И о директора как правильно писать с большой буквы?

6 ответов на вопрос “И о директора как правильно писать с большой буквы?”

  1. Sinkiller Ответить

    Грамматические ошибки как в деловой, так и в личной переписке формируют негативное впечатление об авторе и могут противоречить общепринятым нормам оформления документации. В частности, речь идет о сокращениях от «временно исполняющий обязанности» и «исполняющий обязанности». Итак, врио или и. о., разберемся, как правильно писать.
    Содержание
    1 Врио: расшифровка акронима
    2 И. о. директора (начальника)
    3 Делопроизводство: все об и. о. и врио
    3.1 Когда используются сокращения
    3.2 Как правильно пишутся
    4 Обязательно ли писать сокращения и. о. и врио в делопроизводстве

    Врио: расшифровка акронима

    Аббревиатура врио расшифровывается как временно исполняющий (исполняющая) обязанности. Является акронимом (видом аббревиатуры), который образовался от первых букв словосочетания. Врио сохраняет признаки инициализации и в то же время относится к группе сокращений, обозначающихся как самостоятельные слова. В орфографических словарях русского языка врио подается как несклоняемое существительное мужского и женского рода.

    В официальных документах самыми распространенными грамматическими ошибками являются: неправильные падежные склонения, правописание фамилий, в том числе их склонение, ошибки при употреблении имен числительных и предлогов.
    Сокращение от «временно исполняющий обязанности» часто употребляется в деловой речи.

    И. о. директора (начальника)

    В делопроизводстве словосочетание «исполняющий (исполняющая) обязанности» часто заменяют сокращением и. о., что является абсолютно допустимой нормой, например, и. о. генерального директора.

    Орфографический словарь русского языка подает такое сокращение как несклоняемую единицу мужского и женского рода. Казусы в официальных документах случаются в зависимости от того, как пишется ио, ИО или и. о. директора.

    Неверно составленное деловое письмо отдаляет автора от желаемого результата. Ведь значение имеет не только грамматический аспект, а и структура текста. Грамотное построение документа заключается в четкости излагаемого текста и правильном соотношении всех его частей.

    Делопроизводство: все об и. о. и врио

    Когда кто-то из должностных лиц уходит в отпуск или на больничный, и в документации предприятия появляется формулировка «временно исполняющий обязанности», актуальным становится вопрос о правильности сокращения. Тогда и возникают сомнения: писать врио или и. о., идентичны и взаимозаменяемы ли эти понятия и, если нет, то в чем принципиальная разница.

    Когда используются сокращения

    В делопроизводстве общепринята норма употреблять вышеупомянутые сокращения при возложениях обязанностей одного руководящего лица на другое. В законодательстве четкой границы между этими словосочетаниями нет, но с лингвистической точки зрения они несут разное семантическое значение, поэтому употребляются в четко определенных случаях. Также существуют грамматические нормы, как правильно писать и. о. и врио в документах.
    Исходя из практики очевидно, что сокращения от «временно исполняющий (исполняющая) обязанности» употребляют, когда на работника организации возлагаются функции отсутствующего сотрудника на определенный период. Это может быть время отпуска непосредственного руководителя, его больничный и другие случаи, когда человек в силу каких-либо обстоятельств не может исполнять свои должностные обязанности, и на этот период они возлагаются как правило на его заместителя.

    В трудовую книжку работника запись о назначении временно исполняющем обязанности не вносится. Но для оформления внутренней документации необходимо знать, как этот акроним пишется правильно.
    Сокращение и. о. употребляется в случаях, когда речь идет о свободной должности. То есть, когда согласно штатному расписанию есть вакантное место, и эти должностные обязанности поручаются одному из сотрудников до тех пор, пока не найдется соответствующая кандидатура. Причем делается это путём совмещения должностей. Также в случаях, когда человек приступает к исполнению обязанностей выборной должности до собрания уполномоченного органа. Это может быть общее собрание, совет или правление.

    Специалисты в области делового общения советуют особое внимание обращать на тон создаваемого документа, придерживаясь продуманности формулировок и избегая образных выражений и проявления эмоций.

    Как правильно пишутся

    Рассмотрим на конкретных примерах употребление и. о., врио директора, проанализируем, как правильно писать и сокращать.
    Сокращение и. о. генерального директора в большинстве случаев не вызывает затруднений, как правильно писать. В русском языке общепринятое сокращение, обозначающее исполняющего (исполняющую) обязанности руководителя, пишется со строчных букв, после которых обязательно ставятся точки. Заглавной первая буква пишется лишь в начале предложения.
    Например:
    В заключение и. о. директора (начальника) подчеркнул важность предложенного проекта.
    И. о. начальника прибыл с официальным визитом.
    Словосочетание «временно исполняющий (исполняющая) обязанности» принято сокращать врио. Акроним врио генерального директора в офисном закулисье имеет больше вариантов написания, вызывая путаницу, о чем можно догадаться по часто задаваемому на форумах вопросу о том, как пишется правильно.
    Недопустимо писать ВРИО начальника, ВрИО директора, вр. и .о. генерального директора. В русскоязычном правописании предусмотрен единственный верный и корректный вариант – врио. Причем акроним пишется со строчной буквы за исключением случаев, когда с него начинается предложение.
    Например:
    Врио генерального директора утвердил проект инновационных разработок компании на 2017 год.
    О новшествах в трудовом законодательстве сообщил врио начальника отдела кадров.
    В официальных документах сокращения и. о. и врио пишутся исключительно перед должностью лица.

    В деловых письмах эксперты советуют употреблять простые слова, не обедняя язык, отдавать предпочтения глаголам, не вдаваться в детализацию мелочей и не заходить издалека.

    Что нужно знать о ведении трудовых книжек читаем в отдельной статье.

    Рекомендации, как правильно составить характеристику на работника.

    Как правильно сшивать документы по ГОСТ.

    Обязательно ли писать сокращения и. о. и врио в делопроизводстве

    Разобравшись в различиях между и. о. и врио начальника, в нюансах, как что пишется, уточним, насколько обязательно в делопроизводстве употреблять эти аббревиатуры.
    На самом деле, сокращения и. о. и врио в документации обязательны лишь в тех случаях, когда в приказе о назначении должностного лица имеется формулировка «назначить исполняющим обязанности» или «назначить временно исполняющим обязанности».

  2. sKyrEEd Ответить

    А где это прописано? подскажите пожалуйста.
    Каким образом исполняющему обязанности нужно подписывать документы – можно ли указывать в качестве должности “и.о. директора” в кадровых документах (например в приказе о приеме, приказе об увольнении сотрудника) и первичных бухгалтерских документах?
    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Использование указанной в вопросе записи формально не является нарушением и не может повлечь неблагоприятных последствий. Однако в кадровых и в первичных учетных документах следует указывать именно должность, занимаемую подписавшим их сотрудником согласно штатному расписанию.
    Обоснование вывода:
    В силу части первой ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями.
    Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 N 1, предусматривают необходимость указания в них должности лица, подписывающего приказ.
    Общие требования к оформлению документов предусмотрены государственным стандартом РФ ГОСТ Р 6.30-2003 “Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов” (далее – ГОСТ Р 6.30-2003) (принят и введён в действие постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст). Требования этого государственного стандарта носят рекомендательный характер, однако в целях обеспечения достоверности содержащейся в документах информации целесообразно руководствоваться данными требованиями.
    ГОСТ Р 6.30-2003 устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению таких реквизитов в отношении организационно-распорядительных документов, относящихся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации, – постановлений, распоряжений, приказов, решений, протоколов, актов, писем и других, включённых в Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД) (утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 299) (класс 0200000).
    Согласно п. 3.22 ГОСТ Р 6.30-2003 в состав реквизита “Подпись” входят:
    – наименование должности лица, подписавшего документ (полное, если документ оформлен не на бланке документа, и сокращенное – на документе, оформленном на бланке);
    – личная подпись;
    – расшифровка подписи (инициалы, фамилия).
    Представляется очевидным, что все три указанных элемента реквизита “Подпись” должны относиться к одной личности.
    Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оформляется по правилам ст. 60.2 и ст. 151 ТК РФ. Изменения в трудовой договор, заключенный с работником, исполняющим обязанности временно отсутствующего, при этом не вносятся. Работник остается на прежней должности.
    Рассматривая приведенные положения буквально, можно прийти к выводу о том, что в документе следует указывать ту должность, которую занимает лицо, подписавшее этот документ. Такого же мнения придерживаются специалисты Роструда (смотрите материал: “Вопрос: Каким образом должен подписывать документы исполняющий обязанности директора? (“Отдел кадров коммерческой организации”, N 2, февраль 2012 г.)”). В нашем случае работник не назначен на должность директора, за временно отсутствующим работником эта должность сохраняется.
    Это же, на наш взгляд, касается и подписания первичных учетных документов, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”). Поэтому, несмотря на то, что использование при подписании документов формулировки “и.о. директора” не является нарушением и само по себе не может повлечь для организации каких-либо неблагоприятных последствий, мы полагаем, что в кадровых документах, а также в первичных бухгалтерских документах следует указывать именно должность, занимаемую сотрудником согласно штатному расписанию. Соответствующие полномочия должны подтверждаться приказом о временном возложении на этого работника исполнения обязанностей директора.
    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Коробейникова Анастасия
    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Александров Алексей
    1 августа 2012 г.
    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

  3. Silverweaver Ответить

    В делопроизводстве для обозначения работника, которому принадлежит право подписи на документах вместо официально назначенного руководителя, используются два сокращения: и.о. и врио.
    То есть, исполняющий обязанности и временно исполняющий обязанности. Но в законодательстве упоминания о них не содержится. Нет и единого мнения, как правильно писать подобные сокращения. Так может подобные конструкции и вовсе незаконны? Давайте разберемся.

    Правовые основы

    Поручение одному из сотрудников выполнение обязанностей ответствующего по различным причинам коллеги в дополнение к его собственным регламентировано ст. 60.2 ТК РФ. Для этого с работником заключается соответствующее соглашение и издается приказ о поручении дополнительной работы.

    Ограничений на выполнение по такой схеме обязанностей руководителя в статье нет. Но оно есть в подзаконном акте, точнее в Разъяснении Госкомтруда СССР от 1965 г., которое действует до сих пор.
    В нем сказано, что такое совмещение допускается только в том случае, если на временно порученную должность руководитель назначается вышестоящим органом.
    Это не единственный вариант временного закрытия руководящей вакансии. На нее можно:
    оформить перевод (ст.72.2 ТК РФ);
    переместить сотрудника (ст. 72.1 ТК РФ);
    принять кого-то по срочному договору (ст. 59 ТК РФ).
    Однако во всех этих случаях есть один небольшой нюанс. Такие работники не будут считаться исполняющими обязанности руководителя. Они и будут руководителями. Что и должно соответственно отражаться в документах. Следовательно, к нашему случаю эти варианты не относятся.

    В каких случаях применяется ио

    Исполняющий обязанности назначается в том случае, когда должность руководителя освобождается. Причин может быть много:
    личное желание прежнего руководителя;
    решение учредителя или вышестоящего начальства;
    перевод руководителя на другую должность;
    и т. д.
    Независимо от причины, следствием является открытие вакансии руководителя. На подбор подходящего кандидата требуется определенное время. Но производственные и управленческие процессы ждать не могут, их требуется оформлять соответствующими распорядительными документами. Поэтому выполнение обязанностей руководителя в полном объеме поручается другому лицу. Как правило, это первый заместитель.
    До утверждения его в должности на постоянной основе или до назначения на нее более подходящей кандидатуры, такой работник считается исполняющим обязанности главного лица компании.
    Такое назначение официально оформляется дополнительным соглашением и приказом. А вот запись в трудовой книжке о таком назначении не делается.

    В каких случаях пишется врио

    Временное исполнение своих обязанностей может поручить своему заместителю или кому-то еще и сам руководитель. Например, отправляясь в отпуск, в длительную командировку или при болезни. То есть в тех ситуациях, когда спустя некоторое время руководитель вновь вернется к своей работе.
    Поручение обязательно оформляется приказом по организации. В нем указываются временные рамки поручения в форме конкретных дат или формулировки «на период отсутствия», если точно неизвестно, когда он завершится.

    Если за период отсутствия начальства предполагается подписание финансовых документов или соглашений с контрагентами, то в банк и руководству компании-партнера направляется копия приказа.
    Записи в трудовой книжке исполняющего обязанности не делается. А вот дополнительное соглашение, где помимо прочего указан размер доплаты, заключается обязательно.

    Как правильно писать врио и и.о. в документах

    Существующее в делопроизводстве разделение на «врио» и «и.о.» весьма условно. Ведь и в том и в другом случае обязанности выполняются временно.
    Однако общепринято, что перед должностью лица, исполняющего обязанности директора на время его отпуска или болезни пишется «врио». А для отражения факта открытой руководящей вакансии используется сокращение «и.о.». Есть и отличия в их написании.
    При временной передаче руководящих функций и права подписи самим гендиректором, уполномоченное лицо может использовать два варианта оформления подписи:
    так и писать врио директора А.Б. Петров;
    использовать наименование собственной должности — первый заместитель директора В.Г. Сидоров.
    Обратите внимание, что врио пишется с маленькой буквы и без каких либо точек между ними. Такой вариант считается единственно корректным. С заглавной буквы этот акроним пишется исключительно в том случае, когда стоит в начале предложения: «Врио в своем докладе отразил…»
    Иное дело сокращение при передаче руководящей должности до официального назначения нового руководителя. Здесь необходимо обязательное указание на официальный статус исполняющего обязанности. Поэтому на всех документах используется только наименование замещаемой должности. Принцип написание тоже другой, в сокращении также используются маленькие буквы, но после них ставятся точки: «и.о.»

    Особенности международной переписки

    В деловой переписке статус временно замещающего руководителя сотрудника также указывается. Для этого используются следующие англоязычные выражения и их сокращения:
    Officer-in-Charge of the (наименование должности) для и.о.;
    Director General ad Interim или Director General a.i. для врио;
    acting head (название должности) или просто acting as+должность для и.о.

    Нюансы временного исполнения обязанностей

    Грамотное оформление такого реквизита, как подпись руководителя или исполняющего обязанности, безусловно, значит много в имидже компании для ее контрагентов. Однако намного важнее документальное оформление поручения права подписи. Без этого документ, подписанный хоть и.о., хоть врио просто не имеет силы.
    Основной распорядительный документ в такой ситуации — это приказ. В случае  назначения врио его составляет кадровик, а подписывает руководитель. Но как быть, если место руководителя вакантно? Здесь все зависит от организационной формы компании.
    В коммерческих предприятиях, например, ООО, принятие решения об избрании нового директора или назначении и.о. входит в компетенцию либо общего собрания, либо коллегиального органа управления — совета директоров.
    На основании должным образом оформленного решения этого органа подписывается допсоглашение и издается приказ о назначении и.о., который станет первым для пребывающего в таком статусе.
    В учреждениях и прочих некоммерческих структурах назначение директора или исполняющего его обязанности происходит по решению учредителя (или собрания учредителей). Остальной порядок аналогичен: допсоглашение и приказ. Подписывает приказ о назначении самого себя уже и.о.
    О смене лица, имеющего право подписи на финансовых документах обязательно уведомляется банк. Иначе организация не сможет пользоваться своими счетами. В банках отработаны свои процедуры, предусматривающие замену учетной карточки или заведение временной.

  4. Lra_viva Ответить

    Ответ: В отсутствие руководителя организации или ее структурного подразделения решение вопросов общего руководства передают его заместителю.
    Об отмене режима повышенной готовности в Московской области
    В связи со стабилизацией пожароопасной обстановки и установлением благоприятных погодных условий, на основании пункта 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», постановляю:
    1. Отменить с 16 сентября 2013 года режим повышенной готовности для органов управления и сил Московской области системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
    2. Органам управления и силам Московской области системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций перейти в режим повседневной деятельности.
    3. Признать утратившим силу постановление Губернатора Московской области от 26.04.2013 № 104-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности».
    4. Главному управлению по информационной политике Московской области обеспечить официальное опубликование настоящего постановления в газете «Ежедневные новости. Подмосковье».
    Временно исполняющий обязанности

    Губернатора Московской области А.Ю. Воробьёв

    Управления по обеспечению деятельности
    противопожарной — спасательной службы
    Московской области В.К. Рейтер
    Первый заместитель Председателя
    Правительства Московской области И.Н. Габдрахманов
    Правительства Московской области Д.В. Пестов
    Губернатора Московской области М.А. Чекунова
    Начальник Главного управления
    МЧС России по Московской области И.А.

    (Кому?) И.о. директора? И.о. директору? Как правильно написать в заявлении?

    Губернатора Московской области
    Начальник отдела правового обеспечения
    Управления по обеспечению деятельности
    Московской области М.Т. Джабиева
    «_____» ______________ 2013г.
    к проекту постановления Губернатора Московской области
    «Об отмене режима повышенной готовности
    в Московской области»
    Пунктом 26 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определено, что при устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил единой системы.
    Установившиеся погодные условия позволяют считать, что на текущий момент пожароопасный период 2013 года окончен.
    В связи с чем будет правомерным, принятие решения об отмене режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской области системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и перейти в режим повседневной деятельности.
    Настоящий проект не противоречит Регламенту Правительства Московской области, утвержденному постановлением Губернатора Московской области от 02.07.2003 № 150-ПГ.
    Проект постановления прошел первичную антикоррупционную экспертизу, коррупциогенные факторы не выявлены.
    Управления по обеспечению деятельности
    противопожарной — спасательной службы
    Московской области В.К. Рейтер
    передачи на согласование проекта постановления Губернатора Московской области
    «Об отмене режима повышенной готовности
    в Московской области»
    Наименование согласующих организаций

    Все про фразу «исполняющий обязанности» в документах

    При заполнении официальных документов периодически возникает необходимость указывать должностных лиц, временно замещающих основных штатных сотрудников. Вопросы связаны с тем, как писать «исполняющий обязанности» в деловой переписке правильно. Неверное сокращение может стать основанием для пристального изучения ситуации контролирующими органами.

    Варианты замены проблемной фразы

    Причины, по которым должностное лицо может отсутствовать на рабочем месте, должны быть объективными. Невыход может быть связан с болезнью, отпуском, отгулом, служебной поездкой. В этом случае назначается исполняющий обязанности – как писать в документах название такого статуса, многие не знают.
    При отсутствии на своем рабочем месте директора его обязанности переходят к заместителю. При подмене руководящего звена штата компании необходимо учитывать, что замещающему лицу придется выполнять весь спектр своих обязанностей и справляться с ролью полноценного сотрудника в другом сегменте. Как правильно писать «исполняющий обязанности» – найти правильное решение необходимо даже при условии, что никакие бумажные формы не будут оформляться весь период отсутствия штатной единицы.
    Если совмещение должностей осуществляется по должности директора, то необходимо соблюсти ряд требований:
    у временного совместителя должно быть оформлено право подписи платежной документации (без этого компания на несколько дней вынуждена будет приостановить всю свою деятельность);
    если назначен исполняющий обязанности директора, как писать в документах его должность – от правильности принятого решения зависит продолжение функционирования субъекта хозяйствования в целом;
    делегирование полномочий осуществляется официально через издание приказа руководителя.
    Как произвести оформление факта передачи полномочий другим лицам (и как писать временно исполняющий обязанности) по нормам трудового права – для этого надо изучить нормы статей Трудового кодекса. Варианты подмены должностных лиц:
    увеличение набора трудовых функций без удлинения рабочего дня (ст. 60.2 ТК РФ);
    выполнение дополнительно порученных обязанностей в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ);
    изменение должностной инструкции в порядке временного перевода (ст. 72.2 ТК РФ).
    Все указанные события требуют осуществления оплаты работы сотрудника, согласившегося временно заменить отсутствующее лицо. Если назначается исполняющий обязанности директора, как писать должность – можно указывать ее полностью или сокращенно с аббревиатурой ВРИО. Документальное проведение операции по совмещению может потребовать составления дополнительного соглашения (в отдельных случаях оформляется новый вариант трудового договора), издания приказа по предприятию и выдачи доверенности с перечислением возлагаемых функций и передаваемых полномочий.

    Статус исполняющего обязанности

    и.о.;
    ио;
    ВРИО;
    проставляют перед названием должности косую черту.
    Идеальный вариант – прописать в документе текущую должность по штатному расписанию сотрудника, на которого возложены дополнительные обязанности (норма подтверждается положениями п. 3.22 ГОСТ Р.6.30-2003). Как писать исполняющий обязанности сокращенно – нет необходимости делать ссылку на факт замещения или совмещения, достаточно указать текущую должность подписанта. Право подписи у сотрудника появляется с учетом его текущего статуса на предприятии и регламентируется внутренним приказом или доверенностью.
    Если требования по обозначению временного исполнения функций другим работником принципиальны для отдельного документа, то для исполняющих обязанности проставляется аббревиатура «и.о.», для временно исполняющих обязанности – «ВРИО». Как правильно писать исполняющий обязанности директора – с применением указанных сокращенных обозначений, но без проставления косой черты.
    Применение косой черты перед наименованием должности, по которой назначено временно исполняющее обязанности лицо, не предусмотрено нормативными документами. Для обозначения факта временной смены личности подписанта можно указывать его текущую должность или перед наименованием искомой должности проставлять аббревиатуры «и.о.» или «ВРИО». Наличие в аббревиатуре знаков препинания и использования заглавных или строчных букв значения не имеет.

  5. Dargas Ответить

    Из приведенного примера следует, что ведомственным нормативным документом установлено написание с прописной буквы только одной (высшей) должности в структуре исполнительной власти субъекта Российской Федерации, для остальных должностей принято общее правило: написание со строчной буквы.
    Что же касается оформления реквизитов, в частности, реквизита «подпись», то естественно, мы используем в написании прописную букву в первом слове названия должности, поскольку каждый реквизит – это отдельный самостоятельный элемент оформления документа. Поэтому автор вопроса прав, утверждая, что при оформлении реквизита «подпись» мы пишем «Генеральный директор», а в тексте документа – «генеральный» с маленькой буквы. И не правы те руководители, исполнители, нормоконтролеры, которые считают, что в тексте надо писать должности «генеральный директор» и «заместитель генерального директора» с прописной буквы, а не со строчной.
    При этом особенно часто любят писать должности с большой буквы в преамбулах договоров. Правильно это делать с маленькой буквы. Хотя на юридическую силу документа это все равно не повлияет. Важно только при указании должности подписавшего от одной организации с большой буквы должность представителя другой организации из уважения к ней тоже писать с большой буквы. Например: «ЗАО «Холмогоры», далее именуемое Заказчик, в лице Генерального директора Долговязова Д.О., действующего на основании Устава, и ООО «Трехглав», в лице Коммерческого директора Кумового К.Н., действующего на основании доверенности…».
    А теперь разберемся с использованием женского рода при написании должностей. Как правильно: «заведующая архивом Е.С. Смирнова» или «заведующий архивом Е.С. Смирнова»?
    В русском языке существительные, обозначающие лиц по профессии, должности, занятию, званию, подразделяются на несколько групп:
    Слова, не имеющие парных образований: педагог, судья, адвокат, менеджер, доцент, профессор, кандидат наук, лауреат конкурса, специалист, консультант, юрист, заведующий отделом, директор и др. В официальной речи существительные этой группы сохраняют форму мужского рода и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола. Например: «педагог Петрова Н.Н. предложила…», «профессор Михайлова Р.О. опубликовала монографию…», «Анисимова В.А. принята на должность заведующего отделом конфиденциального делопроизводства» и т.п.
    Слова, имеющие парные образования: учитель – учительница, ткач – ткачиха, летчик – летчица. Как правило, парные образования имеются у существительных, обозначающих лиц по профессиям или видам деятельности, в равной мере свойственных мужчинам и женщинам. Но, несмотря на наличие форм женского рода, в официальном общении предпочтение отдается форме мужского рода, например, в тексте документа: «На должность учителя начальных классов принята Петрова А.В.».
    В других стилях речи существительные женского рода используются в тех случаях, когда иными средствами показать, что речь идет о лицах женского пола, невозможно, например: «Команда наших баскетболисток одержала убедительную победу».
    Слова, имеющие парные образования, используемые преимущественно в разговорной речи. В основном это существительные, оканчивающиеся на -ша и –иха: докторша, билетерша, секретарша, директорша, профессорша, лифтерша, врачиха, дворничиха, сторожиха и др.
    В большинстве своем такие слова являются просторечными, часто имеют пренебрежительную окраску, поэтому используются очень ограничено. Нейтральную экспрессивно-оценочную окраску имеют лишь некоторые слова этой группы: портниха, ткачиха, маникюрша (поскольку они являются единственными обозначениями профессий).
    При употреблении существительных, обозначающих лиц женского пола по профессии, должности, занятию, званию, в текстах официальных документов нужно учитывать, что:
    употребляется существительное мужского рода независимо от пола лица, занимающего соответствующую должность, профессию и др., то есть независимо от пола лица пишется: «заведующий отделом подготовил отчет об итогах работы за год»; «старший аудитор включен в комиссию по проверке деятельности филиала»; «генеральный директор провел переговоры с представителями заказчика»;
    употребляется существительное мужского рода, если указана женская фамилия лица, занимающего должность, профессию и т.п., при этом сказуемое ставится в форме женского рода: «главный бухгалтер Славина А.П. завизировала проект приказа»; «ведущий специалист Кошелева Е.А. направлена в командировку»;
    не соответствует нормам литературного языка употребление первой части сложного названия должности в женском роде: «старшая эксперт», «младшая технолог», «ведущая аудитор».

  6. Mr. Marmok Ответить

    Один из самых часто задаваемых вопросов – как правильно писать наименование должностей в документах? С прописной буквы или со строчной? А как быть с местоимением «вы»? Пишется ли оно с большой или маленькой буквы? В этой статье разбираемся с правилами русского языка и с тем, являются ли заглавные буквы показателем уважения к руководству или адресату письма.

    «Приказ Генерального директора» или «приказ генерального директора»?

    Позиция по этому вопросу совершенно однозначна: поскольку мы составляем документы на государственном языке Российской Федерации – русском, – то и руководствоваться следует правилами русского языка. А они гласят следующее:
    Написание должности с заглавной буквы возможно только в том случае, если это одна из высших должностей в государстве:
    Президент Российской Федерации
    Председатель Правительства Российской Федерации
    Председатель Совета Безопасности Российской Федерации и др.
    Все остальные, включая каждого конкретного генерального директора, пишутся со строчной буквы.
    Кроме того, с заглавной буквы пишутся высшие звания РФ: Герой Российской Федерации.
    Итак, все, что сказано выше – это правила русского языка. На любимый вопрос «А где это написано?» отвечаю: это написано в параграфе 95 Правил русской орфографии и пунктуации, утвержденных Академией наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения РСФСР в 1956 году. Несмотря на солидный возраст, правила действительны и используются всеми нами ежедневно.
    Некоторые считают, что написание должности руководителя организации с большой буквы – это показатель уважения к нему. Если следовать этой логике, то получается, что работник, который пишет «приказ генерального директора», своего директора не уважает, а тот, кто с любовью напечатает «приказ Генерального директора» – лояльный и добросовестный сотрудник. К счастью, эта точка зрения стремительно устаревает. Тем их моих читателей, кто до сих пор думает так, желаю как можно скорее осознать, что уважение к работодателю проявляется не в написании его должности, а в профессиональном выполнении своих рабочих задач.

    «Направляем Вам» или «Направляем вам»?

    Что касается написания местоимения «вы» с большой или с маленькой буквы, то здесь все не так однозначно. Строго установленных и утвержденных правил на этот счет нет, а многочисленные справочники разделились в этом отношении на два лагеря.
    Первый (и таких большинство) считает, что написание местоимения «Вы» с большой буквы является признаком уважения к собеседнику.
    Вторые же полагают, что обращение к собеседнику на «вы», а не на «ты» уже само по себе – показатель уважения и является вежливой формой, поэтому прописная буква здесь не нужна.
    Так что каждый из нас сам решает, как обращаться к адресату своих писем. Главное – проследить, чтобы текст был адресован одному человеку. Если в качестве адресатов выступает группа людей, то местоимение «вы» пишется только с маленькой буквы. В этом сходятся авторы всех современных справочников русского языка. Сравните:
    Уважаемые коллеги!
    Направляем вам пакет документов…
    и
    Уважаемая Анна Леонидовна!
    Направляем Вам пакет документов…
    Статья про еще одну «трудную» парочку слов: Представить или предоставить?
    Image by adamr/ http://www.freedigitalphotos.net

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *