В каком году были впервые созваны генеральные штаты во франции?

11 ответов на вопрос “В каком году были впервые созваны генеральные штаты во франции?”

  1. 121254oleg Ответить

    ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ (франц. Etats Generaux) во Франции, высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 гг., имевшее характер совещательного органа. Генеральные штаты созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества. В своем классическом виде французские Генеральные штаты состояли из трех палат: представителей дворянства, духовенства и третьего, податного сословия. Каждое сословие заседало в Генеральных штатах отдельно и выносило особое мнение по обсуждаемому вопросу. Чаще всего Генеральные штаты утверждали решения о сборе налогов.
    Период Столетней войны
    Предшественниками французских Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета с привлечением городских верхов, а также ассамблеи представителей от различных сословий в провинциях, положившие начало провинциальным штатам. Появление института Генеральных штатов было обусловлено ситуацией, сложившейся после создания Французского централизованного государства. В состав государства помимо королевского домена вошли обширные земли светских и духовных феодалов, а также города, обладавшие многочисленными и традиционными вольностями и правами. При всей своей власти король еще не имел достаточно прав и авторитета для единоличного принятия решений, затрагивающих эти традиционные вольности. Кроме того, еще неокрепшая королевская власть по целому ряду вопросов, в том числе и внешнеполитических, нуждалась в зримой поддержке всего французского общества.
    Первые Генеральные штаты общенационального масштаба были созваны в апреле 1302, во время конфликта Филиппа IV Красивого (см. ФИЛИПП IV Красивый) с папой Бонифацием VIII (см. БОНИФАЦИЙ VIII). Это собрание отвергло претензии римского папы на роль верховного арбитра, заявив, что король в светских делах зависит только от Бога.
    В 1308, готовя расправу над тамплиерами (см. ТАМПЛИЕРЫ), король вновь счел нужным опереться на поддержку Генеральных штатов. 1 августа 1314 Филипп IV Красивый созвал Генеральные штаты для утверждения решения о сборе налогов для финансирования военного похода во Фландрию. Тогда дворянство сделало попытку объединения с горожанами для отпора чрезмерным денежным запросам короля.
    В годы угасания династии Капетингов (см. КАПЕТИНГИ) значение Генеральных штатов возрастает. Именно они приняли решение об устранении от престолонаследия дочери короля Людовика X в 1317, а после смерти Карла IV Красивого и пресечения династии Капетингов передали корону Филиппу VI Валуа.
    При первых Валуа (см. ВАЛУА) и, особенно, в годы Столетней войны (см. СТОЛЕТНЯЯ ВОЙНА) 1337—1453, когда королевская власть нуждалась в чрезвычайной финансовой поддержке и консолидации всех сил Франции, Генеральные штаты достигли наибольшего влияния. Пользуясь правом утверждения налогов, они пытались инициировать принятие новых законов. В 1355, при короле Иоанне II Храбром (см. ИОАНН II ХРАБРЫЙ), Генеральные штаты согласились на выделение средств королю, лишь при выполнении ряда условий. Стремясь избежать злоупотреблений, Генеральные штаты сами стали выделять доверенных лиц для сбора налогов.
    После битвы при Пуатье (см. БИТВА ПРИ ПУАТЬЕ) (1356) король Иоанн II Храбрый попал в плен к англичанам. Воспользовавшись ситуацией, Генеральные штаты во главе с прево (см. ПРЕВО (чиновник)) Парижа Этьенном Марселем (см. ЭТЬЕНН МАРСЕЛЬ) и ланским епископом Робертом Лекоком выступили с программой реформ. Они требовали, чтобы принявший управление Францией дофин Карл Валуа (будущий Карл V Мудрый (см. КАРЛ V Мудрый)), заменил своих советников представителями от трех сословий и не смел предпринимать самостоятельных решений. Эти требования были поддержаны провинциальными штатами. Претензии на власть Генеральные штаты выразили в Великом мартовском ордонансе 1357. Согласно его положениям законными признавались лишь те налоги и сборы, которые были утверждены Генеральными штатами. Ордонанс провозглашал неукоснительность принципа сословных судов (по феодальным нормам каждый мог быть осужден только равными себе по статусу), что сужало прерогативы королевской власти в судебной сфере.
    Дофин Карл был вынужден принять условия Великого мартовского ордонанса, но сразу же начал борьбу за его упразднение. Хитрый и изворотливый политик, он сумел склонить на свою сторону большинство дворян и духовенства. Уже в 1358 дофин объявил об отмене ордонанса, что вызвало возмущение парижских горожан во главе с Этьенном Марселем (см. Парижское восстание 1357—1358 (см. ПАРИЖСКОЕ ВОССТАНИЕ 1357—58)). Парижан поддержали некоторые другие города и отряды крестьян (участников Жакерии (см. ЖАКЕРИЯ)). Но собранный в Компьене новый состав Генеральных штатов поддержал дофина, и Парижское восстание было подавлено.
    Добившись покорности сословий, дофин Карл, который с 1364 стал королем Франции, предпочитал финансовые проблемы решать с собраниями нотаблей (см. НОТАБЛИ), оставляя на долю Генеральных штатов лишь проблемы консолидации сил Франции в борьбе с англичанами. Подобной политики придерживались и его преемники. Однако в период соперничества между бургиньонами и арманьяками именно Генеральные штаты поддержали Карла VII Валуа (см. КАРЛ VII) в деле укрепления королевской власти. В 1420—1430-х годах они вновь играли активную политическую роль. Особое значение имели штаты 1439 года, собравшиеся в Орлеане. Они запретили сеньорам иметь собственное войско, признав такое право лишь за королем; установили налог талью (см. ТАЛЬЯ) на содержание постоянной армии короля.
    Вместе с тем вражда горожан с дворянами, разобщенность городов не позволили Генеральным штатам добиться расширения своих прав, подобно английскому парламенту. Более того, к середине 15 века большая часть французского общества была согласна с тем, что король имеет право вводить новые налоги и сборы не спрашивая разрешения Генеральных штатов. Повсеместное введение тальи (постоянного прямого налога) обеспечило казну твердым источником доходов и избавило королей от необходимости согласовывать финансовую политику с представителями сословий. Карл VII не преминул этим воспользоваться. Укрепившись на троне, он, с 1439 до самого конца своего царствования в 1461, ни разу не собирал Генеральные штаты.
    В годы Гугенотских войн
    Потеряв право вотировать налоги, Генеральные штаты теряют реальное политическое значение, и вступают в пору упадка. За годы своего правления король Людовик XI Валуа (см. ЛЮДОВИК XI) собрал Генеральный штаты единственный раз в 1467 и то лишь затем, чтобы получить формальные полномочия принимать любые решения во благо Франции без созыва Генеральных штатов. В 1484 штаты были созваны по причине малолетства короля Карла VIII Валуа. Они интересны тем, что впервые в составе депутатов третьего сословия было представлено не только городское, но и сельское податное население. Эти Генеральные штаты приняли ряд решений о контроле королевской власти, но все они остались благими пожеланиями. В дальнейшем Карл VIII до конца своего правления ни разу не созывал Генеральных штатов.
    С конца 15 века во Франции окончательно складывается строй абсолютной монархии (см. АБСОЛЮТИЗМ), и сама мысль об ограничении прерогатив королевской власти становится кощунственной. Соответственно институт Генеральных штатов пришел в полный упадок. Людовик XII Валуа (см. ЛЮДОВИК XII Валуа) собирал их единственный раз в 1506, Франциск I Валуа (см. ФРАНЦИСК I Валуа) — вообще ни разу, Генрих II Валуа (см. ГЕНРИХ II Валуа) — тоже один раз в 1548, и то многих депутатов назначал своей волей.
    Значение Генеральных штатов вновь возрастает в годы Гугенотских войн (см. ГУГЕНОТСКИЕ ВОЙНЫ). И ослабшая королевская власть, и оба враждебных религиозных лагеря, и сами сословия были заинтересованы использовать авторитет штатов в своих интересах. Но раскол в стране был настолько глубок, что не позволял собрать состав депутатов, решения которых были бы легитимны для враждующих сторон. Тем не менее, канцлер Лопиталь в 1560 собирает Генеральные штаты в Орлеане. В следующем году они продолжили свою работу в Понтуазе, но без депутатов от духовенства, которые заседали отдельно в Пуасси на религиозном диспуте католиков с гугенотами. В результате работы депутатов был выработан «орлеанский ордонанс», опираясь на который Лопиталь пытался начать реформы во Франции. В целом депутаты высказались за превращение Генеральных штатов в постоянный орган государственной власти, надзирающий за деятельностью короля.
    Неудивительно, что королевская власть избегала созыва новых штатов. Но, все же, в 1576 король Генрих III Валуа (см. ГЕНРИХ III Валуа) был вынужден снова собрать в Блуа Генеральные штаты. Большинство депутатов поддерживали образованную в мае 1574 Католическую лигу (см. КАТОЛИЧЕСКАЯ ЛИГА во Франции), которая стремилась к ограничению королевской власти. В законодательной сфере Генеральные штаты потребовали поставить законы королевства выше указов короля; постановления Генеральных штатов могли быть отменены только самими Генеральными штатами, а если закон получал единогласную поддержку всех сословий, то он вступал в силу без королевского утверждения. Требовали депутаты и участия в назначении министров. Представители третьего сословия потребовали восстановления традиционных муниципальных прав и вольностей, стесненных королевской администрацией за предыдущие десятилетия. Блуаским ордонансом Генрих III выразил солидарность с требованиями Генеральных штатов, но реального значения этот шаг не имел из-за общего хаоса во Франции эпохи Гугенотских войн.
    В 1588 Католическая лига вновь набрала силу и добилась созыва новых Генеральных штатов в Блуа. И на этот раз большинство депутатов принадлежало к католическому лагерю. Под лозунгами ограничения королевской власти и признания верховного суверенитета Генеральных штатов, они стремились отобрать власть у Генриха III и передать ее вождю католиков Генриху Гизу (см. ГИЗЫ). Это соперничество закончилось трагической гибелью обоих Генрихов, а королем стал бывший вождь гугенотского лагеря Генрих IV Бурбон (см. ГЕНРИХ IV Бурбон). В 1593 в Париже противники нового короля созвали Генеральные штаты, но его депутаты не представляли политические силы всей Франции и не смогли воспрепятствовать Генриху IV забрать всю власть в свои руки.
    Господство абсолютизма
    Приход к власти Генриха IV был во многом результатом компромисса между враждующими слоями французского общества. Занимавшие в годы Гугенотских войн откровенно прокатолическую позицию, Генеральные штаты в новой политической ситуации оказались не у дел. Генрих IV правил как абсолютный монарх. Лишь в начале своего царствования он созвал собрание нотаблей, депутатов которых назначил сам. Нотабли утвердили налоги на три года вперед и позднее просили короля править самостоятельно.
    В период малолетства короля Людовика XIII Бурбона, в 1614 состоялись предпоследние в истории Франции Генеральные штаты. Они выявили серьезные противоречия между интересами третьего сословия и высшими классами. Представители духовенства и дворянства настаивали на освобождении от налогов, предоставлении новых и закрепления старых привилегий, то есть отстаивали не общегосударственные, а узкосословные интересы. Они отказывались видеть в депутатах третьего сословия равных партнеров, относясь к ним как к слугам. Униженное положение третьего сословия поддерживалось и двором. Если дворяне и духовенство могли в присутствии короля сидеть в шляпах, то представители третьего сословия обязаны были стоять перед монархом на коленях и с непокрытой головой. Жалобы третьего сословия на тяжесть податей, правовую незащищенность не находили понимания. В результате штаты не приняли ни одного весомого решения. Единственное о чем могли договориться сословия — пожелание королю собирать Генеральные штаты раз в десять лет. В начале 1615 штаты были распущены.
    В 1617 и в 1626 созывались собрания нотаблей, а в дальнейшем вплоть до Великой французской революции государство обходилось без общенационального представительского учреждения. Тем не менее на местах продолжали действовать представительские институты — провинциальные штаты и парламенты, хотя и не во всех провинциях. Да и сама идея Генеральных штатов не была забыта и была реанимирована в условиях глубокого кризиса королевской власти в конце 18 века.
    Лишь острейший политический кризис заставил короля Людовика XVI Бурбона пойти на созыв новых Генеральных штатов. Они начали свою работу 5 мая 1789. А уже 17 июня депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, ответственным за формирование законодательной власти в стране. По просьбе короля Людовика XVI Бурбона к Национальному собранию присоединились и депутаты от дворянства и духовенства. 9 июля 1789 Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием с целью выработки новых законодательных основ французского государства. С деятельностью Генеральных штатов 1789 года тесно связаны события первого этапа Великой Французской революции.
    В последующей истории Франции название Генеральных штатов принимали некоторые представительские собрания, которые рассматривали актуальные проблемы и выражали широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за всеобщее разоружение в мае 1963).

  2. VitosSt Ответить

    Существовали
    Генеральные штаты с 1302 по 1789 год. Необходимость в создании подобного
    управленческого инструмента возникла из-за роста городов и территорий
    Франции.
    Первый созыв Генеральных штатов во Франции был в 1302 году
    До формирования Генеральных штатов их работу выполнял королевский совет.
    Толчком к созыву штатов стал серьезный конфликт Филиппа Красивого с
    Папой Римским.
    Штаты делились по сословному принципу на первое, второе и третье
    сословие. Главной темой, обсуждаемой на заседаниях данного органа,
    становились налоги.
    В период Столетней войны именно Генеральные штаты обеспечивали королю и
    войскам денежную поддержку. Позднее члены штатов хотели добиться
    реальной власти, и выдвигали монархам условия, которые, впрочем,
    удовлетворены не были.
    Несмотря на то, что Генеральным штатам не удалось получить статус
    парламента, в период Столетней войны их влияние достигло своего апогея.
    В 14 веке у этого совещательного органа возник государственный конкурент
    – нотабли. Членам штатов все труднее было конкурировать с личным
    королевским советом (нотабли), поэтому они созывались все реже. В 15
    веке у Генеральных штатов было всего несколько заседаний.
    В 1789 году из-за того, что третье собрание этого органа объявило себя
    Национальным собранием, Генеральные штаты перестали существовать.
    Источник: https://mirfrance.ru/generalnye-shtaty/

  3. Rush90210 Ответить

    После официального прекращения полномочий данного совещательного органа прошло много времени, но его не забыли, и стали называть таким наименованием другие организации. Например, Генеральные штаты 1963 года выступали за разоружение страны.

    Причины роспуска штатов

    Короли, правившие в период работы такого государственного органа, прекрасно понимали, что члены подобного совета рано или поздно захотят ограничить их власть по максимуму. Поэтому в период французской монархии штаты не имели успеха.
    Зато этот правительственный совет успешно решал проблемы Франции в кризисы и войны. Его собирали довольно редко, но польза от работы совета была довольно ощутимой.
    Первое сословие штатов всегда состояло из знатных людей, которые могли бы сместить королевскую власть с ее позиций. У них были деньги и связи, поэтому допускать их к власти официально было так опасно.
    Третье сословие, состоящее из богатых горожан, также легко могло поднять восстание. Позднее монархи отказались от услуг Генеральных штатов, но Франция все равно находилась на пути к республике, поэтому такая мера не возымела большого успеха, и монархия на французских территориях сменилась республиканским строем. Хотя, даже сегодня, работу Генеральных штатов, нынешние исследователи считают эффективной и успешной во всех сферах.

  4. johnsonz Ответить

    Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин “Г. ш.” появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос.
    аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 – нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля – Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания).

  5. Caxkop Ответить


    Один из самых острых конфликтов с властью случился в 1357 году, когда в Париже вспыхнуло восстание горожан, а французский король Иоанн оказался в плену у англичан.
    Тогда в работе Генеральных штатов в основном принимали участие делегаты от третьего сословия. Ими была выдвинута программа реформ, которой дали название Великого мартовского ордонанса. Взамен того, чтобы предоставлять субсидии королевской власти, они выдвинули требование о том, чтобы денежные средства собирались и расходовались непосредственно представителями штатов. А для этого им нужно было собираться три раза в год и без указания короля.
    В связи с этим произошло избрание генеральных реформаторов, которым были даны полномочия по контролю работы королевской администрации, отстранению провинившихся чиновников и их наказанию, вплоть до лишения жизни. Но попытка Генеральных штатов присвоить себе финансовые, контрольные, законодательные полномочия потерпела фиаско. После того как восстания были подавлены, выдвинутые требования, обозначенные в указанном ордонансе, были отвергнуты королевской властью.

    Дальнейшая судьба


    Начиная с 1614 и до 1789 года не было ни одного собрания штатов. Его заседание состоялось лишь в экстраординарных условиях – когда произошел острый политический кризис, вылившийся в Великую французскую революцию. Именно в такой момент король вновь созвал Генеральные штаты – 5 мая 1789 года. А уже 17 июня 1789 года делегаты третьего сословия провозгласили себя Национальным собранием. Затем 9 июля 1789 года оно объявило себя Учредительным – высшим законодательным и представительным органом новой революционной Франции.

  6. Neronek Ответить


    Рассмотрим события, которые предшествовали созыву первых Генеральных штатов и в большой мере явились предпосылками создания этого властного института. У штатов были предшественники в виде расширенных заседаний королевского совета, куда привлекались городские верхи, и собраний представителей сословий в провинциях, которые положили начало провинциальным органам.
    Появление первых Генеральных штатов во Франции было связано с ситуацией, которая сложилась после образования во Франции централизованного государства, которое нуждалось в укреплении. В это время наблюдался рост городов, обострение социальных противоречий и борьбы классов, окончательно пока не были отвоеваны права феодалов-сеньоров, городских корпораций, католической церкви.
    Королевской власти приходилось постепенно ломать существующую политическую структуру, в процессе чего ей были необходимы дополнительные средства для борьбы с мощной оппозицией, которую составляла феодальная олигархия. Поэтому именно в конце XIII – начале XIV века оформляется союз короля и участников различных общественных групп, среди которых было и третье сословие. Хотя и далеко не прочный, построенный на компромиссе.

    Причины созыва


    Выражением этого политического компромисса, где у каждой из сторон были свои специфические интересы, явились Генеральные штаты, а также и штаты провинций. Формирование этих институтов явилось началом трансформации французского государства из феодальной в сословно-представительную монархию.
    К основным причинам созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Красивый» относятся следующие:
    Неудачи в войне с Фландрией.
    Большие трудности в экономическом развитии страны.
    Конфликт короля с Бонифацием VIII, римским папой.
    Если быть до конца точными, то указанные события были, скорее, поводами, а истинная причина – это описанные выше предпосылки к созданию сословно-представительного учреждения общенационального масштаба, объясняющиеся объективными закономерностями развития французского монархического государства.
    На первом съезде Генеральных штатов претензии папы римского на роль высшего арбитра в светских делах были отвергнуты. Здесь было заявлено, что в этой области король может зависеть только от самого Бога. Каковы же были функции и структура этого органа?

    Структура и функции

    Источник: https://www.nastroy.net/post/generalnyie-shtatyi-frantsii-istoriya-vajnyie-datyi-i-interesnyie-faktyi

    Генеральные Штаты во Франции


    Средневековая Франция укрепила свое положение среди европейских держав за счет активного участия в крестовых походах. Развивалась торговля и ремесла, росли города. Такое бурное развитие городской жизни и отрыв от сельскохозяйственной культуры обострил социальные противоречия и привел к усилению противостояния классов горожан и дворянства. В таких условиях возникала опасность для существования всего феодального уклада жизни.
    В XIV век Франция входила под правлением короля Филиппа IV Красивого, внука Людовика IX Святого.
    Собираемые со времен Людовика Святого ассамблеи провинциальных сословий и Королевского совета не могли придать легитимности королевской политике в отношении папского престола во время понтификата Бонифация VIII.
    Конфликт назрел из-за нежелания короля подчиниться папской власти в области назначения епископов.
    Король Филипп предвидел сопротивление со стороны Рима в его замысле распустить орден Тамплиеров и арестовать все его имущество.
    Для придания веса своим решениям, король издал эдикт, согласно которому в 1302 г. собрались Генеральные штаты как совещательный орган, призванный помогать правительству в решении сложных и щекотливых вопросов.

  7. VitoKarleone47 Ответить

    (франц. États généraux, голл. Staten-Generaal) — высший орган сословного представительства (духовенства, дворянства и городов) в феод. Франции и Нидерландах. Возникновение Г. ш. было связано с ростом городов и внутр. рынка, с усложнением социальных противоречий и обострением клас. борьбы, что потребовало укрепления феод. гос-ва — создания т. н. сословной монархии. Для организации взимания дополнит. поборов на расширенные заседания королевского (герцогского) совета стали приглашать наряду с феодалами представителей гор. верхов. Так постепенно оформились Г. ш. — совещат. орган, созываемый при чрезвычайных обстоятельствах для укрепления королевского (герцогского) авторитета и для решения финанс. вопросов.
    =====
    Во Франции первыми принято считать Г. ш. 1302 (упоминаются в хрониках в связи с конфликтом Филиппа IV с папой Бонифацием VIII), хотя они немногим отличались от аналогичных собраний 13 в. Термин “Г. ш.” появился позднее, а их статус так и не был определен. До сер. 15 в. Г. ш. созывались часто (по инициативе короля), отдельно для Лангедойля (север) и Лангедока (юг). Прелаты, рыцари, а иногда и гор. магистраты получали персональные приглашения, но в городах практиковались выборы (из числа членов патрициата). Города, союзники королев. власти в ее борьбе с крупными феодалами, играли видную роль на Г. ш., к-рые в этот период были надежной опорой короля и способствовали укреплению феод. монархии и централизации страны. Особенно возросло значение Г. ш. во время Столетней войны 1337-1453, когда они превратились в реальную силу и порой претендовали на активное участие в управлении страной. В 1355-58, в условиях гос. слабости, поражения при Пуатье (1356) и нар. восстаний (Парижское восстание 1357-58, Жакерия, 1358), Г. ш. Лангедойля, на к-рых преобладали представители горожан во гл. с Парижем, заседали почти непрерывно. Апогеем могущества франц. Г. ш. был период парижского восстания во главе с Э. Марселем, когда Г. ш. добились утверждения Великого мартовского ордонанса, собирали налоги, расходовали финансы и контролировали весь гос. аппарат. Однако в целом отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки франц. Г. ш. завоевать себе права, подобные правам англ. парламента. После 1359 Г. ш. созывались реже и часто заменялись собраниями нотаблей. В последний раз по инициативе короля они были созваны в 1468. В 16 — нач. 17 вв. инициатива созыва Г. ш. принадлежала феод. знати, находившейся в оппозиции к абсолютной власти короля. Начался период упадка Г. ш., предопределенный переходом от сословной монархии к абсолютной, когда Г. ш. лишь препятствовали прогрессивному развитию страны. 76 лет (1484-1560) они вообще не созывались. Возродившись в своеобразных условиях религиозных войн (собирались в 1560, 1576, 1588, 1593), они и тогда не играли значит. роли. Г. ш. этого периода отличались от предшествующих Г. ш. и по форме. Депутаты избирались от всех сословий. Благодаря системе многостепенных выборов среди депутатов третьего сословия по-прежнему преобладали гор. верхи. Не только осн. масса населения не была представлена, но и зарождающаяся буржуазия почти не имела доступа на Г. ш., т. к. обычно большинство депутатов третьего сословия составляло чиновничество. Депутаты получали наказы (Cahiers) от избирателей. Во время работы Г. ш. каждое сословие имело один голос (независимо от числа депутатов), и из-за розни сословий Г. ш. оказывались бессильными. С 1614 созыв Г. ш. прекратился на 175 лет. Г. ш., собравшиеся 5 мая 1789, накануне бурж. революции, были созваны королем как совещат. сословный орган и в осн. по старой процедуре. Но 17 июня 1789 депутаты третьего сословия (к к-рым позднее присоединилась и часть деп. привилегированных сословий) провозгласили себя Нац. собранием (с 9 июля — Учредит. собрание), превратившимся в высший представит. и законодат. орган революц. Франции (до созыва в октябре 1791 Законодательного собрания).
    =====
    В последующем назв. Г. ш. принимают нек-рые представит. собрания, собирающиеся по актуальным вопросам современности и выражающие широкое обществ. мнение (Г. ш. франц. возрождения, июнь 1945, ассамблея Г. ш. за разоружение, май 1963).
    =====
    Источн.: Mayer Ch. J., Des États généraux et autres assemblées nationales, P., 1788-89.
    =====
    Лит.: Picot G., Histoire des États généraux, 2 éd., t. 1-5, P., 1888; Verlaque R.. Les États généraux et le droit d’imposer, Thése, 1943; Тьерри О., Опыт истории происхождения и успехов третьего сословия, в его кн.: Избр. соч., М., 1937; Альзон К., Французские генеральные штаты 1614-1615 гг. и их значение, в сб.: Средние века, 1961, в. 19.
    =====
    А. А. Лозинский. Львов.
    =====
    В Нидерландах Г. ш. первый раз были созваны герцогом бургундским Филиппом Добрым в 1463 в Брюгге. Депутаты на Г. ш. избирались провинциальными штатами. В Нидерландах, где не было достигнуто такой степени централизации, как во Франции. Г. ш. продолжали выражать интересы отд. провинций; особенно велико было влияние Брабанта. Г. ш. Нидерландов на всем протяжении их существования прочно сохраняли за собой право вотировать налоги. Их влияние особенно возросло после гибели Карла Смелого (1477); очень широкие полномочия представила Г. ш. “Великая привилегия” (1477). Г. ш. продолжали играть крупную роль и при Габсбургах. В 16 в. они стали центром бурж.-дворянской оппозиции исп. абсолютизму. В ходе нидерл. бурж. революции 16 в. Г. ш. всей страны были созваны в 1576; однако господств. положение в них заняли консервативные дворянские элементы и оранжисты, вследствие чего Г. ш. проводили политику поисков соглашения с Испанией и подавления демократич. движения (заключение “Гентского умиротворения” 1576, “Вечный эдикт” и др.). С отделением сев. провинций и образованием респ. Соединенных провинций Г. ш. стали высшим постоянно действующим законодательным органом республики; местопребыванием Г. ш. стала Гаага. Каждая провинция имела в Г. ш. один голос (“генералитетские земли” представительства в Г. ш. не имели). В 1795, после завоевания республики французами, Г. ш. были ликвидированы. С 1814 Г. ш. называется парламент Королевства Нидерландов.
    =====
    Источн.: Resolution der Staten-Generaal van 1576 tot 1609, door N. Japikse, dl 1-10, s’Gravenhage, 1916-30; Actes des États généraux des anciens Pays-Bâs, pt. 1, par J. Cuvelier, Brux., 1948; Gachard L. P., Actes des États-généraux des anciens Pays-Bâs, Brux., 1866.
    =====
    Лит.: Gachard L. P., Des anciennes assemblées nationales de la Belgique, Brux., 1838; Roullet Ed., Histoire politique nationale, t. 2, Louvain, 1892; Rirenne H., Histoire de Belgique, v. 2-5, Brux., 1948-49.
    =====
    A. H. Чистозвонов. Москва.

  8. nic71 Ответить

    Эдикт Фонтенбло
    При Людовике XIII
    При воцарении Людовика XIII регентство утвердило Нантский эдикт, постановив, что он должен «соблюдаться нерушимо». Ришельё отнял у протестантской партии её политическое влияние, но принцип веротерпимости остался в силе.
    В 1629 году в Але после завершения войн с гугенотами был издан Нимский эдикт (édit de grâce), повторявший статьи Нантского эдикта. После смерти Людовика XIII была издана (8 июля 1643 года) декларация, в которой протестантам предоставлялось свободное и неограниченное исповедание их религии и Нантский эдикт утверждался, «насколько это оказывалось нужным». Людовик XIV заявил в декларации 21 мая 1652 года: «Я желаю, чтобы гугеноты не переставали вполне пользоваться Нантским эдиктом».
    Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта.
    Эдикт Фонтенбло — эдикт Людовика XIV от 17 октября 1685 года. об отмене принятого в 1598 году Генрихом IV Нантского эдикта, гарантировавшего гугенотам свободу вероисповедания.
    Подчинившись поневоле Нантскому эдикту, католическое духовенство при Людовике XIV старалось всеми мерами уничтожить его или парализовать его значение. С 1661 года начались религиозные гонения. В 9-й статье Нантского Эдикта разрешено было богослужение в тех местах, где оно совершалось в 1596 и 1597 годах. На этом основании католики стали разрушать в других местах протестантские церкви. 2 апреля 1666 года Людовик издал декларацию, в которой уничтожался принцип свободы, признанный Нантским Эдиктом. Наконец, 17 октября 1685 года Людовик XIV подписал в Фонтенбло эдикт об отмене Нантского эдикта. Документ этот был составлен канцлером Летеллье. Король говорит в нём, что Нантский эдикт составлен его предком в пользу гугенотов с намерением присоединить их к лону католической церкви, но так как самая лучшая и самая многочисленная часть подданных перешла в католичество, то Нантский эдикт оказывается лишним.
    Приказано было разрушать последние храмы гугенотов и их школы. В VII статье говорилось: «Мы запрещаем допускать что-либо, сколько-нибудь похожее на уступку в пользу реформатской религии». Духовенство осыпало короля похвалами; Боссюэ называл короля новым Константином, новым Карлом Великим. Иннокентий XI в папской грамоте (13 декабря 1685 года) поздравил Людовика с совершением великого благочестивого дела. Последствия отмены Нантского Эдикта для Франции были печальны: торговля пришла в упадок, протестанты эмигрировали сотнями тысяч — в Лондон (там сразу появилось более 30 кальвинистских церквей), в Швецию, Данию, Россию, Америку, всего более в Голландию.

  9. chip5052001 Ответить

    ГЕНЕРА́ЛЬНЫЕ ШТА́ТЫ 1789 (франц. Etats Generaux), высшее сословно-представительское законосовещательное учреждение Франции, заседания которых стали началом Великой Французской революции (см. ВЕЛИКАЯ ФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ).
    Предпосылки созыва Генеральных штатов 1789 года
    Генеральные штаты во Франции зародились в эпоху средневековья, в период становления Французского централизованного государства. В компетенцию этого органа входило утверждение экстраординарных налогов и сборов общегосударственного масштаба. После укрепления абсолютной королевской власти, утверждения фискальной системы надобность в Генеральных штатах отпала и они не собирались с 1615. Однако идея Генеральных штатов, как представительского органа имеющего право принимать общегосударственные решения, оставалась существовать в сознании широких слоев французского народа.
    В 1780-х годах Франция погрузилась в пучину всеобщего кризиса, охватившего все стороны политической и экономической жизни. Только на выплату процентов и погашение государственных долгов в 1788 было потрачено 318 млн ливров из общего дохода в 503 млн ливров. При этом общие расходы государства составили 629 млн ливров. Из года в год рос государственный долг Франции, который к 1788 году достиг отметки в 4,5 млрд ливров. В 1787 году начался торгово-промышленный кризис, последствия которого усугублялись неурожайными годами. Ряд французских провинций охватила волна крестьянских бунтов, переплетавшихся с выступлениями плебейства в городах.
    Оказавшись на грани банкротства, Людовик XVI (см. ЛЮДОВИК XVI Бурбон) решил встать на путь реформ государственного механизма. Их инициатором выступил Шарль Калонн, занимавший с 1783 пост генерального контролера финансов. В августе 1786 он представил королю план реорганизации финансов страны, во многом возрождавший идеи Тюрго и Неккера.
    Генеральный контролер предлагал ввести табачную монополию, гербовый сбор со всех документов, обложить особой пошлиной колониальные товары, но самым радикальным предложением была замена двадцатины, которую платили фактически только представители третьего сословия (см. ТРЕТЬЕ СОСЛОВИЕ), на новый всесословный земельный налог. Для оживления торговли предполагалось отменить внутренние таможенные границы и ввести свободу хлебной торговли. Калонн предлагал реформировать систему местного самоуправления — создать общинные собрания, в которых участвовали бы все собственники с доходом не менее 600 ливров в год, а также окружные и провинциальные законосовещательные собрания. Предвидя сопротивление местных парламентов (юридических органов), прерогативы которых затрагивал проект реформ, генеральный контролер советовал королю заручиться поддержкой собрания нотаблей (см. НОТАБЛИ).
    В феврале 1787 в Версале открылось собрание нотаблей в составе 144 человек. В их число входили принцы крови, герцоги, маршалы, епископы, президенты парламентов, интенданты, мэры главных городов, депутаты провинциальных штатов. В ответ на свои предложения Калонн подвергся ожесточенным нападкам, его называли главным виновником государственного дефицита. Депутаты собрания нотаблей уличили генерального контролера финансов в злоупотреблениях, покрытии собственных долгов за счет казны. В апреле 1787 Людовик XVI отправил Калонна в отставку. Новым генеральным контролером финансов по рекомендации королевы Марии-Антуанетты (см. МАРИЯ АНТУАНЕТТА) был назначен тулузский архиепископ Ломени де Бриенн. Нотабли предоставили ему заем в 67 млн ливров на неотложные нужды казны. Но утвердить всесословный земельный налог нотабли отказались, сославшись на свою неправомочность. По традиции, идущей из средневековья, утверждать экстраординарные сборы могли только Генеральные штаты. Наиболее либерально настроенный участник собрания нотаблей маркиз де Лафайет (см. ЛАФАЙЕТ Жильбер) открыто потребовал созыва новых Генеральных штатов. В мае 1787 нотабли были распущены.
    Не получив поддержку высшей аристократии, Людовик XVI пытается начать реформы самостоятельно. Один за другим публикуются королевские эдикты о замене дорожной барщины денежным налогом, о гербовом сборе, о свободе хлебной торговли, о восстановлении гражданских прав гугенотов (см. ГУГЕНОТЫ), о создании провинциальных собраний с расширенным представительством от третьего сословия, о всеобщем поземельном налоге. Но королевские инициативы не встретили поддержки общества. Кризис в государстве дошел до такой степени, что любые, даже разумные меры провоцировали дестабилизацию обстановки. Центром оппозиции стали Парижский и другие местные парламенты. Стоявшая во главе парламентов судебная аристократия усмотрела в эдиктах короля попытку ограничить свои привилегии. Парламенты отказывались регистрировать королевские эдикты, апеллировали к общественному мнению, осуждали «министерский деспотизм», призывали к созыву Генеральных штатов. Пытаясь нейтрализовать общественное мнение, король в декабре 1787 заявил, что Генеральные штаты будут собраны через пять лет.
    Призыв Дофине
    8 мая 1788 Людовик XVI объявил о реформе парламентов. Они были лишены права ремонстраций, значительная часть гражданских и уголовных дел передавалась в ведение создаваемых окружных судов. Функция регистрации королевских эдиктов возлагалась на новый орган — «Общую палату» (Cour pléniére), состоящую из назначенных королем высших чиновников. Этот акт встретил сопротивление судебной аристократии, которая инспирирует волну протестов против реформы парламентов. Протестующих поддерживают провинциальные штаты. В Дижоне, Тулузе, Бретани, Беарне парламентам удалось спровоцировать мятежи в свою защиту, произошли стычки между королевскими войсками и народом. В движении протеста активное участие принимает либерально настроенная интеллигенция и буржуазия.
    Наибольшего размаха движение в защиту парламентов достигло в провинции Дофине. 10 мая 1788 в Гренобле (административном центре Дофине) было закрыто здание парламента, а его члены распущены на каникулы. Административный нажим вызвал недовольство в местном обществе, и 20 мая члены парламента потребовали отмены королевских эдиктов о судебной реформе. Заявление служителей мантии не осталось безнаказанным. Утром 7 июня члены гренобльского парламента получили королевские предписания немедленно отправиться в ссылку. Весть об этом вывела на улицы толпы горожан и жителей окрестных деревень. В акции протеста приняли участие сорок ремесленных корпораций Гренобля. Для разгона демонстрантов из казарм на улицы города были выведены два пехотных полка, но солдаты и офицеры отказывались стрелять в народ. Возбужденный народ с крыш и балконов домов закидывал солдат черепицей. 7 июня 1788 вошел в историю Франции как «день черепиц». Спустя несколько дней члены парламента сочли за благо подчиниться королевской воле, и сами выехали в ссылку, но движение протеста продолжало развиваться.
    14 июня 1788 в ратуше Гренобля встретились представители местного дворянства, духовенства, третьего сословия, которые приняли решение о созыве провинциальных штатов. Королевские власти наложили запрет на это решение. Тем не менее, сословия выбрали своих депутатов (50 — от духовенства, 165 — от дворянства, 276 — от третьего сословия) и 21 июля 1788 в Визиле — замке промышленников Перье — состоялось собрание провинциальных штатов Дофине. Депутаты приняли обращение к королю с требованием восстановить парламенты, безотлагательно созвать Генеральные штаты и провинциальные штаты с двойным представительством третьего сословия. Они призвали все провинции Франции присоединиться к этим требованиям и не платить налоги, пока не будут созваны Генеральные штаты.
    «Призыв Дофине» нашел широкий отклик по всей Франции. Таким образом, протесты судейской аристократии против реформы парламентов переросли в общенациональное движение за созыв Генеральных штатов. Король решил пойти на уступки, и 8 августа 1788 было обнародовано решение созвать Генеральные штаты 1 мая 1789. В конце августа Ломени де Бриенн получил отставку, а генеральным контролером финансов был вновь назначен Жак Неккер (см. НЕККЕР Жак). Судебная реформа была отменена, парламенты восстановлены в своих правах. Новый генеральный контролер был апологетом идей государственного регулирования экономики. Он отменил свободу хлебной торговли и предписал установить твердые цены на хлеб.
    Для решения вопроса о принципах созыва и условиях работы Генеральных штатов были вновь собраны нотабли. Они совещались в течение ноября-декабря 1788. Нотабли высказались за предоставление третьему сословию одной трети мест и традиционное посословное голосование. Неккер предлагал отказаться от феодальных принципов и предоставить третьему сословию половину голосов. 12 декабря 1788 пять принцев семейства Бурбонов (см. БУРБОНЫ) — граф д”Артуа, принцы Конде и Конти, герцоги Бурбонский и Энгиенский — подали Людовику XVI меморандум, в котором предостерегали его против ущемления прав дворянства и церкви. Все же на заседании королевского совета 27 декабря 1788 Людовик XVI объявил о своем решении предоставить третьему сословию половину мест в Генеральных штатах, однако вопрос о порядке голосования остался открытым.
    Избирательная компания
    24 января 1789 были оглашены указ короля о созыве Генеральных штатов (заседания предписывалось начать 27 апреля) и регламент выборов в них. Первому и второму сословиям предстояло избрать по триста депутатов, а третьему — шестьсот депутатов. Выборы предполагалось произвести по бальяжам и сенешальствам (судебным округам). В дворянской курии выборы были всеобщими и прямыми. Избирательные права монашества были ограничены: если приходские священники лично принимали участие в выборах депутата Генеральных штатов, то монахи делегировали на выборы одного представителя от монастыря. В третьем сословии право голоса имели только имеющие постоянное место жительства налогоплательщики старше 25 лет, а сами выборы были трехстепенными, а местами даже четырехстепенными. В городах основным избирательным органом было городское избирательное собрание. Оно составлялось из выборщиков от городских цехов и корпораций, а также выборщиков от горожан, не являвшихся членами цехов и корпораций, но имевших право голоса. Городское избирательное собрание посылало своих делегатов в окружное избирательное собрание, которое вместе с выборщиками от сельского населения определяло депутата Генеральных штатов.
    В соответствии со средневековыми традициями король одновременно с выборами депутатов предложил всем избирателям заявить о своих обидах и пожеланиях. Выборная компания вызвала широкую волну политической активности всех слоев населения Франции. По стране прошли избирательные собрания различных уровней, на которых, помимо выборов депутатов и выборщиков, принимались наказы (cahiers des doléance — тетради жалоб) будущим Генеральным штатам. Сahiers des doléance отразили настроения и требования различных социальных групп. Все наказы осуждали произвол правительственной власти, требовали введения независимого суда присяжных, свободы слова, печати, единой системы налогообложения, регулярности созыва Генеральных штатов и передачи им права вотирования налогов. Дворянство в своем большинстве не возражало против введения всесословной системы налогообложения, но даже не помышляло о возможности трансформации феодальных повинностей зависимых крестьян. Дворяне настаивали на сохранении сословного характера Генеральных штатов, что обеспечивало им привилегированное положение в обществе.
    Сahiers des doléance третьего сословия требовали преобразования Генеральных штатов из сословного в общенациональное учреждение, перед которым были бы ответственны министры. Кроме того, третье сословие настаивало на равенстве в налогообложении привилегированных и непривилегированных слоев населения. Крестьяне выражали пожелание ликвидировать феодальные права сеньеров, возвращения захваченных общинных земель, отмены церковной десятины. Предприниматели и промышленники решительно высказались за отмену всех ограничений в области торговли и производства.
    Общественный ажиотаж сопровождался и провоцировался выходом в свет многочисленных брошюр и памфлетов, авторы которых откликались на злобу дня, формулировали различные политические и социально-экономические программы. Эти издания популяризировали как либеральные, так и консервативные идеи, но в целом преобладали брошюры написанные в духе эпохи Просвещения. Шумный успех имела брошюра аббата Сьейеса (см. СЬЕЙЕС Эмманюэль Жозеф) «Что такое третье сословие?», вышедшая в январе 1789. Автор доказывал, что именно третье сословие составляет нацию, а привилегированные сословия — только лишнее бремя для Франции. В этой брошюре Сьейес сформулировал свой знаменитый афоризм: «Что такое третье сословие? Все. Чем оно было до сих пор? Ничем. Что оно желает? Стать хоть чем-то.» Выражая антиаристократические взгляды, Сьейес предлагал депутатам от третьего сословия образовать самостоятельное Национальное собрание.
    Избирательная компания завершилась в апреле 1789. От духовенства был избран 291 депутат, из них около двухсот были достаточно либерально настроенные приходские священники. Наибольшую известность из них приобрел аббат Грегуар, депутат от бальяжа Нанси. 270 депутатов выбрало дворянство. Около девяноста из них относили себя к «патриотам», то есть готовы были поддержать курс на реформы. Причем большинство «патриотов», а в их число входили маркиз Лафайет, виконт Ноайль, герцог Ларошфуко, герцог д”Эгийон, принадлежало к слою высшей аристократии. Но большинство депутатов благородного сословия составили представители консервативно настроенного мелкого провинциального дворянства. Их лидером стал драгунский офицер Казалес, мелкий сеньер из Южной Франции.
    Третье сословие было представлено 578 депутатами, из которых более половины профессионально занимались юридической деятельностью. Одних адвокатов было около двухсот человек. Примерно сто депутатов были предпринимателями: банкирами, коммерсантами, промышленниками. Более пятидесяти депутатов третьего сословия представляли слой богатых сельских землевладельцев. От третьего сословия были избраны некоторые дворяне и священники: граф Мирабо (см. МИРАБО (деятель Французской революции)) от Экс-ан-Прованса, аббат Сьейес от Парижа.
    К моменту начала работы Генеральных штатов социальное напряжение во Франции достигло крайней точки. Тяготы экономического кризиса становились невыносимыми для городских низов. Зимой 1788—1789 в Париже насчитывалось до 80 тыс безработных. Между тем ограничения на свободу торговли хлебом не смогли сдержать рост цен и только привели к перебоям в снабжении городов. Цена обычного для Парижа четырехфунтового хлеба подскочила до 15 су, в то время как поденная оплата рабочего составляла 20—30 су. В условиях общего недовольства достаточно было незначительного повода для вспышки массовых беспорядков. Знаменательным событием весны 1789 стал бунт бедноты в парижском предместье Сент-Антуан 27—28 апреля 1789, для подавления которого пришлось прибегнуть к помощи войск. В это же время усиливалось стихийное движение крестьян, которые начали войну против дворянских замков. Толпы крестьян врывались в дворянские имения и монастыри, отбирали запасы хлеба и имущества. Участились случаи убийств сеньеров и управляющих имениями.
    Начало работы Генеральных штатов
    5 мая 1789 в Версальском дворце, в Зале малых забав (Menus plaisirs) открылись заседания Генеральных штатов. Депутаты были размещены посословно: справа от кресла короля — духовенство, слева — дворянство, напротив — третье сословие. Феодальный этикет соблюдался и в одежде депутатов: привилегированные сословия блистали яркими и пышными одеяниями, а депутаты третьего сословия были скромно одеты во все черное. На галереях зала присутствовала многочисленная публика. Во вступительном слове король предостерег Генеральные штаты от опасных нововведений, посоветовал депутатам ограничить свою деятельность изысканием средств для пополнения казны. Генеральный контролер финансов Неккер заявил о необходимости срочно изыскать средства в размере 80 млн ливров.
    Однако большинство депутатов от третьего сословия считало своей главной задачей именно реформирование системы управления государством. Противоборство в Генеральных штатах началось уже 6 мая, когда депутаты от духовенства и дворянства собрались отдельно, чтобы приступить к проверке полномочий избранных депутатов. Тем самым утверждался принцип посословного голосования, который давал преимущества привилегированным сословиям. Депутаты третьего сословия выступили с протестом и предложили приступить к проверке полномочий депутатов на совместных заседаниях. Начались долгие переговоры, в которые вмешался король, требуя посословных заседаний и голосований. Третье сословие твердо стояло на своем, чувствуя поддержку общественного мнения. К тому же, далеко не все депутаты от духовенства и дворянства держались за свои привилегии и готовы были пойти навстречу третьему сословию.
    В деле сплочения депутатов от третьего сословия и установления их связей с либеральной аристократией большую роль сыграл Бретонский клуб (Club breton). Он сформировался еще в конце апреля 1789, когда избранные депутаты начали съезжаться в Версаль. Начало клубу положили собрания депутатов из Бретани, объединившихся вокруг адвоката Ле Шапелье. Постепенно к ним стали присоединяться другие радикально настроенные депутаты, в том числе Мирабо, Сьейес, герцог д”Эгийон, виконт Ноайль, аббат Грегуар, Барнав, Петион, Вольней, Максимилиан Робеспьер, братья Шарль и Александр Ламеты. На собраниях Бретонского клуба обычно намечалась линия поведения либералов в Генеральных штатах. К середине июня в клуб входило около 150 депутатов.
    Образование Национального собрания
    10 июня 1789, на заседании «общин», как стали называть себя депутаты третьего сословия, по предложению аббата Сьейеса привилегированные вновь приглашались к совместным заседаниям и было принято решение начать общую проверку полномочий депутатов всех сословий вне зависимости от их явки на заседания. 12 июня «общины» начали перекличку депутатов по бальяжным округам. Этот тактический ход сдвинул ситуацию с мертвой точки. В течение нескольких дней к третьему сословию присоединились двадцать депутатов от духовенства. Развивая инициативу, «общины» на заседании 17 июня большинством в 490 голосов против 90 провозгласили себя Национальным собранием (см. НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ) (Assamblée nacionale), призвав народ прекратить уплату налогов, если собрание будет распущено.
    Этот акт нашел широкий отклик во всей Франции и повлиял на расстановку сил в Генеральных штатах. После бурных дебатов,19 июня 1789, депутаты от духовенства незначительным большинством голосов приняли решение присоединиться к третьему сословию. Но попытка герцога Филиппа Орлеанского и группы депутатов-дворян из Парижа провести аналогичное решение на собрании дворянских депутатов не удалась.
    Королевская власть предпринимала попытки предотвратить превращение Генеральных штатов из сословно-представительского собрания в общенациональный властный орган. Утром 20 июня депутаты не были допущены в Зал малых забав, который был закрыт под предлогом ремонта. Тогда «общины» собрались в Зале для игры в мяч (Jeu de paume) и по предложению депутата Мунье принесли клятву не расходиться до тех пор, пока не будет выработана конституция Франции. На следующий день был закрыт и Зал для игры в мяч — «общинам» пришлось собраться в церкви.
    23 июня в Зале малых забав вновь были собраны депутаты всех трех сословий — король Людовик XVI решил лично образумить депутатов. По традиции в присутствии короля Генеральные штаты не смели ему возражать и обязаны были утвердить любое его пожелание. Этот старинный обычай назывался lit de justice. Как и 5 мая, депутаты были рассажены по сословному признаку. Публика на галереи допущена не была, а в Версаль введены дополнительные войска.
    В своем слове король выразил неудовольствие деятельностью «общин» и отменил их постановления, принятые 17 июня. Обещав депутатам, что он будет советоваться с ними по вопросам финансов и налогов, Людовик XVI заявил, что не допустит ни ограничения своей власти, ни ущемления прав привилегированных сословий. Затем король приказал депутатам разойтись в отведенные для них помещения и заседать посословно. Сделав это заявление, Людовик XVI покинул зал. За ним последовала большая часть дворян и духовенства. Однако третье сословие осталось на местах. На просьбу церемониймейстера подчиниться воле короля Мирабо ответил: «Ступайте и скажите вашему господину, что мы здесь находимся по воле народа и оставим наши места, уступая только силе штыков».
    Король велел гвардии разогнать непокорных депутатов. Но в дверях Зала малых забав гвардейцев встретили со шпагами в руках маркиз Лафайет, герцог Ларошфуко и еще несколько дворян, оставшихся с «общинами». Людовик XVI не решился применить силу и приказал гвардии отступить. Оставшись на своих местах «общины», по предложению Мирабо, объявили о неприкосновенности депутатов Национального собрания и об уголовном преследовании всякого, кто посягнет на эту неприкосновенность.
    На следующий день к общинам присоединилось большинство духовенства, а еще через день 47 депутатов дворян во главе с герцогом Филиппом Орлеанским. 27 июня 1789 король обратился с просьбой к оставшимся депутатам от духовенства и дворян соединиться с третьим сословием. Людовик XVI надеялся, что консервативные дворяне сумеют удержать депутатов от принятия радикальных решений, но одновременно приказал сосредоточить в Париже и вокруг него двадцатитысячное войско.
    Так завершилось преобразование Генеральных штатов в Национальное собрание, в котором преобладающее влияние имели сторонники коренного преобразования государственного устройства Франции. Это событие было с воодушевлением воспринято большинством политически активного населения Франции. Широкую известность в народе снискали депутаты Лафайет, Байи, Мирабо, Сьейес, Филипп Орлеанский, отстаивавшие приоритет нации перед королевской волей. 9 июля 1789 депутаты Национального собрания приняли решение объявить себя Учредительным собранием (Assamblée nacionale constituante). Тем самым они определили свою главную задачу — выработку конституции страны.

  10. skalana Ответить



    Открытие Генеральных штатов в Версале 5 мая 1789 года
    Генера́льные шта́ты во Франции (фр. États Généraux) — высшее сословно-представительское учреждение в 1302—1789 годах.
    Возникновение Генеральных штатов было связано с ростом городов, обострением социальных противоречий и классовой борьбы, что вызывало необходимость укрепления феодального государства.
    Предшественниками Генеральных штатов были расширенные заседания королевского совета (с привлечением городских верхов), а также провинциальные ассамблеи сословий (положившие начало провинциальным штатам). Первые Генеральные штаты были созваны в 1302 году, в период конфликта Филиппа IV с папой Бонифацием VIII.
    Генеральные штаты являлись совещательным органом, созываемым по инициативе королевской власти в критические моменты для оказания помощи правительству. Основной их функцией было квотирование налогов. Каждое сословие — дворянство, духовенство, третье сословие — заседало в Генеральных штатах отдельно от других и имело по одному голосу (независимо от числа представителей). Третье сословие было представлено верхушкой горожан.
    Значение Генеральных штатов возросло во время Столетней войны 1337—1453, когда королевская власть особенно нуждалась в деньгах. В период народных восстаний XIV века (Парижское восстание 1357—1358, Жакерия 1358) Генеральные штаты претендовали на активное участие в управлении страной (подобные требования выразили Генеральные штаты 1357 года в «Великом мартовском ордонансе»). Однако отсутствие единства между городами и их непримиримая вражда с дворянством делали бесплодными попытки французскими Генеральными штатами добиться прав, которые сумел завоевать английский парламент.
    В конце XIV века Генеральные штаты созывались всё реже и часто заменялись собраниями нотаблей. С конца XV века институт Генеральных штатов пришёл в упадок в связи с начавшимся развитием абсолютизма, в течение 1484—1560 годов они вообще не созывались (известное оживление их деятельности наблюдалось в период Религиозных войн — Генеральные штаты созывались в 1560, 1576, 1588, и 1593 годах).
    С 1614 до 1789 годы Генеральные штаты снова ни разу не собирались. Лишь 5 мая 1789 года в условиях острого политического кризиса накануне Великой французской революции король созвал Генеральные штаты. 17 июня 1789 года депутаты третьего сословия объявили себя Национальным собранием, 9 июля Национальное собрание провозгласило себя Учредительным собранием, ставшим высшим представительным и законодательным органом революционной Франции.
    В XX веке название Генеральные штаты принимали некоторые представительские собрания, рассматривающие актуальные политические вопросы и выражающие широкое общественное мнение (например, ассамблея Генеральных штатов за разоружение, май 1963 года).

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *