Экономическое понятие величина спроса можно трактовать как?

16 ответов на вопрос “Экономическое понятие величина спроса можно трактовать как?”

  1. medik79 Ответить

    Закон спроса: чем выше цена (P) на товар при прочих равных условиях, тем меньше объем спроса (Q), и наоборот.
    Доказательства теории спроса.
    1. Высокая цена часто является непреодолимым барьером при совершении покупки. И покупатели, и потребители с большим интересом и более охотно приобретают товар, когда цена на него снижается.
    2. Действует закон предельной полезности.
    3. Действует эффект замещения. При повышении цены товара. Мы начинаем приобретать этот товар в меньшем количестве, т. к. стремимся заменить этот товар другими ему аналогичными.
    4. Действует эффект дохода. Различают номинальный и реальный доход. Номинальный доход – сумма денег, которыми располагает индивид. Реальный доход – то количество товаров и услуг, которое индивид может купить на данную сумму денег. При снижении цены товара покупатель на ту же сумму денег может приобрести этот же товар, но в большем количестве.

    Эффект Госена. Люди с ограниченным, т. е. низким доходом вынуждены приобретать товар, цена на который растет, поскольку их доход не позволяет им заменить этот товар другими. Гиффен, Госсен.
    Эффект Веблена. Эффект престижного поведения. Люди, которые достигли определенного уровня доходов приобретают товар, цена на который растёт, чтобы самой покупкой подчеркнуть престижность своего статуса.
    Эффект сноба. Снобизм. Есть некоторые люди, которые приобретают, товар растущий в цене, чтобы подчеркнуть своё эго.
    Эффект переключения спроса на новый более качественный товар.
    Закон спроса не выполняется в некоторых случаях. Например:
    1. При антимонопольном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен.
    2. Для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т. д.), являющихся средством помещения денег.
    3. При переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (переключение спроса с маргарина на масло).
    4. Товары Гиффена («т. н. товары для бедных — картофель, хлеб, макароны»).
    4. Неценовые факторы, влияющие на спрос
    1. Доходы покупателей. Зависимость спроса от дохода – кривые Энгеля. Товары можно разделить на следующие группы.
    1. Нормальные товары – спрос на них растет с повышением дохода.
    2. Товары низшего качества – это значит хуже, а не с нарушением ГОСТов и прочего, спрос снижается с ростом дохода.
    2. Цены на другие товары. Товары делятся на взаимозаменяемые или товары субституты.
    Если цена на другой товар растёт, начинаем покупать другой товар.
    3. Ожидания покупателей.
    1. Инфляционные ожидания (повышение цены).
    2. Дефляционные ожидания.
    3. Дефицитные ожидания (нехватка товара).
    4. Ожидания, связанные с изменением дохода, занятости.
    4. Вкусы и предпочтения покупателей. Мода. О качестве до покупки мы практически ничего не знаем, поэтому его влияние на спрос ограничено.
    5. Количество покупателей и структура покупателей.

  2. AuronSV Ответить

    Смотреть что такое “Величина Спроса” в других словарях:

    ВЕЛИЧИНА СПРОСА — количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары субституты и… … Экономический словарь
    Величина спроса — QUANTITY DEMANDED Количество продукта (или ресурса), которое потребитель (или фирма) покупает по определенной цене за определенный период времени. Величина спроса зависит от цены на данный продукт, дохода потребителя, цен на продукты субституты и … Словарь-справочник по экономике
    ВЕЛИЧИНА СПРОСА — – стоимостная оценка количества определенного товара, которое может быть приобретено покупателем по установленной цене в течение заданного периода времени. Иными словами, это обеспечение предложения. Если величина спроса превышает величину… … Краткий словарь экономиста
    величина спроса —    количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары субституты и… … Словарь экономических терминов
    ВЕЛИЧИНА СПРОСА — количество товара или услуг определенного вида, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. B.C. зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары субституты и комплементарные блага … Энциклопедический словарь экономики и права
    ВЕЛИЧИНА СПРОСА — количество данного товара или услуги, которое покупатель желает купить по конкретной цене в течение определенного периода … Большой экономический словарь
    ВЕЛИЧИНА СПРОСА — – количество товара (услуги), которое покупатель готов приобрести по данной цене … Экономика от А до Я: Тематический справочник
    Величина спроса — то количество товара или услуги, которое потребители хотят и могут купить по данной цене в данное время на данном определенном рынке … Словарь по экономической теории
    Оптимальная величина спроса на ресурсы — для долгосрочного периода фирма должна решить, какое количество ресурса она будет использовать. Чтобы максимизировать прибыль, объем использования каждого ресурса должен быть скорректирован таким образом, чтобы величина предельной доходности… … Словарь по экономической теории
    Величина Предложения — количество товара или услуг, которое производитель или продавец может предложить к продаже на рынке на данный период времени. В.п. зависит от цен на товары и услуги, издержек производства, уровня технологии, величины налогов. В.п. вместе с… … Словарь бизнес-терминов

  3. Lamer_001 Ответить

    1) Низкокачественные товары с невысокими потребительскими свойствами – следует учитывать фактор изменения дохода. Это товары Гиффена.
    2) Дорогостоящие престижные товары, которые покупаются с целью подчеркнуть социальный статус их владельца (снижение цен на эти товары уменьшает интерес к ним у особой категории потребителей). Это явление получило название эффект Веблена. Под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Эффект Веблена похож на эффект сноба, но принципиально отличается мотивацией потребителя: под воздействием эффекта Веблена доминантой является именно цена товара, а не размер по-требления остальных. Под воздействием данного явления кривая потребительского спроса менее эластична и имеет участки с положительным наклоном.
    3) Эффект присоединения к большинству заключается в желании потребителей приобрести то, что приобретают другие. Поэтому под эффектом присоединения к большинству понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что потребитель, следуя общепринятым нормам, покупает тот же самый товар, который покупают другие. Поэтому кривая спроса здесь более эластична, чем в том случае, когда этот вид нефункционального спроса отсутствует.
    4) Эффект сноба (snob effect). В этом случае у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы. И здесь отдельный потребитель зависит от выбора других, но эта зависимость обратная. Поэтому под эффектом сноба понимается эффект изменения спроса из-за того, что другие люди потребляют этот товар. Обычно реакция направлена в противоположную сторону по отношению к общепринятой. Если другие потребители увеличивают потребление данного товара, то сноб его сокращает. Поэтому, если доминирует эффект сноба, кривая спроса становится менее эластичной. Покупатель-сноб ни за что не купит то, что приобретают все.
    Справедливо, что, так как экономическая жизнь имеет свойство к постоянному изменению, то вполне естественно, что и спрос находится в движении. Заметим здесь, что неизменные кривые спроса мы можем обнаружить лишь в учебниках. В чем же причина сдвижения кривой спроса? Дело в том, что здесь в силу сложности функционирования экономической системы в целом, в игру помимо цены товара вступает множество других внешних факторов. Так может увеличиваться средний реальный доход населения, изменятся численность трудоспособного населения, что может вызвать, к примеру, сдвиг кривой спроса на автомобили вправо. Однако движение кривой спроса может быть разнонаправленным. В целом, выделяется два типа сдвигов. Первый случай состоит в большем количестве покупаемого блага при каждой цене. Здесь кривая спроса сдвинется вправо, и величина спроса увеличится по сравнению со своим значением до перемещения кривой (рис.2.). Второй тип сдвига состоит в обратном – величина спроса будет ниже при каждой цене, чем она была до перемещения кривой.

    Рис.2. Сдвиги кривой спроса
    Таким образом, на основании рис.2 мы можем заметить, что увеличение объема спроса влечет сдвиг кривой вправо, а его уменьшение, соответственно, влево. Далее особого внимания требует выделить изменение спроса, состоящее в перемещении по кривой спроса (рис. 3). В общем говоря, изменение величины спроса знаменуется вариацией элементов, которые лежат в основе кривой спроса. К примеру, если возросли доходы покупателей, то происходит увеличение спроса, если даже цены на товар не менялись. Как результат процесса имеем сдвиг кривой спроса вправо.

    Рис.3. Перемещение по кривой спроса
    Также если цена на товар уменьшится при прочих равных условиях, покупатели аналогично станут больше потреблять данный товар (если он не относится к специальным группам). Однако здесь объем покупок увеличивается за счет снижения цены, а не благодаря увеличению спроса. Данное изменение иллюстрируется перемещением по кривой спроса.

  4. doubleKX5 Ответить

    Потребности нельзя отождествлять со спросом, но необходимо учитывать, что эти две категории связаны между собой. Не существует спроса без потребностей. Наличие потребностей и потребительского спроса предполагает создание таких товаров, которые способны их удовлетворить. Потребности управляют спросом. Однако спрос не равен потреблению. Спрос как экономическая категория отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена потребителями.
    Спрос  – это намерение потенциального покупателя (физического лица, предприятия, фирмы, государства) приобрести конкретный товар или услугу в определенном месте, в определенное время и в определенном количестве. Спрос представляет собой один из полюсов столкновения двух хозяйствующих субъектов и рассматривается во взаимодействии с предложением. Это намерение должно совпадать с возможностью покупателя оплатить данный товар. Товары и услуги производятся для тех, кто хочет и может заплатить за них определенную цену.
    Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует современная ситуация в России. Производство продукции во многих отраслях народного хозяйства страны сокращается не потому, что нет потребности в соответствующих товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Другими словами, спрос определяет количество  продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса.
    Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров в масштабе общества. Поэтому различают индивидуальный и совокупный спрос.
    Объем спроса, объединяющего всех потребителей товаров, зависит от многих факторов: от объема спроса на товар; от цены за единицу товара; от цен на другие товары; от денежного дохода потребителей; от вкусов и предпочтений потребителей, а также моды; от ожидания цен; от количества покупателей; от государственных расходов и величины налогов; от степени влияния производителя на рынок.
    Спрос обладает объемом или величиной. Под объемом спроса понимают количество товаров или услуг, которое покупатели хотели бы приобрести за определенный период времени. Если  население готово заплатить за поставленные товары больше денег чем раньше, то говорят об изменении уровня спроса.
    Перечисленные выше факторы воздействуют на величину спроса, как в сторону повышения, так и понижения.
    Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:
    здравый смысл и элементарное наблюдение действительности. Обычно люди действительно покупают данного продукта больше по низкой цене, чем по высокой. Высокая цена отбивает охоту у потребителей покупать товары, а низкая усиливает их желание совершить покупку.
    в любой данный период времени каждый покупатель продукта получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей единицы продукта.
    эффект дохода и замещения. Эффект дохода указывает на то, что при более низкой цене человек может позволить себе купить больше данного продукта, не отказывая себе в приобретении других товаров. Иными словами, снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя и у него появляется возможность и желание покупать большее количество продукта по более низкой цене, чем по высокой.
    В реальной жизни действительности на объем спроса оказывают воздействие неценовые факторы. К ним можно отнести следующие:
    реклама;
    потребительские вкусы;
    число покупателей;
    доход;
    цены на сопряженные товары (взаимодополняемые и взаимозаменяемые);
    ожидания.
    В результате кривая спроса перемещается влево или вправо:

    Кроме этих факторов состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределением, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени.
    Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: между уровнем цены и величиной спроса на него существует обратная зависимость. Иначе говоря, чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.
    Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:
    снижение цен увеличивает число покупателей;
    снижение цен расширяет покупательную способность потребителей;
    насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукции, поэтому покупатели готовы приобретать дополнительную единицу товара только по более низкой цене.
    Последнюю причину можно проиллюстрировать простым примером. Одно зимнее пальто в наших климатических условиях просто необходимо, два пальто – хорошо. Без третьего и четвертого можно обойтись. А если купить, то только по очень низкой цене и очень хорошего качества. Более низкая цена позволяет покупателям  приобретать еще большее количество товара и дает возможность тем, кто раньше не мог себе позволить покупку, наконец приобрести этот товар. Выяснив характер закономерности, необходимо понять факторы, влияющие на спрос. Их условно принято делить на ценовые и неценовые. Ценовый фактор мы  фактически рассмотрели. Это –  цена на данный товар, которая влияет на спрос обратно пропорционально.
    Рассмотрим некоторые неценовые факторы, воздействующие на спрос.
    Доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называют товарами низшей категории. К ним можно отнести хлеб, картофель, низкокачественную одежду. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.
    Спрос  и цены на сопряженные ( взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность ( сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого.
    Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду.
    Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция) и, следовательно, тем больше спрос на него.
    Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.
    Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не измениться или измениться незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев и китайцев является рис, для русских – картофель. В то же время вкусы и предпочтения людей меняются так же, как меняются потребности с развитием производства и общества. Так с появлением колготок постоянно снижался спрос на чулки. Такому изменению способствует и реклама. Она влияет на изменение потребительских вкусов и предпочтений.
    Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.
    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на спрос в первую очередь влияют цена и доход. Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». Кроме того часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность. Приведенные два объяснения справедливы, но выходят за рамки «закона спроса», поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.
    Эффект роста выгоды. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены  уменьшает расходы при прежней полезности товара, то есть изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов, покупатель получает больше выгоды, чем раньше.
    Эффект дохода. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует открывшуюся возможность увеличения своего дохода.
    Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и  не измениться. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.
    Закон спроса – величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.
    Но в действительности встречаются факты, противоречащие закону спроса. Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией на непокупке по еще большей цене. Рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков. Вторая ситуация. Рост цены «пошел вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. И третья ситуация – это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (покупка золота, драгоценностей, земли, домов, изделий прикладного искусства).
    Спрос можно рассматривать с двух сторон, как индивидуальный и рыночный (совокупный). Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных различий определяется следующей закономерностью: объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.
    Предположим, что на рынке какого-либо товара есть три потребителя: А, В, С. исходные данные для соответствующих кривых спроса этих потребителей приведены в таблице.

  5. frezzy Ответить

    Спрос — это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки. Спрос отражает, с одной стороны, потребность покупателя в некоторых товарах или услугах, желание приобрести эти товары или услуги в определенном количестве и, с другой стороны, возможность оплатить покупку по цене, находящейся в пределах «доступного» диапазона.
    Вместе с этими обобщенными определениями спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых прежде всего следует выделить объём или величину спроса.
    С позиций количественного измерения спрос на товар, понимается как объём спроса, означает количество данного товара, которое покупатели (потребители) желают, готовы и имеют денежную возможность приобрести за некоторый период по определенным ценам.
    Величина спроса — количество товара или услуг определенного вида и качества, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени. Величина спроса зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги, цен на товары-субституты и комплементарные блага, ожиданий покупателей, их вкусов и предпочтений.
    Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость. То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.
    Факторы влияющие на спрос.
    Неценовые факторы, влияющие на спрос:
    · использования рекламы
    · мода и вкусы потребителей
    · ожидания потребителей
    · изменения предпочтений окружающей среды
    · доступности товаров
    · величины доходов потребителей
    · полезность вещи
    · цены, установленной на взаимозаменяемые товары
    · количество населения
    · инфляционные ожидания

  6. marky_ua Ответить

    14.КРИВАЯ СПРОСА отражает обратно пропорциональную зависимость между ценой и количеством блага, которое покупатели хотят и могут приобрести в единицу времени.
    На рис. 2.1 показана кривая спроса, в которой по горизонтальной оси отложены величины спроса на яблоки, а по вертикальной – цена на них. Из рис. 2.1 видно: чем выше цена яблок, тем на меньшее их количество предъявляется спрос. Эта зависимость называется законом отрицательного наклона кривой спроса.

    Рис. 2.1. Кривая спроса на яблоки
    С повышением цены объем спроса снижается по двум причинам. Первая причина – эффект замены (замещения). Когда цена блага растет, то покупатель постарается заменить его схожим благом. Например, если цена на масло поднимается, то потребитель будет покупать маргарин. Вторая причина эффекта сокращения количества спроса при повышении цены заключается в эффекте дохода. Когда цена на благо увеличивается, потребитель начинает чувствовать, что стал несколько беднее, чем прежде. Так, если цена на мясо повысится вдвое, то потребитель будет иметь меньше реального дохода, в результате чего сократится потребление мяса, да и других благ.
    ГСдвиги кривой спроса
    Воздействие всех остальных факторов на спрос проявляется всдвиге кривой спросавправо — вверх при увеличении спроса ивлево — вниз при его уменьшении. Убедимся в этом.

    Рис. 4.2. Сдвиги кривой спроса
    Допустим, доходы потребителей выросли. Это означает, что при всех возможных ценах они станут покупать больше единиц данного товара, чем раньше, и кривая спроса перейдет из положения D0 в положение D1, (рис. 4.2). Напротив, при падении доходов линия спроса сместится влево, приняв видD2.
    Предположим теперь, что потребители открыли для себя новые полезные (вредные) свойства данного блага. В этих случаях они будут покупать больше (меньше) такого блага при прежних ценах, т.е. вся кривая спроса опять же уйдет вправо (влево). Абсолютно аналогичный результат будет и в случае определенных потребительских ожиданий. Так, если потребители ожидают в близком будущем повышения (снижения) цены на товар, они будут стремиться закупить больше или, наоборот, меньше этого товара сегодня, пока цена еще прежняя, способствуя тем же сдвигам кривой спроса.
    14.Интересно проследить воздействие изменений в ценах на товары-заменители и дополняющие товары на спрос на данный товар. Например, возросла цена на импортные автомобили. В результате их стали покупать меньше, т.е. произошло движение вверхпо кривой спроса на них. Одновременно, однако, растет спрос на «Жигули» при той же их цене. Кривая спроса на «Жигули» сдвигается, следовательно, вправо — вверх (рис. 4.3).

    Рис. 4.3. Взаимодействие рынков товаров-заменителей
    Обратная ситуация возникает в случае дополняющих благ. Пусть цена на автомобили увеличилась, величина спроса на них, следовательно, падает. Сокращается поэтому и спрос на бензин при прежней цене, т.е. кривая спроса на него идет влево — вниз (рис. 4.4).
    Экономисты различают понятияспрос ивеличина спроса. Если потребители покупают больше или меньше товара из-за изменения его цены, то говорят об изменениивеличины спроса. Па графике это отражаетсядвижением по кривой спроса. Если же изменение покупок происходит под воздействием всех прочих факторов, говорят об измененииспроса. На графике это отражаетсясдвигом кривой спроса.

    15. изменение величины спроса-
    изменение количества товара, которое потребители хотят и могут купить, происходящее в результате изменения цены товара (при прочих равных условиях).Показывается движением от одной точки кривой спроса к другой точке этой кривой.
    3.1. Спрос и его факторы
    Спрос, предложение и цена являются основными элементами рынка. Весь комплекс их многомерных связей и взаимодействий образует рыночный механизм. Это механизм соединения продавцов и покупателей через формирование спроса на благо и предложения блага.
    Спрос – это количество товаров или услуг, которое потребитель готов приобрести по конкретной цене из ряда возможных за определенный период времени.
    В этом определении надо обратить внимание на два момента: наличие целого ряда цен (шкалы цен) и конкретный временной отрезок. Изменение цены ведет к изменению спроса, эта зависимость определяется законом спроса.
    Закон спроса говорит об обратной зависимости между ценой и величиной спроса.
    Закон спроса: при прочих равных условиях снижение цены приводит к возрастанию величины спроса, повышение цены приводит к уменьшению величины спроса.
    Эту зависимость обосновывают следующими причинами:
    эффектом дохода;
    эффектом замещения;
    действием принципа убывающей предельной полезности.
    1. Эффект дохода – желание потребителя приобрести больше данного продукта при снижении его цены, не уменьшая при этом объема приобретаемых других товаров.
    2. Эффект замещения – готовность потребителя при снижении цены товара отдать предпочтение именно этому товару по сравнению с другими более дорогими.
    3. Закон убывающей предельной полезности (рассматривается в теме 4) заключается в том, что каждая дополнительная единица данного продукта по мере его потребления будет приносить потребителю все меньшее удовлетворение. Поэтому готовность продолжать покупки этого товара может возникнуть только при снижении цены на него.
    Иллюстрацией закона спроса является кривая спроса (рис. 3.1).

    Рис.3.1
    P – цена единицы конкретного товара,
    Q – количество единиц товара (величина спроса),
    DD – кривая спроса.
    Каждой цене из ряда возможных цен (шкалы цен) соответствует готовность потребителя приобрести определенное количество продукта.
    В данном случае мы предполагали наличие только одного потребителя. На рынке же действуют, как правило, много покупателей. Таким образом, мы должны различать индивидуальный и рыночный спрос. Кривую рыночного спроса можно представить как сумму кривых индивидуального спроса (рис. 3.2).
    Вернемся к нашему определению закона спроса. Мы вывели обратную зависимость между изменением цены и изменением величины спроса (подразумевая все прочие условия неизменными). Что же произойдет, если эти условия (факторы) будут меняться? И какие это факторы? Для того чтобы ответить на эти вопросы, необходимо различать два понятия: изменение величины спроса и изменение спроса (изменение в спросе).

    Рис.3.2
    Величина спроса изменяется под влиянием ценового фактора. Графически это выражается в перемещении по кривой спроса вверх или вниз (рис 3.3).

    Рис.3.3
    Изменение спроса (изменение в спросе) выражается в смещении кривой спроса вправо или влево (рис. 3.4).

    Рис.3.4
    К факторам (детерминантам), влияющим на смещение кривой спроса, можно отнести следующие:
    изменение вкусов и предпочтений потребителей;
    количество потребителей на рынке (размер рынка);
    изменение денежных доходов потребителя;
    цены на сопряженные товары (товары-субституты);
    потребительские ожидания изменений на рынке.
    Вкусы и предпочтения потребителей могут меняться под воздействием моды, образа жизни, рекламы и т.д. Так, в течение многих десятилетий большой популярностью пользовались резиновые галоши, но много ли мы найдем сейчас желающих прогуляться в этой обуви по улицам.
    Количество покупателей. Уменьшение или увеличение числа потребителей приводит к соответствующему изменению в спросе. Уменьшение числа студентов в стране может привести к снижению спроса на бумагу, учебники и т.д. Создание различных интеграционных объединений (зон свободной торговли, таможенных союзов) приводит к увеличению размера рынка и к увеличению спроса.
    Доход. Для рассмотрения воздействия денежного дохода на спрос необходимо выделить две группы товаров: товары высшей категории (нормальные товары) и товары низшей категории.

    Рис. 3.5
    А. Товары высшей категории (нормальные товары).
    Большинство товаров относится к этой категории (автомобили, электротехника, недвижимость, новая одежда, высококачественные продукты питания и т.д.). Спрос на эти товары изменяется в прямой зависимости от изменения денежного дохода.
    В. Товары низшей категории.
    К этой категории можно отнести такие товары, как картофель, макароны, подержанные вещи. Спрос на эти товары изменяется в обратной зависимости от изменения денежного дохода.
    Цены на сопряженные товары. Товары-субституты или сопряженные товары могут быть двух видов: взаимозаменяемые товары, такие как сахар и ксилит, масло и маргарин, поездка на поезде и полет на самолете; взаимодополняющие товары, такие как вобла и пиво, лыжи и лыжные крепления, автомобиль и бензин.
    Товары-заменители. Если продукты являются взаимозаменяемыми, то цена на один продукт и спрос на другой находятся в прямой зависимости. Так, если выросли цены на воздушные перевозки, то это вызывает увеличение спроса на поездки железнодорожным транспортом.
    Взаимодополняющие товары. В этом случае существует обратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой. Можно предположить, что рост цен на пиво сократит спрос на воблу и, наоборот, снижение цены пива вызовет рост спроса на воблу.
    Ожидания потребителей. Ожидание введения отчетности (деклараций) по крупным покупкам может привести к росту спроса на квартиры, дорогие машины, драгоценности и др. со стороны лиц, не уверенных в юридической чистоте своих доходов. Ожидание роста или снижения цен, повышения или понижения доходов может привести к увеличению или уменьшению спроса на товары.
    НАЗАД

  7. marky_ua Ответить

    Понятие «спрос», его трактовка экономической теорией.
    Спрос — это обобщающий термин, характеризующий поведение как фактических, так и потенциальных покупателей. Спрос представляет собой форму выражения потребности. Это — платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и намерены заплатить за нужные им товары и услуги.
    Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос — платежеспособную потребность общества в целом, т.е. государства, предприятий (фирм) и населения. Рыночный спрос определяется суммированием величин спроса, предлагаемых каждым потребителем при разных ценах. Таким образом, спрос — это желание и способность покупателей приобретать товары и услуги по определенным ценам. Это можно записать в виде формулы: D = Р xQ, где D — спрос (от англ. Demand — спрос); Р— цена; Q— количество товаров и услуг, реализованных по данным ценам.
    Определение объема спроса, какую связь он характеризует.
    Объем (величина) спроса определяется по каждому отдельному товару и представляет то его количество, которое покупатели желают приобрести за некоторый промежуток времени (день, месяц, год и т.д.). Объем спроса зависит от цены данного товара и факторов, включающих цены других товаров, доходы потребителей, их вкусы и предпочтения и т.д.
    Закон спроса характеризует обратную связь между величиной спроса и ценой товара. Он говорит, что при прочих равных условиях величина спроса находится в обратной зависимости от изменения цены единицы товара.
    Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: во-первых, снижение цен увеличивает число покупателей; во-вторых, снижение цен расширяет покупательную способность потребителей и, в-третьих, насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительной единицы продукта (демонстрация закона убывающей предельной полезности).
    3. Факторы, влияющие на спрос.Принято делить на ценовые и неценовые. Ценовой фактор — это цена на данный товар. Действие ценового фактора приводит к изменению объема спроса, передвигая его вдоль постоянной кривой спроса в разные точки: вверх, если цена растет, а спрос уменьшается, и вниз, если спрос увеличивается за счет падения цены. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает.
    4. Виды неценовых факторов, влияющих на спрос. Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на положение кривой спроса оказывают:
    а)доходы потребителей. Как правило, по мере роста дохода потребителя увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и высококачественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются благами низшей категории. К ним относятся блага, для которых существуют аль­тернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, картофель, подержанные веши и т.д. Спрос на товары низшей категории изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении доходов — увеличение потребления; б)спрос и цены на взаимосвязанные товары. Если увеличивается цена одного из взаимозаменяемых товаров (говядина), то это влечет за собой рост объема спроса на другой товар-субститут при каждом значении цены (куриные окорочка). Товары называются взаимозаменяемыми, потому что могут быть использованы для одних и тех же целей, т.е. удовлетворять одну и ту же потребность. Взаимодополняемые товары сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. Поэтому если увеличивается цена одного из них, то это снижает объем спроса на другой взаимодополняемый продукт. Например, если увеличивается спрос на спортивную одежду, то растет спрос и на кроссовки, а рост цен на спортивную одежду снижает объем спроса не только на нее, но и на кроссовки; в)вкусы потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, обычаев, образования, рекламы и т.д.; г)ожидания покупателей. Потребительские ожидания связаны, во-первых, с изменением цен на товары и услуги и, во-вторых, с изменением доходов населения. Ожидание высоких цен в будущем заставляет больше покупать товаров сегодня, и наоборот. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая тем самым спрос, и наоборот; д)число покупателей. Спрос находится в прямой зависимости от числа покупателей на рынке. Чем их больше, тем больше спрос. С уменьшением количества потребителей сокращается спрос; е)размер рынка (размер предложения). Как правило, чем больше предлагается товара, тем ниже цена (сказывается конкуренция производителей) и, следовательно, тем выше спрос. Кривая спроса сдвигается вправо; ж)реклама. Данный фактор нередко формирует спрос, особенно это касается новых товаров, с которыми потребитель пока плохо знаком. Как показывает опыт, удачно организованная реклама способствует расширению спроса на определенные товары, что сдвигает кривую спроса вправо.

  8. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *