Гражданское общество впервые появилось в какой стране?

18 ответов на вопрос “Гражданское общество впервые появилось в какой стране?”

  1. Ded_Ivan Ответить

    В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.
    Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.
    Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.
    Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.
    Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.
    Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:
    социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
    общество как совокупность граждан страны;
    мировое сообщество граждан.
    Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.
    Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.
    На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.
    Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. (“Все могут короли… и судьбы всей земли вершат они порой…”).
    Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.
    С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.
    В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.
    Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
    Характерные признаки современного гражданского общества:
    наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
    развитость и разветвленность демократии;
    правовая защищенность граждан;
    определенный уровень гражданской культуры.
    Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются
    1. Политические партии.
    2. Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
    3. Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
    4. Научные и культурные организации, спортивные общества.
    5. Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
    6. Независимые средства массовой информации.
    7. Церковь.
    8. Семья.
    ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ:
    Термин «государство» используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как «страна», «общество». В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории.

  2. m_igor77 Ответить

    В старой европейской традиции, идущей от Аристотеля, понятие «гражданское общество» означало общность свободных и равных людей, объединенных подчинением одной политической власти — прямой перевод с древнегреческого πολιτική κοινωνία или латинского societas civilis. Причем «гражданское» в античной традиции означало то же, что и «политическое», то есть гражданское общество было синонимично государству. Позже ключевой составляющей в определении гражданского общества стало именно его противопоставление государству, а взаимоотношения гражданского общества и государства стали центральной проблемой.
    Как пишет Манфред Ридель в статье «Гражданское общество» из «Словаря основных исторических понятий», термин πολιτική κοινωνία который вводит Аристотель в начале своей «Политики», имел решающее значение для политической мысли с античности и до Нового времени. Он позволил перенести сам принцип взаимодействия равных граждан с конкретного государственного образования (афинского полиса) на любую последующую политическую систему.
    Аристотелевское понятие впервые перевел на латынь как societas civilis Цицерон. При этом сохранялись разные варианты перевода — civilis и politicus, которые были синонимичны в древнеримском употреблении. У Фомы Аквинского гражданское общество (communitas civilis) противопоставлено божественной общности (communitas divina) как занимающее нижнюю ступень в выстроенной иерархии.
    В ранней философии Нового времени, в трудах Макиавелли, Гоббса и Бодена, появляется понятие «суверен», которое делает общество уже не «гражданским», а «управляемым». Другими словами, в общество впервые вторгается государство как имманентное образование. Воля государя начинает воплощать в себе единство граждан в государстве. Таким образом, государство пришло на смену гражданскому обществу. Это было связано с историческим процессом концентрации власти в руках монарха.
    В XVII веке возникает процесс, который начинает в корне менять социальные структуры европейских государств. В этом отношении всех опережала Англия, где промышленная революция и политические свободы возникли существенно раньше. В трудах Джона Локка, Адама Смита и Адама Фергюсона начинается осмысление происходящих преобразований.
    «Гражданское общество начинает зарождаться на пересечении двух направлений — с одной стороны, уход из публичной сферы и акцент на субъективность, с другой, жажда политической активности»
    М. Ямпольский в книге «Возвращение Левиафана» пишет, что Смит и Локк с помощью понятия «гражданское общество» описывают эволюцию человеческого сообщества, которое с ростом населения начинает вырабатывать правила защиты владения собственностью, что гарантирует мирное сожительство людей. Эту безопасность, по мнению идеологов раннего либерализма, должно защищать государство. Ямпольский характеризует этот процесс как постепенное разрушение общества, в котором человеческие отношения исчерпывались статусами, и деградацию общепризнанных социальных кодов.
    Юрген Хабермас отмечает, что в это время государство берет на себя административную функцию, предоставив производство отделенному от него рыночному хозяйству. При этом суверенитет воплощается в фигуре государя, который патерналистски предоставляет частным лицам минимум необходимых свобод для развития рыночного хозяйства. В дальнейшем начинают вырабатываться установления, которые позволяют частной сфере защитить свою неприкосновенность. Однако в ходе этого процесса государство все больше становится придатком общественных отношений, а частное все больше связывается с общественным. Это еще один парадокс, так как еще на заре Нового времени «общественное» понималось как «государственное» и противопоставлялось сфере приватного, что было попыткой государства узурпировать общественную сферу, прировняв ее к официально-административной.
    Вместе с отделением частного возникает и новое общественное. Сформировавшаяся к XVIII веку общественность начинает все больше претендовать на контроль над политической властью. Эта сила реализует себя в промежутке между государственной и частной сферами. Причем под частной сферой понимается экономическая сфера производства и обмена товаров, а также приватная жизнь семьи.
    Хабермас также отмечает, что в это время возникает потребность в пристанище для публики, где частные лица могли бы свободно выражать свои мнения. Общественность начинает создавать клубы, салоны, кафе, театры, прессу, академии, проникает в культурные сферы — литературу и искусство. Именно эти городские институции становятся центрами притяжения общественности в противоположность королевскому двору.
    По мнению Ямпольского, гражданское общество начинает зарождаться на пересечении двух направлений — с одной стороны, уход из публичной сферы и акцент на субъективность, с другой, жажда политической активности. Англосаксонская традиция культивировала добродетель, изначально заложенную в частной сфере, с позиции которой гражданам следует смотреть на общество. Для заполнения пустоты, образовавшейся в процессе ухода в приватность, большое значение начинают приобретать миметические псевдоличности — политики и актеры.
    Мишель Фуко видит корни формирования понятия «гражданское общество» именно в процессе регулирования экономических отношений. Среди англоязычных теоретических работ о гражданском обществе Фуко выделяет трактат Фергюсона «Опыт истории гражданского общества», в котором оно называется движущим элементом истории.
    Человек понимается Фергюсоном и Адамом Смитом как экономический субъект — через пользу, которую он приносит обществу на своем месте, играя свою роль. При этом гражданское общество мыслится как «естественное состояние». Другими словами, проблема политической власти, которая ставилась теоретиками общественного договора, сводится к самой природе социальных отношений и естественности правил общежития, существовавших «всегда».
    Вследствие всего этого, пишет Фуко, возник вопрос, ставший главным в политической теории: если гражданское общество — это естественно зародившееся, самоуправляющееся объединение, зачем ему нужно государство? По мнению Фуко, принципиальный поворот цивилизации произошел в тот момент, когда с XVI—XVII веков правительство начинает управлять обществом по рациональному расчету. Происходит рационализация искусства управлять в противовес прежнему принципу «мудрости».
    Согласно Фуко, гражданское общество — это часть технологии правительственного управления экономическими субъектами с помощью правовых норм. Власть правительства, управляющего гражданским обществом, вездесуща благодаря тому, что она ограничена юридическими нормами и считается со спецификой отношений экономических субъектов.
    С определенного времени государство с помощью различных технологий манипуляции начинает мотивировать индивида на самоограничение, управление собой и хроническую войну с собой. Техника власти над индивидуальным телом и духом, нормализация повседневных практик изнутри общества позволяют увеличить полезную силу индивида. Фуко называет это переходом от дисциплинарного общества к обществу контроля. Таким образом, государство не должно противопоставляться гражданскому обществу, считает Фуко, а последнее является естественным продолжением первого.
    «В XX веке термин утратил актуальность и практически не употреблялся в европейских языках. Новую жизнь это понятие получило с началом перестройки и зарождения капитализма в СССР и социалистических странах»
    Ридель считает, что в немецкой традиции соотношение гражданского общества и государства было намного более проблематичным, чем в английской и французской. В конце XVIII — начале XIX веков немецкое понимание гражданского общества отталкивалось прежде всего от государства, так как экономическое хозяйство относилось к государственной сфере — ввиду отсутствия прочной либеральной традиции. Консерватор Карл Людвиг Халлер видел корень всех бед (то есть революций) в использовании римского политического лексикона, в том числе понятия «гражданское общество», который исходит из республиканской традиции.
    Август Людвиг Шлецер в конце XVIII века впервые на немецком языке различает гражданское общество (bürgerliche Gesellschaft) и государство. Кант, разрабатывая свою теорию права, противопоставил гражданское общество «естественному» состоянию общества, а также дихотомии господство-подданство. Свобода и принуждение объединяются у него «всеобщей волей» гражданского общества. Фихте уже подверг критике договорную теорию, объединившую гражданское общество и государство. Он делает акцент на преодолении обществом государства, что произошло в результате Французской революции. Впоследствии Гегель продолжил критику отождествления гражданского общества и государства.
    После 1830 года, пишет Ридель, конституционно-либеральные теоретики придерживались принципа исключения «черни» из гражданского общества, в то время как социалисты ставили проблему всеобщего социального равенства и выступали за политическую борьбу с целью эмансипации масс. Таким образом, к середине XIX века термин отошел от традиционной европейской семантики, унаследованной договорной теорией.
    После революции 1848 года гражданское общество уже перестает соотносится с государством. Связано это с возникшими социальными противоречиями и идеологической борьбой социалистов против буржуазного общества, что не позволяло говорить об обществе как едином гетерогенном образовании. К 1870-м годам немецкие консерваторы, в частности Генрих фон Трейчке, снова актуализировали понятие «гражданское общество», подразумевая под ним неизменную классовую систему государственного устройства, основанную на принципе господства и подчинения, которую нельзя подвергать преобразованиям. Социалистическая традиция закрепила за понятием значение «буржуазное общество».
    В XX веке термин утратил актуальность и практически не употреблялся в европейских языках. Новую жизнь это понятие получило с началом перестройки в СССР. Один из крупнейших теоретиков гражданского общества Эндрю Арато пишет, что концепция гражданского общества была возрождена неомарксистами (или постмарксистами) в социалистических странах. Подвергнув критике социалистический авторитаризм образца СССР, они видели в идее гражданского общества возможность восстановления социальных связей вне государства. Особенного успеха в этой концептуализации добилось польское объединение «Солидарность».
    Арато, сам внесший значительный вклад в теоретическую реабилитацию термина, вместе с тем отмечает, что вскоре эта концепция в странах бывшего социалистического блока (особенно в Венгрии) превратилась в журналистский штамп, утративший какую-либо терминологическую ясность.
    Предполагалось, что развитие гражданского общества приведет в этих странах к освобождению от авторитарного режима. Арато видит противоречие в том, что нечто несуществующее (гражданское общество как институционализированная правовая сфера отношений граждан) приводит к собственному освобождению. Сложность определения стоит
    перед теорией до сих пор, считает он. Проблема заключается в том, что под гражданским обществом часто понимаются любые общественные организации. Одна из основных характеристик гражданского общества — демократичность и равенство его членов — вступает в противоречие с функционированием таких организаций, в частности в науке, искусстве, религии, юриспруденции и др., где коммуникация осуществляется по особым законам.
    Описывая динамику изменений значения термина в постсоветской России, Елена Белорукова выделяет одну принципиальную метаморфозу, произошедшую в прошлом десятилетии. После распада СССР в России возникло множество неправительственных общественных организаций (НКО). Их цель состояла в формировании структур гражданского общества в новой капиталистической стране. Государство же не вмешивалось в деятельность этих организаций.
    Ситуация начала меняться в 2000-е годы, когда государство начало активно проникать в области, традиционно входящие в компетенцию гражданского общества. Возникшая в это время официальная идеология уже не предполагала деятельности тех организаций, которые занимались просвещением граждан и прививанием в России западной культуры взаимодействия общества и государства. В официальном дискурсе под гражданским обществом теперь понимается не совокупность НКО, а специальные правительственные организации (например, Общественная палата), за которыми закреплены функции регулирования определенных зон общественной жизни — здравоохранения, образования, общественной безопасности и т.д.
    Последний виток в истории термина, по мнению Белоруковой, наблюдался во время массовых протестов 2011-2012 годов в Москве и других российских городах. В это время возродилась перестроечная идея реформирования авторитарного режима посредством общественной самоорганизации. Но при этом смысловой акцент смещался с идеи борьбы с государством в сторону потребности каждого члена общества в необходимых гражданских правах (см. например манифесты, опубликованные в журнале «Афиша»). Гражданское общество понималось как способ борьбы граждан за свои права и свободы.
    Пример современного употребления:
    «Но мы заинтересованы в том, чтобы развивалось гражданское общество в самой России, чтобы оно ругало власти, критиковало, помогало власти определять свои собственные ошибки, корректировать свою политику в интересах людей. В этом мы, безусловно, заинтересованы, и мы будем поддерживать гражданское общество и неправительственные организации».
    В. Путин. «Мюнхенская речь»
    Список литературы:
    Эндрю Арато. Гражданское общество и политическая теория.
    Манфред Ридель. Гражданское общество. Словарь основных исторических понятий.
    М. Ямпольский. Физиология символического. Книга 1. Возвращение Левиафана.
    Юрген Хабермас. Политические работы.
    Мишель Фуко. Рождение биополитики.
    Е. Белорукова. Старое и новое в дискурсе гражданского общества.

  3. radostew Ответить

    Основы, обозначенные Кантом, определенно можно заложить в основу теории гражданского общества. После того, как Кант перенес идею антагонизма между индивидами как стимула для саморазвития на межгосударственные отношения, он приходит к выводу о том, что основным вопросом перед человечеством, созданным для него природой, является создание всеобщего правового гражданского общества.
    В. Гумбольдт, поддерживая философское учение Канта, стремился продемонстрировать противоречия и различия между гражданским обществом и государством на конкретных примеров. К гражданскому обществу Гумбольдт относил систему национальных и общественных учреждений, которые создаются гражданами, а также естественное и общее право человека. С другой стороны, государство состоит, по предположению Гумбольдта, из системы государственных институтов, позитивного права, которое создается этим же государством, и гражданина.
    Немаловажную роль в создании четких представлений о гражданском обществе сыграл Г. В. Гегель, который описал его как сферу действия частного интереса. К такому обществу Гегель причислял семью, сословные отношения, религию, право, мораль, образование, законы и юридические отношения, являющиеся результатом взаимодействия. Особая роль в этой идее отводилась гражданам, которые противостоят друг другу.

    Различия гражданского общества и государства

    К. Маркс и Ф. Энгельс представили миру материалистическую характеристику этому явлению и категории, которая его отражает. Авторы утверждали, что гражданское общество являет собой все материальное общение людей в рамках конкретной стадии развития производительных сил. Такое общество включает в себя полную торгово-промышленную жизнь этой стадии и выходит за государственные и национальные рамки. Однако, с другой стороны, гражданскому обществу необходимо представлять себя во внешней среде как национальность, а во внутренней – как государство.
    Замечание 2

  4. The Jolt Ответить

    Как мы уже выяснили, главным элементом любого общества является человек. Поэтому все социальные институты, группы и организации должны способствовать всестороннему развитию личности и реализации ее интересов.
    Институты гражданского общества можно разделить на несколько групп:
    Организации, в которых личность получает все необходимое для удовлетворения своих жизненно важных потребностей, например, в еде, пище, жилье. Это могут быть профсоюзные организации, производственные или потребительские союзы.
    Ко второй группе институтов относятся семья, церковь, спортивные организации, творческие союзы. В них индивид удовлетворяет свои духовные потребности, физические.
    Политические партии и движения удовлетворяют потребности в управленческой деятельности.
    Таким образом, реализацию всех интересов граждан осуществляют институты гражданского общества. Границы этих прав и свобод как раз и составляют его главные черты.

    Характерные черты современного гражданского общества

    Для сегодняшнего времени характерно гражданское общество, которое имеет следующие характеристики:

    Нет пока целостной и единой системы гражданских структур. Также можно говорить о слабой правовой защите граждан.
    В обществе можно видеть разделение людей на бедных и богатых, элиту и простой народ, представителей власти и всех остальных.
    Слабая социальная основа общества. По подсчетам средний класс занимает от 16 до 30 % всех граждан.
    Не имеют яркой выраженности объединяющие культурные ценности: уважение к личности, солидарность, доверие и другие.
    Граждане в большинстве случаев пассивны и не желают принимать участие в политической и общественной жизни государства.
    Организации или слабо, или неэффективно воздействуют на органы власти.
    Еще находится на стадии формирования правовая основа гражданского общества.
    На облик общества в целом влияет и историческое развитие, и современные особенности.
    Сейчас еще нельзя назвать процесс формирования гражданского общества в России завершенным. Это очень длительный путь. Многие граждане просто не осознают роль общества в жизни государства и их собственной.
    Большой проблемой на данный момент является отчуждение многих организаций, групп, институтов от государства.

    Глобальное открытое общество

    Глобальное гражданское общество – это уже международная сфера проявления инициатив граждан, их объединение на добровольной основе в организации. Эта сфера не поддается вмешательству и регламентации со стороны государства. Такое общество является основной базой для развития цивилизации и неким регулятором не только экономики, но и политики во всех мировых странах.
    Открытое глобальное общество имеет свои признаки:
    Осуществляется быстрая смена чиновников на основе общественного мнения.
    Это же можно сказать и про элиту общества.
    Наличие доступных средств массовой информации, которые не подвержены государственной цензуре.
    Наличие социальных сетей, в которых граждане могут оказывать влияние друг на друга.
    Общественное мнение находится в зависимости от оценок граждан.
    Все права и свободы реализуются реально, а не только на бумаге.
    Самоуправление находится на высоком уровне.
    Государство ведет правильную социальную политику.
    Вес в обществе имеет и средний класс.
    За государственными структурами осуществляют контроль общественные организации.

    Таким образом, можно сказать, что глобальное общество – это то, в котором государство не доминирует в отношениях граждан.

    Общество и его развитие

    Если говорить про развитие гражданского общества, то можно смело сказать, что оно еще не закончено. Это касается не только нашей страны, но и всех остальных мировых государств.
    Большинство политологов утверждают, что формирование гражданского общества началось еще в античные времена, например, в Греции, Риме существовали отдельные элементы общества. Шло развитие торговли, ремесла, это привело к появлению товарно-денежных производств, которые получили свое закрепление в римском частном праве.
    Если говорить о европейских регионах, то можно выделить несколько этапов в развитии общества:
    Первый этап можно отнести к 16-17 векам. В это время начали появляться политические, экономические, идеологические предпосылки для развития гражданского общества. Это бурное развитие промышленности, торговли, разделение труда, развитие товарно-денежных отношений, идеологический переворот, становление культуры и искусства.
    Второй этап начинается с 17 и продолжается до 19 века. Этот период ознаменовался формированием гражданского общества в наиболее развитых странах в виде капитализма, который основывался на частном предпринимательстве.
    20 век – это начало третьего этапа развития, который продолжается и до настоящего времени.
    Если говорить о развитии гражданского общества в России в настоящее время, то можно отметить ряд особенностей:
    У нас в обществе недостаточно развита политическая культура.
    У многих граждан отсутствует социальная ответственность.
    Изначально Россия принадлежала к тем странам, которые больше ориентируются на государство, чем на общество. Такие стереотипы достаточно трудно поддаются корректировке.
    Нет мощного общественного слоя, который бы сумел руководить социальным движением, поэтому основная роль в этом отводится государству.
    Становление гражданского общества – это длительный и практически непрерывный процесс, в котором принимают активное и равноправное участие как граждане, так и государство. Если удастся сформировать современное правовое гражданское общество, то и государство будет вынуждено подчиниться законам и служить на благо граждан.

  5. presstigio Ответить

    Основные понятия: гражданское общество, сущность гражданского общества, принципы формирования гражданского общества, предпосылки гражданского общества, структура гражданского общества, функции гражданского общества, правовое государство, предпосылки создания правого государства, признаки (принципы) правового государства, пути формирования правового государства
    В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества.
    Гражданское общество рассматривается
    как противопоставление дикости (анархии)
    как противоположность церкви (религиозным обществам)
    как комплекс общественных отношений, противоположных государству
    как конкретное явление западной цивилизации
    О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.
    Мыслители о сущности гражданского общества
    Мыслитель
    Основные идеи
    Т. Гоббс, английский философ
    Гражданское общество — это союз индивидуальностей, коллектив, в котором все его члены обретают высшие человеческие качества. Государство превалирует над гражданским обществом
    Дж. Локк, английский философ
    Гражданское общество — это общество политическое, т. е. общественная сфера, в которой государство имеет свои интересы
    Ш. Монтескье, французский философ
    Гражданское общество это общество вражды людей друг с другом, которое для её прекращения преобразуется в государство
    Т. Пейн, американский просветитель
    Гражданское общество — благо, а государство — неизбежное зло. Чем совершеннее гражданское общество, тем более оно саморегулируется и тем менее нуждается в регулировании со стороны государства
    Г. Гегель немецкий философ
    Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нём постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер. Само гражданское общество не в состоянии справиться со своими проблемами. Приоритет принадлежит государству, которое способно интегрировать разрозненные интересы в цельное общество граждан
    К. Маркс, Ф. Энгельс, немецкие экономисты и социологи
    Гражданское общество — сфера материальной, экономической жизни и деятельности людей. Именно оно является первичным по отношению к государству, гражданская жизнь как сумма разнообразных интересов скрепляет государство
    Гражданское общество сложилось на определённом этапе исторического развития, прежде всего западной цивилизации. Процесс его формирования являлся не только экономической, социальной, политической, но также социокультурной и духовной трансформацией.
    Принципы формирования гражданского общества
    Частная собственность на средства производства
    Индивидуальная свобода и самостоятельность личности
    Осведомлённость граждан о деятельности государства и общества
    Народный суверенитет, верховенство и полновластие народа
    Справедливость законов и неукоснительность их исполнения
    Свобода формирования общественного мнения
    Возникновение гражданского общества обусловлено признанием права индивидуальной, личной свободы каждого человека, которая находит своё отражение в соответствующих предпосылках.
    Предпосылки гражданского общества
    Экономические
    Социальные
    Политико-правовые
    Культурные
    частная собственность, многоукладная экономика, свободный рынок и конкуренция
    большой удельный вес в обществе среднего класса
    юридическое равенство граждан, обеспечение прав и их защита, децентрализация власти, политический плюрализм
    обеспечение прав человека на информацию, высокий образовательный уровень населения, свобода слова и совести
    Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответствующими законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти.
    Гражданское общество можно определить также как совокупность неполитических отношений, то есть общественных отношений вне рамок властно-государственных структур. Вне рамок государственных структур и органов, но не вне рамок государства как такового. Иными словами, государство создаёт лишь «рамочные условия», общие «правила игры» для той самодеятельности, того самоуправления, которыми и живо в конечном итоге гражданское общество. Здесь государство выступает как закон, обязательный и для него самого.
    Таким образом, понятие «гражданское общество» употребляется в широком и узком смысле слова.
    Гражданское общество
    В широком смысле слова
    В узком смысле слова
    все социальные структуры и отношения, которые непосредственно не регулируются государством
    это общество на определённом этапе своего исторического развития, когда оно выступает социально-экономической основой демократического правового государства
    Гражданское общество представляет собой необходимую демократическую прослойку между человеком и государством, не позволяющую последнему узурпировать власть, превращаться из слуги народа в его хозяина и господина.
    Структура гражданского общества
    Общности людей:
    — Политические партии и лоббистские (от англ. lobby — кулуары, коридор) организации (комитеты, комиссии, советы), создаваемые при органах власти
    — Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные)
    — Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, кооперативы, арендные коллективы, акционерные общества
    — Научные и культурные организации, спортивные общества
    — Муниципальные коммуны и другие органы самоуправления по месту жительства и работы, ассоциации избирателей, политические клубы
    — Независимые средства массовой информации
    — Церковь
    — Семья
    Отношения между компонентами общества, имеющие негосударственный и неполитический характер (семейные связи, профессиональные, экономические, религиозные и другие отношения)
    Особое пространство свободного проявления людей, которое защищено от вмешательства государства и других сил
    Эта сеть групп и объединений граждан ежедневно функционирует в целях создания условий для самореализации индивидов и групп, выражения и удовлетворения их повседневных потребностей, одновременно сдерживая стремление государства к концентрации политического господства.
    Функции гражданского общества
    Независимо от государства располагает средствами и санкциями, с помощью которых можно заставить человека соблюдать общепринятые нормы, обеспечивающие социализацию и воспитание граждан
    Защищает граждан и их объединения, интересы и потребности от незаконного вмешательства в их жизнь государства и его органов, защищает права и свободы личности, определяет границы политики
    Способствует формированию органов государства, демократическому и гуманистическому развитию всей политической системы общества
    Соотношение государства и гражданского общества
    Линии сравнения
    Гражданское общество
    Государство
    1. Реализуемые интересы
    Повседневные интересы индивидов
    Общественные интересы социальных групп, классов, этносов
    2. Средства реализации
    Убеждение, правовые и моральные нормы, обычаи, традиции, искусство и т. д.
    Конституция, власть, принуждение, право и т. д.
    3. Связи и отношения между людьми
    Преобладание горизонтальных связей, основанных на отношениях солидарности и конкуренции
    Преобладание вертикальных связей, основанных на отношениях господства и подчинения
    4. Основа
    Свободный индивид с неотъемлемыми правами и неполитические организации (ассоциации потребителей, кооперативы, спортивные общества, церковь и т. д.), с помощью которых он их реализует
    Политические институты, органы власти, лидеры, элита и т. д.
    Правовое государство — государство, ограниченное в своих действиях правом, подчинённое воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.
    Предпосылки создания правового государства
    Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства
    Экономическая независимость и самостоятельность индивида
    Режим демократии, суверенитет народа
    Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства
    Гражданское общество
    Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества
    Признаки (принципы) правового государства
    Наименование признаков
    Их сущность
    Верховенство права во всех сферах общественной жизни
    Подчинение закону государства всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека. Деятельность государства ограничена рамками права
    Эффективная система контроля и надзора за соблюдением закона
    Контроль за исполнением закона должны осуществлять специально созданные независимые суды, арбитражи и т. д.
    Реальное разделение властей
    Наличие законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти, поскольку действует система «сдержек и противовесов»
    Полная гарантированностъ и незыблемость прав и свобод человека
    Признание прав и свобод человека высшей ценностью.
    Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищённости
    Взаимная ответственность государства и личности
    Граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов
    Единство права и закона
    Соответствие любого нормативного правового акта естественно-правовым началам, международно-правовым нормам о правах человека
    Политический и идеологический плюрализм
    Существование различных партий, организаций, течений, действующих в рамках конституции. Наличие различных идеологических концепций и взглядов
    Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.
    Системная определённость признаков (принципов) правового государства
    Правовое государство
    Основано
    на верховенстве закона; на политическом, идеологическом, экономическом плюрализме, которые закрепляются и гарантируются нормативными правовыми актами
    Предусматривает
    взаимную ответственность гражданина и государства в рамках действующего законодательства
    неуклонное исполнение и соблюдение всеми гражданами, должностными лицами, органами государства и организациями законов государства
    Обеспечивает
    права и свободы граждан, необходимые для функционирования гражданского общества
    Правовое государство — это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.
    Пути формирования правового государства
    Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого
    Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения
    Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка
    Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение полномочий последних

  6. vanechka1983 Ответить

    Философское обоснование идеи гражданского общества пытались дать Г. Гегель и И. Кант. Однако в их представлении идеи гражданского общества переплетались с основными признаками правового государства, что вполне оправданно. Они противопоставляли гражданское общество дикости, неразвитости, нецивилизованности. Главным элементом их учения выступает человек – его роль, функции, положение в обществе и государстве. По Гегелю отдельная личность является для самой себя целью. Её деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных взаимоотношениях с другими людьми. «В гражданском обществе – каждый для себя цель, все другие для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей[12]».
    Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумной и целесообразной организации межличностных отношений, о новом этапе цивилизации. Однако, здесь нельзя забегать вперед, как это имело место с «новым мышлением».
    Главный лейтмотив гражданского общества – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного регулятора общественных отношений. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Важно только, чтобы класс собственников формировался в процессе нормального цивилизованного развития, а не криминальным путем, как в России.
    Либерализация экономических отношений не должна означать полный уход государства с экономического поля. Государство должно осуществлять экономическое регулирование, уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами.
    Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, а не волю правящей элиты. Противоречия между государством и гражданским обществом являются стимулом общественного развития. В то же время между ними не должно быть антагонизмов. Государство в идеале призвано выступать доверенным представителем общества.
    Гражданское общество опосредовано:
    – рыночными отношениями, экономической свободой, многообразием форм собственности;
    – легитимностью и демократическим характером государственной власти;
    – социальной и юридической защищенностью личности;
    – политическим идеологическим плюрализмом;
    – реальным обеспечением прав, свобод и законных интересов личности;
    – невмешательством государства в частную жизнь;
    – национальным и социальным согласием;
    – эффективной социальной политикой государства;
    – личностью;
    – семьей;
    – собственностью и предпринимательством;
    – социальными группами;
    – частной жизнью граждан и её гарантиями;
    – институтами демократии;
    – общественными объединениями;
    – независимым правосудием;
    – системой воспитания и образования;
    – относительно свободными СМИ;
    – негосударственными социально-экономическими отношениями.
    Главным условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Раздельное существование гражданского общества и правового государства немыслимо.
    Роль государства в данном случае заключается в том, чтобы охранять правопорядок, создавать благоприятные условия для беспрепятственной деятельности индивидов и их коллективов, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.
    Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

  7. Pasha T. Ответить

    Возникновение гражданского общества

    гражданское общество
    Понятие “гражданское общество” появилось в работах Т. Гоббса, Дж. Локка и получило развитие в трудах Ж.Ж. Руссо, Ш. Монтескье, И. Канта, Г. Гегеля, К. Маркса и других философов. В XIX в. ускорились процессы дифференциации различных сфер общественной жизни, произошло их освобождение из-под всеохватывающей государственной власти, существенно возросла роль автономного и независимого индивида с неотъемлемыми правами и свободами. Словосочетанием “гражданское общество” подчеркивалось все многообразие неполитических (частных) отношений, складывающихся без контролирующего воздействия со стороны государства.
    По мнению Дж. Локка, образование гражданского общества знаменуется изменением системы социальных ценностей. Впервые за всю историю человечества права, свободы и интересы личности ставятся выше интересов общества и государства. Люди, считал философ, создают гражданское общество путем заключения общественного договора. После этого гражданским обществом формируется государство, главной целью которого становится защита прав индивидов, и прежде всего права частной собственности. Таким образом, гражданское общество уже не отождествлялось с существующей политической системой. Более того, сама государственная деятельность должна быть подчинена удовлетворению интересов и потребностей человека и общества.
    По мнению К. Маркса, государство испытывает определяющее воздействие со стороны гражданского общества, поскольку является продуктом исторического развития последнего и выступает в качестве института, выражающего интересы собственников.
    По своей сути и происхождению гражданское общество – буржуазное общество. Его возникновение связано с появлением капиталистических производственных отношений, разрушивших жесткие рамки сословно-феодального строя и увеличивших значимость отдельного человека в обществе. Замена сословных привилегий всеобщим юридическим равенством определила качественно новое положение личности в обществе. Индивиды, независимо от их социального и имущественного положения, были признаны полноправными участниками общественной жизни и превратились из подданных государства в граждан
    Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, – все это частная собственность.
    Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.
    Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.
    Условия возникновения и развития гражданского общества:
    ¦ социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий;
    ¦ гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
    ¦ наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.
    Исторические типы гражданского общества:
    › община;
    › социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
    › общество как совокупность граждан страны;
    › мировое сообщество граждан.
    Условия формирования гражданского общества в РФ:
    » создание института частных (коллективных и индивидуальных) владельцев
    » средств производства, развитие экономической конкуренции, активности,
    » самостоятельности, равноправия хозяйствующих субъектов;
    » ликвидация основ любой безраздельной политической власти, децентрализация и перераспределение властных полномочий;
    » раскрепощение сознания человека, укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы.

  8. hl3 Ответить

    В современной политологии общество рассматривается как совокупность гражданского общества и государства, как основного института политической власти. Гражданское общество выступает связующим звеном между гражданином и государством. В нем осуществляется повседневная политическая жизнь людей.
    Среди ученых нет единого взгляда на происхождение гражданского общества.
    Одни видят зачатки общества уже на первобытно-общинной стадии развития, когда начинают формироваться семейные и родовые общины.
    Другие считают, что с появлением частной собственности и эксплуататорских классов, гражданское общество создает государство как орган господствующего класса.
    Третьи считают, что гражданское общество появилось как протест граждан против всевластия государства, как желание людей реализовать свои права и свободы.
    Политологи выделяют следующие исторические типы гражданского общества:
    социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
    общество как совокупность граждан страны;
    мировое сообщество граждан.
    Зачатки гражданского общества формируются путем возникновения простейших, немногочисленных неустойчивых объединений людей для совместного добывания пищи, строительства жилья, изготовления предметов быта и одежды, защиты от врагов и диких зверей.
    Со временем, в связи с развитием производственной сферы жизнедеятельности, объединения людей становятся более многочисленными, функционально разнообразными, устойчивыми. Формируются общины, и люди понимают, что в рамках общины они могут обеспечить удовлетворение своих потребностей, а труд на пользу общины дает право участвовать в решении общинных дел. Гражданское общество, по существу, совпадает с общиной.
    На определенной стадии своего развития гражданское общество создает государство для защиты своих интересов, содержит государственный аппарат, в определенной мере контролирует его, чему государство активно сопротивляется.
    Пока гражданское общество пребывает в аморфном состоянии, государство, набирая силы, в определенной мере поглощает его и становится единым вершителем судеб всех граждан. (“Все могут короли… и судьбы всей земли вершат они порой…”).
    Но именно потому, что незрело гражданское общество, государство само не отличается стабильностью.
    С прошествием времени гражданское общество добивается законодательного упорядочения и урегулирования отношений между ним и государством, вынуждает государство создавать определенные гарантии для наиболее обездоленных, устанавливать и поддерживать некоторый консенсус в обществе на основе базисных социальных ценностей: свобод, прав, экономической независимости человека.
    В условиях развитых капиталистических отношений гражданское общество вновь, как и на заре своего развития, расширяет свои рамки до масштабов всего общества, до масштабов всей страны.
    Современное гражданское общество стало складываться в результате буржуазных революций в странах Западной Европы. Реальное функционирование его началось с принятием Биллей о правах в Англии и США и Декларации прав человека и гражданина во Франции.
    Характерные признаки современного гражданского общества:
    наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
    развитость и разветвленность демократии;
    правовая защищенность граждан;
    определенный уровень гражданской культуры.
    Рассмотрим структуру гражданского общества. Основными ее элементами являются:
    Политические партии.
    Общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и т. п.).
    Союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды.
    Научные и культурные организации, спортивные общества.
    Муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы.
    Независимые средства массовой информации.
    Церковь.
    Семья.
    В России гражданское общество имеет свои особенности становления.
    Некоторые ученые считают прообразом гражданского общества Новгородское вече и крестьянскую общину.
    В качестве особенностей становления гражданского общества в России можно выделить следующие:
    1. Россия вступила на путь строительства гражданского общества значительно позднее стран Западной Европы и США.
    В качестве точек отсчета можно считать отмену крепостного права в 1861 году, реформы судебной системы и местного самоуправления, проведенные Александром II.
    Реформа местного самоуправления:
    создавались выборные думы в городах и земствах, в губерниях и уездах;
    выборы проводились не сословно-корпоративными органами, а гражданами;
    часть прав от государственного аппарата перешла к органам местного самоуправления.
    Судебная реформа:
    устанавливалось равенство всех перед законом;
    вводилось разделение судебной и административной властей;
    устанавливалась несменяемость судей;
    вводились независимые адвокатуры;
    вводился суд присяжных.
    2. Складывание многопартийности в Россиипришлось на начало 20-го века – также позднее, чем в странах Западной Европы и США.
    3. Российские традиции совместного, коллективного решения задач и проблем способствовали становлению гражданского общества.
    4. Установившийся после октября 1917 года тоталитарный режим, ввел со стороны государства жесткий политический контроль за деятельностью гражданского общества. Некоторые его элементы сохраняются (профсоюзные и добровольные общества, женские, молодежные, творческие и другие организации), но деятельность их регламентируется и контролируется Коммунистической партией, которая сама становится частью государства.
    5. Отсутствие демократического опыта функционирования гражданского общества после распада СССР.
    В настоящее время в России сложились, действуют некоторые элементы гражданского общества:
    политические партии и движения;
    массовые общественные организации;
    ассоциации производителей и общества потребителей;
    конфессиональные общности;
    этнические общности, землячества и культурно-национальные организации и центры;
    творческие союзы и организации;
    спортивные объединения.
    Из ранее изложенного можно сделать вывод, что в современной России только началось формирование гражданского общества, и некоторые его институты действуют реально. Однако становление гражданского общества в России находится на начальной стадии своего развития .

  9. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *