Генеральные штаты во франции где и когда появился?

14 ответов на вопрос “Генеральные штаты во франции где и когда появился?”

  1. Whitebourne Ответить


    Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.
    Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.
    В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

    Дальнейшая судьба


    Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях – когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты – 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным – высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.

  2. XULEVALAV Ответить

    ГЕНЕРА?ЛЬНЫЕ ШТА?ТЫ (франц. Etats Generaux) во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
    Период Столетней войны
    Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
    Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого (см. ФИЛИПП IV Красивый) с папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога.
    В 1308, готовя расправу над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ), король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.
    В годы угасания династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
    При первых Валуа (см. ВАЛУА) и, особенно, в годы Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1337—1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ), Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
    После битвы при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево (см. ПРЕВО (чиновник)) Парижа Этьенном Марселем (см. ЭТЬЕНН МАРСЕЛЬ) и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (см. КАРЛ V Мудрый)), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
    Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357—1358 (см. ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1357—58)). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии (см. ЖАКЕРИЯ)). Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
    Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей (см. НОТАБЛИ), оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII) в деле укрепления королевской власти. В 1420—1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью (см. ТАЛЬЯ) на содержание постоянной армии короля.
    Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.
    В годы Гугенотских войн
    Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа (см. ЛЮДОВИК XI) собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
    С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии (см. АБСОЛЮТИЗМ), и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа (см. ФРАНЦИСК I Валуа) — вообще ни разу, Генрих II Валуа (см. ГЕНРИХ II Валуа) — тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
    Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн (см. ГУГЕНОТСКИЕ ВОЙНЫ). И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
    Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа (см. ГЕНРИХ III Валуа) был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу (см. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА во Франции), которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
    В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу (см. ГИЗЫ). Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.
    Господство абсолютизма
    Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
    В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия — пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
    В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты — провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
    Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.
    В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).

  3. Alukone Ответить

    ГЕНЕРА?ЛЬНЫЕ ШТА?ТЫ (франц. Etats Generaux) во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
    Период Столетней войны
    Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
    Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого (см. ФИЛИПП IV Красивый) с папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога.
    В 1308, готовя расправу над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ), король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.
    В годы угасания династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
    При первых Валуа (см. ВАЛУА) и, особенно, в годы Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1337—1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ), Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
    После битвы при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево (см. ПРЕВО (чиновник)) Парижа Этьенном Марселем (см. ЭТЬЕНН МАРСЕЛЬ) и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (см. КАРЛ V Мудрый)), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
    Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357—1358 (см. ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1357—58)). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии (см. ЖАКЕРИЯ)). Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
    Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей (см. НОТАБЛИ), оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII) в деле укрепления королевской власти. В 1420—1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью (см. ТАЛЬЯ) на содержание постоянной армии короля.
    Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.
    В годы Гугенотских войн
    Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа (см. ЛЮДОВИК XI) собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
    С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии (см. АБСОЛЮТИЗМ), и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа (см. ФРАНЦИСК I Валуа) — вообще ни разу, Генрих II Валуа (см. ГЕНРИХ II Валуа) — тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
    Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн (см. ГУГЕНОТСКИЕ ВОЙНЫ). И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
    Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа (см. ГЕНРИХ III Валуа) был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу (см. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА во Франции), которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
    В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу (см. ГИЗЫ). Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.
    Господство абсолютизма
    Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
    В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия — пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
    В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты — провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
    Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.
    В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).

  4. Big letter Ответить

    После официального прекращения полномочий данного совещательного органа прошло много времени, но его не забыли, и стали называть таким наименованием другие организации. Например, Генеральные штаты 1963 года выступали за разоружение страны.

    Причины роспуска штатов

    Короли, правившие в период работы такого государственного органа, прекрасно понимали, что члены подобного совета рано или поздно захотят ограничить их власть по максимуму. Поэтому в период французской монархии штаты не имели успеха.
    Зато этот правительственный совет успешно решал проблемы Франции в кризисы и войны. Его собирали довольно редко, но польза от работы совета была довольно ощутимой.
    Первое сословие штатов всегда состояло из знатных людей, которые могли бы сместить королевскую власть с ее позиций. У них были деньги и связи, поэтому допускать их к власти официально было так опасно.
    Третье сословие, состоящее из богатых горожан, также легко могло поднять восстание. Позднее монархи отказались от услуг Генеральных штатов, но Франция все равно находилась на пути к республике, поэтому такая мера не возымела большого успеха, и монархия на французских территориях сменилась республиканским строем. Хотя, даже сегодня, работу Генеральных штатов, нынешние исследователи считают эффективной и успешной во всех сферах.

  5. Mauzuru Ответить

    Эдикт Фонтенбло
    При Людовике XIII
    При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.
    В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (edit de grace), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».
    Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.
    Эдикт Фонтенбло — эдикт Людовика XIV от 17 октября 1685 года. об отмене принятого в 1598 году Генрихом IV Нантского эдикта, гарантировавшего гугенотам свободу вероисповедания.
    Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 годах. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 года Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. Наконец, 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.
    Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 года) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию.

  6. TemPesT Ответить

    Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин “Г. ш.” появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос.
    аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 – нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля – Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания).

  7. Tygolkree Ответить



    Открытие Генеральных штатов в Версале 5 мая 1789 года
    Генера?льные шта?ты во Франции (фр. Etats Generaux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.
    Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
    Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
    Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.
    Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
    В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).
    С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
    В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

  8. ilona Ответить

    Генеральные штаты во Франции – высшее сословно-представительское учреждение в 1302–1789 годах.
    Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства. Сословно-представительная монархия утвердилась на определенном этапе централизации страны, когда не были до конца преодолены автономные права феодальных сеньоров, католической церкви, городских корпораций. Решая важные общенациональные задачи и принимая на себя ряд новых государственных функций, королевская власть постепенно ломала политическую структуру, характерную для сеньориальной монархии. Но при осуществлении своей политики она сталкивалась с мощной оппозицией феодальной олигархии, сопротивление которой не могла преодолеть лишь собственными средствами. Поэтому политическая сила короля в значительной мере проистекала от той поддержки, которую он получал от феодальных сословий.
    Поскольку возникновение Генеральных штатов происходило в период борьбы королевской власти за централизацию государства и преодоления сопротивления федеральной знати, именно к началу XIV века окончательно оформляется построенный на политическом компромиссе, а поэтому не всегда прочный союз короля и представителей разных сословий, в том числе и третьего сословия. Политическим выражением этого союза, в котором каждая из сторон имела свои специфические интересы, стали особые сословно-представительные учреждения – Генеральные штаты и провинциальные штаты.
    Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции – превращению его в сословно-представительную монархию.
    Причинами созыва Генеральных штатов королем Филиппом IV Красивым в 1302 году стали неудачная война во Фландрии; серьезные экономические трудности, а также спор короля с римским папой. Однако эти события явились поводом, еще одной причиной было создание общенационального сословно-представительного учреждения и проявлением объективной закономерности в развитии монархического государства во Франции.
    Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов.
    Генеральные штаты всегда были органом, представляющим имущие слои французского общества. Сословный состав Генеральных штатов включал духовенство (высшее – архиепископы, епископы, аббаты); дворянство (крупные феодалы; среднее и мелкое дворянство – кроме первых созывов); городское население (депутаты от церквей, конвентов монастырей и городов – по 2–3 депутата; юристы – примерно 1/7 часть Генеральных штатов). Каждое сословие – духовенство, дворянство, третье сословие – заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан. Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.
    В Генеральных штатах каждое сословие собиралось и обсуждало вопросы отдельно. Только в 1468 и 1484 годах все три сословия проводили свои заседания совместно. Голосование обычно организовывалось по бальяжам и сенешальствам, где и избирались депутаты. Если обнаруживались различия в позиции сословий, голосование проводилось по сословиям. В этом случае каждое сословие имело один голос и в целом феодалы всегда имели перевес над третьим сословием.
    Вопросы, выносимые на рассмотрение Генеральных штатов, и продолжительность их заседаний также определялись королем. Король прибегал к созыву Генеральных штатов для того, чтобы получить поддержку сословий по разным поводам: борьба с орденом тамплиеров (1308 год), заключение договора с Англией (1359 год), религиозные войны (1560, 1576, 1588 годы). Но чаще всего причиной созыва Генеральных штатов была нужда короля в деньгах, и он обращался к сословиям с просьбой о финансовой помощи или разрешении на очередной налог, который мог собираться только в пределах одного года.
    Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337–1453 годов, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357–1358 годов, Жакерия 1358 года) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной. Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
    Наиболее острый конфликт Генеральных штатов с королевской властью произошел в 1357 году в момент восстания горожан в Париже и пленения французского короля Иоанна англичанами. Генеральные штаты, в работе которых приняли участие главным образом представители третьего сословия, выдвинули программу реформ, получившую название Великий мартовский ордонанс. Взамен предоставления королевской власти субсидий они потребовали, чтобы сбор и расходование денежных средств производились самими Генеральными штатами, которые должны были собираться три раза в год и без созыва их королем. Были избраны «генеральные реформаторы», которые наделялись полномочиями контролировать деятельность королевской администрации, увольнять отдельных чиновников и наказывать их, вплоть до применения смертной казни. Однако попытка Генеральных штатов закрепить за собой постоянные финансовые, контролирующие и даже законодательные полномочия не имела успеха. После подавления в 1358 году Парижского восстания и Жакерии королевская власть отвергла требования, содержавшиеся в Великом мартовском ордонансе.
    С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
    В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).
    Ссылка на источник:http://www.e-reading.club/chapter.php/1029494/9/Mudrova_-_Kto_i_kak_upravlyaet_mirom.html

  9. Marius Ответить

    Генеральные штаты, общегосударственный орган сословного представительства Франции (рис. 13.7), впервые созвал в 1302 г. Филипп IV Красивый.

    Рис. 13.7. Заседание Генеральных штатов во Франции в 1468 г. Средневековая миниатюра
    Усиление королевской власти привело к конфликту с папой Бонифацием VIII из-за налоговой политики монархии в отношении церковного имущества. В 1290-е гг. Филипп IV начал самостоятельно распоряжаться
    деньгами церкви, ущемляя тем самым интересы Святого престола, получавшего аннаты — ежегодные выплаты от французской церкви. Это заставило понтифика запретить светским государям взимать чрезвычайные налоги с духовенства. В ответ на такой запрет монарх приказал прекратить вывоз серебра и золота из Франции, лишив римскую курию значительной доли дохода. В 1301 г. папа потребовал Филиппа IV к своему суду. Французскому королю грозило отлучение, что неминуемо должно было подорвать престиж короны и лишить ее поддержки подданных.
    Чтобы противостоять папе, в апреле 1302 г. был созван представительный орган — Генеральные штаты. Французское духовенство, сеньоры, депутаты городов, прибывшие в Париж, подтвердили право короля осуществлять верховную власть в стране без санкции папы. Вслед за этим сподвижники Филиппа отправились в Италию, где с помощью золота и интриг организовали заговор, к участию в котором привлекли могущественных врагов понтифика. Заговорщики, проникшие в папский дворец в Апапьи, подвергли папу тяжким оскорблениям. Надломленный Бонифаций VIII вскоре скончался (1303).
    Итогом борьбы французских королей со Святым престолом стало так называемое Авиньонское пленение пап (1309—1378), когда резиденция главы католической церкви была перенесена в Авиньон и папы попали под контроль французской короны.
    Справка
    Постоянная нехватка денежных средств, необходимых Филиппу IV па борьбу с английским государем, на растущий бюрократический аппарат, на внешнеполитические проекты его брата Карла Валуа (стремившегося получить Италию и корону Священной Римской империи), привела короля к конфликту с влиятельным и чрезвычайно богатым орденом тамплиеров (см. параграф 9.3). Чтобы добраться до казны ордена французский король воспользовался показаниями провинившегося и изгнанного из ордена рыцаря. Обвинения были тяжкими: отречение от Христа, идолопоклонство, грех содомии, кощунственные деяния. Разгром ордена был подготовлен тайно. Рано утром 13 октября 1307 г. в разных городах Франции члены ордена были арестованы. Позднее начался инквизиционный процесс. Под пытками почти все тамплиеры признались в ереси. Многие были казнены, все их имущество конфисковано. Оно досталось ордену иоаннитов и королевской казне. Действия против ордена тамплиеров были одобрены Генеральными штатами в 1308 г.
    Генеральные штаты возникли на этапе общегосударственной централизации; они появились позже органов местного управления и провинциальных штатов. В Генеральных штатах были представители различных сословий, которые заседали в отдельных палатах. Первая палата состояла из прелатов, которых приглашал сам король, а также выбранных на местах представителей духовенства и монастырей. Во второй палате заседали крупные феодалы, также приглашенные королем; в третьей — представители городов, назначенные городским советом. Каждая палата имела один голос, и решение считалось принятым при согласии двух палат. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган, а периодически созывались монархом, который не был им подотчетен. Основной функцией Генеральных штатов было решение вопроса о субсидиях. Король часто проводил консультации с местными штатами, противопоставляя их решения вердиктам Генеральных штатов и, таким образом, уменьшая значение последних.

  10. murd3rarea Ответить

    ГЕНЕРАЛЬНЫЕ ШТАТЫ (франц. Etats generaux, голл. Staten-Generaal) – высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феодальной Франции и Нидерландах. Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов и внутреннего рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением классовой борьбы, что потребовало укрепления феодального государства – создания так называемой сословной монархии. Для организации взимания дополнительных поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей городских верхов. Так постепенно оформились Генеральные штаты – совещательный орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финансовых вопросов.
    Во Франции первыми принято считать Генеральные штаты 1302 года (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 века. Термин «Генеральные штаты» появился позднее, а их статус так и не был определен. До середины 15 века Генеральные штаты созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и городские магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королевской власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Генеральных штатах, которые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феодальной монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Генеральных штатов во время Столетней войны 1337-1453 годов, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-1358 годы, в условиях государственной слабости, поражения при Пуатье (1356) и народных восстаний (Парижское восстание 1357-1358 годов, Жакерия, 1358), Генеральные штаты Лангедойля, на которых преобладали представители горожан во главе с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества французских Генеральных штатов был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Генеральные штаты добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь государственный аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французских Генеральных штатов завоевать себе права, подобные правам английского парламента. После 1359 года Генеральные штаты созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468 году. В 16 – начале 17 веков инициатива созыва Генеральных штатов принадлежала феодальной знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Генеральных штатов, предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Генеральные штаты лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593 годы), они и тогда не играли значительной роли. Генеральные штаты этого периода отличались от предшествующих Генеральных штатов и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали городские верхи. Не только основная масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Генеральные штаты, так как обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Генеральных штатов каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Генеральные штаты оказывались бессильными. С 1614 года созыв Генеральных штатов прекратился на 175 лет. Генеральные штаты, собравшиеся 5 мая 1789 года, накануне буржуазной революции, были созваны королем как совещательный сословный орган и в основном по старой процедуре. Но 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия (к которым позднее присоединилась и часть депутатов привилегированных сословий) провозгласили себя Национальным собранием (с 9 июля – Учредительное собрание), превратившимся в высший представительный и законодательный орган революционной Франции (до созыва в октябре 1791 года Законодательного собрания).
    В последующем название Генеральные штаты принимают некоторые представительные собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое общественное мнение (Генеральные штаты французского возрождения, июнь 1945 года, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).
    А. А. Лозинский. Львов.
    Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 4. ГААГА – ДВИН. 1963.
    Источники:
    Mayer Ch. J., Des Etats generaux et autres assemblees nationales, P., 1788-89.
    Литература:
    Picot G., Histoire des Etats generaux, 2 ed., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les Etats generaux et le droit d’imposer, These, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *