подводят основание под эту таинственную необъяснимую человеческую природу: человек создан по образу и подобию Божиему (Быт 1:26,27). Наша личностность – это тварный образ нетварного Бога, и из этого, по словам святого Григория Нисского (ум. 394), следует, что так как Бог по своей сущности недоступен нашему пониманию, то и живой Его образ – человек – также непознаваем [11].
    В наших рассуждениях о человеке, так же как и в нашем рассуждении о Боге, всегда должна присутствовать апофатическая составляющая; отрицательное богословие должно идти рука об руку с отрицательной антропологией. Поэтому как богословы и в равной степени как ученые, давайте очень тщательно взвешивать все, что мы говорим о человеке, так как все наши высказывания есть не более, чем предположения. Мы знаем о себе значительно меньше, чем знает о нас Господь; как заметил псалмопевец, «Дивно для меня ведение Твое, — высоко, не могу постигнуть его!» (Пс 138:6).
    Во-вторых, со времен Нового Завета и ранней Церкви, слова, которые мы обычно используем для описания природы человека, изменили свое значение, внешне очень незначительно, но в действительности весьма существенно. Можем ли мы быть уверены, что под словом «душа» мы понимаем то же, что понимал под словом psyche апостол Павел в первом веке, или Григорий Богослов в четвертом? Нет, не можем. Многие ключевые термины, описывающие человеческую природу – не только «душа» (psyche), но также, например, «ум» (nous), «страсть» (pathos) и «сердце» (kardia) сегодня имеют несколько другое значение.
    Чтобы правильно понять значение подобных терминов, мы должны внимательно исследовать их употребление в каждом конкретном случае. Когда мы с моими друзьями Джеральдом Палмером и Филиппом Шеррардом работали над английским переводом «Добротолюбия», наибольшие трудности при переводе у нас вызывали греческие слова, относящиеся к человеческой природе, и зачастую нас не удовлетворяли те английские эквиваленты, которые мы использовали.
    Также во многих случаях недовольны были и критики, которые рецензировали наш перевод. Однако если они предлагали другой вариант – чего они обычно не делали – то это вызывало еще большие трудности. То что Т.С. Элиот пишет в «Ист Коукере» о словах вообще, в большей степени относится к словам, описывающим человеческую личность:
    «…набег на невыразимость
    С негодными средствами, которые иссякают
    В сумятице чувств».
    В-третьих, признавая, что диалог между богословием и наукой был бы в высшей степени полезен для обеих сторон, следует все же учитывать огромную разницу между ними в масштабах и методах. Тогда как наука опирается на наблюдение и эксперимент, богословие начинается с откровения. Наука ограничивается только нынешним, падшим состоянием человеческой природы, богословие охватывает – хотя и, предположительно, с большим апофатическим запасом – помимо падшего состояния тварного мира, еще и его состояние до грехопадения.
    Не следует также забывать, что по своему опыту нам известно только о человеческом теле в его падшем состоянии; и только об этом состоянии наука и говорит. Но тело, каким мы его теперь знаем, вовсе не то же самое, каким сотворил его Бог. В нашем теперешнем состоянии мы даже представить себе не можем ту прозрачность и легкость, чувствительность и сияние, которые наши материальные тела – вместе со всем творением – обретут в великой славе будущего века.
    Несколько времени назад мы уже говорили о тайне человеческой личности и о необходимости апофатической составляющей. В этой связи нелишне будет заметить, как мало формулировок, касающихся человеческой природы, содержится в Символе веры и в догматических вероопределениях Седьмого Вселенского собора.
    Наше православное учение о человеке относится, по большей части, к сфере theologumena, а не dogmata (следует, однако, помнить, что theologumena стоит неизмеримо выше частного мнения отдельных богословов. Насколько я знаю, Символ веры и Вселенские Соборы только в двух случаях прямо и властно говорят о человеческой природе, и, что очень важно, в обоих случаях речь идет о единстве человеческой личности.
    1. В Никейском Символе веры, или, точнее, в более развернутой форме Символа веры 325 года, утвержденном на Первом Константинопольском соборе (381 год), в заключительной фразе говорится: «Чаю воскресения мертвых». В момент физической смерти душа отделяется от тела – но это временное разделение. Мы ожидаем, что за порогом физиологической смерти, в День Страшного Суда душа и тело вновь соединятся. Мы, христиане, верим не только в бессмертие души, но всего человека, и души, и тела.
    2. Второе, менее очевидное утверждение о человеческой природе, можно найти в первом из пятнадцати анафематизмов против Оригена, которые были приняты на Втором Константинопольском, Пятом Вселенском соборе (553 год) (или непосредственно перед ним): «Анафема тем, кто «учит о переселении душ из тела в тело, заимствовав это от эллинских сказаний» [12]; «что одна душа во многие тела переодевается». Другими словами, душа и тело начинают существовать одновременно, как единое целое, и возрастают вместе в тесной взаимосвязи.
    Хотя многие греческие отцы находились под сильным влиянием учения Платона, анафема Оригену ясно показывает, что это влияние было весьма ограниченным. Православное христианство отвергает модель человеческой природы, представленную Платоном в мифе об Эре. Христиане считают, что человек – это не душа, на время заключенная в тело, а неразрывное единство души и тела. Тело не есть временное пристанище или могила души, не ее одеяние, которое мы сбросим в свое время, но с самого начала нашего существования оно есть важное и вечное выражение всей нашей личности.
    Итак, эти два утверждения Церкви подчеркивают целостность нашей природы, как на этапе зарождения (нет никакого предсуществования душ), так и на заключительном этапе, когда душа и тело, разделенные смертью совершенно противным природе образом, будут навечно соединены в первозданном виде в будущем веке. Итак, в конце времен исполнятся слова пророка: «Поглощена будет смерть навеки» (Ис 25:8, ср. 1Кор 15:54).

    И восстало духовное тело

    Таким образом, Никео-Константинопольский Символ веры и Пятый Вселенский собор вновь возвращают нас к центральному вопросу как в сфере человеческой природы, так и всего тварного мира в целом, дух и материя не противостоят друг другу, не исключают, а дополняют друг друга, являются взаимозависимыми и взаимосвязанными. Давайте вкратце рассмотрим яркие примеры этого взаимного проникновения. Первый дан в Писании, второй – закреплен в Священном Предании Церкви [13].
    Писание. 1) В Своем Воплощении Христос, Божественный Логос, целиком воспринял нашу человеческую природу; у него было подлинно человеческое тело и подлинно человеческая душа (о душе Христа см. Мф 26:38 и Мк 14:34), Его Божественная слава пронизывала обе стороны его человеческого существа, не только душу, но в равной степени и тело, что с особой ясностью проявилось в Его Преображении на горе Фавор (Мф 17:1-8, Мк 9:2-8, Лк 9:28-36). Когда три ученика увидели, что лицо Христа просияло, как солнце, а Его одеяние стало ослепительно белым, они увидели не что иное, как нашу человеческую физическую природу, обоженную и обожествленную.
    В одном богослужебном тексте мы возносим хвалу Господу: «Во всего Адама облекся, Христе, очерневшее изменив просветил еси древле естество, и изменением зрака Твоего богосоделал еси» [14]. Во время Преображения Христа Его тело оставалось материальным – но оно стало и духовным, сделалось вместилищем силы Святого Духа: «…невещественный огонь, не опалявший вещества телесного» [15]. Более того, не только лик Христа, но и его одежда засияли Божественным Светом. Преображение тела Христа предвозвещает преобразование всего тварного мира в День Страшного Суда [16].

  4. kreatmin_7 Ответить

    В действительности не каждый может стать из ряда вон выходящим святым. Однако духовным человеком в той или иной степени должен стать каждый, потому что в этом заключается его предназначение. Элементарная духовность проявляется в ежедневном покаянии в своих грехах, в памятовании о Господе и Страшном суде, в частых, горячих молитвах к Создателю, в усердных занятиях словом Божиим, в смирении себя, в безропотном терпении всех огорчений и несчастий, попущенных Богом, в любви к Богу и ближним, в воздержании от плохих слов и особенно от осуждения окружающих, в удержании глаз от гибельных соблазнов, в борьбе со своими низменными наклонностями, а также в искоренении в себе злобы, гнева, ненависти, гордости, сребролюбия и всех прочих душевных страстей.
    Христианство – это подвиг. Духовная жизнь – это постоянная война со страстями внутри нас и с бесовскими нападениями (см.: Еф. 6: 11–12). Христианин должен стремиться стать если не генералом в армии Христа, то хотя бы простым, но верным Ему воином, который трусливо не бросает перед врагом данное ему от Спасителя оружие, а бережет его и употребляет в ежедневных схватках с темными силами зла…
    Так каждый христианин может подняться до элементарной духовности, которая открывает доступ в Царство Небесное. Не достигнет этого – он напрасно жил на этом свете и, по выражению псалмопевца, уподобился животным, которые погибают (см.: Пс. 48: 21).
    Достоинство человека, как мы видим, не в его душевности, а в духовности. Святитель Феофан мудро рассуждает: «Пусть хотя бы душевность будет естественной, неестественно для человека быть плотским. Ошибка здесь в совершенном преобладании того, что должно быть в подчинении».
    «Глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…»
    Человек должен стремиться прежде всего и выше всего к Богу. Поэтому, помимо тела и души, в нем должен владычествовать дух. «Дух – это высшая сторона человеческой жизни. Он сила, которая влечет его от видимого к невидимому, от временного к вечному, от творения к Творцу; дух характеризует человека и отличает его от всех иных живых земных тварей». Поэтому «когда у кого-нибудь господствует духовное начало… то он – на правильном пути… потому что духовность – это норма человеческой жизни, и, следовательно, будучи духовным, он является настоящим человеком, тогда как душевный, так же как и плотской человек, – не настоящие люди… Если душевные проявления кого-либо невысоки (в научных познаниях, искусствах и прочих сферах) и если его физическая деятельность сильно ограничена, то он всё же является настоящим, полноценным человеком (если он духовен. – А.С.). А душевный (эрудит, человек искусства, мастер), по большей части еще плотской, человек не является настоящим человеком, как бы прекрасен он ни был по наружности… Отсюда глупец, боящийся Бога, выше образованного и изящного, который, однако, не стремится к самой высокой цели – угодить Богу…».
    Духовные люди достигают цели своей земной жизни и спасаются, а душевные погибают! Душевный человек, если он борется против Бога и духовности, оказывается в плену темных сил. Они затуманивают посредством гордыни его разум, и он уже не может ощутить превосходство духовности над душевностью, а иногда даже глумится над духовными проявлениями скромных богопочитателей. Он борется и против Бога, и против закона Божия и таким образом сам обрушивает лестницу, по которой мог бы подняться до сфер высокой духовности.
    Душевный человек, по словам святого апостола Павла, не воспринимает того, что от Духа Божия: для него это безумство; и не может этого понять, потому что это исследуется духовно (см.: 1 Кор. 2: 14). Так возгордившийся душевный человек падает со своей мнимой высоты вниз, а смиряющийся духовный человек, будь он даже самым убогим в душевных проявлениях, оказывается далеко вознесенным над душевными людьми.
    Бог часто обличал и обличает возгордившихся душевных людей через смиренных духовных людей, как написано: «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1 Кор. 1: 27–29).

    Самое страшное последствие отсутствия духовности – это утрата вечного спасения
    Самое страшное последствие отсутствия духовности – это утрата вечного спасения. Духовный получает привилегию быть обиталищем Святого Духа, Который, по святому Симеону Новому Богослову, является «душой нашей души»1. Этой привилегии лишены душевные люди. Если кто-нибудь не имеет в себе Духа Святого, он, по словам святого апостола Павла, не Христов (см.: Рим. 8: 9). Такой человек может подчинить и свою душевность самому низкому в человеке – плоти – и начать своими дарованиями воспевать и превозносить одно только плотское в человеке. Тогда вместо духовно умудренного ведения (познания), к которому призваны все мы, водворяется так называемое «плотское мудрование», о котором святой апостол Павел пишет: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские (то есть плотское мудрование. – А.С.) суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир… Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут… Живущие по плоти Богу угодить не могут… Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» (Рим. 8: 5–11).
    В этом радостном воскресении для вечно блаженной жизни, то есть в вечном спасении, примут участие только те, чьи души еще в земной жизни ожили для веры и благочестия и кто стал духовным. Они будут иметь истинную радостную небесную Жизнь после жизни на земле. Это чудо совершает в человеке Сам Святой Дух Своею благодатью, по словам святого Симеона Нового Богослова, который пишет: «Именно это было конечной целью воплощенного домостроительства, то есть именно для этого воплотился Сын Божий, Бог Слово, и стал Человеком, чтобы души верующих в Него приняли благодать Святого Духа как душу… (нашей души. – А.С.) и чтобы проявились таким образом как возрожденные, пересозданные и обновленные Святым Крещением и стали тем, чем был первый человек до грехопадения, освящаясь благодатью Святого Духа в уме, совести и всех своих чувствах, так чтобы затем вовсе не было растленной падением жизни, которая увлекала бы желание души к плотским и мирским похотям»2.
    Человек – истинный венец творения Божия, только если он духовен, то есть если в душе его живет Святой Божий Дух. Если нет там Духа Божия, то такой человек при всей своей высокой душевности мертв духом, потому что – воспользуемся здесь прекрасным выражением епископа Феофана – «как у души нет жизни без тела, так и без Духа Божия нет духовной жизни в душе».
    Эта мысль подтверждается последним антифоном воскресного богослужения 4-го гласа: «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайне». Так оживотворенный человек воскресает для вечного блаженства. А недуховные люди, не воскрешенные здесь для благодатной жизни во Христе, воскреснут в осуждение (см.: Ин. 5: 29). С кем будем мы?

  5. Manafyn Ответить

    Дух
    Определение. Еврейское слово руах и греческое пнеума часто переводятся словом «дух» и имеют несколько значений. Все эти значения относятся к тому, что невидимо для человеческих глаз, и подразумевают силу в действии. Еврейское и греческое слова обозначают: 1) ветер, 2) жизненную силу, которая действует в земных созданиях, 3) силу, которая исходит из символического сердца человека и побуждает его говорить или поступать тем или иным образом, 4) вдохновленные высказывания из невидимого источника, 5) духовных личностей и 6) действующую силу Бога, или святой дух.
    Душа
    Определение. В Библии словом «душа» переводится еврейское слово не?феш и греческое слово психе?. Из того, как эти слова употребляются в Библии, видно, что под душой подразумевается человек или животное, а также жизнь человека или животного. Однако многие считают, что душа — это нематериальная, духовная часть человека, которая продолжает жить после смерти физического тела. Некоторые понимают под душой жизненное начало. Но Библия не поддерживает такие взгляды.
    Как слово «душа» употребляется в Библии?
    Быт. 2:7: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
    Обратите внимание, здесь не говорится, что человеку была дана душа, а сказано, что он стал душой, то есть живым существом. (Словом «душа» здесь переведена форма еврейского слова не?феш.)
    1 Кор. 15:45: «Так и написано: „Первый человек Адам стал живой душой“. Последний Адам стал духом, дающим жизнь». (Как видно, в Христианских Греческих Писаниях о душе говорится то же самое, что и в Еврейских Писаниях.) (Словом «душа» здесь переведена форма винительного падежа греческого слова психе?.)
    Может ли человеческая душа умереть?
    Иез. 18:4: «Душа, которая грешит, та умрет». ( в этом стихе еврейское слово не?феш переводится словом «душа», и это показывает, что умирает именно душа. В некоторых переводах в других стихах слово не?феш переводится словом «душа», а в этом стихе используются слова «человек» или «тот, кто». Значит, не?феш, душа,— это человек, а не какая-то бесплотная часть человека, которая продолжает жить после смерти тела.)
    Пс. 146:4: «Выходит дух его, и он возвращается в свою землю. В тот день исчезают его мысли». (Еврейское слово, переведенное здесь словом «дух»,— это производное от слова ру?ах. Некоторые переводчики переводят его словом «дыхание». Когда ру?ах, или жизненная сила, покидает тело, мысли человека исчезают, они не продолжают существовать в другой сфере.)
    Эккл. 3:19—21: «У людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. У всех один дух, и нет у человека преимущества перед животным, потому что все суета. Все идут в одно место. Все произошли из земной пыли, и все возвратятся в пыль. Кто знает, восходит ли дух человека вверх, а дух животных сходит ли вниз, в землю?» (Поскольку все люди унаследовали от Адама грех и смерть, они, как и животные, умирают и возвращаются в пыль. Но есть ли у каждого человека дух, который продолжает жить как разумная личность после того, как перестает действовать в теле? Нет. В 19-м стихе говорится, что и у людей, и у животных «один дух». Основываясь только на человеческих знаниях, никто не может дать убедительный ответ на вопрос о духе, заданный в 21-м стихе. Но Слово Бога отвечает, что при рождении люди не пополучают ничего, что при смерти давало бы им преимущество перед животными. Тем не менее, благодаря милосердному дару Бога, данному через Христа, у людей, проявляющих веру, есть надежда на вечную жизнь, чего нет у животных. Для многих людей эта надежда осуществится благодаря воскресению, когда Бог оживит их, вернув им жизненную силу.)
    Луки 23:46: «Иисус громко закричал: „Отец, в твои руки вверяю мой дух [греч. пне?ума]“. И, сказав это, он умер». (Заметьте, что Иисус умер. Когда вышел его дух, Иисус не отправился на небо. Он воскрес из мертвых только на третий день. И, как говорится в Деяниях 1:3,9 только спустя еще 40 дней он вознесся на небо.

  6. Andromaginn Ответить

    Сами люди определяют нахождение души по-разному – одни называют солнечное сплетение, другие голову, третьи сердце, четвертые – вообще точку в 10 см над макушкой.
    Ветхий Завет недвусмысленно связывает душу и кровь, причем, как у всех живых тварей – и у людей, и у животных. В книге Бытия (9:4) можно прочитать следующее: «Только плоти с душею ее, с кровию, не ешьте», а книга Левит трижды уточняет: кровь – табу, поскольку «душа тела в крови», «душа всякого тела есть кровь его». Именно отсюда исходит запрет есть кровь, который существует и у иудеев, и у православных христиан.
    Однако многие из Святых отцов думали по-своему. Святитель Григорий Богослов считал, что душа – это не огонь, не гармония разных частей, составляющая единое целое, и уж точно не «кровавый поток», пробегающий по телу. Святитель Григорий Палама писал, что душа бесплотна, и потому не может занимать конкретное место, но она и не вездесуща, а значит, ограничена.
    Богослов и антрополог Авраам Позов, живший в XX веке, писал, что душа с человеческим организмом связана «в определенных пунктах», но пронизывает собою все тело, занимает его форму и из-за этого в древнецерковной науке называется «тонким телом» человека.

    А где же дух?

    С духом все еще сложнее. Если человек двусоставен и создан Богом из тела и нематериальной души, то откуда же в нем вдруг появился дух? И что он такое?
    Св. Игнатий Брянчанинов давал определение духа как стремление ума к божественному разуму, через которое человек постигает мудрость Бога. Это некое свойство души, для развития которого она использует мозг и сердце. А следовательно, дух является свойством (частью?) души, находится в ней и с ней же исходит из тела по смерти человека.
    Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что душа и дух – это синонимы как тело и плоть.
    Среди богословов вопрос о духе так и не решен. Возможно, что дух, как считал Свт. Григорий Палама, действительно является неким божественным даром человеческой душе, которая с помощью него может видеть, ощущать и чувствовать самого Бога.

  7. Landakelv Ответить

    В узком понимании, душу можно назвать горизонтальным вектором жизни человека, она связывает его личность с миром, являясь областью чувств и желаний. Ее действия теология разделяет на три линии: чувствующие, желательные и мыслительные. Другими словами ей свойственны мысли, эмоции, чувства, желание добиваться цели, стремление к чему-либо. Она может делать выбор, пусть даже и не всегда правильный.
    Дух является вертикальным ориентиром, который выражается в стремлении к Богу. Его действия считаются более чистыми, поскольку ей знаком страх Божий. Он стремится к Создателю, и отвергает земные удовольствия.
    Согласно теологическим учениям, можно сделать заключение, что душа есть не только у человека, но и животных, рыб, насекомых, но только человек владеет духом. Эту тонкую грань нужно понять, а еще лучше прочувствовать на интуитивном уровне. В этом поможет знание того, что душа помогает духу войти в тело человека с целью его усовершенствования. Также важно знать, что человек наделяется душой при рождении или зачатии. Но дух посылается именно в момент покаяния.
    Душа делает тело живым, сродни крови, проникающей в клетки человеческого организма и пронизывая собою все тело. Другими словами человек обладает ею, также как и телом. Она является его сущностью. Пока человек живет, душа остается в теле. Когда он умирает, то не может видеть, чувствовать, говорить, хотя и имеет все органы чувств. Они бездеятельны, так как нет души. Дух по его природе не может принадлежать человеку, он легко покидает его и возвращается. Если он уйдет, то человек не умирает и живет дальше. Но дух оживотворяет душу.

  8. Sky Ответить

    …человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: “Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого, оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судить помышления и намерения сердечные” (Евр. 4, 12).
    2. ДУША. Душа дана Богом, как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Иначе сказать, душа есть жизненная сила человека и каждого живого существа; ученые так ее и называют: виталистическая (жизненная) сила.
    Душа есть и у животных, но она вместе с телом была произведена землей. “И сказал Бог: да произведет вода душу живую… рыб, пресмыкающихся. И сказал Бог: да произведет земля душу живую… скотов, гадов, зверей… по роду их: и стало так” (Быт. 1, 20-24).
    И только о человеке сказано, что после создания тела его из праха земного Господь Бог “вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Быт. 2, 7). Это “дыхание жизни” и есть высшее начало в человеке, т. е. его дух, которым он безмерно возвышается над всеми другими живыми существами. Потому, хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря сочетанию ее с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собою, как бы мост от тела к духу.
    Все действия, или вернее движения души столь многообразны и сложны, так переплетаются друг с другом, столь молниеносно изменчивы и зачастую трудно уловимы, что их для удобства различения принято разделять на три вида, три разряда: мысли, чувства и желания………
    3. ДУХ. Но жизнь человеческая далеко не исчерпывается удовлетворением одних только вышеперечисленных потребностей тела и души.
    Тело и душа – это еще не весь человек, вернее сказать, – не полный человек. Над телом и душой стоит еще что-то высшее, а именно дух, который часто выступает в роли судии и души и тела и дает всему оценку с особенной, высшей точки зрения. “Дух”, говорить Еп. Феофан, “как сила от Бога исшедшая, ведает Бога, ищет Бога, и в Нем Одном находит покой. Неким духовным сокровенным чутьем удостоверяясь в своем исхождении от Бога, он чувствует свою полную зависимость от Него и сознает себя обязанным всячески угождать Ему и жить только для Него и Им”. Это как раз то, о чем говорил еще блаженный Августин: “Ты, Боже, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе.
    Дух в человеке проявляется в трех видах: 1) страх Божий, 2) совесть и 3) жажда Бога….

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *