Известно какое значение имеет в жизни русского человека песня?

2 ответов на вопрос “Известно какое значение имеет в жизни русского человека песня?”

  1. Люблю его Ответить




    § 21. Роль указательных слов в сложноподчинённом предложении
    Прочитайте предложения из левой колонки.
    Является ли их информация достаточной для понимания?
    Какие слова сигнализируют о том, что ситуация описана не полностью и требует пояснения? Поясните главные предложения с помощью придаточного, данного справа в разделе «Для справок».
    К какому слову в главном предложении относится придаточное?
    Для справок

    В главном предложении в составе сложноподчинённого часто используются указательные слова, в качестве которых выступают местоимения тот, таков, этот, все, всё, каждый, всякий, никто, ничто, кто-то, что-то и др. или наречия туда, оттуда, тогда, так, везде, всюду и др. Эти слова указывают на то, что ситуация действительности отражена в главном предложении неполно и что за главным предложением следует придаточное.
    Например: Случается нередко нам/И труд и мудрость видеть там,/Где стоит только догадаться/За дело просто взяться. (И. Крылов.) Уж проходят караваны через те скалы,/Где носились лишь туманы да цари-орлы. (М. Лермонтов. )
    Указательные слова образуют с союзными словами и некоторыми союзами определённые пары: тот — который, тот — кто, такой — какой, так — чтобы и др.
    Строение сложноподчинённых предложений с указательным словом в главном схематически можно изобразить так:

    98. Запишите указательные слова с выделенной «подсказкой» — буквой Т. В какой части сложноподчинённого предложения они находятся? Почему эти слова названы подсказкой?
    Тот
    Такой
    Там
    Туда
    Тогда так
    99. Запишите, расставляя необходимые знаки препинания. В сложноподчинённых предложениях подчеркните указательные слова как члены предложения; сверху укажите, какой частью речи они выражены.
    Составьте схему выделенного предложения.
    1. Известно какое значение имеет в жизни русского человека песня. Издавна поражались иностранцы попавшие в Россию тому песенному половодью которое искони заливает по всем направлениям русский быт. 2. Многообразие и совершенство русского песенного творчества поразительны. Конечно на первом месте должно быть поставлено то что дано русским народом в области церковного песнопения. Русский народ веками младенчески чистой душой своей обретал такую великую радость теплого молитвенного упокоения от которой мы в значительной мере отвыкли.
    100. Прочитайте текст, употребляя указательные слова на месте пропусков. В каком предложении выражена основная мысль текста? Выпишите сложноподчинённые предложения. Составьте схемы выделенных предложений.
    Добрый человек уже самой добротой превозмогает все человеческие недостатки. В старое время, в Древней Руси, доброго не называли глупым. Дурак русских сказок поступает всегда по-умному и своё в жизни всегда получает именно потому, что он добрый. Дурачок русских сказок уродливого конька-«горбунка» приласкает и — птицу, которая прилетела пшеницу воровать, отпустит. Те за него потом и сделают в трудную минуту –, что ему нужно. Доброта — она всегда умная. Дурак всем правду говорит потому, что для него не существует никаких условностей и нет у него никакого страха.
    Любит русский народ дураков не –, что они глупые, а –, что умные. Умные –, высшим умом, который не в хитрости и обмане других заключён, не в плутовстве и удачном преследовании своей узкой выгоды, а в –, мудрости, которая знает истинную цену всякой фальши, показной красивости и скопидомству и которая видит цену в совершении добра другим, а следовательно, и себе как личности.
    И не всякого дурака и чудака любит русский народ, а только –, который некрасивого конька-«горбунка» приголубит, голубка не обидит, деревце говорящее не сломает, своё другим отдаст, природу сбережёт и родимых родителей уважит. Такому дураку не просто красавица достанется, а царевна из окошечка перстень обручальный отдаст, а с ним вместе и полцарства-государства в приданое.
    (По Д. Лихачёву.)
    101. Сочинение. Вы, конечно, встречали добрых людей в жизни, добрых героев в книгах… Расскажите об одном из них. В чём и как проявлялась доброта человека, о котором вы будете писать? У вас может получиться рассказ, описание, рассуждение, описание с рассуждением, дневниковая запись и т. д.
    102. Исправьте в предложениях из детских сочинений речевые недочёты. Объясните, с чем они связаны.
    1. Дед Мороз и Снегурочка повели нас, где находился концерт. 2. Преданность его Маше Мироновой проявилась в том, когда Маша была в руках злодеев, он спас её. 3. Когда Соня дошла до последних строчек, дрожащим голосом прочитала их. 4. Когда Пугачёв захватил крепость и повесил Миронова, Пугачёв хотел повесить и Гринёва.
    103. Найдите ошибки. Употребите указательные слова в нужной форме или исключите их. Запишите предложения в исправленном виде.
    1. Не могли бы вы разъяснить о том, как вы относитесь к позиции нашего движения. 2. О том, что фестиваль состоится, ни у кого не было сомнений. 3. Директор попросил доложить всё, что происходит на заводе. 4. Мне будет не совсем удобно вам докладывать всего того, что говорилось. 5. Вы понимаете о том, что жизнь Кати будет отличаться от неких стандартов. 6. Не надо проверять тот, кто платит каждый день. 7. Сам его приезд означает о том, что он хочет общества.
    Подчинительные союзы так как, потому что, после того как, с тех пор как и др. могут расчленяться. Первая часть союза в таком случае остаётся в главном предложении и становится указательным словом. Это зависит от коммуникативной задачи говорящего или пишущего и бывает в тех случаях, когда говорящему или пишущему нужно особо подчеркнуть ка-кое-либо событие, о котором говорится в главной части предложения.

    Если перед составными союзами употреблены такие слова, как лишь, только, ещё и, прежде всего, именно, очевидно, вероятно, может быть, а также частицы и, не, они всегда расчленяются и перед союзом что ставится запятая.
    Например:

    104. Прочитайте сложноподчинённые предложения. Назовите составные союзы, объясните постановку запятых. Запишите предложения, включив в них слова, данные в скобках. Сверху надпишите, какой частью речи являются вставленные слова. Указательные слова подчеркните как члены предложения.
    потому что — потому, что; для того чтобы — для того, чтобы; благодаря тому что — благодаря тому, что
    1. Люди сидели молча, потому что они не хотели обратить на себя внимание (только). 2. Он поступил на филологический факультет, для того чтобы серьёзно заняться лингвистикой (и). 3. Мой брат стал хорошим гимнастом, благодаря тому что с детства ходил в спортивную секцию (прежде всего). 4. Здесь многое напоминает о Лермонтове, потому что с Кавказом связана часть жизни поэта (именно).
    105. Запишите предложения, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова.
    1. О печальных последствиях вчерашнего происшествия я догадался по (тому) выражению лица какое всегда бывает у отца после моих проделок. 2. Должно быть у меня был рассеянный вид по (тому) что мама повторила свой вопрос дважды. 3. Мишка был благодарен другу не (по)тому что тот ему посочувствовал а (по)тому что помог в трудную минуту. 4. Он перешёл через речку (по) тому маленькому мостику о котором говорил дед. 5. Они шли (от)того дома что стоял на краю деревни. 6. (От)того что ты будешь нервничать ничего не изменится. 7. Ты не справился с контрольной только (от)того что долго болел.
    106. Изложение. Прочитайте текст об иллюстрациях знаменитого русского художника Николая Кузьмина, который стремился постигнуть ту связь, которая существует между Пушкиным пишущим и Пушкиным рисующим. Восстановите порядок следования выделенных абзацами частей текста. Перескажите подробно текст в той логической последовательности, которую вы установили.
    Художник не только прикоснулся к волшебному миру пушкинского творчества, он в него вошёл. И ввёл за собой читателя. Недаром то издание романа, где по полям бегут рисунки Кузьмина, берёшь в руки с особым волнением: кажется порой, что пред тобой рукопись, ещё не остывшая от бега волшебного пера.
    Сейчас уже можно говорить о традиции обращения к эскизам и наброскам самого поэта в русской графике, хотя к Пушкину художники идут разными путями. Но то, что сделал Кузьмин, иллюстрируя «Евгения Онегина», неповторимо.
    Первым, кто обратил самое серьёзное внимание на пушкинские рисунки, был график Николай Кузьмин. Его рисунки к роману «Евгений Онегин» в книге размещены как наброски Пушкина — на полях. Они как бы мгновенные зарисовки, сделанные почти на ходу. Но это только кажется. С каким терпением, с какой любовью надо было вникать в рисунки поэта, чтобы научиться не подражать ему, нет, но рисовать, каждой линией, каждым штрихом напоминая неповторимую манеру Пушкина! И вот, рассыпавшись между онегинских строф, непринуждённо живут у нас на глазах герои романа Онегин, Ленский, барышни Ларины, светская толпа, петербургская улица… А между ними, всё чаще — кто же это, знакомый и незнакомый? — всё чаще мелькает худощавое лицо в бакенбардах, удивлённые тонкие брови…
    На рисунках Кузьмина Пушкин становится героем своего романа, и героем самым главным и самым интересным. И дело не в том лишь, что Пушкин у художника похож на автопортрет, а в том, что наконец-то образ поэта занял то место в романе, какое ему подобает. Линия рисунка легка и музыкальна, как онегинская строфа, она этой строфе созвучна. Нарисовать письмо Онегина, или размышления поэта о гибели Ленского, или тоску Татьяны об уехавшем Онегине невозможно. Но изобразить на бумаге, как Онегин скучает у себя в кабинете, как Ленский падает в снег, как Татьяна бродит по дому Онегина, можно. Нарисовать героев так, чтобы за ними чувствовалась пушкинская симпатия и пушкинская ирония, можно.

  2. OsTApi Ответить

    Русская народная песня – отражение русской души
    Нигде нет такой литературы, как у нас,
    у русских. А народные песни?…
    Такие песни  могли родиться только в
    народе великой души…
    М. Горький
    Слово, люди, добро, род, родня, Родина…Много веков живут на Земле эти слова. По ним в старину  люди учились читать. Почти с каждой буквы алфавита начиналось главное в жизни каждого человека слово…и песня
    “Песня – душа народа”, прямо и непосредственно выражает значение народной песни. Она раскрывает такие глубины, такие тайники русского характера, которые невыразимы, непостижимы в иных жизненных ситуациях. Русский пел и поёт почти всегда – в горе и радости, в будни и праздники. Песня настолько полно выражает особенности национального характера, что это было отмечено русскими мыслителями “Покажи мне , как ты веруешь и молишься; как ты поёшь, пляшешь и читаешь стихи, – говорил И.А.Ильин, – скажи мне всё это, а я скажу тебе, какой нации ты сын”.
    Народная песня – самая доступная всем форма приобщения к музыкальному творчеству. Где, как не в песне, можно постичь характер народа: его безмерную широту, доброту и  щедрость, удаль и молодецкий задор. В песне, как в молитве, происходит очищение души, как говорили древнегреческие мудрецы.
    Песня – хранилище души народной, а без души и народа не будет. Если перестанет русский народ петь свои песни, то он перестанет и существовать как нация.
    Русская народная песня – основной вид музыкального творчества русского народа – с глубокой древности; поется соло, ансамблем, хором (“одному не спеть, артелью – легче”).Тесно связанная с жизнью и бытом, передаваемая устно от поколения к поколению, она шлифуется в процессе исполнения. Народная песня богата различными жанрами: песни,трудовые,обрядовые,календарные,свадебные,хоровые,исторические песни и духовные стихи, романсы, частушки и другие. Старинной крестьянской песне свойственны многоголосный склад, ладовость, ритмическая свобода ,пение без музыкального сопровождения. Свою специфику имеют и городские песни, разнообразные по содержанию и стилю.
    Вся жизнь человека связана с трудом. Тема эта нашла широкое отражение в русских народных песнях. Трудовые песни облегчали тяжёлую работу, объединяли людей ,  с песней работалось дружней, организованней, веселей. Трудовые песни часто переходили из одной артели в другую, причём слова могли изменяться в зависимости от выполняемой  работы(«Эх,ухнем», «Вы ребята ,бери дружно», «Дубинушка».)
    Полдневный зной  его палил.
    И пот с него ручьями лил.
    И падал он, и вновь вставал,
    Хрипя, «Дубинушку» стонал…
    Обычно в таких песнях один запевал, придумывая слова, а артель подхватывала припев, одновременно выполняя какую-либо общую работу.
    Старинные обряды сопровождались тоже песнями, которые дают нам возможность узнать о жизни нишах предков. Среди обрядовых различаются песни календарные и семейно-бытовые, связанные с важнейшими событиями в жизни семьи: свадьбами, похоронами, проводами в солдаты. Особой пышностью выделялась свадьба. Самыми почётными гостями на свадьбе были певцы и музыканты. Недаром раньше говорили «играть свадьбу». В старину на свадьбах наряду  с весёлыми песнями звучали и грустные, похожие на плачи.
    Ведь часто девушку выдавали замуж против её воли. Нередко эти плачи исполнялись специально приглашенным  «плакальщикам». («Виноград в саду цветёт», «Ты река ль, моя реченька».)
    В старину у девушек был обычай гадать о своей судьбе. Гадали два раза в году – зимой и летом. Зимой гадали по вечерам. Летом собирались на лугу или в лесу, водили под песни хороводы, плели венки и бросали их в воду. Одна из песен этого обряда – «Как на речке, на лужочке».
    Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Они отличаются богатством и разнообразием музыкального языка, раскрывают душевное состояние человека, его переживания, чувства, настроения. («Лучинушка», «Ой, да ты, калинушка», «Уж вы , мои ветры», « Не одна во поле дороженька пролегла» и т.д.)
    Исторические песни и их долгая жизнь свидетельствуют об интересе русского народа к своему прошлому и настоящему. По характеру мелодии исторические песни разнообразны: протяжные, напевные, похожие на былины, есть бодрые, маршевые.
    С конца XVIII века русская народная песня записывается и издаётся; она сыграла значительную роль в становлении русской композиторской школы. Хоровая народная песня долгое время была любимым видом бытового музицирования.
    Новую жизнь русская народная песня обрела в советское время, благодаря её широкому распространению.
    Невозможно переоценить значение русской народной песни в формировании национального самосознания и характера, свойственным русскому народу. Ребёнок должен слышать русскую песню в колыбели. Пение несёт ему первый душевный вздох и первый духовный стон: они должны быть русскими. «Русская песня, – писал И.А.Ильин, глубока , как человеческое страдание, искренна, как молитва, она даёт детской душе исход из грозящего озлобления и каменения».
    Русская классическая литература XIX века содержит многочисленные свидетельства о своеобразии, душевном строе и эмоциональной глубине русской народной песни. Удивительную  силу народной песни запечатлел Н.В.Гоголь в «Мертвых душах»: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудесного, прекрасного далека тебя вижу:.. Почему слышится и раздается в ушах твоя тоскливая, несущая  во всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?…»
    У Л.Н.Толстого есть рассказ «Песни в деревне». Но наиболее сильное впечатление производит рассказ «Певцы» в «Записках охотника» И.С.Тургенева. В этом рассказе речь идёт о состязании двух певцов. Это состязание – своеобразный конкурс, в котором принимают участие два героя: рядчик и Яков – Турок. Рядчик первым исполнил весёлую плясовую песню с удалью, и все решили, что победил он. Но настала очередь Якову – Турку исполнять свою песню .И.Тургенев подробно описывает как певец «входит в образ», « Он глубоко вздохнул и запел…» «Не одна во поле  дороженька пролегла» – пел он, и всем сладко становилось и жутко.» Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нём и так хватала за сердце, хватала прямо за его русские струны! Песнь росла, разливалась…
    И.Тургенев сумел необычайно выразительными художественными средствами показать своеобразие русского национального характера в песенном творчестве.
    Русская народная песня всегда была и, будет воплощением жизни народа и его культуры, его памяти, его исторического бытия, его повседневной бытовой жизни: труда и отдыха, радости и горя, любви и разлуки. Русский человек в песне олицетворяет мир природы: «Что затуманилась, зоренька ясная», «Липа вековая над рекой стоит», «Калинка».
    Бытие русского народа, это – река и лес, спеть и поле; происходит слияние человека с природой. И в русской песне утверждается «широта русского характера: «Ах ты, степь широкая…», «Вниз по матушке, по «Волге», и т.д. Образ Родины запечатлён в песне «Родное» на стихотворение Ф.П.Савинова
    Слышу песни жаворонка,
    Слышу трели соловья.
    Это – русская сторонка,
    Это – Родина моя!
    В русской  народной песне воспеты Алтай и Валдай, Урал и Сибирь, Байкал и Русский Север.
    В русских народных песнях нашли отражение и обобщённые, и конкретные образы дорогих почитаемых священных для русского человека природных явлений – один из многообразных ликов Святой Руси. С ними русский человек общается, разговаривает, как с живыми, олицетворяет их. Широко известны песни, в которых поётся о природных явлениях – Волги, Доне, священном Байкале. Эти песни знает вся Россия. Одни из них радостные, другие горестные, но во всех песнях реки или озёра, словно живые, «их жизнь» и судьба русских людей – героев песни – слита воедино.
    Передовые люди России , стремясь сохранить великие богатства устного народного творчества, для будущего, стали записывать песни. Первые сборники песен появились в XVIII веке. Позднее народные песни собирали и записывали композиторы М.Глинка, Балакирев, Римский – Корсаков, Чайковский, Лядов, писатели Тургенев, Л.Толстой, Пушкин, Гоголь.
    Народные песни давали настолько выразительную картину русской жизни, что для создания художественной достоверности вводились в литературные произведения- иногда с элементами обряда. Свадебная песня «Сватушка» звучит в поэме А. Пушкина «Русалка» и в опере А. Даргомыжского, созданной на основе этого произведения. Детская игра «Гори-гори ясно» приводится П. Чайковским в I действии оперы «Пиковая дама», народный обряд масленицы в прологе оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова.
    Использование народных песен придаёт музыкальным произведениям особый колорит, так как в их словах и интонационном строе запечатлены образ времени глубокое своеобразие народной культуры. Народное песенное творчество – это целостный образ страны, её природы, уклада жизни.
    Получили известность имена талантливых сказителей – певцов Ирины Федосовой, Марфы Крюковой, Рябининых. Русская народная песня становится ещё более известной и популярной, благодаря великим русским исполнителям, среди которых первые места занимали и занимают Ф. Шаляпин, Н. Плевицкая, Л. Русланова, Л. Зыкина, Д. Хворостовский и многие другие. Они выразили в своем творчестве лучшие свойства русского национального характера.
    Песни – воплощение жизни народа, его культуры; является и всегда была выражением искренности, эмоциональности, и выразительности народной души. А как затянешь песню – и тяжелая работа не в тягость, и горе – не горе, и беда – не беда. Для русского человека пение подобно молитве: в песне и напляшешься, и раскаешься, и повинишься, и душу свою облегчишь, и тяжесть с души камнем отвалится.
    Русская народная песня всегда была и будет выразительницей русского национального самосознания и русского характера. Русская песня – русская история.

Добавить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *