Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране?

23 ответов на вопрос “Как гражданское общество может повлиять на развитие демократии в стране?”

  1. pandrejek1 Ответить

    Ключевой элемент демократии — полноправие граждан.Расхожее определение демократии сводит её к регулярным выборам, проводимым на честной основе при строгом подсчёте голосов. Несмотря на то что периодические выборы очень важны для демократической системы, они всего лишь позволяют гражданам отдать предпочтение одной из стратегий, предлагаемых политическими партиями. В период же между выборами граждане могут воздействовать на государственную политику посредством иных институтов: объединений по интересам, общественных движений, профессиональных союзов и т. д. Все эти формы являются составными частями демократической практики.Другой общепризнанный показатель демократии — власть большинства. Всякий орган управления, принимающий решения относительным большинством голосов, демократичен — идёт ли речь об избирательном округе, о парламенте, комитете, городском совете или партийном собрании.Однако и здесь возникает проблема. Что если законно избранное большинство регулярно ущемляет своими решениями некое меньшинство (например, культурную или этническую группу)? В подобных случаях успешно действующие демократии обычно сочетают принцип власти большинства с защитой прав меньшинств.Демократические свободы должны также способствовать развитию коллективного сознания граждан, пониманию ими общих нужд и принятию решений — без расчёта на каких-то властителей. Носители разнообразных социальных статусов и интересов, оставаясь независимыми от государства, а может быть, и от партий, не только ограничивают произвол власти, но и формируют то, что в современных политологических исследованиях именуется «гражданским обществом», новый, лучший тип граждан — более информированный, более социальный по складу сознания, готовый на жертвы ради общего блага.
    (По Т. Карлу, Ф. Шмиттеру)

  2. Flyback1ng Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество — это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи — отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество — это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество — это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  3. nedurak-no-nemogu Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  4. boris31 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  5. cos210163 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  6. den-vaz Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  7. Goodram Ответить

    [227]
    Для современной эпохи характерны радикальные социальные изменения, принявшие универсальный характер. Они касаются сфер экономики, политики, права, культуры, образования, религии и т. д. Не осталось ни одной стороны, ни одного компонента социальной действительности, где эти изменения не проявились бы, и в результате мы имеем качественный переход всей социальной системы в другое состояние. Для того, чтобы прояснить характер и направление этих изменений, чтобы оценить их — прогрессивны они или регрессивны, требуется оценочный подход к социальным изменениям.
    В содержании понятия «прогресс» мыслится переход от простого к сложному, от низкого к высокому, появление положительного и желательного. Однако проявляются особые затруднения, связанные с оценкой, измерением, критериями, по которым можно судить о прогрессивности или регрессивности социальных изменений. В истории социальной мысли, при всех частных нюансах, можно выявить два пути решения проблемы, в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность.
    В первом случае критерием прогресса признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как [228] целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого критерия рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Гегель, О. Конт, Маркс, Г. Спенсер, Ростоу и др.).
    При втором подходе критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, в социальном самочувствии и степени его индивидуализации (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Фромм и др.).
    Исторический опыт доказывает, что второй подход более реалистичен, будучи одновременно универсальным и гуманистичным, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, он обосновывает ту идею, что мир личности — шире и глубже любого общественного измерения. Личность — последняя опора социума, а это утверждает подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в этом случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако при этом возникает вопрос о единицах измерения ее свободы, способе ее связи с интересами общества. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) с абсолютным коллективизмом (Маркс).
    Решение проблемы лежит в таком понимании взаимоотношения личности с социальной структурой, при котором личность является целью, а социальная структура — средством реализации этой цели. Тут же ставится вопрос о том, какой должна быть социальная структура общества, чтобы стала бы возможной полня реализация свободы человека. Этот вопрос непосредственно связан с проблемой специфического критерия общества. Мы считаем, что таким специфическим критерием предстает существование демократии и гражданского общества. Совершенные демократические и гражданские структуры — необходимое условие совершенствования и развития личности. Высшей ценностью демократии является свобода личности, защита его достоинства и неприкосновенности. Ее основными принципами являются:
    равенство людей перед законом;
    верховенство закона — управление должно осуществляться лишь на основе законов;
    [229]
    признание неприкосновенных естественных прав (жизнь, свобода, собственность) человека — никто не вправе покушаться на них;
    признание верховенства воли народа, гарантирование ее проявления;
    разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;
    легитимность власти — она должна избираться по правилам, установленным законом.
    Гражданское общество отличается от государственного управления. Критерием их разграничения является принцип принадлежности к власти. Гражданское общество объемлет такие взаимоотношения индивидов, которые не созданы и не управляются властью. К нему относятся не социальные организации и институты, которые созданы гражданами на основе добровольности, взаимного согласия и договора. Они не управляются централизованно, каждая из них автономна и функционирует на основе собственных устава и программы.
    Гражданское общество и власть — две различные, однако связанные друг с другом социальные сферы. Они различаются по целям, функциям и системам управления.
    Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти — общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно — самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть — две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества — одно из значительных показателей демократизации. Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.
    [230]
    «Обеспечение базиса ограничения государственной власти» — его первейшая и самая значительная функция, которая обладает двумя измерениями: мониторинг и ограничение осуществления власти государством — в демократическом государстве, и демократизация власти — в авторитарном государстве.
    Высокая активность общественных ассоциаций пополняет деятельность политических партий в таких вопросах, как стимулирование политического участия, повышение политической эффективности и квалификации граждан, признание демократических гражданских обязанностей и прав. Как отмечает А. Токвиль, «добровольные ассоциации можно рассматривать как большую всеобщую школу, которую посещают все жители для изучения общей теории объединения» 1.
    Гражданское общество может стать местом утверждения таких демократических ценностей и практик, как толерантность, согласие, желание находить компромиссы, уважение к иному мнению. Именно это составляет третью функцию гражданского общества. Эти ценности и нормы особенно стабильными становятся тогда, когда они являются результатом опыта, и организованное участие в гражданском обществе в значительной мере способствует этому.
    Гражданское общество служит демократии тем, что с целью выражения и балансирования интересов создает каналы, отличные от политических партий. Эта его функция приобретает особое значение тогда, когда она касается таких групп, отключенных от политики, как женщины или расовые и этнические меньшинства. Оно особенно способствует развитию демократии тогда, когда создает возможность участия в управлении на уровне местного самоуправления. Демократизация местного управления тесно связана с развитием гражданского общества.
    Довольно значительна и такая функция гражданского общества, как снижение опасности классовых конфликтов и политического противостояния, чего добивается плюралистическое гражданское общество, особенно в развитых странах, так как оно призвано способствовать созданию разнообразных интересов. Ввиду того,
    [231]
    что индивиды объединяются в различные организации для защиты и удовлетворения своих многообразных интересов, более вероятным становятся их взаимоотношения с людьми с иными политическими взглядами и интересами. Взаимные влияния должны уменьшить категоричность их собственных политических взглядов и способствовать формированию более широкого, многостороннего мировоззрения, что обеспечит толерантность и большую готовность к компромиссам.
    Функцией гражданского общества можно считать и создание арены для формирования политических лидеров. В случае успешного функционирования неправительственных организаций, их лидеры и активисты приобретают навыки и практику, необходимые для участия в правительстве и партийной политике. Они учатся методам мобилизации людей, мотивации своих действий, рассмотрению вопросов, привлечению материальных фондов и их управлению, составлению бюджета, созданию программ, управлению персоналом, достижению соглашений, созданию коалиций.
    Неправительственные организации, составляющие гражданское общество, могут играть значительную роль в деле упрочения демократии. В переходный период они могут следить за выборами, работать над реформированием избирательной системы, разрабатывать планы по децентрализации власти и демократизации политических партий и т. п. После достижения успеха в демократических преобразованиях организации по защите прав человека продолжают играть значительную роль в осуществлении правовых реформ, в защите прав человека в тюрьмах, в выявлении и поддержке интересов меньшинств.
    Гражданское общество распространяет информацию и, тем самым, служит гражданам в деле коллективной защиты и реализации их интересов. Свободная пресса — один из инструментов обеспечения общества информацией и выражения разнообразных взглядов. Независимые организации также могут предоставить обществу труднодобываемую информацию о деятельности правительства, которая будет отличаться от той информации, которую о своей деятельности предоставляет правительство.
    [232]
    Распространение новых сведений и идей существенно для проведения экономических реформ в условиях демократии. Как правило, программы стабилизации экономики избранными властями в кризисной ситуации должны осуществляться быстро и решительно. В отличие от этих программ, структурные экономические реформы — приватизация, либерализация экономики и торговли — имеют более устойчивую и совершенную форму, если они проводятся в рамках демократического процесса. Чтобы экономические реформы были успешными, они должны иметь в обществе широкую поддержку, а для того, чтобы ее добиться, необходима специальная пропагандистская работа. Действительно, интересны людей, для которых реформы могут иметь нежелательные результаты, как правило, имеют тенденцию к организованным проявлениям, в отличие от интересов тех, для которых реформы потенциально выгодны. Люди, входящие в эту группу — фермеры, мелкие производители, потребители — как правило, разобщены и плохо информированы.
    Гражданское общество повышением ответственного характера политической системы, ее эффективности, включенности в нее людей, т. е. способствованием легитимности системы, утверждает в гражданах уважение к государству. Оно улучшает управленческий потенциал государства и повышает его возможность опираться на добровольном подчинении граждан.
    Анализ взаимосвязи демократии и гражданского общества показывает, что, как правило, для либеральных демократий характерно существование активного гражданского общества. Хотя это, в первую очередь, касается западных демократий; в отличие от них, например, в Японии, несмотря на то, что имеет место высокая степень доверия населения к государству, неправительственные ассоциации немногочисленны.
    Более глубинный анализ взаимосвязи демократии и гражданского общества требует разъяснения, конкретизации обоих этих понятий — «демократия» и «гражданское общество». Гражданское общество нужно рассматривать не как просто единство неправительственных ассоциаций, которое может существовать в [233] различных странах, а как определенный тип общества, как социальную категорию, которая определяет общественные основы демократии и ее истинный характер.
    В связи с вопросом взаимосвязи демократии и гражданского общества Э. Геллнер отмечает: «… в действительности более существенны те институты и тот социальный контекст, которые создают ее (демократию). За этими институциональными условиями сущность демократии остается туманной, а сама она — недостижимой… «Гражданское общество» мне представляется более серьезным лозунгом, чем «демократия», так как оно указывает на конкретные институциональные условия и необходимый исторический контекст» 2.
    Такой подход к понятию «гражданское общество» имеет более общий характер, чем тот, о котором речь шла выше. Он изучает перспективы формирования общественных институтов определенного типа (неправительственные организации) в связи со всеми другими факторами — экономикой, культурой, политикой и историческим опытом, и вовсе не выделяет из их единства лишь один фактор — ассоциационную жизнь.
    Пользуясь одним и тем же термином, Л. Даймонед и Э. Геллнер вкладывают в него различное содержание. Один из них говорит о неправительственных организациях, которые, в том или ином количестве, могут существовать и в недемократических странах (и способствовать демократизации), другой же — об определенном социальном порядке, который создает как неправительственные организации, так и саму демократию.
    Упрощенная, поверхностная интерпретация понятия «гражданское общество» связана со многими как теоретическими, так и практическими ошибками, так же как это происходит с минималистской интерпретацией понятия «демократия». Например, иногда считают, что существование множества неправительственных организаций само собой указывает на существование сильного гражданского общества.
    [234]
    Известно также и то, что гражданское общество не позволяет даже сильному государству установить диктат над обществом. Но если государство слабое, то его усиление представляет собой более значительную задачу, чем разговоры об ограничении его вмешательства. Без сильного государства невозможно обеспечить те основные права и свободы, защитником которых предстает гражданское общество. Усиление гражданского общества связано с усилением, а не ослаблением государства.
    Существует и другой подход, когда считают, что рассмотрение политических вопросов и их обсуждение — не дело гражданского общества, оно должно быть деполитизировано и не ввязываться в политические баталии, так как они — арена лишь политического сообщества, политиков и государственных служащих. Игнорирование политики и государства в пользу гражданского общества часто приводит к тому, что на фоне деполитизированной общественной жизни средства массовой информации при обсуждении политических вопросов оказываются в сильной зависимости от взглядов политиков, что особенно характерно для постсоветского пространства, в отличие от демократических стран, в которых средствам массовой информации удается сформировать и высказать независимое общественное мнение именно о политике и государственных вопросах.
    Если средства массовой информации не чувствуют поддержки со стороны гражданского общества, в лучшем случае, выполняют коммуникативную функцию между властью и народом, но не могут выполнить коммуникативные функции народ-власть и народ-народ. Политическая повестка дня в демократических странах хотя бы частично, но формируется под влиянием масс-медиа, и это является значительным элементом демократии. Политические идеи и ценности, если речь идет о способствовании демократии со стороны гражданского общества, должны иметь свои истоки именно в гражданском обществе. На фоне деполитизированного гражданского общества масс-медиа не способны выполнять роль четвертой власти.
    На постсоветском пространстве общественный конфликт представляется как характеристика политической сферы, далеко отстоящая от гражданского общества, при этом гражданское общество [235] часто представляют как сферу, далекую от конфликтных отношений. Именно этим вызвано желание деполитизировать гражданское общество. В действительности, основой создания гражданского общества является именно наличие конфликта (в первую очередь — экономического). Если в обществе не сформируется культура совместных действий, консенсуса в условиях конфликта (конкуренции), разрешение любого конфликта переместится в сферу компетенции государства, что ослабляет демократию и увеличивает опасность применения государством силовых методов. Когда существование демократии и гражданского общества представляется специфическим критериям прогресса общества, следует принимать во внимание генезис демократии и гражданского общества: развиваются ли они естественно, путем внутреннего эволюционного развития, или их существование и функционирование определяют внешние факторы. Зачастую в постсоветском пространстве мы сталкиваемся с экспортом принципов демократии и гражданского общества. Их искусственное внедрение не приводит к желанному результату, более того, демократия приобретает уродливое лицо, гражданское общественные организации выполняют заказы внешних сил, которые не соответствуют национальным интересам общества. Верное функционирование демократических институтов, без существования демократического сознания, невозможно. Нельзя создать гражданское общество без наличия граждан — носителей свободного самосознания. Демократическое управление в отсутствие демократического сознания — худшая форма общественного управления (Платон). Власть в руках демоса с недемократическим сознанием создает «народную тиранию», «демократический деспотизм». «Цезаризм», «бонапартизм», «фюреризм» (в Германии) — очевидное подтверждение этому. Токвиль считает, что так называемым «демократическим странам сегодня угрожает опасность нового давления, в результате которого в мире может появиться новый деспотизм» 3. Еще в ХVIII веке Гамильтон предупреждал: «Подавляющее большинство тех людей, которые подавили свободу [236] государств, свою карьеру начали заигрыванием с народом; они начали с демагогии и закончили тиранией» 4.
    Таким образом, появление и функционирование демократии и гражданского общества на постсоветском пространстве требует вдумчивых размышлений и должно стать предметом серьезных научных исследований.

  8. ultimate_rain Ответить

    Российский исследователь проблем посткоммунистических трансформаций Вайнштейн Г.И. делает вывод, что «дальнейшее развитие институтов гражданского общества в посткоммунистических странах дает немалые основания для пересмотра сугубо оптимистического представления о них как о своеобразной школе демократического воспитания масс и некоем инструмента их приобщения к демократической практике общественно-политической жизни» [17, с. 166].
    Демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик гражданского общества. Современные исследования концепции гражданского общества свидетельствуют о том, что оно может способствовать упрочению демократии лишь в том случае, если следует определенным правилам, важнейшим из которых есть установление здоровых, взаимных отношений между гражданским обществом и властью.
    В качестве одного из важнейших условий усиления роли гражданского общества в либерально-демократической традиции принято считать уменьшение влияния институтов государственной власти. Сторонники такой концепции гражданского общества исходят из непримиримых взаимоотношений государства и гражданского общества, когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого. Однако как показывает политическая практика, в рамках демократической системы отношения этих институтов должны строиться на иных принципах. Государство и гражданское общество в рамках демократического устройства заинтересованы в поддержке друг друга, повышении эффективности своей деятельности. Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе его специфическую роль в создании демократии.
    Поэтому современные западные исследователи (Экиерт Гж., Энкарнасьон О.) считают, что сила государства и гражданского общества в условиях демократии должна возрастать одновременно. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности [16, с. 108].
    Для понимания проблемы взаимосвязи гражданского общества и демократии также стоит привести мнение политолога
    Каротерса Т. [6]. В своей статье «Критический взгляд на гражданское общество» он опровергает существующие мифы в данном вопросе. Так, Каротерс Т. опровергает миф о том, что сильное гражданское общество – залог демократии. Он признает, что «активное разноплановое гражданское общество зачастую действительно играет ценную роль в развитии демократии. Оно дисциплинирует государство, обеспечивает серьезность рассмотрения интересов граждан, развивает гражданское и политическое участие». Каротерс Т. отмечает, что «есть примеры, показывающие, что сильное гражданское общество так же может стать причиной опасных политических ошибок и слабостей». Как пример, он приводит описание роли гражданского общества в Германии в межвоенное время. Так, в 1920-1930-е гг. в этой стране чрезвычайно активной была общественная жизнь, множество людей принадлежали к разнообразным профессиональным и культурным организациям, которые, как предполагалось, были оплотом продемократического гражданского общества. Несмотря на это, развитое немецкое гражданское общество не только не смогло укрепить демократию и либеральные ценности, но ниспровергло их. Слабые политические институты не смогли достойно ответить на запросы, идущие к ним со стороны гражданских организаций, что вынудило последних перенести свои симпатии на националистские и популистские группы, а в конечном счете и на нацистов. В результате, плотность гражданского общества облегчила фашистам быстрое создание динамичной политической машины. Каротерс Т. отмечает, что даже в стабильных демократиях с сильными политическими институтами есть поводы сомневаться, что гражданское общество тем лучше, чем оно больше. По его мнению, «не вызывает сомнения, что быстрое увеличение групп интересов в зрелых демократических государствах может помешать работе представительных учреждений и привести к искажению результатов проводимой политики в пользу акторов, имеющих деньги, связи или более эффективную организацию».
    Каротерс Т. также развенчивает миф о том, что демократия – залог сильного гражданского общества. Он отмечает, что
    «никаких гарантий здесь также не существует». В качестве доказательств он приводит гражданские общества Японии, Испании и Франции. «Япония была и остается на протяжении половины столетия стабильной демократией, сохраняя при этом относительно слабое гражданское общество, особенно в сфере независимых гражданских групп, занимающихся столь близкими для активистов США и Европы вопросами как защита окружающей среды, защита потребителя, права человека и др. Во Франции, одной из стран-прародительниц западной либеральной демократии, гражданское общество занимает одно из последних мест по сравнению с мощным государством. Испания, образец недавних демократических трансформаций, имеет крайне слабо развитую систему ассоциаций. Политические партии и выборы – вот то, что гарантирует плюрализм политических альтернатив; они, несомненно, могут действовать и в стране со слабо развитыми гражданскими ассоциациями», – указывает Каротерс Т. [6].
    Некоторые американские политические аналитики критикуют Японию, Францию, Испанию, и другие страны, где уровень гражданского участия низок, утверждая, что эти государства не более, чем чахлые демократии, так как им не хватает того, что американцы считают оптимальным уровнем гражданского участия. Многие японские, французские и испанские граждане между тем утверждают, что их системы лучше согласовываются с их собственными традициями в отношениях индивида и государства и позволяют их правительствам беспрепятственно проводить более рациональнообоснованное перераспределение общественного продукта.
    Каротерс Т. делает вывод, что «очевидно, аргумент, что демократия не является настоящей демократией, если в ней отсутствует американская модель гражданского общества, не только не верен, но и опасен. Твердая вера в гражданское общество не должна становиться источником нетерпимости по отношению к различным видам демократических государств» [6].

  9. den1234569 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т. д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности) , а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это “область действия частных интересов” (Гегель) . В то же время “гражданское общество” – это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии “учредить”, “декретировать”, “установить” своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  10. Shu753 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  11. Dragonhard911 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  12. Ungereimtheit Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  13. hawk_t Ответить

    3. гражданское общество как явление социальной жизни одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. в этой связи следует выделять два признака гражданского общества: способность к самоорганизации; доминирование горизонтальных связей. гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, , семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. в гражданском обществе в отличие от государственных структур не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами. для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество. гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (гегель). в то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества. гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. оно вызревает по мере , политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. как продукт развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан самостоятельности на базе частной собственности. важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. политическим гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. в этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей. так как в руках у государства большая власть, то оно с чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. установления фашизма в германии и италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью. в этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  14. aN1232015 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  15. quattro81 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  16. Kopernik67 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  17. op061 Ответить

    3. Гражданское общество как явление социальной жизни
    Одним из атрибутов развитой демократической системы выступает гражданское общество, представляющее собой многообразие не опосредованных государством взаимоотношений свободных и равноправных индивидов в условиях рынка и демократической правовой государственности. Прежде всего, гражданское общество – это особое состояние структуры социальной общности. Элементы этой структуры функционируют на основе доминирования социальных связей. В этой связи следует выделять два фундаментальных признака гражданского общества:
    способность к самоорганизации;
    доминирование горизонтальных связей.
    Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, семейно-родственные, этнические, религиозные и правовые отношения, мораль, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В гражданском обществе в отличие от государственных структур преобладают не вертикальные (подчиненности), а горизонтальные связи – отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
    Для современного понимания гражданского общества недостаточно представление о нем лишь с позиции его противопоставления государственной власти и, соответственно, сфере реализации публичных интересов. Главным в современной, общедемократической концепции гражданского общества должно быть определение собственных качественных характеристик тех реальных общественных отношений, которые в системном единстве могут быть определены как современное гражданское общество.
    Гражданское общество – это не просто некое объемное понятие, характеризующее определенную сферу общественных отношений, пределы которых определяются лишь тем, что это «область действия частных интересов» (Гегель). В то же время «гражданское общество» — это и не юридическое, не государственно-правовое понятие. Государство не может, не в состоянии «учредить», «декретировать», «установить» своими законами желательный для него образ гражданского общества.
    Гражданское общество – это закономерный этап, высшая форма самореализации индивидов. Оно вызревает по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа. Как продукт исторического развития человечества гражданское общество появляется в период ломки жестких рамок сословно-феодального строя, начала формирования правового государства. Обязательным условием возникновения гражданского общества является появление возможности у всех граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности. Важнейшей предпосылкой формирования гражданского общества являются ликвидация сословных привилегий и возрастание значения человеческой личности, человека, который превращается из подданного в гражданина с равными юридическими правами со всеми другими гражданами. Политическим фундаментом гражданского общества служит правовое государство, которое обеспечивает права и свободы личности. В этих условиях поведение человека определяется его собственными интересами и на него ложится ответственность за все действия. Такая личность превыше всего ставит собственную свободу, уважая вместе с тем и законные интересы других людей.
    Так как в руках у государства сосредоточена большая власть, то оно с помощью чиновников, армии, полиции, суда может легко подавить интересы социальных групп, классов и целого народа. История установления фашизма в Германии и Италии является ярким примером того, как государство поглощает общество, как происходит огосударствление его сфер, осуществляется всеобщий (тотальный) контроль над личностью.
    В этом плане гражданское общество есть объективно сложившийся порядок реальных общественных отношений, который основан на признанных самим обществом требованиях справедливости и меры достигнутой свободы, недопустимости произвола и насилия. Данный порядок складывается на основе внутреннего содержания этих отношений, что пр

  18. Dumas2013 Ответить

    Наивное понимание демократического идеала, пишет Э. Геллнер, отрывает его от институционных и культурных обстоятельств и неявно пытается ввести его в ряд высших общечеловеческих ценностей. Но в действительности есть все основания усомниться, что демократия имеет глубокие корни в человеческой природе. Человек, в самом деле, общественное животное и, безусловно, нуждается в обществе. Чтобы человеческие сообщества были жизнеспособными, в них должна существовать система социальных ролей и позиций, которая никогда (или почти никогда) не строится по принципу равноправия и в которой никогда (или почти никогда) члены одного сообщества не имеют равных прав при принятии решений. То есть в обществах и сообществах существует ролевая структура, и, как правило, она отнюдь не является демократической. Нравится нам это или нет, но это непреложный факт. Общество творит человека, но человек обычно не выбирает себе общество. Представления о выборе и равенстве, заключенные в понятии “демократия”, не имеют серьезных оснований ни в социальной действительности, ни в душе человека. Демократия не коренится ни в природе человека, ни в природе общества. Она не является ни общечеловеческой, ни универсальной социальной ценностью.
    Демократия как периодическое кратковременное безраздельное господство коммунитарных отношений над структурными с целью изменения и обновления последних является эффективной только в условиях открытого, индивидуалистического общества. Она зарождается в древнегреческом демократическом обществе и достигает своего расцвета в развитом капиталистическом обществе. Демократия – это немногие дни и часы, когда все без исключения члены общества становятся равны друг другу (в качестве избирателей), с тем чтобы путем свободного выбора тут же воссоздать, но, возможно, уже в измененной форме постоянно существующее между ними неравенство.
    Коллективистическому обществу нет необходимости прибегать к демократии для обновления своей структуры. Если даже оно сохраняет демократические процедуры, как это было в коммунистическом обществе, демократия становится чисто формальной. Участие в выборах делается не только правом граждан, но и их обязанностью, выбор предлагается сделать из одного, безальтернативного кандидата, итоги голосования подводятся людьми, уполномоченными на это господствующей элитой, и т.д. Национал- социалистическое коллективистическое общество вообще презрительно относилось к демократии и не находило нужным проводить какие-то, хотя бы формально-демократические, выборы. Реальное обновление структуры коллективистического общества осуществляется не рядовыми избирателями, а правящей элитой, действующей по ею же самой разработанным правилам. Равновесие между коммунитарными и структурными отношениями, реализуемое в индивидуалистическом обществе посредством демократии, в коллективистическом обществе достигается совершенно иначе. Здесь постулируется будущий совершенный мир, в котором коммунитарные отношения будут безраздельно доминировать над структурными. Реально существующее общество, отличающееся особенно жесткой структурностью, объявляется временным и преходящим, всего лишь несовершенным преддверием будущего. В коммунистическом обществе временем господства коммунитарных отношений объявляется коммунизм; в национал-социалистическом обществе – будущее чисто арийское государство, завоевавшее все необходимое для своего безоблачного существования. Такое “уравновешивание” коммунитарности и структурности делает коллективистическое общество подчеркнуто переходным, живущим не столько отягощенным многими пороками настоящим, сколько светлым будущим. Основным для такого общества оказывается вопрос о моменте, начиная с которого можно будет считать, что такое будущее уже наступило. Обеспечению равновесия структурных и коммунитарных отношений в коллективистическом обществе призвана способствовать так называемая повседневная демократия: регулярные собрания, на которых, по идее, может выступить каждый; многолюдные демонстрации и митинги; праздники, которых чрезвычайно много; дни выборов без выбора, всегда оформляемые, как праздник, и т.п.
    Для многих обществ демократия действительно не является необходимым инструментом. Это коллективистические общества разных типов – от крайнего до умеренного коллективизма. Те, кто представляет демократию как общечеловеческий идеал, имеют в виду один конкретный тип человека – индивида современного открытого общества и ошибочно рассматривают его как человека вообще. Коллективистические или тяготеющие к коллективистическим общества, не нуждающиеся в реальной демократии, могут тем не менее прибегать к формальной демократии, обеспечивающей молчаливое согласие избирателей с проводимой правящей верхушкой политикой. Такая тактика в современном мире является очень распространенной. “Вряд ли случайно, – пишет Э. Гидденс, – что фактически не существует в сегодняшнем мире государств, которые не называют сами себя “демократическими”, хотя очевидно, что ряд специфических систем правления, охватываемый этим термином, весьма широк. Дело тут не просто в риторике. Государства, которые считают себя демократическими, всегда имеют конкретные процедуры вовлечения граждан в процедуры управления, каким бы минимальным ни было такое вовлечение на практике. Почему? Потому что правители современных государств обнаружили, что эффективное управление требует активного молчаливого согласия подвластного населения, причем в формах, которые не были возможны и необходимы в государствах, предшествовавших современным”.
    Э. Геллнер ошибается, полагая, что, делая выбор между демократией и гражданским обществом, следует в качестве лозунга избрать именно гражданское общество как более реалистическое понятие. Демократия – основной инструмент воздействия гражданского общества на своего постоянного оппонента – государство. С другой стороны, в условиях отсутствия или существенной слабости гражданского общества демократия становится во многом формальной. Демократия и гражданское общество настолько тесно связаны друг с другом, что их противопоставление лишено смысла.
    Политическая свобода – это право гражданина участвовать в управлении государством. Эта свобода осуществима только при демократии, т.е. при возможном для всех участии в изъявлении воли. За политической свободой самой по себе нет никакой социальной программы. Чистая, не ограниченная никакими содержательными требованиями демократия способна привести к господству массы (охлократии) и к установлению самых крайних форм административной системы, вплоть до открыто коллективистического общества. Известно, что Гитлер пришел в 1933 г. к власти на основе вполне демократических выборов. “Формальная демократия, т.е. право на свободное, равное и тайное голосование как таковое, – пишет К. Ясперс,– отнюдь не является гарантией свободы, напротив, скорее угрозой ей”.
    Одним из основных условий успешного функционирования механизма демократии является существование устойчивого гражданского общества, огражденного от не санкционированного законом вмешательства. Другим таким условием является правовое государство – государство, в котором законы принимаются и подвергаются изменению только правовым путем и распространяются равным образом на всех. Такое государство предоставляет человеку ту защиту от насилия, при которой только и может проявиться значимость его взглядов и воли, или демократия.
    Демократия предполагает, далее, возможность открытой, ничем не ограниченной дискуссии. Чтобы последняя могла осуществляться на основе полной осведомленности, необходимы свобода прессы, собраний, свобода слова.
    Демократия требует также существования конкурирующих политических партий. С техникой демократии связано далее то, что можно назвать демократическим образом жизни. Состояние политической свободы может быть сохранено только в том случае, если в массе населения постоянно живо сознание свободы, если оно всегда направлено на все реалии этой свободы и люди заботятся о том, чтобы сохранить ее. Известно, какой ценой была завоевана эта свобода как в ходе исторического процесса, так и в самовоспитании народа в целом. Демократия немыслима без либеральности. Она должна быть связана со свободой; в противном случае она вырождается в охлократию или тиранию.
    Осознание ценности свободы основной массой населения должно дополняться наличием у нее определенных привычек (этоса) совместной жизни, становящихся как бы само собой разумеющимся свойством человеческой натуры. К числу таких привычек, в частности, относятся: уважительное отношение к закону, естественная гуманность в общении, уважение к правам других, внимание и готовность помочь, отказ от насилия над группами меньшинства, постоянная готовность пойти на компромисс в житейских вопросах и др.
    Еще одно важное условие эффективности демократии – достаточно высокий уровень социально-экономического развития общества. В последние два столетия наиболее важным фактором жизни западного общества стала промышленная революция. Она привела к резкому росту городского населения, трансформации классовой структуры, значительному повышению жизненных стандартов, уровня образования и здравоохранения и т.д.
    Эмпирический опыт свидетельствует, что эффективная демократия является коррелятом социоэкономической модернизации. Благосостояние облегчает бремя, как общественное, так и частное, и совершенствует социальное устройство. Образование умножает число грамотных профессионалов и повышает сознательность населения. Экономический рост цементирует средний класс, давно считающийся бастионом стабильной, эффективной демократии.
    Демократия предполагает также писаную или неписаную конституцию, ограждающую свободу, права человека и правовое государство от посягательств со стороны временно пребывающей у власти партии большинства.
    Демократия требует отделения политики от экономики и мировоззренческих проблем, разделения властей и эффективно функционирующей судебной системы и т.д.
    Перечисление условий, при которых демократия остается эффективным инструментом свободного общества, показывает, что демократия всегда реализуется в определенном социальном контексте и не сводится к всеобщему избирательному праву, отдающему власть победившему на выборах большинству.
    Демократия нередко подвергается критике, результаты выборов зачастую вызывают презрение. Обнаружить явные ошибки и искажения, допущенные в ходе выборов, легко, нетрудно также объявить результаты выборов и решения, принятые большинством голосов, в ряде случаев абсурдными. Однако следует помнить, что нет другого пути к свободе, кроме того, на который указывает воля народа. Противопоставляемый демократии путь тирании ведет к самоназначению отдельных групп, призванных якобы господствовать над рабами, не способными определить свою судьбу и нуждающимися в опеке. Воззрения этих рабов формируются пропагандой, их горизонт суживается искусственными заслонами. В лучшем случае это может привести к мягкой диктатуре.
    Самый распространенный аргумент против участия в демократических выборах очевиден: один голос сам по себе не имеет никакого значения, поэтому голосование не стоит труда, сама процедура вызывает только разочарование в публичности. Но если даже допустить, что один голос почти не имеет значения, то нужно иметь в виду, что решение все-таки принимается суммой голосов, каждый из которых есть этот один голос.
    Демократия всегда существует в определенном социальном контексте, поэтому естественно, что ее формы, размах и эффективность меняются с изменением этого контекста. Можно отметить, в частности, постепенное становление демократии в тех странах, которые сейчас представляются образцами демократического устройства. В 1787 г. Конституция США предоставляла право голоса примерно 120 тыс. граждан при населении 3 млн человек. Во Франции в 1814 г. оказалось 100 тыс. избирателей при населении 30 млн человек. Ко времени Первой мировой войны число избирателей в большинстве стран Европы приблизилось к 30–40%. Женщины в Европе получили право голоса после Первой мировой войны. В Великобритании – с 1928 г. В католических странах – Бельгии, Италии, Франции – это произошло после Второй мировой войны. Англичанки сначала голосовали с 30 лет (мужчины с 21 года). Последней европейской страной, разрешившей женщинам голосовать (в 1971 г.), была Швейцария. В Бельгии в конце XIX в. обладатели крупной недвижимости и те, кто имел образование, получали дополнительный голос. В Великобритании до 1948 г. дополнительный голос имели крупные менеджеры и лица с высшим образованием. До 1970-х гг. в большинстве стран Европы возраст самых молодых избирателей составлял 21 год, затем под влиянием молодежного движения он был снижен до 18 лет. В Люксембурге до сих пор лишены права голоса содержатели публичных домов.

  19. VideoAnswer Ответить

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *